Full text
Введение Действующие образовательные стандарты [1] и профессиональный стандарт педагога [2] обусловливают необходимость изменения не только содержания подготовки будущих педагогов, но и поиска инновационных способов организации образовательного процесса, в том числе форм организации обучения будущих педагогов в вузе. Значение активизации самостоятельной деятельности будущих педагогов неоспоримо. Именно в самостоятельной деятельности происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний, развития инициативы и активности, ответственности, организованности, усиливается внутренняя мотивация учебной деятельности. Совокупность данных знаний и качеств способствует формированию компетентности, готовности к решению учебных и профессиональных задач, конкурентоспособности на рынке труда [3]. Авторы Л.А. Петрова, Е.В. Берестнева, А.А. Бригадин отмечают, что как преподаватели, так и будущие педагоги сталкиваются с определенного рода трудностями при организации и выполнении практических работ в самостоятельном режиме, что находит отражение в низкой активности, недооценке роли самостоятельной работы в процессе подготовки в вузе [4]. В данной статье мы рассматриваем проблему поиска путей повышения активности будущих педагогов. Решение этой проблемы многие исследователи видят в целесообразном сочетании традиционных форм обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [5]. Мы согласны с тем, что одним из перспективных направлений использования средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сфере образования в настоящее время является смешанное обучение. Исследователи рассматривают смешанное обучение как технологию, построенную на основе интеграции и взаимного дополнения средств традиционного и электронного обучения, предполагающую замещение или дополнение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде [6]. К смешанному обучению относят такое обучение, при котором от 30 до 79% учебного времени проводится онлайн [7]. Немецкий ученый Н. Фризен выделяет следующие модели смешанного обучения (Blended Learning) [8]: «Face to Face Driver», «Rotation», «Flex», «Online Lab», «Self-blend», «Online Driver». Характерными особенностями предлагаемых автором моделей являются соотношение долей традиционного и электронного, и дистанционного обучения, а также способы организации обучения. Наиболее интересным вариантом модели смешанного обучения, с нашей точки зрения, является «Перевернутый класс» (Flipped Classroom), когда реализуется сочетание очного и дистанционного обучения. При организации обучения в «перевернутом классе» учащиеся имеют возможность изучать материалы online, общаться в online-дискуссиях и закреплять или обобщать полученный материал на занятиях с преподавателем [9]. Так, сочетание различных методов и форм обучения, интеграция технологий при использовании смешанного обучения, позволяет одновременно сочетать преимущества этих форм обучения, освободившись от имеющихся недостатков [10]. Смешанное обучение позволяет осуществить личностно-ориентированный подход, учесть индивидуальные психологические особенности будущих педагогов в процессе их подготовки в вузе. Это обусловлено сочетанием разнообразных форм работы и способов ее организации, которые предоставляют возможности проявить себя будущим педагогам с разными типами темперамента и разной скоростью усвоения материала. Например, на занятии преподаватель работает уже с теоретически подготовленной аудиторией, что позволяет уделять больше внимания практическому применению полученных знаний, а также уточнению и решению спорных и сложных вопросов. Ограничения, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, способствовали возможности применения в образовательной деятельности Вятского государственного университета средств платформы Microsoft Teams (MS Teams). Исходя из опыта применения возможностей MS Teams в процессе организации обучения, считаем возможным обосновать и аргументировать значимость и целесообразность использования средств платформы в контексте повышения качества подготовки будущих педагогов. На основании вышесказанного, цель данной статьи – обобщить и представить опыт применения возможностей платформы MS Teams при организации обучения с применением технологии смешанного обучения в подготовке будущих педагогов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Обзор литературы по теме исследования предполагает изучение и анализ преимуществ и проблем по организации обучения в форме «перевернутого класса» как для будущих педагогов, так и для преподавателей; выявление потенциально полезных областей применения возможностей средств электронного обучения. Стоит отметить, что количество исследований, проводимых зарубежными авторами, и публикаций по рассматриваемой нами тематике «перевернутого класса» встречается больше, чем у российских ученых. Рассмотрим опыт применения организации обучения в форме «перевернутого класса» в зарубежных источниках, направления и цели проводимых исследований, обобщим их основные результаты. Зарубежными исследователями показано, что наибольшую пользу такой вариант организации обучения приносит, если процесс адекватно спланирован, согласован и эффективно выполнен. В связи с этим важно понимать теоретические основы перевернутого класса. Так, исследование Г. Акчайр и М. Акчайр [11] показывает, что наиболее часто упоминаемым преимуществом «перевернутого класса» является улучшение успеваемости учащихся. Большинство рассматриваемых проблем, по мнению авторов, связано с вопросами применения «перевернутого класса» при организации внеклассной деятельности, с недостаточной подготовкой учащихся перед занятиями. В работах Н. Фолднес [12], Х. Равас и др. [13], при сравнении эффективности «перевернутого класса» по сравнению с традиционной формой организации обучения в ходе эксперимента доказали и сделали выводы, что результаты итогового экзамена оказались значительно выше в экспериментальной группе, в работе с которой был применен «перевернутый класс», чем в контрольной группе, где обучение строилось исключительно с применением традиционной формы. О необходимости структурирования принципов проектирования «перевернутого класса» свидетельствует исследования А. Т. Авиди и М. Пейнтер [14], М. К. Ким и др. [15]. Такие ученые, как Дж. Л. Дженсен, Т. А. Куммер, П. Д. Годой [16] считают, что улучшения в экспериментах с использованием «перевернутого класса» считаются результатом активного обучения. М. К. Ким и др. [15] выделяют принципы проектирования «перевернутого класса»: обучающиеся имеют возможность получить предварительную информацию до начала занятий; необходимо создавать мотивацию к просмотру материалов и к подготовке к занятиям; методы оценки требуют организации; содержание занятий в аудитории и вне ее должно быть связано между собой; организация работы должна быть четко продуманной, спланированной и выполненной; для выполнения задания должно быть выделено достаточно времени; предоставление обратной связи на все виды работ; формы выполнения заданий должны быть знакомы обучающимся со свободным доступом к требуемым технологиям. Рассмотрим позиции отечественных исследователей по анализируемой проблеме «перевернутого класса». Так в отечественных исследованиях «перевернутый класс» Д.С. Гончаренко [17], С.А. Лаптевой [18], А.Л. Цеповым [19] рассматривается как модель, С.И.Беловицкая [20], А.Х. Каде, С.А. Занин, П.П. Поляков и др. [21], С. С. Ульянов [22] рассматривают данный феномен как технологию, в работах А. Н. Нуртаза [23] идет отождествление с методом, у Л. Б. Таренко [24] с принципом обучения, Ю. В. Ведерникова [25], И. В. Жуплей [26] и А. А. Полещук [27] рассматривают как стратегию образовательной деятельности. Внедрение «перевернутого класса» рассматривается в образовательный процесс обучающихся вуза. Например, авторы И. В. Жуплей [26] и А. А. Полещук [27] в независимых исследованиях рассматривают технологию «перевернутый класс» как эффективное средство активизации познавательной деятельности обучающихся. А.Л. Цепов при обсуждении вклада модели обучения «перевернутый класс» и изменении ролей субъектов образовательного процесса, внес рекомендации для практического применения этой модели при преподавании в вузе [19]. В работах других авторов, таких как Е. А. Мурашко [28], Ю. Ю. Тимкина [29], использование модели «перевернутый класс» рекомендуется в организации самостоятельной работы студентов. Влияние возможностей «перевернутого класса» на формирование аналитических умений бакалавров подтверждается в исследованиях Л. Б. Таренко [24] . Таким образом, изучив и проанализировав преимущества и проблемы по организации обучения в форме «перевернутого класса» зарубежных и российских ученых, пришли к выводу, что рассмотрение возможностей электронных ресурсов, для организации обучения с применением модели «перевернутый класс» не представлено среди исследований. Исходя из этого мы рассмотрим в качестве электронной среды возможности платформы MS Teams в организации обучения в форме «перевернутого класса» при подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью. Методологическая база исследования Методология исследования основана на идеях личностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов к проработке вопроса поиска путей повышения качества подготовки будущих педагогов, на примере организации обучения средствами платформы MS Teams. Реализация личностно-ориентированного подхода состоит в обосновании необходимости организации самостоятельной работы будущих педагогов с учетом личностных, индивидуальных и психологических особенностей студентов, за счет появления перспективы изучения материала и выполнения заданий в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями. Практико-ориентированный подход реализуется посредством активизации деятельности будущих педагогов мотивирующей составляющей технологии смешанного обучения. Представленные в рамках данной статьи результаты исследования являются элементом эксперимента диссертационной работы автора по подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы. Актуальность обозначенной подготовки обоснована авторами в предыдущих исследованиях [30,31,32]. Проанализирован и обобщен опыт применения средств платформы MS Teams в организации обучения будущих педагогов в рамках реализации дисциплины «Управление образовательными системами». Исследование проходило 2021 году на базе ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», в нем приняли участие 137 студентов – будущих педагогов 3 курса обучения по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата. Результаты исследования На основе анализа научно-методической литературы [4, 10, 33, 34, 35, 36] и собственной педагогической практики, обобщим возможности применения MS Teams в организации обучения будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки: ● возможности по размещению и актуализации учебно-методического обеспечения учебной дисциплины; ● возможности для организации дистанционных консультаций будущих педагогов средствами личных сообщений и общих чатов; ● возможность осуществления контроля, взаимоконтроля и мониторинга выполнения работ; ● возможность осуществления координации деятельности посредством активной обратной связи; ● возможность использования для студентов всех форм обучения. Таким образом, обобщая рассмотренные выше возможности применения средств MS Teams при организации обучения с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс», главным преимуществом, по нашему мнению, является комплекс средств организации и осуществления взаимодействия преподавателя и будущих педагогов. Платформа обеспечивает процесс обмена файлами, общий чат позволяет организовывать процесс обсуждения вопросов, заданий или возникающих проблем, использование рассылки обеспечивает процесс передачи информации необходимым лицам. MS Teams позволяет организовать все необходимые формы взаимодействия в процессе подготовки будущих педагогов: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. При организации коммуникативной составляющей взаимодействия большое значение имеет скорость передачи информации. Так, при использовании программы MS Teams преподаватель имеет возможность оперативно передавать информацию, проверять и корректировать работы студентов – будущих педагогов, получать обратную связь. Различные способы и формы представления заданий, комфортность при выполнении и индивидуальный подход к обучению способствуют повышению интереса к изучаемой дисциплине, активизации и развитию навыков самостоятельной работы будущих педагогов. Рассмотрим опыт применения средств платформы MS Teams в организации обучения будущих педагогов. Организация обучения, основанная на применении модели смешанного обучения «перевернутый класс», была реализована на дисциплине «Управление образовательными системами» у будущих педагогов – участников экспериментальной группы. Опишем алгоритм реализации. Перед занятием мы направляли будущим педагогам заранее подготовленную информацию или задание для самостоятельного рассмотрения в общедоступный студентам группы канал MS Teams. Все материалы направляли в общий чат команды (учебной группы) по изучаемой дисциплине, дополнительно информация дублировалась нами старосте группы для рассылки в другой общий чат, где группа, как правило, обсуждает общие организационные вопросы. Каждый изучаемый блок материалов включал в себя: теоретические сведения (например, теоретический материал, который предлагался к изучению перед лекционным занятием по теме «Основные функции педагогического управления» с формулировкой задания: рассмотреть подходы различных авторов к выделению ими управленческих функций), компетентностно-ориентированные задания (пример задания представлен на рис.1) или ситуационные задачи (например, «Решите ситуацию: «В уже существующую команду проекта включили учащегося, только что переведенного в вашу школу, в команде стали возникать конфликты, связанные с неприятием нового участника команды. Возникла напряженность в отношениях между «старичками» и «новичком». Ваши действия?»), учебные кейс-задания (примеры заданий представлены на рис.2, 3), вопросы (например, «Предложите показатели эффективности управления проектной деятельностью обучающихся». «Реализация индивидуального подхода в организации проектной деятельности детей с учетом специфики возраста».) или тестовые задания для самоконтроля (пример задания представлен на рис.4). Рисунок 1. Пример компетентностно-ориентированного задания Рисунок 2. Пример учебного кейс-задания Рисунок 3. Пример учебного кейс-задания Рисунок 4. Пример тестовых заданий для самоконтроля В свободном режиме будущие педагоги самостоятельно организуют свою деятельность по изучению материала или выполнению практического задания. При необходимости консультируются с преподавателем по затруднительным вопросам (например, с просьбой дополнительно пояснить задание или в каком виде можно представить выполненное задание), поддерживают общение с остальными участниками команды. Положительным моментом является возможность будущих педагогов выбирать время и скорость для выполнения самостоятельной работы, что способствует реализации принципов учета личностных и индивидуальных особенностей, индивидуализации и дифференциации обучения. Изучение предлагаемых к рассмотрению информационных материалов в самостоятельном режиме проходит параллельно и поддерживается очным обучением. На занятиях в аудитории актуализируется, обобщается, выносится на обсуждение материал, который задавался на самостоятельное рассмотрение и решение, например, компетентностно-ориентированное задание, представленное на рис. 1 было направлено будущим педагогом до начала практического занятия, для предварительного знакомства с ним, а также более осознанного решения задания на самом занятии уже под руководством преподавателя). Такой способ организации дискуссионного метода, приучает будущих педагогов применять творческий подход к решению задач, способствует формированию критического мышления, тренирует навыки уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Эффективность использования данного подхода к подготовке будущих педагогов достигается благодаря воссозданию проблемного контекста и решения проблемы, готовности студентов к обсуждению, реализации активной позиции на занятиях. Стоит отметить, что рассматриваемый вариант организации обучения требует соответствующей подготовки преподавателей. С целью реализации такой подготовки в ВятГУ департаментом электронного образования для преподавателей разработаны обучающие микрокурсы и вебинары по обзору возможностей сервиса, организации работы и проведению занятий в MS Teams. Также предусмотрен и осуществляет работу центр оперативного реагирования по вопросам технической и технологической поддержки дистанционного обучения, оказывающий помощь как студентам – будущим педагогам, так и преподавателям. С целью анализа мнения будущих педагогов об эффективности применения средств платформы MS Teams для организации обучения среди них был проведен опрос. Вопросы составлялись с учетом направленности на выявление и обобщение данных по организации обучения с помощью модели «перевернутого класса». Результаты анализа опроса показали следующее: 74% будущих педагогов, участвующих в эксперименте, считают, что применение возможностей и средств платформы MS Teams при организации обучения с помощью модели смешанного обучения «перевернутый класс» оказывает значительное влияние на активизацию самостоятельной деятельности, 21% опрошенных считают, что имеет среднюю степень значения и 5% респондентов считают, что не оказывает влияния. Будущие педагоги отмечают, что постоянное наличие обратной связи, доступность как учебной информации, так и результатов работы мотивируют к более продуктивной и активной самостоятельной деятельности. На диаграмме (рис. 5) представлены результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся. Рисунок 5. Интегративные результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся. Представленные результаты отображают уровни сформированности профессиональной компетенции, формируемой в ходе экспиремнтальной работы средствами изучения дисциплины «Управление образовательными системами». Установлено, что у будущих педагогов – участников экспериментальной группы, отмечается значительное повышение высокого уровня (с 11% до 74,7%) и полное снижение низкого уровня (с 40,6% до 0%), в отличие от результатов контрольной группы, где выявлены небольшие положительные изменения показателей в контрольной группе (высокий уровень повысился с 13% до 15,2%, средний уровень повысился с 52,2% до 63%, низкий уровень снизился с 34,8% до 21,8%). Заключение Таким образом, анализ результатов проведенного опроса, а также достижение высоких показателей при оценивании сформированности профессиональной компетенции, формируемой средствами изучения дисциплины «Управление образовательными системами», позволяют сделать вывод о том, что внедрение модели смешанного обучения «перевернутый класс» в образовательный процесс оказывает положительное влияние на активизацию деятельности при выполнении самостоятельной работы, тем самым повышает эффективность подготовки будущих педагогов, в рамках нашего исследования к управлению проектной деятельностью учащихся.