Full text

Введение / Introduction

 

Как известно, технологический прогресс произвел революцию в различных сферах жизни человека: в коммуникации, творчестве, медицине, транспорте и, наконец, образовании [1]. Претерпев ряд серьезных изменений, сложившаяся образовательная система требует учета таких реалий, как доступность информации; автоматизация образовательного процесса; роль и статус преподавателя в современных условиях; появление искусственного интеллекта [2].

Вследствие этого на регулярной основе появляются всё новые и новые методы и модели обучения [3], а основной задачей преподавателя в существующей образовательной парадигме является не только работа над универсальными учебными действиями, но и развитие у детей навыков критического мышления, изобретательности и воспитание творческой личности в целом [4].

Методистами был проведен ряд исследований, в ходе которых была доказана эффективность использования видеоконтента на уроках английского языка для достижения вышеуказанных задач, стоящих перед учителем. Исходя из этого, можно смело заявить о том, что работа с видеоматериалами в современном образовательном процессе является мощнейшим инструментом обучения языку [5].

Начиная с очевидных преимуществ использования видеоконтента, хотим обратить внимание на то, что позволяет почерпнуть видеоролик любой направленности старшекласснику: не только речь, воспринимаемую на слух, произношение и правила интонации, но и визуальную составляющую – жесты, мимику говорящего, обстановку. Основой методики преподавания иностранного языка как раз-таки является симбиоз задействования слухового и зрительного каналов, облаченных в понятие «слухозрительный синтез» [6], являющийся неотъемлемым компонентом мультимодальных текстов, разновидностью которых выступают сериалы.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Обзор зарубежной и отечественной научной литературы, связанной с изучением феномена видеоматериалов при обучении иностранному языку, сериальным дискурсом и педагогическими особенностями работы с фильмами на уроке, позволяет обратить внимание на значимость использования видеоматериалов в образовательном процессе.

Согласно мнению Н. А. Смирновой, применение мультимедийных средств признано крайне эффективным в повышении уровня знаний ученика, однако не стоит забывать о важной роли, которую играет в этом процессе учитель [7]. За ним остаётся создание наиболее оптимальных условий для ученика с целью практического овладения им языком, в частности английским. С точки зрения Я. К. Морозовой, именно учитель генерирует и формирует благоприятную среду, в которой ученик самым активным образом сможет себя проявить [8].

Как отмечает Л. А. Иванникова, на этапе подбора видеоматериала перед учителем открываются безграничные возможности, поскольку сеть Интернет предоставляет видеоконтент на любой вкус и цвет [9]. Учитель может обратиться к Всемирной паутине и отыскать необходимый видеофрагмент по предполагаемой теме, правилу без каких-либо усилий. Однако, согласно исследованию Н. В. Каревой, выбранное видео ещё не говорит о предстоящем успехе качественного урока, этого недостаточно [10]. Здесь возникает новая задача: грамотно и логически верно выстроить урок с использованием видеоконтента, что даётся не всегда легко даже самому опытному преподавателю.

Так, М. И. Алейникова придерживается традиционной методики выделения трёх этапов урока в работе с визуальным контентом, которые считает обязательными при проведении занятия: подготовительный (pre-viewing), демонстрационный (while-viewing), последемонстрационный (post-viewing) [11].

На подготовительном этапе учитель готовит ученика к восприятию информации посредством видео. Обычно учитель настраивает учащихся на работу, задавая наводящие вопросы по теме, активизируя необходимый словарный запас и изученную ранее лексику, и, как отмечает Ч. Б. Болтаев, направляет обсуждение в нужное русло [12].

Демонстрационный этап можно описать тремя словами: извлечение необходимой информации. По мнению Е. П. Тюменевой, цель обучающихся заключается в усвоении сюжета видеофрагмента, выявлении проблемы и выполнении упражнений, направленных на понимание видеоотрывка [13].

Заключительная фаза проверки понимания реализуется, по мнению Ю. С. Зайцевой, на последемонстрационном этапе посредством упражнений, обсуждения, эссе и т. д. [14] Для учеников с низким уровнем владения языком чаще всего учителем задаются общие или разделительные вопросы. Более продвинутому уровню предлагаются задания творческого характера. На этом этапе можно давать проектные задания, проводить анализ увиденного, дебаты, направленные на обсуждение определенной темы и аргументацию своего мнения.

Следует также понимать, какими особенностями обладает видеоконтент, чтобы использовать его в качестве средства обучения.

По мнению С. С. Жданова, видеоконтент является мотивирующим звеном в длительном, порой изнуряющем изучении иностранного языка, поскольку аудиовизуальный ряд значительно упрощает поток информации, поступающий ученику через слуховой и визуальный каналы [15].

Г. Н. Махмутовой выделяется следующая особенность: просмотр видеоматериалов на уроке формирует эмоциональную сторону личности обучающегося, помогая сфокусироваться на чувствах героев, событиях, проблеме и идее видеоотрывка [16], то есть в ученике закладывается эмпатия, чуткость, внимательность к словам и поведению людей.

Психические процессы также включаются в образовательный процесс ученика, как сообщает М. С. Фомин: активизируется память, внимание, мышление, восприятие, посредством которых обучающийся проводит глубокий анализ увиденного, формирует собственное мнение о ситуации [17].

Нельзя не обратить внимание на исследование Л. А. Петренко и М. Н. Филиппова, которые в нём выдвигают гипотезу о хорошей динамической наглядности видеофрагмента, способствующей практике общения на другом языке и созданию ситуаций такого общения в аудитории. Так, можно разыграть диалог между учениками, закрепив новую лексику или грамматические конструкции [18].

Стоит сказать, что в последнее время особое внимание в лингвистике сфокусировано на сериальном дискурсе, представляющем собой речь, запечатлённую в том или ином сериале. В данный момент сериалы становятся все более популярным и, как считает С. М. Старцева, эффективным инструментом для преподавания английского языка [19].

М. Д. Панфилова подчеркивает значимость сериалов. Они пестрят разнообразными темами, реалистичными диалогами и культурными контекстами, которые помогают учащимся лучше понять и использовать английский язык в реальной жизни [20].

Так или иначе, обзор отечественной литературы подтверждает высокоэффективность и продуктивность видеоматериалов в использовании на уроке. Посредством просмотра видеофрагментов создается атмосфера реального языкового общения.

М. А. Тоторкулова рассматривает возможность использования видеоконтента, благодаря которому одновременно развиваются навыки аудирования и говорения [21]. Такой метод обучения позволяет продуктивно использовать время занятия, параллельно развивая несколько навыков.

Очевидным является тот факт, что потенциал, которым обладает аутентичный видеоконтент, огромен ввиду того, что видео мотивирует изучать язык, ведет к достижению и реализации учебных целей и задач, и, как утверждает К. М. Ахметзянов, к овладению коммуникативной компетенцией [22].

В свою очередь, Саманех Юсефи считает, что преподавание английского языка уже не сводится к традиционному обучению [23]. На уроках недостаточно использовать лишь книгу и лишь тетрадь, ведь ориентиры и ценности современного ребенка, человека изменились. Изменился и мир вокруг. Поэтому видеоконтент и всё, что связано с применением технологий на уроке, использовать необходимо.

В исследовании Лумтури Байрами и Мериты Исмаили можно найти интересную точку зрения на то, в каких ситуациях целесообразнее использовать видеоматериалы, занимаясь английским языком. Во-первых, видеоконтент прекрасно подойдет для начала урока в школе для представления определенной темы и инициирования дискуссии. Кроме того, в ситуации, когда ребенок занимается самообразованием в свободное от школы время, видеоконтент также может облегчить образовательный процесс, привить интерес и привычку к английскому языку и речи [24].

Нельзя не согласиться с мнением Ю-Джу Лина и Хунг-Чун Вана, которые считают, что различные темы, затронутые в выбранном учителем видеофрагменте, могут познакомить обучающихся с широким спектром проблем реального мира [25]. Это показывает ученикам, как ведут себя люди в той или иной культуре, с какими трудностями они сталкиваются. Таким образом, развивается межкультурная компетенция.

Значимость видео, особенно в обучении иностранным языкам, нельзя отрицать. В исследовании Бетюль Бал-Гезегин говорится о том, что, помимо дискуссий об использовании видео в коммуникативном обучении и межкультурной коммуникации, в последнее время преимущество использования видео в учебном процессе связано с его аутентичностью. Считается, что видеоматериалы обеспечивают учащихся соответствующими визуальными и звуковыми данными, которые помогают им приобретать новые знания [26].

Видео как инструмент обучения относится к широкой области мультимедийного обучения. Стоит оценить полезность применения видеоматериалов на уроке для достижения целей учебной программы – использования научных знаний и навыков для принятия повседневных решений. По мнению Д. Хиггинс, A. Моид и Р. Идена, с развитием технологий растет интерес к использованию мультимедиа в качестве учебного инструмента, являющегося неотъемлемой частью учебной программы [27]. Видеоматериалы можно использовать в «перевернутых» или «инвертированных» классах, где учащиеся получают доступ к видеоматериалам до начала занятий. Можно сделать вывод, что видеоконтент обладает многофункциональностью и с его помощью возможна наиболее эффективная реализация целей обучения.

Важно не забывать о стратегии обучения: любое видео должно быть использовано с определенной целью, грамотным образом. Только в таком случае будет достигнут эффект. Так, в исследовании таких авторов, как Диан Астути, Мухаммад Зухри Ди-джей, Мусфира, просмотр видео рассматривается как пассивный вид деятельности. Именно поэтому его необходимо использовать лишь как часть урока, комбинируя виды деятельности. Всё это относится к понятию стратегии обучения [28].

И наконец, помимо явных преимуществ в развитии навыков говорения и аудирования следует упомянуть о том, как просмотр видео влияет, в частности, на произношение говорящего. В исследовании Камаруллы, A. Муслема и A. Манана можно найти ценные мысли о том, что представляет себой любой видеофрагмент, используемый на уроке. В первую очередь это кладезь историй, живых диалогов и разговоров носителей языка, и потому применение учебных видеоматериалов по английскому языку при обучении произношению скажется сверхпозитивно [29].

Подводя итог обзору отечественной и зарубежной литературы, мы приходим к умозаключению о том, что просмотр видеороликов, фильмов, сериалов и разного рода видеоконтента при изучении английского языка есть не что иное, как инструмент формирования не только навыков говорения и аудирования, но и характера обучающихся, их системы ценностей [30].

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В рамках гипотезы исследования можно предположить, что применение информационных технологий, в частности видеоконтента, на уроках английского языка в школе привносит в образовательный процесс уникальную возможность зрительной опоры при изучении материала любого вида, а также закрепления фактической информации и языковых особенностей.

Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования являются аутентичные видеоматериалы.

Предмет исследования – методика работы с англоязычными сериалами при обучении иностранному языку в старших классах.

Практическая цель настоящего исследования состоит в разработке методических рекомендаций и комплекса коммуникативных заданий по работе с аутентичными сериалами на уроках английского языка.

В статье использованы методы критического анализа содержания научных трудов отечественных и зарубежных авторов, синтеза полученных результатов, а также креативные методики при создании учебных заданий.

 

Результаты исследования / Research results

 

Основываясь на методологической базе исследования, мы пришли к выводу о том, что для построения качественного урока на основе видеоматериалов учителю необходимо определить цели урока, тщательным образом продумать план и структуру урока и впоследствии сопоставить результат с намеченными ранее целями, провести анализ.

Нами был разработан урок с использованием видеоконтента на базе сериала “Black Mirror” (эпизод “Nosedive”, 3-й сезон, 1-я серия). Целевая аудитория – ученики 11-го класса. Коммуникативная тема – “Social Media”.

Цель урока – развитие коммуникативных навыков в рамках заявленной темы (Social Media). Задачи включают в себя практическое совершенствование умений монологической и диалогической речи, развитие коммуникативной компетенции на основе говорения, аудирования, чтения и письма и познавательных способностей учащихся. Обогащение знаниями о стране изучаемого языка отражает развивающую задачу урока. И наконец, воспитательная задача включает в себя развитие навыков работы в классе, воспитание уважительного отношения к взглядам других.

Планируемые результаты:

 – предметные: умение оперировать изученными лексическими единицами по теме “Social Media” во всех видах речевой деятельности; развитие навыков аудирования и извлечения необходимой информации из видеофрагмента с выборочным пониманием;

– метапредметные: развитие личностных (осознают личностные особенности ведения коммуникации на английском языке), регулятивных (умеют работать в классе и успешно взаимодействуют с одноклассниками и учителем) и познавательных (умеют анализировать, делать выводы по просмотренному видеоматериалу) УУД.

Длительность урока – 40 мин.

Структуру урока можно представить посредством следующих этапов:

Part 1. Pre-viewing (подготовительный этап), включающий в себя следующие компоненты:

1) Warm-up (discussion on social-media).

2) Lead-in (reading comprehension).

3) Vocabulary focus (new vocabulary introduction through matching the phrases with the same meaning).

Part 2. While-viewing (просмотровый этап):

Listening comprehension (watching an excerpt from the series, true/false assignment).

Part 3. Post-viewing (последемонстрационный этап):

Cognitive comprehension (determining the sequence of the events).

Speaking stage (discussion on “Nosedive”).

Homework (writing).

Рассмотрим подробнее содержание каждого из предложенных этапов:

PART 1. PRE-VIEWING

WARM-UP

Task 1. Answer the questions:

1. How long do you think you could make it without social media?

2. How do you feel when something you post on social media gets very few or no likes?

3. Have you ever deleted and reposted something because it did not get enough likes?

 

Task 2. Underline any words that describe how you feel using social media. Circle one word that most describes how you feel.

Happy

Popular

Relaxed

Angry

Mad

Authentic

Friendly

Tired

Jealous

Bored

Overwhelmed

Listened to

Unpopular

Stressed

Petty

Nothing

Fake

Ignored

 

Explain why you circled the word you did.

 

LEAD-IN

Данный вид активности направлен на погружение учащихся в сюжет серии [31]. Необходимость контекстуального погружения обусловлена ограниченностью времени на уроке. Поэтому с методической точки зрения считаем целесообразным просмотр на уроке лишь фрагмента серии, при этом при желании серию целиком ученики могут посмотреть дома.

Task 3. Read the brief summary of a TV series episode. Is it true-to-life or imaginary? What future does it describe? What is Lacie like?

The episode provides an insight of the world, not far from the real one, where people rate each other from one to five stars for every single interaction and communication, which can impact their socioeconomic status. The main character, Lacie, is an office worker who is painfully addicted to likes on the social media. She is dreaming about the luxurious house but as to achieve this goal she has to smile at everyone, be extraordinary polite, even if you feel bad, be a convenient and non-problematic person, demonstrate a perfect life on social media. Lacie wishes to achieve a high social media ranking, she believes this will make her more popular and happier but, at the same time, Lacie wants to express her true feelings about the world, be sincere, to cry, to laugh if she feels the necessity in it.

Познакомив учащихся с главной героиней, переходим к введению новой лексики (target vocabulary, табл. 1) на основе упражнения на сопоставление.

Таблица 1

Target Vocabulary*

 

nosedive

нырок, крутой спад

landlord

арендодатель, хозяин

to be not an option

не вариант

Lease is up in 4 weeks

Аренда кончается через 4 недели

to take a job

получить работу

to be a slow poke

быть тормозом

Catch you later

Увидимся позже

I bet

Бьюсь об заклад (=уверен)

jasmine tea

жасминовый чай

Brushed Suede

вид кофе холодной варки

to be on the house

за счет заведения

He is something!

Он нечто (=невероятный)!

an eye implant

глазной имплант

to upload successfully

успешно загрузить

to be raten

быть оцененным

to giggle

хихикать

* Составлено авторами.

 

VOCABULARY FOCUS

Ученикам предлагается сопоставить синонимичные слова и фразы (см. табл. 2).

Task 4. Match the words and phrases with the same meaning.

Таблица 2 *

Match the phrases **

 

  1. nosedive
  2. to be ranked in a particular class
  3. landlord
  4. to accept an offer of employment or accept a contract to do a piece of paid work
  5. to be not an option
  6. I’m fairly sure that something is true
  7. Lease is up in 4 weeks.
  8. to access something on a computer, tablet, or smartphone
  9. to take a job
  10. to laugh lightly and repeatedly in a silly way
  11. to be a slow poke
  12. something that has just been suggested is not acceptable to you
  13. Catch you later.
  14. an ocular prosthesis, artificial eye or glass eye
  15. I bet.
  16. I’m very impressed by him.
  17. jasmine tea
  18. a person who owns a building or an area of land and is paid by other people for the use of it
  19. Brushed Suede
  20. to be given something in a restaurant or bar free, without money
  21. to be on the house
  22. a coffee crema (long espresso) with steamed milk, finished with a dusting of cinnamon.
  23. He is something!
  24. the fact of getting smaller or becoming less
  25. an eye implant
  26. The rental contract ends in four weeks.
  27. to upload successfully
  28. See you later.
  29. to be raten
  30. someone who is walking or doing something too slowly
  31. to giggle
  32. a type of tea, usually green tea, that is popular in China, with jasmine flowers added to give a sweet flavour and smell
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

* Составлено авторами.

**Answers: 1 L; 2 I; 3 F; 4 M; 5 В; 6 O; 7 N; 8 C; 9 P; 10 K; 11 J; 12 H; 13 G; 14 D; 15 A; 16 E.

PART 2. WHILE-VIEWING

Просмотр видеоотрывка и выполнение задания.

Task 5. Define true and false statements.

00:01:36 Lacie is giving only high marks (True)

00:02:14 Lacie is rehearsing her laugh to be liked by everyone (True)

00:03:01 The lease is up in 4 months (False)

00:03:54 The cookie costs $1 (False)

00:04:32 Lacie is very addicted to the rating (True)

 

PART 3. POST-VIEWING

На последемонстрационном этапе работы с видеоконтентом учащиеся выполняют упражнения на проверку понимания обсуждаемой темы с помощью расположения эпизодов в хронологическом порядке, а также устно рассуждают по одному из предложенных утверждений.

Task 6. Determine the sequence of the plot through the screenshots.

a) A short talk with the coffee worker;

b) Rehearsing Lacey's laugh in front of the mirror;

c) Taking a new photo of the brushed suede;

d) Conversation with Lacie’s brother about the lease;

e) Lacie’s run.

Answers: e, b, d, a, c.

Task 7. Nosedive theme

Choose one theme from “Nosedive.” Describe three events from the story that show the theme. Share your ideas with your partner.

1. People experience increased happiness as a result of using phones.

2. Expressing anger is crucial for avoiding unhappiness.

3. Social media makes people less authentic.

4. Gaining a high social media rating does not lead to genuine happiness.

5. In a superficial world, it’s possible to lose your status very quickly.

6. Happiness is most commonly found among the wealthiest individuals.

7. People always want more than they have.

HOMEWORK

В качестве домашнего задания старшеклассникам предлагается написать эссе на тему: “What is more important: to be sincere but not perfect or to seem perfect but not a genuine person?”

 

Заключение / Conclusion

 

Результаты данного исследования показывают, что интеграция информационных технологий в процесс обучения и преподавания английского языка идет быстрыми темпами [32]. Она позволила создать аутентичную языковую среду [33] и может осуществляться при помощи применения видеоконтента на уроках английского языка для старших классов, что, несомненно, делает процесс обучения более эффективным и интересным благодаря разнообразным формам работы, привлечению внимания учащихся через визуальную составляющую материала. Опыт преподавателей и исследователей показывает, что использование фильмов в преподавании иностранного языка дает возможность обучающимся выучить новые слова, новую терминологию и фразеологию, а также практиковать язык на занятиях в ходе дискуссий, особенно на продвинутом уровне [34].

Эффективное использование аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранному языку позволяет достичь учебных целей и задач, создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса: материал усваивается легче и быстрее, старшеклассники погружаются в реальные ситуации общения и воспринимают не только речь, но и невербальные сигналы, такие как жесты и мимика.

Таким образом, комплексное сочетание видеотехнологий и правильного, сбалансированного подхода педагога к уроку может привести к желаемым результатам и выполнению одного из основных требований коммуникативной методики: «представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...» [35]

Перспективы дальнейших исследований авторы видят в разработке элективного курса на основе англоязычного сериала в формате “Speaking Club”, направленного на развитие иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников.