Введение / Introduction
Современное отечественное образование играет исключительную роль в обеспечении качественной цифровизации всей экономики, поскольку является фундаментом становления индивидуумов как активных, полноправных, компетентных субъектов взаимодействия в цифровом пространстве. Как следствие, к современному образовательному процессу предъявляются особые требования в части подготовки высококвалифицированных учителей, способных соответствовать происходящим преобразованиям.
В настоящее время усиливается актуальность трансформации содержания образовательных программ, обновления методов и организационных форм обучения, применения цифровых технологий в учебной деятельности. В связи с этим в современном педагогическом вузе внедрение и применение цифровых технологий при подготовке будущих учителей следует рассматривать не как инновацию, а как обязательный элемент образовательной среды, как цель и средство обучения, в том числе когда речь идет о подготовке будущих учителей технологии к применению цифровых технологий при оценивании.
Цифровые образовательные технологии в целом и цифровые средства оценивания в частности имеют значительные технические преимущества и дидактические возможности в планировании, организации, проведении педагогического оценивания, а также рефлексивном анализе его результатов.
Но несмотря на многообещающие перспективы применения цифровых средств, очевидны серьезные проблемы с практикой подготовки учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств в образовательных учреждениях высшего образования в связи с новизной данного аспекта подготовки, его недостаточной степенью изученности, малым количеством методических разработок.
Стоит отметить, что авторами на протяжении нескольких лет ведется разноплановая работа по исследованию общедидактических и методических аспектов подготовки будущих учителей технологии к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. В частности, развернуто изучено современное состояние подготовки учителей технологии в вузах России с точки зрения происходящих за последнее десятилетие изменений в двух профильных программах подготовки бакалавров, одной из которых является «Технология» [1], а также проведен анализ перспектив, открывающихся для учителей технологии, при освоении программ магистратуры отечественных вузов [2]. Резюмируя вышеуказанные исследования, укажем, что современная подготовка будущих учителей технологии на основе данных из открытых источников (официальные сайты вузов) характеризуется как адресная (отвечающая запросам региона, муниципалитета), дифференцированная с точки зрения потребностей обучающегося и социума и призванная максимально гарантировать дальнейшее трудоустройство выпускника. Ключевым фактором существования указанных благоприятных возможностей обоснованно считаем устойчивую тенденцию увеличения доли профилей подготовки в бакалавриате, прямо или опосредованно связанных с профессиональной деятельностью в цифровой среде, а также прирост в узкоспециализированных направлениях программ магистратуры, сконцентрированных в пределах направленности «Цифровизация».
В статье, посвященной оценочной деятельности учителя технологии с применением цифровых технологий, была предпринята попытка сформулировать понятие «цифровые средства оценивания» (совокупность инструментов сбора, анализа, хранения и представления данных о результатах образовательного процесса с применением цифровых технологий) [3], призванное расширить понятийный аппарат современного педагогического оценивания. Также неоднократно акцентировалась проблема недостаточной разработанности отдельных аспектов оценочной деятельности учителя в условиях информационной среды технологического образования [4].
Таким образом, проделанная работа и сформулированные по ее результатам положения подчеркивают актуальность дальнейшего поиска эффективных путей организации образовательного процесса в вузе в части подготовки учителей технологии к оцениванию с применением современных цифровых средств.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
1) проведение обобщенного анализа научно-методической литературы по организации подготовки будущих педагогов к оцениванию образовательных результатов обучающихся;
2) изучение современного состояния подготовки будущих учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся с применением цифровых технологий;
3) разработка содержания образовательного модуля подготовки учителя технологии с учетом дидактического потенциала цифровых средств оценивания.
Обзор литературы / Literature review
В результате анализа научно-методической литературы по теме исследования автором установлено, что освещение методических вопросов подготовки будущих учителей технологии, соотносящихся с современным понятием подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, датируется концом 80-х годов. Так, в работе Ю. К. Васильева раскрыты общие проблемы подготовки учителя с точки зрения его становления в эпоху научно-технического прогресса [5]. Ключевые положения реализации технологического образования в средней школе были закреплены впервые в Концепции 1998 года [6] и, далее, непрерывно обновлялись в соответствии с требованиями времени и развития социума.
