Введение / Introduction
В настоящее время вопрос воспитания обучающихся является приоритетным в сфере образования. Необходимо учитывать: реалии современности таковы, что учитель не является единственным источником получения знаний. Современная цифровизация образования позволяет обучающимся работать самостоятельно, используя свои творческие и интеллектуальные способности. Педагог при этом будет связующим звеном между получением знаний и их освоением ребенком при использовании цифровых технологий.
В связи с этим возникает вопрос: какой должна быть воспитательная работа в условиях активной цифровизации образования?
В 2015 году правительством Российской Федерации была разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В данном документе приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1]. При этом отмечается, что одним из основных направлений воспитательной работы является расширение педагогических возможностей с помощью информационных ресурсов. Данное направление предполагает:
– создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
– информационное, организационное и методическое оснащение воспитательной работы педагога в соответствии с современными требованиями;
– воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
– обеспечение условий для защиты детей от негативной и причиняющей вред психическому здоровью информации [2].
В нашем исследовании мы можем отметить положительные стороны использования современных интернет-технологий в воспитательных целях:
̶ обыденность виртуального пространства для обучающихся;
̶ разнообразие форм общения в сети (форумы, видеосвязь, сообщения);
̶ интерактивность взаимодействия участников педагогического процесса.
Для смягчения негативного влияния виртуального пространства на подрастающее поколение необходимо наполнить содержание воспитательной деятельности мировоззренческим осмыслением социальной и личной значимости самосохранения здоровья, в том числе психического [3].
Подрастающему поколению необходимо давать знания и представления о причинах и условиях влияния социально разрушающих провокаций в информационном обществе. Они должны научиться применять полученные знания к конкретной ситуации социальной провокации, а также стремиться углублять и расширять свои знания. Подросткам крайне важно уметь адекватно оценивать окружающую информационную действительность, распознавать социально разрушающие провокации и стараться избегать их [4].
Современные цифровые средства обучения позволяют создавать информационно-методические материалы, обеспечивающие различные виды наглядности, находить необходимую информацию и обрабатывать ее (фотографии и тексты для портфолио, обработка анкет, построение графиков и диаграмм как результатов проводимой воспитательной работы), хранить большие объемы информации (данные, методические разработки и т. д.), находиться в контакте с другими людьми посредством электронной почты, чатов, форумов. Благодаря цифровизации воспитательный процесс можно сделать более современным и насыщенным, оказывать влияние одновременно на различные каналы восприятия и виды памяти. Цифровые технологии позволяют обеспечить наглядность и эстетику оформления мероприятий, сделать воспитательный процесс более привлекательным для детей и повысить интерес к проводимым мероприятиям. Целесообразное системное использование цифровых технологий должно стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса и повысить качество труда педагога, позволяя осуществлять мониторинг воспитательного процесса более качественно. А создание единого информационного пространства образовательного учреждения путем внедрения цифровизации образования будет способствовать повышению интереса обучающихся ко всему происходящему в учреждении, стимулировать познавательную и творческую активность детей.
Обзор литературы / Literature review
В настоящее время ведется большая практическая работа по использованию цифровых технологий в процессе воспитания. Об этом свидетельствуют сборники различных научно-образовательных конференций и форумов.
В целом проблемой воспитания обучающихся занимались многие авторы. В нашей работе мы будем опираться на идеи и технологии воспитательной деятельности, разработанные М. И. Рожковым и Л. В. Байбородовой [5].
Так, например, Е. А. Артемьева [6] в своей статье говорит о том, что воспитательная деятельность должна включать в себя не только ценностный и деятельностный компоненты, но и когнитивный компонент, отвечающий за самостоятельное и индивидуальное освоение полученной из информационного пространства информации посредством цифровых технологий.
Н. В. Багичева [7] отмечает, что современные дети достаточно много времени проводят в виртуальном мире, поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных, должна быть задача различения реальности и виртуального пространства. Если ребенок не уклоняется от мяча, летящего прямо на него, – это уже сигнал о том, что пора начинать работу по разделению реального и нереального миров.
