Full text
Введение Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2018 году опубликовала Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11), в которой синдрому эмоционального выгорания присвоен код QD85 На сегодняшний день эмоциональное выгорание определяют как «синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось успешно справиться. Он характеризуется тремя измерениями: 1) чувство истощения или истощения энергии; 2) увеличенная ментальная дистанцированность от работы или чувство негативизма или цинизма в отношении работы; 3) чувство неэффективности и недостатка достижений. Выгорание относится конкретно к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться для описания опыта в других сферах жизни» [1]. Мы можем с уверенностью сказать, что синдром эмоционального выгорания развивается как следствие комбинации организационных и индивидуальных факторов [2]. На группе организационных факторов заострять внимание не актуально, так как было немало научных работ по это теме. Нас интересуют исходя их темы диссертационного исследования индивидуальные (внутренние) факторы. Мы согласны с рядом ученых, которые считают, что «именно личностные качества профессионала оказывают выраженное влияние на его деятельность и участвуют в формировании стрессоустойчивых навыков и влияние личностных особенностей на проявления синдрома выгорания сильнее по сравнению с демографическими характеристиками и факторами профессиональной среды» [3]. Именно личностные характеристики профессионала могут являться условием, препятствующим или наоборот способствующим формированию синдрома выгорания. Приступая к теоретическому анализу взаимосвязи ценностных ориентаций и эмоционального выгорания, сделаем краткий обзор понятий. В данной работе мы отталкиваемся от определения, что «ценностные ориентации представляют собой универсальные личностные категории. Также они задают направление в поведении человека, в том числе и в профессиональной деятельности. Соответственно, выявление детерминант, способствующих к образованию синдрома профессионального выгорания, а особенно личностных (внутренних) факторов, является актуальным» [4]. В нашей работе предпринята попытка рассмотреть взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального выгорания специалистов, работающих в педагогической сфере. Мы придерживаемся мнения, что ценности это значимый компонент, который играет регулирующую роль в поведении и мотивационной деятельности личности. Особенностью ценностных ориентаций является их способность к специфической мотивации. Е. П. Белинская и О. А. Тихомандрицкая считают, что ценностные ориентации, в отличие от личностных ценностей, являются результатом отнесения ценностей не к смысловой, а к мотивационной сфере [5]. В зарубежной литературе мы также можем найти точки зрения, согласно которым: «Ценностные ориентации как личностные принципы, обладают огромным мотивационным влиянием на поведение человека, придают направленность мотивам» (Ф. Клакхон, Р. Стротбек). А также: «Если сама ценность характеризует полюс объекта отношений, то ценностная ориентация – позицию субъекта» (Д. И. Фельдштейн) [6, 7]. В тоже время исследователями выявлены корреляционные связи между эмоциональным выгоранием и характеристиками личности, с учетом, что в основе лежат смыслообразующие мотивы деятельности профессионалов [8, 9, 10]. Это привело к тому, при наборе сотрудников социономических профессий, в том числе педагогов, в первую очередь обращают внимание на ценностные ориентации и мотивы работника [11]. На данный момент исследований по узконаправленным критериям ценностной сферы проведено недостаточное количество работ. Исходя из этого, нами было проведено исследование в рамках диссертационной работы, тема которой: «Взаимосвязь ценностных ориентаций и эмоционального выгорания у педагогических работников». Нами была определена гипотеза исследования: - ценностные ориентации взаимосвязаны с проявлением эмоционального выгорания у педагогических работников, а именно: - при преобладании ценностей «ответственность», «общественное признание», «материально обеспеченная жизнь» и «терпимость», уровень выгорания высокий; - при преобладании ценностей «свобода», «развитие», «терпимость» и «жизнерадостность» уровень выгорания низкий. Методология и результаты исследования. В исследовании нами были использованы психодиагностические методики: Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; Опросник «Оценка эмоционального выгорания» В. В. Бойко; Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной. А также авторская анкета, состоящая из шести пунктов, с целью изучения профессиональных и социально-демографических характеристик респондентов. В качестве участников исследования (n = 108) выступили педагогические работники МОАУ СОШ с УИОП №10 г.