Изучению места и роли информационных технологий в педагогическом оценивании посвящены работы многих отечественных исследователей. С. И. Архангельский уже в 1991 году предпринимает попытки определения особенностей программирования текущего контроля знаний в высшей школе [7], его идеи информатизации контроля позже были отнесены к проблемному полю методики преподавания в высшей школе; Н. В. Бурлакова раскрывает аспекты профессиональной деятельности педагога в условиях дистанционного образования, в частности, она одной из первых говорит о происходящих переменах, вызванных переходом к тьюторству как педагогическому явлению и, как следствие, установлением субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, в том числе в части оценивания [8]. Технологии тестового контроля как научного феномена рассмотрены В. С. Аванесовым впервые в 1989 году, особая роль в развитии педагогического оценивания принадлежит ученому благодаря выдвинутым и обоснованным им принципам педагогического контроля [9]. Позже, в 2001 году, А. Б. Андреев широко освещает потенциал системного внедрения компьютерного тестирования в образовательный процесс, опираясь на собственный опыт компьютеризации образовательного пространства вуза [10], И. Х. Галеев, двумя годами далее, углубляется в методические аспекты применения компьютерного тестирования для целей адаптивного обучения, в его работе уже не только подробно описаны аспекты организации тестирования при дистанционном обучении, но и представлены способы оценки эффективности тестового контроля [11]. С каждым годом развития отечественной педагогики выходят все новые и новые труды, раскрывающие возможности тестового контроля с применением информационных технологий: Н. Ф. Ефремовой подробно изучены и представлены для будущих учителей основные аспекты тестового контроля [12], С. В. Зенкиной предложены эффективные способы оценивания образовательных результатов, в том числе слабо изученных ранее личностных результатов [13], В. М. Кадневский в своих трудах обращается к накопленному зарубежному опыту с целью определения продуктивных способов организации тестирования с применением компьютеров в России [14], В. А. Хлебников определяет состояние и проблемы отечественной системы централизованного тестирования [15].
Проблема специализированной подготовки учителей к оцениванию в области профессионального образования раскрыта Н. Н. Булынский, О. П. Керер; в частности, ими сформулировано понятие оценочной компетенции педагога при организации его подготовки в вузе в условиях компетентностного подхода, определена компетентностная модель подготовки [16]. Выявлению технологий и методов обучения оцениванию в системе непрерывного образования посвящены труды Э. Э. Кожевниковой, которая говорит о неразработанности условий развития оценочной компетенции педагогов [17]. Е. Г. Матвиевской развита идея формирования культуры оценочной деятельности, призванной поддерживать учителей в профессиональной деятельности при выявлении затруднений на пути совершенствования качества образования [18].
В зарубежной науке вопрос подготовки будущих учителей технологии к оцениванию с применением цифровых технологий представлен преимущественно с точки зрения обоснования актуальности формирования цифровой грамотности педагогов в рамках подготовки в вузе. Так, в работе М. Видосавлиевик говорится о том, что компетенция учителя в области ИКТ является одной из ключевых, а использование компьютеров крайне необходимо при организации оценивания [19]. Л. Нгуен и А. Хабок в своем анализе данных за период с 2011 по 2022 год с официальных англоязычных источников констатируют существенный рост числа учителей, применяющих цифровые технологии при организации оценивания [20]. Однако К. Потиляра и Л. Томжик раскрывают современные проблемы европейских учителей (Польша), обусловленные в основном недостаточной осведомленностью в вопросах цифровых угроз, достоверности ресурсов и слабой технической готовностью к внедрению цифровых технологий в образование [21]. Отдельно стоит отметить итоговые отчеты Евросоюза «ИКТ в образовании: сравнительный анализ доступа, использования и отношения к технологиям в европейских школах» за 2013 [22] и 2019 [23] годы, которые, провозглашая перспективы цифровых технологий для образовательного процесса в вузе, тем не менее фиксируют ряд трудностей с их интеграцией в том числе в оценочную деятельность учителей.
