Full text
Введение Укрепление и сохранение психологического здоровья является не менее важной задачей, чем укрепление здоровья соматического. В настоящее время наблюдается значительный разрыв между интенсивно происходящими экономическими, политическими, социальными, информационными и духовными изменениями и низким уровнем адаптации людей к данными изменениям. Существование в условиях глобальной неопределенности неизменно ведет к росту уровня тревожности, напряженности, неуверенности в завтрашнем дне. Особенно выражено влияние неопределенности на молодых людей юношеского возраста, что наиболее выражено проявляется в росте переживаний и развитии дезадаптации еще на этапе овладения профессией [13]. Считается, что юношеский возраст является наиболее активным, в котором происходит и формирование ценностно-смысловой системы, и профессиональное становление [4, 9]. Это то, что в свою очередь, влияет на адаптационные возможности к новым условиям учебной деятельности, жизни, социальному статусу на пути профессионального становления [8]. Согласно исследованиям, на адаптивные возможности у студентов младших курсов влияет недостаточная выраженность навыков учебной работы; низкий уровень эмоционально-волевой регуляции, слабо выраженные установки на приобретение профессии наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям [3]. Старшие курсы же более подвержены учебному выгоранию, переоценке отношения к учебе и профессии в целом, более выраженной неуверенности в завтрашнем дне. Для повышения уровня адаптации, снижения тревожности и депрессивных настроений, а также для укрепления уровня психического здоровья важно переживание благополучия. Снижение данного ощущения также может приводить к развитию напряжения, скованности, эмоциональной дезориентации, снижению регуляции поведения, учебному выгоранию, истощение компенсаторных возможностей [6]. Снижаются ресурсные запасы личности, повышается вероятность развития каких-либо расстройств, обострения имеющихся соматических заболеваний или манифестации новых. Таким образом, для психического здоровья важна ценность ощущения благополучия. Согласно последним исследованиям, психологическое благополучие – это гармоничность психических процессов и функций, ощущение целостности личности и внутреннего равновесия [15]. Проблема сохранения и поддержания психического здоровья отнюдь не нова, она была сформулирована еще в трудах В.А. Ананьева и В.М. Бехтерева, и получила дальнейшее развитие в работах И.И. Брехмана, В.В. Горинова, О.И.Даниленко, С.С. Корсакова, А.Ф. Лазурского. Позднее она была конкретизирована в исследованиях В.И. Гарбузова, О.Н. Ежовой, А.Г. Лидерса, Ю.П. Лисицына, Ю.А. Лунева, Б.М. Мастерова, В.С. Мерлина, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, И.Х. Пикалова, А.М. Прихожан, Н.С Пряжникова, Л.М. Семенюк, Т.С. Тамбовцевой, Г.И. Царегородцева, Г.А. Цукерман, А.Г. Щедрина [10]. Психическое здоровье должно выступать стратегической целью современного образования; это требует проведение комплексной работы, направленной на сохранение и поддержание психологического благополучия студентов. Исследователи отмечают, что образовательная среда и есть та особая психолого-педагогическая реальность, которая содержит все необходимые условия, созданные для сохранения и поддержания психологического здоровья личности. Выделяются различные аспекты образовательной среды, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении студента (Л.И. Анцыферова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Д.Н. Завалишина, Н.Б. Крылов, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, А.Я. Пономарев) [8]. Особо следует отметить исследования, направленные на рассмотрение проблемы сохранения и поддержания психического здоровья личности в русле гуманистической психологии (К.Н. Вентцель, Д.Н. Кавтарадзе, Д.Ж. Маркович, А.К. Маркова, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов, И.С. Якиманская, В.А. Ясвин), в рамках которой особо подчеркивается, что сохранение психического здоровья входит в стратегию развития образовательной системы в целом [8]. Для наиболее эффективного достижения данной цели, на наш взгляд, необходимо выстраивание психологического сопровождения студента на протяжении всех лет обучения, что максимально позволит снизить риски развития дезадаптационных процессов. Под психологическим сопровождением чаще всего понимается «системно организованная и постоянно выполняемая работа психологической службы вуза, направленная на изучение, формирование, развитие и коррекцию поведения и деятельности субъектов образовательного процесса» [7]. Обзор отечественной и зарубежной литературы Психологическая служба в вузе - это обычно отдельное структурное специализированное подразделение, главной функцией которого является содействие личностно-профессиональному развитию студентов [7]. Вопрос о внедрении психологического сопровождения образовательного процесса в вузе в нашей стране возник еще в 80-е гг. прошлого века. Считается, что одной из первых психологических служб, появившихся в России, является Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, по инициативе которой был реализован многолетний (1982–1988) научно-практический эксперимент по изучению теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школы должности психолога, а также созданием структуры школьной психологической службы для ее последующего внедрения в систему народного образования. В то время были сформулированы основные цель и задачи психологической службы образования, определено содержание деятельности школьного психолога и виды его деятельности [2]. За рубежом деятельность психологических служб отлажена уже достаточно давно. Так, традиционно в большинстве университетов и колледжей в США есть студенческий медицинский центр и/или консультационный центр. Они оба могут оказывать психологическую поддержку, включающую в себя и психиатрическую помощь. (в зависимости от учебного заведения - консультации, фармакологическая помощь и т.д.). Совместная деятельность может быть административной, клинической, географической (совместное размещение), существует также и единая электронная медицинская карта [20]. На данный момент в США описаны четыре структурные модели психологической помощи в вузах [28]: 1. Консультационный центр полностью объединен с медицинским центром в кампусе (примерно 20% учреждений); 2. Слияние традиционного консультационного центра с комплексным студенческим отделением психиатрической помощи в медицинском центре (9%); 3. Психологические услуги, объединенные с медицинским центром только на административном уровне (11%); 4. Раздельные консультационные и медицинские центры (59%). Тип и объем предоставляемых услуг зависит от структуры отдела по работе со студентами учебного заведения, культуры кампуса и истории использования консультирования, типа учебного заведения (например, двухлетнее, четырехлетнее), бюджета и ресурсов, численности и квалификаций персонала [23]. Таблица 1 Функционал психологических служб в вузах США в зависимости от типа учебного учреждения 2-годичные образовательные учреждения 4-годичные образовательные учреждения обязанности специалистов широкий круг обязанностей, включающий прием, академическое консультирование и регистрацию, тестирование, обучение, консультации с преподавателями, карьерный коучинг и консультирование, кризис и вмешательство, психологическое просвещение, оценку психического здоровья, направления для долгосрочных услуг, личное консультирование личное консультирование всех студентов; консультационные услуги преподавателям и сотрудникам; семинары, тренинги; консультирование пар; терапия и структурированные группы; предотвращение сексуальных посягательств структура рабочего времени Больше времени уделяется административной работе и меньше - непосредственно психологической (по сравнению с 4-годичными образовательными учреждениями) 61% рабочего времени выделено на прямые консультационные услуги, 22 % времени сотрудников использовано для обучения, супервизии, консультаций и информационно-разъяснительной работы наличие психиатра в центре 8% 58% Учреждения среднего и крупного размера, а также частные учреждения чаще оказывают психиатрическую помощь, в то время как сельские колледжи и университеты ограничиваются лишь психологической поддержкой [17]. При отсутствии специалистов определенного профиля обратившихся студентов направляют в сторонние организации, однако эффективность аутсорсинговых консультационных услуг остается под вопросом. Так, 42% студентов, направленных за услугами за пределы консультационного центра, не могут связаться с поставщиком услуг по охране психического здоровья [27]. В опросе для директоров консультационных центров в 2019 году (562 человека), проведенном The Association for University and College Counseling Center Directors (AUCCCD), была проанализирована статистика причин обращений учащихся за помощью [25]. Наиболее частой проблемой клиентов консультационного центра была тревога (60,7%), затем депрессия (48,6%), стресс (47,0%), семейные проблемы (29,0%), определенные проблемы в отношениях (27,0%), трудности в учебе (26,2%), нарушение сна (17,7%), социальная изоляция/одиночество (17,5%), травма (17,2%), адаптация к новой среде (17,0%), суицидальные мысли (14,4%), а также проблемы с едой/образом тела (13,6%). %). В среднем 23,5% клиентов центра принимали прописанные психиатром препараты. Директора также сообщили, что в среднем 13,3% территории их кампуса обслуживается консультационным центром. Консультационные центры в небольших учебных заведениях, как правило, обслуживают наибольший процент всего их студенческого населения. 