Full text
Введение Закон «Об образовании в РФ», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» определяют новые цели в развитии системы образования в стране, а именно, ее полное соответствие условиям настоящего времени, а также потребностям общества и самого человека. В системе дополнительного образования детей дошкольного возраста развитие коммуникативных способностей традиционно рассматривается в программах социально-гуманитарной направленности. Однако в настоящее время в Российской системе образования наблюдается большой интерес к программам технической направленности. Использование игр на основе Lego-конструктора помогает дошкольникам получить социальный опыт. Речевые ситуации, которые сопровождают конструирование и программирование моделей, их представление и игру с ними, способствуют речевому развитию детей, в том числе позволяют эффективно решать задачи по развитию коммуникативных способностей. Несмотря на то, что процесс конструирования из Lego-конструктора и игры с готовыми постройками обладают существенными предпосылками для успешного коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций этому средству не уделяется достаточного внимания. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили формулировку темы исследования: «Развитие коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования». Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие коммуникативных способностей детей 6–7 лет на занятиях Lego-конструированием будет проходить эффективно при следующих условиях: • определено содержание компонентной структуры коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования; • реализуется программа развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. Задачи исследования: 1. Определить компонентную структуру коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста и дать ее характеристику. 2. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий по выявлению уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования «Lego-город». Методологическая основа исследования включает в себя следующие ведущие подходы: • личностный подход (И.А. Зимняя [1] и др.); • деятельностный подход (А.Н. Леонтьев [2], С.Л. Рубинштейн [3] и др.); • полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин [4] и др.). Теоретическими основаниями исследования выступают: • концепция о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (A.B. Запорожец [5], М.И. Лисина [6] и др.); • концепция диалогового взаимодействия (А.В. Мудрик [7], А.Г. Рузская [8] и др.); • концепции социализации личности (Г.М. Андреева [9] и др.). Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определена компонентная структура коммуникативных способностей старших дошкольников; разработана и апробирована программа дополнительного образования технической направленности по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе Lego-конструирования «Lego-город». Обзор отечественной и зарубежной литературы Проблема развития общения, его проявлений и особенностей разработана в исследованиях: Г.М. Андреевой [10], М.И. Лисиной [11], Т.А. Репиной [12]. Главным вопросом этих работ является: как научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. В работах Л.С. Выготского [13], А.В. Запорожца [14], М.И. Лисиной [15] отмечается, что умение общаться позволяет ребенку комфортно жить в обществе людей и при этом успешно социализироваться в нем, а благодаря общению он познает других и самого себя. В словаре синонимов русского языка З.Е. Александрова понятие «коммуникация» и «общение» характеризует как близкие синонимы, что позволяет ученым считать эти термины взаимозаменяемыми [16]. В то же время коммуникативная деятельность, по мнению М.И. Лисиной [17], Т.А. Репиной [18], в дошкольной педагогике рассматривается как синоним термину «общение». Другими словами, термины «коммуникативная деятельность» и «общение» также по своей сути синонимичны. Определяя одаренность в области общения, ученые чаще используют другие понятия: «организаторские способности» (Л.И. Уманский [19]), «социальная компетентность» (Ю.М. Жуков [20], Л.А. Петровская [21]) «социальные способности» (Б.С. Волков, Н.В. Волкова [22], Л.А. Дубина [23]), «коммуникативные способности» (Ю.В. Бессмертная [24], Н.В. Клюева [25], Е.А. Кулигина [26], Р.К. Терещук [27]), «социальное лидерство» (О.А. Александрова [28]) и другие. Способность человека к общению, коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность. Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными способностями. Именно этот факт определяет высокую значимость развития коммуникативных способностей детей с самого раннего возраста. В психолого-педагогической литературе различные авторы давали определение коммуникативных способностей (А.А. Кидрон [29], Р.С. Немов [30], Е.А. Кулигина, Е.В. Кислякова [31], Ю.В. Бессмертная [24], А.А. Бодалев [32], Е. Кравцова, Т. Пуртова [33], О.А. Александрова [28], М.М. Алексеева, В.И. Яшина, [34], Л. Дубина [35]. Основываясь на анализе рассмотренных понятий коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают их как совокупность коммуникативных умений и коммуникативных навыков. Обобщая разные мнения о структуре коммуникативных способностей, и обращая внимание на то, что большая часть исследователей коммуникативной компетентности (Е.М. Алифанова [36], Г.О. Галич [37], Я.Л. Коломинский [38], С.