Full text
Введение Психологические особенности отклоняющегося поведения в последнее время становятся все более актуальными как для научного изучения, так и в рамках практико-ориентированной деятельности, направленной на предотвращение отклоняющихся от нормы поведенческих проявлений. Особенности самореализации личности выступают сквозной темой большинства научных исследований, в том числе и реализованных нами, вследствие признания того факта, что тенденция самореализации является имманентной тенденцией личности и пронизывает все аспекты ее существования. Юношеский возраст выступает сензитивным периодом для формирования устойчивых жизненных устремлений и характерных форм поведения. Именно в этот возрастной промежуток самоактуализация как осознание переходит в самореализацию как воплощение. Исследователи описывают жизненный план юношества как план потенциальных действий в различных сферах деятельности [1]. Именно поэтому нами был выбран именно этот возрастной этап для проведения исследования. Ранее нами уже были описаны особенности самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении [2]. В качестве таковых посредством факторизации показателей теста САМОАЛ нами были выделены: общительность, любознательность, доброжелательность, и самопознание. Их содержательное наполнение вполне согласуется с психологическими особенностями юношеского возраста, описанными в психологической литературе [3, 4]. Также нами были изучены и особенности проявления девиантности у эмпирической выборки, в результате чего был сделан вывод об отсутствии выраженных тенденций к отклоняющемуся поведению [5]. Наибольшие значения были обнаружены по шкале «Шкала установки на социально-желательные ответы», что в комплексе с показателями некоторых других шкал позволяет констатировать доминирующее стремление к позитивной самопрезентации у обследованных юношей. В ходе обзора источников психологической информации о феномене самореализации, мы нередко сталкивались с точкой зрения о том, что самореализация и отклоняющееся поведение это два противоположных полюса одного континуума. Так Э. Фромм [6] указывает, что человека характеризует тенденция к самотрансцендентации, которая может проявиться либо через творчество, либо через разрушение. Сходную позицию можно найти в работах Э. Шострома [7]. По его мнению, человек может выбрать один из двух вариантов поведения – либо актуализировать себя, либо манипулировать другими. По мнению М.Р. Гинзбурга самореализация сама по себе представляет двухполюсной континуум, негативный полюс которого характеризует такие формы поведения человека как защитное, вынужденное, фантазийное, пассивное, невротичное, бездейственное и отсроченное [8]. Данное описание согласуется с выделенными В.Д. Менделевичем формами девиантного поведения личности [9]. Проведенный анализ теоретических взглядов на соотношение феноменов самореализации и девиантности личности способствовал возникновению у нас интереса, направленного на эмпирическую проверку данных положений. Учитывая эмпирические результаты, полученные ранее, мы поставили перед собой цель – определить имеются ли какие-либо связи между аспектами самореализации и девиантными формами поведения лиц юношеского возраста, обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Методология и результаты исследования Эмпирическую выборку составили 40 юношей в возрасте от 16 до 19 лет, обучающихся в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Тольяттинский электротехнический техникум». Диагностический инструментарий представлен методикой САМОАЛ А.В. Лазуркина в адаптации Н.Ф. Калина [10] и опросником «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [11]. Обоснование выбора данных методик было дано нами в публикациях, описывающих соответствующие исследовательские результаты. Поиск взаимосвязи между шкалами методик, свидетельствующий о каких-либо тенденциях в соотношении рассматриваемых феноменов самореализации и девиантного поведения осуществлялся с применением корреляционного анализа. Обе методики предполагают перевод сырых баллов в стандартные оценки, что позволяет использовать коэффициент линейной корреляции r-Пирсона. Как и предполагалось не все шкалы методик обнаружили взаимосвязи, при этом большинство полученных корреляционных показателей были отрицательными. Полученные значимые результаты представлены в таблице 1. Проанализируем полученные результаты. Можно сказать, что большинство из них подтверждают изложенные в научной литературе мнения о соотношении самореализации и девиантного поведения личности. Так высокие показатели респондентов по шкале «Ориентация во времени», отражающие степень пребывания личности в моменте «здесь и сейчас» отрицательно коррелируют с показателями шкалы «Склонность к преодолению норм и правил» (r=-0,408 при р<0,05), что можно проинтерпретировать следующим образом: чем меньше человек пребывает в настоящем моменте своей жизни, тем больше он склонен отрицать действующие социальные нормы и правила поведения. Содержательная сторона такого отрицания может быть различна. Так, на наш взгляд, популярные в настоящее время реконструкции (прежних событий или литературных сюжетов) представляют собой один из вариантов выявленной корреляционной связи, но при этом не могут рассматриваться формой девиантности, хоть и предполагают стратегию поведения в виде ухода от реальности. Таблица 1. Результаты корреляционного анализа Шкалы методики САМОАЛ Шкалы опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» Шкала склонности к преодолению норм и правил Шкала склонности к аддиктивному поведению Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Шкала склонности к агрессии и насилию Шкала волевого контроля эмоциональных реакций Шкала Ориентация во времени -0,408 -0,407 -0,50 -0,485 Шкала Ценности -0,353 Шкала Взгляд на природу человека -0,364 -0,374 -0,355 -0,376 Шкала Стремление к творчеству или креативность 0,390 0,458 Шкала Автономность 0,359 0,351 Шкала Аутосимпатия -0,358 Выявленная отрицательная связь данной шкалы с показателями шкалы «Склонность к аддиктивному поведению» (r=-0,407 при р<0,05) также вполне объяснима поскольку лица, склонные к зависимости в качестве одного из мотивов обозначают стремление уйти от реальности, в которой они плохо адаптированы, т.е. как раз избежать присутствия в самоактуализационном «здесь и теперь». Обнаруженная отрицательная связь шкал «Ориентация во времени» и «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (r=-0,50 при р<0,01) подтверждает научно обоснованное положение о том, что тенденции аутодеструкции в основном свойственны лицам, пребывающим в воспоминаниях о прошлом или не сумевшим самореализоваться в актуальном временном моменте. Обследованные юноши по шкале «Волевого контроля эмоциональных реакций» показали преимущественно результаты, указывающие на средний и высокий волевой контроль эмоциональных и поведенческих проявлений, а, учитывая, что интерпретация показателей данных этой шкалы в методике построена по обратному принципу, выявленная отрицательная взаимосвязь с высокими показателями по шкале «Ориентация во времени» (r=-0,485 при р<0,01) может быть объяснена как то, что ощущение настоящего момента и психологическое пребывание в нем связано со степенью прилагаемых эмоционально-волевых усилий. Таким образом, развитость эмоционально-волевой сферы способствует саморализационным тенденциям личности. Шкала «Ценности» методики САМОАЛ обнаружила единственную отрицательную корреляционную связь со шкалой «Склонность к агрессии и насилию» (r=-0,353 при р<0,05), что отражает устоявшееся социальное представление о том, что ценностное отношение к окружающей действительности не предполагает использование агрессии и насилия как способов самореализации и достижения целей. Можно говорить о том, что стремление к агрессивному поведению не является атрибутом самоактуализирующейся личности. Низкие показатели шкалы «Взгляд на природу человека» отрицательно связаны с несколькими шкалами методики диагностики склонности к девиантному поведению. Так, связь с показателями шкалы «Склонность к преодолению норм и правил» (r=-0,364 при р<0,05) указывает на то, что стремление противопоставлять свои правила общесоциальным обосновано неверием в человеческие возможности, в то, что можно достигнуть поставленных целей посредством конформного поведения. Выявленная связь с показателями шкалы «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (r=-0,374 при р<0,05) отражает мнение респондентов о том, что стремление причинить себе ущерб различной силы тяжести, в том числе и поведением, потенциально влекущим гибель, обосновано неверием в собственную природу человека как созидателя. Соответственно такие тенденции не могут проявляться у личности, стремящейся к самореализации. С показателями шкалы «Склонность к агрессии и насилию» также выявлена вполне объяснимая отрицательная корреляционная связь (r=-0,355 при р<0,05). При наличии у человека стремления к самореализации и отсутствия уверенности в том, что он на это способен, одним из вариантов разрешения конфликта может стать выбор в пользу агрессивного поведения, результатом которого может стать достижение желаемого. Стоит также отметить, что современные средства массовой информации, кино и интернет индустрия достаточно часто демонстрируют как способы такого поведения, так и достижение его ожидаемого результата. Между шкалами «Взгляд на природу человека» и «Волевой контроль эмоциональных реакций» также обнаружена значимая корреляционная связь (r=-0,376 при р<0,05), которую также вследствие особенностей шкалы можно проинтерптерировать как представление респондентов о том, что для установления и поддержания искренних и доброжелательных отношений с другими людьми необходимым элементом является высокая степень эмоционально-волевой регуляции поведения. Показатели шкалы методики САМОАЛ «Стремление к творчеству или креативность» обнаружили две положительные корреляционные связи со шкалами методики диагностики склонности к девиантному поведению. Выявленная связь со шкалой «Ориентация во времени» (r=0,390 при р<0,01) отражает достаточно распространенное представление о том, что творческая личность не может быть конформной, поскольку для того, чтобы создать нечто оригинальное необходимо выйти за границы общепринятого и традиционного. Вместе с тем, отдельные виды творчества действительно находятся на грани с асоциальными проявлениями и могут быть опасны для окружающих, как в психологическом, так и в физическом смыслах. Творчество как психологический феномен весьма неоднозначно, но его роль в самореализации личности подчеркивается большинством авторов. При этом они не уточняют о каком конкретно виде и результате творческой деятельности идет речь. Исследователи же девиантного поведения выделяют отдельный вид – граффити как социальное творчество, что не мешает им рассматривать этот вид деятельности как девиантный, а его результаты как имеющие негативные последствия для личности и общества в целом. Поскольку еще не установлены научно обоснованные границы, выделяющие виды творчества как проявления самореализации или как формы девиантности, будем считать, что креативность как аспект самореализации позволяет человеку взглянуть иначе на существующие нормы и правила, а возможно и преодолеть их как ограничивающие обстоятельства, но без ущерба для социального окружения и самой личности. В таком понимании преодоление норм и правил способствует креативности как аспекту структуры самореализации. Шкала креативности также положительно коррелирует с показателями шкалы «Склонность к аддиктивному поведению» (r=0,458 при р<0,01). Выявленная взаимосвязь неоднократно обнаруживала себя в отдельных кругах творческой среды, поскольку образы, которые «посещают» человека в измененном состоянии сознания действительно отличаются своей необычностью и гипертрофированностью, что в итоге может отразиться в творческом продукте. Показатели шкалы «Автономность» самоактуализационного теста также образовали две положительные корреляционные связи. Одна из них со шкалой «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (r=0,359 при р<0,01) опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». По нашему мнению, данная связь может быть объяснена тем, что авторы теста вкладывали в понятие «автономность» гуманистическую трактовку независимости как самоподдержки, но содержание самих высказываний вкупе с возрастными особенностями респондентов привели к тому, что они продемонстрировали в ответах свою достигнутую свободу принимать самостоятельные решения, не считаясь с мнением окружающих и не учитывая возможных последствий. Именно такое понимание автономности, по мнению авторов опросника САМОАЛ приводит к ощущению отчужденности и одиночества, что вполне может привести к самодеструктивным тенденциям и рискованному поведению как стремлению обратить на себя внимание. Выявленная корреляционная связь шкал «Автономность» и «Склонность к агрессии и насилию» (r=0,351 при р<0,01), скорее всего, также обусловлена субъективными особенностями понимания респондентами высказываний опросника. Учитывая, что показатели большей части выборки указывают на умеренную выраженность агрессивных тенденций, предполагаем, что именно с агрессией респонденты связали стремление отстоять собственную точку зрения. Между шкалами «Аутосимпатия» и «Волевой контроль эмоциональных реакций» выявлена отрицательная корреляционная связь (r=-0,358 при р<0,01), что, вероятно, указывает на зависимость позитивного самовосприятия от эффективности эмоционально-волевой регуляции поведения. При этом, учитывая особенности шкалы, можно говорить о том, что в представлении респондентов высокая степень аутосимпатии достижима при хорошо развитой эмоционально-волевой саморегуляции поведения. Заключение Таким образом, нами были обнаружены и проанализированы связи аспектов самореализации и склонность к отклоняющимся формам поведения у юношей, обучающихся в среднем специальном образовательном учреждении. Можно выделить несколько аспектов самореализации, тем или иным образом вероятностно обуславливающих девиантные проявления в поведении лиц юношеского возраста. Так, слабое осознание и проживание настоящего момента, а именно погруженность в воспоминания или, наоборот, в будущие события, может привести к асоциальным, аддиктивным или аутодеструктивным поведенческим проявлениям. Непринятие общесоциальных ценностей и отсутствие собственной ценностной иерархии может приводить к предпочтению агрессивных форм поведения. К разнообразию поведенческих отклонений приводит и уверенность в слабости человека как биосоциального существа и его малых возможностях в достижении целей. Такое представление может выражаться как стремление достигнуть цели любым, даже неконструктивным путем, либо, наоборот, как стремление нивелировать свое присутствие в окружающем социально-коммуникативном пространстве. Неверные представления об автономности как утверждении своей независимости в противовес гуманистической «направляемости изнутри» [12] могут приводить к агрессивным и рискованным формам поведения как способу доказательства избранной позиции. Не так определенно можно говорить о соотношении креативности как аспекта самореализации и формы девиантности. Скорее всего, только крайняя степень выраженности креативности, например, в виде эпатажа, способствует появлению в поведении черт асоциальности и аддиктивности. Проявление же творческого подхода в жизни и деятельности это обычно стремление выйти за пределы существующих норм и правил, но с учетом и контролем возможных негативных последствий для социального окружения и самой личности. Созидательная деятельность и креативный продукт невозможны при соблюдении однозначно конформной стратегии поведения, но и нонконформное поведение, угрожающее здоровью и благополучию самой личности и окружающего ее социума не может являться атрибутом самореализующейся личности. Все обследованные респонденты указали на важность эмоционально-волевой саморегуляции как для поддержания самореализационных аспектов, так и для контроля девиантных форм поведения. Полученные результаты можно использовать при составлении различных психологических программ, направленных как на стимулирование стремления к самореализации, так и на профилактику девиантного поведения лиц юношеского возраста.