Введение / Introduction
В настоящее время динамично развивающаяся среда требует изменения подходов к подготовке специалистов, обладающих широким набором различных компетенций [1], согласно мнению А. Г. Нагорной. Так, в работе М. В. Никоновой, которая рассматривает личностную компетенцию как часть общей профессиональной компетенции, внимание обращено к soft skills [2]. Одной из таких сравнительно недавно возникших и уже крайне востребованных на рынке труда компетенций является так называемый навык soft skills (букв. мягкие навыки), подробный разбор данной компетенции дается в работе ученых М. И. Беркович, Т. А. Кофановой, С. С. Тихоновой; так, мы наблюдаем необходимость развития компетенции мягких навыков уже на первой ступени высшего образования – бакалавриате [3]. Исследователь В. Чоудари в своей работе обращает внимание на то, что владение soft skills характерно не только для студентов гуманитарного профиля, оно может приносить значительную пользу обучению студентов инженерных специальностей [4]. Данная проблема не является новой, она подвергалась исследованиям как отечественных, так и западных ученых в сферах социологии, экономики, с недавних пор и педагогики. Так, А. А. Шаров определяет soft skills как совокупность «неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в профессиональной деятельности, высокую эффективность труда и являются сквозными, т. е. не связаны с конкретной специализированной, профессиональной областью» [5].
Н. А. Глузман и Н. В. Горбунова в своем монографическом исследовании подчеркивают, что soft skills как компетенция характеризует потенциальное качество человека как ячейки профессионального общества, детерминирует его готовность к эффективному сотрудничеству и выполнению своих обязанностей с социальной точки зрения, что отличает soft skills от так называемых hard skills, т. е. профессиональных, узкоспециализированных навыков [6]. Данный тезис поддерживается в статье Н. Г. Милорадовой, где приобретение и развитие soft skills рассматривается с точки зрения психологии руководителя [7].
ФГОС 3++ вводит понятие soft skills в перечень классических компетенций и обозначает их критерии, к которым относятся, в том числе [8, 9]:
1) системное и критическое мышление;
2) разработка и реализация проектов;
3) способность к командной работе и лидерству;
4) коммуникация;
5) межкультурное взаимодействие и т. д.
Так, можно сделать вывод, что данные составляющие компетенции необходимо развивать в студентах в том числе и негуманитарных специальностей. Нами была выдвинута гипотеза, что совместная работа над проектами на иностранном языке может способствовать развитию компетенции soft skills, что отражено в статье М. А. Нагоевой [10]. Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование среди студентов старших курсов неязыковых (технических) специальностей с использованием популярной платформы Ted Talks.
Обзор литературы / Literature review
Сегодня роль Интернета и инновационных ресурсов является, безусловно, доминирующей как в повседневной и профессиональной, так и образовательной сферах жизни. Ученые Т. А. Яркова, И. И. Черкасова заостряют внимание на том, что существует множество различных ресурсов, доступных каждому, чтобы сделать процесс обучения, в частности изучения иностранного языка, увлекательным [11]. В качестве такого ресурса можно выделить ресурс ESL Brains, который позволяет подобрать аутентичные материалы для улучшения качества обучения [12]. Отличительная черта ресурса TED, который был использован в нашем исследовании, заключается в том, что он может быть полезен ученым технических специальностей. Данный ресурс может быть использован для повышения квалификации не только у обучающихся, но и у педагогов высшей школы и средних профессиональных учреждений, как было описано в труде [13].
«TED (Technology Entertainment Design) – это название международной некоммерческой организации и интеллектуальных конференций, которые она организует. Миссия фонда – “идеи, достойные распространения”, для чего лекции (или выступления на TED) выкладываются в открытый доступ» [14]. Платформа TED может служить дополнительным ресурсом (в случаях, когда обычных учебных материалов недостаточно), это позволяет разнообразить процесс обучения. Более того, конференции этого медиаресурса способствуют тому, что учащиеся знакомятся с новой лексикой, развиваются навыки аудирования и оказывается поддержка в общении. Эффективность данной платформы исследована и доказана многими педагогами, в частности, применительно к урокам иностранных языков для языковых и неязыковых специальностей.
Нами была поставлена задача использования данной платформы для исследования soft skills и дальнейшего построения выступлений студентов на примере выступлений на платформе.
Отечественная наука дает различные трактовки термина soft skills. Мягкие навыки рассматриваются в разрезе не только педагогики, но и менеджмента, психологии и других наук. Так, А. П. Егоршин, анализируя процесс обучения с точки зрения менеджмента, упоминает, что «обучение предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления» [15]. При этом современный уровень производства и управления требует от специалистов навыков, которые не были востребованы до сих пор. К таким навыкам относятся soft skills в сфере технических специальностей, так как координация и вовлечение в проекты значительного количества работников требуют особенных навыков коммуникации. Так, мягкие навыки включают в себя развитие творческого потенциала обучающихся, что благоприятно сказывается на их способностях коммуницировать, генерировать оригинальные идеи и воплощать их в жизнь, что отмечается в работе А. К. Ерсариевой [16]; акцент сделан на развитие творческого потенциала учащихся. О. Я. Пономарева рассматривает роль развития soft skills в процессе адаптации бывших учащихся к современному рынку труда, что показывает востребованность данных навыков работодателями [17]. О. В. Румянцева проводит обзор исследований использования soft skills на материалах наукометрической базы исследований Scopus [18]. Ученые Ю. В. Сорокопуд, Р. В. Козьяков, Н. Е. Матюгин, Е. Ю. Амчиславская в своей статье рассматривают гибкость мышления как один из основных ключевых навыков подготовки специалистов [19].
Развитие гибких навыков невозможно без развития трансверсальных компетенций. Узкоспециализированные знания и профессиональные навыки являются недостаточным условием успеха в современных условиях труда; так, работа над быстрой адаптацией специалиста в различных рабочих условиях должна закладываться уже на уровне университета. Подробнее о трансверсальных навыках можно прочитать в работе Л. М. Зиннатуллиной и Г. Н. Фахретдиновой [20], также в другой статье можно ознакомиться с успешным опытом синтеза данных навыков с общими тенденциями устойчивого развития, которые являются приоритетными в мировом сообществе [21].
В зарубежных исследованиях развитию навыка soft skills отводится значительное количество работ. Мы также наблюдаем разностороннее рассмотрение мягких навыков, в частности, нами были изучены работы по применению soft skills в рекрутинге персонала. Исследователи Н.Г. Брукс, Т. Х. Грир и С. А. Моррис проанализировали 798 объявлений о работе и выявили 20 основных навыков, наиболее востребованных при приеме на работу [22]. Также иностранные исследователи рассматривают функционирование soft skills в связке с построением рабочего процесса по стандартам AGILE development (гибкая разработка продукта).
Именно в такой среде мягкие навыки становятся наиболее востребованными и важными для развития, так как требуют от всех участников проекта максимальной способности эффективной коммуникации, наряду с этим рассматриваются адекватные критерии оценки результатов работы в команде как самими участниками, так и сторонними наблюдателями, как это указано у исследователей Х. Хасидим, Д. Алмога, С. Марка [23].
Исследователи Т. Кризи, В. С. Анантатмула рассматривают роль soft skills с точки зрения проектного управления, в частности, анализируется встраивание мягких навыков в личность человека [24]. Б. Шридхаран и Д. Боуд исследуют, как оценка вклада участников проекта, сторонняя и внутренняя, может повлиять на эффективность выполнения заданий, что непосредственно является частью развития soft skills [25].
Г. Толен, С. Джеймс Релли, C. Уорхерст, Дж. Коммандер проводят обзор ситуаций, возникающих при развитии гибких навыков в сфере студентов, занимающихся продажей недвижимости [26].
Помимо рассмотрения soft skills мы обратили внимание на развитие социокультурной компетенции современных обучающихся, так как процессы глобализации привели к созданию транснациональных компаний, объединяющих людей из разных стран над работой в различных проектах. Работа исследователей [27] подтверждает необходимость развития данного навыка для успешной коммуникации и выполнения совместных задач.
Также нами были рассмотрены работы, посвященные применению гибких навыков в сфере «креативной экономики», где применение soft skills становится стандартом ведения бизнеса и основным показателем успешности различных проектов; наряду с этим исследователи подчеркивают, что своевременное развитие мягких навыков ведет к большой продуктивности обучающегося и работника благодаря повышению шанса на самореализацию. Среди них можно выделить статью E. Манро [28], которая посвящена разработке методик по знакомству с soft skills в бизнес-среде, а именно в сфере «креативной экономики», где мы можем наблюдать работников, обладающих различной степенью развитости навыка.
С другой позиции рассматриваются soft skills учеными Л. Н. Степановой, Э. Ф. Зеером. Исследование представляет собой попытку спрогнозировать уровень удовлетворения студентов от самореализации – именно наличие развитых мягких навыков приводит к наиболее полному ощущению самореализации среди студентов [29].
Наконец, исследователи Ш. Йехиа, С. Ганн рассматривают эффект от развития soft skills среди студентов технических специальностей при студентоцентричном подходе [30].
Таким образом, мы можем заключить, что soft skills вызывают непосредственный интерес у отечественных и зарубежных исследователей как в традиционной педагогической науке, так и в междисциплинарных исследованиях.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В качестве основных методов исследования нами были использованы следующие методы: опрос, тестирование и беседа. В качестве респондентов нами были опрошены студенты II курса, обучающиеся по специальности «Химическая технология» по дисциплине «Иностранный язык» в количестве 10 респондентов. В рамках занятий английским языком была проведена предварительная беседа о сути soft skills и способах их развития.
В качестве подготовки к исследованию студентам было предложено пройти краткий опрос, в котором им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует soft skills?
– критическое мышление
– умение строить коммуникацию
– психофизиологическая устойчивость
– способность работать в команде
– межкультурное взаимодействие
– разработка проектов
– самоорганизация и саморазвитие
2) Сформулируйте ваше собственное понимание soft skills.
3) Что, по Вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills?
– психологические факторы (стрессоустойчивость, эмоциональность и т. д.)
– коммуникативные навыки
– критическое мышление
– профессиональная компетентность
Результаты исследования / Research results
Результаты опроса студентов представлены на рис. 1. Среди трех наиболее частых ответов о ведущих soft skills являются критическое мышление – 28% опрошенных, разработку проектов выбрали 20% опрошенных, также 16% отметили умение строить коммуникацию, наименее значимым навыком, с точки зрения корреспондентов, является межкультурное воздействие – 4%.
Стоит отметить, что компонент критического мышления является составляющим значительного количества компетенций. Однако респонденты отметили его наиболее значимым, что может быть связано со спецификой технического направления обучающихся, что подразумевает под собой проведение экспериментальных исследований и критическую оценку полученных результатов.
Также второй по популярности ответ «Разработка и руководство проектами» может также косвенно свидетельствовать о проведении экспериментальных исследований в лабораторных условиях, длительность эксперимента и деление обучающихся на бригады по 4–5 человек приводят к расстановке ролей участвующих: руководитель, оператор, ассистент и документовед.
Третий по популярности ответ «Умение строить коммуникацию» является универсальным навыком, который позволяет успешно функционировать любому процессу – от учебного до делового.
Рис. 1. Ответы обучающихся на первый вопрос из опросника: «Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует soft skills?»
В следующем задании на свободную формулировку ответов мы выделили такие наиболее частые ответы:
̶ Лидерство (Leadership).
̶ Разрешение конфликтов (Conflict resolution).
̶ Фокус не столько на цифровых данных, сколько на их интерпретации (Not as much focus is on the data aspect but on other things).
̶ Научиться общаться с людьми и работать вместе (Learning to deal with people and working together).
̶ Способность общаться (Ability to communicate).
̶ Организация рабочего времени (Time management).
̶ Как устроен мозг (The way the brain is structured).
̶ Критическое наблюдение (Critical observation).
Свободные ответы коррелируют с вышеприведенными. Ответы «Лидерство», «Научиться общаться с людьми и работать вместе» и «Разрешение конфликтов» соотносятся с основным компонентом «Разработки и руководства проектами». «Критическое наблюдение», «Фокус на интерпретации данных» соотносятся с компонентом «Критическое мышление». Также наблюдается корреляция между «Способностью общаться» и «Умением строить коммуникацию».
Рис. 2. Ответы обучающихся на третий вопрос из опросника: «Что, по Вашему мнению,
из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей soft skills?»
Такое распределение данных коррелирует с мнением студентов, что наиболее важным компонентом soft skills является критическое мышление, тогда как коммуникативный компонент отбрасывается большинством опрашиваемых. На второе место обучающиеся поставили профессиональную компетентность, которая не всегда коррелирует с soft skills, но может служить важным компонентом профессиональной коммуникации. Психологические факторы и коммуникативные навыки были поставлены на третье и четвертое места по важности.
Далее в качестве предэкспериментального этапа нами было предложено изучить существующие проекты на платформе TED Talk по данным темам: “8 TED Talks to strengthen your soft skills” (пер. 8 Ted Talks для улучшения ваших навыков soft skills). В большинстве данных презентаций докладчики упоминают такие факторы soft skills, как коммуникация, эмпатия, соблюдение рабочей этики и субординации, умение вести переговоры и т. д.
Опытная часть исследования состояла в командной работе студентов, которые должны были презентовать доклады на смежные темы – представить анализ использования soft skills в их областях деятельности (технические специальности в области химической промышленности). Студенты разделились на три подгруппы и готовили доклады командами, что способствовало развитию навыков командной работы, умений решать конфликтные и спорные моменты, лидерства.
После опытной части, на завершающем этапе экспериментальной работы, студентам вновь было предложено пройти опрос с целью выявить изменения, при наличии таковых, их позиции по мягким навыкам.
Нами было выявлено существенное отклонение в полученных ответах. Из значительных изменений можно отметить повышение роли «Умения строить коммуникацию» – с 16% до 22%, снижение роли компонента «Разработка и руководство проектами» – с 20% до 12%. Также снизилась роль «межкультурного взаимодействия», мы связываем это с тем, что студенты в ходе работы не встречались с компонентами или представителями другой культуры, таким образом, эта компетенция осталась невостребованной.
Рис. 3. Ответы обучающихся на первый вопрос из опросника второго этапа: «Что из нижеперечисленного наиболее точно соответствует soft skills?»
В данном рисунке мы наблюдаем изменения отношения к основным компонентам soft skills. Мы наблюдаем значительный рост «коммуникативных навыков» в качестве самых востребованных компонентов – с 16% до 34%. Роль «критического мышления» снизилась с 42% до 28%, а роль «профессиональной компетенции» снизилась с 24% до 16%.
Рис. 4. Ответы обучающихся на третий вопрос из опросника второго этапа: «Что,
по Вашему мнению, из нижеперечисленного является наиболее важной составляющей
soft skills?»
Полученные изменения можно проследить также на диаграмме, демонстрирующей корреляцию между первым и вторым этапами опроса.
Рис. 5. Сравнительная диаграмма полученных результатов первого и второго этапов опроса
Сравнение результатов двух опросов позволяет наглядно убедиться в том, что ресурс TEDTalk позволяет в достаточно короткие сроки получить более точную картину о базовых мягких навыках. Данные навыки являются достаточно динамичными и пластичными по своей природе. Так, мы не можем утверждать, что в успешной коммуникации может быть эффективным только набор из компонентов, выявленных в ходе исследования. Значительную роль в успешной коммуникации могут играть экстралингвистические или опосредованно лингвистические компоненты, которые выходят за рамки данного исследования. Данный тезис можно проследить в результатах, представленных на диаграмме ниже.
Рис. 6. Сравнительная диаграмма полученных результатов первого и второго этапов опроса
Как мы можем наблюдать, «коммуникативные навыки» и «психологические» факторы начинают играть более значимую роль после ознакомления обучающихся с материалами TEDTalks и подготовки выступления в данном формате. Так, симбиоз теоретической базы и применения таких знаний на практике позволяет отработать soft skills и подготовиться к профессиональной деятельности с учетом специфики такой коммуникации.
Заключение / Conclusion
В ходе опытно-экспериментального исследования студентам было предложено ознакомиться с понятием soft skills. В дальнейшем обучающимся было необходимо сопоставить данную компетенцию с практическими навыками, необходимыми для успешной командной работы над проектом.
Первичный опрос показал, что студенты выделяли компоненты критического мышления и управления проектами, в качестве наиболее важных при развитии soft skills умение строить коммуникацию было лишь на третьем месте. После знакомства с платформой TEDTalk и изучения материалов, направленных на описание и развитие soft skills, а также подготовки выступления в формате TEDTalks студенты прошли опрос вторично. Результаты опроса значительно поменялись; так, компонент «умение строить коммуникацию» стал наиболее значимым для респондентов, «критическое мышление» заняло второе место, на третье место вышли компоненты психофизиологической устойчивости и самоорганизации.
Данные, полученные в ходе опроса, показывают, что для студентов необходимыми для эффективной работы оказались навыки выстраивать коммуникацию и отстаивать свою точку зрения, для чего необходимо развитие психологических факторов.
Впоследствии студенты, анализируя собственную работу, высказывались, что для работы в команде их профессиональные навыки и знания оказались не столь важны, как умение коммуницировать и слышать друг друга. На наш взгляд, данные изменения обусловлены тем, что знание лишь теоретических основ soft skills не позволяет в полном объеме оценить процесс профессиональной коммуникации и подготовиться к публичному выступлению. Знакомство с мягкими навыками и их отработка студентами технического профиля, безусловно, позволят расширить их профессиональные компетенции и выпускать более квалифицированных специалистов.