Full text
Введение Развитие туризма в целом и детского туризма в частности обусловлено совокупностью социально-экономических факторов, которые можно разграничить на две основные группы: 1) факторы, формирующие общественные потребности в туризме; 2) факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме. К числу формирующих факторов относят развитие общественного производства, трудовую деятельность, потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья, урбанизацию. Группу реализующих факторов составляют рост материального и культурно-образовательного уровня населения, рост фонда свободного времени, развитие транспорта и коммуникаций, расширение сферы обслуживания. Особенностью детского туризма является его огромная социально-общественная значимость. Развитие данного направления туризма необходимо с целью снижения уровня детской заболеваемости, преступности среди детей и подростков, повышения уровня удовлетворенности качеством жизни, увеличения продолжительности жизни и воспитания здорового поколения, способного трудиться на благо своей страны [1, 2, 3]. Прежде чем приступить к изложению основного материала по теме исследования, определимся в терминологии, выявим основные виды и особенности организации детского туризма. Исследование понятийного аппарата сферы детского туризма встречается в работе Маслаковой Е.А. [4]. На основе проведенного анализа автором приводится следующее определение детского туризма: «вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и др. целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника» [5, с. 8]. Голикова О.М. уточняет понятие Маслаковой Е.А. в части срока, на который осуществляется туристское путешествие [6, с. 62-63]. Саранча М.А. и Вапнярская О.И. расширяют возрастную категорию потребителей детского туризма, отнеся сюда и детей в возрасте от 4 до 6 лет [7]. В настоящей работе будем придерживаться определения, данного Голиковой О.М., c уточнением Саранчи М.А. и Вапнярской О.И., и под детским туризмом понимать вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 4–17 лет, отправляющиеся в путешествие на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или хотя бы с одной ночевкой с целью отдыха, оздоровления, образования и др. целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника. Классификация направлений детского туризма приводится в работах [8-13]. Однако наиболее полно и подробно, на наш взгляд, этому вопросу посвящено исследование ученых Российского государственного университета туризма и сервиса Саранчи М.А. и Вапнярской О.И. Авторы выделяют 14 классификационных признаков детского туризма. Приведем указанную классификацию в таблице 1. Таблица 1 Классификация направлений детского туризма* Классификационный признак Виды детского туризма Способ организации - организованный; - неорганизованный. Организованный делится на плановый и самодеятельный Источники обеспечения приобретения туристских продуктов - социальный; - коммерческий; - спонсорский Цель - культурно-познавательный; - природоориентированный (экологический); - лечебно-оздоровительный; - просветительский (образовательный); - краеведческий; - научный; - промышленный; - спортивный; - физкультурный; - профориентационный; - MICE-туризм; - развлекательный Возраст - старшие дошкольники; - младший школьный возраст; - младший подростковый возраст; - старший подростковый возраст; - возраст ранней юности Форма проведения - экскурсия; - путешествие; - поход; - прогулка; - научно-образовательная встреча; - тренировочный сбор; - кружки и секции; - соревнование и др. Место относительно системы образования - в системе дошкольного образования; - в рамках урочной деятельности; - в рамках внеурочной деятельности; - в рамках системы дополнительного образования; - за пределами системы образования Способы передвижения - пеший; - автомобильный; - железнодорожный; - авиационный и др. Квалификация специалистов, обслуживающих детей - лица, не имеющие специальной профессиональной подготовки; - лица, имеющие специальную профессиональную подготовку Размер организованной группы детей - малая группа; - средняя группа; - большая группа Периодичность организации туристских мероприятий - каникулярное время; - внеканикулярное время Продолжительность - туризм выходного дня и праздников; - краткосрочный; - среднесрочный; - долгосрочный; - сверхдолгосрочный Физическая активность - пассивный; - активный; - комбинированный Мобильность - стационарный; - мобильный Снаряжение - без использования специального снаряжения; - с использованием специального снаряжения *Примечание: Составлено авторами на основании [14]. Исходя из представленной классификации видов и типов детского туризма, можно заключить, что он обладает рядом специфических особенностей: - наличие организованной группы детей с руководителями, несущими ответственность за жизнь и здоровье детей, занимающимися организационными вопросами и т.