Full text
Введение Модернизация высшего образования в России обострила проблему объективной оценки качества образования. Ее совершенствование невозможно без подготовки и профессионального развития экспертов, способных к эффективной реализации экспертной деятельности в изменяющихся правовых и социально-педагогических условиях. Проблема экспертной деятельности в образовании изначально рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях в контексте изучения методологии педагогики. Она рассматривалась учеными преимущественно как особый метод педагогического исследования, который характеризуется комплексом эмпирических процедур, которые позволяют эксперту оценить объект в соответствии с установленными критериями и сформулировать оценочное суждение 8, 15. В настоящее время этот контекст существенно расширен. Появились работы, посвященные отдельным аспектам экспертной деятельности в сфере образования. Развитие экспертной деятельности рассматривается как важнейший элемент модернизации высшего образования 4. Ее осуществление исследователи, прежде всего, связывают с необходимостью прогнозирования развития и модернизации образовательной системы 3, а также с осуществлением оценки ее инновационных сегментов, в том числе, гибких образовательных программ 5, 11, 23; а также с формированием экспертных компетенций 6. Изучены характеристики основных направлений экспертной деятельности: экспертиза образовательной среды, образовательных технологий, комфортности и безопасности образовательной среды, профессиональной деятельности педагогических работников, инновационных процессов, качества образовательных услуг, программ и учебных пособий 27. В современных психолого-педагогических исследованиях, в практике образования (например, в рамках работы европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования) деятельность по оценке качества высшего образования деятельность рассматривается как экспертная, имеющая свои особенности в образовательной практике 28, 10. Экспертная деятельность в сфере образования преимущественно характеризуется как один из видов профессиональной деятельности. Наиболее продуктивным методологическим подходом для исследования экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования рассматривается системный подход. Ученые отмечают сложный, интегрированный характер экспертной деятельности в сфере образования, объединяющий в себе эмпирический и когнитивный аспекты 7. В практике высшего образования также высок уровень интереса к экспертной деятельности, так как в большинстве стран внешняя оценка качества профессионального образования осуществляется на основе экспертной деятельности, которую осуществляют эксперты, представляющие соответствующие государственные структуры, профессиональные ассоциации или общественные организации. Увеличение различных экспертных мероприятий в сфере образования объективно обусловливают необходимость подготовки специалистов, способных профессионально проводить экспертизу в образовании на основе исследований и учета результатов практической деятельности. Несмотря на наличие интереса профессионально-педагогического сообщества к экспертной деятельности, положительной мотивации к данному виду активности, в ходе отбора экспертов в сфере внешней оценки качества высшего образования, а также в процессе их подготовки не в полной мере учитываются характеристики и потенциал экспертной деятельности, которые способны оказать существенное влияние на качество экспертизы. Для исследования характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования важно на основе типологических признаков экспертной деятельности определить, исследовать и реализовать в практике подготовки экспертов потенциал экспертной деятельности как совокупность ресурсов, которые обеспечат достижения субъектом экспертной деятельности социально востребованных результатов. Обзор отечественной и зарубежной литературы В настоящем исследовании установлено, что экспертная деятельность рассматривается как изучение компетентными специалистами-экспертами какого-либо предмета или процесса с целью подготовки соответствующего заключения 2. Традиционно экспертную деятельность как особый вид человеческой деятельности относят к аналитическому и исследовательскому типу деятельности. Объектом ее изучения рассматривается развивающая и развивающаяся практика, а продуктом является получение заключения об уровне развития этого объекта 7, 25. Данная деятельность направлена на удовлетворение спроса на экспертные услуги, обеспечивающие незаинтересованную и независимую оценку качества товаров, услуг или деятельности. Основным содержанием экспертной деятельности, как считают исследователи, является выявление факта подтверждения объекта или процесса необходимым, утвержденным требованиям 1. Экспертная деятельность в сфере образования характеризуется как активность, направленная на оценку качества образования, которая осуществляется авторитетными специалистами по выработанным в профессиональном сообществе процедуре и критериям. В исследованиях подробно описаны требования к экспертам в сфере образования, в том числе к тем из них, которые участвуют в процедурах аккредитации 24,26. Особый интерес для решения задач нашего исследования представляют работы, в которых экспертная деятельность рассматривается как один из видов профессиональной деятельности, предполагающий формирование оценочных суждений на основе контроля, анализа и оценки 12. Можно констатировать, что в настоящее время определились методологические подходы к исследованию экспертной деятельности, среди которых ключевыми являются следующие:  системный подход, определяющий экспертную деятельность как полифункциональную, обеспечивающую достижение комплекса результатов, связанных прогнозом, анализом, оценкой и коррекцией объекта экспертной деятельности.  деятельностный подход, выражающийся в обосновании сущности и особенностей экспертной деятельности в сфере образования через характеристику объектов экспертизы, ее процедуры и критериев экспертизы 13;  аксиологический подход, акцентирующий внимание на ценностно-смысловую составляющую экспертной деятельности в сфере образования, в том числе, на гуманитарный характер педагогической экспертизы 9;  герменевтический подход, связанный с категорией субъекта экспертной деятельности в образовании, с субъектными измерениями и характеристиками хода и результатов экспертной деятельности 14;  средовой подход, связанный с реализацией в ходе экспертной деятельности идеи оценки не только хода и результатов образовательного процесса, но и условий (кадровых, материально-технических, информационных, финансовых) ее осуществления 16, 29. В качестве объектов экспертной деятельности в образовании, по мнению исследователей, выступают образовательные среды, образовательные институты, образовательные процессы, а также механизмы обеспечения образования –образовательная политика и управление образованием 14, 18. В то же время следует отметить, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно исследований, выявляющих сущность и особенности осуществления различных видов экспертной деятельности в образовании, определяющих характеристики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования и обосновывающих ее потенциал с учетом субъектных характеристик эксперта. Методологическая база исследования Задачи исследования. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. охарактеризовать методологические подходы к исследованию экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования; 2. обосновать характеристики и потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования на основе концептуальных положений системного и ресурсного подходов к рассмотрению экспертной деятельности; 3. исследовать на основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования Ведущими методами исследования данной проблемы выступают: - теоретические методы – ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику экспертной деятельности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе; педагогическое моделирование и проектирование – при обосновании концептуальных положений системного подхода к рассмотрению экспертной деятельности; изучение нормативной правовой документации – федерального законодательства в сфере государственной аккредитации образовательной деятельности, кодекса эксперта, на основе которых представлена характеристика и потенциал экспертной деятельности. - эмпирические – изучение и обобщение образовательной практики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества образования в вузе (на примере аккредитационной экспертизы), а также методы математической статистики, на основе которых осуществлялось изучение характеристик и потенциала экспертной деятельности как комплекса ее возможностей, связанных с развитием высшего образования, повышением качества профессиональной деятельности, личного и профессионального совершенствования экспертов. 2.3 База исследования Базой исследования явился АНО ВО «Университет Иннополис» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе осуществлялось изучение ведущих методологических подходов к исследованию экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования. На втором этапе была организована работа по обоснованию характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования на основе концептуальных положений системного и ресурсного подходов. На третьем этапе осуществлялось исследование потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования на основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций Оценочные критерии Анализ потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования осуществлялся на основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. В качестве направлений анализа рассматривались комплекс ее возможностей, связанных с осознанием особой миссии экспертизы в деле развития высшего образования, ее значимости для повышения качества профессиональной деятельности, а также для личного и профессионального совершенствования экспертов как субъектов экспертной деятельности. Формирование опросника осуществлялось на основе данных анализа потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования. В рамках опросника указанные выше направления анализа потенциала экспертной деятельности конкретизированы через совокупность утверждений, среди которых эксперты выбирали наиболее существенные, по их мнению. Результаты исследования Для определения особенностей экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, выделим ее характеристики (на примере аккредитационной экспертизы) с опорой на типологические признаки экспертной деятельности 19. (см. табл.1). Таблица 1 Характеристики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования (на примере аккредитационной экспертизы) Типологические признаки экспертной деятельности Характеристики Функция Полифункциональная Целевая направленность Контрольно - оценочная Уровень организации Государственная Форма организации Временная Состав экспертов Индивидуальная Форма контактов Очная/заочная Форма представления материалов Письменная Отношение к объекту Закрытая По способам получения информации Прямая По субъектам экспертизы Внешняя По форме деятельности Идентификация По экспертируемому объекту Экспертиза реального объекта Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования является полифункциональной, так как решает комплекс задач, связанных с установлением соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов. Ее ведущей функцией является контрольно-оценочная. Экспертная деятельность в данном случае ограничена по времени, предполагает индивидуальную деятельность внешнего эксперта, который оценивает качество образовательных программ, реализуемых организацией, на основе материалов и документов, непосредственно предоставляемых образовательной организацией. В ходе экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования изменение объекта экспертизы не предполагается, а по ее результатам формируется письменное экспертное заключение/отчет эксперта. Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования характеризуется специфическими целями, содержанием и технологией осуществления, а также особыми требованиями к экспертам (см. табл.2). Таблица 2 Специфика экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования (на примере аккредитационной экспертизы) Компоненты экспертной деятельности Специфика экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования Цель Установить соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов Принципы  соответствие российскому законодательству;  полнота экспертного исследования;  объективность процедуры и результатов экспертной деятельности;  независимость экспертов / independence of experts;  профессиональная компетентность экспертов;  ответственность экспертов за качество экспертной деятельности;  сотрудничества во взаимодействии с представителями экспертного сообщества Содержание Определение соответствия содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов /профессиональных стандартов). Определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы и (или) планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), практике Процедура Запрос у организации, осуществляющей образовательную деятельность, документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы и ознакомление с ними. Ознакомление с документами и материалами, размещенными организацией на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Результат Отчет об экспертизе качества высшего образования в части закрепленных за экспертом образовательных программ. Заключение экспертной группы Объект Образовательные программы, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность / Субъект Эксперты, имеющие необходимую квалификацию, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям Целью экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов. Основными принципами экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования являются следующие: • соответствие российскому законодательству, которое требует соблюдения процедуры и выводов экспертизы, касающихся оценочной деятельности в сфере качества образования 20; • полнота экспертного исследования, требующая изучения комплекса характеристик качества профессионального образования, а также оценки качества результатов, качества условий реализации образовательного процесса, а также структуры реализуемых основных профессиональных образовательных программ; • объективность процедуры и результатов экспертной деятельности, обеспечивающая получение заключений и выводов, которые базируются на объективной информации, полученной со стороны всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, научно-педагогических работников, руководителей образовательной организации, работодателей; • независимость экспертов, предполагающая, что эксперты не могут находиться в гражданско-правовых и в трудовых отношениях с организациями, в которых осуществляется проведение экспертизы в сфере оценки качества высшего образования в отношении образовательной деятельности такой организации; • профессиональная компетентность экспертов, требующая соответствия их знаний и умений профилю экспертизы, современному уровню развития науки, техники и технологий, а также квалификационным требованиям к экспертам, установленным законодательством Российской Федерации в сфере образования; • ответственность экспертов за качество экспертной деятельности, предполагающая их ориентацию на интересы общества при осуществлении экспертной деятельности; исключение корыстных действий при подготовке экспертного заключения; обеспечение предоставления полной и объективной информации; сохранение конфиденциальной и служебной информации; • сотрудничества во взаимодействии с представителями экспертного сообщества, диалогические способы взаимодействия при обсуждении сложных и спорных вопросов, ориентация на коллегиальную модель принятия решений. Содержание экспертной деятельности связано с установлением соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов, а также с определением качества подготовки обучающихся, оценкой степени достижения ими планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с нормативно-регламентированной процедурой и критериями. Процедура внешней оценки качества высшего образования предполагает запрос у организации, осуществляющей образовательную деятельность, документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы и ознакомление с ними экспертами, а также ознакомление с документами и материалами, размещенными организацией на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Результатом экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования является отчет об экспертизе качества высшего образования в части закрепленных за экспертом образовательных программ, на основе которого формируется заключение экспертной группы. Объектом экспертизы являются образовательные программы, реализуемые в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а субъектами - эксперты, имеющие необходимую квалификацию, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Исследователи справедливо отмечают, что в центре экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования находится именно эксперт – специалист, уполномоченное физическое лицо, обладающее