37,2% консультационных центров используют вариант поэтапной помощи, который означает предложение различных вариантов обслуживания на территории всего кампуса, начиная от полного отсутствия оказания помощи и заканчивая еженедельной терапией в консультационном центре. В зависимости от центра варианты могут включать соответствующие формы самопомощи, оздоровительный коучинг, группы поддержки, занятия осознанностью, соответствующие приложения и онлайн-ресурсы и т. д. Ежегодно наблюдается увеличение спроса на психологическую и психиатрическую помощь. Наиболее часто центры используют следующие стратегии для управления объемом обращений: сортировка студентов на основе срочности (45,0% сообщили об этой стратегии), направление большей части студентов за пределы кампуса для получения услуг (38,1%) и сокращение предложений по работе с клиентами (30,8%). 54,1% центров не имеют лимита числа сеансов, еще 46,4% имеют гибкий лимит числа сеансов (лимит существует, но делаются исключения) и только 0,4% имеют «жесткий» лимит (без исключений). Для центров с лимитом сеансов средний объем оказания услуг составляет 12,6 сеансов за учебный год. 41,6% директоров сообщают, что большинство клиентов посещают встречи еженедельно. 37,1% сообщают, что встречаются со студентами в среднем раз в 2 недели. Среднее время ожидания всеми студентами первой встречи составляет 6,1 рабочих дня, среднее время ожидания от момента сортировки студентов до времени следующего клинического приема - 8,7 дня. В 19,7% центров есть консультанты, работающие в других офисах на территории кампуса. В среднем 61,6 часов в неделю консультанты проводят в школе/колледже при университете, 38,6 часов в неделю - в медицинских учреждениях, 32,9 часов - в неделю в общежитиях, 26,3 часов в неделю - на занятиях спортом, 15,9 часов в неделю - в представленных студенческих офисах и 31,8 часов в неделю в других местах [25]. Что касается психиатрической помощи, то оптимальная модель оказания психиатрической помощи в высших учебных заведениях содержит несколько ключевых элементов [20]: 1. Первичная оценка Всестороннее, многомерное первичное обследование - установление проблемы, симптомов, оценивание употребления учащимся психоактивных веществ, анамнеза. Первичная оценка также включает в себя краткое изложение развития, занятости и академического опыта учащегося, а также текущее психическое состояние. Первичная оценка также включает оценку психологических сил и стратегий выживания, а также обсуждение образовательных и социальных ресурсов, доступных учащемуся [26]. Практикующие психиатры обычно хорошо осведомлены о законах о конфиденциальности в отношении здоровья, но они также должны обладать знаниями относительно конфиденциальности в области законодательства в сфере образования. Медицинские работники колледжей также должны знать о дополнительных проблемах, связанных с согласием на лечение, а также с законами о конфиденциальности в области здравоохранения и образования, в случаях, если обратившемуся за помощью студенту нет 18-ти лет. Оценка риска самоубийства и убийства является важной частью первичной оценки психического здоровья студентов. Психиатры и другие практикующие врачи должны быть знакомы с ресурсами на территории кампуса для учащихся из групп высокого риска суицида, включая группу по оценке поведенческих угроз, сторонних психологов консультантов, правоохранительные органы и т.д. Психиатр колледжа и другие медицинские работники могут взаимодействовать с местными отделениями неотложной помощи, чтобы быть в курсе возможных суицидальных происшествий или тенденций самоубийств, или самоповреждений в кампусе. 2. Планирование лечения и постановка цели Планирование лечения включает обсуждение рисков и преимуществ медикаментозного и немедикаментозного лечения, а также альтернатив. Психиатр должен быть чуток к академическому календарю и принимать соответствующие решения о лечении, например, выбирать поддерживающие вмешательства за неделю до выпускных экзаменов, и т.