п.; - определенная возрастная категория (преимущественно школьного возраста); - обязательное наличие педагогического состава в специализированных местах размещения (детские лагеря, базы и так далее); - развивающий, обучающий характер туров [15]. Применительно к объекту настоящего исследования необходимо рассмотреть аспекты развития детского туризма в Алтайском крае, а также оценить деятельность лиц, организаций, органов власти региона в данном направлении в настоящее время. Методология и результаты исследования Детский туризм на Алтае – явление не новое. На сегодняшний день он имеет свою историю, связанную с историей развития региона, туристическим потенциалом края, уровнем образования населения. Прежде чем давать оценку развития детского туризма в Алтайском регионе, необходимо изучить историю его становления. Именно она сможет раскрыть и увидеть его направления, аспекты, а также понять роль органов власти региона, нормативно-правовую базу для его развития и совершенствования. Информационной базой исследования послужили материалы официальных сайтов Алтайского краевого Центра детско-юношеского туризма и краеведения, администрации Алтайского края. Кроме того, исследованию были подвержены организации, учреждения, мероприятия, в том числе и событийные, связанные с развитием детского туризма на Алтае. Анализ представленных источников о состоянии детского туризма в Алтайском крае позволил сделать вывод о положительной оценке его развития. Итак, становление детского туризма зарождалось на рубеже начала XX века в походе от Барнаула до Чулышманского монастыря преподавателя реального училища Верещагина В.И. с учениками и коллегами, а также его методические рекомендации и описания походов с детьми [16]. Достаточная активность в развитии детского туризма отмечалась на Алтае с 1938 по 1960 годы, когда формировалась и развивалась централизованная система отдыха советских школьников [17]. В годы Великой Отечественной войны на территории г. Белокурихи находился эвакуированный Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». В послевоенные годы получили распространение экспедиции по местам боевой славы, оздоровительные походы с целью изучения природы родного края. Создаётся краевая детская туристско-экскурсионная станция. В 1957-1961 гг. появились детские туристские базы «Рассвет», «Юность» и «Медвежонок»; организуются детские плановые туристские маршруты, по которым прошло больше ста пятидесяти тысяч детей. Не менее интересен период с 1960 по 1990 годы. Алтайские туристы впервые участвуют во Всесоюзном слете по туризму. Массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности. По результатам геологических и археологических походов, организованных совместно со специалистами края создаются школьные краеведческие музеи. В 1962 году в СССР был создан Центральный совет по туризму. Как региональное ведомство организован Алтайский краевой совет по туризму и экскурсиям, целью которого было повысить самостоятельность руководящих туристских учреждений. Поэтому в те годы на Алтае турбаза «Золотое озеро» первая в крае имела детское отделение «Медвежонок» со своей территорией и особым статусом «ребячьей республики», живущей по своим законам и традициям. Она обслуживала детские № 738, 739 маршруты [18]. Турбаза «Катунь» первая в стране организовала конный маршрут и начала обслуживание родителей с детьми. Если говорить о методическом аспекте развития детского туризма, то в том же году Академия педагогических наук РСФСР издала сборник «Краеведение и туризм во внеклассной работе», указав на значение туристско-краеведческой деятельности в реализации программы связи школы с жизнью, его воспитательное воздействие [19, 20]. Характерной чертой активизации туристско-краеведческой работы в школах стало создание краеведческих музеев, значение которых в учебно-воспитательной работе с учащимися значительно возросло. Собираемый юными туристами и краеведами материал использовался учителями на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, биологии. Школьный музей становился местом проведения пионерских линеек, комсомольских собраний, встреч с ветеранами, тематических конференций. В краеведческих кружках организовывалось планомерное изучение родного края (села, города). Активизировалась туристская и экскурсионно-краеведческая работа во внешкольных детских учреждениях. В Домах пионеров создавались туристско-краеведческие кружки и секции, организовывались отряды юных туристов-краеведов. Участвуя в походах, экскурсиях и экспедициях, собирая материалы для школьных музеев, учащиеся обогащались новыми знаниями, изучали историю, природу и хозяйство родного края, овладевали необходимыми трудовыми навыками [21]. Предпринимались попытки коллективов детских экскурсионно-туристских станций выработать методические и педагогические пособия с примерными учебными программами для занятий туризмом, одновременно решая спортивные, исследовательские, познавательные и оздоровительные задачи школьного туризма. Кроме того, излагались вопросы туристской техники (подготовка снаряжения, выбор места бивака, установка палатки, разведение костра) и ориентирования (движение по азимуту, чтение карты и т.