Full text
Введение Предпринимательство играет значимую роль в экономической и социальной жизни страны, особенно для развития региональных и местных рынков. Малые предприятия оперативно реагируют на потребности этих рынков, обеспечивая нужды населения в различных товарах и услугах, вносят свой вклад в формирование бюджетов различных уровней, помогают снизить безработицу, повысить уровень платёжеспособности и жизни населения [1]. В 2019 году Федеральным законом от 26.07.2019 № 245-ФЗ [2] были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3], в соответствии с которыми в статье 24.1 были закреплены понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» и прописаны меры поддержи, предоставляемые социальным предприятиям. По своему содержанию они аналогичны видам поддержки, закрепленным в статьях 17–20 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ [4]. Социальным предприятием признается субъект малого и среднего предпринимательства (далее – субъект МСП) в соответствии с порядком, установленным в приказе Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия» [5]. Зарегистрированные субъекты МСП, признанные социальными предприятиями, отражаются в Едином реестре субъектов МСП. Среди субъектов МСП выделяют социальные предприятия, которые помогают решать наиболее актуальные социальные проблемы в субъектах Российской Федерации, в том числе доступность здравоохранения и образования; вопросы занятости местного населения, особенно в маленьких и отдаленных населённых пунктах; использование ранее не задействованных трудовых ресурсов: инвалидов, пожилых людей, маргинальных слоёв населения в трудовой деятельности; решение культурных, экологических, спортивно-оздоровительных проблем [6]. Правовой режим поддержки социальных предприятий предполагает участие как органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, содействующих социальным предприятиям в таких областях как информирование, образование, консультирование, межрегиональное и международное сотрудничество и других. Методология и результаты исследования Решение о признании субъектов МСП социальными предприятиями в Свердловской области принимается Министерством инвестиций и развития Свердловской области с учетом рекомендации комиссии, созданной в соответствии с приказом Министерства от 03.02.2020 № 22 «О создании комиссии по вопросам признания субъектов МСП социальными предприятиями в Свердловской области» [7]. Перечень субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия в Свердловской области, представлен в Едином реестре субъектов МСП. В соответствии с данными Федеральной налоговой службы Свердловская область является одним из передовых регионов Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса. Она занимает пятую позицию по количеству субъектов МСП, уступая Москве, Санкт-Петербургу, Московской области и Краснодарскому краю. По состоянию на 10.01.2022 в Свердловской области зарегистрировано 196 731 субъектов МСП, число занятых в сегменте МСП составляет более 507 тыс. человек [8]. Согласно реестру социальных предпринимателей по состоянию на 10.01.2022 в реестре зарегистрировано 6277 социальных предприятий из 85 регионов страны [9]. Лидирующую позицию занимает Московская область, в ней действует 740 предприятий. В Свердловской по состоянию на 10.01.2022 зарегистрировано 107 социальных предприятий, что составляет 0,05% в общем объёме субъектов МСП [10]. Следует отметить, что социальные предприятия являются важным видом предпринимательства. Их деятельность направлена не столько на извлечение прибыли, сколько на решение социально значимых задач. Отличие социального бизнеса от благотворительности заключается в ориентированности на прибыль, а от классического предпринимательства – то, что прибыль служит инструментом для решения социальных, культурных, экологических и медицинских проблем [11]. В настоящее время большинство социальных предприятий оказывает услуги по уходу за детьми и пожилыми людьми, работает в сфере культуры и искусства, дополнительного образования, спорта, здравоохранения, физкультурно-оздоровительной и полиграфической деятельности, занимается пошивом одежды, производит технические средства реабилитации. На территории Свердловской области зарегистрированы социальные предприятия, занимающиеся широким спектром социальной деятельности: дополнительным образованием детей и взрослых, уходом за детьми и престарелыми людьми, клубной, зрелищно-развлекательной, физкультурно-оздоровительной, медицинской, полиграфической деятельностью, производством изделий народных художественных промыслов, спецодежды, розничной торговлей в специализированных магазинах и