Введение / Introduction
В настоящее время к проблеме эмоционального развития наблюдается повышенный интерес, это обусловлено общественными потребностями. Система образования ориентирована на предоставление учащимся готового набора знаний, умений и навыков, которые они смогут применить после окончания программы начального образования. Необходимо модернизировать систему начального образования, чтобы она являлась «полем» развития личности и формирования «гибких» навыков, сочетающих общественные, государственные и личностно-индивидуальные ценности [1]. В связи с этим эмоциональное развитие занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации – один из важнейших аспектов общения.
Обзор литературы / Literature review
Для понимания сущности модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников рассмотрим основные определения понятий «моделирование», «модель», «эмоциональное развитие», «внеурочная деятельность». Моделирование – метод научного исследования явлений, процессов, объектов, устройств или систем (объектов исследований), основанный на построении и изучении моделей с целью получения новых знаний, совершенствования характеристик объектов исследований или управления ими [2]. Модель – система объектов, которая является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта. Введено понятие «мягкой» педагогической модели В. А. Тестовым, которая представляет собой гибкое управление учебным процессом через советы и рекомендации. Теоретическая модель, концептуальная, представленная Э. Н. Гусинским и Ю. И. Турчаниновой, является воплощением понимания сущности образования. В данном контексте используется термин «модель образования» [3]. Таким образом, сложность, неисчерпаемость, бесконечность объекта психолого-педагогического исследования заставляет для проникновения в его суть, в его внутреннюю структуру и динамику искать более простые аналоги для исследования, а более простой по структуре и доступный для изучения объект становится моделью [4]. В трудах A. Аламри, T. Тайлер-Вуд педагогика и технология являются целостной системой в модели развития педагогической компетентности [5]. Ч. Анджели, Н. Валанидес и другие придерживаются мнения, что образование и анимация становятся принципами обучения, которые необходимо применять при конструировании образовательного процесса [6]. С. Ратнавати, опираясь на мнение Т. Тополовча, считает, что повторение реальных событий в виртуальном мире и достижение поставленных целей значительно помогают преодолеть страх неудач в реальных ситуациях. Он убежден, что такой подход может быть полезен для тех, кто сталкивается с такими проблемами [7].
Эмоциональная сфера младшего школьника – это аспект психического развития, который определяется уровнем самооценки, уверенности в себе, эмоциональной регуляции, способности к эмпатии, социальной адаптации и пр. [8] Согласно теории Е. М. Листик, эмоциональная сфера включает в себя внутренние переживания, чувства (стимуляцию, регулирование, оценка и др.), состоит из таких аспектов, как количество, качество и динамика развития эмоций и чувств, и занимает важное место в человеческих свойствах. К. Изард [9], американский психолог, специалист в области изучения эмоций, понимает под эмоциональным развитием способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности, которая предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями [10]. Такие ученые, как Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин, под эмоциональным интеллектом понимают «способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей» – психологические состояния.
Е. И. Изотовой были выделены три компонента эмоционального развития: когнитивный (анализ своих чувств и эмоций, восприятие и понимание эмоциональных состояний, объем и структурированность представлений об эмоциях, их вербализация), аффективный (порог и интенсивность, модальность и валентность эмоциональных переживаний, эмпатийность), реактивный (произвольная регуляция, непроизвольное выражение эмоций, эмоциональный самоконтроль, управление конфликтами) компоненты [11]. Согласно мнению С. А. Курносовой [12], школьники, не имеющие пропедевтики в развитии эмоционально-волевой сферы, не могут контролировать свою учебную деятельность. Это подчеркивает важность эмоционального развития для успешного обучения и достижения личных целей [13]. В статье, опубликованной в журнале Happer`s Magazin, Э. Торндайк выделил один из аспектов эмоционального интеллекта (социальный) как способность понимать других и мудро ввести себя в сфере человеческих отношений [14]. Многие исследования изучают эффективность использования анимации в обучении учащихся, доказывая, что такой подход оказывает большее влияние на креативность, мотивацию, социальный интеллект [15] и эмоциональный интеллект, на обучение в целом [16]. Таким образом, в начальной школе важно акцентировать внимание на развитии ценностных ориентиров у детей, формировании их эмоционально-волевой сферы и установлении эффективных вариантов поведения, которые послужат основой для дальнейшего развития.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [17]. В данном исследовании под студией мы понимаем форму добровольного объединения детей при организации конкретной деятельности (театральная студия, киностудия, анимационная студия и др.), направленной на реализацию потенциала и формирование ситуации успеха в жизни учащихся. Основная цель студий – развитие творческих и умственных способностей детей, а также формирование важных навыков, таких как умение работать в коллективе, самодисциплина, ответственность и др. Анимационная студия – это место, предназначенное для производства кинематографических или телевизионных работ в анимации. Анимационная студия внеурочной деятельности для младших школьников поможет раскрыть творческий потенциал детей и научить их создавать анимационные ролики в различных техниках.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В ходе педагогического эксперимента использовались методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование, естественный педагогический эксперимент;
3) математические методы обработки результатов исследования.
С целью подтверждения гипотезы о том, что разработанная и реализованная модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников будет способствовать повышению уровня эмоционального развития, нами было проведено исследование на базе МАОУ СОШ № 8 г. Краснодара. 3 «Б» – экспериментальный класс (31 человек), 3 «А» класс – контрольный класс (32 человека). Всего исследованием охвачено 63 ученика.
Результаты исследования / Research results
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование по выявлению уровня эмоционального развития у младших школьников.
Исследовались следующие компоненты эмоционального развития:
1. Когнитивный, включающий анализ своих чувств и эмоций, восприятие и понимание эмоциональных состояний, объем и структурированность представлений об эмоциях, их вербализацию.
2. Аффективный, включающий порог и интенсивность, модальность и валентность эмоциональных переживаний, эмпатийность.
3. Реактивный, включающий произвольную регуляцию, непроизвольное выражение эмоций, эмоциональный самоконтроль, управление конфликтами.
В данном исследовании мы диагностировали компоненты эмоционального развития комплексно, изменение в одном компоненте приводит к изменениям и в других.
На констатирующем этапе эксперимента были использованы методики: «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (цель – выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста и др.); «Эмоциональная пиктограмма» М. А. Кузьмищевой (цель – определение особенностей развития (когнитивно-аффективных компонентов) детей младшего школьного возраста); методика «Контурный САТ-Н»(цель – выявлениереального состояния ребенка: эмоционального, аффективного, мотивационного) [18]. Стоит отметить, что расшифровка диагностических методик должна проходить вместе со школьным психологом.
Результаты диагностики уровня эмоционального развития представлены на рис. 1.
Рис. 1. Уровень эмоционального развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе высокий уровень эмоционального развития продемонстрировали 6,5% учащихся (2 человека), а в контрольном классе – 9,4% (3 человека); средний уровень был диагностирован у 45,1% учащихся (14 человек) экспериментального класса и у 46,9% учащихся (15 человек) контрольного класса; низкий уровень показали 48,4% (15 человек) экспериментального класса и 43,7% (14 человек) контрольного класса [19].
На основе анализа результатов первого этапа эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментального и контрольного классов уровень эмоционального развития является недостаточным, у большинства учащихся низкий и средний уровни эмоционального развития.
Это обусловило необходимость разработки модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, реализованной в рамках внеурочной деятельности, представленной на рис. 2.
Рис. 2. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития
Концептуально-целевой компонент включает определение общей цели – обеспечение эмоционального развития младших школьников; задачи, определяемые на основе данной цели, подходы к реализации педагогической деятельности и принципы. При построении данной модели мы опирались на технологический подход В. Б. Беспалько, заключающийся в том, что содержание реализации учебно-воспитательного процесса представляет собой проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике, результат продуктивного творческого труда по оценке и гармонизации факторов, определяющих эффективность обучения и воспитания [20]; на личностный подход Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской; на полусубъектный подход М. М. Бахтина, В. С. Библера, Г. С. Трофимовой и других – раскрытие сущности личности во всех ее многообразных проявлениях возможно только при взаимодействии с другими людьми, в процессе общения с ними; на деятельностный подход А. Н. Леонтьева [21], С. Л. Рубинштейна [22], И. Б. Ворожцовой; на системный подход Н. В. Кузьминой, В. А. Якунина и других, при котором относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как взаимосвязанные цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание, методы, формы, средства педагогического процесса [23].
Теоретической основой построения модели организации работы анимационной студии эмоционального развития были: концептуальные идеи о развитии эмоционально-волевой сферы Л. С. Выготского [24], Л. И. Божович [25], А. Л. Венгера, И. В. Дубровиной, А. К. Марковой [26], М. В. Осориной, Г. А. Цукерман [27], Д. Б. Эльконина [28], А. Ф. Ануфриева, О. Р. Бусаровой, Б. С. Волкова и других; идеи об использовании средств анимации в начальной школе Е. Б. Мамбекова, А. Д. Жаркова, М. А. Ариарского, В. М. Чижикова и других [29].
При построении модели организации работы анимационной студии эмоционального развития мы опирались на следующие приоритетные принципы: продуктивности, индивидуализации, сотрудничества, доступности, системности, творчества и разновозрастного единства.
При разработке системы организации обучения и выборе соответствующей формы необходимо учитывать специфику программы курса, содержание учебного материала, этапы занятий, подготовленность участников образовательного процесса и возрастные особенности обучаемых. Эти факторы являются важными составляющими содержательного компонента предлагаемой модели. Содержательный компонент модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников представлен на рис. 3.
В рамках реализации программы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников во внеурочной деятельности мы опирались на комплекс педагогических способов эмоционального развития с применением анимации, разработанный в рамках выпускной квалификационной работы [30]. Также нами был разработан «Дневник эмоций» в качестве заданий для проектной и исследовательской деятельности, представленный на рис. 4.
Установление взаимосвязи форм, методов и средств эмоционального развития младшего школьного возраста, определение оптимального сочетания форм организации обучения в зависимости от этапов занятия составили содержание операционального компонента модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Нами была выбрана классификация форм по трем направлениям: групповая, фронтальная и индивидуальная работа, что позволит не только работать со всей группой в целом, но и индивидуализировать обучение, а также работать в группах 3–5 человек с целью повышения познавательной мотивации и соревновательного момента, снижения уровня тревожности и др. При рассмотрении методов воспитания как способа воздействия на сознание, чувства, поведение, систему отношений ребенка в целях формирования необходимых качеств личности мы придерживались классификаций, данных Г. И. Щукиной, В. А. Сластениным, Ю. К. Бабанским. Средства обучения - это составная часть метода обучения, которая обеспечивает реализацию принципа наглядности и содействует повышению эффективности учебного процесса. В связи с эти нами рассматривались цифровые и нецифровые средства развития эмоциональной сферы школьников на основе использования анимации.
Рис. 3. Управленческий компонент модель организации работы анимационной студии
эмоционального развития
Рис. 4. Пример задания «Отгадай эмоцию» из «Дневника эмоций»
Процесс организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников состоит из трех этапов. Организационный этап заключается в формировании рабочей группы учащихся, определении целей и задач работы, инструктаже, создании благоприятной и дружественной атмосферы в коллективе. Основной этап заключается в реализации программы анимационной студии эмоционального развития в двух направлениях:
1) Проведение мастер-классов (занятий) для учащихся, направленных на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.
2) Проведение психолого-педагогических мастерских для родителей с целью создания условий для развития способностей ребенка и удовлетворения его интересов и др.
Заключительный этап направлен на работу учащихся над собственным мульт-проектом как задания для проектной работы, презентацию в формате открытого занятия своих достижений [31].
Управленческий компонент модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников представлен на рис. 5.
Рис. 5. Управленческий компонент модель организации работы анимационной студии эмоционального развития
Ресурсный компонент является необходимым для успешной реализации образовательного процесса и включает в себя внутренние и внешние ресурсы. Внутренние ресурсы представляют собой системную интегральную характеристику личности, включая качества, способности, силы и готовность к достижению личностных целей. В нормативных документах (ФГОС, профессиональном стандарте педагога) также отмечается важность личностных ресурсов учителя. Внешние ресурсы включают нормативно-правовые и научно-методические, материально-технические, организационно-содержательные и организационно-управленческие ресурсы. Эти ресурсы взаимодействуют в системе, способствуя развитию ценностных ориентаций учащихся во внеурочной деятельности.
Пространственно-семантический компонент модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников представлен на рис. 6.
Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников была реализована нами в двух форматах:
1) Офлайн-формат в рамках опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ СОШ № 8 г. Краснодара в рамках внеурочной деятельности младших школьников. Нами была организована коворкинг-зона для занятий в анимационной студии эмоционального развития – это пространство, где учащиеся могут учиться, общаться друг с другом, обмениваться мнениями и отдыхать. Коворкинг-зона анимационной студии – это мобильная среда: учащиеся могут занять любое свободное место, свободно перемещаться и передвигать мебель, изменяя пространство.
Рис. 6. Пространственно-семантический компонент модель организации работы
анимационной студии эмоционального развития
2) Онлайн-формат в рамках реализации стартап-проекта «МУЛЬТИ-KIDS». Онлайн-формат был организован нами с помощью проприетарной программы для организации видео-конференц-связи – Zoom. Для реализации содержательного компонента нами использовались такие платформы, как Miro, LearningApps, Adobe Animate, Animaker, Киностудия Windows Movie Maker 23, AnimaShooter Junior 3.8.16.2 и др.