д. Приверженность лечению повышается, когда учащиеся принимают активное участие в планировании своего лечения. Психиатры в учебных заведениях большое внимание уделяют подбору препаратов, по возможности не приводящих к ухудшению когнитивных функций студентов, а также разработке плана лечения, учитывающего периоды экзаменов, каникул, спортивных и общественных мероприятий. Глубокое понимание систем поддержки на территории кампуса, вариантов поэтапного ухода и политики колледжа в отношении академического отпуска важно для консультирования студентов, нуждающихся в психиатрической помощи. Доступ в Интернет к консультационным и студенческим центрам здоровья позволяет упростить этот процесс. Потенциальные члены лечебной команды кампуса включают врачей медицинского центра, психиатра, психолога консультационного центра, куратора кампуса или социального работника, научного консультанта и офиса для студентов с ограниченными возможностями. Психиатры могут проконсультироваться с соответствующим руководством кампуса, чтобы определить политику, связанную с обменом информацией между этими организациями. В идеале большая часть лечащей бригады будет иметь доступ к электронной медицинской карте с разной степенью доступа для обеспечения эффективной совместной работы [22]. Для студентов, относимых в группы риска, были разработаны различные протоколы психиатрической помощи в условиях высших учебных заведений. Эти группы населения включают первокурсников, иностранных студентов, женщин детородного возраста представителей сексуальных меньшинств. 3. Направления дальнейшего развития Выделяются следующие приоритетные направления развития центров психологической помощи в учреждениях высшего образования в США: 1) Четкое разграничение обязанностей академического и карьерного консультирования от консультационных и психологических служб; 2) Административная автономность консультационного центра для избежания нарушения конфиденциальности обращающихся; 3) Создание систем предотвращения кризисных ситуаций и реагирования в кампусе [23]; 4) Обеспечение непрерывности оказания медицинской помощи с помощью единой системы направлений, которая координирует консультационные услуги, медицинские услуги в кампусе и службы для лиц с ОВЗ [22]; 5) Предоставление психологам и психиатрам в кампусе возможности эффективно отслеживать лиц из группы высокого риска, когда они обращаются в отделение неотложной помощи, что повышает вероятность получения учащимися своевременного доступа к психологическим и психиатрическим услугам, улучшает координацию услуг в кампусе и общественных программах, а также способствует сокращению количества повторных госпитализаций и посещений отделений неотложной помощи [20]; 6) Расширенные курсы по вопросам психического здоровья и навыкам поддержания хорошего самочувствия для студентов и выпускников повышают осведомленность и улучшают понимание психологических проблем, помогают избавиться от стигматизации психических заболеваний в сообществе кампуса и стимулируют интерес к психиатрии среди будущих стажеров и клиницистов [29]; 7) Усовершенствованные системы сотрудничества между кампусными сообществами и академическими медицинскими центрами несут двунаправленную пользу за счет расширения возможностей по оказанию более интенсивной и специализированной помощи учащимся из групп высокого риска и за счет содействия систематическим академическим исследованиям позднего подросткового периода и периода раннего взросления; 8) Относительно новой структурной моделью помощи являются телепсихиатрия и телепсихология - консультации по телефону, видеосвязи, в письменном формате и т.д. По данным AUCCCD, в 2016 году 10% консультационных центров предлагали ту или иную форму телепсихологии. Телепсихическое здоровье — это вариант, помогающий расширить доступ к улучшению психического здоровья для студентов. Тем не менее, остаются многочисленные препятствия для реализации телеконсультаций, они различаются в зависимости от штата [18]. Многие учащиеся по-прежнему не могут получить доступ к психиатрическому лечению из-за отсутствия паритета в оплате как психиатрических, так и телемедицинских услуг, законов и нормативных актов, которые не позволяют врачам практиковать за пределами штата, а также неуверенности в том, будут ли оказываться психиатрические услуги, предоставляемые их школой, во время непредвиденных случаев [22]. Психическое здоровье студентов колледжей резко ухудшилось во время пандемии [16]. Опрос студентов колледжей Active Minds в апреле 2020 года показал, что 80% студентов колледжей сообщили, что пандемия негативно повлияла на их психическое здоровье, а 55% не знали, куда обращаться, если им срочно понадобилась психиатрическая помощь. К сожалению, даже до пандемии большинство студентов колледжей сообщали, что они не знают, как получить доступ к службам охраны психического здоровья. Даже среди лиц со значительными психическими симптомами большинство не получали психиатрического лечения [19]. 