Full text

Введение

 

На данный момент существует более трехсот определений и пониманий того, что такое здоровье, но несомненным остается признание его важнейшим основанием и условием для достижения человеком всех поставленных целей и задач. Такое понимание приводит к рассмотрению здоровья как ценности. Но, несмотря на это, не для всех современных людей ценность здоровья является доминирующей.

Вопросы поддержания здоровья на протяжении всей истории человечества имели достаточно большое значение. При этом стоит учитывать тот факт, что только собственное стремление и соответствующие действия человека могут способствовать укреплению его здоровья, «заставить» человека вести здоровьесберегающий образ жизни практически невозможно.

Существует немало исследований, посвященных вопросам детерминации здорового образа жизни, с выделением факторов, способствующих этому, и в медицине, и в психологии, и в педагогике, и в других науках. Одним из таких факторов выступает высокое значение ценности здоровье для самого человека.

В собственно психологических исследованиях вопросы здоровья, как соматического, так и психологического и психического, были поставлены достаточно давно, но актуальны и в настоящий момент. Научные воззрения на здоровье как ценность можно найти в трудах как зарубежных (А. Маслоу, Г. Олпорт, Ф. Перлз и другие), так и отечественных психологов (В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, И. Н. Гурвич, Г. С. Никифоров, В. П. Озеров и другие).

Обобщая эти воззрения, можно сказать, что здоровье понимается ими как некая целостность, обретение которой происходит:

– вследствие достижения личностной зрелости (Г. Олпорт, Ф. Перлз, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко [1];

– интеграции жизненного опыта [2, 3].

При этом оно выступает необходимой детерминантой самоактуализации и самореализации личности [4, 5].

Психологические позиции в отношении роли категории отношения к своему здоровью в общей картине субъективного психологического благополучия личности в той или иной степени раскрываются в трудах Е. П. Белинской, Б. С. Братуся [6], М. В. Даниловой и Л. Рыкман, Д. В. Каширского и Н. А. Шмойловой [7], Д. А. Леонтьева [8], Г. С. Никифорова и З. Ф. Дудченко [9], А. О. Сухомлиновой, М. Г. Ивановой и А. Г. Портновой [10] и других.

Нашей позиции близко понимание здоровья как ценности в публикациях Д. В. Каширского и Н. А. Шмойловой, а именно – здоровье как субъективная ценность, образующая фундамент возможности реализации жизненных целей [11].

По мнению Л. В. Куликова, отношение к здоровью представляет собой отдельное личное качество, проявляющееся тенденцией преумножать или растрачивать собственное здоровье [12]. Отношение к здоровью, по мнению Н. П. Абаскаловой, включает в себя три компонента: оценочный, ценностный и деятельностный. Но аспект психологического воздействия, связанный со стимулированием личности к сохранению и поддержанию собственного здоровья, может базироваться исключительно на ценностном компоненте. Именно формирование отношения к своему здоровью как ценности является одной из важнейших задач по формированию мотивации здоровьесбережения у личности [13].

Наверное, без преувеличения можно сказать, что во все времена были люди, уделявшие поддержанию и сохранению своего здоровья много времени и сил, рассматривая его как важнейшую ценность. Но были и люди, в чьей ценностной иерархии здоровье находилось не на высших ступенях. Данный тезис побудил нас заинтересоваться вопросом о том, какие именно психологические особенности коррелируют со степенью значимости ценности «здоровье» в структуре личности. Нами была поставлена цель: выяснить, существует ли какая-либо связь между индивидуальными особенностями личности и тем, насколько важна ценность «здоровье».

 

Методология и результаты исследования

 

Для достижения поставленной цели нами было организовано исследование, состоящее из нескольких этапов: подбор диагностического инструментария, формирование выборки исследования, собственное эмпирическое изучение выборки, статистическая обработка полученных результатов и их интерпретация, формулирование выводов в соответствии с поставленной целью.

Эмпирическая выборка исследования комплектовалась рандомно. Учитывая гуманистическое понимание здоровья как целостности, приходящей с личностной зрелостью, в выборку вошли лица среднего возраста в количестве пятидесяти человек. Возрастной диапазон респондентов – 35–50 лет. Несмотря на то что гендерный аспект не находился в поле нашего внимания, при комплектации выборки учитывался фактор пола таким образом, чтобы соотношение мужчин и женщин было равноценным.

В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:

– методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

– индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик.

Учитывая занятость респондентов, на сбор диагностического материала ушел месяц. После чего были обработаны результаты и составлены обобщающие таблицы.