М. М. Кузнецова [8] дает описание медиашколы как образовательного проекта, куда входят не только школы, но и учреждения дополнительного образования, реализующие непрерывное образование как обучающихся, так и педагогов г. Екатеринбурга. Медиашкола необходима для того, чтобы школьные СМИ, существующие в школах города, социальные сети образовательных учреждений больше писали о духовно-нравственных темах. При этом, читая такой контент, ребенок, обучающийся, будет попадать в хорошую воспитательную среду, которая позволит ему лучше понимать различные аспекты жизни, с которыми он в будущем может встретиться.
А. С. Осокина [9] дает описание эксперимента по разработке проекта «Золотое кольцо Нижегородской области» (2020 год). Проект направлен на «повышение социальной активности и организацию социально значимой деятельности подростков, повышение интереса школьников к изучению традиций, обычаев малой родины, овладение детьми исследовательскими навыками в процессе работы в цифровой среде» [9]. Этот проект имеет в первую очередь воспитательное значение для обучающихся Нижегородской области: они могут узнать историю родного края, какие достопримечательности есть в области, какие музеи будут интересны для их возрастной категории, познакомятся с культурным наследием, представленным в музеях.
В. В. Артемьева [10] отмечает важность включения в материал, подлежащий самостоятельному изучению, либо патриотического, либо нравственного, либо духовного компонента содержания. Имеется в виду, что в рамках изучения любой темы должно идти и воспитание определенных качеств личности. При этом она предполагает использование различных информационных технологий.
А. Н. Сафронова, Н. О. Вербицкая, Н. А. Молчанов [11] в своем исследовании доказывают необходимость обучения подрастающего поколения безопасному поведению в виртуальном пространстве. Эта работа также является частью воспитания и очень может помочь ребенку в дальнейшей жизни.
Об этой же проблеме говорит и В. В. Абраменкова: очень важно воспитать у детей осторожность и критичность мышления при «поглощении» интернет-контента [12]. В другой своей статье она отмечает, что «цифровизация в воспитании – реальный вызов не только педагогам, родителям, детям, исконным традициям семейного уклада, школьной возрастной иерархии, законам детского сообщества, но и всей системе детско-родительских, детско-детских человеческих взаимоотношений» [13]. При этом очень важно не перейти грань необходимости использования возможностей цифровизации и опасного воздействия информационного контента на неокрепшую психику ребенка.
Н. В. Дольникова отмечает существенное расширение возможностей воспитательной работы средствами информационных технологий [14].
Что же касается зарубежных исследований, то там нет разделения образования и воспитания. Все исследования там идут без разделения. Так, например, Н. Г. Угур [15] в своей статье приводит исследование о необходимости использования различных цифровых средств коммуникации при работе со студентами, так как это уже было необходимо в связи с развитием прогресса. Такие средства являются прекрасным дополнением к традиционным образовательным технологиям.
В свою очередь Б. Арисой [16] приводит результаты исследования использования цифровых средств (гаджетов) в рамках процесса образования. По ее данным выходит, что современные подростки быстрее могут находить информацию у себя в телефоне, нежели в обычном учебнике. При этом обучающимся проще задать вопрос или попросить совета онлайн, нежели напрямую у педагога.
М. А. Морозова и Е. В. Свинар [17], наоборот, пишут о множественных рисках для успешного образования будущих педагогов при использовании цифровых технологий на каждом занятии. А вот Б. Парлак [18] указывает, что в современных реалиях, когда дети практически с раннего детства умеют работать с цифровым контентом, цифровые технологии можно использовать с младшего школьного возраста, но в таких объемах, чтоб не навредить детскому здоровью (как физическому, так и психическому).
С. Рэдмард [19] в своем исследовании отмечает, что в настоящее время невозможно обойтись без цифровых средств коммуникации. Телефоны прочно вошли в жизнь подрастающего поколения, поэтому бороться с ними бесполезно, а в рамках образовательного процесса их можно использовать во благо: для решения определенных образовательных задач, коммуникации во внеучебное время и для получения информации.
В качестве вывода можно отметить, что цифровизация является требованием времени, смартфоны уже прочно вошли в жизнь каждого человека, иногда вытесняя традиционные средства коммуникации и общения, поиска и систематизации информации. И несмотря на те минусы и опасности, которые несут цифровые средства, их использование в образовательном процессе становится разумным и актуальным для поколения Z.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методами нашего исследования являются контент-анализ информации, сопоставительный анализ данных, методы систематизации и обобщения, анкетирование обучающихся, создание контента для виртуальной экскурсии. Также были использованы обсервационные методы (прямое, включенное и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, обобщение независимых характеристик), опытно-экспериментальная работа, методы статистической обработки данных эксперимента.
Базой эксперимента стал Ярославский педагогический университет
им. К. Д. Ушинского, факультет физической культуры и спорта. В 2022/2023 учебном году была проведена работа со студентами II курса очной формы обучения.
Также нельзя не отметить метод беседы как со студентами о том, что они знают о городе, в котором учатся, так и с преподавателями, которые используют краеведческие знания студентов для образовательных и воспитательных целей.
Результаты исследования / Research results
В рамках воспитательной работы с использованием цифровых технологий можно применять такие методы, как этический рассказ, убеждение, пример, воспитывающая ситуация.
Этический рассказ можно заменить на просмотр видеофрагмента или текста (например, презентации) о нормах и правилах взаимоотношений между людьми.
Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Можно предлагать обучающимся различные видео или описания жизненных ситуаций, где важно оценить достоверность предложенной информации, ее актуальность и логичность. Такое задание также будет способствовать развитию цифровой компетентности детей, подростков и студентов.
Пример как метод воспитания основан на стремлении воспитанников к подражанию. Наблюдая и анализируя образцы поведения, поступков других людей, обучающиеся могут менять что-то в своем поведении. Важно, чтоб примеры были положительные и реальные, которые действительно могут стать авторитетом для данного возраста обучающихся.
Воспитывающая ситуация – фактически это свободный выбор ребенком решения какой-либо проблемы из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации обучающийся пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение.
В качестве примера рассмотрим технологию организации деятельности в коллективе.
Разработкой данной технологии занимались А. С. Макаренко, И. П. Иванов, Е. В. Титова, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова: «Что значит организовать деятельность в детском коллективе? Это значит упорядочить действия в определенной логике, представить их в виде этапов совместной деятельности педагога и детей либо совместной деятельности учащихся» [20].
При этом важно не забывать, что не любая деятельность, которая будет организована в коллективе, может называться коллективной. А. С. Макаренко [21] в своих трудах по созданию детского коллектива выделил три основных признака коллективной деятельности:
- Общая цель, актуальная для каждого члена коллектива.
- Разделение работы по достижению поставленной цели между всеми членами коллектива.
- Осуществление контроля (частичного либо полного) за выполнением взятой на себя части работы самими членами коллектива.
Е. В. Титова [22] выдвинула принцип необходимости сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при организации в коллективе совместной работы. Таким образом, коллективная деятельность будет включать как индивидуальную работу каждого обучающегося, так и работу созданных в коллективе микрогрупп для решения некоторых задач по достижению общей цели.
Рассмотрим этапы и способы организации деятельности в коллективе (Л. В. Байбородова, Е. Б. Кириченко, С. Л. Паладьев, И. Г. Харисова) [23].
Первым этапом в организации деятельности должна стать мотивация ее участников. Если человеку неинтересно выполнять работу, он не понимает, зачем ему это нужно, то результаты окажутся плачевными. Выделяют три группы мотивов: личностные, коллективные и престижные. Как отмечал М. И. Рожков [24] в своей теории развития самоуправления в детском коллективе, в первую очередь необходимо сформировать личностную мотивацию «я хочу» и коллективную – «мы хотим».
Когда есть мотивация к деятельности, можно переходить ко второму этапу – постановке целей, которые будут осознаны и поняты однозначно всеми участниками деятельности. При этом будут формироваться как личностные цели, так и коллективные, но не противоречащие друг другу, а дополняющие.
На следующем этапе идет проектирование результата деятельности. Здесь важно договориться всем членам коллектива, каким они видят конечный продукт их работы. Необходимо обсудить, к какому результату должен прийти каждый участник и в какие сроки; когда будут проходить совместные обсуждения по реализации деятельности; когда будет проходить общий отчет – презентация о проделанной работе. Также важно определить результат как в материальном плане – что получилось, так и в виртуальном – приобретенные умения, удовлетворенность от выполненной работы.
