Full text
Введение На современном этапе развития системы школьного образования активно ведется поиск новых способов и технологий оптимизации развития компетенций, востребованных для выпускников школ. Большинство инновационных технологий опираются на известные в методике преподавания различных дисциплин постулаты. Предлагаемая технология здесь не является исключением. Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории развивает идею необходимости установления межпредметных связей, позволяющих с большим успехом освоить два или несколько предметов и, что более ценно, сформировать уникальные интегрированные метапредметные умения за счет знакомства с историческим и культурными материалами, но средствами английского языка, через анализ и обсуждение историко-культурных фактов, персоналий на иностранном языке. В данной связи важно отметить, что основной целью подобного интегративного обучения выступает не столько сообщение знаний об исторических событиях и личностях средствами английского языка, сколько развитие метапредметных интегрированных умений и навыков, составляющих суть общекультурной компетенции школьника на современном этапе. Разработка проблемы интегрирования английского языка с предметным содержанием, в частности с историей, остается важной научной задачей, так как до сих пор не сформулирована методическая концепция, позволяющая применять данную систему в школе, а также нет четкого понимания педагогических условий, принципов отбора учебного материала, умений и навыков, которые необходимы и достаточны для продуктивной работы с обучающимся по реализации интегрированного обучения на практике. Актуальность также заключается в необходимости разработки практических рекомендаций и серии уроков в рамках учебно-методического сопровождения деятельности школьных педагогов для обеспечения интегрированного обучения и интенсификации иноязычной и общекультурной подготовки обучающихся. Это соответствует образовательной парадигме «педагогический вуз – школе», что в конечном итоге позволит обеспечить «возможность профессионального развития педагогических работников», что обозначено в качестве одной из целей Федерального проекта «Современная школа» [1]. Новизна предлагаемого интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку и истории обусловлена двумя факторами. Во-первых, интегрированное обучение способствует формирование и развитию метапредметных интегрированных умений, благодаря которым повышается уровень коммуникативной и общекультурной компетенции в рецептивных и продуктивных видах иноязычной речевой деятельности в рамках историко-культурной тематики. Во-вторых, использование англоязычных аутентичных материалов при обсуждении тем, проблем, вопросов историко-культурной направленности дает уникальную возможность обучающимся узнать и критически оценить взгляд англоязычных авторов на культурные явления, события, личности в истории России, за счет чего реализуется расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций как в рамках английского языка, так и истории. Для обоснования целесообразности внедрения настоящего интегрированного курса необходимо отметить, что интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории соответствует основным векторам развития школьного образования и требованиям, обозначенным в федеральном государственном стандарте среднего общего образования (далее – ФГОС СОО). Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории опирается на положения системно-деятельностного подхода, который обозначен как методологическая основа ФГОС СОО (ФГОС СОО. Раздел 1. Общие положения) [2], что в свою очередь предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, развитие готовности и способности к непрерывному образованию благодаря установлению междисциплинарных связей и формированию универсальных учебных умений. В части требований к результатам освоения основной образовательной программы интегрированное предметно-языковое обучение способствует достижению всех трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных (ФГОС СОО. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы) [2]. В плане достижения личностных результатов благодаря содержательной исторической составляющей продолжает формироваться российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, ее прошлое и настоящее, а также активная гражданская позиция. Благодаря использованию английского языка при работе с материалами формируется мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки на основе диалога культур, а также толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, умение вести диалог и достигать взаимопонимания с представителями других культур на английском языка. Являющемся языком международного общения (ФГОС СОО. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, пункт 7) [2]. В плане достижения метапредметных результатов интегрированное обучение английскому языку и истории способствует совершенствованию коммуникативных умений продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности, расширяет возможности обучающихся в оперировании языковыми средствами, а именно умением «ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства», а также развивает способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности посредством работы с аутентичными англоязычными материалами из разных источников, требующих владения умениями критической оценки и интерпретации (ФГОС СОО, 2012. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, пункт 8) [2]. Метапредметных результаты являются основополагающими в рамках предлагаемого курса интегрированного предметно-языкового обучения и именно формированию и развитию метапредметных умений и навыков будет уделено основное внимание при организации обучения. В плане достижения предметных результатов предметно-языковое обучение английскому языку и истории, являясь интегрированным курсом, ориентировано на «формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся» (ФГОС СОО. Раздел 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, пункты 9, 9.3, 9.4) [2] путем междисциплинарной интеграции исторического содержательного материала и английского языка, выступающего целью и средством обучения одновременно. Обзор отечественной и зарубежной литературы Сам термин «предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL)» был введен Д. Маршем и Д. Койл [3] в зарубежной методике и активно внедряется в практику преподавания иностранных языков по всему миру на современном этапе, о чем свидетельствует издание отдельного журнала, посвященного вопросам обучения в рамках данного подхода (International CLIL Research Journal) [4]. Основы данного подхода представлены в исследованиях Д. Грэддола [5] и Б. Кей [6], где были отражены ведущие методические положения, описывающие теорию и практику, а главное – целесообразность работы с интересным и важным предметным содержанием в области науки, искусства при изучении английского языка, развивая при этом лингвистические умения и навыки. Значительный вклад в трактовку термина и обоснование основ данного обучения внесли Д. Койл и П. Худ [7], которые не ограничились рассмотрением подхода как нового шага в методике обучения английскому языку, а расширили и развили понятие CLIL до «инновации в образовании для современного этапа» [7, с. ix]. Рассматривая суть понятия интегрированного предметно-языкового обучения, нельзя не отметить, что предметная составляющая упоминается первой в связи с тем, что тематическое предметное содержание «ведет за собой» выбор текстового материала и, следовательно, языковых средств для изучения [8, с.2]. Например, изучая историю на английском языке, обучающимся предлагается историческая эпоха со всем многообразием событий, фактов, персоналий, для обсуждения которых на английском языке обучающимся надо представить термины, грамматические структуры, клише, устойчивые выражения посредством аутентичных текстов, что безусловно ставит проблемы, вызовы как для преподавателя, так и для обучающихся. Важность работы с терминами также подчеркивалась и в исследованиях отечественных методистов, например в работе Плеховой О.Г. [9]. Щупленков О.В. акцентировал актуальность обращения к историческому дискурсу [10]. В исследованиях Бундина М.В. [11] и Галимулиной Н.М. [12] основное внимание уделяется формированию общекультурных компетенций за счет интеграции и привлечения межпредметных связей в обучение, при этом в рамках подготовки студентов нефилологических специальностей. В работе Гаибовой В.Е. [13] затрагивается вопрос оптимизации обучения старшеклассников за счет обращения к общим учебным компетенциям, которые, как справедливо указывал автор, являются залогом успешности обучающихся в академическом и профессиональном планах. Отдельного внимания заслужили вопросы оценивания формируемых общекультурных компетенций и учебных умений в работе Дж. Хартига [14], а также в исследовании Барабушки И.А. [15], где было предложено использование проектной работы как метода диагностического контроля. Формы контроля метапредметных умений в рамках подхода CLIL также затрагивались в пособии, посвященном международному тестированию [16]. Методологическая база исследования Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории базируется на следующих основных методически принципах: принцип интеграции, принцип коммуникативной направленности обучения (Пассов Е.И.,1991, 2010) [17, 18], принцип аутентичности (Мильруд Р.П., 2000) [19], принцип диалога языков и культур (Сафонова В.В., 1996, 2001) [20, 21], принцип культурной вариативности (Сысоев П.В., 2003, 2008) [22, 23], принцип дифференциации языкового материала (Р.