В. Петрушин [39] и др.) выделяет три компонента (когнитивный (знаниевый), поведенческий и эмоциональный (аффективный)), в нашем исследовании придерживаемся их мнения и представляем компонентную структуру коммуникативных способностей, состоящую из трех частей, представленных в таблице 1. Таблица 1 – Компонентная структура коммуникативных способностей Компонент Аспект Содержание Когнитивный Наличие коммуникативных знаний, отвечающих возрастным особенностям • знание способов и особенностей передачи информации другому человеку; • знание норм и правил поведения в ситуациях общения; • знание речевого этикета Поведенческий Способность начать, поддержать и завершить беседу • умение применять различные способы начать разговор со сверстником или взрослым; • умение держать линию беседы, адекватно отвечать на реплики; • умение завершить диалог по его окончании Способность привлечь внимание собеседника • умение вежливо обращаться ко всем; • умение выражать свое желание, просьбу пообщаться Способность использовать вербальные и невербальные средства общения • умение подобрать вербальные средства общения в зависимости от ситуации; • умение применить невербальные средства общения в зависимости от ситуации Способность проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику • умение демонстрировать приветливое отношение к собеседнику; • умение проявлять интерес к тому, что говорит собеседник Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других • осознание особенностей собеседника; • оказание помощи в разговоре при необходимости; • принятие помощи от других Способность решать конфликты, используя адекватные методы • умение отстаивать свою позицию, доказывать, аргументировать; • умение уступать; • умение не конфликтовать Эмоциональный Мотивация к коммуникативной деятельности • наличие мотивов к использованию социально-одобряемых форм коммуникативной деятельности; • желание вступать в контакт с другими людьми Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать • контроль эмоционального состояния собеседника; • эмоциональный отклик на чувства и переживания собеседника; • проявление сочувствия, сопереживания Личностные особенности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности • учет особенностей самовосприятия и восприятия других в различных ситуациях общения, • проявление особенностей характера и поведения В научных исследованиях рассматриваются отдельные стороны применения конструктора в развитии детей (применение с детьми раннего возраста, использование в коррекционно-педагогической работе). Lego помогает провести диагностическую работу по выявлению личностных особенностей поведения детей в коллективе (А.И. Савенков [40]), а также осуществить коррекционную работу по проблеме общения со взрослыми и сверстниками (М.А. Васильева [41], С.Н. Фортыгина [42]). И.Е. Емельянова рассматривает проблему развития одаренности детей дошкольного возраста в области познавательного развития средствами Lego-конструирования [43], Ю.А. Максаева более полно раскрывает разные стороны развития одаренности детей с помощью Lego-конструирования [44]. В детских садах воспитатели используют авторские программы по развитию коммуникативных навыков и умений детей с использованием игр на основе Lego-конструктора, однако во всех изученных программах отсутствуют задачи и содержание, связанные с развитием коммуникативных способностей детей. Мы провели анализ наиболее распространенных комплексных программ, которыми являются «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» [45] и «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда» [46]. Основной акцент обеих программ заключается в развитии инженерного творчества детей на основе конструкторской, экспериментальной, исследовательской деятельности, при этом в целевом разделе представлены и задачи, связанные с выстраиванием коммуникации, работой в команде. В содержании программ отражены используемые методы работы, приемы и средства, однако понять, каким именно образом они влияют на развитие коммуникативных умений и навыков остается сложным. Самостоятельная конструктивная деятельность детей предполагает два основных этапа: замысел и процесс его выполнения. Первый этап заключается в формулировке идеи, представлении будущего результата, выборе способов достижения цели, обдумывании процесса практической деятельности, планировании конструктивной творческой деятельности. А на втором этапе ребенка увлекает сам процесс конструирования, создания модели, в этом и заключается для них игра. Дети договариваются, что и как будут строить, распределяют обязанности и приступают к непосредственному строительству из деталей Lego. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником [47]. Lego в самостоятельной детской игре является эффективным средством коммуникации, поскольку в процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, совместно их усовершенствуют для последующей игры, договариваются, учитывают мнения партнеров по игре и считаются с ними, придумывают сюжет, создают дополнительные модели для его реализации. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют речевому развитию детей, которое служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Материалы и методы Основными методами проведения исследования являются: • теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме исследования; анализ и синтез содержания нормативных документов; анализ, синтез и сравнение программ дошкольного и дополнительного образования; • эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта; интервьюирование; анкетирование; педагогический эксперимент; • математические и статистические методы: метод математической статистики – G-критерий знаков. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72» города Кирова. Выбранная тема и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в четыре этапа с 2020 по 2022 год: • прогностический (сентябрь 2020 г. – ноябрь 2020 г.) – постановка целей, определение задач, формулировка гипотезы, выбор методов, прогнозирование ожидаемых результатов; • поисково-теоретический (декабрь 2020 г. – август 2021 г.) – изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта работы педагогов, сбор эмпирических данных; • экспериментальный (сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.) – организация опытно-экспериментальной работы, проверка гипотезы, диагностики, отслеживание текущих результатов, проверка эффективности; • обобщающий (май 2022 г. – июнь 2022 г.) – анализ и обобщение полученных результатов, соотнесение их с поставленными целями и задачами, формулировка выводов и рекомендаций, оформление текста диссертации. Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены обоснованностью методологии исследования; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; адекватностью использованных для избранной темы исследования взаимодополняющих методов исследования; репрезентативностью объёма выборки; экспериментальной апробацией основных положений; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации эмпирических результатов. Результаты исследования Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на высокий интерес ученых к проблеме развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет, проблема внедрения Lego-конструирования в дошкольной образовательной организации и его влияния на развитие способностей детей исследована недостаточно, что явилось основанием для проведения практической части нашего исследования. Эмпирическое исследование представляло собой педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель экспериментальной работы: апробировать организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. В эмпирической части нашего исследования на констатирующем этапе мы выяснили актуальный уровень развития коммуникативных способностей экспериментальной и контрольной групп детей 6–7 лет. Это исследование было проведено с целью дальнейшего учета актуального уровня при проведении работы по улучшению уровня развития коммуникативных способностей, в том числе в процессе Lego-конструирования. Основная задача диагностики детей старшего дошкольного возраста – получить максимально полную информацию об уровне развития способностей детей, на основе которой могут быть разработаны рекомендации педагогам и родителям для их дальнейшего улучшения. М.В. Осипов, В.А. Шершнева характеризуют структуру и содержание метакомпетентности, одной из составляющих которой, с нашей точки зрения, выступает коммуникативная компетентность. В качестве диагностик исследователи предлагают использовать комплекс диагностических методик, удовлетворяющих критериям наименьшей трудоемкости, простоты в использовании и возможности качественной воспроизводимости любым пользователем [48]. А.А. Заречная, Е.В. Куфтяк и М.С. Одинцова предлагают применять для диагностики коммуникативных умений детей с проблемами в развитии ряд диагностических методик [49; 50]. А.Н. Грязнова, В.В. Васина дают оценку сформированности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью VB-MAPP [51]. Однако, данная методика трудоемка и не может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций. Подобранные и апробированные нами методики в полной мере охватывают весь спектр критериев оценки коммуникативных способностей. Для изучения особенностей коммуникативных способностей у старших дошкольников в работе были использованы следующие методики: 1. Методика А.В. Чулковой – диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста [52]. Индивидуально в беседе ребенку предлагалось выполнить 2 задания из методики: речевые ситуации и разговор по телефону. 2. Проективная методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) [53]. 3. Методика «Необитаемый остров» (О.В. Дыбина) [54]. 4. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) [55]. Данные методики рекомендованы авторами для детей старшего дошкольного возраста. Именно такое количество методик и их содержание позволяют выявить актуальный уровень и особенности развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет. Для проведения объективной оценки уровня развития коммуникативных способностей детей было установлено соответствие между компонентами коммуникативных способностей и заданиями диагностических методик (табл. 2). Таблица 2 – Соответствие диагностических методик компонентам коммуникативных способностей Компонент Критерии Задания диагностической методики Когнитивный компонент Наличие коммуникативных знаний, отвечающих возрастным особенностям Методика А.В Чулковой – диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону Способность решать конфликты, зная и используя адекватные методы Проективная методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) Поведенческий компонент Способность привлечь внимание собеседника, начать, поддержать и завершить беседу Методика А.В. Чулковой – диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова): блок вопросов «Коммуникативные действия и умения» Способность использовать вербальные и невербальные средства общения Методика А.В. Чулковой – диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других Проективная методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать Проективная методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) Продолжение таблицы 2 Компонент Критерии Задания диагностической методики Эмоциональный компонент Мотивация к коммуникативной деятельности Методика А.