Full text

Введение / Introduction

 

В процессе сознательной профессиональной деятельности человек опирается на культуру: обладание знаниями об опредмеченных результатах культурной деятельности необходимо для понимания этапов развития общества, в котором происходит профессиональное становление молодого специалиста; осознание ценности историко-культурного наследия формирует личность как гражданина своей страны; восприятие и знание культурных особенностей поведения проживающих на территории Российской Федерации представителей различных национальностей позволяет осуществлять межэтническое взаимодействие в процессе профессиональной деятельности. Культуру личности в широком смысле (в узком – культуру поведения) составляют вышеперечисленные качества и способности, совокупность которых с позиции педагогической науки необходимо рассматривать как социокультурную компетентность. Одна из важнейших задач современного среднего профессионального образования – формирование данной компетентности у будущего специалиста, что позволит ему самореализоваться в процессе профессиональной деятельности и успешно взаимодействовать в многокультурном социуме. Среда учебного заведения является эффективным педагогическим средством для формирования социокультурной компетентности. Именно в социокультурном пространстве профессионального колледжа должны быть созданы соответствующие условия для инкультурации и вторичной социализации студентов.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В научной литературе представлены различные трактовки термина «социокультурная среда», включающие описание педагогических задач, которые могут быть решены с помощью организации данного пространства в условиях профессионального колледжа.

В трудах отечественных исследователей выявлено два подхода к характеристике понятия «социокультурная среда». В рамках первого – педагогической целью является социализация и профессиональное становление обучающегося; в рамках второго – его культурное обогащение.

Студенческий возраст – период вторичной социализации, т. е. адаптации к новым условиям и содержанию учебной деятельности, а также к интеграции в профессиональную среду посредством освоения новой социальной роли. Поэтому в процессе социализации студенчества в первую очередь педагогическому составу колледжа необходимо воспитывать культуру межличностных и межгрупповых взаимодействий. В рамках данного подхода социокультурную среду профессионального колледжа, как отмечает Ю. В. Своротова, необходимо рассматривать как пространство совместной жизнедеятельности студентов и педагогов, которое становится связующим звеном профессионального и личностного становления обучающихся [1]. Педагогической целью организации данной среды является профессиональное становление студентов посредством практической деятельности – участия в мастер-классах и волонтёрском движении. Автор выделяет методическую составляющую процесса организации социокультурного пространства, описывает формы внеурочных занятий и педагогические методы, направленные на самопознание, самоопределение и самоидентификацию обучающихся. Этой же позиции придерживается М. В. Лукашова, отмечая организационную функцию социокультурной среды, заключающуюся в информационной, исследовательской и волонтёрской деятельности студентов [2].

В. А. Федотова утверждает, что социокультурная среда создаёт условия для социализации и профессионализации студента [3]. Автор отмечает, что данная среда может быть организована как проектно-деятельностный компонент образовательной среды колледжа, представляя собой комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие обучающихся посредством участия в деятельности, способствующей поведенческой ориентации, а также программах по социальной адаптации студентов-первокурсников и студентов-сирот. Этой же исследовательской позиции придерживаются А. И. Казакова и Е. П. Олейник, которые описывают социокультурную среду как пространство по созданию условий, необходимых для всестороннего развития и социализации обучающихся, имеющих в том числе ограниченные возможности здоровья [4].

С точки зрения С. И. Перминовой, Т. В. Ганиной, А. Е. Шевцовой, социокультурная среда представляет собой системное образование из структурно-функциональных компонентов для включения студентов в социально значимую деятельность. Авторы описывают целевой, теоретико-методологический, содержательный и процессуальный компоненты [5]. Предложенная исследователями структура соответствует модели некой педагогической системы, а не «среде» образовательного учреждения.

Л. Т. Левицкая подчёркивает, что организация социокультурной среды в учреждении среднего профессионального образования отвечает социальному запросу общества, которое заинтересовано в становлении профессиональной культуры молодого специалиста. Автор предлагает следующую структуру данной среды: реализуемые в колледже программы внеурочной деятельности, целью которых является социальная адаптация обучающихся; а также мероприятия, направленные на взаимодействие между студентами [6]. Мы считаем, что вышеперечисленные составляющие – средства формирования социокультурной компетентности студентов.

В ряде исследований социокультурная среда является одним из педагогических условий для формирования коммуникативных компетенций студентов. Е. Н. Пономарева считает, что социокультурная среда – это воспитательное интерактивное пространство, в котором будущие профессиональные кадры учатся работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами [7]. В монографии Н. В. Журомской социокультурная среда колледжа, основная цель организации которой заключается в коммуникативной подготовке студентов, рассматривается как социальный институт, система общественных и духовных условий, формирующих жизненные стратегии и ценностные ориентиры подрастающего поколения. Автор подчёркивает, что коммуникативная компетентность студентов формируется на основе знаний о культурном наследии разных народов, что позволит молодому специалисту ориентироваться в собеседниках и ситуациях, соотносить разные способы общения, достигать цели переговоров, решать конфликты, успешно взаимодействовать в коллективе [8].

В диссертационных исследованиях Е. В. Басаргиной, Т. В. Закутней социокультурная среда как один из компонентов открытой образовательной среды колледжа является условием для эффективного формирования культуры межнациональных отношений студентов. Е. В. Басаргина отмечает, что социокультурная среда как часть воспитательной системы должна быть разработана с учётом социокультурных национальных особенностей регионов Российской Федерации, что способствует вторичной социализации, в рамках которой выпускник должен обладать культурой общения, т. е. уметь взаимодействовать в социуме, в том числе с представителями разных национальностей [9]. Т. В. Закутняя считает, что открытая образовательная среда колледжа с социокультурным компонентом – это качественная характеристика жизнедеятельности учебного заведения, она проявляется в выборе средств и условий личностного, социального и культурного развития студентов [10]. Описывая модель формирования социокультурной компетентности обучающихся, автор отмечает, что данная среда способствует их и социализации, и инкультурации. Однако данная педагогическая модель разработана на основе концепции социального взаимодействия, в соответствии с принципами социальной активности и успешности, профессионально-личностной свободы обучающихся, а результат её внедрения в воспитательную практику колледжа – вторичная социализация, проявляющаяся в сформированности гражданско-жизненной позиции, социальной зрелости и умении профессионально-личностной коммуникации.

Инкультурация студенчества как одна из важнейших задач реализуется посредством организации специальной среды в рамках учебного заведения, что позволяет обучающимся развить собственную культуру общения и поведения, погрузиться в различные национальные культуры, воспринять социальные модели поведения в поликультурном обществе.

В. П. Вишневская, Е. В. Похилюк, С. Н. Юревич характеризуют социокультурную среду как совокупность педагогических условий, форм и методов педагогической работы, позволяющих воспитать культурную личность, способную преобразовать знания о духовных и культурных ценностях человеческого сообщества в своей профессиональной деятельности [11].

А. Р. Хизриева, описывая факторы, влияющие на адаптацию студентов к образовательной среде профессионального колледжа, упоминает и социокультурную среду, которая является средством удовлетворения эстетических потребностей молодёжи [12]. С точки зрения автора, данная среда представляет собой совокупность мероприятий досуговой деятельности, направленной на формирование представлений студентов о театральном, музыкальном и изобразительном искусстве.

Т. В. Фролова описывает социокультурную среду колледжа как совокупность педагогических факторов, влияющих на качество культуросозидающей деятельности студентов, направленную на популяризацию регионального искусства [13].

Таким образом, в современных отечественных исследованиях отсутствует единый подход к характеристике социокультурной среды профессионального колледжа, нет единой концепции описания её структуры, поскольку в качестве компонентов авторы рассматривают организационные формы внеурочной деятельности и методы воспитательной работы.

В большинстве зарубежных исследований социокультурная среда учебного заведения, предлагающего среднее специальное образование (Community College / City College), характеризуется как психолого-педагогическое пространство, организованное с целью создания внутри многонационального студенческого коллектива «чувства общности».

С. Тинг-Туми, Т. Дорджи характеризуют социокультурную среду как пространство для межкультурной коммуникации между студентами с американским гражданством и студентами-иммигрантами с целью принятия последними общенациональных гражданских ценностей и социальной адаптации в американском обществе [14]. Структура данной среды представлена двумя компонентами: информационным (электронные образовательные ресурсы) и коммуникативным (система семинаров-практикумов).

В исследовании Б. Дж. Холл, П. О. Коваррубиас, К. А. Киршбаум также подчёркивается, что цель организации социокультурного пространства внутри учебного заведения заключается в формировании способностей студентов к межкультурной коммуникации на основании изучения разнообразных религиозных и этнических традиций [15]. Авторами выделяется методологический компонент – формы и способы организации семинарских занятий, в процессе которых студенты готовят преимущественно интерактивные групповые проекты социокультурной направленности.

А. Холлидей считает, что социокультурная среда колледжа – это социальное окружение внутри учебного заведения. Задача преподавательского состава заключается в воспитании культуры общения студентов, для чего необходимо вести активную просветительскую работу по формированию толерантности к обычаям и традициям представителей различных этнических групп, проживающих на территории страны [16].

Л. Ли и А. Марки сообщают, что социокультурная среда может быть организована в виртуальном пространстве, авторы описывают проект телесотрудничества, в рамках которого студенты использовали Твиттер, блоги и подкасты для межкультурного обмена в течение одного семестра [17]. Исследователи описывают технологический компонент (сервисы Web 2.0) и процессуальный компонент среды (формы коммуникации в дистанционном режиме), которые позволили обучающимся не только получить культурные знания, но и сформировать отношение к своей собственной культуре.

Таким образом, зарубежные исследователи рассматривают процесс организации социокультурной среды преимущественно с позиции компетентностного подхода, когда в колледже создаются необходимые условия для формирования коммуникативных умений, основанных на толерантном отношении к представителям различных культур, поскольку для муниципальных колледжей характерен многонациональный состав обучающихся. В структуре среды авторы выделяют два-три компонента, совокупность технических и педагогических средств для организации практических занятий, в рамках которых студенты учатся взаимодействовать.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Социокультурную среду образовательного учреждения необходимо рассматривать с позиции средового, компетентностного и практико-ориентированного подходов.

В контексте средового подхода пространство профессионального колледжа является целостной социокультурной системой, создающей педагогические условия для интеграции культуры с процессом обучения и воспитания. Данный подход в образовании позволяет задействовать потенциал культурного и социального окружения, влияющего на становление личности в студенческом возрасте.

В рамках компетентностного подхода среда представляет собой эффективное педагогическое средство, направленное на формирование компетенций студентов. Описанная в настоящей статье социокультурная среда профессионального образовательного учреждения «Подольский колледж имени А. В. Никулина» способствует формированию социокультурной компетентности, способности осуществлять коммуникацию с представителями различных культур в процессе профессиональной деятельности.

Практико-ориентированный подход к модернизации системы современного среднего профессионального образования реализуется посредством цифровизации, в рамках которой в учебном заведении должны быть созданы условия для реализации учебно-воспитательного процесса в дистанционном режиме, что закреплено в федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования [18], а также «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года» [19]. В соответствии с данным подходом электронная информационно-образовательная среда учебного заведения является компонентом социокультурной среды, обеспечивая в дистанционном режиме не только качественный учебно-воспитательный процесс, но и сотрудничество с культурно-досуговыми организациями.

В процессе теоретического исследования были задействованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, синтез применительно к предмету исследования, метод интерпретации.

 

Результаты исследования / Research results

 

Теоретическое осмысление феномена «социокультурная среда» образовательного учреждения предполагает следующую логику исследования. Во-первых, необходимо соотнести лежащие в его основе такие фундаментальные понятия, как «культура», «социум» и «среда». Во-вторых, выявить и охарактеризовать компоненты, составляющие социокультурную среду. Такая логика теоретико-методологического исследования позволит сформулировать определение исследуемого явления, описать совокупность составляющих его компонентов, способствующих формированию социокультурной компетентности студентов в условиях профессионального колледжа.

Понятие «культура» является сложной философской категорией, что обусловливает наличие множества разнообразных подходов к её интерпретации. В контексте повышения качества учебно-воспитательного процесса данное понятие необходимо рассматривать в рамках социологии культуры, науки, изучающей влияние культуры на общественную жизнь.

Согласно аксиологическому подходу, культура представляет собой знаковую систему хранения и передачи духовного опыта предшествующих поколений, причём данный опыт может быть воплощён как в материальных объектах, составляющих музейные коллекции, так и в нематериальных, представленных в виде национального самосознания и менталитета в музыкальных и литературных произведениях, а также в фольклоре и народных традициях. Т. Парсонс объединил данные объекты в культурные системы: система верований (идеологии и наука); система выразительных символов, т. н. «моделей реальности» (искусство и творчество); система ценностных ориентаций (культурные нормы поведения и общения, смысловое наполнение бытия) [20]. Необходимость ориентации на культурные ценности в процессе развития личности обоснована в работах А. И. Шендрика [21], В. П. Козырьковой, М. В. Придатченко, Н. В. Шалютиной [22], И. Ф. Петрова [23].

Л. Н. Коган, Л. Г. Ионин в своих трудах придерживаются деятельностного подхода к трактовке рассматриваемого феномена, согласно которому культура представляет собой способ человеческой деятельности, включающий её смысловое наполнение, технологию и результаты [24]. Л. Г. Ионин рассматривает культуру как отражение происходящих в обществе процессов, подчёркивая то, что человек в процессе взаимодействия соотносит своё поведение с общественными нормами и культурными кодами [25]. С точки зрения авторов, фундаментальная связь культуры и личности заключается в необходимости развития культурной коммуникации в обществе.

Таким образом, рассмотренные подходы к определению сущности понятия «культура» гармонично дополняют друг друга: культура как способ и результат деятельности основывается на системе ценностей социума.

Термином «социум» обозначается устойчивая общность, внутри которой каждая личность осуществляет свою жизнедеятельность на основании единых для всех условий. В контексте педагогики социум − это окружение, в котором формируется и развивается личность. Отношения личности и данного окружения имеют характер взаимодействия. В. С. Торохтий, характеризуя социум как социально-педагогическое явление, подчёркивает его решающее значение в вопросе социализации личности [26]. С точки зрения автора, данная категория представляет собой совокупность ресурсов для осуществления положительного педагогического воздействия на личность обучаемого. В коллективной монографии под редакцией Е. А. Левановой и А. В. Мудрика социум рассматривается как локальная воспитательная система [27]. Следовательно, в контексте настоящего исследования социум представляет собой совокупность общественных отношений с целью педагогического взаимодействия в среде учебного заведения.

В педагогике феномен «среда» рассматривается как совокупность условий (компонентов), активизирующих развитие личности в созидающей (учебной, исследовательской, творческой и т. д.) деятельности.

И. С. Нечитайло в своей монографии, посвящённой проблемам несоответствия результатов образования потребностям индивида и социума, отмечал, что среда высшего и среднего профессионального учебного заведения − это динамичная совокупность образовательных условий, обеспечивающих вторичную социализацию личности [28]. С точки зрения Л. В. Мардахаева, среда способствует формированию мировоззренческих взглядов у студентов средних и высших учебных заведений [29].

Если применительно к среде школы в научной литературе используются определения «образовательная» и «развивающая», то среда вуза или колледжа характеризуется как «воспитывающая», «информационная», «творческо-образовательная». Б. Р. Мандель сформулировал «принцип создания воспитывающей среды», согласно которому в социальном окружении при организации учебной и внеучебной деятельности, которая одинаково значима для всех субъектов образовательного процесса, должны доминировать творческие начала [30]. Л. Я. Елисеева подчёркивает, что информационная и творческие среды ориентированы на освоение знаний в области культуры [31].

Таким образом, понимание сущности охарактеризованных выше понятий «культура», «социум» и «среда» в контексте педагогической науки позволило сформулировать определение конструкта «социокультурная среда», в основе которого – совокупность деятельно-коммуникативных отношений, направленных на приобретение обучающимися социокультурной компетентности.

Социокультурная среда профессионального колледжа – это психолого-педагогическая реальность, воплощённая в пространственном, информационном и социальном окружении учебного заведения, взаимодействие с которыми позволяет осознать и присвоить культурные и общественные ценности, выраженные в историко-культурном наследии страны, нормах поведения различных этнических групп. Необходимо отметить, что обязательной характеристикой социокультурной среды российского колледжа является мультикультурализм, то есть проявление положительного отношения к различным национальностям. Адаптация к потребностям разных социокультурных сообществ на уровне образования – одно из важнейших условий построения гражданского общества.

Остаётся спорным вопрос о том, как рассматривать социокультурную среду: как часть образовательной среды или как отдельное пространство, совокупность социального, предметно-пространственного окружения учебного заведения? С нашей точки зрения, социокультурная среда является обособленной психолого-педагогической реальностью, которая в соответствии с конкретными педагогическими задачами может дополнять другие среды профессионального колледжа. Поскольку рассматриваемая среда учебного заведения создаёт условия для социальных коммуникаций, то в данном пространстве субъект (студент) становится вовлечённым в процессы освоения культурных ценностей, которые влияют на его поведение. Таким образом, социокультурная среда как совокупность возможностей способствует воспитанию человека культуры и нравственности.

Педагогический потенциал среды составляют следующие возможности:

−     профессиональные – развитие способностей к разнообразным видам деятельности, необходимым для становления специалиста;

−     личностные – психологическое и социальное направления развития, благодаря которым обучающийся обретает личностный смысл в учебно-воспитательном процессе, т. е. осознаёт, каким образом та или иная информация, а также умения и навыки, полученные в учебном заведении, позволят ему реализоваться как субъекту собственной жизнедеятельности;

−     духовные – культурная и нравственная трансформация личности.

Таким образом, социокультурная среда, цель организации которой – формирование мультикультурной личности, обладающей социокультурной компетентностью, обладает всеми тремя видами возможностей. Профессиональные возможности могут быть реализованы благодаря системе знаний о национальных особенностях поведения представителей различных культур: будущему специалисту необходимо взаимодействовать с окружающими в процессе выполнения своей профессиональной деятельности (командная работа, общение с потребителями услуг и т. п.). Личностные возможности состоят в обретении способности ориентироваться в социокультурных маркерах, что необходимо для взаимодействия в мультикультурной среде. Духовные возможности заключаются в повышении культурного уровня обучающегося, в обретении ценностного отношения к историко-культурному наследию многонациональной России.

Социокультурная среда реализуется, т. е. функционирует в рамках учебного заведения (в частности, профессионального колледжа), с помощью следующих структурных компонентов.

1) Пространственно-сематический компонент – материально-техническое обеспечение, включающее эстетическое оформление аудиторий, информационные стенды, мини-музей с тематическими экспозициями, созданными обучающимися самостоятельно в рамках внеурочной исследовательской деятельности.

2) Информационно-виртуальный компонент – совокупность программного обеспечения и сервисов электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). На сайте учебного заведения в специальном подразделе могут быть размещены гиперссылки на проводимые в онлайн-формате общекультурные мероприятия (лекции, философские чтения), виртуальные экспозиции в российских и зарубежных музеях [32], оцифрованную научную литературу. Таким образом, ЭИОС, являясь гармоничным дополнением социокультурной среды колледжа, представляет собой эффективный способ управления образовательными траекториями в цифровом пространстве.

3) Коммуникационно-организационный компонент – социальное партнёрство с культурно-досуговыми организациями (музеи, библиотеки, центры национальной культуры), целью которого является формирование позиции студента по отношению к окружающей социокультурной действительности. Данное сотрудничество может осуществляться в дистанционном режиме: в рамках просмотра онлайн-лекций или консультаций (например, по вопросу регистрации в электронной библиотеке).

4) Методический компонент – организационные формы и методы педагогического воздействия, способствующие формированию социокультурной компетентности обучающихся.

Наиболее эффективными формами организации студенческих мероприятий социокультурной направленности являются:

−     Лекция, видеоконференция – форма, позволяющая получить и расширить теоретические знания в области культурологии и искусствознания.

−     Экскурсии в краеведческих, этнографических и художественных региональных музеях (офлайн−режим), просмотр виртуальных экспозиций (онлайн-режим). Интеграция музея и профессионального колледжа по вопросу социокультурного воспитания позволит удовлетворить следующие культурные потребности студентов: стремление к национально-гражданской идентичности и профессионально культурной идентичности, желание приобщиться к культуре общества.

−     Симпозиум – обсуждение, в ходе которого студенты выступают с докладами/небольшими сообщениями, содержащими чёткий и лаконичный тезис в области культуры или искусства. Выступающему необходимо быть готовым ответить на вопросы других обучающихся, в связи с чем его позиция должна быть аргументирована.

−     Флеш-семинар – практическое занятие в форме развивающего консультирования с элементами дискуссии. Студентам в процессе группового поиска ответа на проблемный вопрос с привлечением информационных ресурсов необходимо сформулировать и доказать свою позицию по данному вопросу. Преподаватель в свою очередь может подсказать ресурсы, на которых размещена необходимая информация.

−     Позиционный семинар – форма аналитической деятельности, в процессе которой обучающиеся сравнивают исторические и культурные события с позиций представителей различных национальностей.

Сочетание лекций и практических занятий (как в офлайн-, так и в онлайн-режимах) позволит не только получить необходимые знания и представления об историко-культурном наследии народов, населяющих Российскую Федерацию, но и приобрести опыт культурной интеграции.

Реализация воспитательной работы в социокультурной среде профессионального колледжа, организованной посредством охарактеризованных выше разнообразных форм, должна осуществляться с помощью специальных методов. Формирование культурологических знаний о социально типичных проявлениях человеческого общества, т. е. представлений о так называемом «культурном коде» народа, необходимо осуществлять с помощью методов проблемного диалога, позиционного обучения, тренинга, а также метода case study. Данные педагогические средства позволяют организовать поиск информации с последующим её анализом, полученные подобным образом сведения составляют единую логичную систему представлений о многокультурном мире.

Использование метода кросс-культурного анализа способствует культурному самоопределению обучающихся, а также восприятию ими культурного разнообразия современного мира. В основе данного способа обучения и воспитания – сравнение культурных традиций разных народов, т. е. выявление схожего и различного в них.

Способность к межкультурной коммуникации в рамках профессиональной деятельности и повседневной жизни развивается у студентов в процессе практической деятельности, организованной с помощью методов групповой работы: пражского метода, метода мозгового штурма Роулинсона, метода Jigsaw, метода TGT (Teams-Games-Tournament). В процессе учебного взаимодействия студенты смогут осмыслить значимость культурных ценностей и необходимость ориентации на них в современном обществе.

Таким образом, качественное содержательное наполнение компонентов социокультурной среды профессионального колледжа детерминирует личностное и профессиональное развитие обучающихся.

 

Заключение / Conclusion

 

В результате теоретического исследования была определена сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа, которая влияет на формирование личности обучающегося.

Социокультурная среда профессионального колледжа является упорядоченной целостной совокупностью компонентов, интеграция которых обеспечивает формирование социокультурной компетентности студентов, выражающейся в понимании национальных особенностей общения и поведения окружающих, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности.

Содержательное наполнение компонентов среды позволяет педагогическому составу, осуществляющему воспитательную работу, акцентировать внимание студентов на нормах культурного общения и ценностях культуры. Организация пространственно-сематического компонента формирует эстетическое сознание; проектирование информационно-виртуального компонента отвечает современным социальным запросам к качеству СПО и его соответствию условиям цифровой эпохи; коммуникационно-организационный компонент удовлетворяет социокультурные потребности личности; методический компонент позволяет качественно реализовать учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирование социокультурной компетентности.