Итак, вопреки обширности исследований, связанных с подготовкой учителей к оцениванию в современных вузах, некоторые аспекты нуждаются в дальнейшей разработке. Так, по мнению авторов, в современной методической литературе и научных публикациях недостаточно раскрыта актуальность обновления содержательных аспектов подготовки будущих учителей технологии к оцениванию с применением цифровых технологий в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования последнего поколения (далее ФГОС ВО 3++) к общепрофессиональным компетенциям выпускника, что, в частности, закреплено в компетенции ОПК-5 [24], проявляющейся в готовности и способности к осуществлению выбора содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
С целью анализа состояния подготовки будущих учителей технологии нами были проанализированы рабочие программы и аннотации дисциплин 47 вузов России, реализующих программы подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Технология» (учету подлежали как программы подготовки с одним профилем «Технология», так и программы с двумя профилями подготовки, один из которых – «Технология»). Интерес представляли размещенные на официальных сайтах вузов рабочие программы и аннотации к ним, находящиеся в открытом доступе. В частности, решалась задача по выявлению вузов, в которых подготовка студентов к оцениванию с применением цифровых средств реализуется интегрированно, то есть в рамках одной дисциплины.
Поясним отдельно, что в изучаемую нами выборку попали только вузы, чьи рабочие программы (и/или аннотации к ним) находились в свободном доступе, поэтому позволим себе предположить, что среди 47 вузов, помимо учтенных нами, имеются также иные учреждения, интегрированно осуществляющие подготовку будущих учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств, сведения о которых доступны только для авторизованных пользователей. Поэтому в виде информации для статистического учета их не рассматривали.
В результате сплошного наблюдения нами обнаружены шесть вузов, соответствующих заявленным требованиям (табл. 1).
Таблица 1
Вузы России, интегрированно осуществляющие подготовку
будущих учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств
№ п/п |
Наименование вуза |
Наименование дисциплины, в рамках которой осуществляется подготовка к оцениванию с использованием цифровых средств |
1 |
Бурятский государственный университет |
Информационные технологии в профессиональной деятельности (раздел: Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся) |
2 |
Курский государственный университет |
Информационные технологии в образовании (раздел: Онлайн-тестирование) |
3 |
Шуйский филиал (Ивановский государственный университет)
|
Современные средства оценивания результатов обучения по технологии и экономике (темы: Цифровые образовательные ресурсы по предметной области, включая ресурсы Российской электронной школы, Работа с электронным дневником, электронным журналом, Способы оценивания учебной деятельности в условиях дистанционного обучения) |
4 |
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского |
Проектирование и проведение смешанных и онлайн-курсов (темы: Цифровые инструменты для создания интерактивного контента: Mentimeter, Цифровые инструменты для видео-конференц-связи: Zoom, Яндекс.Телемост, Webinar) |
5 |
Удмуртский государственный университет |
Информационные технологии в образовании (тема Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы мониторинга учебных достижений учащихся) |
6 |
Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина |
Современные средства оценивания результатов обучения |
Оперируя официальными данными, констатируем факт недостаточного раскрытия содержания подготовки будущих учителей технологий к оцениванию с применением цифровых средств. Наибольшей популярностью пользуются освещение общих вопросов оценивания с применением цифровых технологий (что, на наш взгляд, обусловлено направленностью дисциплины (модуля) как таковых) и подготовка к организации тестирований на уроках технологии (связано с государственной итоговой аттестацией (а также ОГЭ, ЕГЭ) по основным предметам и вытекающей из этого актуальностью практики работы обучающихся с разного рода тестовыми заданиями).
Однако остальные, не менее ценные с точки зрения подготовки к оцениванию с применением цифровых средств аспекты содержания остаются вне поля раскрытия, что, по нашему мнению, ограничивает потенциал применения цифровых средств на уроках технологии. В частности, совершенно не освещаются ключевые для технологического образования вопросы: оценивание результатов проектной деятельности обучающихся; формирование портфолио обучающихся (эффективного инструмента накопления образовательных достижений – продуктов практической деятельности); организация рефлексивной деятельности обучающихся (обязательной в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) [25]).