Нами были выделены четыре основные рабочие зоны, как для офлайн-, так и для онлайн-формата:
1) Зона индивидуальной работы как самостоятельная работа учащихся. Младшие школьники выполняют задания для проверки усвоения материала, работают со страничками из «Дневника эмоций», предназначенными для данного формата (самоанализ и рефлексия, трекшен эмоционального состояния и др.) и т. д.
2) Зона работы с учителем как эффективное сочетание индивидуальной, фронтальной и коллективно-групповой форм организации обучения: изучение нового материала, просмотр мультфильмов из видеотеки, обсуждения и т. д.
3) Нетворкинг-зона как способ решения задач с затруднениями. Учащиеся моделируют ситуации, решают кейс-задачи, формируют способы реагирования на различные эмоциональные состояния, навыки командной работы и др.
4) Зона проектной работы. Младшие школьники работают над созданием собственного мульт-проекта для портфолио.
Контрольно-оценочный компонент модели организации работы анимационной студии эмоциоанльного развития предполагает учет форм, методов и средств контроля эмоционального развития учащихся и их оптимальное сочетание, оценку уровней сформированности компонентов эмоционального развития (когнитивный, аффективный, реактивный), а также знаний и определенных личностных качеств обучаемых.
Результатом использования модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников является развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников, развитие универсальных учебных действий, когнитивных навыков, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а также освоение социального опыта.
На заключительном, контрольном, этапе эксперимента мы определяли эффективность предложенной нами модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Для этого была проведена вторичная диагностика уровня эмоционального развития экспериментального и контрольного классов [32]. Стоит отметить, что расшифровка диагностических методик также проходила совместно со школьным психологом. Результаты диагностики уровня эмоционального развития представлены на рис. 7.
Рис. 7. Уровень эмоционального развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
На контрольном этапе эксперимента по результатам диагностики в экспериментальном классе высокий уровень эмоционального развития показали 22,6% (7 учащихся), а в контрольном – 15,5% (5 учащихся); средний уровень был характерен для 54,8% (17 учащихся) экспериментального класса и для 62,5% (20 учащихся) контрольного класса; низкий уровень показали 22,6% (7 учащихся) экспериментального класса и 21,9% (7 учащихся) контрольного класса.
На контрольном этапе показатели в экспериментальном классе значительно улучшились по сравнению с началом эксперимента. Это подтвердило продуктивность разработанной нами модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
Заключение / Conclusion
Начальная школа должна учить детей не только познавать мир, в котором они живут, расширяя их кругозор, но и помогать им адаптироваться к этому миру. В последнее время данная проблема особенно актуальна, так как успешное эмоциональное развитие ведет в целом к успешности ребенка в социуме, в том числе и к нормальному состоянию общего психического развития школьника.
В работе мы рассмотрели различные подходы к терминам «эмоциональная сфера», «эмоциональное развитие», «эмоциональный интеллект» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьезные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищенной от негативных воздействий среды.
Для достижения цели исследования нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика исходного уровня трех компонентов эмоционального развития младших школьников: когнитивного, аффективного и реактивного.
На формирующем этапе эксперимента для успешного развития эмоционально-волевой сферы младших школьников нами была разработана модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Данная модель была реализована на базе МАОУ СОШ № 8 г. Краснодара в рамках внеурочной деятельности, а также в рамках стартап-проекта «МУЛЬТИ-KIDS».
Занятия в рамках реализации модели организации работы в анимационной студии способствовали успешному эмоциональному развитию младших школьников. На контрольном этапе эксперимента была проверена эффективность экспериментальной работы по эмоциональному развитию младших школьников с использованием возможностей анимации.
Опираясь на данные, полученные в ходе диагностики исходного и контрольного уровней эмоционального развития, делаем вывод: цель исследования по разработке модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников и проверке ее эффективности достигнута, поставленные задачи успешно решены, гипотеза, заключающаяся в том, что модель организации работы в анимационной студии эмоционального развития, состоящая из таких взаимосвязанных компонентов, как концептуально-целевой, содержательный, операциональный, процессуальный, управленческий, ресурсный, пространственно-семантический, контрольно-оценочный и результативный, будет способствовать повышению уровня эмоционального развития младших школьников, подтверждена.