Введение
Нравственное воспитание личности в контексте образовательного процесса является обязательным результатом его реализации, регламентированным федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках личностных универсальных действий и компетенций [1].
ФГОС ВО (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования) включает в себя перечень личностных результатов, которых студенты должны достичь в процессе обучения. Личностные результаты ФГОС ВО включают:
- Личностное самоопределение и развитие: осознание личных ценностей и установок, развитие личностной идентичности, развитие творческого мышления, принятие ответственности за свою жизнь и личностное развитие.
- Профессиональное самоопределение и развитие: развитие профессиональной идентичности, осознание и принятие профессиональных ценностей, овладение профессиональными навыками, умениями и компетенциями, развитие критического мышления и способности к саморазвитию в профессиональной сфере.
- Умение работать в команде и взаимодействовать: развитие навыков эффективного сотрудничества, способности к коллективной работе, умение конструктивно общаться и решать проблемы в группе.
- Культура и ценности: развитие всестороннего образования, уважения к разным культурам и их ценностям, развитие этических принципов и социальной ответственности, активное участие в культурной жизни и общественной деятельности.
5. Информационная грамотность и технологическая компетентность: умение анализировать и оценивать информацию, умение работать с информационными ресурсами и технологиями, умение использовать информацию для решения задач и принятия решений.
Эти личностные результаты ФГОС ВО помогают создать основу для развития студентов в интеллектуальном, профессиональном и социальном аспектах, а также формирования ценностных ориентаций и навыков, необходимых для успешной профессиональной и личной жизни.
К основным категориям нравственного воспитания могут быть отнесены: мораль, этика, гражданственность, толерантность, гуманность, дисциплинированность, достоинство. В контексте нашего исследования будет рассмотрено такое понятие нравственного воспитания, как толерантность, с точки зрения социальных представлений студентов о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В общем смысле толерантность можно определить как качество личности, проявляющееся в способности безоценочно (терпимо) воспринимать, понимать и принимать отличительные черты другой культуры [2].
Периодизация развития отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России подробно описана в трудах Н. Н. Малофеева [3–5]. Проведя масштабное исследование по сопоставлению временного отрезка в два с половиной тысячелетия, от античных времен до наших дней, он выделил пять периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии (см. табл. 1), обнаружил, что в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, а также разработал международный словарь (2021) эволюции терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики [6].
Краткая характеристика этапов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России может быть представлена следующим образом:
- Первый период – это период Средневековья и раннего Нового времени. В этот период лица с отклонениями в развитии воспринимались как «недоразвитые» или даже «неполноценные». В западноевропейском обществе они часто попадали под опеку церкви, которая оказывала им некоторую помощь, основываясь на принципах милосердия. В России же на данном этапе подход к инвалидам был основан на патриархальной системе, где за их заботу отвечали родственники, община, церковь.
- Второй период начался в XVII в. в России с указов Петра I, запрещающих умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704) и повелевающих открыть церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1706). В западноевропейских странах в данный период стали внедрять принципы просвещения, и это повлекло за собой изменение отношения к лицам с отклонениями в развитии. Идея равенства и прав человека начала проникать в общественное сознание, и инвалиды стали рассматриваться как граждане со своими правами, впервые открываются в Париже спецшколы: для глухонемых (1770) и для слепых (1784).
- Третий период наступил в XIX в. и сопровождался дальнейшим развитием просветительских идеалов, а также индустриализацией и модернизацией общества. В западноевропейских странах правительства начали вводить меры по защите прав и интересов инвалидов, создавались специальные законы и организации. В России же на протяжении XIX в. подход к инвалидам был предметом обсуждений и исследований, однако практических шагов по созданию системы социальной защиты не предпринималось.
- Четвертый период начался в XX в. и продолжался до 90-х гг. России и 70-х в Европе. Система социальной поддержки инвалидов в западноевропейских странах продолжала совершенствоваться и развиваться, включала в себя различные формы социального обслуживания и помощи. В России же общество только начало осознавать необходимость и важность оказания помощи инвалидам, однако практическая реализация системы социальной защиты все еще находится в стадии разработки и совершенствования.
- Пятый период: Россия как демократическое государство в 1998 г. ратифицировало Конвенцию ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», приняло закон «Об образовании». Государство начинает проводить антидискриминационную политику по отношению к лицам с отклонениями в развитии, закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважение различий между людьми. В Европе специальные школы в данном аспекте признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная система специального образования – дискриминационной.
Таблица 1
Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения
общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
в Западной Европе и в России
1-й период |
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии |
|
Россия: 996–1715 гг. |
Европа: IX–VIII вв. до н. э. – начало XII в. |
|
2-й период |
Признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями |
|
Россия: 1706–1806 гг. |
Европа: XII в. – конец XVIII в. |
|
3-й период |
Осознание необходимости организации системы специального образования |
|
Россия: 1806–1927 гг. |
Европа: конец XVIII в. – начало XX в. |
|
4-й период |
Осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии |
|
Россия: 1927–1991 гг. |
Европа: начало XX в. – 70-е гг. XX в. |
|
5-й период |
От «институализации» к интеграции |
|
Россия: 1991 г. – наст. вр. |
Европа: 70-е гг. XX в. – наст. вр. |
Методология и результаты исследования
Методологическим аппаратом в нашем исследовании стал конструкт социальных представлений (СП). Данная исследовательская теория глубоко изучена [7–9] и широко применяется в психолого-педагогической практике [10–12]. Представление как психологическая категория – это некий идеальный образ объективной действительности, который складывается под воздействием внешних и внутренних факторов [13], в большей степени представления формируются социальным, культурным, историческим контекстами. Культура определяет нормы, ценности и ожидания, которые формируются в социальных группах, и влияет на то, как мы воспринимаем и интерпретируем социальные ситуации. Социальный контекст также может влиять на наши представления, поскольку люди могут адаптировать свое поведение и представления в зависимости от ситуации и социальной группы, в которой они находятся.
Теория СП в психологии исследует, как люди воспринимают и интерпретируют социальные ситуации и концепты в своем окружении. Она основана на предположении, что наши представления о социальной реальности и социальных отношениях в значительной степени формируются через социальные взаимодействия и культурное окружение. Теория социальных представлений предполагает, что представления играют ключевую роль в нашем поведении и взаимодействии с другими людьми.
Теория СП имеет практические применения в области социальной психологии, организационной психологии и межкультурной коммуникации. Она помогает понять, как представления о других людях могут быть формированы и изменены, а также исследовать проблемы социального предвзятия и дискриминации. Эта теория также может применяться для разработки эффективных стратегий коммуникации и межгруппового взаимодействия.
В ходе нашего исследования было проанализировано 77 сочинений студентов Петрозаводского государственного университета, на темы: «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (31 сочинение), «Жизнь на планете “Особые люди”» (18 сочинений), «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (28 сочинений). Распределение выборки по полу: девушки – 48 (62%), юноши – 29 (38%). Количество сочинений по институтам (кафедрам): Институт педагогики и психологии (ИПП) (кафедра начального образования) – 11, Институт педагогики и психологии (ИПП) (кафедра дизайна) – 15, Институт физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) – 51. Все студенты обучаются на очном отделении: II курс – 26, III курс – 51 студент. Исследование проводилось в рамках дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» при участии студентов в конкурсе творческих работ «Окно в мир “особого” ребенка». Студенты могли выбрать форму своей работы: эссе (5 сочинений), стихотворение (14 сочинений), творческое сочинение (22 сочинения), рассказ (36 сочинений).
Особенность темы сочинения «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» предполагает наибольшую структурированность знаний по вопросу особенностей развития детей с ОВЗ, что подтверждает наибольшее количество выбора формы эссе (60%) для выполнения своей работы студентами (как наиболее теоритизированную и формальную) (см. табл. 2). Анализируя результаты распределения выборки, мы видим, что данную тему выбирали чаще обучающиеся ИПП (кафедра начального образования) – 46%, примерно так же часто, как и обучающиеся ИФКСиТ, – 45%. Также данную тему гораздо чаще выбирали студенты II курса (58%), в отличие от третьекурсников (31%), и юноши (68%), в отличие от девушек (25%).
Наибольшую сложность при выборе темы сочинения «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» вызывала смена позиции их самосознания, т. е., по сути, им нужно было стать ребёнком с ОВЗ, буквально попытаться понять, как и о чём он думает. Данная сложность выражалась в виде прямых вопросов от студентов, например: «Если это письмо ребёнка с инвалидностью, то я должен писать от его лица?» Анализируя результаты распределения выборки (см. табл. 3), мы видим, что данную тему выбирали чаще студенты ИПП (кафедра дизайна) – 53%, реже – обучающиеся ИФКСиТа, 29%. По форме написания сочинения чаще имели вид рассказа (58%), что логично объясняется нарративной составляющей письма, т. е. оно должно иметь сюжет; наименее редкой формой в сочинениях студентов стало эссе (0%). Также данную тему примерно одинаково выбирали студенты как II (31%), так и III курсов (39%), а вот в распределении выборки по полу имеются различия: девушки гораздо чаще выбирали данную тему для сочинения (44%), в отличие от юношей (24%).