Стоит предположить, что подобное несоответствие содержания программ подготовки будущих учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств обусловлено рядом причин:
- отсутствием разработок и апробированных методических рекомендаций по формированию содержания дисциплин, посвященных оцениванию с применением цифровых средств;
- неразработанной законодательной базой, регулирующей внедрение дисциплин (модулей), посвященных оцениванию с применением цифровых средств (несмотря на оформленные в законодательных актах различного уровня формулировки о необходимости, обязательности, актуальности реализации учителем технологии оценивания с использованием информационно-коммуникационных технологий);
- недостаточным межвузовским взаимодействием в части обмена передовым опытом и инновациями в области подготовки будущих учителей к оцениванию и, как следствие, недостаточной осведомленностью преподавателей в части обновления содержания рабочих программ преподаваемых дисциплин.
Итак, по данным исследования заключим, что на сегодняшний день наблюдается тенденция условно изолированной подготовки будущих учителей технологии к организации контроля и оценки и отдельно подготовки к внедрению информационных технологий в профессиональную деятельность. Только в 6 из 47 вузов (12,77%) создаются условия для получения знаний, умений, навыков в области оценивания с применением цифровых инструментов интегрировано. Однако отметим, что даже и в этих случаях, как мы видим из содержания разделов дисциплин, освещаются только некоторые аспекты оценивания (ведение электронного дневника, организация онлайн-тестирования и т. д.).
Таким образом, по данным из открытых источников, в отечественных вузах не зафиксировано тенденции комплексного, неразрывного обучения будущих учителей технологии навыкам оценивания с применением цифровых средств вопреки нормативным требованиям и вызовам времени. Проблема обостряется тем, что в ФГОС ВО 3++ отсутствуют единые требования к организации профессиональной деятельности будущего учителя технологии в условиях цифровизации и степени сформированности готовности к подобной деятельности, а также отсутствуют технологии (модели) ее формирования и критерии оценки.
В то же время проведенный анализ практики подготовки учителей технологии в вузе позволил определить компоненты содержания, отвечающие, на наш взгляд, требованиям комплексного погружения будущих педагогов в поле оценивания с применением цифровых средств:
1) применение информационно-коммуникационных технологий при оценивании;
2) тестирование с применением цифровых средств оценивания;
3) организация проектной деятельности с применением цифровых средств оценивания;
4) портфолио на уроках технологии с применением цифровых средств оценивания;
5) организация рефлексии с применением цифровых средств оценивания;
6) учет образовательных достижений с применением цифровых средств оценивания.
Результаты исследования / Research results
Для решения выявленной проблемы авторами был разработан и успешно апробирован образовательный модуль, нацеленный на подготовку будущих учителей технологии к профессиональной деятельности в области педагогического оценивания с использованием цифровых средств. Предполагалось, что в процессе изучения основного содержания образовательного модуля будущие педагоги получат более объективные и дифференцированные знания о планировании, организации, проведении оценивания на уроках технологии, а также рефлексивном анализе образовательных результатов учебной деятельности обучающихся.
При разработке содержания образовательного модуля по подготовке будущих учителей технологии к применению цифровых средств оценивания авторы придерживались следующих положений (см. табл. 2):
1. Цели реализации содержания разделов соотносились с общепрофессиональными компетенциями (ОПК-5.1. - ОПК-5.3.), зафиксированными в методических рекомендациях «Ядро высшего педагогического образования» [26] и разъясняющими требования ФГОС ВО 3++.
2. Содержание каждого раздела выделено на основе результата анализа практики подготовки учителей технологии в вузах России и личного многолетнего педагогического опыта в области профессиональной подготовки педагогов технологического образования [27].
3. Определение цифровых средств оценивания осуществлялось в соответствии с техническими особенностями и дидактическими возможностями данных средств, возможностью защиты персональных данных обучающимися, а также с учетом адаптивности к урокам технологии.
В целях защиты персональных данных авторами были отобраны и предложены будущим учителям технологии исключительно отечественные цифровые средства оценивания, программное обеспечение которых зарегистрировано и находится на территории Российской Федерации.
Как мы видим, цифровые средства оценивания, представленные в рамках образовательного модуля, могут быть задействованы при организации оценивания на уроках технологии. В зависимости от функционала они могут быть целостными системами в организации педагогического оценивания, фиксации и анализа его результатов. Например, государственная информационная система Республики Коми «Электронное образование» (ГИС РК «Электронное образование») является подсистемой автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование», разработанной компанией ИРТЕХ. Или информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (ИКОП «Сферум»), позволяющая эффективно организовать групповую проектную деятельность, формирующее оценивание и рефлексию.
Таблица 2
Содержание образовательного модуля по подготовке будущих учителей
технологии к применению цифровых средств оценивания
Цель изучения раздела |
Содержание раздела |
Цифровое средство оценивания |
Дидактические возможности |
Формирование ОПК-5.1 «Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся» |
|||
Ознакомление студентов с понятием «цифровые средства оценивания», осознание обучающимися актуальности применения «цифровых средств оценивания» |
Законодательное регулирование применения цифровых средств оценивания |
ГИС РК «Электронное образование»
ИКОП «Сферум» |
– Статистический учет данных о посещаемости и успеваемости обучающегося (итоги успеваемости и качества знаний); – планирование, фиксация и контроль усвоения учебного материала (текущие отметки, их вес); – создание портфолио обучающегося (структурирование образовательных достижений, организация открытого оценивания). – организация групповой проектной деятельности (коммуникация посредством чатов, звонков, обмена файлами, работы в сессионных залах); – организация формирующего оценивания (посредством интерактивной доски); – организация рефлексии (персонализированная обратная связь посредством чатов и опросов) |
Методические рекомендации по применению цифровых средств оценивания на уроках технологии |
|||
Отечественные цифровые средства оценивания |
|||
Формирование ОПК-5.2 «Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности» |
|||
Обучение студентов применению цифровых средств оценивания на уроках технологии |
Тестирование на уроках технологии с применением цифровых средств оценивания. Формирующее оценивание на уроках технологии с применением цифровых средств оценивания |
Яндекс.Формы |
– Организация тестирования (короткий текст, длинный текст, один вариант, несколько вариантов, шкала) с возможностью автоматизации контроля степени усвоения материала; – организация обратной связи
|
Проектная деятельность на уроках технологии с применением цифровых средств оценивания |
Аспро.agile ЛидерТаск |
Организация и управление индивидуальной и групповой проектной деятельностью (стратегическое и тактическое планирование, контроль прогресса реализации проекта, организация командной работы) |
|
Устные опросы на уроках технологии с применением цифровых средств оценивания |
Яндекс.Телемост
|
Организация устных опросов (посредством онлайн-трансляции) |
|
Проверочные/контрольные (письменные) работы на уроках технологии с применением цифровых средств оценивания |
Яндекс.Диск Яндекс.Почта |
Организация письменных контрольных работ (посредством сбора, хранения и обработки больших данных) |
|
Формирование ОПК-5.3 «Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса» |
|||
Формирование у студентов способности к анализу и рефлексии
|
Организация рефлексии с применением цифровых средств оценивания |
ВКонтакте
ГИС РК «Электронное образование»
|
– Организация рефлексии, опросов (дистанционная индивидуальная поддержка и своевременная помощь); – аналитический учет данных об успеваемости (расчет средневзвешенного балла, динамика среднего балла) |
В то же время средствами для организации собственно процедуры оценивания могут выступить сервисы Яндекс.Формы и Яндекс.Диск. Помимо прямого применения рассмотренных цифровых средств оценивания, часть из них может использоваться опосредованно, то есть косвенно содействовать организации процедуры оценивания (ВКонтакте).
Однако, вне зависимости от назначения, они служат общей цели – обеспечение более полной контроля и оценки прогресса освоения образовательного процесса обучающимся на уроках технологии.
В целом учителю цифровые технологии позволяют увеличить активность и продуктивность субъектов образовательного процесса, обеспечить прозрачность процедуры оценивания, организовать качественную обратную связь, автоматизировать процесс обработки результатов оценивания, оперативно обнаружить проблемные аспекты образовательного процесса. Ученику цифровые технологии дают возможность проходить процедуру оценивания с максимальной персонификацией, с возможностью самоконтроля, часто с элементами геймификации.
Впервые образовательный модуль был апробирован авторами в ноябре – декабре 2022 года на базе СГУ им. Питирима Сорокина. Участниками образовательного модуля являлись студенты IV курса группы 141-ПОз, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» профиля «Технология» в рамках дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения». В текущем учебном году планируется продолжить развернутую работу, оптимизировав с опорой на изменения в национальной политике содержание модуля и форму проведения занятий, уделяя особое внимание подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности на инновационной образовательной платформе «Сферум».
Эффективность организации и проведения образовательного модуля оценивалась на основе анализа сформированности готовности будущих учителей технологии к применению цифровых средств. Опираясь на положения о том, что включение личности в профессиональную деятельность обеспечивает готовность личности к данному виду деятельности [28], и видение модели готовности к профессиональной деятельности у ряда исследователей (Н. В. Сычкова [29], Ю. Б. Рогачева [30], В. Н. Журавчик [31]), которые сходятся во мнении о трехкомпонентной структуре любой профессиональной готовности (мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты), мы разработали вопросы-индикаторы достижения готовности в соответствии с вышеуказанными компонентами. Опрос проводился до начала проведения образовательного модуля и по его итогам. Результаты опроса представлены в табл. 3. Поясним, что под формулировкой «ответ» подразумевается сгенерированный вариант ответа на основе наиболее часто встречаемых формулировок.
Таблица 3
Результаты опроса студентов по итогам проведения образовательного модуля, посвященного применению цифровых средств оценивания на уроках технологии
Вопрос |
Ответ студентов до проведения образовательного модуля |
Ответ студентов по итогам проведения образовательного модуля |
Примечания |
1. Обоснуйте, важно ли учителю технологии применять цифровые средства оценивания (мотивационный компонент) |
Необходимо использовать цифровые средства потому, что современная экономика является цифровой |
Необходимо использовать цифровые средства потому, что они позволяют организовать более эффективное оценивание |
Несмотря на то что и до начала проведения образовательного модуля студенты однозначно высказывались в поддержку внедрения цифровых средств на уроках технологии, по итогам образовательного модуля зафиксировано смещение причинного фокуса высказанной позиции, которая стала более осмысленной и обоснованной |
2. Перечислите, какие отечественные цифровые средства оценивания, актуальные для применения на уроках технологии, Вы знаете (когнитивный компонент) |
Яндекс.формы |
Электронный журнал и дневник ИРТЕХ «Сетевой город», Сферум, Яндекс.Телемост, Яндекс.Формы, Яндекс.Трекер, ЛидерТаск
|
По итогам образовательного модуля студенты свободно, без опоры на дополнительные источники, воспроизвели все рассмотренные цифровые средства оценивания и их основные функции |
3. Перечислите, какие отечественные цифровые средства оценивания Вы способны применить на уроке технологии? (деятельностный компонент) |
Яндекс.Формы |
Электронный журнал и дневник «Сетевой город», Система «Сферум», Яндекс.Телемост, Яндекс.Формы, Яндекс.Трекер, ЛидерТас
|
Студенты отметили, что, при необходимости, способны интегрировать любое из цифровых средств оценивания, а также проявили инициативу в дальнейшем самостоятельном поиске и изучении возможностей современных цифровых технологий |
Подводя итог результатам опроса, выделим следующее:
– общая активность участников образовательного модуля характеризуется как достаточная для получения и закрепления первоначальных навыков использования цифровых средств оценивания;
– в результате изучения особенностей применения цифровых средств оценивания студентами выявлены наиболее актуальные, на их взгляд, средства, изучение которых может быть продолжено за пределами образовательного модуля и дисциплины в целом, что свидетельствует об устойчивой мотивации и высокой вероятности «выживаемости» знаний по завершении обучения;
– обобщенный комментарий будущих учителей технологии по итогам освоения образовательного модуля сформулирован следующим образом: «Это рабочие инструменты [цифровые средства оценивания – Прим. авторов], разноплановые, ранее не знакомые, но полезные, современные, интерактивные и безопасные» – и приводит к заключению об общем положительном восприятии учебной группой представленного образовательного модуля.
