Full text

Введение

 

Изучением феномена виктимности (от лат. victima – жертва) занимаются различные науки: психология, философия, социология, политология, виктимология, юридические, медицинские и другие науки. На современном этапе данный вопрос чаще исследуется на материалах уголовных дел (Д. В. Ривман и др.) [1] или социологических опросов (Г. И. Козырев и др.) [2]. Среди ключевых работ, тем или иным образом затрагивающих феномен виктимности, необходимо отметить фамилии таких ученых, как О. А. Бойко [3], И. Г. Малкина-Пых [4], А. А. Гаджиева [5], Е. В. Никитин [6]. На необходимость психологизации изучения виктимности обращали внимания такие ученые, как Э. Крепелин [7], К. Ясперс [8], К. Юнг [9], А. Адлер [10], И. П. Павлов [11], Л. С. Выготский [12], А. В. Мудрик [13] и др.

О. О. Андронникова определяет виктимность как «совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья», а виктимное поведение – как «отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений личности» [14]. Основанием для концепции развития виктимности в онтогенезе является аксиологическая матрица онтологических оснований жертвенности в индивидуальном и социальном контекстах (рис. 1).

 

Рис. 1. Аксиологическая матрица оснований жертвенности

 

Относительно исследований особенностей виктимности юношеской возрастной группы П. Н. Кемяшова, А. Г. Фаустова отмечают, что в настоящее время их существует небольшое количество. В результате проведенного исследования авторы выявили, что в качестве одного из основных факторов, детерминирующих склонность к виктимному поведению в юношеском возрасте, можно выделить неадекватный уровень самооценки [15]. 

Существующие в настоящее время психологические подходы к диагностике виктимности Т. Е. Яценко и С. И. Еременко [16] классифицировали по следующим четырем направлениям: субъектно-рефлексивный (применение личностных опросников, ориентированных на самоанализ, анкет, структурированных самоотчетов, предполагающих целенаправленное осмысление исследуемым виктимных паттернов собственного поведения, признаков виктимности в мышлении и самоотношении), типологический (типологические опросники личности), проективный (анализ неосознаваемых реакций испытуемых на внешне нейтральные, завуалированные стимулы, предлагаемых ими интерпретаций в ходе применения моторно-экспрессивных, перцептивно-структурных, апперцептивно-динамических методик для выявления склонности к виктимности) и объектный (экспертная оценка, методы анкетирования, опросные, психосемантические методы, личностные опросники, требующие независимой оценки признаков виктимности исследуемого человека).


Методология и результаты исследования

 

В нашем исследовании изучалась виктимность в студенческой среде и ее взаимосвязь с жизнестойкостью. Для изучения виктимности использовалась методика «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой (2012) [17]. Согласно М. А. Одинцовой, ролевая виктимность – это предрасположенность индивида в силу неблагоприятных объективных и специфических субъективных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся в позиции либо статусе жертвы, а также в их динамическом воплощении: социальной или игровой роли жертвы [18]. В основе классификации ролевой виктимности М. А. Одинцовой лежит типология В. И. Слободчикова (игровая роль, социальная роль, позиция и статус), разделение на типы в которой происходит по двум основаниям: 1) ситуативность/внеситуативность; 2) свободный/навязанный характер (табл. 1) [19]. С усилением характеристик и закреплением в модели поведения «игровая роль жертвы» и «социальная роль жертвы» переходят в «позицию жертвы» либо «статус жертвы».

Таблица 1

Основания ролевой виктимности

 

 

Внеситуативные

Ситуативные

Свободные

Позиция «жертвы»

Игровая роль «жертвы»

Навязанные

Статус «жертвы»

Социальная роль «жертвы»

 

Для оценки жизнестойкости в нашем исследовании использовалась скрининговая версия теста жизнестойкости Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой (2013) [20]. В основе данной методики лежит теория С. Мадди, которая описывает три базовых убеждения, образующих конструкт жизнестойкости: вовлеченность (вера человека в то, что благодаря активному участию в происходящем он может найти в жизни нечто интересное и ценное для себя), контроль (убеждение в том, что благодаря собственной активности человек способен влиять на последствия происходящих вокруг него событий) и принятие риска (убеждение в том, что любой опыт, даже негативный, ценен сам по себе как возможность чему-то научиться, а следовательно, не стоит бояться возможной неудачи) [21].

Анализируя данные, полученные на нашей выборке, относительно виктимного поведения можно сделать следующие выводы: 76% студентов имеют очень низкий интегральный показатель виктимного ролевого поведения. Сравнивая выборки по полу (см. рис. 2), можно отметить, что только у девушек наблюдаются респонденты с показателем виктимного ролевого поведения ниже среднего (6 человек, 3%), а в выборке юношей-респондентов с данным показателем виктимного поведения нет.

В табл. 2 приводятся описательные статистические данные типов ролевого виктимного поведения, полученные на выборке исследования. Различия между юношами и девушками оказались статистически значимыми по средним значениям социальной роли жертвы (t = 2,9, p ≤ 0,01), позиции жертвы (t = 2,0, p ≤ 0,05) и интегральному показателю виктимного поведения (t = 2,3, p ≤ 0,05), а по средним значениям игровой роли жертвы (t = 0,7) и статуса жертвы (t = 0,9) – статистически не значимы.

Анализируя взаимосвязь ролевого виктимного поведения с возрастом, мы не обнаружили значимых корреляционных связей. Типы ролевого виктимного поведения ожидаемо положительно коррелируют между собой (r = 0,28, r = 0,28, r = 0,19,
r = 0,68, r = 0,45, r = 0,46, r = 0,77, r = 0,44, r = 0,70, r = 0,65; p<0,01) (см. табл. 3).

 

 

 

Рис. 2. Ролевая виктимность в выборках юношей и девушек

 

Таблица 2

Описательные статистические данные типов ролевого виктимного поведения

 

Тип ролевого виктимного поведения

Среднее

Ст. откл.

Игровая роль жертвы

3,05

1,78

Юноши

2,66

1,67

Девушки

2,85

1,97

Социальная роль жертвы

3,71

1,86

Юноши

2,76

1,66

Девушки

3,52

1,78

Позиция жертвы

1,22

1,38

Юноши

0,88

1,12

Девушки

1,29

1,43

Статус жертвы

2,25

1,31

Юноши

2,20

1,37

Девушки

2,38

1,28

Общая ролевая виктимность

10,24

4,65

Юноши

8,51

4,24

Девушки

10,04

4,70

 

Таблица 3

Типы ролевого виктимного поведения и возраст

 

 

Возраст

ИРЖ

СРЖ

ПЖ

СЖ

ИРЖ

–0,03

 

 

 

 

СРЖ

–0,00

0,28**

 

 

 

ПЖ

0,01

0,28**

0,45**

 

 

СЖ

–0,02

0,19**

0,46**

0,44**

 

ОРВ

0,02

0,68**

0,77**

0,70**

0,65**

 

ИРЖ – игровая роль жертвы; СРЖ – социальная роль жертвы; ПЖ – позиция жертвы; СЖ – статус жертвы; ОРВ – общая ролевая виктимность; ** – p < 0,01.

 

Анализируя данные, полученные на нашей выборке, относительно жизнестойкости, можно сделать следующие выводы: 72% студентов имеют высокий уровень жизнестойкости (рис. 3). В выборке девушек значительно меньше представлен высокий уровень жизнестойкости (69%), в отличие от юношей (81%); в свою очередь, в мужской выборке менее представленным является средний уровень (14%), в отличие от женской выборки (23%).

 

 

 

Рис. 3. Жизнестойкость в выборках юношей и девушек

 

В табл. 4 приводятся описательные статистические данные показателей жизнестойкости. Различия между юношами и девушками оказались статистически значимыми как по общей жизнестойкости (t = 3,4, p ≤ 0,01), так и, соответственно, по ее отдельным показателям: вовлеченность (t = 3,3, p ≤ 0,01), контроль (t = 3,6, p ≤ 0,01) и принятие риска (t = 2,1, p ≤ 0,05).

Таблица 4

Описательные статистические данные показателей жизнестойкости

 

Показатели жизнестойкости

Среднее

Ст. откл.

Вовлеченность

8,10

3,40

Юноши

9,37

3,07

Девушки

7,75

3,41

Контроль

7,58

2,82

Юноши

8,71

2,78

Девушки

7,26

2,75

Принятие риска

7,08

2,88

Юноши

7,78

3,05

Девушки

6,89

2,81

Общая жизнестойкость

22,77

8,10

Юноши

25,86

21,89

Девушки

8,03

7,92

 

Анализируя взаимосвязь жизнестойкости с возрастом, мы не обнаружили значимых корреляционных связей. В свою очередь, отдельные показатели жизнестойкости ожидаемо положительно коррелируют между собой (r = 0,91, r = 0,87, r = 0,87, r = 0,70, r = 0,70, r = 0,66; p < 0,01) (см. табл. 5).

Таблица 5

Показатели жизнестойкости и возраст

 

 

Возраст

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Жизнестойкость

0,00

 

 

 

Вовлеченность

–0,02

0,91**

 

 

Контроль

–0,00

0,87**

0,70**

 

Принятие риска

0,03

0,87

0,70**

0,66**

** – p < 0,01.

 

Заключительным этапом нашего исследования была проверка гипотезы о наличии связи между уровнем показателей жизнестойкости и типами ролевого виктимного поведения. В табл. 6 приводятся полученные данные, которые говорят нам о том, что на нашей выборке исследования были выявлены корреляционные связи между ролевым виктимным поведением и жизнестойкостью; это подтверждает поставленную гипотезу и позволяет нам сделать вывод: жизнестойкость и виктимное ролевое поведение связаны.

Таблица 6

Показатели жизнестойкости и типы ролевого виктимного поведения

 

 

ОРВ

ИРЖ

СРЖ

ПЖ

СЖ

Жизнестойкость

–0,74**

–0,35**

–0,62**

–0,61**

–0,63**

Вовлеченность

–0,73**

–0,37**

–0,64**

–0,56**

–0,58**

Контроль

–0,66**

–0,30**

–0,51**

–0,61**

–0,59**

Принятие риска

–0,57**

–0,26**

–0,49**

–0,45**

–0,51**

 

ОРВ – общая ролевая виктимность; ИРЖ – игровая роль жертвы; СРЖ – социальная роль жертвы; ПЖ – позиция жертвы; СЖ – статус жертвы; ** – p < 0,01.

 

Заключение

 

  1. В студенческой среде преобладает очень низкая ролевая виктимность (76%), только у девушек наблюдаются респонденты с показателем виктимного ролевого поведения ниже среднего (6 человек, 3%). Различия между юношами и девушками статистически значимы по средним значениям социальной роли жертвы (t = 2,9, p ≤ 0,01), позиции жертвы (t = 2,0, p ≤ 0,05) и интегральному показателю виктимного поведения (t = 2,3, p ≤ 0,05).
  2. 72% студентов имеют высокий уровень жизнестойкости. В выборке девушек значительно меньше представлен высокий уровень жизнестойкости (69%), в отличие от юношей (81%); в свою очередь, в мужской выборке менее представленным является средний уровень (14%), в отличие от женской выборки (23%). Различия между юношами и девушками статистически значимы как по общей жизнестойкости (t = 3,4, p ≤ 0,01), так и по ее отдельным показателям: вовлеченность (t = 3,3, p ≤ 0,01), контроль (t = 3,6, p ≤ 0,01) и принятие риска (t = 2,1, p ≤ 0,05).
  3. Виктимное ролевое поведение и жизнестойкость не связаны с возрастом.
  4. Виктимное ролевое поведение оказывает влияние на уровень жизнестойкости.