необходимым опытом, знаниями и квалификацией в области объекта экспертизы, который по результатам экспертизы представляет экспертное заключение согласно установленным критериям. Совокупность квалификационных требований к эксперту для участия в экспертной деятельности по оценке качества образования в рамках проведения аккредитационной экспертизы определены российским законодательством и включают, кроме наличия высшего образования и опыта работы в сфере образования, ряд позиций, характеризующих знания, умения и навыки эксперта, а также опыт разработки и реализации образовательных программ 22. (см. табл.3). Таблица 3 Квалификационные требования к эксперту, привлекаемому к оценке качества высшего образования при осуществлении аккредитационной экспертизы Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет Знать:  законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности;  федеральные государственные образовательные стандарты;  образовательные стандарты, установленные образовательными организациями высшего образования самостоятельно;  порядок работы со служебной информацией, со сведениями, составляющими государственную тайну, персональными данными;  способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Обладать навыками:  поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;  работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;  применения правил деловой этики / usage of business ethics principles;  делового письма (переписки) Уметь  взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с экспертной группой, с аккредитационными органами, организацией, осуществляющей образовательную деятельность;  работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;  проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;  устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;  анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;  грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;  составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий Обладать опытом:  разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);  применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Потенциал в общем виде рассматривается исследователями как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-либо. Потенциал экспертной деятельности мы рассматриваем как возможность, как совокупность ресурсов, резервов, которые обеспечат достижения субъектом экспертной деятельности социально востребованных результатов 21. Основываясь на положениях ресурсного подхода к характеристике потенциала субъекта экспертной деятельности, мы, вслед за В.Н. Марковым, рассматриваем его как «самоуправляющуюся систему его внутренних ресурсов, проявляющихся в социально востребованных результатах деятельности» и выделяем внешний (субъект в окружающей среде) и внутренний (внутренние противоречия субъекта деятельности) аспекты потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, как ресурсы экспертной деятельности, связанные с развитием высшего образования в целом, так и с повышением качества профессиональной деятельности, а также личного и профессионального совершенствования экспертов 17. Исследование потенциала экспертной деятельности осуществлялось в 2018-2021 гг. среди аккредитованных экспертов Рособрнадзора на основе анализа комплекса ее возможностей. Выборка составила 30 человек, из которых 18 человек относятся к административно-управленческому персоналу вузов, а 12 человек - к профессорско-преподавательскому составу). Результаты исследования потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования отражены в табл.4. Таблица 4 Потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования Характеристика потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования Значимость для экспертов (в %) Развитие высшего образования и повышение его качества Определение стратегических задач вуза 66,7 Системное видение требований к организации и осуществлению образовательного процесса 60 Подготовка к процедуре государственной аккредитации 100 Знакомство с лучшими практиками образовательной деятельности в российских университетах 50 Повышение качества профессионально-педагогической деятельности Использование экспертной позиции для повышения качества профессиональной деятельности коллег (наставничество) 20 Повышение психологической готовности к совершенствованию профессиональной деятельности 46,7 Повышение мотивации понимания предназначения профессии 23,3 Развитие профессиональных коммуникаций 60 Использование экспертного статуса для поддержки инновационного образования 23,3 Личное и профессиональное совершенствование экспертов как субъектов экспертной деятельности Развитие рефлексивной позиции эксперта 56,7 Профессиональная самореализация 66,7 Профессиональный и личностный рост 60 Творческий потенциал экспертной деятельности 13,3 Признание и авторитет среди коллег 63,3 Характеризуя потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества для развития высшего образования и повышение его качества, эксперты, прежде всего, отмечают значимость данной работы для решения стратегических задач своего вуза. На это указывают 66,7% всех опрошенных экспертов. Отметим, что среди экспертов, относящихся к административно-управленческому аппарату вузов, данную возможность экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования отмечают 94,4% респондентов. Среди преимуществ экспертной деятельности для развития высшего образования и повышение его качества респонденты отмечают возможность системного видения требований к организации и осуществлению образовательного процесса: к условиям реализации образовательного процесса по конкретным образовательным программам; к содержанию и результатам профессионального образования; к структуре образования. На данное обстоятельство указывают 60% опрошенных экспертов. Оценивая потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества для развития высшего образования и повышение его качества, 100% респондентов единодушны в том, что участие в данной деятельности способно оказать существенное положительное влияние на процесс подготовки к процедуре государственной аккредитации той образовательной организации, которая является основным местом работы эксперта. Участие в экспертизе формирует у экспертов важные компетенции – способность работать с документами, грамотно и системно формировать требования к локальной нормативной базе образовательной деятельности, правильно «читать стандарты». Участие в процедуре оценки качества образования позволяет, по их мнению, «увидеть изнутри работу экспертной группы», и более системно осознать требования, которые предъявляются в ходе процедуры внешней оценки качества образования. Респонденты также отметили, что опыт участия в оценке качества образования позволяет им более корректно и на регулярной основе осуществлять внутреннюю экспертизу образовательных программ, реализуемых в образовательной организации, являющейся их постоянным местом работы. 80% респондентов, относящихся к административно-управленческому аппарату вузов указывают на возможность через участие в экспертной деятельности повысить психологическую готовность к аккредитационной экспертизе у руководителей структурных подразделений. Именно поэтому многие руководители образовательных организаций решают задачу наличия не одного, а пула экспертов, например, по каждой из укрупненной группы специальностей/направлений подготовки, по которым ведется образовательная деятельность. 50% опрошенных указывают, что участие в экспертной деятельности по оценке качества высшего образования дало им возможность познакомиться с лучшими практиками образовательной деятельности в российских университетах. Действительно, возможность увидеть другие подходы к образовательному процессу, иные решения позволяет по- новому взглянуть на деятельность своего родного вуза, а значит, совершенствовать ее, выходя за рамки текущего функционирования. При этом можно согласиться с мнением экспертов, которые отметили, что даже негативные результаты экспертизы дают возможность «учиться на ошибках», формируют «установку не повторять ошибок других в деятельности своей образовательной организации». Следовательно, среди ресурсов, связанных с развитием высшего образования и повышение его качества, приоритетными, как считают респонденты, являются ее возможности, связанные с подготовкой к процедуре государственной аккредитации и определением стратегических задач вуза. Характеризуя потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования для повышения качества профессионально-педагогической деятельности, респонденты указывают на возможность использования своей экспертной позиции для повышения качества профессиональной деятельности коллег через участие в различных формах наставничества для молодых педагогов, проведение для них мастер-классов, открытых учебных занятий, методических семинаров, на что указали 20% участников опроса. Говоря о потенциале экспертной деятельности для повышения качества профессионально-педагогической деятельности, 46,7% экспертов отмечают ее важность для формирования у них готовности к совершенствованию своей профессиональной деятельности, а 23,3% указывают на возможность развития мотивации понимания предназначения профессии. Развитие указанных выше мотивов профессионально-педагогической деятельности во многом определяет профессиональное поведение эксперта, и несомненно позволяет добиваться более высоких результатов. В качестве существенного потенциала экспертной деятельности может рассматриваться и развитие профессиональных коммуникаций, которое происходит входе внешней оценки качества образования. Так, 60% опрошенных отмечают, что профессиональные коммуникации, которые складываются при выполнении в ходе процедуры оценки качества высшего образования, получают дальнейшее развитие в совместных научных проектах, сетевом взаимодействии, программах академической мобильности преподавателей и студентов. Определяя возможности использования экспертного статуса для поддержки инновационного образования, 23,3% опрошенных экспертов указывают, что участие в экспертной деятельности по оценке качества высшего образования позволило им, включиться в инновационную деятельность по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в своей образовательной организации, по разработке образовательных программ с учетом запросов регионального рынка труда, по реализации сетевых образовательных программ. Можно констатировать, что среди ресурсов, обеспечивающих повышение качества профессионально-педагогической деятельности, первостепенное значение, по мнению респондентов, имеют развитие профессиональных коммуникаций и повышение психологической готовности к совершенствованию профессиональной деятельности. Характеризуя потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования для личного и профессионального совершенствования экспертов как ее субъектов. Как показало исследование, 56,7% опрошенных указывает, что экспертная деятельность развивает их рефлексивную позицию, повышает уровень осознания собственной профессиональной деятельности, учит, исходя из общих требований к качеству профессионального образования по конкретной образовательной программе, проектировать, реализовывать и контролировать обучение конкретного студента/учебной группы по своей учебной дисциплине; включать их в такие виды учебно-профессиональной деятельности, которые обеспечивают достижение требуемых результатов образования. Для 66,7% экспертов, по данным опроса, экспертная деятельность дает возможность