Таким образом, на основании анкетирования, рефлексии и наблюдения сделаем вывод о том, что проведение образовательного модуля соответствует образовательной цели и является продуктивным для внедрения в педагогический процесс при подготовке будущих учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств.
По итогам освоения образовательного модуля всеми студентами получены первичные навыки применения рассмотренных выше цифровых средств оценивания. Несмотря на возникшие сложности студенты продемонстрировали открытость к внедрению инноваций в свою будущую профессиональную деятельность, достаточную осведомленность о существующих цифровых средствах оценивания, способах и особенностях их применения, а также готовность обучаться.
Стоит отдельно остановиться на преимуществах, открываемых при реализации разработанного авторами образовательного модуля.
Во-первых, благодаря новизне, качественному интерфейсу и удобным пользовательским решениям выделенных цифровых средств оценивания у будущих учителей технологии наблюдается устойчивая познавательная активность, формируются коммуникативные умения и цифровая грамотность, позволяющие в совокупности корректно применять цифровые средства оценивания для сетевого взаимодействия и будущей профессиональной деятельности.
В-третьих, применение регулярной рефлексивной практики наряду с обоснованием временных, трудовых, материальных и организационных затрат педагога на организацию оценивания с применением цифровых средств позволяет сформировать прочную внутреннюю мотивацию будущего учителя технологии в отношении перспектив использования цифровых средств оценивания в целях собственной профессиональной реализации.
Заключение / Conclusion
Как показывает проведенное исследование, образовательный модуль обладает существенным потенциалом применительно к решению важной педагогической задачи – формированию готовности будущих учителей технологии к профессиональной деятельности в условиях набирающей обороты цифровой трансформации образования.
Прежде всего, это обусловлено прикладной ориентированностью образовательного модуля в сочетании с наглядностью (пошаговыми алгоритмами, снабженными скриншотами и комментариями к ним) и демонстрацией преимуществ применения того или иного цифрового средства оценивания (экономия времени, автоматизация обработки результатов, элементы геймификации). Также встроенные возможности цифровых средств оценивания позволяют интенсифицировать процесс подготовки будущих учителей технологии за счет применения их преподавателями вузов при проведении других дисциплин, что позволит будущим учителям многогранно взглянуть на те или иные цифровые средства оценивания (как с позиции обучающегося, так и с позиции будущего учителя).
Необходимо уточнить, что рассмотренный в настоящей статье перечень цифровых средств не является исчерпывающим, а, напротив, характеризуется как вариативный по ряду причин. Во-первых, рассмотренная ГИС РК «Сетевой город» является официальным ресурсом в Республике Коми, однако в других регионах и муниципалитетах – другие информационные системы (в Москве – образовательная платформа «Московская Электронная Школа», в Санкт-Петербурге – образовательный портал «Петербургское образование» и т. д.).
Авторы допускают, что в ближайшее десятилетие, в силу набирающей обороты цифровой трансформации образования, в России будут разработаны и представлены новые цифровые средства оценивания, а полученный студенческий опыт пользования цифровыми технологиями станет опорой и стимулом при изучении новых разработок будущими специалистами.
Рынок отечественных цифровых средств оценивания как компонент рынка цифровых образовательных продуктов является наиболее динамичной структурой всей цифровой экосистемы, чутко реагирующей на запросы потребителя (государства, школы, учителей, родителей, учеников) модификациями, инновационными решениями, новым программным обеспечением и, соответственно, требующей дальнейшего изучения.
К перспективным, на наш взгляд, направлениям исследований в данной области относится разработка методических рекомендаций по применению цифровых средств оценивания на уроках технологии на разных ступенях обучения, позволяющих в полной степени реализовать потенциал применения цифровых технологий в образовании.