Full text
Введение Свердловская область является одним из ведущих экспортных регионов Российской Федерации, по объёму несырьевого экспорта регион занимает второе место после Москвы. В Свердловской области работает более полутора тысяч предприятий, которые поставляют продукцию на экспорт. Наиболее развиты в регионе металлургическая, машиностроительная, горнодобывающая и химическая отрасли промышленности [1]. Свердловскую область можно назвать регионом с доминированием тяжёлой промышленности, среднее значение доли её экспорта за период с 2001 по 2020 год составляет 76 % в общем объёме [2]. Необходимость поддержки экспорта и увеличение его объёмов с 7,7 млрд. долларов США в 2014 году до 12,1 млрд. долларов США к 2030 году закреплена в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы [3]. По данным Уральского таможенного управления в 2021 году оборот внешней торговли Свердловской области составил 14,3 млрд. долларов США, в 2020 году – 12,3 млрд. долларов США, в 2019 году – 12,1 млрд. долларов США. Экспорт в 2021 году составил 9,2 млрд. долларов США и вырос на 21,1% по сравнению с 2020 годом; в 2020 году – 7,63 млрд. долларов США и вырос на 3,8% по сравнению с 2019 годом; в 2019 году – 7,3 млрд. долларов США и уменьшился на 14,2% по сравнению с 2018 годом [4]. При этом вклад субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в экспорт региона в 2019 году составлял 5%. К 2024 году планируется увеличить эту долю до 9% [5]. Следует отметить, что в соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотренном Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [6], итоговое значение данного показателя по всей стране планируется довести не менее чем до 10 % [7]. В настоящее время существует ряд проблем в активном развитии экспортной деятельности предприятий, особенно субъектов МСП, в том числе сложности в нахождении рынков сбыта, проблемы с системой поставок товаров, сложности таможенного оформления, необходимость сертификации в стране-потребителе и экспортного контроля в России, технические барьеры [8, 9]. Основной задачей Правительства Свердловской области является создание благоприятных условий в регионе для увеличения количества субъектов МСП, оказание помощи предприятиям по выходу на внешние рынки, предоставление консультационной, информационной, финансовой, маркетинговой и иной поддержки субъектам МСП для расширения экспорта. Методология и результаты исследования Оценка уровня развития и поддержи экспорта осуществляется на основании анализа отчётов по внешней торговле Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, результатов работы институтов поддержки экспорта в регионе. В целях содействия выхода предприятий МСП на внешние рынки в Свердловской области в 2011 году на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства был создан Центр поддержки экспорта. Особое внимание в работе центр уделяет расширению делового сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией, укреплению связей со странами СНГ, поддержанию отношений со странами Евросоюза, развитию сотрудничества с Китаем и Индией, расширению экспортных сделок со странами Африки и Ближнего Востока. Деятельность Центра поддержки экспорта направлена на увеличение объёма несырьевого экспорта и экспорта услуг региона, отраслевую диверсификацию экспорта, привлечение новых компаний и расширение географии поставок. Центр поддержки экспорта сотрудничает с институтами развития, ведомствами, вовлечёнными во внешнеэкономическую деятельность предприятий, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, объединениями предпринимателей. Особенно стоит отметить совместные проекты с Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, Уральской торгово-промышленной палатой, Уральским таможенным управлением, Управлением Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Уральскому федеральному округу. По итогам 2021 года Российским экспортным центром в соответствии с методикой, приведённой в приказе Минэкономразвития России от 24.09.2021 № 566 [10], был составлен рейтинг региональных Центров поддержки экспорта. Оценивались показатели эффективности, страновой диверсификации, уровень вовлечения МСП и другие факторы. Центр поддержки экспорта Свердловской области вошёл в десятку лучших центров России и занял пятое место, пропустив вперёд центры Московской области, республики Башкортостан, Омской области и Санкт-Петербурга. Общий объём экспорта средних и малых предприятий, которые поддержали региональные центры России в 2021 году составил 1,7 млрд. долларов США [11]. Центр поддержки экспорта Свердловской области предоставляет субъектам МСП широкий спектр инструментов поддержки, в том числе поиск зарубежных партнёров, приём иностранных делегаций и организацию переговоров, участие в международных выставках, консультации, обучение, тренинги по вопросам экспорта, содействие в онлайн-торговле, сопровождение интернет-сайтов, международную сертификацию товаров, экспертизу и сопровождение экспортных контрактов, акселерацию экспортных проектов. Результаты деятельности Центра поддержки экспорта за 2019–2021 годы в разрезе инструментов поддержки представлены в таблице 1 [12, 13, 14]. Таблица 1 Результаты деятельности Центра поддержки экспорта за 2019–2021 годы № п/п Инструменты поддержки Мероприятия, единиц Услуги, единиц Субъекты МСП, единиц 2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021 1. Бизнес-миссии 13 1 - 61 6 - 59 6 - 2. Выставки 56 20 33 86 22 59 68 19 59 3. Приёмы делегаций 14 3 7 44 5 7 39 3 9 4. Консультации экспертов - - - 122 415 - 52 262 - 5. Поиск партнёра - - - 39 119 77 32 104 77 6. Экспертиза, сопровождение экспортных контрактов - - - 42 128 67 36 60 64 7. Акселерация экспортных проектов 2 2 3 15 17 19 15 17 19 8. Обучение 12 11 27 161 160 489 107 104 334 9. Форумы, конференции, круглые столы, конкурсы 16 2 - - 230 - 430 211 - 10. Маркетинговые и патентные исследования - - - 4 7 3 4 7 3 11. Защита интеллектуальной собственности - - - 8 32 13 8 20 11 12. Модернизация и создание сайтов - - - 25 20 13 25 20 13 13. Подготовка презентационных материалов - - - 33 32 - 26 26 - 14. Сертификация - - - 12 23 23 8 16 16 15. Электронная коммерция - - - 102 90 38 76 79 38 Итого: 113 39 70 754 1306 808 985 954 643 Наибольшее количество мероприятий было оказано Центром поддержки экспорта в 2019 году. Снижение показателей в 2020–2021 году связано с пандемией коронавирусной инфекции в мире и санкциями, наложенными на Россию, что привело к сокращению количества участников и офлайн мероприятий в Свердловской области и зарубежных странах. За период 2019–2021 годы при содействии Центра поддержки экспорта предприятия региона приняли участия в 109 российских и международных выставках. В 2019 году субъекты МСП участвовали в 28 выставках на территории России и в 28 выставках на территории зарубежных стран: Австралии, Азербайджана, Аргентины, Армении, Беларуси, Вьетнама, Германии, Индии, Индонезии, Казахстана, Кении, Нидерландов, ОАЭ, США, Туркменистана, Турции, Узбекистана и Чехии. В 2020 году – в 12 выставках на территории России и 8 выставках за рубежом: в Германии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Чехии. В 2021 году – в 33 выставках на территории России, Беларуси, Казахстана, ОАЭ, Узбекистана, Германии. В 2019 году Центром поддержки экспорта для 39 российских предприятий было организовано 14 приёмов делегаций из Азербайджана, Индии, Индонезии, Италии, Казахстана, Кении, КНР, Монголии, ОАЭ, Узбекистана и Чехии, на которых состоялись деловые двусторонние встречи. В 2020 году для 3 предприятий были организованы приёмы делегаций из Нидерландов и Узбекистана. В 2021 году были организованы встречи для 9 российских предприятий с 16 иностранными компаниями из Таджикистана, Бахрейна, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. За период 2019–2021 годы было проведено 50 обучающих мероприятий для представителей 545 предприятий Свердловской области по следующим темам: сертификация продукции, правовые аспекты экспорта, электронная торговля, построение и развитие системы продаж, таможенное регулирование экспорта, логистика для экспортёра и другие. В форумах, конференциях, круглых столах, конкурсах принял участие 661 субъект МСП. Кроме этого, были проведены тренинги, телемосты и вебинары. В конкурсе «Лучший экспортёр Свердловской области» в 2021 году приняли участие 42 экспортёра. С привлечением профессиональных экспертов консалтинговых компаний в 2019 было проведено 122 консультации 52 предпринимателей, в 2020 году – 110 консультаций для 43 предпринимателей по различным вопросам организации экспортной деятельности. Результатом оказанной поддержки в 2019 году стало заключение 18 экспортных контрактов