Full text

Введение

 

Оценка краткосрочной и долгосрочной платежеспособности является одним из наиболее важных аспектов экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия.

По мнению Н. С. Пласковой, Н. А. Продановой, краткосрочная платежеспособность определяется комплексом показателей ликвидности, которые отражают способность организации покрывать текущие обязательства за счет наиболее ликвидных активов – денежных средств и краткосрочных финансовых вложений [1]. В свою очередь, показатели долгосрочной платежеспособности (коэффициенты абсолютной, критической и текущей ликвидности) позволяют оценить возможность предприятия погашать свои обязательства в будущем.

Платежеспособность рассматривается как индикатор финансовой устойчивости коммерческой организации [2]. Анализ финансовой устойчивости проводится с целью формирования представления об уровне финансовой автономии и экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

На основе финансовой отчетности по РСБУ за 2018–2020 гг. ПАО «Транснефть», осуществляющего деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, мы рассчитаем показатели ликвидности бухгалтерского баланса, характеризующие платежеспособность компании, и проведем коэффициентный анализ финансовой устойчивости компании.

 

Методология и результаты исследования

 

Для анализа платежеспособности ПАО «Транснефть» воспользуемся показателями, представленными в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по РСБУ на следующие даты: 31.12.2018, 31.12.2019, 31.12.2020 (информация размещена на официальном сайте организации [3]).

Степень ликвидности бухгалтерского баланса и платежеспособность предприятия оцениваются путем сопоставления статей активов, сгруппированных по степени ликвидности, и пассивов, сгруппированных по срочности погашения задолженности (табл. 1) [4].

Таблица 1

Аналитическая группировка активов и пассивов
для оценки ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «Транснефть»

 

Группы активов, млн руб.

Сумма строк

в балансе

31.12.2018

31.12.2019

31.12.2020

Наиболее ликвидные активы А1

1240 + 1250

147960,8

132163,2

170332,9

Быстро реализуемые активы А2

1231 + 1260

58374,1

101222,8

99450,5

Медленно реализуемые активы А3

1210

367,3

185,9

627,3

Трудно реализуемые активы А4

1100 + 1232 + 1220*

792804,4

835337,8

800525,1

Итого активов

1600

999506,6

1068909,7

1070935,7

Группы пассивов, млн руб.

Сумма строк

в балансе

31.12.2018

31.12.2019

31.12.2020

Наиболее срочные обязательства П1

1520**

191635,6

203745,4

261020,2

Краткосрочные обязательства П2

1510 + 1540 + 1550***

89414,7

104401,6

109093,1

Долгосрочные обязательства П3

1400

535708,6

580276,7

539422,5

Постоянные пассивы П4

1300 + 1530

182747,7

180486,1

161400,0

Итого пассивов

1700

999506,6

1068909,7

1070935,7

 

Примечание. * – в группу трудно реализуемых активов А4 также следует включать неликвидные запасы сырья, материалов и готовой продукции; ** – в группу наиболее срочных обязательств П1 также следует включать просроченную задолженность по кредитам и займам; *** – в группе краткосрочных обязательств П2 не учитывается просроченная задолженность по кредитам и займам.

 

Бухгалтерский баланс компании в 2018–2020 гг. нельзя считать абсолютно ликвидным, так как не выполняется данная система неравенств:

 

 

 

Анализ соотношения сгруппированных активов и пассивов свидетельствует о том, что ПАО «Транснефть» в 2018–2020 гг. осуществляло рискованную финансовую политику, финансируя часть внеоборотных активов за счет привлечения краткосрочного заемного капитала, срок возврата которого наступит раньше, чем окупятся внеоборотные средства.

Оценка перспективной ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «Транснефть» свидетельствует о том, что на более длительном сроке поступления денежных средств с учетом имеющихся материально-производственных запасов и долгосрочной дебиторской задолженности не смогут превысить все внешние обязательства компании. Данный вывод сделан из следующего неравенства:

 

 

 

Нарушение текущей ликвидности бухгалтерского баланса организации демонстрирует данная диспропорция в балансе компании:

 

 

В рамках дальнейшего анализа мы рассчитаем ряд относительных показателей, характеризующих качество структуры бухгалтерского баланса ПАО «Транснефть» и потенциальную платежеспособность хозяйствующего субъекта (табл. 2) [5].