В. Чулковой – диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова): блок вопросов «Коммуникативные качества личности» Способность проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику Проективная методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) Личностные особенности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности Методика «Необитаемый остров» (О.В. Дыбина) В исследовании принимали участие 2 группы детей (экспериментальная и контрольная) по 20 человек в возрасте 6–7 лет. Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Уровень развития коммуникативных способностей детей на констатирующем этапе эксперимента Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста данных групп нуждается в увеличении. Актуальные методы работы (беседы, игры, игровые упражнения) имеют свой результат по развитию способностей привлечь внимание собеседника, замечать его эмоциональное состояние, проявлять уважение и отзывчивость, помогать партнеру в беседе. Способности использовать вербальные и невербальные средства общения, а также начинать, поддерживать и завершать беседу, соответствующие поведенческому компоненту, проявились у большинства детей оптимально возрасту. При этом многие дети обладают недостаточным объемом коммуникативных знаний, предусмотренных программой для данного возраста, неспособны адекватно решать конфликты, а, значит, особое внимание нужно уделить развитию когнитивного компонента их коммуникативных способностей. Часть детей имеет низкий уровень мотивации к коммуникативной деятельности и не проявляет себя как активные субъекты коммуникативной деятельности, что демонстрирует недостаточную развитость эмоционального компонента. Необходимо проводить групповую и индивидуальную работу, особенно с детьми, показавшими исходный уровень по нескольким компонентам, и детьми, которые обладают нормативным уровнем, по развитию коммуникативных способностей на специальных занятиях и в процессе самостоятельной деятельности детей для улучшения показателей. Возможно, использование обучающего потенциала Lego-конструирования позволит улучшить показатели развития коммуникативных способностей детей. Во второй части эмпирического исследования был проведен формирующий этап эксперимента. Его цель: экспериментально апробировать организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. На этом этапе нами была проведена работа по развитию коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования. Работа проводилась с 20 детьми экспериментальной группы. Для реализации формирующего этапа эксперимента нами была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования «Lego-город». Цель программы «Lego-город» включает в себя непосредственно свое техническое направление (продолжать учить детей основам конструирования и элементарного программирования на основе конструктора Lego) и общее развитие детей (развитие коммуникативных способностей). Задачи программы, связанные с развитием коммуникативных способностей: • продолжать учить детей рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы; • продолжать формировать коммуникативные представления детей (способы и особенности общения); • совершенствовать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; • развивать у детей умения вести диалог, участвовать в беседе; • совершенствовать коммуникативные способности детей при работе в паре, в подгруппе, в группе. В содержании работы по программе «Lego-город» развитие коммуникативных способностей реализуется в ходе занятий, которые проводятся в занимательной игровой форме. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют участию детей в диалогах, формированию умения высказывать свою точку зрения, развитию умения доброжелательно общаться друг с другом, формированию потребности делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками. Каждый этап занятия обладает потенциалом для развития того или иного компонента коммуникативных способностей, который максимально раскрывается педагогом с учетом этих возможностей благодаря тщательно подобранным формам, методам и приемам, средствам, используемым в работе с детьми. Наиболее эффективными методами и приемами развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации программы «Lego-город» являются: • коммуникативные игры и упражнения (например, игра «Бывает – не бывает», упражнение «Я начну, а вы продолжите»); • решение проблемных ситуаций (наиболее удачно была реализована при рассматривании фотографий автомобилей и обсуждении вопроса «от чего зависит скорость автомобиля?»); • познавательная беседа, включающая сообщение познавательных сведений, рассматривание иллюстраций, схем, чертежей, просмотр видеофрагментов по теме; • рассказы из личного опыта, которыми дети часто делились вовремя конструирования или представления готовой модели; • практическая работа по конструированию, в ходе которой дети, выполняя помогали друг другу, часто обменивались мнениями, возникали и спорные ситуации, решение которых развивало способность выходить из конфликта, зная и и используя адекватные методы; • обыгрывание готовых моделей (особенно интересно в начале курса прошел этот этап на занятии «Жители города», где дети смогли немногословно рассказать о своей работе, а ответы на вопросы педагога помогли включить их в диалог). Планируемые результаты по программе «Lego-город», связанные с развитием коммуникативных способностей: • Знают: способы и особенности общения со взрослыми и сверстниками. • Умеют: рассказывать о модели, ее составных частях, принципе построения и работы, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; вести диалог, участвовать в беседе. • Владеют: коммуникативными способностями при работе в паре, в подгруппе, в группе; способностью к сотрудничеству в рамках совместной деятельности в паре, в подгруппе, в группе, навыками эффективного общения в процессе решения творческих задач, умением преодолевать трудности в ходе командной работы; навыками публичного выступления при презентации модели. Формы контроля достижения результатов и оценочные материалы для них также подразумевают оценку двух направлений: тестирование и практическое задание для диагностики результатов, связанных с конструированием и программированием на основе Lego, и диагностику коммуникативных способностей, включающую 4 методики, определенные в диагностическом инструментарии исследования в целом. Далее программа «Lego-город» была апробирована с детьми экспериментальной группы на протяжении 24 занятий. В третьей заключительной части экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента. Его целью являлось выяснение динамики уровня развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет после проведения формирующего этапа с детьми экспериментальной группы с использованием программы «Lego-город». Методики проводились в таком же порядке. Педагоги вновь оценивали коммуникативные качества, действия и умения детей на основе их наблюдений за деятельностью детей в режимных моментах дня. Результаты их анкетирования сопоставлялись с результатами диагностик, проводимых непосредственно с детьми. Результаты контрольного этапа эксперимента представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Уровень развития коммуникативных способностей детей на контрольном этапе эксперимента Мы видим, что в экспериментальной группе за исключением 1 человека, который не в полном объеме освоил курс «Lego-город», у 4 детей исходный уровень сменился на нормативный. Более чем в 3 раза выросло число воспитанников с продвинутым уровнем развития коммуникативных способностей, в то время как в контрольной группе только у 2 человек. Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента, показывают, что работа в ходе формирующего эксперимента была проведена успешна. Нами были подобраны верные методы и приемы, которые использовались для развития коммуникативных способностей детей в процессе Lego-конструирования. Играя с конструктором, дети на разных этапах упражнялись в выстраивании коммуникации между собой и с педагогом. В итоге уровень их коммуникативных способностей по многим показателям значительно вырос по сравнению с констатирующим экспериментом и в сравнении с контрольной группой, где работа проводилась с применением стандартных методов и приемов работы. Для определения достоверности полученных результатов мы воспользовались методом математической статистики – G-критерий знаков. Данный метод позволяет определить: полученные изменения случайны, или они являются следствием влияния целенаправленных условий. Попарно сравнив значения итогового уровня развития коммуникативных способностей, полученные экспериментальной группой, отбросили нулевые сдвиги из рассмотрения, получили данные в таблице 3. Таблица 3 – Результаты применения метода математической статистики – G-критерий знаков Общее число значений – 11 «Отрицательные» сдвиги – 0 «Положительные» сдвиги – 11 для p<0,05 Gэмп=0 Gкр=2 для p<0,01 Gэмп=0 Gкр=1 Делаем вывод, что Gэмп<Gкр. Следовательно, экспериментальная гипотеза подтверждается – преобладание сдвига в сторону увеличения уровня развития коммуникативных способностей является достоверным. Результаты, полученные в практической части исследования с экспериментальной группой детей, являются неслучайными, а закономерными. Проведя опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных способностей детей 6–7 лет, мы доказали, что выделенные нами организационно-педагогические условия верны и эффективны в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Заключение В исследовании был проведен анализ проблемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. На теоретическом и эмпирическом уровнях был рассмотрен процесс развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях дополнительного образования в детской образовательной организации. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы и исследований позволило выявить отсутствие в единстве понимания, а, следовательно, актуальность уточнения составляющих компонентов, определяющих критериев и показателей коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативные способности являются общими способностями, которые определяют успешность коммуникативной деятельности личности. В исследовании раскрыто содержание компонентов коммуникативных способностей детей 6–7 лет, установлены соответствующие им критерии и показатели, включающие знания, умения, способности, личностные особенности в коммуникативной сфере. Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что разработанный нами комплекс занятий программы, использованный совместно с остальными методами и с соблюдением организационно-педагогических условий, является эффективным рабочим инструментом для повышения уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Полученные результаты проведенного исследования, на наш взгляд, являются стимулом для дальнейшей работы по внедрению в деятельность педагога современной дошкольной образовательной организации эффективных программ, условий, методов, приемов и средств по развитию коммуникативных способностей дошкольников. Перспективой исследования считаем поиск возможностей включения семей воспитанников в решение проблемы развития этих способностей.