Введение
Изучением феномена виктимности (от лат. victima – жертва) занимаются различные науки: психология, философия, социология, политология, виктимология, юридические, медицинские и другие науки. На современном этапе данный вопрос чаще исследуется на материалах уголовных дел (Д. В. Ривман и др.) [1] или социологических опросов (Г. И. Козырев и др.) [2]. Среди ключевых работ, тем или иным образом затрагивающих феномен виктимности, необходимо отметить фамилии таких ученых, как О. А. Бойко [3], И. Г. Малкина-Пых [4], А. А. Гаджиева [5], Е. В. Никитин [6]. На необходимость психологизации изучения виктимности обращали внимания такие ученые, как Э. Крепелин [7], К. Ясперс [8], К. Юнг [9], А. Адлер [10], И. П. Павлов [11], Л. С. Выготский [12], А. В. Мудрик [13] и др.
О. О. Андронникова определяет виктимность как «совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья», а виктимное поведение – как «отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений личности» [14]. Основанием для концепции развития виктимности в онтогенезе является аксиологическая матрица онтологических оснований жертвенности в индивидуальном и социальном контекстах (рис. 1).
Рис. 1. Аксиологическая матрица оснований жертвенности
Относительно исследований особенностей виктимности юношеской возрастной группы П. Н. Кемяшова, А. Г. Фаустова отмечают, что в настоящее время их существует небольшое количество. В результате проведенного исследования авторы выявили, что в качестве одного из основных факторов, детерминирующих склонность к виктимному поведению в юношеском возрасте, можно выделить неадекватный уровень самооценки [15].
Существующие в настоящее время психологические подходы к диагностике виктимности Т. Е. Яценко и С. И. Еременко [16] классифицировали по следующим четырем направлениям: субъектно-рефлексивный (применение личностных опросников, ориентированных на самоанализ, анкет, структурированных самоотчетов, предполагающих целенаправленное осмысление исследуемым виктимных паттернов собственного поведения, признаков виктимности в мышлении и самоотношении), типологический (типологические опросники личности), проективный (анализ неосознаваемых реакций испытуемых на внешне нейтральные, завуалированные стимулы, предлагаемых ими интерпретаций в ходе применения моторно-экспрессивных, перцептивно-структурных, апперцептивно-динамических методик для выявления склонности к виктимности) и объектный (экспертная оценка, методы анкетирования, опросные, психосемантические методы, личностные опросники, требующие независимой оценки признаков виктимности исследуемого человека).
Методология и результаты исследования
В нашем исследовании изучалась виктимность в студенческой среде и ее взаимосвязь с жизнестойкостью. Для изучения виктимности использовалась методика «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой (2012) [17]. Согласно М. А. Одинцовой, ролевая виктимность – это предрасположенность индивида в силу неблагоприятных объективных и специфических субъективных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся в позиции либо статусе жертвы, а также в их динамическом воплощении: социальной или игровой роли жертвы [18]. В основе классификации ролевой виктимности М. А. Одинцовой лежит типология В. И. Слободчикова (игровая роль, социальная роль, позиция и статус), разделение на типы в которой происходит по двум основаниям: 1) ситуативность/внеситуативность; 2) свободный/навязанный характер (табл. 1) [19]. С усилением характеристик и закреплением в модели поведения «игровая роль жертвы» и «социальная роль жертвы» переходят в «позицию жертвы» либо «статус жертвы».
Таблица 1
Основания ролевой виктимности
|
Внеситуативные |
Ситуативные |
Свободные |
Позиция «жертвы» |
Игровая роль «жертвы» |
Навязанные |
Статус «жертвы» |
Социальная роль «жертвы» |
Для оценки жизнестойкости в нашем исследовании использовалась скрининговая версия теста жизнестойкости Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой (2013) [20]. В основе данной методики лежит теория С. Мадди, которая описывает три базовых убеждения, образующих конструкт жизнестойкости: вовлеченность (вера человека в то, что благодаря активному участию в происходящем он может найти в жизни нечто интересное и ценное для себя), контроль (убеждение в том, что благодаря собственной активности человек способен влиять на последствия происходящих вокруг него событий) и принятие риска (убеждение в том, что любой опыт, даже негативный, ценен сам по себе как возможность чему-то научиться, а следовательно, не стоит бояться возможной неудачи) [21].
Анализируя данные, полученные на нашей выборке, относительно виктимного поведения можно сделать следующие выводы: 76% студентов имеют очень низкий интегральный показатель виктимного ролевого поведения. Сравнивая выборки по полу (см. рис. 2), можно отметить, что только у девушек наблюдаются респонденты с показателем виктимного ролевого поведения ниже среднего (6 человек, 3%), а в выборке юношей-респондентов с данным показателем виктимного поведения нет.
В табл. 2 приводятся описательные статистические данные типов ролевого виктимного поведения, полученные на выборке исследования. Различия между юношами и девушками оказались статистически значимыми по средним значениям социальной роли жертвы (t = 2,9, p ≤ 0,01), позиции жертвы (t = 2,0, p ≤ 0,05) и интегральному показателю виктимного поведения (t = 2,3, p ≤ 0,05), а по средним значениям игровой роли жертвы (t = 0,7) и статуса жертвы (t = 0,9) – статистически не значимы.
Анализируя взаимосвязь ролевого виктимного поведения с возрастом, мы не обнаружили значимых корреляционных связей. Типы ролевого виктимного поведения ожидаемо положительно коррелируют между собой (r = 0,28, r = 0,28, r = 0,19,
r = 0,68, r = 0,45, r = 0,46, r = 0,77, r = 0,44, r = 0,70, r = 0,65; p<0,01) (см. табл. 3).
Рис. 2. Ролевая виктимность в выборках юношей и девушек
Таблица 2
Описательные статистические данные типов ролевого виктимного поведения
Тип ролевого виктимного поведения |
Среднее |
Ст. откл. |
Игровая роль жертвы |
3,05 |
1,78 |
Юноши |
2,66 |
1,67 |
Девушки |
2,85 |
1,97 |
Социальная роль жертвы |
3,71 |
1,86 |
Юноши |
2,76 |
1,66 |
Девушки |
3,52 |
1,78 |
Позиция жертвы |
1,22 |
1,38 |
Юноши |
0,88 |
1,12 |
Девушки |
1,29 |
1,43 |
Статус жертвы |
2,25 |
1,31 |
Юноши |
2,20 |
1,37 |
Девушки |
2,38 |
1,28 |
Общая ролевая виктимность |
10,24 |
4,65 |
Юноши |
8,51 |
4,24 |
Девушки |
10,04 |
4,70 |
Таблица 3
Типы ролевого виктимного поведения и возраст
|
Возраст |
ИРЖ |
СРЖ |
ПЖ |
СЖ |
ИРЖ |
–0,03 |
|
|
|
|
СРЖ |
–0,00 |
0,28** |
|
|
|
ПЖ |
0,01 |
0,28** |
0,45** |
|
|
СЖ |
–0,02 |
0,19** |
0,46** |
0,44** |
|
ОРВ |
0,02 |
0,68** |
0,77** |
0,70** |
0,65** |
ИРЖ – игровая роль жертвы; СРЖ – социальная роль жертвы; ПЖ – позиция жертвы; СЖ – статус жертвы; ОРВ – общая ролевая виктимность; ** – p < 0,01.
Анализируя данные, полученные на нашей выборке, относительно жизнестойкости, можно сделать следующие выводы: 72% студентов имеют высокий уровень жизнестойкости (рис. 3). В выборке девушек значительно меньше представлен высокий уровень жизнестойкости (69%), в отличие от юношей (81%); в свою очередь, в мужской выборке менее представленным является средний уровень (14%), в отличие от женской выборки (23%).
Рис. 3. Жизнестойкость в выборках юношей и девушек
В табл. 4 приводятся описательные статистические данные показателей жизнестойкости. Различия между юношами и девушками оказались статистически значимыми как по общей жизнестойкости (t = 3,4, p ≤ 0,01), так и, соответственно, по ее отдельным показателям: вовлеченность (t = 3,3, p ≤ 0,01), контроль (t = 3,6, p ≤ 0,01) и принятие риска (t = 2,1, p ≤ 0,05).