на сумму 779,6 тыс. долларов США, в 2020 году – 1 контракт на сумму 48 тыс. долларов США. Кроме этого, за период 2019–2021 годы были проведены следующие акселерационные программы: «Экспортный форсаж», «Экспортёры 2.0», «GoGlobal», в которых принял участие 51 субъект МСП. Программа «Экспортный форсаж» включает 6 образовательных модулей по основам проектной деятельности, выбору рынка и поиску покупателя, экспортному маркетингу, финансовому сопровождению экспортного контракта, деловым коммуникациям. Программа «Экспортёры 2.0» – совместный проект бизнес-школы «Сколково» и Российского экспортного центра, включает в себя комплекс мероприятий от формирования необходимых компетенций для разработки экспортной стратегии до сопровождения заключения экспортного контракта. Акселерационная программа «GoGlobal» помогает экспортёрам добиться роста зарубежных продаж и стабильного потока валютной выручки. Важной является работа Центра поддержки экспорта по поиску партнёров. В 2019 году была оказана поддержка в поиске и подборе 62 иностранных партнёров из Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Польши, Румынии, Узбекистана, Кореи, Гонконга, Вьетнама, Австрии, Китая, Южной Кореи, Испании, Чехии, Турции для 32 предпринимателей. Оказанные услуги содействовали заключению 7 экспортных контрактов на сумму более 211 тыс. долларов США. В 2020 году была оказана поддержка в поиске и подборе иностранных партнёров для 104 уральских предприятий. Было подобрано 637 потенциальных иностранных покупателей в странах Европы, Азии, Африки, Северной Америки и Южной Америки. По результатам работы было заключено 11 экспортных контрактов на сумму свыше 3 млн. долларов США. В 2021 году 77 предприятий получили 77 комплексные услуги по поиску и подбору иностранных партнёров из стран Европейского союза, Персидского залива, Азии, СНГ, Северной Америки и Австралии. В рамках экспертизы и сопровождения экспортных контрактов Центром поддержки экспорта осуществлялись работы по экспертизе, подготовке экспортных контрактов и агентских договоров, составлению претензий, таможенному и юридическому сопровождению поставок, оформлению заключений независимой идентификационной экспертизы товара. Центром поддержки экспорта за период 2019–2020 годы оказывалось содействие субъектам МСП за пределами территории Российской Федерации в обеспечении защиты интеллектуальной собственности. Кроме этого, Центр поддержки экспорта помогал предпринимателям в стандартизации, сертификации и получении необходимых разрешений на экспортную продукцию и услуги. За период 2019–2021 годы Центром поддержки экспорта 58 субъектам МСП были оказаны услуги по модернизации действующих фирменных сайтов и созданию новых сайтов на иностранных языках (английском, немецком, шведском, норвежском, итальянском, испанском, французском, китайском, турецком, иврите) в зарубежной доменной зоне. 193 компаниям было предоставлено 230 услуг размещения на международных электронных торговых площадках, в том числе в виде размещения индивидуального аккаунта компании на международных электронных торговых площадках All biz.ru (90 стран), Europages (страны Европы), TecDoc (страны Европы), Amazon (США, стран Европы), DTAD (Германия), Satu.kz (Казахстан), eBay (США), AntonDell (страны Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии), WeChat (Китай), www.1688.ru (Китай), Weibo (Китай), Industry-Stock (страны Европы), Etsy (США, страны Европы), Alibaba.com (весь мир), DirectIndustry.com (весь мир), Woodresource.com (страны Европы, Ближнего Востока, Азии), Esty (США, страны Европы), NauticExpo.com (весь мир) и маркетинговой поддержки аккаунта на площадке. Центр поддержки экспорта сотрудничает со многими странами Европы, Северной Америки, Южной Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Заключённые контракты за период 2019–2021 годы представлены в таблице 2 [15, 16, 17]. Таблица 2 Заключённые контракты за период 2019–2021 годы № п/п Страна Количество контрактов, единиц Сумма контрактов, тыс. долларов США 2019 2020 2021 2019 2020 2021 Европа, в том числе: 1. Польша 1 2 11 0,6 71,9 499,9 2. Германия 2 15 10 157,4 100,9 177,6 3. Литва 1 2 9 5,6 29,2 416,6 4. Латвия 2 - 7 21,2 - 332,6 5. Эстония 2 1 5 13,5 22,7 128,9 6. Чехия 4 3 5 182,6 2,6 73,3 7. Словакия - 2 4 - 2,8 117,2 8. Великобритания - - 3 - - 19,7 9. Румыния - - 2 - - 45,0 10. Швейцария 2 1 2 1500,5 381,8 19,0 11. Италия - - 2 - - 3,3 12. Швеция - - 1 - - 24,6 13. Норвегия - - 1 - - 12,4 14. Сербия - 1 1 - 70,7 4,2 15. Греция - - 1 - - 3,8 16. Словения - - 1 - - 0,1 17. Беларусь 8 16 27 200,8 1018,8 1935,0 18. Украина 3 4 7 86,6 298,3 675,2 19. Молдова - - 3 - - 37,4 20. Бельгия - 3 - - 7,6 - 21. Болгария 1 2 - 1,4 0,8 - 22. Молдова 1 2 - 2,0 83,3 - 23. Нидерланды 2 2 - 57,3 2,9 - 24. Дания - 1 - - 3,0 - 25. Испания 2 1 - 7,3 0,5 - 26. Франция - 1 - - 2,3 - 27. Австрия 1 - - 2,7 - - Итого: 32 59 102 2239,5 2100,1 4525,8 Северная Америка, в том числе: 28. США 1 6 31 22,8 387,7 426,5 29. Канада 1 - 2 0,3 - 149,3 30. Мексика - 1 - - 0,3 - Итого: 2 7 33 23,1 388,0 575,8 Южная Америка, в том числе: 31. Венесуэла - - 1 - - 44,8 32. Аргентина 1 - 1 0,1 - 36,3 33. Бразилия 1 3 - 2,2 1,4 - 34. Колумбия - 1 - - 0,3 - 35. Парагвай - 1 - - 0,3 - Итого: 2 5 2 2,3 2,0 81,1 Африка, в том числе: 36. Южная Африка - - 1 - - 342,8 37. Гвинея - - 1 - - 11,4 38. Того - 1 - - 1900,0 - 39. Кения 1 1 - 6,2 83,2 - 40. Египет 2 1 - 3,5 7,3 - Итого: 3 3 2 9,7 1990,5 354,2 Азия, в том числе: 41. Казахстан 90 84 178 1768,2 7521,3 12104,5 42. Узбекистан 14 31 49 682,6 10135,4 7317,7 43. Киргизия 8 17 20 193,1 1063,1 760,1 44. Таджикистан 1 1 8 4,2 242,5 186,1 45. Армения 3 4 7 121,2 49,0 135,5 46. Туркменистан - 1 - - 58,4 - 47. Бангладеш - - 5 - - 508,9 48. Азербайджан 6 1 5 272,8 5,4 647,2 49. Турция 3 5 3 209,2 2071,1 28101,1 50. Иран 1 - 3 600,0 - 506,8 51. Китай 5 3 3 97,7 340,6 457,3 52. Индия 5 1 3 218,2 0,3 242,4 53. Непал 1 - - 90,2 - - 54. Грузия 3 4 3 21,7 124,9 44,0 55. Израиль 1 1 3 54,1 2,7 25,8 56. ОАЭ 1 1 3 690,0 1,0 775,9 57. Саудовская Аравия - - 2 - - 173,1 58. Монголия 3 1 3 203,0 22,8 82,0 59. Бахрейн - 1 2 - 112,0 54,2 60. Индонезия 1 1 1 180,6 2,3 665,9 61. Япония 2 - 1 46,5 - 342,8 62. Сингапур 1 2 1 0,4 38,5 111,3 63. Республика Корея 1 1 4 0,7 3,6 90,0 64. Оман - - 1 - - 39,0 65. Вьетнам 3 2 1 1041,2 88,1 17,1 66. Кувейт - - 1 - - 7,7 67. Ирак - 1 1 - 23,2 6,8 68. Ливан - - 1 - - 1,7 69. Кипр - - 1 - - 1657,1 70. Катар - 2 - - 34,1 - 71. Таиланд 2 1 - 113,7 21,4 - Итого: 156 166 313 6609,3 21961,7 55062,0 Австралия и Океания, в том числе: 72. Австралия 1 - 1 0,5 - 4,9 73. Новая Зеландия - - 1 - - 13,1 Итого: 1 - 2 0,5 - 18,0 Всего: 196 240 454 8884,4 26442,3 60616,9 Выгодное расположение Свердловской области на границе Европы и Азии позволяет региону активно сотрудничать со странами как Запада, так и Востока. Предприятия Свердловской области экспортирует свою продукцию во многие страны Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. За период 2019–2021 годы Центр поддержки экспорта помог субъектам МСП Свердловской области расширить географию сотрудничества с предприятиями стран мира. Из 195 государств субъекты МСП Свердловской области сотрудничали в 2019 году с 43 странами, в 2020 году – с 46 странами, в 2021 году – с 54 странами. За исследуемый период более чем в 2 раза возросло количество заключённых экспортных контрактов, сумма контрактов увеличилась почти в 7 раз. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается со странами Азии. Лидерами по количеству заключённых контрактов являются Казахстан, Узбекистан и Киргизия, по сумме контрактов – Турция, Казахстан и Узбекистан. Доля заключённых договоров со станами Азии в 2021 году составила 74,9% в общем объёме, по сумме контрактов – 90,8%. Из европейских стран лидерами по количеству заключённых договоров являются Беларусь, Германия, Украина и Польша, по сумме контрактов – Беларусь, Украина и Польша. Предметами зарубежных контрактов за период 2019–2021 годы были гражданская авиация, оборудование и компоненты, медицинское оборудование, горнодобывающая техника, машино- и приборостроение, строительные материалы, химическая, сельскохозяйственная и ИТ-продукция, продукция лёгкой промышленности, продукты питания, изделия из металла, потребительские товары, реклама и медиа, туристические услуги, услуги для бизнеса. Приоритетными предметами заключённых договоров в 2019 году были оборудование и компоненты, медицинское оборудование и ИТ-продукция, в 2020 году – ИТ-продукция, машино- и приборостроение, в 2021 году – оборудование и компоненты, горнодобывающая техника, строительные материалы и потребительские товары. С 2020 года Свердловская область начала экспортировать