К. Миньяр-Белоручев, 2008) [24]. Ведущими подходами, положенными в основу данного исследования, выступили интегративный, компетентностный и системно-деятельностный. При формулировании концептуальных основ интегрированного обучения английскому языку на историко-культурном материале использовались традиционные положения отечественной педагогической школы, а именно проблемного [25,26] и личностно-ориентированного обучения [27]. Предметная составляющая интегрированного обучения заслуживает особенного внимания в связи с необходимостью опоры на корректные фактические данные. В случае предлагаемого обучения английскому языку на историко-культурном материале важна опора на историко-культурный стандарт, представленный в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации [28]. Содержание обучения английскому языку в старшей школе определяется языковыми знаниями, умениями и навыками, обозначенными в примерной программе для старшей школе на профильном уровне [29]. Результаты исследования Интегрированное предметно-языковое обучение дает возможность применять английский язык как инструмент для расширения горизонтов познания. Данное свойство положено в основу используемого в настоящем исследовании подхода CLIL, где одновременно, параллельно развиваются иноязычные коммуникативные умения и усваиваются концептуальные предметные сведения и термины на английском языке из области истории, литературы, культуры в различные вехи развития России, открывающие уникальные возможности обучающимся узнать из аутентичных материалов о нашей стране и ее богатой культуре. Более того, именно использование интегрированного предметно-языкового обучения – подхода CLIL [30] – в старшей школе позволит подготовить обучающихся и станет той необходимой и достаточной базой для возможного освоения программ профессионального образования в дальнейшем в вузе [31] уже для своей выбранной отрасли – английского языка для специальных целей. Уникальность интегрированного предметно-языкового обучения заключается, на наш взгляд, в развитии именно в рамках данного подхода интегрированных метапредметных умений, владение которыми и позволит обучающимся в дальнейшем успешно осваивать программы профессионального образования, в том числе отдельные курсы в вузах, предлагаемые на английском языке как языке международного общения. Метапредметные умения во многом определяют суть познавательной деятельности обучающихся, способствуя расширению образовательных горизонтов, кругозора и общекультурной компетенции в целом. Представим созданную базу интегрированных метапредметных умений. Они выделены и приведены по принципу возрастания когнитивной сложности по двум группам, начиная с рецептивных и заканчивая продуктивными. Все умения носят коммуникативный характер и связаны с тем или иным видом иноязычной речевой деятельности. Так, рецептивные умения в большей степени связаны с аудированием и чтением и предполагают работу с текстовым материалом, в то время как продуктивные умения отражают владение устной и письменной формой высказываний, при этом все умения формируются и совершенствуются на историко-культурном предметном содержании. Метапредметные интегрированные умения В рецептивных видах иноязычной речевой деятельности в рамках историко-культурной тематики • Понимание иноязычной терминологии при работе с научно-популярными текстами историко-культурной направленности. • Владение разными стратегиями работы с аудио и печатным текстом историко-культурной тематики для извлечения информации в необходимом объеме. • Владение стратегиями различения основной информации и второстепенных деталей, фактов и мнений при работе с материалами историко-культурной тематики. • Понимание хронологии событий, явлений в рамках работы с материалами историко-культурной направленности. • Понимание структурно-смысловых связей внутри научно-популярного текста историко-культурной тематики. • Угадывание по контексту, ситуации на основе языкового и межкультурного опыта и предугадывание дальнейшего развития событий в рамках историко-культурных материалов. • Обобщение информации об исторических событиях, эпохах, персоналиях, явлениях культуры. • Подбор с целью дальнейшего использования англоязычных материалов, в том числе среди представленных онлайн, по теме, проблеме, вопросу историко-культурной направленности. • Критическое осмысление материалов, описывающих историко-культурные явления, события, факты, в том числе связанные с конкретной исторической эпохой и/или личностью. В продуктивный видах иноязычной речевой деятельности в рамках историко-культурной тематики • Владение в устных и письменных высказываниях иноязычной терминологией, отражающей специфику историко-культурных тем. • Описание историко-культурных явлений, событий, фактов, в том числе связанных с конкретной исторической эпохой и/или личностью. • Постановка вопросов и проблем при обсуждении материалов историко-культурной направленности. • Обмен информацией, мнениями в устной и письменной форме об исторических событиях, эпохах, персоналиях, явлениях культуры. • Интерпретация схематически и визуально представленной информации историко-культурной тематики при обсуждении материалов. • Комментирование и оценка в устной и письменной форме исторических фактов, персоналий, явлений культуры с выражением своего отношения, мнения. • Аргументация своей позиции в отношении историко-культурных явлений, событий, персоналий. • Выражение согласия или несогласия с суждениями, представленными в тексте историко-культурной направленности. • Написание краткого изложения информации, представленной в аудио и/или печатном тексте историко-культурной тематики. • Сравнение историко-культурных фактов, разных точек зрения на явления, события в культуре, в конкретные исторические эпохи. Выделенные интегрированные метапредметные умения соотносятся с планируемыми результатами интегрированного обучения. Для их достижения необходима соответствующая организация учебного процесса по реализации интегрированного предметно-языкового обучения во внеурочной деятельности, в рамках факультатива и т.п. В предлагаемом обучении залогом данной успешной организации является опора учебного процесса на следующие концептуально-теоретические положения: 1) Акцент не столько на сообщении новых исторических фактов и описании событий историко-культурного плана, сколько на развитии метапредметных интегрированных умений и компетенций в свете компетентностного подхода. 2) Опора на проблемно-ориентированное обучение и включение проблемно-ориентированных заданий на английском языке для обсуждения историко-культурного содержания. 3) Акцент на развитие учебной автономии как необходимой составляющей самостоятельной познавательной деятельности при работе с аутентичными англоязычными историко-культурными материалами. 4) Включение разноуровневых заданий для обеспечения дифференциации интегрированного предметно-языкового обучения с учетом индивидуальных потребностей и разного уровня языковой подготовки старшеклассников. Заключение Развитие современного образования идет в направлении интеграции различных аспектов, в том числе преподавания учебных предметов. Интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории представляется оптимальным для формирования актуальных сейчас метапредметных умений и в целом для развития общекультурных компетенций обучающийся старшей школы. Разработка концептуальных основ интегрированного обучения в рамках конкретных предметов представляется актуальной научной проблемой из-за отсутствия учебно-методического сопровождения и описания условий успешности реализации данного обучения на практике. В данной статье обосновывается возможность интеграции обучения английскому языку и истории на профильном уровне в старшей школе на основе общности данных дисциплин гуманитарного профиля и формируемых в их рамках межпредметных умений. В интегрированном процессе обучения одновременно приобретаются предметные знания и развиваются иноязычные умения и навыки, т.е. предметные знания приобретаются посредством работы с англоязычными материалами, при обсуждении на английском языке историко-культурных явлений, событий и персоналий, при этом, языковые навыки и умения в основных видах иноязычной речевой деятельности развиваются параллельно. Таким образом, английский язык выступает целью и средством обучения одновременно. Интегративный курс в условиях школьного обучения приобретает особое значение для повышения мотивации к изучению английского языка за счет акцента на интересном, увлекательном для обучающихся историческом контенте, и его изучении посредством английского языка. Более того, интегрированное предметно-языковое обучение способствует реализации развивающей функции образования. Например, за счет знакомства с культурными ценностями России на английском языке посредством вовлечения обучающихся во все многообразие зарубежных англоязычных источников материала у них возникает интерес к его дальнейшему изучению. Уникальность интегративного предметно-языкового обучения заключается в развитии именно метапредметных умений и навыков, владение которыми и позволит обучающимся в будущем успешно осваивать программы профессионального образования, в том числе предлагаемые на английском языке как языке международного общения. Метапредметные умения во многом составляют суть познавательной деятельности обучающихся, способствуя расширению образовательных горизонтов и кругозора. Более того, реализация интегрированного обучения будет способствовать повышению уровня лингвистической подготовки в области иноязычного образования и в целом уровня общекультурной компетенции школьников, что важно в рамках работы по достижению требований государственной итоговой аттестации выпускников. Это обусловлено активным применением в предлагаемом интегрированном обучении аутентичных англоязычных материалов о культуре, истории, литературе России, которые сейчас широко используются при создании контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. К дальнейшим перспективам разработки тематики исследования можно отнести изучение алгоритма построения интегрированных уроков английского языка на историко-культурном аутентичном материале и определение их специфики по сравнению с традиционными уроками.