Full text
Введение Современная наука, образование и культура рассматривают основы научного поиска и научного обобщения в структуре теоретизации любого педагогического процесса [1, 2] интегративным механизмом и технологией обеспечения качества постановки и решения проблем развития личности и общества в структуре наукосообразного описания и объективного признания возможностей научного познания в качестве основной формы и конструкта обеспечения надлежащего качества решения задач обобщения результатов педагогического эксперимента и научного исследования. Основы и направленность использования теоретизации [3, 4] определяются на различных уровнях осмысления и уточнения, коррекции и решения задач педагогической науки (макро, мезо, микроуровни описания и решения проблем деятельности). На уровне широкого смысла, т.е. макроуровневого поиска и уточнения педагогических процессов [5, 6] используют научную и дидактическую теоретизацию в качестве конструктивно-когнитивного ресурса и продукта научной деятельности. На уровне узкого смысла или мезоуровневого поиска и уточнения составляющих педагогических процессов [7, 8, 9] объективным механизмом обеспечения качества определяют технологизацию как процесс моделирования и реализации составляющих педагогических технологий рассматриваемого педагогического процесса. Микроуровневое обобщение опыта теоретизации составляющих профессиональной деятельности педагогов раскрывает ситуативные практики коррекции и уточнения моделей педагогического процесса, в нами поставленной задаче – это модели профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. В таком понимании необходимо будет сконцентрировать основы научного поиска и визуализации процесса теоретизации и решения проблем профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Обзор отечественной и зарубежной литературы Основы теоретизации и решения проблем профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации могут быть выделены в структуре обобщения личного опыта управления качеством развития личности в образовательной организации, направляющей и уточняющей потенциал и перспективность решения задач развития в русло методолого-целевого выбора оптимального решения задач развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности [10, 11, 12]. На базовом уровне теоретизации важным элементом, методом и технологией продуктивного решении задач научного исследования является моделирование, раскрывающее способность и ресурсность современной педагогической науки к созданию и уточнению нового научного опыта и научного знания в системе смыслов, целей и конструктов обобщения и принятия надлежащего качества, надежности и корректности решений. В такой плоскости и практике принятия решений можно выделить пример моделирования и реализации технологий фасилитации и поддержки студентов младших курсов в техническом вузе [13]. Технологичность данного решения в контексте выбора и реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации может быть представлена через примеры разработки и описания технологий, определяющих возможности и идеи современной гуманистической парадигмы образования в персонификации развития личности через возрастосообразные и профессиональные основы продуктивного становления и самовыражения личности в образовании [14, 15, 16], спорте [17, 18, 19], науке [20, 21, 22], проектной деятельности [23, 24, 25] и пр. Основы профессиональной поддержки личности определяются и системно раскрываются через идеи классического представления условий и технологий адаптивно-продуктивного развития личности [26, 27, 28], примерами данного выбора могут быть решения задач теоретизации основ педагогической и профессиональной поддержке на ситуативно-деловом уровне технологизации решений [29, 30, 31]. Гуманистические условия обобщения опыта развития и продуктивного становления личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности [32, 33, 34, 35] определяют способность личности и общества оптимально представлять идеи и согласованно реализовывать идеологию адаптивно-продуктивного развития личности в деятельности и общении, отражающих направленность и корректность уточнения моделей успешности и выстраиваемой карьеры личности. Адаптивно-продуктивные возможности развития личности в структуре научного осмысления целостности получаемого знания кроме теории педагогической и профессиональной поддержки личности [36, 37, 38] определяют значимыми теории фасилитации [39, 40, 41], научного донорства, релаксо- и хобби-терапии [42, 43, 44]. Педагогическая и профессиональная поддержка личности может быть уточнена в соответствии с направленностью реализуемых идей и социального знания [45, 46, 47]. Основы здоровьесбережения и иерархия доминирующих ценностей физкультурно-спортивного образования отражают различные по смыслу, уровню теоретизации и практического использования знание основ управления качества достижений личности через уровневое уточнение условий и технологий становления личности в деятельности и общении [48, 49, 50]. В таком выборе решения задач обобщения и корректного уточнения могут быть раскрыты и уточнены в научном поиске все составляющие процесса теоретизации, данная возможность может быть осущетсвлена через идеи среды и доминирующих ценностей культуры [51, 52, 53]. Примером такой работы можно определить продукты научного поиска и проектной деятельности, где обучающийся в совместной деятельности с педагогом строит целостное научное и социальное знание, непосредственно связанное с формируемыми интересами, мотивами, смыслами, приоритетами, моделями развития и сотрудничества [54, 55]. Цель исследования: изучение и уточнение составляющих идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации и корректное построение идеологии описываемого в исследовании процесса. Методологическая база исследования Процесс теоретизации рассматривается в контексте общепедагогического, общепрофессионального и частно-предметного уточнения моделей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации (составляющие широкого, узкого и локального смыслов научного поиска и детерминации понятий и моделирования составляющих педагогического процесса). Основы теоретизации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации определены в контексте нормального распределения способностей и здоровья, т.е. справедливы в теоретизации и технологизации составляющих педагогической и профессиональной деятельности система методологических подходов: адаптивно-продуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативно-продуктивный подходы. Адаптивно-продуктивный подход как один из активно используемых методологических подходов теоретизации процесса решения проблем целостного развития личности и профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации позволит выделить и качественно уточнить составляющие научного осмысления возможностей моделирования и реализации идей и идеологии профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. В структуре выполняемых составляющих целеполагания научного исследования были использованы следующие методы: теоретизация, моделирование, анализ, описание, шкалирование, обобщение. Результаты исследования Идеи и идеология профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации могут быть раскрыты через составляющие научного поиска и уточнения качества теоретизации выделенного процесса в следующих составляющих: определения понятия, проблемы, задачи, принципы, функции, идеи, модели, педагогические условия обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Профессиональная поддержка педагогов в образовательной организации (широкий смысл) – система активного участия в профессиональном становлении педагога и стимулирования его к оптимальному уровню продуктивности и профессионализма в образовательной организации, реализующей идеи и идеологию определённой ступени образования в создаваемой среде, реализуемой деятельности и общении. Профессиональная поддержка педагогов в образовательной организации (узкий смысл) – процесс решения проблем выбора в развитии педагога в образовательной организации, раскрывающий перспективность реализуемой и будущей профессиональной деятельности в образовательной организации. Профессиональная поддержка педагогов в образовательной организации (локальный смысл) – корректно-уточняемая, ситуативно-раскрываемая идея и/или модель решения проблемы развития педагога в профессиональной деятельности и общении. Идеи профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – ценностно-смысловые составляющие процесса оценки качества развития и продуктивности, профессионализма и конкурентоспособности педагогов в образовательной организации в иерархии доминирующих возможностей стимулирования активности личности в профессиональной деятельности в системе непрерывного образования. Теоретизация идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – процесс уточнения и описания основ и идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации в согласованном и объективно достоверном выборе поля смыслов и конструктов, средств и технологий обобщения и трансляции научного знания в профессиональной деятельности педагога. Технологизация идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – процесс разработки и целостного использования педагогических технологий в решении проблем обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Идеология профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – совокупность идей, определяющих синхронное и своевременное управление качеством развития личности в профессиональной деятельности и профессиональной самоактуализации. Идеология профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации позволяет системно выстроить в иерархии практикуемых и уточняемых идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации возможность своевременной коррекции направления, качества, уровня, технологичности, научности, перспективности, продуктивности решения задач управления качеством развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности в образовательной организации. Проблемы обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – противоречия и несоответствия в процессе осмысления и уточнения перспективно-деятельностных решений задач обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Задачи обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – составляющие цели, в иерархии и уровневом представлении основ которых раскрывается процесс и теоретизируемая природа обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Принципы обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – основные положения, гарантирующие формирование ценностей и смыслов развития личности с учетом направленности развития общества, образовательной организации, разрабатываемой и утончаемой идеологии профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Функции обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – системно выделяемые и реализуемые задачи обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации, раскрывающие согласованное и корректное управление качеством развития личности в образовательной организации. Модели обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – научное знание, определяющее в различных плоскостях упрощения возможность целостного представления составляющих процесса и продуктов решения проблем обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Модели обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации: - адаптивно-гуманистическая модель обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - репродуктивно-продуктивная модель обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - классическая профессиональная модель обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - инновационная модель обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Идеи обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации: - идея научного позицирования смыслов и способов моделирования, построения и оценки эффективности теоретизации и технологизации основ профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - идея мотивации и персонифицированного уточнения модели профессиональной карьеры педагогов в образовательной организации и системе непрерывного образования; - идея интеграции и согласованного использования возможностей непрерывного образования в продуктивном становлении личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности; - идея моделирования и организации процесса обеспечения качества реализации основ профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - идея мониторинга и коррекции качества достижений личности в процессе развития и социализации в возрастосообразной и профессиональной деятельности в образовательной организации и системе непрерывного образования; - идея дополнения и циклического обновления педагогических условий обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - идея уровневого и своевременного рассмотрения, детализации, синхронизации и описания составляющих методического, методологического, программно-дидактического, научно-педагогического, исследовательского сопровождения идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Педагогические условия обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – совокупность моделей, определяющих в кейс-конструктах основы и перспективность использования идей управления качеством развития личности в контексте теоретизации и регламентации педагогического процесса – процесса обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Педагогические условия обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации: - популяризация идей гуманизма и адаптивно-продуктивных составляющих профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации и/или системе непрерывного образования; - мотивация к использованию технологий поддержки, фасилитации, научного донорства, хобби-терапии, релаксотерапии, арт-терапии и пр.; - интегративное изучение и реализация идей целостного развития и продуктивного становления личности в системе непрерывного образования; - стимулирование активности педагогов к самопознанию, саморазвитию, продуктивному и профессиональному росту, построению карьеры педагога в системе непрерывного образования; - уровневое решение проблем моделирования и организации основ профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - персонификация и унификация выбора и обоснования смены конструктов, методов и технологий научного поиска и обобщения инновационных форм и продуктов теоретизации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации; - доступность и объективная целесообразность разработки программ и системно-целевого, программного сопровождения процессом управления качеством развития личности в образовательной организации; - доминирующая роль науки и культуры в реализации основ и технологий управления качеством развития личности и непрерывного образования; - четкость и ясность, целостность и универсальность идей разработки и обновления научного знания в педагогике и корректности его использования в уточнении социального, межкультурного, образовательного и профессионального развития личности; - признание уникальности и гуманистической целесообразности развития личности в поле приоритетов, возможностей, перспектив и технологий управления качеством современного образования. Программное сопровождение идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации – совокупность моделируемого и реализуемого уточнения составляющих теоретизации и технологизации процесса профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации, позволяющего повысить эффективность решения задач и проблем профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Заключение Значимость теоретизированных идей и решений проблем профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации будет полезна педагогам и ученым в дидактическом и научном изучении, построении и уточнении общей теории моделирования и решения проблем развития личности в системе непрерывного образования с учетом направленности развития и управления качеством развития личности в среде и деятельности. Объективность и перспективность продолжения исследования и уточнения составляющих профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации будет раскрыта в своевременном рассмотрении и решении проблем моделирования и реализации дидактического и программно-методологического сопровождения идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации.