Введение / Introduction
Сложившиеся социально-экономические и внешнеполитические условия актуализируют запрос на развитие предпринимательства в целях обеспечения устойчивого экономического роста нашей страны и повышения ее конкурентоспособности. Актуальный научный взгляд на предпринимательство состоит в том, что «подлинное предпринимательство – это гораздо больше обычного бизнеса» [1], оно рассматривается как комплексное умение, проникающее во все сферы жизни общества и преобразующее его [2].
Подлинный предприниматель – это инноватор, гибкий и креативный, открытый новому опыту, обладающий значительным потенциалом к развитию и самосовершенствованию и несущий ответственность перед собой и обществом за результаты реализации своей предпринимательской идеи. Во всем мире именно студенческая молодежь считается самой динамичной частью общества, обладающей наиболее высоким предпринимательским потенциалом [3].
В Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» одним из направлений ее реализации указаны поддержка инициатив и содействие предпринимательской деятельности молодежи [4].
Сегодня перед вузами стоит задача подготовки специалистов, обладающих развитым предпринимательским мышлением, специальными предпринимательскими компетенциями, способных к принятию рациональных управленческих решений, ориентированных на ведение инновационной деятельности и готовых нести неизбежные для предпринимательской деятельности риски [5]. Считается, что реализация третьей миссии университета и фокусировка усилий на формировании готовности студентов к предпринимательству и соответствующих компетенций позволит нарастить мощный инновационный потенциал социально-экономического развития на региональном и государственном уровнях [6].
На данный момент интерес исследователей сконцентрирован на изучении факторов стимулирования технологического предпринимательства студенческой молодежи [7] и проблемах развития предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений [8]. Изучению организационно-педагогических условий вуза, способствующих переходу от предпринимательских намерений к активным действиям по осуществлению предпринимательской деятельности уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.
Цель статьи – анализ и систематизация организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов высшего учебного заведения.
Обзор литературы / Literature review
В отечественной и зарубежной науке за последние десятилетия был накоплен значительный пласт исследований, направленных на изучение факторов развития предпринимательских намерений и предпринимательских компетенций студентов.
Особого внимания заслуживаюттрудыБ. Берд, чьи исследования по данной тематике являются одними из первых. Б. Берд определяет намерения как состояние сознания индивида, которое позволяет достигнуть поставленных целей благодаря аккумуляции внимания, опыта и конкретных действий [9]. Под предпринимательскими компетенциями Б. Берд понимаются такие навыки и характеристики личности, которые подталкивают к рискованным экономическим инициативам и способствуют выживанию и развитию [10].
Значимый вклад в развитие данной темы внесли Айзен, Шапиро и Сокол, чьи теоретические модели легли в основу целого ряда исследований, посвященных изучению предпринимательской активности студенческой молодежи. Широкое признание получили модель запланированного поведения Айзена [11] и модель предпринимательского события Шапиро и Сокола [12], в которых были представлены внутренние и внешние факторы формирования предпринимательских намерений.
Г. В. Широкова, выделяя три подхода к исследованию предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный, отмечает, что развитие концепции предпринимательских намерений эволюционирует в сторону исследования контекстуальных факторов, связанных с предпринимательскими намерениями [13].
В последние годы в центре внимания исследователей находится поиск ответа на вопрос, какие факторы влияют на сокращение «разрыва» между предпринимательским намерением и конкретными действиями по осуществлению предпринимательской деятельности. Актуальность этого поиска обусловлена общемировой тенденцией к снижению предпринимательской активности в постпандемийный период [14].
В исследовании К. А. Богатыревой и Г. В. Широковой обосновано, что на процесс перехода от предпринимательских намерений к действиям по созданию бизнеса влияют три группы факторов: факторы индивидуального уровня, факторы микросреды и факторы макросреды [15]. Как отмечают авторы, переход от намерений к действиям обеспечивается формированием психологической готовности индивида, под которой понимается «состояние предстартовой активизации человека» [16].
На данный момент в отечественной науке достаточно глубоко исследованы психологические аспекты готовности студентов к предпринимательству. Так, А. В. Посохова рассматривает психологическую готовность к предпринимательской деятельности как важное личностно-профессиональное свойство конкурентоспособных предпринимателей и выделяет в ее структуре такие компоненты, как мотивационный, оперативно-деятельностный, когнитивный, личностный, ресурсный [17].
С. Т. Джанерьян и И. А. Солдатова трактуют психологическую готовность молодых людей к предстоящей предпринимательской деятельности как «особенности психического облика личности, которые могут обеспечить продуктивность соответствующей деятельности, то есть выступают в качестве предикторов предпринимательской деятельности». В структуре компонентов психологической готовности к предпринимательству авторы, помимо характерологического, компетентностного (способности), также выделяют мотивационный [18].
Н. Г. Климанова и Н. Г. Терещенко определяют психологическую готовность к предпринимательской деятельности как симптомокомплекс «предпринимательских мотивов и целей», выражающийся в стремлении заниматься предпринимательством и готовности к проявлению настойчивости в достижении ее целей и наличии «предпринимательских ресурсов», таких профессионально важных качеств, как предприимчивость, стратегическое мышление, стрессоустойчивость [19].
Т. Г. Хащенко использует термин «личностная готовность к предпринимательской деятельности» (ЛГПД), понимая под ним системное личностное образование, интегрирующее когнитивные, аффективные, мотивационные и поведенческие структуры, синергетический эффект которых проявляется в эффективной включенности личности в предпринимательскую деятельность [20].
Согласно Д. Ф. Барсуковой, готовность студентов к предпринимательству является комплексным образованием и включает в себя психологический, коммуникативный, деятельностный, управленческий, профессионально-ориентационный, экономический компоненты [21].
Таким образом, мы видим, что готовность к предпринимательству – это сложное, системное, многокомпонентное образование, которое включает в себя не только внутренние элементы – личностные особенности и специальные компетенции, но и внешние – средовые.
Опираясь на теоретические модели Айзена, Шапиро и Сокола, а также концепции отечественных исследователей, готовность студентов вуза к предпринимательству мы будем понимать как системное образование, выражающееся в единстве внешних и внутренних компонентов – психологических, компетентностных и средовых, способствующее переходу от предпринимательских намерений к активным действиям по осуществлению предпринимательской деятельности.
Обзор отечественных и зарубежных источников показывает, что важное место в формировании системы компонентов готовности студентов к предпринимательству все чаще отводится такому фактору, как образовательная среда вуза.
Е. Ю. Васильева определяет образовательную среду вуза как «упорядоченную целостную совокупность элементов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие у образовательного учреждения выраженной способности создавать условия и возможности для целенаправленного и эффективного использования педагогического потенциала среды в интересах развития личности всех ее субъектов» [22].
Как отмечают Е. Г. Поздеева и Н. С. Назарова, «образовательная среда вуза обладает силой влияния, которая создает ценностный режим приоритета предпринимательской инициативы, поддерживающие условия, способствует приобретению необходимых знаний и навыков, развивает поведенческие установки, акцентируя примеры успешной предпринимательской и инновационной деятельности» [23]. По мысли авторов, именно образовательная среда вуза обеспечивает переход от предпринимательских намерений к активным действиям по созданию собственного дела. Результаты исследований Р. Н. Литвиновой, М. В. Потаниной, А. А. Абдрахмановой [24] и Л. В. Горюновой [25] подтверждают данный вывод.
Согласно результатам, полученным коллективом ученых под руководством Цай Ли, в преодолении разрыва между предпринимательским намерением и предпринимательским поведением решающую роль играет так называемая «предпринимательская страсть». Она оказывает положительное влияние на предпринимательские намерения и предпринимательскую активность студентов в целом. С точки зрения авторов, прямой задачей вуза является управление процессом активного создания благоприятной образовательной среды, которая будет способствовать развитию «предпринимательской страсти» студентов, а также таких качеств личности, как активность, бизнес-алертность (умение видеть возможности для бизнеса), самоэффективность, и тем самым стимулировать их предпринимательское поведение [26].
По справедливому замечанию Р. Н. Литвиновой, на данный момент отсутствует единый подход к формированию организационно-педагогических условий образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов вуза [27]. Рассмотрение теоретических источников по теме исследования позволяет выделить ряд организационно-педагогических условий, которые выступают в качестве барьеров на пути формирования готовности к предпринимательству.
Одним из препятствий в стимулировании предпринимательской активности студентов выступает низкий уровень развития предпринимательских компетенций [28]. Так, результаты опроса студентов Национального исследовательского Томского политехнического университета, Университета Загреба и Лионского университета, проведенного коллективом авторов под руководством М. Г. Минина, показали, что одной из наиболее важных причин, по которой выпускники не создают собственный бизнес, является отсутствие соответствующих компетенций [29]. Данная проблема, с точки зрения авторов, требует от вузов переориентации педагогической системы обучения на целенаправленное формирование предпринимательской компетентности обучающихся.
Авторы обосновывают, что для формирования предпринимательской компетентности и готовности выпускника к созданию собственного бизнеса в учебные планы вузов необходимо включить ряд специальных дисциплин, следует шире применять интерактивные и проектные методы обучения [30].
Значимость специальных знаний в формировании готовности к предпринимательству подтверждают результаты масштабного международного исследования предпринимательского духа студентов, в котором была выявлена взаимосвязь степени готовности к предпринимательству с профилем специальности: студенты экономико-управленческого профиля демонстрируют более высокие показатели готовности в сравнении со студентами, получающими естественно-научное образование [31].
Развитие молодежного предпринимательства в высших учебных заведениях должно опираться на образовательные стандарты, однако, как справедливо отмечает Д. Ф. Барсукова, на сегодняшний день в образовательных и профессиональных стандартах недостаточно представлен компонент по формированию предпринимательских компетенций студентов [32]. Пока данная проблема не решена, способствовать сокращению «разрыва» между предпринимательскими намерениями студентов и осуществлением этих намерений на практике могут практико-ориентированные программы подготовки студентов к предпринимательской деятельности.
Так, Е. Н. Махмутовой и Р. Н. Ворониной рассмотрен комплекс организационно-педагогических средств, направленных на формирование предпринимательских компетенций и готовности студентов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» к предпринимательству. Данный комплекс включает в себя реализацию нескольких этапов, начиная с выбора предпринимательского трека и заканчивая запуском личного/командного проекта и защитой выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом» [33].
Успешный опыт реализации модели практико-ориентированного обучения предпринимательству в ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» освещен в монографии под редакцией Г. В. Петрук [34].
В работах Е. М. Землиной рассматриваются особенности и итоги реализации программ акселерации, осуществляемых на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Согласно результатам проведенного автором исследования, программы акселерации способствуют повышению готовности студентов к предпринимательской деятельности [35]. Е. М. Землина обосновывает необходимость развития предпринимательской экосистемы в высших учебных заведениях как способа интеграции студентов, преподавателей, предпринимателей в целях успешной реализации бизнес-проектов обучающихся и формирования готовности к предпринимательской деятельности на более высоком уровне [36].
Системное представление о стандартах предпринимательской экосистемы университета, целью которой является поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов, а также рекомендации по их внедрению, начиная с философии и институциональной среды университета и заканчивая работой со стартап-сообществом и онлайн- и офлайн-площадками предпринимательства, детально изложены в работе А. В. Короткова и М. Р. Зобниной. Как отмечают авторы, в основе успешной предпринимательской экосистемы университета лежат несколько базовых принципов: 1) поддержка частной инициативы; 2) признание априорной готовности студентов к предпринимательской деятельности; 3) благоприятное отношение к начинающим предпринимателям; 4) поощрение проб и ошибок [37].
Следует подчеркнуть значимость каждого элемента предпринимательской экосистемы вуза в повышении предпринимательской активности студентов. Особую актуальность в связи с этим приобретают исследования, направленные на поиск и ликвидацию «белых пятен» в изучении предпринимательской экосистемы вуза. Так, З. Г. Ханова акцентирует внимание на повышении компетентности профессорско-преподавательского состава вузов, непосредственно принимающего участие в подготовке студентов к предпринимательству [38]. И. Н. Шафранская, опираясь на результаты проведенного ею исследования, предлагает уделять больше внимания развитию медийной поддержки молодежного предпринимательства как со стороны СМИ вуза, так и силами самих студентов в социальных сетях, что, по мнению автора, также будет способствовать стимулированию предпринимательской активности студентов [39].
Таким образом, как показал обзор литературы, важным условием сокращения «разрыва» между намерениями и осуществлением предпринимательской деятельности выступает формирование готовности студентов вуза к предпринимательству, под которой понимается системное образование, выражающееся в единстве внешних и внутренних компонентов (психологических, компетентностных и средовых).
Обзор отечественных и зарубежных источников по теме исследования показывает, что важное место в формировании системы компонентов готовности студентов к предпринимательству занимает образовательная среда вуза и ее организационно-педагогические условия.
Перспективной исследовательской задачей является анализ и систематизация организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству как фактора стимулирования их предпринимательских намерений и предпринимательской активности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В основу исследования положены системный, компетентностный и средовой подходы, позволяющие всесторонне проанализировать факторы, влияющие на формирование готовности к предпринимательству студентов вуза.
Теоретической основой исследования является анализ отечественных и зарубежных научных публикаций по проблеме из баз РИНЦ и Scopus.
Эмпирической базой исследования выступили результаты социологическогоопроса студентов Таганрогского института управления и экономики (далее – ТИУиЭ) в виде онлайн-анкетирования. Выборка исследования составила 136 респондентов (25% от общей численности обучающихся на программах ВПО ТИУиЭ), студентов юридического, экономического факультетов и факультета управления очной и очно-заочной форм обучения с первого по четвертый курс. 68,4% опрошенных – девушки и 31,6% – юноши.
Результаты исследования / Research results
В апреле 2023 года нами был проведен социологический опрос студентов
ТИУиЭ, направленный на изучение факторов готовности студентов к предпринимательству.
Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, в каком возрасте лучше начинать собственный бизнес?» показывает, что практически для половины опрошенных возраст не имеет значения (50,7%), однако 32,4% придерживаются мнения, что становиться предпринимателем целесообразно, поработав в найме и набравшись опыта. Сразу после окончания вуза открыть свое дело готовы лишь 8,8% опрошенных; еще меньше студентов (7,4%) полагают, что первый опыт предпринимательства можно получить, обучаясь в вузе.
Подобное распределение ответов указывает на то, что период обучения в вузе не рассматривается опрошенными как достаточно надежное основание для уверенного начала предпринимательской деятельности, что актуализирует необходимость рассмотрения организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ.
Отвечая на вопрос «Хотели бы Вы в будущем стать предпринимателем?», 34,6% респондентов предпочли ответ «да»; 39% – «скорее да»; 5,9% опрошенных нами студентов указали, что у них уже есть свое дело; 11% затруднились ответить; 18,1% выбрали ответ «скорее нет» и 5% респондентов выбрали ответ «нет».
Анализ полученных результатов подводит нас к выводу о привлекательности данного вида деятельности для большинства опрошенных нами студентов, что обосновывает необходимость совершенствования организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ.
В оценке решающих факторов успеха в предпринимательстве студенты уделяют внимание как внешним экономическим условиям: «высокий спрос, потребность аудитории в товаре/услуге» (54,4%), «стартовый капитал» (50%), «эффективный маркетинг и реклама» (39,7%), так и внутренним, компетентностным: «специальные знания в области ведения бизнеса» (43,4%), «продуманный бизнес-план» (41%) (см. рис. 1).
Рис. 1. Ответы на вопрос «Выберите три решающих фактора успеха для достижения успеха
в бизнесе в России»
Выявленный факт указывает на осознание студентами значимости специальных знаний в осуществлении предпринимательской деятельности и усиливает значимость расширения компонента образовательных и профессиональных стандартов, отвечающих за формирование предпринимательских компетенций студентов.
Данный вывод подтверждается и анализом результатов ответа на вопрос «Должен ли предприниматель обладать набором специальных знаний, умений и навыков?». Подавляющее большинство респондентов (94,9%) ответили утвердительно, выбрав варианты ответов «да» – 51,1% и «скорее да» – 43,8%.
Вместе с тем, отвечая на вопрос «Проходили ли Вы обучение предпринимательству?», 90,5% опрошенных нами студентов констатировали, что не имели такого опыта. В то же время на вопрос «Если бы Вам предложили бесплатное обучение предпринимательству в период обучения в вузе, согласились бы Вы его пройти?» подавляющее большинство опрошенных ответили утвердительно: 49,3% выбрали вариант ответа «определенно да», 36,8% – «скорее да» (см. рис. 2).
Рис. 2. Ответы на вопрос «Если бы Вам предложили бесплатное обучение предпринимательству
в период обучения в вузе, согласились бы Вы его пройти?»
Итак, студенты осознают, что залогом успеха в предпринимательстве являются специальные знания и умения, что еще раз подчеркивает значимость ориентации системы обучения на целенаправленное формирование предпринимательских компетенций обучающихся и включение в учебные планы вуза практико-ориентированных программ подготовки студентов к предпринимательской деятельности.
Анализ учебных планов бакалавриата ТИУиЭ по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» показал, что компонент по формированию предпринимательских компетенций студентов представлен всего двумя дисциплинами, такими как «Бизнес-планирование» и «Предпринимательское право». Также было выявлено, что на данный момент в ТИУиЭ отсутствует практика защиты выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом», нет программ акселерации и системы поддержки студенческих стартапов. Все это в целом свидетельствует о недостаточной сформированности компетентностного компонента организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов ТИУиЭ.
К положительным моментам следует отнести привлечение вузом предпринимателей города в качестве приглашенных преподавателей, использование преподавателями проектных и интерактивных методов в обучении, однако для достижения поставленной задачи этих мер недостаточно.
Комплекс организационно-педагогических условий, направленных на совершенствование компетентностного компонента готовности студентов к предпринимательству, в качестве основных должен включать в себя следующие средства:
1) разработку и включение в учебные планы практико-ориентированных программ подготовки к предпринимательской деятельности;
2) широкое использование проектных и интерактивных методов в обучении;
3) разработку системы повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза, участвующих в развитии предпринимательских компетенций;
4) активное привлечение предпринимателей в качестве приглашенных преподавателей;
5) защиту выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом»;
6) создание и реализацию на базе вуза программ акселерации.
Рассматривая средовой компонент организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству, прежде всего, следует отметить, что организационная культура вуза должна быть лояльной и дружественной по отношению к предпринимательским ценностям. Если администрация и преподавательско-профессорский состав вуза (далее – ППС) транслируют свое положительное отношение к предпринимательству, то тогда и студенты воспринимают предпринимательскую деятельность как уважаемое, престижное и социально значимое занятие. Препятствием к формированию «предпринимательского духа» и предпринимательских ценностей в образовательной среде вуза является непримиримость к ошибкам и промахам, осуждение неудачи. И напротив, поощрение проб и экспериментов, признание права на ошибку стимулирует предпринимательскую активность студентов и укрепляет их веру в себя.
Таким образом, поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов администрацией и ППС вуза имеют приоритетное значение в формировании средового компонента готовности студентов к предпринимательству.
Не последнюю роль играет наличие определенной инфраструктуры, посредством которой можно обеспечить реализацию и сопровождение предпринимательских инициатив студентов.
Анализ средового компонента организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ показал, что на данный момент в вузе нет структурного подразделения, которое отвечало бы за задачи, связанные со стимулированием предпринимательской активности студентов, и обеспечивало бы вовлеченность студентов в специфику предпринимательской деятельности путем организации специальных мероприятий внутри вуза и за его пределами.
С момента возникновения ТИУиЭ поддерживает связь с местными сообществами предпринимателей: Таганрогской торгово-промышленной палатой, городским Фондом поддержки и развития конкуренции и предпринимательства, Ассоциацией предпринимателей Таганрога. Представители данных организаций посещают ежегодную апрельскую научно-практическую конференцию ТИУиЭ, выступают на «круглых столах» в качестве спикеров, присутствуют в качестве гостей на значимых мероприятиях вуза. Взаимодействие носит локальный и представительский характер. Это означает, что потенциал сотрудничества между вузом и бизнес-сообществом, на наш взгляд, не реализован. Таким образом, необходимо обеспечить включенность вуза в предпринимательское сообщество с целью реализации совместных проектов, развития менторинга и наставничества.
В ходе изучения средового компонента было также выявлено, что в ТИУиЭ отсутствует планомерная и систематичная работа медиа вуза по продвижению и популяризации молодежного предпринимательства. Задача информирования студентов о возможностях обучения предпринимательству не реализуется в должной мере.
Так, в ходе анкетирования была обнаружена низкая осведомленность студентов о возможностях бесплатного обучения ведению бизнеса вне вуза. Подавляющее большинство опрошенных нами студентов (75%) не осведомлены о существующих на данный момент бесплатных программах обучения предпринимательству, что можно считать погрешностью в работе медиа вуза (рис. 3).
Рис. 3. Ответы на вопрос «Какие из бесплатных программ обучения ведению бизнеса Вам знакомы?»
С другой стороны, учитывая, что информация о данных программах находится в свободном доступе в сети Интернет, можно прийти к выводу, что сами студенты не задавались целью заняться самообразованием в области предпринимательства и не осуществляли самостоятельный поиск образовательных курсов по предпринимательству. Это может указывать на несформированность мотивации и навыков самообразования студентов.
Таким образом, полученные в ходе анкетирования результаты свидетельствуют как о заинтересованности студентов в получении специальных знаний в области предпринимательства, так и о том, что их позиция в отношении обучения предпринимательству является скорее пассивной и декларативной. При имеющихся возможностях получить специальные знания и развить предпринимательские компетенции лишь малая часть готова реализовать свои намерения на практике без помощи вуза.
Итак, анализ средового компонента ТИУиЭ показывает, что на данный момент не создано единое информационное и социокультурное пространство, которое облегчало бы переход от предпринимательских намерений к активным действиям.
Совершенствование средового компонента организационно-педагогических условий может включать в себя следующие средства:
1) поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов администрацией и ППС вуза;
2) обеспечение вовлеченности студентов в специфику предпринимательской деятельности путем организации специальных мероприятий внутри вуза и за его пределами;
3) медийная поддержка молодежного предпринимательства в вузе как силами СМИ вуза, так и самих студентов;
4) развитие лояльной к предпринимательству организационной культуры в вузе.
Анализ психологического компонента организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству предполагал выявление внутренних барьеров, которые блокируют предпринимательские намерения студентов. В рамках анкетирования нами был предложен проективный вопрос «Что мешает людям выбрать карьеру предпринимателя? Выберите не более трех вариантов». Результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Ответы на вопрос «Что мешает людям выбрать карьеру предпринимателя?
Выберите не более трех вариантов»
Как следует из рис. 4, среди наиболее значимых факторов, препятствующих выбору карьеры предпринимателя, студенты называют преимущественно внутренние, психологические барьеры: «страх потерпеть неудачу» (79,4%), «лень» (45,6%), «отсутствие веры в себя» (42,6%), а также низкий уровень компетенций – «отсутствие знаний и навыков» (59,6%). Из числа внешних, экономических или социальных барьеров значимым более чем для половины опрошенных представляется «отсутствие стартового капитала».
Определяя собственные ограничения к осуществлению предпринимательской деятельности, больше половины опрошенных нами студентов (60,3%) на первое место поставили внешний фактор – «отсутствие стартового капитала». В остальном результаты совпали с ответами на предыдущий вопрос (см. рис. 5).
Сравнительный анализ ответов на проективный и прямой вопросы о барьерах к осуществлению предпринимательской деятельности показывает, что значение психологических барьеров («страх потерпеть неудачу», «отсутствие веры в себя», «лень») в отношении самих себя студентами нивелируется, что может быть вызвано защитной реакцией. Признаться себе в том, что помехой к занятию предпринимательством мешают лень, страх неудачи и отсутствие веры в себя, болезненно для собственной самооценки. Психологически комфортнее и безопаснее в качестве объяснения ограничений к занятию предпринимательством указать такую внешнюю причину, как «отсутствие стартового капитала».
Рис. 5. Ответы на вопрос «Какие ограничения есть лично у Вас,
чтобы стать предпринимателем? Выберите не более трех вариантов»
Таким образом, полученные результаты подводят нас к выводу, что при проектировании организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству особое внимание следует уделить психологическому компоненту, в частности развитию самоэффективности, под чем понимается вера в себя и успех предпринимаемых тобой действий, а также развитию навыков самоменеджмента.
Инструментом развития самоэффективности и самоменеджмента студентов может выступать тренинг как комплексный метод обучения и развития. На сегодняшний день тренинг как технология считается одним из самых эффективных методов формирования надпрофессиональных навыков [40]. Применение тренинговых технологий в образовательном процессе не только позволит сформировать у студентов практические навыки, необходимые для успешного осуществления предпринимательской деятельности (целеполагание, тайм-менеджмент, коммуникативные навыки и др.), но также должно способствовать коррекции личностных качеств, установок и поведения обучающихся, в частности, развитию самостоятельности, активности, инициативности, бизнес-алертности – всего того, что составляет суть «предпринимательского духа».
Реализация подобных тренинговых программ возможна как на базе психологического центра вуза, так и в рамках работы подразделения ТИУиЭ, отвечающего за развитие управленческих компетенций студентов и их трудоустройство. Также может быть рекомендовано включить в учебные планы факультатив «Технологии развития личностных ресурсов предпринимательской деятельности».
К средствам, нацеленным на развитие психологического компонента организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов вуза, можно также отнести проведение как неформальных встреч с предпринимателями, в ходе которых будет происходить живое общение студентов с состоявшимися владельцами бизнеса, так и проведение мастер-классов предпринимателей и конкурсов бизнес-проектов, вдохновляющих студентов на выдвижение и разработку собственных бизнес-идей.
Следует заострить внимание на особой роли преподавателей и особенно преподавателей-предпринимателей в формировании психологической готовности студентов к предпринимательству. Энтузиазм преподавателей как проявление «предпринимательской страсти» будет напрямую способствовать эмоциональной вовлеченности студентов в тему предпринимательства и придавать им больше смелости и уверенности в своих силах в выдвижении предпринимательских инициатив.
Недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется роли выпускников вуза в формировании психологического компонента организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов вуза. Выпускники, создавшие свой собственный бизнес, могут взять на себя роль амбассадоров «предпринимательского духа». Их история преодоления трудностей и обретения статуса успешного предпринимателя может стать вдохновляющим примером для студентов, обучающихся в alma mater.
В ТИУиЭ существует практика приглашения выпускников-предпринимателей в качестве спикеров на «круглые столы», однако происходит это всего один-два раза в год. С нашей точки зрения, такие встречи должны стать регулярными, не реже одного раза в квартал.
Итак, анализ результатов проведенного нами опроса подводит нас к следующим выводам:
– предпринимательская деятельность является привлекательной для большинства опрошенных нами студентов, однако лишь малая часть студентов готова к осуществлению предпринимательской деятельности сразу после окончания вуза и еще меньше – во время обучения в вузе;
– студенты осознают рисковый характер предпринимательской деятельности и сложности, связанные с ведением бизнеса в России в настоящее время, а также тот факт, что залогом успеха в предпринимательстве являются специальные знания и компетенции;
– в ходе анкетирования была обнаружена низкая осведомленность студентов об имеющихся возможностях обучения ведению бизнеса (бесплатных онлайн- и офлайн-программах), а также пассивность в контексте самообразования в области предпринимательства;
– в качестве барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности опрошенные указывают внешние экономические барьеры: «отсутствие стартового капитала», «нестабильная обстановка в стране»; внутренние психологические: «страх неудачи», «лень», «неуверенность в себе», а также компетентностные: «отсутствие знаний и навыков», «отсутствие четкого плана действий».
Основываясь на результатах анализа теоретических источников и анкетирования, мы выделили и систематизировали следующие организационно-педагогические условия формирования готовности к предпринимательству студентов вуза (сокращенно – ГП), реализация которых будет способствовать стимулированию предпринимательской активности студентов.
Организационно-педагогические условия формирования ГП студентов вуза
Наименование компонента ГП |
Организационно-педагогические условия |
Компетентностный |
– Наличие в образовательных и профессиональных стандартах компонента по формированию предпринимательских компетенций; – наличие в учебных планах практико-ориентированных программ подготовки к предпринимательской деятельности; – широкое использование проектных и интерактивных методов в обучении; – повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза, участвующих в развитии предпринимательских компетенций; – привлечение предпринимателей в качестве приглашенных преподавателей; – защита выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом»; – реализация на базе вуза программ акселерации |
Средовой |
– Формирование благоприятной организационной культуры, лояльной к предпринимательству; – обеспечение вовлеченности студентов в специфику предпринимательской деятельности путем организации специальных мероприятий внутри вуза и за его пределами; – поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов администрацией вуза; – развитие медийной поддержки молодежного предпринимательства в вузе силами как СМИ вуза, так и самих студентов; – развитие и воплощение на практике концепции и стандартов предпринимательской экосистемы в вузе |
Психологический |
– Проведение тренингов самоэффективности, самоменеджмента для студентов; – проведение мероприятий, направленных на формирование «предпринимательского духа» (мастер-классы предпринимателей, конкурсы бизнес-проектов, хакатоны); – формирование в вузе благоприятной социально-психологической атмосферы поддержки студенческих предпринимательских инициатив |
Как видно из таблицы, формирование компетентностного, средового и психологического компонентов готовности к предпринимательству предполагает совершенствование таких элементов образовательного процесса, как концепция обучения, модель компетенций выпускника, образовательные стандарты, учебный план, методы преподавания, квалификация ППС, а также организацию специального подразделения вуза, отвечающего за разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на формирование «предпринимательского духа» и предпринимательской экосистемы в вузе.
План создания организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ в качестве обязательных предполагает следующие этапы:
1) формирование концепции предпринимательской экосистемы вуза и модели компетенций выпускника, ориентированного на создание собственного дела;
2) корректировка учебных планов, включение в них специальных дисциплин по предпринимательству и практико-ориентированных программ подготовки к предпринимательской деятельности, защита выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом»;
3) разработка программы повышения квалификации преподавателей вуза, участвующих в развитии предпринимательских компетенций, и ее реализация;
4) создание структурного подразделения вуза, отвечающего за сопровождение и поддержку предпринимательских инициатив студентов;
5) разработка, утверждение и реализация плана внутривузовских и сетевых мероприятий, направленных на стимулирование предпринимательской активности студентов;
6) мониторинг полученных результатов.
Заключение / Conclusion
Как показал анализ работ отечественных и зарубежных авторов, готовность студентов вуза к предпринимательству – это системное, многокомпонентное образование, выражающееся в единстве внешних и внутренних элементов – компетентностных, средовых и психологических, способствующее переходу от предпринимательских намерений к активным действиям по осуществлению предпринимательской деятельности.
Обосновано, что важную роль в развитии предпринимательской активности студенчества и преодолении «разрыва» между предпринимательским намерением и действием играет образовательная среда и соответствующие организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить реализацию и поддержку студенческих предпринимательских инициатив на практике начиная с первого курса.
Следует особо отметить, что внедряемые изменения должны быть не локальными, а системными, происходящими на уровне не только обучения, но и воспитания в вузе. Они должны затрагивать личность студента, быть направленными на формирование предпринимательского мышления, установок и поведения.
Конечной целью реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству является воспитание активного, инициативного, самостоятельного и ответственного студента, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и самореализации.
Перспектива исследования состоит в дальнейшей концептуализации теоретической модели организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству, а также разработке тренинговой программы формирования готовности студентов к предпринимательству посредством развития навыков самоменеджмента и самоэффективности.