Введение / Introduction
Гуманитарное образование выступает одной из основ отечественного высшего образования. Оно формирует жизненные и ценностные ориентиры, мировоззрение, социализирует новые поколения людей, прямо связано с укреплением национально-гражданской идентичности молодежи и исторической памяти. Гуманитарные знания представляют собой мощный инструмент воздействия на сознание – как индивидуальное, так и общественное [1]. Естественно, что гуманитарные основы личности формируются во многом благодаря влиянию преподавателя.
Несмотря на перманентные изменения, свойственные российскому высшему образованию, развитие технологий и появление новых форм приобретения знаний, умений и навыков, усиление функций оказания и продвижения образовательных услуг, продиктованных включением высшей школы в рыночные отношения, профессия преподавателя-гуманитария остается одной из наиболее важных, ответственных и сложных. Педагогу по-прежнему требуется обладать высокой общей, нравственной и правовой культурой, отличаться профессиональной и гуманитарной компетентностью, креативностью и коммуникативностью, осознавать свою личную ответственность, иметь активную социальную позицию и быть носителем общечеловеческих ценностей [2]. Личность гуманитария, его харизма, культура общения, интеллект и характер оказывают свое определяющее воздействие на обучающихся, ассоциируются в глазах студентов с изучаемой дисциплиной, побуждая либо к ее углубленному изучению, либо к негативному восприятию и отторжению [3]. С учетом современной ситуации в мире, информационного противостояния и все усиливающейся борьбы «за умы» назрела потребность формирования нового мировоззрения, и роль преподавателей гуманитарных дисциплин в этом деле трудно переоценить.
Обзор литературы / Literature review
Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних лет активно рассматривали различные аспекты профессии преподавателя вуза. Так, Ю. В. Гатен анализировала нюансы профессионально-педагогической подготовки педагогов применительно к инженерному вузу [4]. Она обратила внимание на проблему невысокого уровня педагогической компетентности и необходимость качественного повышения квалификации, а также всемерное повышение мотивации преподавателей. Проблему сочетания молодыми педагогами научной и педагогической деятельности характеризовала Е. А. Балезина [5]. Приоритет научно-исследовательской деятельности в вузах вызывает неоднозначную реакцию преподавателей, часть которых не может или не хочет заниматься наукой. Автор считает, что специально разработанная система мероприятий позволит преодолеть эти затруднения, с чем можно согласиться лишь частично. Н. Л. Виноградова, С. К. Волков и Е. Ю. Леонтьева также обращали внимание на сложности синтеза двух главных ролей: ученого и педагога-методиста [6]. Некоторые из главных выводов авторов, которые видятся нам вполне очевидными и разумными, заключаются в возвращении практики разделения функциональных обязанностей между преподавателями и научными сотрудниками, а также снижении требований по публикационной активности к региональным вузам, которые должны выполнять главную функцию по подготовке квалифицированных кадров. Ю. С. Эзрох размышлял над перспективами развития педагогических кадров, отмечая кризисную ситуацию в области кадровых ресурсов вузов [7]. Признавая остроту проблемы нехватки молодых педагогов и необходимость комплексной, в том числе финансовой, поддержки начинающих преподавателей, по нашему мнению, не следует игнорировать проблемы других возрастных групп, нужно рассматривать их в комплексе. А. Н. Загороднюк анализировала психолого-педагогический портрет педагога [8]. По ее мнению, деятельность современного преподавателя постепенно приобретает инновационное содержание, а сам он обогащается новыми характеристиками, что подтверждают и другие исследования. Е. С. Литвинова и О. Н. Бушмина акцентировали внимание на профессиональном образе преподавателя высшей школы [9]. Они справедливо указали на уникальность данной профессии, многообразие видов деятельности и необходимость постоянного самосовершенствования. Авторами данной статьи ранее рассматривались вопросы, связанные с положением молодых педагогов в региональных вузах и профессиональными деформациями преподавателей [10, 11]. Миссия педагогов-гуманитариев и их роль в развитии России отражены в работе В. С. Садовской и В. А. Ремизова [12]. В своей статье, обобщающей итоги Третьего российского гуманитарного форума, они обоснованно отметили завышенные требования в части научной активности, необходимость пересмотра учебной нагрузки, прекращение сокращения числа гуманитарных дисциплин и часов. Вопросы профессиональной идентичности и особенности поведения преподавателей гуманитарных дисциплин анализировались О. В. Шиняевой и Е. Р. Ахметшиной [13]. По их мнению, традиционное назначение педагогов-гуманитариев вошло в серьезное противоречие с включением вузов в рыночные отношения, следствием чего стала переоценка их функций и переидентификация. А. В. Сушко указывал на негативное влияние существующих условий организации образовательного процесса на эффективность преподавателя-гуманитария, что не позволяет объективно и качественно выполнять свою работу [14]. Роль преподавания гуманитарных дисциплин в системе современного высшего образования исследовалась Ю. Б. Шагбановой [15]. Негативные проявления исторического сознания молодежи и необходимые действия для устранения угроз национальной безопасности России в том числе, учитывая важнейшую роль преподавателя, освещал Ю. А. Шестаков [16]. Зарубежные исследователи Р. М. Харден, Дж. Кросби отмечали меняющуюся позицию преподавателя в образовательном процессе при сохранении за ним ключевой роли в обучении студентов и выделяли роли, которые играет преподаватель, в соответствии с концепцией «конкурирующих ценностей» [17]. M. Кунтер, У. Клуссман, Ю. Баумерт, Д. Рихтер и другие анализировали вопросы профессиональной устойчивости и компетентности педагогов [18]. Они рассматривают профессиональную устойчивость как один из компонентов профессиональной компетентности педагога, включающий мотивацию к педагогической профессии, способность к саморегуляции и самосовершенствованию. Степень подготовленности педагога к педагогической деятельности является предметом исследования таких ученых, как M. A. Канг, M. Кавана [19]. Стресс-факторы, экстремальные и напряженные ситуации, способствующие профессиональным деформациям и «выгоранию», характеризовали Д. Десуки и Х. Аллам, Х. Ченг, Э. Грин, Л. Треглаун, Б. Чепмен [20, 21].
Таким образом, на основании анализа российской и зарубежной литературы можно сделать вывод о достаточно разностороннем и глубоком изучении статуса преподавателя вуза, его миссии, ролей, проблемах и перспективах. Вместе с тем положение именно педагога-гуманитария рассматривается более поверхностно, а работы, акцентирующие внимание на трансформации положения данной категории в современных условиях, практически отсутствуют.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
При работе над статьей использовался комплекс научно-исследовательских методов, к которым относились теоретические (анализ научной литературы и источников, а также полученных данных) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование).
Результаты исследования / Research results
Преподавателей гуманитарных дисциплин в профильном (техническом, аграрном, медицинском и т. д.) вузе условно можно разделить на две группы: молодые/начинающие педагоги и состоявшиеся гуманитарии со стажем и, как правило, с ученой степенью/званием.
Молодой гуманитарий на фоне своих коллег-сверстников, выпускников непедагогических направлений, обладает определенным преимуществом в виде более глубокой знаниевой базы в области педагогики, психологии и методики обучения. Подготовленность «непедагогов» ограничивается обзорным изучением основных педагогических технологий на уровне магистратуры или аспирантуры, краткосрочными курсами повышения квалификации, участием в методических конференциях. Молодежь выгодно отличается от других возрастных категорий высоким уровнем обучаемости, мобильности и способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования образовательной сферы. Однако, несмотря на наличие базовой подготовки, только в течение определенного, довольно длительного периода, который включает и промахи, и находки, и неудачи, и выработку собственного уникального стиля, с опытом преподаватель приобретает методические навыки преподавания гуманитарных дисциплин, которые становятся концептуальной основой формирования соответствующих компетенций [22].
Преподаватели-гуманитарии, обладающие значительным педагогическим стажем (условно от 10 лет), в основном являются состоявшимися профессионалами. Благодаря сформированной компетентности, глубокой знаниевой базе и опыту они способны донести до обучающихся объективные и систематизированные знания, аргументированно ответить на возникающие вопросы, разрешить те или иные проблемные ситуации. Тем не менее им присущи свои недостатки, такие как определенный консерватизм и скептицизм, медленное восприятие инноваций, недостаточное желание использовать современные технологии, сложности с многозадачностью и активной коммуникацией, наличие проявлений профессиональных деформаций и эмоционального выгорания.
Интервьюирование, проведенное в 2023 году среди 52 педагогов-гуманитариев вузов Амурской области: Дальневосточный государственный аграрный университет (Дальневосточный ГАУ), Амурский государственный университет (АмГУ), Амурская государственная медицинская академия (Амурская ГМА), Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище (ДВОКУ), показало, что вышеотмеченные негативные проявления характерны для 79% молодых педагогов (11 из 14 человек) и для 63% преподавателей со стажем (24 из 38 человек).
Ускоренная трансформация отечественного общества и государства, характерная для последних десятилетий, не могла не отразиться на положении преподавателей гуманитарных дисциплин. Увеличивается автономность профессии, требующая напряженного умственного труда, повышается степень профессиональной ответственности, растет необходимость перманентного саморазвития и расширения спектра компетенций. В результате активного проникновения рыночных отношений в сферу образования происходит определенная переоценка выполняемых функций, переидентификация профессии, а традиционные и ранее востребованные качества преподавателей гуманитарного цикла отодвигаются на периферию сознания, что не может восприниматься позитивно [23].
В 2023 году 78% педагогов (8 начинающих и 33 состоявшихся) на вопрос о мотивации своей деятельности ответили, что видят в ней свое призвание, она позволяет совершенствоваться и приносит духовное удовлетворение. Отвечая на вопрос, что удерживает педагогов-гуманитариев в вузе, 60% (5 и 26 человек соответственно) отметили творческий характер труда, 52% (3 и 24 человека соответственно) – активное общение с молодежью, 50% (10 и 16 человек соответственно) – свободный график работы, 14% (0 и 7 человек соответственно) – высокий социальный статус профессии. 36% респондентов в 2022 году и 42% в 2023 году, говоря о своей мотивации, дополнительно подчеркивали особую важность материальной составляющей: «готовы работать так, как платят», «уровень зарплаты определяет степень подготовки», «не собираюсь тратить свое личное время на работу без достаточной оплаты».
Проведенные исследования показали, что, несмотря на сохранение ядра представлений о традиционно важных качествах преподавателя вуза, педагогическом призвании и творчестве, критерий финансового благополучия, зависимости уровня мотивации и эффективности деятельности от оплаты труда занимает все более важное место.
В условиях постоянных изменений и реформирования отечественного высшего образования (в частности, участия ряда вузов в государственной программе «Приоритет 2030») молодой преподаватель становится особенно ценным человеческим ресурсом, перспективным «костяком» вуза, его основой в обозримом будущем. В связи с важностью усиления гуманитарной подготовки студентов о необходимости привлечения молодых специалистов к преподаванию заявлял и глава Минобрнауки РФ В. Н. Фальков [24]. Ради увеличения доли молодых кадров (что является одним из критериев участия в вышеназванной программе) вузы склонны не объявлять конкурсы на замещение определенных должностей профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), не продлевать трудовые договоры с рядом преподавателей старших возрастов, что, на наш взгляд, крайне опрометчиво. Там, где место состоявшегося педагога-гуманитария занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают обучающиеся, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы [25].
В настоящее время складывается парадоксальная ситуация, когда вузам требуется одновременно молодой и опытный педагог, как минимум являющийся доцентом, кандидатом наук, с внушительным списком научных публикаций не ниже уровня рецензируемых изданий ВАК. Это касается и тех педагогов, которые уже работают в вузах и ожидают результатов очередного конкурса на замещение должности. Недостаточное число научных публикаций, отсутствие ученой степени, возраст и иные, нередко формальные, основания могут стать причиной завершения трудовой деятельности. Так, в вузах Амурской области для выполнения базовых показателей доцентам требуется опубликовать за год в среднем не менее двух статей, индексируемых в РИНЦ, и одну статью – в рецензируемом издании ВАК, по профилю читаемых дисциплин [26–28]. Однако фактически это лишь минимальные требования, которые необходимо перевыполнять, что всячески акцентируется администрациями образовательных организаций.
В отличие от методической работы, которая может основываться на собственном опыте, научные изыскания гуманитариев (особенно историков) предполагают работу в архивах, библиотеках, музеях, научных центрах федерального уровня, а также физическое участие в конференциях, симпозиумах и иных публичных мероприятиях. Для «провинциальных» педагогов возможность работы в других регионах минимальна, если вообще возможна. Инновации постепенно расширяют возможности дистанционных исследований, однако не могут в полной мере заменить очную деятельность. Вузы отдают приоритет командировкам преподавателей, чья деятельность прямо связана с профилем вуза, гуманитарии в этом плане оказываются на периферии интересов руководства образовательных организаций. Крайне ограниченные возможности полноценной научной деятельности для региональных педагогов-гуманитариев, значительные затраты времени, собственные финансовые издержки, отсутствие поддержки гуманитарных исследований со стороны администрации вузов и другие факторы ограничивают научную деятельность преподавателей истории, философии, русского языка и смежных дисциплин, оборачиваются ее формализацией и примитивизацией. Очевидно, что существенная часть педагогов, в том числе гуманитариев, может не иметь научных достижений, при этом являясь выдающимися лекторами-ораторами, проводить занятия на высоком научном и методическом уровне, отличаться творческой и креативной деятельностью, что выходит за рамки формальных показателей.
Анкетирования, проведенные в 2022 и 2023 годах, выявили скептическое отношение к необходимости ведения научной деятельности существенной части педагогов-гуманитариев, работающих в профильных вузах Амурской области. Так, 78% респондентов (39 из 50 человек) в 2022 году и 84% (44 из 52 человек) в 2023 году указали на формальность научной работы, осуществляемой ради выполнения базовых требований и/или дополнительного материального поощрения. Естественно, что ориентация на достижительные стратегии при выполнении рейтинговых показателей, предъявляемых администрацией, приводит к постепенному «вымыванию» из педагогического коллектива творческой части работников. Формальные критерии, отражающие эффективность образовательного процесса, а также рейтинговые показатели, на которые должны ориентироваться педагоги, нередко подменяют собой истинные ценности и главный смысл педагогической деятельности [29].
Нельзя не отметить важную роль материального благополучия педагогов-гуманитариев. По нашему мнению, большое значение имело принятие так называемых «майских» указов В. В. Путина в 2012 году, благодаря которым заработная плата преподавателей вузов объективно выросла. При этом вузы нередко объявляют конкурсы на замещение должностей ППС только на доли ставок, тем самым нивелируя рост зарплаты. Так, анализ соответствующих приказов за январь – май 2023 года, размещенных на официальных сайтах непедагогических вузов Амурской области, показал, что как минимум 55% конкурсов по гуманитарным кафедрам были объявлены на 0,25–0,75 ставки. Это объясняется различными причинами, главные из которых – зависимость финансирования вузов от студенческого контингента и опасение за успешность грядущих приемных кампаний, а также систематичное сокращение часов и дисциплин гуманитарного блока (за исключением истории, где количество часов увеличивается с 1 сентября 2023 года). Значительная часть ежемесячного дохода складывается из разного рода доплат, премирования, стимулирования или так называемого «рейтинга». Сюда включается публикация статей в рецензируемых и международных изданиях, научная работа со студентами, написание монографий, победы на конкурсах, создание авторских курсов, качественное наполнение контентом электронной информационно-образовательной среды вуза и многое другое. Так или иначе, вузы внедрили элементы материального стимулирования, однако оно по-прежнему далеко от совершенства, многие виды деятельности оказываются вне системы и не оплачиваются либо вознаграждаются недостаточно и только после преодоления бюрократических барьеров.
Характерной особенностью профессии современного преподавателя гуманитарных дисциплин является чрезмерная учебная нагрузка. В одной из своих публикаций мы отмечали, что для молодого педагога, работающего на одну ставку, она составляет 1000 часов и более за учебный год, что превышает норму. Даже в том случае, если работник трудоустроен на долю ставки, реальное количество часов не соответствует ей [30]. Впрочем, данная ситуация характерна не только для начинающих, но и для состоявшихся педагогов. Превышение возникает за счет дополнительных наборов студентов заочной формы обучения, замещения коллег, необходимости проведения занятий в профильных классах и для слушателей различных курсов, что не планируется для конкретного преподавателя заранее. Практически все учебные часы, отводимые на гуманитарные предметы, предполагают аудиторную работу с обучающимися, что означает интенсивное общение, длительное напряжение голосовых связок, серьезные затраты энергии.
Фактором, осложняющим деятельность преподавателя-гуманитария, является необходимость проведения занятий по нескольким дисциплинам. Одновременная, в течение семестра, работа по таким предметам, как «История», «Философия», «История и философия науки», «Социология с основами политологии», «Педагогика и психология», «Обществознание», «Педагогические технологии», требует значительных временных, энергетических и интеллектуальных затрат.
Многим гуманитариям приходится работать сразу с несколькими уровнями образования, что требует применения различных методов и технологий, стилей общения и ведения занятий. Исследования в форме анкетирования и интервьюирования, проведенные в 2022–2023 годах, показали, что у 73% в 2022 году (36 человек из 50) и 77% в 2023 году (40 человек из 52) педагогов-гуманитариев, работающих в профильных вузах Амурской области, учебная нагрузка превышала норму более чем на 10%; в течение одного семестра проводили занятия по трем и более дисциплинам с обучающимися разных уровней образования 70% в 2022 году и 74% в 2023 году.
Помимо непосредственного проведения занятий в обязанности преподавателя-гуманитария входит воспитательная, методическая, научная и иные виды работ, подготовка к лекциям и семинарам, организация научных студенческих конференций, заполнение различной документации, отчеты, участие в работе методического, ученого советов и другое, что условно относится к так называемой «второй половине» рабочего дня. Предполагается, что в расчете на одну ставку временные затраты «второй половины» дня ограничиваются 768 часами в течение учебного года, однако фактически они значительно превышают этот уровень. Так, нормы времени на одну статью для рецензируемого журнала, входящего в перечень ВАК, составляют 80 часов, уровня РИНЦ – 50 часов. Доцент-гуманитарий в среднем за год публикует не менее трех статей, а также подготавливает две-три рецензии на публикации коллег; таким образом, на научную деятельность затрачивается не менее 200 часов в год.
Помимо научной деятельности преподаватель обязан разрабатывать, актуализировать и адаптировать содержание гуманитарных дисциплин под специфику соответствующих направлений подготовки, наполнять электронную информационную образовательную среду, наконец, должен разрабатывать учебные пособия. Последние особенно нужны для иностранных студентов, которым необходимы адаптированные лекционные материалы и задания. Данный труд требует не меньших затрат времени, настойчивости, творчества, терпения, чем работа над научной статьей или монографией [31]. Не менее чем раз в три года педагог должен проходить повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку. Фактически, в силу многогранности деятельности, гуманитариям приходится делать это намного чаще. При этом система качественного повышения квалификации практически отсутствует. Курсы, связанные с публикационной активностью, проектной деятельностью, совершенствованием работы с помощью информационно-коммуникационных технологий, не имеющие отношения собственно к исторической науке, философии или психологии, либо предельно поверхностное дистанционное обучение в среднем, по нашим расчетам, предполагают не менее 300 часов в год на одного гуманитария. В результате временных перегрузок педагоги физически не успевают отслеживать новейшие достижения гуманитарной науки, объективно не могут системно и качественно выполнять свою работу, а студенты, при условии наличия у гуманитария педагогического таланта и желания, получают лишь фрагментарные знания, без должного контроля качества их усвоения [32].
Собственно региональная специфика оказывает свое значительное влияние на положение гуманитариев. К ней можно отнести недофинансирование вузов, политику всемерного сохранения студенческого контингента в ущерб качеству подготовки, сложную социально-экономическую обстановку в ряде регионов, недостаточное количество вакансий при росте безработицы, ограниченные возможности карьерного роста, профессионального развития, а значит – раскрытия своего потенциала, отток наиболее подготовленной молодежи в более крупные федеральные вузы и другое. Можно выделить и иные факторы, оказывающие влияние на профессиональную стабильность и эффективность работы педагога-гуманитария, впрочем, характерные и для преподавателей негуманитарных дисциплин. К ним относится распространенная практика заключения срочных (преимущественно годичных) трудовых договоров, бюрократизация образовательной среды, недостаточная (хотя и растущая) техническая оснащенность учебных аудиторий, быстрая смена стандартов высшего образования, ускоренные и неоднозначные процессы внедрения элементов дистанционного и электронного обучения, необходимость постоянного поиска эффективной коммуникации с новыми поколениями студентов [33]. На последнем следует остановиться подробнее.
Молодежь приходит в университет с особыми нравственными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Более высокая степень самостоятельности, активное потребление, высокий уровень познавательной мотивации постоянно требуют поиска новых видов социального и профессионального опыта. Современное молодежное сознание отличается антиномичностью, аморфностью и фрагментированностью, что вызвано определенным недоверием к различным акторам, политическим и социальным институтам, ценностным расколом общества. Это крайне опасно, так как не содействует социальной интеграции, а противодействует ей, формируя исторический и культурный нигилизм, что прямо угрожает национальной безопасности страны [34]. Быстрый ритм жизни, ее насыщенность разноплановой и противоречивой информацией, новые веяния и тренды, деструктивное влияние антироссийских сил и противозаконных структур оказывают огромное воздействие на студентов младших курсов, которым особенно требуется педагог, сочетающий в себе роли наставника, советчика, лектора, куратора, репетитора, ментора, мотиватора, тренера, тьютора, модератора, фасилитатора [35, 36]. Следует заметить, что дисциплинированность обучающихся находится на относительно невысоком уровне, причем это касается не только учебной дисциплины непосредственно на занятиях, но и своевременной подготовки к ним, выполнения домашних заданий. Несмотря на резкое повышение значимости гуманитарных предметов (особенно истории) в настоящее время, молодое поколение, формирующееся в условиях общества потребления и отличающееся клиповым мышлением, «натаскиваемое» в школе на решение тестовых заданий, мотивировано на получение тех знаний, которые практически полезны в реальной жизни, приносят материальный доход и финансовое благополучие. На протяжении всей постсоветской эпохи такой подход привел к появлению уже нескольких поколений людей, не считающих гуманитарные дисциплины важными и ценными для жизни. Эту негативную тенденцию трудно переломить быстро и качественно. Часть студентов оказывается не готовой к освоению учебных предметов, поскольку объем знаний об истории, обществе, культуре, с которыми выпускники школ и колледжей приходят в университет, не всегда соответствует требованиям высшего образования [37]. Преподаватели оказываются перед необходимостью прилагать дополнительные усилия и повторно разбирать учебный материал предшествующего уровня образования, одновременно изучая новый в условиях ограниченного времени. Все это негативно сказывается на мотивации и обучении изначально «сильных» студентов, не позволяет вникнуть в нюансы предмета, личностно осмыслить материал, структурировать его для себя, более того, вызывает определенное замешательство из-за быстрой частоты сменяемых тем. Характерным следствием вышесказанного стали фрагментарность изучаемого материала, разрозненность знаний, слабое усвоение универсальных смысловых связей, вынужденное игнорирование гуманитариями дидактического принципа систематичности и последовательности [38, 39].
Несмотря на вышеотмеченные сложности, перед преподавателями гуманитарных дисциплин стоят задачи увлечения студентов своей дисциплиной, даже если она не имеет прямого отношения к их будущей профессии, создание возможностей для творческой активности и реализации обучающихся, отказ от монологичного изложения материала в пользу диалога и проблемного подхода, продуцирование самостоятельного поиска информации и ее оценивание с точки зрения соответствия общечеловеческим гуманистическим идеалам, признакам верификации и фальсификации, понимания недопустимости прямой подмены научных понятий образами, символами и представлениями, сформировавшимися на обыденном уровне; умение формулировать собственную точку зрения [40–42]. Анонимное анкетирование, проведенное в 2022 году среди 244 обучающихся I–II курсов негуманитарных направлений подготовки вузов Амурской области (Дальневосточный ГАУ, АмГУ, Амурская ГМА), показало, что для большинства студентов (76%) возраст и пол педагога-гуманитария не имеют особого значения. Наиболее важным было отмечено умение интересно и содержательно доносить учебный материал (71%), использовать различные способы взаимодействия, инновационные технологии, отличаться демократическим стилем общения (84%). В современном студенческом сообществе есть большой запрос на объективность и демократизм со стороны педагога-гуманитария. В ходе интервьюирования 2023 года (вышеуказанные вузы, выборка 135 студентов-негуманитариев I–II курсов) более 80% респондентов отметили, что преподаватель должен «постоянно развиваться и самосовершенствоваться», «не просто излагать материал, а учить мышлению и критическому восприятию информации», «приветствовать иную аргументированную точку зрения, даже если имеет другое мнение», «не может не быть креативным, ломающим стереотипы», «высказывать различные позиции, взгляды, точки зрения… не бояться выражать собственное мнение», «должен не просто читать лекцию, а разговаривать, выводить на дискуссию». Гуманитарий через свои дисциплины должен заряжать студентов вдохновением и позитивом. Этот момент, в частности, проявляется в Концепции преподавания истории России в вузах, утвержденной в 2023 году. В ней подчеркивается необходимость «избегать негативного уклона и «очернительства»… отмечать по преимуществу созидательный характер деятельности Российского государства…» [43]. В настоящее время все это выступает основой для достижения несомненно более масштабной, стратегической цели – формирования полноценного гражданина своей страны, являющегося не только патриотом Отечества, гордящегося историей своего народа и с уважением относящегося к другим нациям, но и способного разбираться в нередко противоречивой информации, умеющего отличать истину от лжи и заблуждений, отличающегося рациональным, взвешенным подходом к пониманию событий и процессов. Тем самым преподаватель может содействовать обеспечению национальной безопасности и формированию устойчивого, целостного и патриотического сознания, что обеспечит безопасное развитие российского национально-государственного сообщества [44]. Разумеется, такая работа предполагает большую эрудированность преподавателя, а значит – огромные затраты времени на подготовку и самообразование.
Характерным и крайне опасным явлением последних лет и даже десятилетий стала недооценка роли гуманитарных дисциплин и значения преподавателей-гуманитариев администрациями профильных вузов. Нередко руководство, в силу масштабных процессов оптимизации системы высшего образования и в интересах профессиональной подготовки, сознательно уменьшало число соответствующих дисциплин и часы в учебных планах, экзамены становились зачетами, сокращались преподавательские ставки и компетентные преподаватели, ликвидировались или объединялись кафедры. Отсутствие единого образовательного стандарта по каждой гуманитарной дисциплине, четких компетенций по истории, философии и другим предметам, однообразного содержательного наполнения не способствовало решению стратегических задач по гражданскому и патриотическому воспитанию студентов. Сохраняющийся упор на узкопрофессиональную подготовку студентов и сегодня сводит к минимуму либо игнорирует задачу их воспитания, что является угрозой государственного, национального масштаба. Серьезной проблемой для педагогов-гуманитариев является отсутствие базового (или нескольких основных) учебника по дисциплине. Излишний плюрализм привел к существованию совершенно разных и противоречивых теоретико-методологических позиций, распространению псевдонаучных трактовок исторических фактов, процессов, явлений.
Международные и внутригосударственные события последнего времени явно продемонстрировали необходимость скорейшего усиления гуманитарной составляющей российского высшего образования. Одним из важных государственных решений в этом направлении стало увеличение объема зачетных единиц и контактной работы, предусмотренных для обязательного изучения дисциплины «История России» [45]. В 2023 году была утверждена Концепция преподавания истории России в вузах для неисторических специальностей, а также рассматривается проект концепции нового модуля «Основы российской государственности», предполагающего формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма [46]. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков обоснованно отметил, что «у нас есть большая цель – воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России… Принципиальные изменения в жизни современного российского общества невозможны без широкого осмысления важной роли исторического образования в общественно-политическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны… Сейчас всем вузам необходимо обратить внимание на кадровое и методическое обеспечение» [47].
Заключение / Conclusion
В заключении следует отметить, что положение преподавателя гуманитарных дисциплин в отечественном профильном вузе крайне неоднозначно. С одной стороны, сохраняется важность профессии педагога-гуманитария, традиционно выступающего актором формирования полноценной личности. Имеет место рост среднего уровня зарплат, внедрение рейтинговой системы оценивания труда, новых технологий и подходов, перманентное повышение квалификации и переподготовки, особое внимание к молодым кадрам. С другой стороны, существовавшее длительное время в профильных вузах и органах государственной власти предвзятое отношение к «второстепенному» гуманитарному блоку привело к снижению гуманитарной подготовки как в количественном, так и в качественном смысле, переориентации на подготовку узкоспециализированных работников, не отличающихся развитым мировоззрением и глубоким пониманием общегосударственных и мировых процессов. Среди части молодежи успело сформироваться и укрепиться в корне ошибочное восприятие гуманитарных предметов как малополезных и даже ненужных в реальной жизни. Эффективная работа преподавателей-гуманитариев осложнялась и продолжает осложняться целым комплексом факторов, таких как значительная аудиторная нагрузка и иные виды работ, выходящие за пределы установленных норм рабочего времени, недостаточные возможности полноценной научной работы и профессионального, творческого, развития, сохраняющийся стереотип о гуманитариях как педагогах, играющих «периферийную» роль в подготовке студентов, что в конечном счете приводит к профессиональным деформациям, инертности, утрате инициативности, уходу из вузов опытных специалистов. События и процессы, происходящие в России и мире на современном этапе, вызвали понимание особого значения гуманитарных дисциплин, подчеркивается роль мотивированных, компетентных и творческих преподавателей в формировании сознательных граждан и патриотов своей страны, умеющих критически анализировать, логически мыслить и делать обоснованные выводы. Намечается изменение отношения государства, общества и руководства вузов к гуманитарному блоку, однако преодоление негативных тенденций требует длительного времени и средств. Профессия педагога продолжает сохранять свою многогранность, сложность, насыщенность, предполагающую необходимость постоянной мобилизации внутренних ресурсов, а улучшение положения и повышение статуса преподавателей-гуманитариев выступает одной из важнейших задач функционирования современного вуза.