Кирова, КОГПОАУ Вятского электромашиностроительного техникума, Педагогического института ФБГОУ ВО «Вятского Государственного Университета», студии репетиторов Ньюскул и других образовательных учреждений. Из них 9 мужчин и 99 женщин. Стаж работы в педагогической сфере респондентов – от 3 до 33 лет. Сравнительный анализ значений показателей опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой показал следующие результаты. По показателю «Эмоциональное истощение»: - очень высокий уровень – 30% респондентов; - высокий уровень – 16%; - средний уровень – 41%; - низкий уровень – 13%. По показателю «Деперсонализация»: - очень высокий уровень – 31% респондентов; - высокий уровень – 29%; - средний уровень – 23%; - низкий уровень – 17%. По показателю «Профессиональная успешность»: - высокий уровень – 18% респондентов; - средний уровень – 48%; - низкий уровень – 34%. С помощью сравнительного анализа значений показателей опросника «Оценка эмоционального выгорания» В.В. Бойко мы выявили: - показатель «напряжение» у 58% респондентов в несформировавшейся фазе, у 37% – в фазе формирования, у 5% – в формировавшейся фазе. - показатель «резистенция» у 44% респондентов в сформировавшейся фазе, 28% – в фазе формирования, 28% – в несформировавшейся фазе. - показатель «истощение» у 53% респондентов в несформировавшейся фазе, у 31% – в сформировавшейся фазе, у 16% – в фазе формирования. Сравнительный анализ уровней ценностей по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» у педагогических работников показал, что: - из терминальных ценностей на первом месте такие ценности как «активная деятельная жизнь», «здоровье», «любовь», «материально обеспеченная жизнь». - из инструментальных ценностей в приоритете такие ценности как «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», «исполнительность». - из терминальных ценностей не являются значимыми такие ценности как «удовольствия», «красота природы и искусство», «общественное признание». - из инструментальных ценностей не являются значимыми такие ценности как «непримиримость к недостаткам в себе и других», «терпимость». Далее мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Расчеты проводились по формуле: ρ=1-(6∑▒(d^2 ) )/(n〖(n〗^2-1)), где ρ-коэффициент ранговой корреляции; d-разница между двумя рангами каждого наблюдения;n - количество наблюдений. Были выявлены следующие взаимосвязи показателей методик В.В. Бойко и М. Рокича (табл. 1). Н-И13 (-,456**) Чем больше показатель «Напряжение», тем менее значима ценность «Чуткость». Р-Т7 (,652**) Чем больше показатель «Резистенция», тем приоритетнее ценность «Материально обеспеченная жизнь». Р-Т14 (-,481**) Чем больше показатель «Резистенция», тем менее значима ценность «Счастливая семейная жизнь». Р-Т15 (-,566**) Чем больше показатель «Резистенция», тем менее значима ценность «Счастье других». Р-И1 (,404**) Чем больше показатель «Резистенция», тем приоритетнее ценность «Аккуратность». Р-И6 (-,464**) Чем больше показатель «Резистенция», тем менее значима ценность «Независимость». Р-И9 (,553**) Чем больше показатель «Резистенция», тем приоритетнее ценность «Ответственность». Р-И10 (,483**) Чем больше показатель «Резистенция», тем приоритетнее ценность «Рационализм». Р-И11 (,582**) Чем больше показатель «Резистенция», тем приоритетнее ценность «Самоконтроль». Р-И13 (-,683**) Чем больше показатель «Резистенция», тем менее значима ценность «Чуткость». Р-И14 (-,658**) Чем больше показатель «Резистенция», тем менее значима ценность «Терпимость». И-Т1 (-,522**) Чем больше показатель «Истощение», тем менее значима ценность «Активная деятельная жизнь». И-Т4 (-,514**) Чем больше показатель «Истощение», тем менее значима ценность «Интересная работа». Также мы определили взаимосвязи у показателей методик Н. Е. Водопьяновой по интегральному показателю и М. Рокича (табл. 2). ИПВ-Т7 (,701**) Чем выше интегральный показатель выгорания, тем приоритетнее ценность «Материально обеспеченная жизнь». ИПВ-Т15 (-,447**) Чем выше интегральный показатель выгорания, тем менее значима ценность «Счастье других». ИПВ-И5 (,472**) Чем выше интегральный показатель выгорания, тем приоритетнее ценность «Исполнительность». ИПВ-И13 (-,670**) Чем выше интегральный показатель выгорания, тем менее значима ценность «Чуткость». ИПВ-И14 (-,593**) Чем выше интегральный показатель выгорания, тем менее значима ценность «Терпимость». Таблица 1 – Взаимосвязь терминальных, инструментальных ценностей и симптомов выгорания (по опроснику В. В. Бойко) Ценности Напряжение Резистенция Истощение Терминальные Активная деятельная жизнь (-,412**) (-,533**) (-,522**) Здоровье (-,305**) (-,292**) (-,288**) Интересная работа (-,281**) (-,431**) (-,514**) Красота природы и искусства (,226*) (,203*) Материально обеспеченная жизнь (,415**) (,652**) (,586**) Общественное признание (,444**) (,422**) Продуктивная жизнь (-,220*) Развитие (,293**) (,444**) (,376**) Счастливая семейная жизнь (,293**) (-,481**) (-,466**) Счастье других (-,270**) (-,566**) (-,443**) Удовольствия (,375**) (,337**) Инструментальные Аккуратность (,404**) (,463**) Воспитанность (,290**) (,332**) Высокие запросы (,281**) (,229*) Жизнерадостность (-,317**) Исполнительность (-,270**) (,593**) (,648**) Независимость (-,335**) (-,464**) (-,466**) Образованность (-,224*) (-,198*) Ответственность (,340**) (,553**) (,512**) Рационализм (,269**) (,483**) (,342**) Самоконтроль (,332**) (,582**) (,608**) Чуткость (-,456**) (-,683**) (-,637**) Терпимость (-,325**) (-,658**) (-,568**) Широта взглядов (-,211*) Твердая воля (-,301**) (-,340**) Честность (-,218**) (-,296**) (-,343**) Эффективность в делах (-,261**) (-,386**) Таблица 2 – Взаимосвязь интегрального показатель выгорания (по опроснику Водопьяновой) и терминальных, инструментальных ценностей (М. Рокич) Ценности Интегральный показатель выгорания Терминальные Активная деятельная жизнь (-,535**) Здоровье (-,246*) Интересная работа (-,268**) Материально обеспеченная жизнь (,701**) Наличие хороших и верных друзей (,301**) Общественное признание (,223*) Развитие (,285**) Счастье других (-,447**) Удовольствия (,232*) Инструментальные Аккуратность (,194*) Воспитанность (,214*) Высокие запросы (,279**) Исполнительность (,472**) Независимость (-,375**) Непримиримость к недостаткам в себе и других (,252**) Образованность (-,281**) Ответственность (,293**) Рационализм (,429**) Самоконтроль (,367**) Чуткость (-,670**) Терпимость (-,593**) Широта взглядов (-,285**) Честность (-,286**) Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза частично подтвердилась. А именно, что: - при преобладании ценностей «ответственность», «общественное признание», «материально обеспеченная жизнь» и «терпимость», уровень выгорания высокий; - при преобладании ценности «терпимость» уровень выгорания низкий. В дальнейшем исследования могут быть продолжены после проведения мероприятий по прививанию ценностей и развития чувства чуткости, терпимости, активной жизненной позиции и жизнерадостности. Таким образом, мы сможем удостовериться в данных, полученных эмпирическим путем. Также недостаточно проведено исследований по изучению взаимосвязи синдрома выгорания с такими характеристиками как интроверсия, агрессивность, мобильность. Следовательно, по данной проблематике имеется широкие возможности для исследовательской работы. Заключение. Мы можем с уверенностью сказать, что некоторые ценностные ориентации личности могут стать источником образования симптомов синдрома выгорания, таких как напряжение, резистенция и эмоциональное истощение. Благодаря исследованию, мы имеем ряд ценностей, являющиеся одним из факторов, которые предупреждают и сопротивляются проявлению эмоционального выгорания. Мы выявили, что развитие у личности активной деятельности, независимости в принятии решений, заботы о здоровье и таких ценностей как семья, дисциплина, образованность, чуткость, терпимость, честность, продуктивная жизнь, жизнерадостности способствует меньшему проявлению факторов выгорания. На внешнюю группу факторов профессионал не всегда может повлиять, но реакцию на внешние факторы, а также ценностно-смысловая составляющая личности полностью под его контролем, таким образом, индивид может влиять на появление эмоционального выгорания и профилактику синдрома. На основании анализа полученных данных нами были разработаны рекомендации по профилактике и снижению уровня выгорания, направленные на психокоррекционную работу личности. В том числе разработана тренинговая программа для добровольного посещения сотрудников. После проведения профилактических мероприятий нами планируется повторное исследование для оценки эффективности принятых мер профилактики.