Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время международная проектно-исследовательская деятельность играет все более важную роль в образовательном процессе вуза, особенно в сфере преподавания иностранных языков [1]. Проектная деятельность и научно-исследовательская работа как часть Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) помогают преподавателям не только повысить качество образовательной программы за счет эффективной организации всего учебного процесса, но и развить у студентов как коммуникативные, так и исследовательские навыки в межкультурном профессиональном взаимодействии [2].

С одной стороны, опыт участия студентов в кросс-культурных исследованиях в рамках проектно-исследовательской деятельности помогает им научиться применять теоретические знания и практические умения на практике. С другой стороны, межпредметный характер проектно-исследовательской деятельности подразумевает владение материалом различных, не смежных дисциплин, и, следовательно, руководство студенческими проектами требует от преподавателей повышения уровня педагогической компетенции и расширения их предметной специализации на более глубинном уровне, чем прежде [3]. Таким образом, хорошо организованный процесс проектно-исследовательской работы со студентами способствует формированию и развитию качественного межкультурного профессионального взаимодействия у всех участников проекта.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Метод Online Photovoice (OPV) появился на основе качественного метода исследования «фотоголос» (от англ. photo – «фотография» и voice – «голос»). Если обратиться к руководствам, манулам и гидам по методу фотоголоса, то можно увидеть, что в документации зафиксировано два варианта написания термина: photovoice [4–7] и PhotoVoice [8–10]. В нашей работе мы будем придерживаться более распространенного варианта англоязычного написания оригинального названия метода, а именно photovoice, и будем использовать термин «метод онлайн-фотоголоса» для обозначения данного метода на русском языке.

Впервые метод фотоголоса был описан в 1997 году, когда К. Ван и М. Беррис проводили так называемое партисипаторное исследование [11]. Фотоголос позволяет респондентам исследования использовать фотографию как средство для выражения своих мыслей, чувств и опыта. Участники сами фотографируют ситуации, объекты или моменты, которые они считают важными, и затем используют эти фотографии для рассказов и обсуждений в индивидуальном формате. Важным аспектом метода является активное участие респондентов, которые имеют возможность представить свои переживания в исследовательском процессе.

Фотографии в исследованиях с применением метода фотоголоса используются различными способами, например для отражения отношения участников исследования к социальной реальности или их жизненному опыту. Исследователь анализирует и снимки, и вербальные истории участников, которые обязательно документируются. Респонденты могут делать фотографии самостоятельно или могут использовать фотографии из семейных архивов. Фотографии позволяют стимулировать разговор на сложные эмоциональные или социальные темы, помогая респондентам выражать свое отношение к изображенным ситуациям. Фотографии способствуют созданию комфортной для коммуникации дистанции и позволяют проявить неочевидные или неосознаваемые аспекты опыта респондентов через их самораскрытие. Таким образом, целью фотоголоса является исследование и обнаружение проблем, улучшение понимания социального контекста, поощрение диалога и изменений на местном уровне [12]. Этот метод позволяет участникам высказать свои голоса и привлечь внимание к своим потребностям и желаниям. Кроме того, метод фотоголоса может использоваться в различных сферах, включая образование, здравоохранение, социальное развитие и т. д.

Эффективность традиционного фотоголоса (photovoice) в качестве качественного метода исследований в области социальной работы была изучена и описана в различных зарубежных публикациях. Наоми Кэти МакГукин, аспирант кафедры социальной работы Каледонского университета Глазго (Шотландия) [13], использовала метод фотоголоса для проведения исследования. В нем приняли участие студенты, последний год обучения которых пришелся на период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Результаты интервьюирования студентов показали, что метод фотоголоса позволил им выразить свое мнение и свои мысли способом, который был им недоступен на протяжении пяти лет обучения в университете.

Из всех стран постсоветского пространства Украина лидирует среди количества публикаций, в которых рассматривается метод фотоголоса в социальных исследованиях. И. В. Бурлакова и О. В. Швед, ученые кафедры украинского языка и культуры Научно-учебного гуманитарного института Национального авиационного университета (Украина), после детального рассмотрения многочисленных примеров таких видов фотоинтервью, как фотоновелла, фотоголос и фотостимуляция, пришли к выводу о том, что они дают возможность считывания больших объемов информации, изучения взаимосвязей между отдельными явлениями, проведения сравнения и отслеживания их эволюционного развития легкодоступным, систематическим способом [14]. Их коллега, профессор Татьяна Семигина, в своей статье «Методология фотоголоса (PhotoVoice) в исследованиях по социальной работе» [15] предлагает для выявления проблемы, требующей поиска путей решения, придерживаться следующего алгоритма использования фотоголоса:

– подготовительный этап (формирование программы исследования, получение заключения этической экспертизы, вербовка участников);

– практический этап (участники исследования делают фотографии и дают описания к фотографиям);

– аналитический этап (исследователи документируют и затем транскрибируют запись интервью, готовят аналитический отчет);

– информационный этап (представление результатов, информирование всех заинтересованных лиц).

За последние 15 лет количество публикаций, посвященных использованию метода фотоголоса в сфере образования, возросло, но незначительно. Кроме того, о фотоголосе стали писать как об эффективном педагогическом инструменте в рамках организации и проведения научно-исследовательских проектов на уровне высшей школы. В 2009 году ученые и профессора Кара Шелл, Алана Фергюсон, Рита Хамолин, Дженнифер Ши и Роанн Томас-Маклин из Университета Саскачевана (Канада) [16], делая обзор научной литературы по визуальным методам, пришли к выводу, что на момент написания статьи «Фотоголос как учебный инструмент: обучение через практику с использованием визуальных методов» практически не существовало исследований, где метод фотоголоса фигурировал бы в учебном процессе или образовательном контексте. В своем исследовании канадские авторы установили, что для педагогов метод фотоголоса является не только успешным инструментом для проведения исследований, но и инструментом обучения студентов критическому мышлению посредством знакомства с новым способом создания знаний. В то же время студенты получают новый учебный опыт: они примеряют на себя роль исследователя и обнаруживают огромный потенциал визуальных методов для информирования научного общества о существующих проблемах, вызовах и жизненном опыте респондентов.

В 2016 году Джулианна Мосс (Университет Дикина, Австралия) и Барбара Пини (Университет Гриффита, Австралия) [17] и в 2017 году Лючиан Чолан (кафедра педагогики, Университет Бухареста, Румыния) и Лоредана Манасия (кафедра социальных наук, Университет Бухареста, Румыния) [18] отмечали в своих научных трудах, что методология фотоголоса не только не получила широкого распространения как педагогический инструмент, но и в принципе оказалась недооцененной.

Затем в 2018 году выходит статья ученых Университета Джорджа Мэйсона (США) [19], и снова авторы приходят к выводу, что несмотря на свой бесспорный трансформационный потенциал педагогические адаптации методологии фотоголоса практически не представлены в научной или учебной литературе, поэтому остается малоисследованной тонкая грань между участием в исследовательской деятельности и педагогическим вмешательством, например, в рамках поддержки учащихся из семей мигрантов в освоении языка принимающей страны, развитии их грамотности и формировании личности в целом.

В 2021 году Шамейн Баземор-Бертран из Иллинойсского государственного университета в своей статье «Использование фотоголоса в качестве учебного инструмента для изучения того, как студенты-педагоги воспринимают школьников из бедных семей» также рассматривает метод фотоголоса как учебный инструмент [20]. Использование фотоголоса в качестве педагогического инструмента (а) предоставило студентам возможность пересмотреть свои представления о бедных городских детях и понять, как лучше поддерживать детей из неблагополучных семей, и (б) помогло самому педагогу определить точки роста студентов. Метод фотоголоса позволил профессору Шамейн Баземор-Бертран создать педагогическое пространство, в котором увеличился уровень осознанности среди белых студентов за счет расширения их научного опыта, показывающего, как фотоизображения могут передавать то, что может быть упущено непосредственно в процессе личного общения.

В разгар эпидемии COVID-19 как зарубежные, так и российские ученые начали активно изучать влияние перехода вузов и колледжей на дистанционное обучение вследствие пандемии и связанной с ней изоляции на психическое и ментальное здоровье студентов и преподавателей [21, 22]. В 2020 году А. Танхан, ученый из Адыяманского университета (Турция), изучая, что именно помогает студентам адаптироваться к новым учебным условиям (фасилитаторные факторы) и что мешает (барьерные факторы), определил общие принципы подхода к проведению исследования с помощью качественного метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) [23].