4. Альтернативные направления, программы, движения Консультационные центры колледжей реализуют различные профилактические программы. Общие элементы большинства таких программ включают информационно-разъяснительную работу и просвещение; обучение студентов, преподавателей и сотрудников; специальное обучение персонала общежитий; и новые веб-приложения, которые помогают учащимся справляться со стрессом или общаться с сотрудниками службы охраны психического здоровья. В Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн действует программа предотвращения суицида у студентов [24]. Любой учащийся, демонстрирующий суицидальные мысли или поведение, автоматически обязан посетить четыре сеанса обязательной оценки, проводимой Группой по предотвращению самоубийств. Группа по предотвращению фокусируется на оценке плана учащегося и доступа к средствам для совершения самоубийства; реконструкции обстоятельств, спровоцировавших суицидальные мысли и поведение; регистрации суицидальных мыслей учащегося в течение всей его жизни; и рассмотрение политики самообеспечения университета и последствий несоблюдения этой политики. Студент попадает в программу автоматически при суицидальной угрозе любого уровня (демонстративной или реальной). Одновременно с этим существует множество других ресурсов кампусов и сообществ, предназначенных для улучшения выявления и лечения психических заболеваний у студентов и аспирантов. 1. Группа по анализу поведения (BIT) были созданы после случая стрельбы в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году и превратились из групп по оценке угроз и групп реагирования на кризисы в группу профессионалов университетского городка, которые собираются на регулярной основе для выявления студентов, демонстрирующих рисковое поведение или каким-то образом, нарушают порядок в кампусе, а затем вмешиваются до того, как возникнет серьезная проблема. Членом 92% BIT является сотрудник консультационного центра, как правило, директор консультационного центра [30]. Однако роль консультантов в BIT ограничена из-за характера законов о конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни, которые не разрешают разглашение информации о студентах без их письменного согласия. Исключения делаются в случае причинения серьезного и предсказуемого вреда себе или другим, такого, как потенциальное самоубийство, насилие и убийство, как указано в различных законах штатов и профессиональных кодексах этики. 2. Существуют также инновационные программы, которые используют стандартные методы лечения совместно с университетским сообществом и его ресурсами, чтобы повысить вероятность успеха студентов, уменьшить стигматизацию психических заболеваний и создать в кампусе среду, способствующую повышению психологического благополучия, например, программа Action for Depression Awareness, Prevention, and Treatment (ADAPT). Первая фаза программы ADAPT включает в себя распространение информации о депрессии и самоубийстве, проведение образовательных занятий о том, как предотвратить и лечить депрессию, а также организацию семинаров для обучения людей тому, как разговаривать с людьми из группы риска и помогать им. Дальнейшие усилия консультационного центра сосредоточены на создании и распространении брошюр, выделении раздела веб-сайта для информации об ADAPT и депрессии [23]. 3. Альянс высшего образования в области психического здоровья (HEMHA) представляет собой партнерство организаций, включая AUCCCD, ACHA, Американскую академию детской и подростковой психиатрии, Американскую психиатрическую ассоциацию, Американскую психологическую ассоциацию и Национальную ассоциацию администраторов студенческого персонала. HEMHA занимается разработкой документов и протоколов, регулирующих деятельность психологических служб в системе высшего образования в США [20, 21]. Что касается Российской Федерации, то в 2015 году Министерством труда и социальной защиты был утвержден профессиональный стандарт педагога психолога (психолог в сфере образования), введенный в действие с 1 января 2017 г., в котором была обозначена основная цель деятельности – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ [12]. В стандарте заложены основные профессиональные требования к психологу в сфере образования. Позднее, в 2017 г., Министерство образования и науки России утвердило отдельную «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» рамках реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Целью концепции является разработка и реализация стратегии развития психологической службы в системе российского образования для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся [5]. В 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации были разработаны методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, в которых отражен системный подход организации таких служб, определена структура специалистов, входящих в психологическую службу [14]. Методологическая база Идея создания межвузовской службы психологической поддержки обучающихся на базе ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России возникла в 2020 г, когда отметился рост случаев социальной дезадаптации молодых людей студенческого возраста, использующих неконструктивные способы разрешения возникших личных проблем [11]. Усилившиеся процессы глобальной неопределенности также заострили вопросы профессионального и личностного самоопределения, усилили переживания по поводу профессиональной пригодности и готовности к исполнению будущих профессиональных обязанностей, обнажили психологические проблемы, которые связаны с кризисами личностного развития, различными эмоциональными расстройствами. Все это чаще сопровождается потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, ухудшениями в детско-родительских отношениях и межличностных коммуникациях в целом, потребностями построения жизненной стратегии, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний, что в целом снижает общий уровень психологического благополучия молодых людей, обучающихся в вузах. Последствиями озвученных проблем могут выступать различные события, социального и личностного аспектов: академическое выгорание, снижение мотивации к обучению, появление различных зависимостей, а в ряде крайних случаев и трагедии, связанные с связанные с потерями жизней людей, суицидальное поведение. Обозначенные проблемы подтвердили актуальность создания межвузовской психологической службы и в системе высшего профессионального образования г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В настоящее время служба является частью проекта «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха» в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Результаты С декабря 2020 года по май 2021 года межвузовская служба психологической поддержки обучающихся в Приволжском исследовательском медицинском университете работала в пилотном режиме. Оценка качественных и количественных результатов позволила поставить вопрос о функционировании службы на постоянной основе. Целью работы было поддержание психологического здоровья личности в среде образования. На протяжении пилотного этапа наблюдался устойчивый рост обращений к специалистам службы и активное участие студентов в просвещенческих мероприятиях, направленных на освещение распространенных проблем, свойственных возрасту целевой аудитории проекта, и методах их преодоления. Наличие в команде специалистов межвузовской психологической службы кризисных, клинических психологов, врача-психиатра позволяет оказывать профессиональную психологическую и психолого-психиатрическую помощь обучающимся вузов Нижегородского региона. Сочетание очной и дистанционной формы взаимодействия со студентами позволяет сделать доступной помощь для тех, кто обучается на очных и заочных отделениях, а также проживает в отдаленных районах Нижегородской области. Оказание медицинской помощи возможно только при наличии в вузе лицензии на медицинскую деятельность, что при всей актуальности делает практически невозможным включение психиатрического приема в рамках работы психологического центра или службы в вузе. Задачи межвузовской службы психологической поддержки обучающихся: 1. Выявление актуальных потребностей обучающихся вузов в социально-психологической поддержке путем опросов, социологического и психологического анализа, скрининговой психологической диагностики; 2. Повышение психологической грамотности студентов, привлечение