На четвертом этапе надо определить содержание работы, то есть ответить на вопрос, какие шаги необходимо предпринять для достижения цели и получения того результата, который обсудили на предыдущем этапе. Фактически на этом этапе идет начальное планирование предстоящей работы.
На пятом этапе определяют способы деятельности и средства, необходимые для выполнения деятельности. Это можно обсудить совместно, а также в индивидуальном порядке, когда каждый член коллектива определяет, как и с помощью чего он будет выполнять свою часть работы.
Шестой этап технологии предполагает определение вероятной системы отношений, которые, возможно, будут складываться между членами коллектива. Важно отметить, что основные пути взаимодействия необходимо определить заранее, как и выбрать ответственных за каждый участок работы консультантов, к которым можно обратиться за помощью.
Седьмой, завершающий, этап предполагает подведение итогов работы (как на личностном уровне, так и на уровне коллектива в целом) и оценку ее эффективности.
В зависимости от выбранного варианта деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная) могут быть использованы различные формы анализа, самоанализа и рефлексии.
Данная технология вполне может быть использована для воспитательной работы со студентами с применением различных цифровых средств (например, тех же телефонов).
В соответствии с этапами описанной технологии в ЯГПУ был проведен эксперимент со студентами II курса в 2022/2023 учебном году. За учебный год каждому участнику эксперимента нужно было выполнить свой проект – виртуальную экскурсию. Можно было выбрать музеи Ярославля (музей-заповедник, художественный музей, музей боевой славы, музей «Музыка и время» и другие) или присутственные места, где жил и работал К. Д. Ушинский в период пребывания в нашем городе с 1846 по 1849 год (флигель дома Горяинова, где К. Д. Ушинский жил, Демидовский лицей – по архивным документам – где он работал, его путь от дома до работы).
Целями данного эксперимента были:
1) Приобщение студентов к культурному наследию, которое есть в Ярославле (большая часть студентов не из Ярославля, но и ярославцы далеко не все были в тех местах и музеях, экскурсии по которым предлагалось создавать).
2) Расширение общего кругозора студентов.
3) Развитие патриотической направленности воспитания.
4) Знакомство студентов с теми местами Ярославля, в которых бывал К. Д. Ушинский (2023 год – Год педагога и наставника, им можно считать К. Д. Ушинского).
5) Показ возможности использования мобильного телефона для создания качественного образовательного и воспитательного контента, а не только как средства просмотра мессенджеров и видео сомнительного содержания.
На первом занятии была создана воспитывающая ситуация, в рамках которой студенты пришли к выводу о том, что важно знать историю собственного края и культурное наследие, побывав в различных музеях Ярославля. Затем было проведено обсуждение (с применением технологии целеполагания, когда студенты поставили как общую цель, так и личностную) идеи создания виртуальных экскурсий, выбраны желающие (22 человека), проведен мозговой штурм, что лучше выбрать и как эффективнее работать. Задачами студентов были:
- Выбрать тему экскурсии.
- Собрать информацию о том месте, о котором будет их проект.
- Сходить в музей или в то место, о котором будет экскурсия.
- Сделать фотографии, снять видео, записать свои комментарии, которые могут быть использованы для экскурсии.
- Если возникнет необходимость, обратиться в информационно-ресурсный центр за помощью в создании видеоконтента.
- Подготовить свое выступление.
- Выступить перед студентами всего курса и ответить на вопросы.
В рамках эксперимента со студентами постоянно велась индивидуальная работа: помощь в нахождении качественной информации, составление плана, определение того, что обязательно самому посмотреть и сфотографировать для создания экскурсии, какое видео лучше снимать и как это лучше сделать (здесь большую помощь оказали сотрудники информационно-ресурсного центра).
При этом важным аспектом работы было соблюдение авторских прав для заимствованных материалов, использование только официальных источников информации, создание оригинальной экскурсии с использованием самостоятельно сделанных фото и видеоматериалов.
В результате у всех получились примерно 20–25-минутные экскурсии, которые были представлены на общих собраниях курса (было четыре собрания по 1,5 часа). Важно отметить, что все студенты, которые сами создавали экскурсии, и те, кто просто потом их смотрел, остались довольны проделанной работой, о чем свидетельствовали аплодисменты после каждого выступления и достаточное количество вопросов по виртуальным экскурсиям. Во время представления экскурсий студенты действительно рассказывали, а не читали по бумажке, что стало мотивацией для остальных – внимательно слушать, ведь когда человек заинтересован в том, что он рассказывает, это передается слушателям. При этом был применен метод убеждения, когда студенты привели аргументы, почему их экскурсии нужны и важны для всех, почему нужно в свободное время посетить данные места уже в реальности.
В начале следующего учебного года (сентябрь 2023-го) студенты прошли анкетирование, в котором мы хотели выяснить, какие музеи известны обучающимся, что конкретно они знают (когда создавался музей, какую информацию там можно узнать, что там наиболее интересно). К сожалению, входное анкетирование (сентябрь 2022‑го) показало, что, проучившись уже год в Ярославле, студенты в музеях практически не были: только 6% студентов были в некоторых музеях, 17% слышали о перечисленных в анкете музеях, 23% хотели бы там побывать. Предсказуемо, что про места, связанные с именем К. Д. Ушинского, знали только 3% студентов. Зато итоговое анкетирование существенно изменило данное положение: 95% студентов (со всего потока) смогли ответить на все вопросы. И в настоящее время в рамках изучения курса «История педагогики и образования» можно сказать, что большая часть студентов помнит информацию, представленную на экскурсиях (здесь важно отметить, что все экскурсии остались в доступе у студентов, они могли их также просматривать и летом), что существенно облегчает восприятие нового материала.
При этом студенты другого факультета, также принявшие участие в анкетировании, улучшили свои результаты на 7% на фоне того, что они знали о некоторых музеях Ярославля в начале учебного года, и на 3% о тех местах Ярославля, которые связаны с именем К. Д. Ушинского. При этом им было предложено самостоятельно посетить музеи и присутственные места, связанные с жизнью К. Д. Ушинского в нашем городе.
Результаты анкетирования представлены в таблице. Студенты ФФКиС участники – группа, создававшая видеоэкскурсии. Студенты ФФКиС зрители – вторая группа потока, которая просто общалась с первой, а в конце учебного года смотрела все видеоэкскурсии на общих собраниях.
Оцениваемые |
ФФКиС (участники), % |
ФФКиС (зрители), % |
Другой факультет, % |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
До просмотра |
После просмотра |
В начале уч. года |
В конце уч. года |
|
Осведомленность о музеях Ярославля |
18 |
100 |
17 |
91 |
34 |
41 |
Посещение студентами музеев |
7 |
94 |
6 |
56 |
7 |
13 |
Какие места Ярославля, связанные в К. Д. Ушинским, Вы знаете? |
3 |
86 |
3 |
87 |
5 |
8 |
Какие из данных мест Вы посетили? |
7 |
100 |
6 |
83 |
18 |
25 |
Заключение / Conclusion
В качестве вывода можно отметить, что использование цифровых средств в рамках воспитательной работы позволяет как повысить мотивацию студентов к освоению культурного наследия (что было представлено в рамках нашего эксперимента), патриотическую направленность воспитательной работы со студентами, так и воспроизводить различные мультимедиа на занятиях, во внеучебной деятельности, при самостоятельной работе студента, в рамках онлайн-коммуникации в образовательном процессе в целом. При этом если студенты сами являются авторами воспитательного и образовательного контента, то это воспринимается и запоминается гораздо лучше, нежели найденный где-то фильм.
Большая часть воспитательных технологий может быть применена через цифровые средства обучения, которые просты и понятны практически каждому обучающемуся. А видеоэкскурсии позволяют в короткий промежуток времени познакомиться с достаточно большим количеством музеев и не затрачивать время на дорогу.
В рамках цифровизации воспитательной работы вполне могут быть использованы и различные модели обучения, такие как перевернутый класс, мобильное обучение, про которые мы писали в своей статье [25].