д.). Свой вклад в развитие детского туризма на Алтае внес и город Бийск. В 1972 году был организован Дом детско-юношеского туризма и экскурсий на базе Дома пионеров № 2, где занималось более тысячи детей. Основными видами деятельности были туризм и краеведение, декоративно-прикладное творчество, другие направления деятельности. Ежегодно проводились городские соревнования по лыжному, пешеходному туризму, соревнования «Юный спасатель». В разные годы учреждение возглавляли Летяйкина Е.В., Ларина В.Г., Ковалевская В.Д. [22]. С 1975 года все детские маршруты начинались в Бийске на главной детской турбазе «Рассвет». Отсюда дети ехали на Телецкое озеро и на турбазу «Юность», сюда же возвращались после походов. За год проходило более десяти тысяч школьников-туристов по маршрутам от нормативов на значок «Турист СССР» до первой категории сложности. Практически заново была построена и детская турбаза «Юность» на 109-м километре Чуйского тракта. Уютные четырехместные домики за лето давали кров пяти тысячам юных путешественников [23]. Современный этап развития детско-юношеского туризма, начавший старт с 1990 года, характеризовался переходом на новые условия хозяйствования. Это было связано с активным развитием новых экстремальных видов детского туризма (парусный, пара-, дельтапланеризм, скалолазание), значительными изменения в организации туристско-краеведческой работы в связи с изменениями в законе «Об образовании». Существенно изменились организационно-методические требования, требования к материально-технической базе и квалификации сотрудников объектов и учреждений детско-юношеского туризма. В настоящее время задачи в сфере детского туризма на Алтае определены как: - укрепление и сохранение здоровья молодого поколения; - изучение родного края, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну; - повышение культурного уровня молодежи; - профессиональная ориентация подростков; - интенсивное развитие туризма, как отрасли экономики; - профессиональная занятость населения. Работать на будущее призваны целый ряд учреждений: Управление Алтайского края по физической культуре и спорту; Управление Алтайского края по туристско-рекреационному и санаторно-курортному комплексу; федерация спортивного туризма Алтайского края; ученые Алтайского государственного педагогического университета, Алтайской государственной академии культуры и искусств, Алтайского государственного технического университета, Алтайского филиала Международной академии туризма; Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина; Алтайского педагогического колледжа; председатели краевых маршрутно-квалификационных комиссий; представители учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, руководители общественных организаций, представители Алтайской краевой торгово-промышленной палаты, представители туристских фирм [24, 25, 26]. Сегодня многие туристские предприятия специализируются на приеме детских групп, приезжающих на отдых, существуют и специализированные детские турбазы различного уровня комфорта, летние детские палаточные лагеря в районе нижней Катуни, Горного Чарыша, Горной Колывани и степной зоне Алтайского края. Разработаны и успешно осуществляются пешие маршруты. На сегодняшний день отдыхать в Алтайском крае можно с детьми практически любого возраста, от младенцев до подростков. Среди детского туризма актуален познавательный, активный, оздоровительный туризм. В рамках туристских маршрутов «Малое Золотое кольцо Алтая», «Большое Золотое кольцо Алтая», «Казачья подкова Алтая» разработаны и действуют специальные экскурсионные программы для школьников и молодежи. Ведется разработка новых культурно-познавательных маршрутов. Традиционно интересные познавательные программы и маршруты для школьников готовят музеи. Алтайский край предоставляет большие возможности для детского активного или спортивного туризма для школьников среднего и старшего возраста, среди которых действует Ассоциация детского и молодежного туризма, Краевой дворец молодежи, Федерация спортивного туризма, ежегодно проводящие туристско-спортивные соревнования и фестивали. Горные реки – нижняя Катунь и Песчаная отлично подходят для организованного детского рафтинга. Набирает популярность малоизвестный вид туризма – залинг (скалолазание, переправы, подъемы, спуски). В туристических районах края работают детские лагеря. Например, в Алтайском районе это лагерь «Детская Империя Туризма». В программе смен развлекательная программа, творческие мастерские. Дети совершают экскурсии к Тавдинским пещерам, к памятнику художнику Н.К. Рериху, в подводную пещеру «Ихтиандр» на берегу реки Катунь, прогулки по реликтовому бору до ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», пеший марш-бросок на гору Горыня. Чистый воздух предгорий, соленая вода озер, большое разнообразие натуральных продуктов – основа детского оздоровительного туризма в Алтайском крае. Белокуриха для этого имеет два детских санатория. Озеро Яровое известно как один из районов Сибири, рекомендованный для детского отдыха, а также для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. В Алтайском крае открыта детская школа конкура на «Сибирском подворье». Большой опыт в этом направлении имеют специалисты ипподрома города Барнаула. Хотелось бы подчеркнуть, что определенные задачи в развитии детского туризма и краеведения в Алтайском крае решает Алтайский краевой Центр детско-юношеского туризма и краеведения, реализующий образовательные программы туристско-краеведческой, спортивно-технической, физкультурно-оздоровительной, военно-патриотической, художественно-эстетической направленности [27]. Разработаны и действуют различные образовательные программы: от программ общекультурных «Юные туристы», «Юные краеведы» до программ допрофессиональной подготовки таких, как «Юные инструкторы по туризму», «Гиды-проводники», «Юные судьи соревнований». Центр круглогодично проводит массовые мероприятия, направленные на формирование имиджа Алтая, как Центра всесезонного туризма. Это туриады по пешему, лыжному, водному туризму в различных районах Алтайского края и Республики Алтай [28]. Популярны туристские слеты и соревнования по различным видам туризма, которые способствуют формированию имиджа всесезонного туристского центра и дают возможность школьнику выполнить спортивные разряды, получить опыт участия или руководства туристским походом и выполнить норматив на присвоение профессионального звания «Юный гид-проводник», «Юный инструктор по туризму», «Инструктор детско-юношеского туризма», «Судья по спорту». Указанный центр способствует поисковой и исследовательской работе, где обобщаются материалы юных исследователей истории и природы родного края, имеется информация об интересных природных объектах и исторических событиях, произошедших на его территории, решается задача рационального использования туристских ресурсов через распределение туристских потоков по новым маршрутам, экскурсионным объектам. Также создан банк данных об экскурсионных объектах Алтая, а юные исследователи получают навыки профессиональной работы в историко-этнографических, археологических, геологических и географических экспедициях, опыт музейной, экскурсионной и журналистской деятельности [29]. Указанные мероприятия состоялись благодаря программе «Развитие детского туризма и краеведения как важнейшего средства формирования национальной идентичности», инициатором которой выступила рабочая группа регионального отделения Общественного Народного Фронта. Ключевая идея программы – возрождение туристических традиций, ориентированных на детско-юношескую аудиторию, в связи с чем в крае был создан координационный совет по вопросам развития детского туризма под патронатом губернатора с представителями образования, культуры, спорта, МВД, МЧС и многих других ведомств. Развитие программы шло в двух направлениях: создание единой сети детских маршрутов, существующих на территории региона и развитие семейного туризма, который позволял бы родителям и детям совместно познавать свой край [30]. Стоит отметить, что с 2016 года в рамках реализации основных направлений развития детского туризма успешно реализуется такой проект, как «Сокровища школьных музеев», ведется большая работа в организации виртуальных экскурсий. В результате планомерной и регулярной работы в крае за 2016 год многие стали участниками различных образовательных и экскурсионных проектов и программ. 27 апреля 2017 года в рамках Международного туристского форума VisitAltai на базе Алтайского краевого центра детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай» состоялся круглый стол «Детский туризм на Алтае – инновации 2017 года», где специалисты образовательных организаций различного уровня, представители Алтайской академии гостеприимства, краевого центра детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай», сотрудники турфирм, представители ГИБДД, МЧС обсудили транспортное обеспечение детского группового туризма, требования к автобусным перевозкам, а также вопросы подготовки кадров, разработки и реализации экскурсионных и познавательных туров и программ. В крае утверждены 188 экскурсионно-образовательных и туристских маршрутов для детей. Если перейти к статистике, то цифры последнего пятилетия говорят следующее. Во время летней