внимания к проблемам психологического благополучия, просветительская деятельность (открытые лекции, круглые столы); 3. Определение маршрутов индивидуальной психологической (при необходимости – медицинской) помощи; 4. Проведение мероприятий, направленных на решение и профилактику социально-психологических проблем: индивидуальное психологическое консультирование, групповая работа (мастер-классы, тренинги навыков, семинары); 5. Массовое освещение возможностей психологической помощи и поддержки среди обучающихся; 6. Разработка научно-методических рекомендаций по организации психологического сопровождения студентов для регионов, заинтересованных в создании и развитии данного направления. 7. Обмен опытом и обучение специалистов вузов области для повышения эффективности воспитательной работы и психологической поддержки в вузах. Может быть выделено три основных направления работы: 1. научно-исследовательская работа (проведение диагностики и скринингов, разработка методических рекомендаций, совместные исследования с коллегами из других вузов и ссузов); 2. просвещение и профилактика; 3. оказание психолого-психиатрической помощи. Основные формы психологического сопровождения обучающихся в нижегородских вузах, реализуемые Межвузовской службой психологической поддержки обучающихся: - индивидуальное психологическое консультирование и краткосрочная психотерапия (до 5 консультаций в течение календарного года); - групповые тренинги и семинары; - когнитивный тренинг; - открытые лекции; - индивидуальные занятия по коррекции стресс-индуцированных расстройств с - - помощью биологической обратной связи. В связи с большой потребностью со стороны обучающихся в команду психологической службы был введен психиатр. Все мероприятия бесплатны для студентов. Статистика обращений показала, что за 8 месяцев более 700 студентов из 9 вузов Нижегородской области получили индивидуальные консультации специалистов межвузовской психологической службы. Согласно открытой информации (сайты университетов, официальные сообщества в социальных сетях и рекламные записи) у 40% данных учебных заведений не упоминается наличие возможности получение психологической помощи студентами. Анализ ответов студентов показал, что причинами обращений в межвузовскую службу (даже при наличии подобных отелов и служб в стенах своего университета) являются: - гарантия конфиденциальности (это самый популярный ответ, так как присутствует беспокойство о том, что факт обращения может сказаться на учебе или стать известным преподавателю, куратору и пр.); - минимальное время ожидание консультации специалиста; - возможность консультации у клинического психолога или психиатра при необходимости; - широкое освещение возможности получения квалифицированной помощи в социальных сетях и на Интернет-ресурсах; - положительные отзывы/рекомендации знакомых или друзей. Перспективы: - создание модели региональной службы психологической поддержки обучающихся вузов и учреждений среднего профессионального образования (центр медико-психологической помощи студентам); - снижение стигматизации психологических проблем и служб психологического здоровья; - повышение внимания молодежи к ментальному здоровью и психологическому благополучию и профилактика деструктивного поведения; - мониторинг показателей психологического здоровья студентов в процессе обучения в вузе и ссузе. Заключение Таким образом межвузовская служба психологической поддержки студентов региона на базе медицинского вуза имеет ряд значимых преимуществ: возможность включения в команду психологов врачей (психиатра, невролога), клинического психолога; создание полипрофессиональной команды специалистов; оказание профессиональной помощи студентам вузов, в структуре которых нет психологических служб (реализация аутсорсинговой модели); возможность обучения профессорско-педагогического состава с острыми кризисными ситуациями и обеспечение маршрутами передачи студента для получения психологической или медицинской помощи. Ограничения подобного решения: необходимость системы взаимодействия специалистов вузов по информированию студентов о работе межвузовской психологической службы; необходимость решения вопросов софинансирования вузами оплаты услуг специалистов при их бесплатности для студентов; необходимость получения согласия на обработку персональных данных студентов и их хранение; потребность в разработке коммерческого сектора услуг по исчерпанию установленных бесплатных консультаций в случае необходимости продолжения работы.