продукцию сельского хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, гражданской авиации и услуги для бизнеса. В 2020 году экспорт региона вырос на 27% до 1 611 млн. долларов США по сравнению с 2019 годом в основном за счёт увеличения поставок машиностроительной продукции, включая продукцию военно-промышленного комплекса. В 1,5 раза увеличился экспорт частей летательных аппаратов, поставки электрических устройств выросли на 2%, экспорт железнодорожной техники увеличился на 27%, в основном за счет частей железнодорожной техники и грузовых вагонов. В 1,8 раза выросли поставки продукции приборостроения, в основном за счет поставок медицинского (дыхательного) оборудования. В 2020 году в связи с ужесточением торговых ограничений со стороны США и стран Евросоюза в отношении продукции металлургических предприятий, в том числе из Свердловской области, произошло снижение экспорта чёрных металлов, алюминия, титана, а также изделий из чёрных металлов, в основном труб [18]. В 2021 году рост экспорта на 36% до 5,8 млрд. долларов США связан в основном с увеличением поставок металлов и изделий из них. Поставки электрических устройств выросли на 5%. Экспорт железнодорожной техники увеличился в 2,5 раза, в основном за счет частей железнодорожной техники. При этом поставки механического оборудования сократились на 2%. Также произошло снижение экспорта машиностроительной продукции на 28% по сравнению с 2020 годом. Более чем в 2 раза сократились поставки продукции приборостроения, в основном за счёт уменьшения поставок медицинского (дыхательного) оборудования [19]. Следует отметить, что в 2021 году произошло увеличение экспорта других товарных групп. Поставки древесины увеличились в 1,6 раза до 338 млн. долларов США по сравнению с 2020 годом. Выросли поставки химической продукции в 1,5 раза до 1 116 млн. долларов США. Основной прирост обеспечен увеличением поставок неорганической химической продукции на 44%. Выросли поставки косметической продукции на 62%, полимеров в 2,7 раза, резино-технических изделий на 39%. Экспорт минеральной продукции вырос на 42% до 365 млн. долларов США. Также вырос экспорт продовольствия на 23% до 125 млн. долларов США, увеличились поставки жиров и масел на 20%, соусов и приправ на 62%, племенной птицеводческой продукции на 20% [20]. Свердловская пищевая продукция поставляется в Китай, Казахстан, Азербайджан, Германию, Иран, Индию, Францию и другие государства. Для поставок продовольствия и минеральных удобрений в Иран и Индию используются «длинные» морские маршруты: вокруг всей Европы и через Суэцкий канал [21]. Заключение Свердловская область является одним из ведущих регионов России по объёму несырьевого экспорта. Существующие проблемы в развитии экспорта малых и средних предприятий региона не позволяют предприятиям достигнуть весомых показателей в общем объёме экспорта региона. Наличие законодательных, информационных, инфраструктурных проблем, а также нетарифных барьеров, ограничивают экспортный потенциал малых и средних предприятий Свердловской области. Анализ результатов работы институтов поддержи экспорта в Свердловской области за период 2019–2021 годы в условиях санкционных ограничений в отношении Российской Федерации со стороны США и стран Евросоюза показывает достаточную эффективность проводимых мероприятий по поддержке экспорта, что подтверждается расширением географии сотрудничества с зарубежными странами и существенным ростом заключённых экспортных контрактов, как в количественном, так и в суммовом выражении. В целях совершенствования политики поддержки экспорта субъектов МСП предлагается проводить следующие мероприятия: 1) совершенствовать федеральное и региональное законодательство по вопросам экспорта; 2) создавать благоприятные условия для развития и роста количества субъектов МСП в целях увеличения экспортной диверсификации региона; 3) оказывать субъектам МСП информационно-консультационные услуги по бизнес-планированию экспортной деятельности; 4) расширить участие субъектов МСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях, организации и приёме бизнес-миссий; 5) обеспечить возможность использования предприятиями-экспортёрами простаивающих производственных площадей; 6) оказывать помощь предприятиям-экспортёрам в поиске требуемых кадров, в проведении обучения по развитию экспортной деятельности.