Full text
Введение Современные тенденции моды через средства массовой информации зачастую пропагандируют специфические формы самореализации, нередко находящиеся на грани поведенческой нормы и патологии. Поскольку стремление к самореализации является врожденным [1, 2] можно говорить о нем как о вневременном феномене. Исторически и социально обусловленными становятся только формы личностной самореализации. В контексте современных нам социокультурных условий эти формы располагаются преимущественно в рамках медиапространства. В статье М. В. Жижиной приводятся данные о том, что просмотр интернет-контента является основной формой досуга современной молодежи. Опосредованное интернет-средой общение становится доминирующим для большинства молодых людей, формирует их ценностную сферу и способы взаимодействия с окружающим миром. М.В. Жижина указывает: «значительная часть времени молодежи проходит за просмотром видео блогеров, которые обладают символической властью, пользуются высоким уровнем доверия и лояльности у многих подписчиков, следовательно, блогосфера является той сферой, в которой формируются и трансформируются социальные представления о тех или иных социальных явлениях, в том числе о массмедиа.» [3]. Как замечает Мартьянова Н. А.: «если ранее главной ценностью интернет-общения была анонимность, то теперь активно культивируется нарциссизм, яркая самопрезентация, извлечение выгоды из конструирования собственного имиджа и создания собственного управляемого пространства» [4]. М.В. Жижина считает также, что: «Все большее значение приобретает медиаимидж, проявляющийся не только в фото- и видеопрезентации человека в пространстве медиа, но и в медиастатусе, выявляющемся в количестве репостов, просмотров, подписчиков и комментариев» [3]. Одним из способов добиться большого количества просмотров созданного контента является демонстрация чего-то необычного и оригинального. В качестве такового могут выступать различные действия и поступки, являющиеся с научной точки зрения отклоняющимся или девиантным поведением. Вопросы изучения того, что же является отклонением от поведенческой нормы, имеют длительную историю. Представители каждой исторической эпохи по-своему видели то, что является «нормальным» или «ненормальным» в поведении. Само понятие «норма» является достаточно подвижным и обусловлено окружающими социокультурными условиями. Существует несколько подходов к пониманию поведенческой нормы. Так, с точки зрения социологического подхода, норма приравнивается к безопасности для окружающих. С точки зрения психиатрического подхода, норма – это отсутствие патологии. Психологический подход рассматривает норму поведения как то, что приводит личность в итоге к самореализации. Девиантное же поведение – это стратегия самодеструкции, стратегия блокирования личностного роста [5, 6]. Именно таким образом мы будем понимать девиантное поведение. В психологической науке представлено достаточно много теорий и концепций, объясняющих происхождение и динамику девиантного поведения личности. Но в рамках данного исследования нас преимущественно интересует поведенческая концепция бихевиоризма. По мнению сторонников данного направления [7, 8] основным механизмом формирования поведения является научение как сохранение определенных форм поведения за счет повторения и поощрения. Основным механизмом формирования поведения является научение через наблюдение, в особенности наблюдение за поведением реферетных лиц. Его особенность состоит в том, что оно обходится без внешнего поощрения, подкрепляясь когнитивными процессами переработки информации самой личности. Как было сказано выше, жизнь современного молодого человека по большей части протекает в медиапространстве, референтными лицами в котором являются высокорейтинговые блогеры. Достижение объема подписчиков может достигаться и за счет трансляции шок-контента, демонстрирующего девиантные формы поведения. Систематический просмотр и эмоциональное вовлечение в такого рода интернет-коммуникацию, может приводить к формированию определенных форм как медиаповедения, так и влиять на отклонение поведенческих стратегий от норм в реальной жизни молодежи. Можно говорить о том, что современная интернет индустрия стала новой средой социализации [3]. Именно аспекты формирования отклоняющегося поведения молодежи за счет научения через наблюдение и включение в коммуникацию в медиапространстве обосновывают наш интерес к исследованию данного вопроса. Методология и результаты исследования Эмпирическое исследование особенностей девиантного поведения молодежи осуществлялось на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский электротехнический техникум». В исследовании принимали участие сорок юношей в возрасте от 16 до 19 лет. На первом этапе нами был реализован свободный опрос респондентов относительно того, как они проводят свой досуг и много ли времени уделяют пребыванию в сети интернет, что конкретно они предпочитают – коммуникацию, развлечение, познание и т.д. В итоге мы получили информацию о том, что 96% опрошенных проводят большую часть свободного времени в интернет-среде, основная цель, как правило, - просмотр видеоконтента развлекательного характера. На следующем этапе нами было проведено психодиагностическое обследование с помощью опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [9], направленное на изучение выраженности готовности респондентов к демонстрации различных форм девиантного поведения. Выбор данного опросника определялся: во-первых, его стандартизацией, а во-вторых, высокой достоверностью результатов, подтвержденной во многих исследованиях. В соответствии с алгоритмом количественной обработки результатов, нами были получены данные в стандартных Т-баллах. После этого результаты всех респондентов были распределены на три группы в соответствии со степенью выраженности количественных показателей шкал. В таблице 1 отражена процентная представленность респондентов в каждой из трех градаций выраженности склонности к девиантному поведению: низкая, умеренная, высокая. Таблица 1. Процентная представленность различных степеней выраженности форм девиантного поведения в эмпирической выборке Степень выраженности Шкалы опросника (%) 1 2 3 4 5 6 7 низкая 3,2 68,8 81,2 78,2 84,4 71,8 78,2 умеренная 50 21,8 18,8 21,8 12,4 18,8 15,6 высокая 46,8 9,4 0 0 3,2 9,4 6,2 Примечание: 1 - Шкала установки на социально-желательные ответы, 2 - Шкала склонности к преодолению норм и правил, 3 - Шкала склонности к аддиктивному поведению, 4 – Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 5 - Шкала склонности к агрессии и насилию, 6 - Шкала волевого контроля эмоциональных реакций, 7 - Шкала склонности к деликвентному поведению. Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что респонденты достаточно настороженно отнеслись к ситуации психологического обследования, несмотря на то, что перед началом диагностической процедуры им было разъяснено назначение исследования и гарантирована конфиденциальность результатов. В итоге, практически 97% опрошенных продемонстрировали стремление к социально-желательным ответам, тенденцию приукрасить свои достоинства и скрыть то, что считали недостатком. Результаты по «Шкале склонности к преодолению норм и правил» указывают на то, что высокая выраженность нонконформизма с тенденцией к противопоставлению собственных ценностей социально одобряемым наблюдается только у 9,4% респондентов. Большинство же опрашиваемых (68,8%) считают себя достаточно конформными, готовыми следовать установленным нормам и правилам поведения. У 21,8% отмечены умеренные тенденции к следованию своим собственным убеждениям, даже если они противоречат существующим поведенческим нормативам, что может свидетельствовать о сложившихся точках зрения данных респондентов в отношении определенных аспектов жизни и деятельности. 81,2% опрошенных молодых людей по «Шкале склонности к аддиктивному поведению» продемонстрировали отсутствие выраженного стремления к уходу от реальности посредством употребления психоактивных веществ. 18,8% продемонстрировали умеренную склонность к употреблению ПАВ, что, возможно, обусловлено наличием вредных привычек, являющихся временными по своему характеру и групповыми по форме реализации. Отсутствие высокой степени выраженности наблюдается и по результатам «Шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». Но 21,8% респондентов попали в категорию «умеренной выраженности», что может указывать на возникновение у них эпизодических мыслей о прекращении существования в особенно критических ситуациях. По «Шкале склонности к агрессии и насилию» были выявлены высокие показатели у 3,2% респондентов, что может свидетельствовать о закреплении данной поведенческой формы разрешения конфликтных ситуаций. 12,4% могут прибегать к демонстрации агрессии в определенных ситуациях. Но все же для большинства респондентов (84,4%) агрессия не рассматривается как приемлемая стратегия поведения. Анализируя показатели «Шкалы волевого контроля эмоциональных реакций» можно сказать, что неспособность волевого контроля собственного поведения свойственна только 9,4% опрошенным. 12,4% респондентов в большинстве случаев способны контролировать свои побуждения и стремления. Большая же часть выборки (71,8%) рассматривает свое поведение как результат волевого контроля процесса достижения намеченных целей. Данные «Шкалы склонности к деликвентному поведению» указывают на наличие у 78,2% респондентов доминирования установок социального контроля за поведением. Лишь 6,2% опрошенных продемонстрировали выраженную готовность к реализации делинквентного поведения, а 15,6% юношей – потенциальную готовность к его реализации. В целом можно сказать, что большинство опрошенных молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет не показало по результатам психодиагностики с помощью опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» выраженных тенденций к девиантному поведению. Мы не можем исключить того, что сама ситуация психологического обследования могла повлиять на ответы респондентов, поскольку была отмечена такая особенность: респонденты, продемонстрировавшие высокие показатели по «Шкале установки на социально-желательные ответы» по другим шкалам методики показали низкую проявленность склонности к девиантности. И, наоборот, респонденты, которые продемонстрировали высокую выраженность показателей по отдельным шкалам методики, стремление к социально-желательным ответам не проявили. В целом, можно сказать, что помимо стремления избежать негативной социальной оценки своих поведенческих тенденций, отмеченной у большинства респондентов, отдельным молодым людям, составившим экспериментальную выборку, свойственны склонность к противопоставлению своих убеждений социально одобряемым нормам и правилам, готовность к реализации делинквентного поведения и ослабленный волевой контроль побуждений. Заключение Таким образом, можно сказать, что реализованный нами эмпирический срез, направленный на выявление доминирующих склонностей к девиантному поведению и степени их выраженности, указывает на преимущественную проявленность демонстративного поведения у большинства опрошенных, стремление выглядеть в глазах окружающих в наиболее социально привлекательном ракурсе. И лишь незначительная часть респондентов имеет тенденции к преодолению норм и правил и готовность к демонстрации делинквентного поведения. Высокие показатели склонности к аддиктивному и самоповреждающему поведению не были выявлены, что может свидетельствовать о том, что данные тенденции постепенно теряют свою актуальность. Проведенный свободный опрос показал, что большинство современных молодых людей проводят свое досуговое время на разных ресурсах сети Интернет, что подтверждает тезис о том, что медиапространство стало новой средой социализации. Поскольку это было пилотное исследование, говорить о выявлении каких-то устойчивых достоверных тенденций не корректно, но высокие показатели шкалы на демонстрацию ожидаемого поведения в определенной мере подтверждают тезис современных исследователей о том, что происходит размывание «границы между частной и публичной сферами жизни. Вместе с тем возрастает роль демонстративной составляющей различных сфер жизни человека, постоянное позиционирование человеком себя и своей жизни стало неотъемлемым элементом жизни медиа-пользователя» [3].