Поскольку в исследовании здоровье рассматривается именно как ценность, то именно с анализа результатов методики «Ценностные ориентации» М. Рокича был начат этап обработки и интерпретации данных. В концепции самого автора ценность «здоровье» является терминальной, т. е. целевой или смыслообразующей. Помимо нее, в списке терминальных ценностей присутствуют и другие, общим количеством восемнадцать, что позволяет представить их в виде шкалы, включающей в себя три класса. Условно обозначим эти классы как ведущие (ранговые места 1–6), значимые (ранговые места 7–12) и индифферентные (ранговые места 13–18).

Полученные диагностические данные указывают на то, что ценность «здоровье» для респондентов важна. Так, для 56% данная ценность принадлежит к классу ведущих, для 46% – к классу значимых. Индифферентное отношение к ценности собственного здоровья не выразил никто. Возможно, полученные результаты обусловлены возрастным диапазоном выборки.

Анализируя иерархию ценностей респондентов, рассматривающих здоровье как ведущую ценность (маркируем этих респондентов как первая группа), можно отметить, что, кроме нее, в данный класс были помещены ценности: активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастье других.

В класс значимых ценностей были помещены индивидуалистические ценности, ценности самореализации и моральной ответственности.

Наименее значимыми ценностями для этой подгруппы выступили ценности, связанные с профессиональным и личностным развитием. Можно сказать, что эти респонденты ориентированы в первую очередь на семью, при этом среди них присутствуют как женщины, так и мужчины.

В группе инструментальных ценностей данных респондентов наибольшее предпочтение было отдано в пользу деятельности и общения, а ценности самоутверждения и принятия других имеют среднее или совсем малое значение. При этом конкретные ценности преобладают над абстрактными, что также связано, скорее всего, с возрастом обследуемых. Можно сказать, что данные респонденты преимущественно ориентированы на поддержание хороших взаимоотношений с близким окружением.

В иерархии ценностей респондентов, у которых здоровье выступает значимой, но не ведущей ценностью (маркируем этих респондентов как вторую группу), в этот же класс были помещены ценности профессиональной и личностной самореализации.

В класс ведущих жизненных ценностей они поместили активную деятельную обеспеченную и семейную жизнь. Наименее значимыми выступили ценности познавательного и эстетического характера, а также ценности, связанные с другими людьми.

В группе инструментальных ценностей данных респондентов также преобладают деятельность и общение с доминированием конкретных ценностей над абстрактными. Можно сказать, что респонденты этой группы более ориентированы на ценности достижения определенного материального и социального статуса.

В целом можно отметить сходную картину ценностных иерархий в обеих группах.

Далее проанализируем данные респондентов, полученные в ходе применения «Индивидуально-типологического опросника» Л. Н. Собчик. Выбор этого опросника обусловлен его хорошими показателями по параметрам надежности и валидности.

По шкалам «ложь» и «аггравация» все респонденты набрали баллы, свидетельствующие о возможности дальнейшей обработки данных. По каждой из двух групп высчитывался средний показатель по каждой шкале методики ИТО. В таблице представлены полученные данные.

Опираясь на данные, представленные в таблице, можно отметить, что все общегрупповые показатели не выходят за пределы умеренно выраженных, то же характерно и для каждого индивидуального показателя.

Показатели методики ИТО

 

Шкалы ИТО

Первая группа

Вторая группа

Экстраверсия

5,4

5,8

Интроверсия

4,2

3,8

Спонтанность

3,6

5,1

Сензитивность

4,8

3,6

Агрессивность

4,2

5,4

Тревожность

5,9

3,8

Ригидность

4,6

4,4

Эмотивность

5,2

5,6

 

Статистическая проверка значимости различий в показателях двух групп с применением критерия U-Манна – Уитни таковых не выявила на достоверном уровне. Но можно отметить особенности, различия в которых в двух анализируемых группах наиболее заметны и могут рассматриваться как тенденция.

Так, сравнивая исследуемые группы, можно обратить внимание, что в каждой из них более выражена одна из черт полярных пар: тревожность – агрессивность и сензитивность – спонтанность.

Респонденты первой группы, с высокой значимостью ценности здоровья в целом менее спонтанны и менее агрессивны, чем представители второй группы. При этом они более сензитивны и тревожны, чем те, для кого ценность здоровья достаточно велика, но не является доминирующей. С учетом описания содержания шкал методики, данного автором, можно сказать, что полученные результаты вполне согласуются с выявленной в исследуемых группах ценностной иерархией. Так, у респондентов первой группы наименее выраженными в иерархии оказались ценности профессионального и личного саморазвития, что находит свое подтверждение в показателях шкалы «Агрессивность». У представителей второй группы показатели по этой шкале выше, что согласуется с тем, что данные ценности наряду с ценностью здоровья отнесены к классу значимых.