профессиональной самореализации, для 60% опрошенных – это возможность профессионального и личностного роста. Действительно, например, законодательно закрепленная процедура привлечения экспертов к государственной аккредитации образовательных организаций, требует постоянного повышения квалификации, регулярной (1 раз в 3 года) сдачи аттестационного экзамена, включающего электронное тестирование, а также собеседование по нормативно-правовому обеспечению процедуры государственной аккредитации, порядку работы экспертной группы, методике проведения аккредитационной экспертизы, что, несомненно, требует постоянной работы над собой. О творческом потенциале экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования говорят 13.3% опрошенных экспертов, подчеркивая, что для формирования корректного отчета по аккредитационной экспертизе важно не только ее следование общему алгоритму процедуры государственной аккредитации, но и его «привязка» к конкретной локальной нормативной базе, к имеющимся в данной образовательной организации условиям реализации образовательной программы, что требует интеграции экспертом всего массива информации, ее грамотной интерпретации и систематизации. 63.3% респондентов отмечают, что участие в экспертной деятельности дает им признание и авторитет среди коллег, которые обращаются к ним за советом при возникновении дискуссионных вопросов при интерпретации и применении нормативных правовых актов в сфере образования, а также при разработке документации по образовательному процессу, для консультативной поддержки при осуществления внутреннего аудита образовательной деятельности. Таким образом, среди ресурсов, связанных с возможностью личного и профессионального совершенствования экспертов как субъектов экспертной деятельности, приоритетными, по их мнению, являются профессиональная самореализация, а также признание и авторитет среди коллег. Заключение Итак, в исследовании экспертная деятельность рассматривается как активность, направленная на оценку качества образования, осуществляемая авторитетными специалистами по выработанным в профессиональном сообществе процедуре и критериям. Базовыми методологическими подходами к ее исследованию являются системный, деятельностный, аксиологический, герменевтический, средовой. Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования ориентирована на установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов. Данная деятельность характеризуется специфическими целями, содержанием и технологией осуществления, а также особыми требованиями к экспертам. На основе системного и ресурсного подходов обоснованы характеристики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования (на примере аккредитационной экспертизы), базовыми из которых являются полифункциональность; ориентация на контроль и оценку как приоритеты; ограниченность по времени; реализуемость на основе индивидуальной деятельности внешнего эксперта, непосредственный и идентификационный характер экспертизы, предполагающий прямые способы получения информации; наличие письменного экспертного заключения/отчета эксперта по ее результатам. Определены базовые принципы экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования: соответствие требованиям российского законодательства; полнота экспертного исследования; объективность процедуры и результатов экспертной деятельности; независимость экспертов; профессиональная компетентность экспертов; ответственность экспертов за качество экспертной деятельности; сотрудничества во взаимодействии с представителями экспертного сообщества. Потенциал экспертной деятельности рассматривается как самоуправляющаяся система внутренних ресурсов эксперта, проявляющихся в социально востребованных результатах его деятельности. В работе рассмотрен внешний (субъект в окружающей среде) и внутренний (внутренние противоречия субъекта деятельности) аспекты потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, которые конкретизированы через ресурсы экспертной деятельности, связанные с развитием высшего образования; с повышением качества профессиональной деятельности, с личным и профессиональным совершенствованием экспертов. На основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций исследован потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования. Среди ресурсов, связанных с развитием высшего образования и повышение его качества, приоритетны, по мнению экспертов, ее возможности, связанные с подготовкой к процедуре государственной аккредитации и определением стратегических задач вуза. Среди ресурсов, обеспечивающих повышение качества профессионально-педагогической деятельности, первостепенное значение имеют развитие профессиональных коммуникаций и повышение психологической готовности к совершенствованию профессиональной деятельности. А среди ресурсов, определяющих возможности для личного и профессионального совершенствования экспертов как субъектов экспертной деятельности, приоритетны профессиональная самореализация, а также признание и авторитет среди коллег. Выявленные характеристики и потенциал экспертной деятельности позволят существенно повысить ее качество при условии учета данных характеристик и комплексного использования ее ресурсов при осуществлении процедуры внешней оценки качества высшего образования. В связи с необходимостью совершенствования такого вида внешней оценки качества высшего образования как профессионально-общественная аккредитация, которая проводится работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, актуализируется проблема отбора и подготовки экспертов, которые будут привлекаться к данному виду экспертной деятельности. Данная подготовка также должна осуществляться на основе анализа и обоснования характеристик и потенциала данной экспертной деятельности.