А. Танхан и его коллеги [24] приходят к следующему заключению:

– метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) является более эффективным методом исследования по сравнению с традиционным методом фотоголоса (photovoice), поскольку онлайн-формат и структура онлайн-фотоголоса экономят время, затраченное исследователями и участниками на проведение интервьюирования;

– метод онлайн-фотоголоса особенно эффективен, когда офлайн-общение невозможно или затруднено, например во время эпидемии, военных конфликтов или природных катастроф;

– метод онлайн-фотоголоса основан на традиционном методе фотоголоса, разработанном Вангом и Баррисом, поэтому термины «метод онлайн-фотоголоса» и «технология онлайн-фотоголоса» могут использоваться взаимозаменяемо в зависимости от исследования и контекста аналогично тому, как фотоголос может использоваться в качестве метода, методологии или технологии, так как у фотоголоса есть конкретный алгоритм и инструменты его применения;

– традиционный метод фотоголоса не может обеспечить анонимность;

– исследование с использованием традиционного фотоголоса может быть проведено только с относительно небольшим числом участников;

– традиционный метод фотоголоса требует физического присутствия исследователя;

– и традиционный фотоголос, и онлайн-фотоголос носят инновационный характер, позволяющий участникам исследований выразить свою точку зрения, что будет способствовать позитивным изменениям в жизни респондентов.

В 2021 году ученые Тьерри М. Люшер (Университет Свободного государства, Мангаунг, Южная Африка), Анджелина Уилсон Фадиджи (кафедра психологии образования, факультет образования, Университет Претории, Южная Африка), Кеамогетсе Морве (Университет Венда, Тохоянду, Южная Африка) и Тширелетсо С. Летсоало (кафедра психологии, Университет Претории, Южная Африка) вводят новый термин Rapid Photovoice (RPV), который можно перевести на русский язык как «быстрый фотоголос» [25]. По словам ученых, быстрый фотоголос (Rapid Photovoice, RPV) является модифицированной версией фотоголоса, адаптированного под проект по исследованию насилия и психологического благополучия студентов из четырех южноафриканских университетов. Термин «быстрый фотоголос» получил свое название благодаря сжатому до трех дней графику внедрения всех этапов классического метода: обучение участников, сбор и обсуждение данных и представление первых результатов. Традиционный фотоголос, как правило, подразумевает работу над проектом на протяжении нескольких недель или даже месяцев. В рамках проекта по изучению темы насилия и психологического благополучия студентов с использованием метода быстрого фотоголоса (Rapid Photovoice, RPV) основное взаимодействие преподавателей с участниками происходило в течение одной недели на трех однодневных мастерских, то есть время, затраченное на знакомство, тренинг, сбор данных, обсуждение и рефлексию, а также первичную презентацию результатов, сократилось до трех дней.

В 2022 году канадский ученый Оливье Ферлатт со своими коллегами из Университета Монреаля [26] опубликовали статью «Виртуальный фотоголос с людьми пожилого возраста: методологические размышления во время пандемии COVID-19», в которой оперировали понятием Virtual Photovoice, то есть «виртуальный фотоголос», главным отличием от традиционного метода которого является то, что интервьюирование респондентов происходит при личной встрече в онлайн-формате. В том же году Лорен Селинго и ее коллеги из Висконсинского университета (США) в своем исследовании «Предварительный анализ методов виртуального фотоголоса для изучения жизненного опыта студентов-эрготерапевтов во время пандемии COVID-19» подчеркивают, что виртуальный фотоголос, по сути, обладает тем же трансформационным потенциалом, что и классический, поскольку меняет восприятие студентов о своей роли в исследовательском проекте. Если на первом этапе проекта студенты ощущали себя просто участниками исследования, то на этапе интервьюирования респондентов и анализе данных они уже чувствовали себя в роли со-исследователей [27]. На сегодняшний день метод виртуального фотоголоса ограниченно представлен в научной литературе [28].

В отечественной литературе и в русскоязычном научном сегменте в целом исследований с применением метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) на сегодняшний день не существует, что делает наш опыт использования метода в педагогическом пространстве абсолютно уникальным.

Рассмотрим пример организации межкультурной проектно-исследовательской деятельности с помощью метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) в процессе обучения английскому языку для психологов – студентов кафедры педагогики и психологии и кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета в контексте повышения мотивации к изучению профессионально ориентированных дисциплин, учебный материал которых основан на английском языке.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В 2021 году А. Танхан, разработчик методологии Online Photovoice (OPV), на турецком языке прислал нам приглашение присоединиться к кросс-культурному исследованию «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19», в котором также принимали участие ученые и созданные ими студенческие исследовательские группы из Турции, Филиппин, США, Малайзии, Индии, Пакистана, Индонезии, Египта и ряда других стран. Каждая исследовательская команда из числа студентов университетов и колледжей прошла обучение по протоколу использования онлайн-фотоголоса и только после этого допускалась непосредственно к вербовке и интервьюированию респондентов. В некоторых странах студенты получали кредиты за участие в исследовании.

Как и профессор Луис С. Вильяканьяс де Кастро из Университета Валенсии (Испания) [29], мы решили внедрить метод онлайн-фотоголоса в проектную деятельность на занятиях по английскому языку для студентов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета. Данный проект «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» был включен в дорожную карту оптимизации учебного процесса как обязательная групповая работа в проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык для психологов».

В состав исследовательской команды проекта вошли 40 студентов II курса (в дальнейшем – студенты-участники), обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология образования) и 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Наш выбор пал на студентов II курса, поскольку они обладали необходимым для участия в проекте опытом дистанционного обучения в период изоляции во время пандемии COVID-19.

Для организации студенческого проекта была выбрана водопадная, или каскадная, модель (от англ. waterfall – «водопад»), где каждый этап работы, словно поток воды, продолжает предыдущий и не может начаться, пока он не завершился [30]. Это идеально соответствует концепции применения метода фотоголоса, поскольку при проведении исследования происходит последовательный переход от одного этапа на другой, при этом пропуск отдельного этапа и возврат на предыдущий не предусмотрен. Помимо этого, как и в классической каскадной модели управления проектами, на стадиях исследовательской деятельности увидеть результат можно только в конце работы, поэтому важно каждый раз перед переходом на следующий этап проводить проверку и приемку у преподавателя, так называемый «гейт». Строгий менеджмент каскадной модели предполагает, чтобы студенты, участвующие в проекте, были дисциплинированными, соблюдали четкую последовательность работ и жесткие требования регламентов, документировали каждый этап, оставаясь в рамках намеченного плана с фиксированными сроками [31].

Наша проектно-исследовательская работа со студентами-участниками в рамках кросс-культурного проекта «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» проводилась на протяжении пяти недель и состояла из четырех этапов, которые описаны в табл. 1. Для обеспечения коммуникации и обмена информацией между всеми студентами-участниками кросс-культурного проекта нами был создан чат в приложении MS Teams.

Таблица 1

Этапы проектно-исследовательской работы

 

Название этапа

Краткое содержание

Сроки
выполнения

1

Подготовительный

Обучение через подробное изучение и перевод руководств к использованию метода классического фотоголоса (photovoice) и онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) с английского языка на русский, рассмотрение международных кейсов по специфике применения двух методов, подготовка и защита презентаций и докладов по исследуемой теме на английском языке

Две недели

2

Тренинг

Перевод онлайн-опросника и всей документации по проведению исследования с помощью метода виртуального фотоголоса (virtual photovoice) и метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) с английского языка на русский, обучение через личный опыт участия в исследовании с использованием классического фотоголоса (photovoice) и виртуального фотоголоса (virtual photovoice)

Одна неделя

3

Практический

Проведение исследования с применением онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) в рамках участия в кросс-культурном проекте

Одна неделя

4

Подведение итогов

Перевод ответов опрошенных респондентов с русского языка на английский, загрузка данных в базу проекта, анализ результатов исследования; рефлексия касательно опыта участия в кросс-культурном проекте

Одна неделя

 

На подготовительном этапе студенты-участники проекта «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» ознакомились с видеоинструкциями по обучению методу онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV), которые специально для нас записал на английском языке А. Танхан, руководитель кросс-культурного исследования. В рамках домашней самостоятельной работы студенты распределили между собой всю документацию по качественным методам исследования, включая мануалы по визуальным методам, гиды и инструкции по методу онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV), тьюториалы с кейсами, затем перевели все текстовые материалы касательно специфики применения метода онлайн-фотоголоса с английского языка на русский и подготовили презентации и доклады, которые представили на мини-конференции, продолжительность которой составила четыре академических часа (две недели).

На втором этапе студенты погрузились в перевод онлайн-опросника, который был разработан и предоставлен нам А. Танханом. Опросник был оснащен подробными рекомендациями по решению сложных переводческих задач. Так, например, в некоторых странах переводилось не только само название метода, но и предлагались переводческие решения передачи акронимов таких, как SHOWED, где каждая буква является первой буквой слова из значимой части каждого вопроса. Кроме того, студенты погрузились в теорию и практику перевода опросников, осваивая специфику и все тонкости создания русскоязычных версий и адаптаций зарубежных опросников. На практическом занятии студенты знакомились с понятиями «симметричный перевод» и «асимметричный перевод» опросников, коллективно обсуждали все возможные варианты перевода текста и принимали совместное решение о том, как в каждом отдельном проблемном для перевода случае сохранять верность оригиналу текста и его прагматический потенциал, ориентируясь на точность смысла того или иного высказывания или утверждения. 

Когда перевод опросника был готов, необходимо было сначала проверить его методом обратного перевода, другими словами, провести проверку эквивалентности перевода оригиналу. Для этого мы пригласили 1 студента магистратуры кафедры английской филологии и 12 студентов магистратуры кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета перевести русскоязычный опросник на оригинальный язык, тем самым помочь студентам-участникам пройти проверку качества их перевода. Сравнение двух вариантов выявило ошибки, неточности, неправильное понимание исходного текста. Здесь важно отметить, что преподавателям необходимо контролировать свои порывы вмешаться и за студентов выполнить перевод опросника или подсказать им более точные варианты перевода. Таким образом, студенты учатся самостоятельно и ответственно подходить к выполнению своей работы, не ожидая, что преподаватель все исправит за них.

После внесения правки опросник был протестирован на 60 студентах I и II курсов кафедры дефектологии и специальной психологии, изъявивших желание принять участие в опросе. После того как была собрана обратная связь и пожелания студентов-добровольцев изменить сложные и трудные для понимания формулировки, опросник был доработан и прошел повторную проверку при участии студентов-магистрантов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики первого курса заочной формы обучения.

После этого студенты-участники сначала сами ответили на все вопросы готового опросника, а потом провели личное интервьюирование своих друзей и знакомых. Здесь необходимо отметить, в чем заключалась разница между традиционным фотоголосом и виртуальным фотоголосом.

Процесс интервьюирования с помощью традиционного метода фотоголоса выглядел следующим образом: студенты-участники проводили две личные встречи со своими респондентами: первая встреча необходима была для того, чтобы получить согласие человека на участие в самом опросе, а также согласие на анонимную передачу данных (фотографии и задокументированный рассказ респондента) ученым для статистического определения результатов и согласие на публикацию суммарных результатов исследования в научных журналах, ознакомить респондента с темой интервью, процедурой опроса, продолжительностью, объяснить, что означает анонимность и конфиденциальность в исследовании, раскрыть критерии к фотоизображению (собственная фотография, сделанная при помощи фотоаппарата или камеры смартфона, отражающая отношение, эмоции и мысли по поводу исследуемой темы, не содержащая четкого изображения лиц людей и их личные данные, номера телефонов, паспортные данные или номера машин и т. д.) и вторая личная офлайн-встреча (интервьюирование по алгоритму SHOWED).

Процесс использования метода виртуального фотоголоса заключался в следующем: студенты-участники принимали участие в онлайн-опросе, следуя подробной видеоинструкции по использованию алгоритма SHOWED перед каждым разделом опросника.

Здесь следует пояснить, что метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) основан на двух важных компонентах: фотографии и истории, рассказываемой респондентом по определенному алгоритму, именуемому SHOWED, который стимулирует респондентов создавать связный рассказ, а не просто кратко отвечать на каждый вопрос по двум заранее подготовленным и загруженным фотографиям. В нашем кросс-культурном проекте «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» фотография № 1, сделанная лично каждым респондентом, была олицетворением того, что помогало ему/ей адаптироваться к новым учебным условиям во время дистанционного обучения в период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции (табл. 2); в то время как фотография № 2 отражала то, что ассоциировалось у респондентов с тем, что мешало им сосредоточиться на учебе и создавало дополнительные сложности в обучении (см. табл. 3).

Таблица 2

Вопросы к фотографии № 1 для выявления фасилитаторных факторов

 

S. What do you See in the picture as representative of the facilitator/strength/support for you or your community as part of your COVID-19 online and/or distance education experience (from the beginning till today)?

H. What is Happening in the picture you have taken? (Briefly describe the picture).

O. How does that relate to (y)Our life as a person and/or community?

W. What is it that contributes to or creates the barrier/concern?

E. What did you Experience (feelings, thoughts, sensations, behaviors) when you took the photo and when you wrote the caption and then submitted the photo?

D. What can we (as mental health professionals, peers, universities, institutions, and all) Do about it?

 

 

 

 

Таблица 3

Вопросы к фотографии № 2 для выявления барьерных факторов

 

S. What do you See in the picture as representative of the barrier (concern/issue) for you or your community as part of your COVID-19 online and/or distance education experience (from the beginning till today)?

H. What is Happening in the picture you have taken? (Briefly describe the picture).

O. How does that relate to (y)Our life as a person and/or community?

W. What is it that contributes to or creates the barrier/concern?

E. What did you Experience (feelings, thoughts, sensations, behaviors) when you took the photo and when you wrote the caption and then submitted the photo?

D. What can we (as mental health professionals, peers, universities, institutions, and all) Do about it?

 

Следовательно, за одну неделю студенты-участники смогли пройти обучение и освоить методологию через приобретение личного опыта участия в исследовании с помощью как традиционного метода фотоголоса, так и виртуального фотоголоса. Кроме того, что особенно важно для развития ключевых речевых и языковых компетенций учащихся в рамках реализации дисциплины «Иностранный язык для психологов», студенты получили опыт перевода и адаптации англоязычного опросника, включая организационные и содержательные аспекты этого процесса.

После апробации и валидации русскоязычной версии опросника в рамках кросс-культурного проекта по методу онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) был определен минимум в 120 респондентов в возрасте от 18 до 20 лет с обязательным опытом дистанционного обучения в период изоляции во время пандемии COVID-19. На этом этапе в течение одной недели студенты-участники осуществляли поиск респондентов с учетом требуемых критериев и делились ссылкой на опросник, который был создан при помощи Google Forms. Согласно регламенту проекта, каждый студент-участник должен был опросить трех респондентов.

На последнем этапе студенты-участники осуществляли перевод ответов своих опрошенных респондентов с русского языка на английский для дальнейшего анализа результатов исследования и написания в будущем на английском языке статей (по желанию). Кроме того, студентам-участникам было предложено написать эссе, чтобы отрефлексировать свой опыт участия в данном кросс-культурном проекте «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19».

 

Результаты исследования / Research results

 

В рамках реализации кросс-культурного проекта «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» студенты-участники опросили 120 респондентов, которые выразили согласие на участие в интервью. Из них только 74 респондента (12 мужчин и 64 женщины) согласились предоставить свои ответы для проведения более детального научного анализа в лабораторных условиях. Средний возраст опрошенных составил 19,8 ± 4,71 года.

В процессе перевода полученных задокументированных материалов респондентов студенты-участники также строго следовали методологии онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV), которая состоит из пяти шагов. Сначала студенты-участники перевели с русского языка на английский данные по фотографии № 1, в частности, какой фактор являлся для респондентов наиболее важным во время дистанционного обучения в период изоляции (рис. 1).

 

Рис. 1.  Пример перевода с русского языка на английский фасилитаторного фактора респондента

 

Далее студенты-участники загрузили в базу данных проекта фотографии респондентов. Необходимо отметить, что загружались в базу данных только те фотографии, на которых лица людей не видны или видны нечетко, например, это могли быть фотографии людей, находящихся на большом расстоянии, или обработанные таким образом, чтобы лица людей и их личные данные были скрыты путем ретуши или замены пикселей, чтобы защитить конфиденциальность людей, снятых на фотографии (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Пример загрузки первой фотографии респондента

После этого студенты-участники перевели истории опрошенных респондентов, которые более подробно объясняли, что помогало им во время дистанционного обучения в период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции (фасилитаторный фактор), включая подпись к фотографии № 1 (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Пример перевода истории респондента к фотографии № 1 с русского языка на английский
и его загрузка в базу данных проекта

 

При возникновении трудностей в процессе перевода историй респондентов с русского языка на английский студенты-участники консультировались с преподавателем. Затем студенты-участники осуществили перевод метафоры, которая объединила фасилитаторный фактор, историю, фотографию и подпись к ней (рис. 4).

 

Рис. 4. Пример перевода метафоры, которая объединила фасилитаторный фактор респондента, его историю, фотографию и подпись к ней

Далее студенты-участники отметили в базе данных, к какой системе (или системам) респондент отнес свой фасилитаторный фактор: индивидуальная /интрапсихическая, микросистема, экзосистема и/или макросистема (рис. 5).

 

Рис. 5. Пример ввода дополнительных данных респондента

 

После этого студенты-участники повторили шаги 1–5 для второй фотографии респондента, отражающей барьерный фактор, то есть то, что мешало или вызывало дополнительные трудности в дистанционном обучении в период изоляции. Кроме того, студенты-участники перевели с русского языка на английский демографические данные своих респондентов (рис. 6).

После загрузки всех данных в базу проекта студентам-участникам был предложен просмотр обучающего вебинара, проведенного А. Танханом на английском языке. Главной целью данного вебинара было продемонстрировать применение метода онлайн интерпретативного феноменологического анализа (ОИФА) для обработки результатов исследования. Студентам-участникам была предоставлена возможность под руководством преподавателя интерпретировать обнаруженные темы, связи и паттерны. На основе этих интерпретаций в своем рефлексивном эссе студенты сформулировали рекомендации, направленные на преодоление трудностей, возникающих при дистанционном обучении. Помимо этого студенты-участники описали и структурировали свой опыт, мысли и эмоции относительно того, как участие в кросс-культурном проекте повлияло не только на развитие их языковых компетенций, но и на их личное развитие и мировоззрение.

 

 

Рис. 6. Пример ввода демографических данных респондента

 

 

Заключение / Conclusion

 

Уникальность опыта работы с методом онлайн-фотоголоса в кросс-культурном проекте «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» заключается в инновационном подходе к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета. Как показал анализ рефлексивных эссе студентов, метод онлайн-фотоголоса позволил нам создать такое пространство, в котором личные и профессиональные компетенции студентов были успешно интегрированы в качественно новый вектор развития каждого участника: одни студенты начали задумываться о социальной направленности своей будущей профессии и приняли участие в конкурсе социальных стартапов, другие проявили интерес к научной деятельности и научному волонтерству, третьи активно включились в коллаборационные проекты «Точки Кипения» и т. д. 

В процессе применения метода онлайн-фотоголоса в проектной деятельности студенты вырабатывали навыки устной речи, позволяющие им выражать свои мысли, чувства и переживания, а также успешно общаться и участвовать в дискуссиях и презентациях. Благодаря данному методу студенты также тренировали свою способность понимать речь настоящих носителей английского языка, прослушивая лекции и вебинары по исследуемой теме. Они развивали умение работать с текстом, выделять ключевую информацию, анализировать и интерпретировать прочитанное. Помимо этого студенты получали возможность тренироваться в ясном и грамотном письменном изложении мыслей, составлении и переводе документации с английского языка на русский и с русского языка на английский, написании эссе, отчетов и других письменных текстов на английском языке.

Также проект включал работу над глубоким пониманием грамматики языка при переводе опросников, историй респондентов, кейсов и другой документации, что способствовало расширению словарного запаса, знакомству с новыми терминами и понятиями. Реализация данного метода в проекте также включала развитие умения адаптироваться к различным культурным контекстам, проявлять уважительное отношение к многообразию. Развитие способности применять полученные знания и навыки в реальном контексте привело к ожидаемым результатам, а именно: повышение мотивации студентов и их уверенности в своих профессиональных навыках, а также развитие эмпатии в пространстве, которое поощряет студентов делиться своим личным опытом и понимать опыт других студентов. Студентам также была предоставлена возможность расширить свою информационную базу о новейших методиках, разработках и исследованиях в области педагогики и психологии, существующих сегодня в англоязычном сегменте. Применение данного метода в проектной деятельности также способствовало развитию критического мышления, гибкости, ответственности, самостоятельности, а также умению эффективно работать в команде.