Full text

Введение

 

Нравственное воспитание личности в контексте образовательного процесса является обязательным результатом его реализации, регламентированным федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках личностных универсальных действий и компетенций [1].

ФГОС ВО (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования) включает в себя перечень личностных результатов, которых студенты должны достичь в процессе обучения. Личностные результаты ФГОС ВО включают:

  1. Личностное самоопределение и развитие: осознание личных ценностей и установок, развитие личностной идентичности, развитие творческого мышления, принятие ответственности за свою жизнь и личностное развитие.
  2. Профессиональное самоопределение и развитие: развитие профессиональной идентичности, осознание и принятие профессиональных ценностей, овладение профессиональными навыками, умениями и компетенциями, развитие критического мышления и способности к саморазвитию в профессиональной сфере.
  3. Умение работать в команде и взаимодействовать: развитие навыков эффективного сотрудничества, способности к коллективной работе, умение конструктивно общаться и решать проблемы в группе.
  4. Культура и ценности: развитие всестороннего образования, уважения к разным культурам и их ценностям, развитие этических принципов и социальной ответственности, активное участие в культурной жизни и общественной деятельности.

5.   Информационная грамотность и технологическая компетентность: умение анализировать и оценивать информацию, умение работать с информационными ресурсами и технологиями, умение использовать информацию для решения задач и принятия решений.

Эти личностные результаты ФГОС ВО помогают создать основу для развития студентов в интеллектуальном, профессиональном и социальном аспектах, а также формирования ценностных ориентаций и навыков, необходимых для успешной профессиональной и личной жизни.

К основным категориям нравственного воспитания могут быть отнесены: мораль, этика, гражданственность, толерантность, гуманность, дисциплинированность, достоинство. В контексте нашего исследования будет рассмотрено такое понятие нравственного воспитания, как толерантность, с точки зрения социальных представлений студентов о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В общем смысле толерантность можно определить как качество личности, проявляющееся в способности безоценочно (терпимо) воспринимать, понимать и принимать отличительные черты другой культуры [2].

Периодизация развития отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России подробно описана в трудах Н. Н. Малофеева [3–5]. Проведя масштабное исследование по сопоставлению временного отрезка в два с половиной тысячелетия, от античных времен до наших дней, он выделил пять периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии (см. табл. 1), обнаружил, что в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, а также разработал международный словарь (2021) эволюции терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики [6].

Краткая характеристика этапов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России может быть представлена следующим образом:

  1. Первый период – это период Средневековья и раннего Нового времени. В этот период лица с отклонениями в развитии воспринимались как «недоразвитые» или даже «неполноценные». В западноевропейском обществе они часто попадали под опеку церкви, которая оказывала им некоторую помощь, основываясь на принципах милосердия. В России же на данном этапе подход к инвалидам был основан на патриархальной системе, где за их заботу отвечали родственники, община, церковь.
  2. Второй период начался в XVII в. в России с указов Петра I, запрещающих умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704) и повелевающих открыть церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1706). В западноевропейских странах в данный период стали внедрять принципы просвещения, и это повлекло за собой изменение отношения к лицам с отклонениями в развитии. Идея равенства и прав человека начала проникать в общественное сознание, и инвалиды стали рассматриваться как граждане со своими правами, впервые открываются в Париже спецшколы: для глухонемых (1770) и для слепых (1784).
  3. Третий период наступил в XIX в. и сопровождался дальнейшим развитием просветительских идеалов, а также индустриализацией и модернизацией общества. В западноевропейских странах правительства начали вводить меры по защите прав и интересов инвалидов, создавались специальные законы и организации. В России же на протяжении XIX в. подход к инвалидам был предметом обсуждений и исследований, однако практических шагов по созданию системы социальной защиты не предпринималось.
  4. Четвертый период начался в XX в. и продолжался до 90-х гг. России и 70-х в Европе. Система социальной поддержки инвалидов в западноевропейских странах продолжала совершенствоваться и развиваться, включала в себя различные формы социального обслуживания и помощи. В России же общество только начало осознавать необходимость и важность оказания помощи инвалидам, однако практическая реализация системы социальной защиты все еще находится в стадии разработки и совершенствования.
  5. Пятый период: Россия как демократическое государство в 1998 г. ратифицировало Конвенцию ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», приняло закон «Об образовании». Государство начинает проводить антидискриминационную политику по отношению к лицам с отклонениями в развитии, закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважение различий между людьми. В Европе специальные школы в данном аспекте признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная система специального образования – дискриминационной.

Таблица 1

Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения
общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
в Западной Европе и в России

 

1-й период

От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии

Россия: 996–1715 гг.

Европа: IX–VIII вв. до н. э. – начало XII в.

2-й период

Признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями

Россия: 1706–1806 гг.

Европа: XII в. – конец XVIII в.

3-й период

Осознание необходимости организации системы специального образования

Россия: 1806–1927 гг.

Европа: конец XVIII в. – начало XX в.

4-й период

Осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии

Россия: 1927–1991 гг.

Европа: начало XX в. – 70-е гг. XX в.

5-й период

От «институализации» к интеграции

Россия: 1991 г. – наст. вр.

Европа: 70-е гг. XX в. – наст. вр.

 

Методология и результаты исследования

 

Методологическим аппаратом в нашем исследовании стал конструкт социальных представлений (СП). Данная исследовательская теория глубоко изучена [7–9] и широко применяется в психолого-педагогической практике [10–12]. Представление как психологическая категория – это некий идеальный образ объективной действительности, который складывается под воздействием внешних и внутренних факторов [13], в большей степени представления формируются социальным, культурным, историческим контекстами. Культура определяет нормы, ценности и ожидания, которые формируются в социальных группах, и влияет на то, как мы воспринимаем и интерпретируем социальные ситуации. Социальный контекст также может влиять на наши представления, поскольку люди могут адаптировать свое поведение и представления в зависимости от ситуации и социальной группы, в которой они находятся.

Теория СП в психологии исследует, как люди воспринимают и интерпретируют социальные ситуации и концепты в своем окружении. Она основана на предположении, что наши представления о социальной реальности и социальных отношениях в значительной степени формируются через социальные взаимодействия и культурное окружение. Теория социальных представлений предполагает, что представления играют ключевую роль в нашем поведении и взаимодействии с другими людьми.

Теория СП имеет практические применения в области социальной психологии, организационной психологии и межкультурной коммуникации. Она помогает понять, как представления о других людях могут быть формированы и изменены, а также исследовать проблемы социального предвзятия и дискриминации. Эта теория также может применяться для разработки эффективных стратегий коммуникации и межгруппового взаимодействия.

В ходе нашего исследования было проанализировано 77 сочинений студентов Петрозаводского государственного университета, на темы: «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (31 сочинение), «Жизнь на планете “Особые люди”» (18 сочинений), «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (28 сочинений). Распределение выборки по полу: девушки – 48 (62%), юноши – 29 (38%). Количество сочинений по институтам (кафедрам): Институт педагогики и психологии (ИПП) (кафедра начального образования) – 11, Институт педагогики и психологии (ИПП) (кафедра дизайна) – 15, Институт физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) – 51. Все студенты обучаются на очном отделении: II курс – 26, III курс – 51 студент. Исследование проводилось в рамках дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» при участии студентов в конкурсе творческих работ «Окно в мир “особого” ребенка». Студенты могли выбрать форму своей работы: эссе (5 сочинений), стихотворение (14 сочинений), творческое сочинение (22 сочинения), рассказ (36 сочинений).

Особенность темы сочинения «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» предполагает наибольшую структурированность знаний по вопросу особенностей развития детей с ОВЗ, что подтверждает наибольшее количество выбора формы эссе (60%) для выполнения своей работы студентами (как наиболее теоритизированную и формальную) (см. табл. 2). Анализируя результаты распределения выборки, мы видим, что данную тему выбирали чаще обучающиеся ИПП (кафедра начального образования) – 46%, примерно так же часто, как и обучающиеся ИФКСиТ, – 45%. Также данную тему гораздо чаще выбирали студенты II курса (58%), в отличие от третьекурсников (31%), и юноши (68%), в отличие от девушек (25%).

Наибольшую сложность при выборе темы сочинения «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» вызывала смена позиции их самосознания, т. е., по сути, им нужно было стать ребёнком с ОВЗ, буквально попытаться понять, как и о чём он думает. Данная сложность выражалась в виде прямых вопросов от студентов, например: «Если это письмо ребёнка с инвалидностью, то я должен писать от его лица?» Анализируя результаты распределения выборки (см. табл. 3), мы видим, что данную тему выбирали чаще студенты ИПП (кафедра дизайна) – 53%, реже – обучающиеся ИФКСиТа, 29%. По форме написания сочинения чаще имели вид рассказа (58%), что логично объясняется нарративной составляющей письма, т. е. оно должно иметь сюжет; наименее редкой формой в сочинениях студентов стало эссе (0%). Также данную тему примерно одинаково выбирали студенты как II (31%), так и III курсов (39%), а вот в распределении выборки по полу имеются различия: девушки гораздо чаще выбирали данную тему для сочинения (44%), в отличие от юношей (24%).

 

 

Таблица 2

Особенности выбора темы сочинения
«Один день из жизни ребёнка с инвалидностью»

 

Критерий выборки

Количество сочинений (% от общего числа работ)

Институт (кафедра)

 

(ИПП) (кафедра нач. образования)

5 (46%)

(ИПП) (кафедра дизайна)

3 (20%)

(ИФКСиТ)

23 (45%)

Курс

 

II

15 (58%)

III

16 (31%)

Пол

 

Юноши

19 (66%)

Девушки

12 (25%)

Форма

 

Эссе

3 (60%)

Стихотворение

6 (43%)

Творческое сочинение

8 (36%)

Рассказ

14 (39%)

 

Таблица 3

Особенности выбора темы сочинения
«Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым»

 

Критерий выборки

Количество сочинений (% от общего числа работ)

Институт (кафедра)

 

(ИПП) (кафедра нач. образования)

5 (45%)

(ИПП) (кафедра дизайна)

8 (53%)

(ИФКСиТ)

15 (29%)

Курс

 

II

8 (31%)

III

20 (39 %)

Пол

 

Юноши

7 (24%)

Девушки

21 (44%)

Форма

 

Эссе

0 (0%)

Стихотворение

3 (21%)

Творческое сочинение

4 (18%)

Рассказ

21 (58%)

 

Тема для сочинения «Жизнь на планете “Особые люди”» предполагала наибольшую творческую составляющую, в ней студенты могли включить своё воображение «по полной» и пофантазировать о жизни детей с ОВЗ на уровне космических масштабов, но, с другой стороны, что интересно, данную тему по факту выбирало наименьшее количество студентов (18 из 77). Анализируя результаты распределения выборки (см. табл. 4), мы видим подтверждение нашего предположения о наиболее творческом характере данной темы: преобладающей формой написания является «творческое сочинение» (46%), наименее представленной формой стал «рассказ» – 3%. Анализируя распределение результатов выборки по направлению обучения, видим: данную тему выбирали чаще студенты ИПП (кафедра дизайна) – 27% – и ИФКСиТ – 26%, реже – обучающиеся ИПП кафедры начального образования, 9%. Также данная тема была наиболее популярной у девушек (31%) III курса (30%), в отличие юношей (10%) II курса (11%).

Таблица 4

Особенности выбора темы сочинения «Жизнь на планете “Особые люди”»

 

Критерий выборки

Количество сочинений (% от общего числа работ)

Институт (кафедра)

 

(ИПП) (кафедра нач. образования)

1 (9%)

(ИПП) (кафедра дизайна)

4 (27%)

(ИФКСиТ)

13 (26%)

Курс

 

II

3 (11%)

III

15 (30%)

Пол

 

Юноши

3 (10%)

Девушки

15 (31%)

Форма

 

Эссе

2 (40%)

Стихотворение

5 (36%)

Творческое сочинение

10 (46%)

Рассказ

1 (3%)

 

Сравнительный анализ полученных результатов по всем критериям выборки относительно сочинений о детях с ОВЗ представлен на рисунке.

 

 

 

Распределение тем сочинений о детях с ОВЗ

 

Заключение

 

Резюмируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Для студентов ИПП кафедры начального образования характерен выбор таких тем, как «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (которая предполагает наибольшую структурированность знаний по вопросу особенностей развития детей с ОВЗ) и «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (предполагающая способность к смене позиции самосознания, которая непосредственно связана с эмоциональным интеллектом). Для студентов ИПП кафедры дизайна наиболее популярной темой для сочинений была выбрана «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым», а для студентов ИФКСиТ – «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью».
  2. Профили выборов тем сочинений студентов II курса и юношей схожи, так же как профили студентов III курса и девушек.
  3. Использование сочинений на темы «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью», «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым», «Жизнь на планете “Особые люди”» возможно как инструмент нравственного воспитания и конкретно её категории – толерантности.