Таблица 2
Особенности выбора темы сочинения
«Один день из жизни ребёнка с инвалидностью»
Критерий выборки |
Количество сочинений (% от общего числа работ) |
Институт (кафедра) |
|
(ИПП) (кафедра нач. образования) |
5 (46%) |
(ИПП) (кафедра дизайна) |
3 (20%) |
(ИФКСиТ) |
23 (45%) |
Курс |
|
II |
15 (58%) |
III |
16 (31%) |
Пол |
|
Юноши |
19 (66%) |
Девушки |
12 (25%) |
Форма |
|
Эссе |
3 (60%) |
Стихотворение |
6 (43%) |
Творческое сочинение |
8 (36%) |
Рассказ |
14 (39%) |
Таблица 3
Особенности выбора темы сочинения
«Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым»
Критерий выборки |
Количество сочинений (% от общего числа работ) |
Институт (кафедра) |
|
(ИПП) (кафедра нач. образования) |
5 (45%) |
(ИПП) (кафедра дизайна) |
8 (53%) |
(ИФКСиТ) |
15 (29%) |
Курс |
|
II |
8 (31%) |
III |
20 (39 %) |
Пол |
|
Юноши |
7 (24%) |
Девушки |
21 (44%) |
Форма |
|
Эссе |
0 (0%) |
Стихотворение |
3 (21%) |
Творческое сочинение |
4 (18%) |
Рассказ |
21 (58%) |
Тема для сочинения «Жизнь на планете “Особые люди”» предполагала наибольшую творческую составляющую, в ней студенты могли включить своё воображение «по полной» и пофантазировать о жизни детей с ОВЗ на уровне космических масштабов, но, с другой стороны, что интересно, данную тему по факту выбирало наименьшее количество студентов (18 из 77). Анализируя результаты распределения выборки (см. табл. 4), мы видим подтверждение нашего предположения о наиболее творческом характере данной темы: преобладающей формой написания является «творческое сочинение» (46%), наименее представленной формой стал «рассказ» – 3%. Анализируя распределение результатов выборки по направлению обучения, видим: данную тему выбирали чаще студенты ИПП (кафедра дизайна) – 27% – и ИФКСиТ – 26%, реже – обучающиеся ИПП кафедры начального образования, 9%. Также данная тема была наиболее популярной у девушек (31%) III курса (30%), в отличие юношей (10%) II курса (11%).
Таблица 4
Особенности выбора темы сочинения «Жизнь на планете “Особые люди”»
Критерий выборки |
Количество сочинений (% от общего числа работ) |
Институт (кафедра) |
|
(ИПП) (кафедра нач. образования) |
1 (9%) |
(ИПП) (кафедра дизайна) |
4 (27%) |
(ИФКСиТ) |
13 (26%) |
Курс |
|
II |
3 (11%) |
III |
15 (30%) |
Пол |
|
Юноши |
3 (10%) |
Девушки |
15 (31%) |
Форма |
|
Эссе |
2 (40%) |
Стихотворение |
5 (36%) |
Творческое сочинение |
10 (46%) |
Рассказ |
1 (3%) |
Сравнительный анализ полученных результатов по всем критериям выборки относительно сочинений о детях с ОВЗ представлен на рисунке.
Распределение тем сочинений о детях с ОВЗ
Заключение
Резюмируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- Для студентов ИПП кафедры начального образования характерен выбор таких тем, как «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (которая предполагает наибольшую структурированность знаний по вопросу особенностей развития детей с ОВЗ) и «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (предполагающая способность к смене позиции самосознания, которая непосредственно связана с эмоциональным интеллектом). Для студентов ИПП кафедры дизайна наиболее популярной темой для сочинений была выбрана «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым», а для студентов ИФКСиТ – «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью».
- Профили выборов тем сочинений студентов II курса и юношей схожи, так же как профили студентов III курса и девушек.
- Использование сочинений на темы «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью», «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым», «Жизнь на планете “Особые люди”» возможно как инструмент нравственного воспитания и конкретно её категории – толерантности.