Таблица 2

Показатели платежеспособности ПАО «Транснефть»

 

Показатель

Формула расчета

2018

2019

2020

Норматив

Коэффициент общей ликвидности

 

0,446

0,425

0,461

> 1

Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio, CR)

 

0,735

0,758

0,731

> 2

Коэффициент критической (промежуточного покрытия) ликвидности (Quick Ratio, QR)

 

0,734

0,757

0,729

0,5–0,8

Коэффициент абсолютной ликвидности (Liquidity Ratio, LR)

 

0,526

0,429

0,460

> 0,2

 

Результаты анализа свидетельствуют о том, что в рассматриваемом периоде уровень общей ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «Транснефть» стагнировал, увеличившись лишь на 0,015 пункта. При этом к концу рассматриваемого периода отклонение фактического значения приведенного показателя от оптимального составило –0,539. Компания потенциально могла погасить только 46,1% задолженности, отраженной в бухгалтерском балансе на 31.12.2020. Величина коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о том, что ПАО «Транснефть» не имело возможности покрыть краткосрочные обязательства оборотными активами. Оценить возможность восстановления платежеспособности организации в первое полугодие 2021 г. позволяет следующий коэффициент:

 

 

 

Расчет данного коэффициента показывает, что компания к 01.07.2021 не имела реальной возможности восстановить платежеспособность ( , что составляет меньше 1).

По достигнутому значению коэффициента критической ликвидности, который отражает среднесрочный прогноз платежеспособности организации, можно утверждать, что даже в случае своевременного и полного погашения дебиторской задолженности она сможет покрыть 72,9% краткосрочных обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий быструю способность предприятия погасить часть своих долгов, свидетельствует о возможности погашения лишь 46,0% начисленных на 31.12.2020 краткосрочных обязательств. Следует заметить, что в анализируемом периоде из совокупности расчетных показателей оптимальные (нормативные) значения принимали только коэффициенты критической и абсолютной ликвидности.

Итак, анализ бухгалтерского баланса ПАО «Транснефть» свидетельствует о наличии рисков возникновения признаков неплатежеспособности компании при сохранении текущей динамики показателей ликвидности.

Для характеристики финансовой устойчивости ПАО «Транснефть» воспользуемся методикой, представленной в [6]. Для определения типа финансовой ситуации организации необходимо рассчитать ряд абсолютных показателей: излишек или недостаток собственных оборотных средств ( ); излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат ( ); излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат ( ). Далее приведенные показатели трансформируются в трехфакторную модель:

 

 

 

При этом:

 

 

 

Формулы для расчета приведенных показателей по балансу представлены ниже:

 

 

 

 

 

Расчеты, необходимые для определения типа финансовой устойчивости компании в рамках данной модели, приведены в табл. 3.

Таблица 3

Расчет параметров модели финансовой устойчивости ПАО «Транснефть»

 

Показатель

31.12.2018

31.12.2019

31.12.2020

Излишек или недостаток собственных оборотных средств, тыс. руб.,

–604812877

–624806793

–613834911

Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб.,

–69104308

–44530063

–74412428

Излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат, тыс. руб.,

16308177

32656553

12965207

Трехфакторная модель финансовой устойчивости (S(Ф))

     

Тип финансовой устойчивости ПАО «Транснефть»

Неустойчивое состояние

 

Неустойчивое состояние

 

Неустойчивое состояние

 

Результаты анализа свидетельствуют о том, что в период 2018–2020 гг. финансовое состояние ПАО «Транснефть» характеризовалось как неустойчивое, при котором фиксируется нарушение нормальной платежеспособности (подтверждено ранее). Тем не менее сохраняются условия для восстановления платежеспособности при корректировке финансовой политики организации. В рамках применяемой модели тип финансовой ситуации компании описывается следующей системой неравенств:

 

 

 

Мы не можем не отметить, что некоторые отечественные авторы ставят под сомнение эффективность приведенной модели оценки финансовой устойчивости предприятия [7]. По нашему мнению, данная модель может применяться только для экспресс-диагностики финансового состояния компании. При принятии управленческих, инвестиционных и кредитных решений в отношении исследуемого предприятия применение данного подхода нецелесообразно.

Далее рассчитаем ряд показателей, характеризующих уровень финансовой устойчивости ПАО «Транснефть» (табл. 4).