Аналогичная картина наблюдается в отношении показателей шкалы «Спонтанность», содержание которой, на наш взгляд, соотносится с такими ценностями, как творчество и уверенность в себе. Также у респондентов второй группы ценность «общественное мнение» оказалась практически на последнем месте в иерархии, и показатели спонтанности у них выше, чем у членов первой группы. Достаточно логично обоснованным считаем и то, что показатели чувствительности и тревожности в методике ИТО у лиц, для которых здоровье – доминирующая ценность, выше, чем у тех, для кого она значима, но не располагается на первом месте.

Учитывая показатели по всем шкалам методики ИТО, респондентов первой группы с ведущей ценностью «здоровье» можно охарактеризовать как в равной степени обращенных к собственному внутреннему миру и открытых новому опыту, в том числе опыту взаимодействия с людьми. Эти респонденты довольно чувствительны к собственному как соматическому, так и эмоциональному состоянию. Не меньшее внимание они проявляют и в отношении психических состояний окружающих людей, что, в частности, проявляется во внимании к собственным высказываниям и контроле предпринимаемых действий. Наряду с вниманием к окружающим они демонстрируют и чувствительность к их поступкам, долго переживают обиды, обладают выраженной тревожностью, которая может проявляться в разных сферах. Также у лиц, высоко ценящих здоровье, отмечается невысокая агрессивность, невыраженное стремление к достижению самореализации и отстаиванию своего мнения. Данные респонденты не склонны к внезапным переменам настроения или мнений, им больше по душе устоявшийся образ жизни и мыслей, последовательное достижение поставленных целей.

Для респондентов с высокой, но не ведущей значимостью ценности «здоровье» характерно доминирование экстраверсии над интроверсией, что свидетельствует о большей ориентированности данных лиц вовне, на взаимодействие с предметным и социальным миром и расширение круга общения. К явлениям собственного внутреннего мира они менее чувствительны, что также подтверждается невысокими показателями шкал «Сензитивность» и «Тревожность». Данным респондентам свойственно стремление к самореализации, стремление добиваться своего, при этом невысокая чувствительность, сочетаясь с достаточно выраженной спонтанностью, может приводить к необдуманным действиям и поступкам, следствием которых могут стать ухудшение качества или даже полное прекращение социальных контактов. Этому может способствовать и достаточно выраженная эмотивность наряду с невыраженной ригидностью, что часто проявляется как внезапная смена настроения, интересов, целей деятельности или вектора жизни в целом.

 

Заключение

 

На волне актуальности вопросов здоровьесбережения нами было организовано исследование, посвященное эмпирическому изучению связи индивидуально-типологических особенностей личности и места ценности здоровья в индивидуальной иерархии. Полученные результаты указывают, что данная фундаментальная ценность имеет значение для всех обследованных лиц среднего возраста. При этом нами условно были выделены две группы респондентов в зависимости от степени, присваиваемой ими ценности здоровья. Таким образом, были образованы группы с высоким и значимым весом данной ценности.

У первой группы лиц, высоко ценящих здоровье, наиболее ценными выступили также аспекты, связанные с поддержанием хороших отношений с близким окружением, наименее ценными оказались стремления к личной и профессиональной самореализации. Среди индивидуально-типологических свойств данных респондентов наиболее выраженными явились сензитивность и тревожность, наименее проявленными – агрессивность и спонтанность. Полученные данные подтверждают сформированный ценностный портрет, а именно указывают на то, что данные респонденты достаточно внимательно относятся к различным аспектам жизнедеятельности, склонны к заботе как о соматическом, так и психологическом здоровье, как собственном, так и своих близких, что, в частности, проявляется в контроле за вербальным и невербальным поведением.

У респондентов, признающих здоровье значимой, но не ведущей ценностью, доминирующими оказались активная и семейная жизнь, индифферентными – общегуманистические ценности. В класс значимых ценностей наряду со здоровьем были отнесены ценности личной и профессиональной самореализации, что свидетельствует о том, что здоровье данными респондентами рассматривается как ресурс для достижения поставленных целей. Выявленные индивидуально-типологические свойства этой группы лиц также дополнили ценностный портрет. Так, у этих респондентов, наоборот, более выражены свойства спонтанности и агрессивности наряду с малой проявленностью сензитивности и тревожности. Они более ориентированы на сферу профессиональных достижений и менее внимательны к потребностям и особенностям окружающих людей. Существенное доминирование личностных интересов и эмоциональная неустойчивость могут приводить к дисгармоничной коммуникации с ближайшим окружением, тем самым превращая отмеченную респондентами ценность «счастливая семейная жизнь» в гиперкомпенсаторную.

Таким образом, можно отметить, что поставленная в исследовании цель выявления особенностей связи индивидуально-типологических свойств личности и места ценности «здоровье» в индивидуальной иерархии достигнута. Далее нами планируется дополнить полученные результаты новыми диагностическими данными.