оздоровительной кампании более 200 тысяч школьников края посещают краеведческие клубы, музеи в городах и районах региона, около 34 тысяч становятся участниками квестов и других мероприятий [3]. В течение учебного года свыше 17 тысяч школьников Алтайского края вовлечены в туристско-краеведческую работу, из них более большая доля (60 %) – ученики сельских школ. Так, Алтайский краевой центр детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай» подготовил 34 программы продолжительностью от трех до семи дней по направлениям: туризм, краеведение, геология, этнография и др. В дни школьных каникул в них приняло участие около 9 тысяч школьников из двенадцати районов и городов края. Кроме того, на базе эколого-туристического центра Бийска разработаны шестнадцать маршрутов по предгорьям Алтая. Станция туризма и экскурсий Рубцовска к летнему оздоровительному сезону подготовила одиннадцать маршрутов по степному и равнинному Алтаю. Центр детского творчества Заринска совместно с туроператорами запланировал одиннадцать экскурсионных программ с посещением промышленных предприятий. Были организованы поездки школьников в Томскую и Калужскую области, Москву и Ханты-Мансийск Более двухсот школьников Алтайского края приняли участие в проекте «Сибирь без границ», включающем посещение объектов Томской, Омской, Кемеровской областей и Красноярского края. 45 человек посетили Казань во время чемпионата мира по футболу. Отдельное место в организации отдыха школьников в крае занимает федеральный проект «Живые уроки». Соглашение по его реализации заключено Правительством региона и Федеральным агентством по туризму. Ежегодно разрабатывается и тестируются экскурсионные познавательные маршруты, согласованные и аккредитованные Ростуризмом. Они соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту, и в летний период школьники обязательно получат новые знания по биологии, химии, литературе, окружающему миру, математике, ОБЖ и ряду других предметов. Наконец, в крае создан и успешно работает специализированный сайт «Детский туризм на Алтае», разработанный краевым центром детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай». Данный информационно-методический и познавательный ресурс рассчитан на различные категории потребителей – родителей, детей, педагогов и организаторов туристских, экскурсионных и краеведческих мероприятий, туроператоров, руководителей муниципальных образований и специалистов надзорных органов. На сайте опубликован реестр туроператоров, перечни маршрутов и объектов на территории края, рекомендованных для детских групп, нормативные документы и методические материалы. Кроме того, размещена информация о планируемых экскурсиях и маршрутах, есть опции выбора тура и аренды туристических автобусов. Кроме того, наличие нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня позволяют координировать и совершенствовать деятельность в заданном направлении, расширять поиск и пути в указанной сфере, одновременно решая задачи по гармоничному развитию личности, её нравственному, физическому и духовному развитию. Различные программы, круглые столы, участие в слетах, конкурсах позволяют заинтересовать будущее поколение в исследовательской деятельности. В настоящее время на Алтае существуют следующие направления детского туризма: альпинизм, горный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, спелеотуризм, мототуризм, авторская песня, велотуризм, лыжный туризм, спортивное ориентирование, спортивное скалолазание, парусный туризм. Этому способствуют факторы современной объективности временного пространства, экономического развития и, конечно, желание взрослых и детей. Опираясь на изложенное, можно утверждать, что детский туризм бережно сохранил накопленный опыт своих предшественников и продолжает своё развитие с учётом современной действительности. Заключение Подводя итог, давая оценку развития детского туризма на Алтае, несомненно, нужно отметить сформированный на протяжении века богатый опыт работы в данном направлении, современную окружающую действительность, которые направлены на перспективу, а также позволяют оценить не только перспективы развития, но и проанализировать упущения, недостатки, расширить спектр направлений в развитии. Приведенная статистика, факты многообразия и разноплановости в направлениях детского туризма свидетельствуют о положительной динамике развития данного направления туризма, целенаправленной и планомерной работе соответствующих структур. Учитывая нормативно-правовую базу, стратегию государства, региональное развитие края, приоритеты развития туризма на Алтае, как одного из направлений экономического развития, детский туризм не только составляет значительную долю в структуре дополнительного образования края, требует вложений и пристального внимания, но и заслуживает дальнейшего развития и совершенствования.