Таблица 4

Показатели финансовой устойчивости ПАО «Транснефть»

 

Показатель

Формула расчета по строкам баланса

2018

2019

2020

Норматив

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

 

0,187

0,194

0,171

0,6–0,7

Коэффициент заемного капитала

 

0,813

0,806

0,829

0,3–0,4

Коэффициент финансовой устойчивости

 

0,723

0,737

0,675

> 0,7

Коэффициент финансовой зависимости (плечо финансового рычага)

 

4,447

4,772

5,501

< 1

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

 

–2,681

–2,441

–2,098

0,6–0,8

Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами

 

14,329

14,761

14,364

> 1

Коэффициент риска банкротства

 

0,179

0,187

0,150

> 2

 

По данным, представленным в табл. 4, мы видим, что в анализируемом периоде наблюдается в целом отрицательная динамика основных показателей финансовой устойчивости компании. Значения рассчитанных коэффициентов находятся преимущественно в неоптимальных интервалах, при этом ряд коэффициентов удаляется от нормативного уровня. Так, коэффициент финансовой независимости на 31.12.2020 в сравнении с 31.12.2018 уменьшился на 0,016 и составил 0,171 при нормативном значении 0,6–0,7. Данная динамика демонстрирует уменьшение удельного веса собственного капитала в составе совокупных пассивов компании до 17,1%. На этом фоне происходит постепенное увеличение удельного веса заемного капитала в структуре пассивов до 82,9%. Следовательно, подобные структурные трансформации пассивов обусловливают повышение уровня финансовой зависимости ПАО «Транснефть» от внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Расчет финансового левериджа (плеча финансового рычага) показывает, что на конец 2020 г. на 1 рубль собственного капитала компании приходилось 5,50 руб. заемного капитала против 4,45 руб. на конец 2018 г.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами также находится в неоптимальном отрицательном интервале. Однако необходимо сделать поправку на то, что нормативное значение данного коэффициента, свойственное только отечественной практике финансового анализа, для большинства российских предприятий труднодостижимо. Тем не менее положительная динамика приведенного показателя отражает укрепление финансовой независимости ПАО «Транснефть» в формировании оборотных активов.

В результате проведенного комплексного финансово-экономического анализа ПАО «Транснефть» по данным бухгалтерской отчетности компании по РСБУ мы пришли к следующим выводам:

  1. В 2018–2020 гг. бухгалтерский баланс компании был неликвидным. Коэффициенты общей и текущей ликвидности баланса ПАО «Транснефть» были значительно ниже нормативных значений.
  2. Оценка ликвидности баланса свидетельствует о нарушении текущей и перспективной платежеспособности ПАО «Транснефть». К 01.07.2021 компания не обладала реальной возможностью восстановить свою платежеспособность в ближайшие шесть месяцев.
  3. Результаты коэффициентного анализа свидетельствуют о том, что в 2018–2020 гг. финансовое состояние ПАО «Транснефть» являлось неустойчивым.
  4. Увеличение удельного веса заемного капитала в структуре пассивов обусловливает повышение зависимости ПАО «Транснефть» от внешних источников финансирования – коэффициент финансового левериджа на 31.12.2020 превышал оптимальный уровень в 5,5 раза.

В качестве мер, ориентированных на укрепление ликвидности бухгалтерского баланса, платежеспособности и финансового положения ПАО «Транснефть», мы можем предложить следующие решения:

  1. Увеличение удельного веса собственного капитала и резервов в составе пассивов с целью повышения уровня финансовой независимости компании и снижения зависимости от внешних источников финансирования.
  2. Снижение долговой нагрузки на компанию посредством досрочного погашения части задолженности с целью восстановления текущей и перспективной платежеспособности.
  3. Увеличение объема финансирования оборотных активов за счет собственных средств с целью сокращения прироста краткосрочной задолженности.
  4. Ускорение конверсии дебиторской задолженности в денежные средства посредством факторинга, форфейтинга, вексельных операций, а также реализация мероприятий по профилактике неплатежей контрагентов.

 

Заключение

 

Таким образом, платежеспособность коммерческой организации определяется величиной ее наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений), необходимой и достаточной для полноразмерного покрытия обязательств хозяйствующего субъекта. Краткосрочную и долгосрочную платежеспособность характеризуют показатели ликвидности бухгалтерского баланса, для оценки которой целесообразно проводить аналитическую группировку активов (по степени ликвидности) и пассивов (по срочности погашения обязательств) исследуемого предприятия. В рамках анализа платежеспособности организации представляется необходимым расчет коэффициентов общей, текущей, критической и абсолютной ликвидности.

При коэффициентном анализе финансовой устойчивости рассчитывается ряд показателей, характеризующих уровень финансовой автономии и степень обеспеченности предприятия собственными средствами для финансирования текущей производственной деятельности. Для укрепления финансовой устойчивости коммерческим организациям целесообразно увеличивать удельный вес собственного капитала и резервов в структуре пассивов, а также разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных на уменьшение долговой нагрузки на предприятие.