Таблица 4
Описательные статистические данные показателей жизнестойкости
Показатели жизнестойкости |
Среднее |
Ст. откл. |
Вовлеченность |
8,10 |
3,40 |
Юноши |
9,37 |
3,07 |
Девушки |
7,75 |
3,41 |
Контроль |
7,58 |
2,82 |
Юноши |
8,71 |
2,78 |
Девушки |
7,26 |
2,75 |
Принятие риска |
7,08 |
2,88 |
Юноши |
7,78 |
3,05 |
Девушки |
6,89 |
2,81 |
Общая жизнестойкость |
22,77 |
8,10 |
Юноши |
25,86 |
21,89 |
Девушки |
8,03 |
7,92 |
Анализируя взаимосвязь жизнестойкости с возрастом, мы не обнаружили значимых корреляционных связей. В свою очередь, отдельные показатели жизнестойкости ожидаемо положительно коррелируют между собой (r = 0,91, r = 0,87, r = 0,87, r = 0,70, r = 0,70, r = 0,66; p < 0,01) (см. табл. 5).
Таблица 5
Показатели жизнестойкости и возраст
|
Возраст |
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
Контроль |
Жизнестойкость |
0,00 |
|
|
|
Вовлеченность |
–0,02 |
0,91** |
|
|
Контроль |
–0,00 |
0,87** |
0,70** |
|
Принятие риска |
0,03 |
0,87 |
0,70** |
0,66** |
** – p < 0,01.
Заключительным этапом нашего исследования была проверка гипотезы о наличии связи между уровнем показателей жизнестойкости и типами ролевого виктимного поведения. В табл. 6 приводятся полученные данные, которые говорят нам о том, что на нашей выборке исследования были выявлены корреляционные связи между ролевым виктимным поведением и жизнестойкостью; это подтверждает поставленную гипотезу и позволяет нам сделать вывод: жизнестойкость и виктимное ролевое поведение связаны.
Таблица 6
Показатели жизнестойкости и типы ролевого виктимного поведения
|
ОРВ |
ИРЖ |
СРЖ |
ПЖ |
СЖ |
Жизнестойкость |
–0,74** |
–0,35** |
–0,62** |
–0,61** |
–0,63** |
Вовлеченность |
–0,73** |
–0,37** |
–0,64** |
–0,56** |
–0,58** |
Контроль |
–0,66** |
–0,30** |
–0,51** |
–0,61** |
–0,59** |
Принятие риска |
–0,57** |
–0,26** |
–0,49** |
–0,45** |
–0,51** |
ОРВ – общая ролевая виктимность; ИРЖ – игровая роль жертвы; СРЖ – социальная роль жертвы; ПЖ – позиция жертвы; СЖ – статус жертвы; ** – p < 0,01.
Заключение
- В студенческой среде преобладает очень низкая ролевая виктимность (76%), только у девушек наблюдаются респонденты с показателем виктимного ролевого поведения ниже среднего (6 человек, 3%). Различия между юношами и девушками статистически значимы по средним значениям социальной роли жертвы (t = 2,9, p ≤ 0,01), позиции жертвы (t = 2,0, p ≤ 0,05) и интегральному показателю виктимного поведения (t = 2,3, p ≤ 0,05).
- 72% студентов имеют высокий уровень жизнестойкости. В выборке девушек значительно меньше представлен высокий уровень жизнестойкости (69%), в отличие от юношей (81%); в свою очередь, в мужской выборке менее представленным является средний уровень (14%), в отличие от женской выборки (23%). Различия между юношами и девушками статистически значимы как по общей жизнестойкости (t = 3,4, p ≤ 0,01), так и по ее отдельным показателям: вовлеченность (t = 3,3, p ≤ 0,01), контроль (t = 3,6, p ≤ 0,01) и принятие риска (t = 2,1, p ≤ 0,05).
- Виктимное ролевое поведение и жизнестойкость не связаны с возрастом.
- Виктимное ролевое поведение оказывает влияние на уровень жизнестойкости.