другими. По состоянию на 10.01.2022 из 107 зарегистрированных социальных предприятий основную долю составляют предприятия, занимающиеся дополнительным образованием детей и взрослых – 19 предприятий или 17,8%. Весомую долю имеют предприятия, предоставляющие услуги по дневному уходу за детьми – 12 или 11,2% [12]. Социальным предприятиям, получившим официальный статус, предоставляется комплекс государственных мер поддержки в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» [13]. Кроме этого, в субъектах Российской Федерации действуют профильные региональные меры поддержки, в том числе льготное кредитование, консультационные и образовательные услуги, помощь с маркетинговым продвижением и другие, также поддержку оказывают различные фонды и крупный бизнес [14]. Поддержка субъектов МСП в Свердловской области реализуется в рамках подпрограммы 2 «Импульс для предпринимательства» государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года» [15], операторами которой являются Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (далее – СОФПП) и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. В инфраструктуру поддержки социального предпринимательства на территории Свердловской области входят: Центр инноваций социальной сферы, Фонд поддержки социальных проектов, Корпорация МСП, региональный центр «Мой бизнес», региональная гарантийная организация, муниципальные фонды поддержки предпринимательства и общественные объединения [16]. Региональные власти и органы местного самоуправления на своих территориях создают механизмы поддержки, позволяющие развиваться наиболее перспективным социальным предприятия [17]. По данным Минэкономразвития России Свердловская область в рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2019 год входит в группу регионов – кандидатов на лидерство, занимая 26 позицию с рейтинговым баллом 23,49. Лидером рейтинга является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра с рейтинговым баллом 45,63 [18]. Социальным предприятиям оказывается финансовая, информационная, имущественная и другая поддержка. Для ряда социально-значимых видов деятельности в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены льготы по налогу на прибыль организаций и НДС. Во многих регионах социальные предприниматели могут не уплачивать налоги в первые 2 года с начала деятельности [19]. Поддержка социальных предпринимателей в Свердловской области осуществляется Министерством инвестиций и развития Свердловской области путём выдачи грантов, а также через программы Центра инноваций социальной сферы и АО «Корпорация МСП». 1. Гранты Финансовая поддержка социальных предприятий с 2021 года осуществляется в виде грантов (субсидий). В рамках регионального проекта «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса» [20], входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Свердловской области предусмотрено предоставление грантов субъектам МСП со статусом социального предприятия на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства или молодым предпринимателям, созданным физическими лицами до 25 лет включительно, на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности. Порядок предоставления грантов в форме субсидий утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.09.2021 № 552-ПП [21]. Гранты предоставляются зарегистрированным в текущем году в Едином реестре субъектов МСП социальным предприятиям – победителям конкурсного отбора на основании соглашения, заключаемого между ними и Министерством инвестиций и развития Свердловской области. Размер гранта составляет от 100 до 500 тыс. рублей и выделяется для софинансирования до 75% расходов по реализации проекта в сфере социального предпринимательства. Полученные средства гранта можно использовать на аренду и ремонт нежилых помещений, оргтехники и оборудования; оплату коммунальных услуг и услуг связи; продвижения проектов в СМИ и интернете; приобретение, настройку и сопровождение программного обеспечения; приобретение сырья и расходных материалов, комплектующих изделий; уплату авансовых платежей по договорам лизинга или лизинговых платежей; на мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции. Грант запрещено направлять на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, процентов по займам и кредитам, на приобретение автомобилей, зданий, сооружений и земельных участков. По информации Министерства инвестиций и развития Свердловской области от 01.09.2022 в 2022 году гранты получат 62 социальных предпринимателя и 8 молодых бизнесменов. Одним из победителей стал проект научно-производственного предприятия «Детская Восстановительная Медицина» по созданию инновационной опоры для детей с ДЦП. Предприятие получит 500 тыс. рублей, которые пойдут на приобретение материалов, комплектующих и станка для производства оснастки опор [22]. Всего в 2022 году на реализацию социальных проектов и инициатив молодых предпринимателей из федерального и областного бюджетов будет направлено 33,5 млн. рублей, в том числе 31,2 млн. рублей из федерального бюджета и 2,3 млн. рублей – из областного бюджета [23]. 2. Центр инноваций социальной сферы Центр инноваций социальной сферы Свердловской области (далее – ЦИСС) был создан в начале 2018 года в структуре Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Основными целями ЦИСС является популяризация социального предпринимательства и оказание помощи предпринимателям в реализации социальных проектов и инициатив [24]. ЦИСС оказывает поддержку в области социального предпринимательства по направлениям: консультационные услуги, проведение обучающих семинаров, креатив-сессий и стратегических сессий, деловых игр, акселерационных программ и школ социального предпринимательства, услуги по разработке франшиз социальных предприятий. Основная цель мероприятий: популяризация и развитие социального предпринимательства. Важно подчеркнуть, что программы ЦИСС содействуют интеграции в общество и экономику социально незащищённых категорий граждан, стимулируют создание новых рабочих мест. Результаты деятельности ЦИСС за 2018–2021 годы представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты деятельности ЦИСС за 2018–2021 годы № п/п Наименование Период, год 2018 2019 2020 2021 1. Количество оказанных услуг, единиц 719 2377 2552 2425 2. Количество субъектов МСП, получивших услугу, единиц 536 916 1042 1169 3. Количество граждан, планирующих осуществлять деятельность в области предпринимательства, получивших услугу, человек 658 1137 1439 1757 4. Количество новых социальных проектов, единиц 52 127 95 23 5. Территориальный охват социальными проектами – количество муниципальных образований, единиц 4 11 4 9 В 2021 году количество оказанных услуг выросло более чем в 3 раза по сравнению с 2018 годом. Основными из них являются консультационные услуги, акселерационные программы, проведение обучающих семинаров, круглых столов, деловых игр, работа школ социального предпринимательства, прямые эфиры с представителями Центрального банка и кредитными организациями по повышению финансовой грамотности. Кроме этого, в 2,5 раза в 2021 году по сравнению с 2018 годом увеличилась численность субъектов МСП и граждан, планирующих заниматься предпринимательской деятельностью, которым были оказаны услуги в ЦИСС [25]. Следует отметить, что в 2021 году из общего количества услуг ЦИСС было оказано 514 комплексных услуги «Развитие социального предпринимательства», проведено 4 семинара, 3 мастер-класса, 5 деловых игр по развитию социального предпринимательства [26]. Территориальный охват социальными проектами в 2018 году составил 4 муниципальных образования: Екатеринбург, Каменск–Уральский, Новоуральск, Первоуральск [27]. В 2019 году – 11 территорий: Асбест, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Каменск–Уральский, Заречный, Новоуральск, Лесной, Тавда, Екатеринбург, Серов, Берёзовский. Основными проектами были: патронажная гостиница для немобильных людей, школа швей, развивающая школа «Развивашки», фитнес для людей «серебряного возраста», экологический музей, социальное такси «Единство» [28]. В 2020 году проектами были охвачены 4 муниципальных образования: Заречный, Карпинск, Серов, Новая Ляля [29], в 2021 году – 9 муниципальных образований: Екатеринбург, Каменск–Уральский, Нижний Тагил, Новоуральск, Лесной, Тавда, Нижняя Тура, Первоуральск, Заречный [30]. 3. АО «Корпорация МСП» Корпорация МСП оказывает имущественную, информационную, финансовую и иную поддержку субъектам социального предпринимательства. Имущественная поддержка заключается в виде снижения арендной платы на срок от 5 лет при аренде государственного, муниципального имущества; предоставления льготных условий аренды рабочих мест в коворкинге; преимущественного права выкупа арендуемого имущества. В рамках информационной поддержки субъектам МСП предоставляются бесплатные онлайн-сервисы, которые доступны на государственной платформе поддержки предпринимателей Цифровая платформа МСП (мсп.рф) и на портале Бизнес-навигатора МСП (smbn.ru). На Цифровой платформе МСП предприниматели со всей Росси могут воспользоваться 18 сервисами-помощниками по регистрации бизнеса, покупке программного обеспечения, получению онлайн-кредита, выбору налогового режима, обучению, подборке региональных и антикризисных мер поддержки и другими. Кроме этого, на Цифровой платформе МСП социальные предприятия могут подать заявку на льготный лизинг отечественного и иностранного оборудования. В настоящее время на портале Бизнес-навигатора предпринимателям предоставляется возможность составить пятилетние бизнес-планы в сфере социального предпринимательства по 4 видам бизнеса в области дошкольного образования, детского творчества, изучения иностранных языков и танцевальных направлений. Кроме этого, в Бизнес-навигаторе МСП размещено 24 франшизы в сфере социального предпринимательства в области образовательных, спортивных, медицинских и развлекательных услуг [31]. Корпорация МСП, региональные центры «Мой бизнес», Фонд поддержки социальных проектов и другие организации систематически проводят акселерационные программы в сфере социального предпринимательства. Кроме этого, Корпорация МСП помогает предпринимателям при взаимодействии с крупнейшими заказчиками и при получении доступа к участию в закупках. Важной функцией Корпорации МСП является финансовая поддержка социальных предприятий. Все субъекты МСП могут получить кредит на сумму от 3 млн. рублей по ставке до 11% (ключевая ставка ЦБ + 3%) по программе стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемой Корпорацией МСП совместно с Банком России. Субъекты МСП и самозанятые в ряде приоритетных отраслей, в том числе в сфере образования, культуры, здравоохранения вправе получить кредит по программе льготного кредитования «1764» Минэкономразвития России, оператором которой выступает Корпорация МСП, в размере от 500 тыс. рублей по ставке до 10,75% годовых (ключевая ставка ЦБ + 2,75%) [32]. Кроме этого, субъекты МСП и самозанятые вправе получить в АО «МСП Банк» кредиты по льготным ставкам, которые представлены в таблице 2. Таблица 2 Льготные программы кредитования МСП Банка № п/п Вид и цель кредитования Сумма, рублей Срок, месяцев Ставка*, % 1. Самозанятые: – развитие бизнеса 50 тыс.– 5 млн. до 36 от 11,5% ключевая ставка ЦБ + 3,5%, но не более 16 % 2. Экспресс–кредитование: – развитие бизнеса (Экспресс поддержка) 50 тыс.– 10 млн. до 36 от 11,5% ключевая ставка ЦБ + 3,5%, но не более 16 % – инвестиционные (Экспресс–инвест) от 11% ключевая ставка ЦБ + 3% – пополнение оборотных средств (Экспресс оборотный) от 10,75% ключевая ставка ЦБ + 2,75%, но не более 13,5% для средних, и не более 15% для малых предприятий 3. Оборотное / контрактное кредитование: – пополнение оборотных средств; – финансирование текущей деятельности; – финансирование участия в тендере (конкурсе) по федеральным законам № 223-ФЗ, №44-ФЗ 1 млн. – 500 млн. до 36 от 10,75% ключевая ставка ЦБ + 2,75%, но не более 13,5% для средних, и не более 15% для малых предприятий 4. Инвестиционное кредитование: – строительство зданий и сооружений; – приобретение, реконструкция, модернизация или ремонт основных средств 1 млн. – 1 млрд. до 120 от 10,75% ключевая ставка ЦБ + 2,75%, но не более 13,5% для средних, и не более 15% для малых предприятий * Ставки указаны по состоянию на 01.09.2022, исходя из ключевой ставки ЦБ = 8%. Корпорация МСП и региональные гарантийные организации (далее – РГО) предоставляют социальным предприятиям независимые гарантии и поручительства для обеспечения кредитов и займов при недостаточности залога на льготных условиях. Корпорация МСП выдаёт гарантии в сумме от 5 млн. до 1 млрд. рублей. При сумме до 5 млн. рублей гарантия выдается при наличии поручительства РГО (согарантия) или в случае отказа РГО в предоставлении поручительства. РГО выдают поручительства в сумме до 25 млн. рублей. Другим направлением поддержки является всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года». Победителям и призёрам конкурса предоставляется грантовая поддержка от МСП Банка, возможность получения наставника для совершенствования и развития проекта. В Свердловской области ежегодно проводится региональный этап конкурса «Лучший социальный проект года». В 2021 году в конкурсе участвовало 36 социальных проектов [33]. Отдельно следует отметить мероприятия СОФПП по поддержке женского и молодёжного предпринимательства. В Свердловской области реализуется проект «Мама – предприниматель», в 2021 году в нём приняли участие и успешно прошли защиту 34 молодые мамы из Екатеринбурга. В 2021 году СОФПП провёл 16 мероприятий по поддержке молодёжного предпринимательства, в которых приняли участие 1520 человек в возрасте до 35 лет. В федеральном конкурсе по истории предпринимательства среди студентов российских вузов в 2021 году Свердловская область вошла в топ-5 регионов-участников по количеству заявок. Двое студентов заняли призовые места в финале конкурса [34]. Следует отметить, что мотивацией для молодых людей заняться социальным предпринимательством, будут являться, в первую очередь, обеспечение благоприятных условий для открытия бизнеса, в том числе предоставление доступа к социальным коворкинг-центрам, предлагающим информационную, имущественную и консалтинговую поддержку, обеспечение финансовой и имущественной поддержкой [35, 36]. Важную роль в развитии и поддержке социального предпринимательства играют общественные объединения. Они принимают участие в разработке и анализе нормативных правовых актов, направленных на поддержку социального предпринимательства; структурируют и обобщают лучшие российские практики; призывают членов объединений в своих корпоративных социальных программах учитывать систематическую поддержку социального предпринимательства. Например, на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей размещается и постоянно обновляется информация об опыте поддержки социального предпринимательства крупным бизнесом, а также сведения об успешных российских практиках в этой сфере. Фонд поддержки социальных проектов проводит программы для социальных проектов всех стадий развития, в ходе которых команды проходят обучение, получают консультации и сопровождение от экспертов по бизнесу. На площадке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» функционирует Комиссия по социальному Предпринимательству. Комиссия занимается подготовкой предложений по совершенствованию нормативно–правовой базы по поддержке предпринимательства, развитием инфраструктуры поддержки, осуществляет мероприятия по популяризации социального предпринимательства. Свердловским областным отделением ОПОРЫ РОССИИ в 2020–2021 годах реализован проект «Уличный спорт», нацеленный на поддержку развития направлений физической подготовки детей и подростков в форматах уличных игровых видов спорта, и проект «Сила Урала», предусматривающий проведение бесплатных тренировок для детей и подростков по вольной борьбе, рукопашному бою и тайскому боксу [37]. Заключение В Свердловской области сформирована достаточно развитая инфраструктура поддержки социального предпринимательства. Количество официально зарегистрированных социальных предприятий с каждым годом растёт. Деятельность социальных предприятий направлена на решение широкого спектра социальных проблем региона, поддержание жизнедеятельности граждан и улучшение жизни общества. Уровень поддержи социальных предприятий в регионе является средним. В целях дальнейшего развития социального предпринимательства в Свердловской области необходимо проводить следующие мероприятия: 1) внести изменения в региональные нормативные правовые акты в части расширения мер поддержки и улучшения условий поддержки; 2) проводить региональные форумы, круглые столы, образовательные программы по популяризации и развитию социального предпринимательства; 3) развивать цифровую грамотность социальных предпринимателей и граждан, планирующих начать своё дело в сфере социального предпринимательства, в том числе проводить семинары, консультации, коучинги в оффлайн и онлайн режимах, особое внимание уделять обучению цифровым компетенциям молодёжи, пожилых людей, людей с инвалидностью, людей с ограниченными возможностями, многодетных матерей; 4) внедрять наиболее успешные практики других регионов России и зарубежных стран в систему поддержки предпринимательства Свердловской области; 5) развивать российские краудфандинговые платформы, специализирующейся на социальном предпринимательстве; 6) расширить возможность составления бизнес-планов по различным видам бизнеса на портале Бизнес-навигатора; 7) осуществить ревизию объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности с целью выявления объектов, которые дополнительно могли бы быть предоставлены социальным предпринимателям в аренду или на иных правах на льготных условиях; 8) снизить размер арендной платы за имущество для социальных предприятий; 9) развивать программы льготного кредитования для социальных предприятий, в том числе снизить в первый год ставки по кредиту до уровня 2/3 ставки рефинансирования Банка России; 10) привлекать большее количество банков для участия в программах льготного кредитования субъектов социального предпринимательства; 11) проводить политику поощрения муниципалитетов к реализации местных программ поддержки социального предпринимательства. Реализация указанных мероприятий позволит укорить развитие социального предпринимательства в Свердловской области, приведет к эффективному решению социальных проблем, качественному изменению в положении отдельных социальных групп и общества в целом, будет способствовать социально-экономическому развитию региона.