Full text

Введение / Introduction

 

В последнее десятилетие получила развитие и поддержку государства проблема профессионального самоопределения российских школьников. Значимость профориентационной работы среди молодежи в целях реализации ее потенциала в социально-экономической сфере отражена в следующих документах: национальном проекте «Образование» [1], в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» [2], в «Стратегии воспитания подрастающего поколения до 2025 года» [3].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4] предусматривается «индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования в старшей школе, подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжении образования и началу профессиональной деятельности (ст. 66.3); дополнительное образование детей, обеспечивающее их адаптацию к жизни в обществе и профессиональную ориентацию» (ст. 75.1).

Вышеизложенная нормативная документация распространяется на общеобразовательные школы, но в этих документах нет учета особенностей профессиональной ориентации учащихся сельских школ, хотя сельские школы являются первичными звеньями отечественной системы образования и представляют ее значительную часть, которая составляет от 19% (Магаданская и Мурманская области) до 88% (Республики Алтай и Дагестан) общеобразовательных организаций в региональных системах образования субъектов РФ. Как отмечается в Статистическом сборнике Росстата [5], в сельских школах обучается четверть школьников и работает почти 50% педагогов России. Традиционно сельской школе предопределено быть локальным центром цивилизации – очагом культуры и образования сельской территории – и, помимо образовательной функции, выполнять миссию возрождения и развития российского села, сохраняя тем самым целостность нашего государства. Позиция сельского учителя в социокультурной образовательной ситуации сельского поселения была и остается ключевой.

Сельская территория является для сельских школьников малой родиной и оказывает большое влияние на них. Только выпускники сельских школ способны вернуться в родное село и помочь в возрождении его территории и повышении качества жизни. В настоящее время маловероятно, что выпускники городских школ смогут решиться на такой «жизненный подвиг». Поэтому особую важность приобретает формирование среди сельских школьников профессиональных ориентаций, связанных с будущей жизнедеятельностью на благо села [6]. Для достижения этой цели стоит исследовать систему подготовки учителя сельской школы с профориентационным компонентом и разрабатывать программы обучения, которые учитывают специфику сельского образа жизни и предоставляют знания и навыки, необходимые для выполнения задач, связанных с развитием сельской территории.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Становление и развитие системы образования в сельской местности, сельской школы России – предмет историко-педагогических исследований многих отечественных ученых. По мнению Б. Т. Лихачева [7], педагогический процесс в сельской школе является предметом диагностики. Учителя должны обладать инструментами диагностики образовательного процесса в школе, включая критерии эффективности содержания, технологии методов школьного обучения и показателей успешности. Оценка успеха процесса обучения в российской общеобразовательной школе основывалась на количественных показателях участия в процессе обучения и качественных оценках развития и формирования личностных качеств. Б. Т. Лихачев подчеркивает важность изучения семьи и окружающей среды в целостном педагогическом процессе. От этих факторов зависит организация и корректировка учебно-воспитательной работы с детьми. Другой российский ученый А. Н. Поздняков [8] обращал внимание на низкий уровень образованности в сельских районах и выдвигал идеи по улучшению ситуации, в том числе путем организации библиотечных фондов и бесплатного распространения учебных пособий.

Продолжают и развивают данную проблематику педагогические исследования И. Г. Мазковой [9], направленные на выявление проблем, возникающих при организации образовательного процесса в условиях сельской местности. В ходе исследования автор рассматривает такие аспекты, как качество образования, возможности для повышения профессионального уровня учителей, использование инновационных технологий в образовательном процессе. Работа М. П. Гурьяновой [10] ориентирована на выявление учебно-познавательной деятельности детей в условиях сельской местности. Она изучала влияние внешних условий (среды обучения, домашней обстановки) на успеваемость учеников, а также на их интерес и увлеченность работой. Одной из главных проблем, на которые обращала внимание М. П. Гурьянова, было развитие предметно-практических умений и навыков у детей в сельской местности. Другой ученый, А. Н. Смирнов [11], исследовал вопросы участия родителей в образовательном процессе, проблемы доступности образования и качества обучения, обучения детей с особыми образовательными потребностями. Смирнов выдвинул гипотезу о том, что особенности сельской школы не являются недостатками, а скорее возможностью для раскрытия творческого потенциала учителей и учащихся. Он предлагал использовать уникальные возможности, которые дает сельская местность (контакт с природой, опыт сельского труда).

Проблемы, связанные с качеством обучения в сельской школе, включая необходимость повышения квалификации учителей и уникальность методов обучения, адаптированных к местным условиям, изучала В. И. Погорелова [12]. Она предлагала создавать специальные программы для обучения учителей, а также увеличивать доступность образовательных ресурсов для обучения учащихся в сельской местности.

В работах В. И. Водовозова [13] были рассмотрены вопросы основ профессиональной деятельности и подготовки учителей для работы в сельской школе. Он подчеркивал, что роль учителя в сельской местности существенно отличается от его роли в городской школе и требует специфических знаний и умений. С. А. Рачинский подробно описывает в своей работе методы и средства обучения, которые эффективно используются в сельских школах [14].

Р. М. Шерайзина посвятила свою работу исследованию профессионального становления сельского учителя. По мнению автора, сельский учитель рассматривается как квалифицированный специалист, имеющий соответствующее профессиональное образование (подготовку), профессиональная деятельность которого осуществляется в условиях сельской школы, а жизнедеятельность – сельского образа жизни [15]. Л. Н. Хуторская и А. В. Хуторской [16] утверждают, что для успешного преподавания нужен другой тип педагога, способный гибко адаптироваться к меняющейся жизни и не просто подчиняться текущим обстоятельствам. Новый тип педагога предполагает новую модель повышения квалификации, которую С. Г. Вершловский [17] называет инновационной, так как она не просто временна, а становится неотъемлемой частью жизни, способствующей развитию профессиональной компетентности и культуры специалиста на протяжении всего его профессионального пути. Такая модель обеспечивает создание нового качества в педагогической и социальной сфере.

Современные исследования в области модернизации образования сельской местности России и ее регионов отражены в работах Г. И. Герасимова [18], который исследует взаимодействие сельской школы и сельского населения, разрабатывает меры по улучшению качества образования в сельской школе, а также изучает факторы, влияющие на развитие сельской школы.  М. В. Груздев [19] в своих исследованиях обращает внимание на важность развития сельской школы и ее роли в формировании хозяйственной культуры и устойчивого развития сельских территорий. Одно из основных направлений исследований М. В. Груздева связано с разработкой моделей сельской школы, которые позволяют оптимизировать образовательный процесс для сельских учащихся. Вопросами регионализации образования на селе занимался И. Д. Бажин [20]. По мнению автора, регионализация должна быть направлена на создание системы, которая учитывает местные условия и потребности сообщества и включает в себя активную работу местных жителей и родителей.

Важно отметить, что не только в России, но и в других странах мира идет поиск новых подходов к организации повышения квалификации педагогов. Характерной чертой педагогических взглядов западных ученых-теоретиков является их ориентир на опережение. Б. Ли (Китай) [21] подчеркивал важность организации системы поддержки для сельских учителей. Он утверждал, что учителя должны иметь доступ к консультациям и обучению на рабочем месте, а также к материалам и информации для своего профессионального развития. Согласно работам И. Сюецзяо (Китай) [22], повышение квалификации сельских учителей способно повысить качество образования в сельских районах, что, в свою очередь, повысит качество жизни и здоровья населения, а также будет способствовать улучшению экономического и социального развития сельских районов. Австрийский ученый T. Хашер [23] одной из ключевых тем своего исследования выделяет повышение квалификации сельского учителя. Она обращает внимание на то, что сельский учитель часто оказывается в условиях усиленной изоляции от научных новинок и практических инноваций, поэтому может быть ограничен в своих знаниях и умениях. По мнению бразильского ученого М. Г. Арройо [24], в программу обучения учителей сельских школ должны входить занятия, посвященные современным основам почвоведения, охране окружающей среды, культуре, менталитету и традициям сельского населения. В данном контексте ценным подходом является подготовка учителей как на уровне вузовского образования, так и в процессе работы в образовательных учреждениях. Этот подход должен определять позицию учителя как вечного ученика, который готов постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, быть готовым самостоятельно вносить изменения и быстро реагировать на изменчивость обстоятельств и новые вызовы, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности [25].

Анализ круга теоретических источников дает основание для вывода о недостаточном уровне разработанности вопроса о том, как учителю сельской школы построить свою работу с акцентом на профориентацию на профессии села, какие методы и средства для этого нужно использовать. Поэтому считаем актуальным рассмотрение вопроса о подготовке учителя сельской школы, в основу дидактической системы которого будет включен профориентационный компонент.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В качестве методологической базы исследования выступает интегративно-деятельностный подход. Проблема интеграции в образовании рассматривается с позиции трех аспектов: как состояние; как процесс, обеспечивающий достижение этого состояния; как показатель целостности системы (А. Я. Данилюк [26], А. В. Золотарева [27] и др.). Теоретико-методологические основания деятельностного подхода представлены в трудах Б. Г. Ананьева [28], В. А. Беликова [29], В. В. Давыдова [30] и др. Деятельность – целенаправленная активность личности, посредством которой человек реализует свои потребности. Деятельностный подход предполагает рассмотрение явлений через характеристические особенности (цель, объект, субъект, методы, средства и результат деятельности) [31].

Применительно к нашему исследованию опора на методологические положения интегративно-деятельностного подхода означает объединение различных областей знаний (педагогики, психологии, естественных наук, сельского хозяйства и т. д.) в единую систему и использование их в комплексе для достижения цели. Интегративно-деятельностный подход основан на следующих принципах:

1)   принцип комплексного обеспечения профориентации сельских школьников, предусматривающий сотрудничество между образовательными учреждениями разных уровней, специалистами разных областей;

2)   принцип ориентации на практическую деятельность, предполагающий включение практических занятий для повышения квалификации учителей, а также дающий возможность участникам формулировать вопросы и развивать исследовательские навыки;

3)   принцип интеграции индивидуальных особенностей, рассматривающий обязательность изучения и учета интересов, способностей и мотивации учащихся, а также определяющий конкретные виды профессий, которые могут быть рассмотрены учениками для будущего выбора.

 

Результаты исследования / Research results

 

Всем известно, что городская школа и сельская социальные среды сильно отличаются друг от друга. Следовательно, условия работы в городских и сельских образовательных учреждениях также имеют свою специфику. Город Киров, в котором проводится исследование, окружен сельскими поселениями, количество которых на 2022 год составляло 208 [32], поэтому в вуз поступают более 60% абитуриентов, проживающих в сельской местности. В 2021/2022 учебном году доля сельских школ в общем числе государственных (муниципальных) школ составляла 59,2%. При этом в них обучалось 14,3% школьников области [33], поэтому для Кировской области актуальной остается проблема подготовки педагога сельской школы на базе опорного вуза региона – Вятского государственного университета.

Учитель в сельской школе – это и учитель-предметник, и психолог, и воспитатель, и наставник, и тьютор, и образец нравственного поведения, и носитель знаний об экологии, человеке и природе, о родном крае и многое другое. Поэтому подготовка педагога сельской школы – особое направление в современной практико-ориентированной подготовке учителя.

На основе анализа учебных планов студентов многих вузов страны по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и приобретаемых ими навыков и компетенций можем сделать вывод о том, что молодой специалист при поступлении на работу обладает знанием фундаментальных основ преподаваемой дисциплины; владеет методиками преподавания, методиками организации обучения и воспитания в сфере образования; владеет методами научного и педагогического исследования, но без учета специфики образовательной организации, в которую попадает будущий учитель, так как, например, сельская школа требует особого внимания. Готовить студентов педагогического направления к работе в сельском социуме нужно особо. При анализе учебного плана мы видим, что в него не заложены дисциплины, раскрывающие основы работы в сельской школе, психологию сельских школьников, специфический «менталитет» учителя и учеников. В связи с этим считаем актуальным создание условий и средств для подготовки сельского учителя к реализации деятельности, направленной на профориентацию сельских школьников. Мы предлагаем разработку курса повышения квалификации для учителей сельской школы по реализации профориентационного компонента в дидактической системе.

Целью курса является повышение уровня знаний и компетентности педагога, которые необходимы для организации систематической работы по профориентации среди учащихся сельской школы. Задачи курса повышения квалификации нацелены:

– на обсуждение специфических проблем и особенностей работы с учащимися сельской школы и поиск эффективных методов решения этих проблем;

– уточнение понятия «дидактическая система учителя сельской школы», его структуры, компонентов и специфики;

– ознакомление с основными концепциями и подходами профориентации, а также методами проведения профориентационной работы с учащимися сельской школы;

– изучение инструментов и технологий, которые используются при проведении профориентационных мероприятий;

– разработку и конструирование профессионально ориентированных заданий в формате интегративных заданий сельскохозяйственной тематики, подготовку учебных материалов для проведения профориентационных мероприятий;

– проведение практических занятий и участие в стимуляционных упражнениях для отработки навыков и компетенций в проведении профориентационной работы.

Программа курсов повышения квалификации разработана на 32 часа, из которых 6 часов лекций, 12 часов практических занятий и 14 часов отводится на самостоятельную работу слушателей. Программа состоит из пяти модулей. Раскроем суть каждого.

Модуль 1. Специфика педагогической деятельности в сельской школе в контексте социально-экономической значимости аграрной сферы. Суть данного модуля заключается в том, чтобы помочь учителям сельских школ получить необходимые знания и навыки для успешной работы в контексте социально-экономической значимости аграрных сфер. Он разработан с учетом специфики сельской школы, где обучение ведется в условиях, которые не всегда соответствуют уровню городских школ. В рамках этого модуля освещаются теоретические и практические аспекты работы учителя в сельской школе. Рассматриваются вопросы построения дидактической системы учителя сельской школы, ее принципы, структура и особенности. Акцентируется внимание на профориентации сельских школьников как составляющей части дидактической системы учителя.

Модуль 2. Психолого-педагогическая роль учителя сельской школы в формировании профориентационного компонента дидактической системы. Модуль нацелен на актуализацию знаний требований к профессиональной компетентности педагога и непрерывному профессиональному развитию. Рассматриваются компетенции учителя сельской школы, связанные со спецификой образования в сельских образовательных организациях; пути обеспечения непрерывной профориентации учащихся сельской школы, реализуемые в дидактической системе. В модуль входит практическая работа слушателей, которая направлена на развитие умений выявлять профессиональные предпочтения учащихся сельских школ и составлять индивидуальные программы развития.

Модуль 3. Интегративные задания сельскохозяйственной тематики как средство реализации профориентационного компонента в дидактической системе (ДС) сельского учителя. Занятия актуализируют знания основных принципов составления интегративных заданий сельскохозяйственной тематики (ИЗСХТ); дидактические элементы содержания; правила конструирования ИЗСХТ и их классификацию. Показано отличие и сходство учебной задачи и интегративного задания. Во время практической работы слушатели отрабатывают навыки и умения разрабатывать ИЗСХТ.

Модуль 4. Технология применения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики в образовательном пространстве сельских школ. Модуль практический и направлен на знакомство с этапами применения ИЗСХТ: анализ урока и выбор ИЗСХТ, подготовка и проведение уроков с ИЗСХТ, оценка выполнения задания, оценивание результативности применения ИЗСХТ на сформированность профессионального выбора сельских школьников.

Модуль 5. Итоговая аттестация (решение педагогических кейсов).

Ожидаемые результаты курса состоят в том, что учителя научатся:

– анализировать индивидуальные потребности и потенциал учеников в области профессиональной ориентации;

– разрабатывать ИЗСХТ и планировать их включение в образовательный процесс с учетом особенностей учащихся сельских школ;

– осуществлять мониторинг и оценку эффективности профориентационной деятельности;

– развивать навыки работы с различными источниками информации, а также использовать новые технологии и инструменты, которые применяются в профориентационной работе.

Основные идеи курса были апробированы на мастер-классе «Учимся познавать мир, в котором живем» в рамках областной научно-практической конференции учителей географии, биологии, химии; курсах повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения химии: практические аспекты», которые проводились кафедрой фундаментальной химии и методики обучения химии Вятского государственного университета. Особое внимание было уделено интегративным заданиям сельскохозяйственной тематики. Вместе с педагогами была уточнена классификация интегративных заданий и проработана методика применения ИЗСХТ в процессе обучения сельских школьников. В ходе совместной работы был получен позитивный отклик о пользе ИЗСХТ, большая часть практикующих учителей высказала мнение, что ИЗСХТ можно и нужно использовать в качестве профориентационного компонента дидактической системы.

 

Заключение / Conclusion

 

В рамках данного исследования мы пришли к выводу, что разработка курсов повышения квалификации для учителей сельских школ с профориентационным компонентом дидактической системы является важным шагом в повышении качества образования в сельской местности. Результаты таких курсов могут положительно сказаться на уровне учебных достижений учеников, на их трудоустройстве и успешности в будущей жизни.

В результате прохождения данного курса учителя сельской школы будут иметь необходимые компетенции и навыки для реализации профориентационного компонента в своей работе. Кроме того, профориентационный компонент должен быть встроен в общую структуру программы курсов и включать изучение профессий, которые связаны с сельским хозяйством, в том числе не только традиционных, но и новых направлений, таких как IT-технологии в аграрном секторе. Также учителя смогут помочь ученикам определить свои интересы и потребности и выбрать профессию, наиболее подходящую для их индивидуальных возможностей и способностей, посредством решения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики.