Введение
Изучение проблемы реализации социального капитала в современных условиях приобретает особую значимость в силу необходимости поиска новых траекторий социально-экономического развития и прогрессивных направлений преобразования социальной реальности. Актуальность данной темы обусловливается тем, что совершенствование социальных связей, отношений и взаимодействий вносит значительный вклад в развитие социума, определяет характер социально-экономических изменений и перспективы эффективного функционирования территориальных систем. Не меньшую значимость данная тема приобретает и для нивелирования социальной напряженности, снижения уровня конфликтности и социальной фрустрации в обществе. Кроме того, в условиях геополитической нестабильности и социально-экономической изоляции социальный капитал в значительной степени может расширить возможности реализации человеческого капитала, повысить уровень социальной солидарности, сплоченности общества, обеспечив тем самым устойчивость его развития. Не подлежит сомнению и тот факт, что в рамках представленной проблематики должны быть разработаны механизмы целенаправленного воздействия на процессы формирования и развития социального капитала, которые станут впоследствии мерами совершенствования его ключевых сегментов на различных уровнях. Первостепенную значимость в данной области исследования при этом приобретает создание комплексной модели управления социальным капиталом, учитывающей весь спектр новых социально-экономических вызовов.
Методология и результаты исследования
Обзор научной литературы по рассматриваемой теме
В силу свой значимости для продуктивного развития и функционирования всех общественных систем социальный капитал как одна из ключевых детерминант социального развития представлен в трудах многих классиков отечественной и зарубежной социологии, опираясь на которые можно выделить три основных подхода к рефлексии содержания данного понятия:
- подход, выдвигаемый П. Бурдьё, согласно которому социальный капитал представляет собой систему социальных сетей, связей и взаимодействий, выступающих источником получения экономических благ [1];
- теория, основанная Дж. Коулманом, определяющая рассматриваемый феномен как общественное благо, производимое индивидами и социальными группами с целью последующего извлечения выгоды [2];
- трёхфакторная теория Р. Патнэма, основанная на представлении социального капитала как системы социальных связей, социальных норм и доверия [3].
В значительной степени применительно к реалиям российского общества данные направления были адаптированы отечественными учёными в области социологии, такими как В. В. Богатырёва [4], В. А. Бурко [5], В. В. Радаев [6], П. Н. Шихирев [7], Л. А. Беляева [8], М. Я. Фейзба [9], Ф. С. Файзуллин [10] и др.
Преимущественно воззрения данных авторов относительно места и роли социального капитала в процессе социально-экономического развития сводятся к пониманию его как системы социальных отношений, эффективность которых измеряется доверием со стороны различных акторов [11].
Однако, несмотря на богатый опыт изучения социального капитала в отечественной и зарубежной науке, существенным недостатком является то, что довольно малоизученными остаются механизмы его управления и контроля, в то время как актуальность данного направления возрастает с каждым днем. Объясняется это прежде всего тем, что отсутствие или неэффективная работа данных механизмов ведут к росту теневых (деструктивных) форм социального капитала, выраженных в экономической преступности, коррупции, росте незаконных объединений, отстаивающих свои личные интересы в ущерб другим субъектам социальных отношений.
Модель системы управления процессами развития социального капитала
и анализ ключевых проблем её реализации
в условиях социально-экономических трансформаций
Согласно рассмотренным подходам к изучению структуры социального капитала можно выделить следующие его содержательные срезы: социальные связи, отношения, ценности, социальные и правовые нормы. Данные структурные элементы обеспечивают системную целостность социума, позволяют упорядочить процессы функционирования отдельных социальных акторов, в том числе индивидов, групп и институтов. В то же время для повышения эффективности их деятельности должна быть создана система регулирования процессов накопления и реализации социального капитала на трёх базовых уровнях управления: законодательном, организационно-административном и ценностно-нормативном.
На законодательном уровне устанавливаются нормативно-правовые основы регулирования межличностных и межинституциональных отношений, закрепляются свободы и ограничения социальных действий. Организационно-административный уровень представляет собой систему социальных единиц, групп и институтов, между которыми выстраиваются устойчивые социальные отношения, формируется иерархия власти и распределение конкретных функций. Ценностно-нормативный уровень включает несанкционированные нормы отношений, основанные на ценностях, традициях, общепринятых правилах поведения и нравственных нормах.
По уровню регулирования и масштабам распространения можно выделить систему управления процессами реализации и развития социального капитала макроуровня (общество в целом), мезоуровня (социальные институты, социальные группы и объединения), микроуровня (социальные единицы и малые социальные группы) (см. рисунок).
Управление процессами реализации и развития социального капитала |
Уровни управления |
Уровни управления |
Законодательный (нормативно- |
Организационно-административный (иерархия власти, распределение функций) |
Ценностно-нормативный |
Макроуровень |
Мезоуровень (социальные |
Микроуровень (социальные |
Система управления процессами реализации и развития социального капитала
(источник: материалы авторского исследования)
Успешная реализация управленческих механизмов на всех вышеобозначенных уровнях свидетельствует о высокой степени эффективности использования социального капитала и о положительной направленности тенденций социального развития. Следует отметить, что все уровни управления при этом должны быть взаимосвязаны между собой и дополнять друг друга, быть единой, устойчивой системой. Так, законодательный уровень должен быть основан на универсальных ценностях справедливости и равенства доступа к социально-экономическим благам, а организационно-административный ни в коей мере не должен нарушать нормативно-правовые основы функционирования общественных подсистем. Э. Фромм в своей работе «Здоровое общество» отмечает, что право закрепляет официально признанные ценности. Оно, так же как и система ценностей (не только санкционированных государством, но и существующих в реальной жизни), имеет свою иерархию, в которой высшие правовые акты, так же как и высшие ценности, должны определять все прочие нормы как необходимые для их реализации [12].
В то же время, если существующие нормативно-правовые акты не обеспечивают равенство всех граждан перед законом и служат лишь защите интересов определенного круга лиц, можно говорить об отрицательной динамике развития социального капитала, приводящей к социальной деградации. Это влечёт, в свою очередь, усиление социальной дифференциации, выраженной в неравном доступе разных социальных слоёв к экономическим благам и десоциализации экономики.
В случае, если подобные процессы воспринимаются населением в остронегативной форме и приобретают характер неприятия социальной несправедливости, можно говорить о возможностях устранения десоциализации экономики и дальнейшей интенсификации социального развития. Но если данные деструктивные явления воспринимаются обществом как норма, не встречая никакого противодействия со стороны гражданской оппозиции, то они приведут в конечном счёте к социальной дифракции, при которой социальные патологии становятся нормой процессов социального развития.
Подобные проблемы далеко не всегда имеют локальный характер распространения и могут достигать глобальных масштабов. Ученые, внесшие значительный вклад в социологию постмодернизма, зачастую отмечали гибкость и изменчивость нравственно-нормативных рамок, приводящих к несовершенству правовых норм. По мнению Э. Фромма, если мы хотим достичь такого общественного и культурного уклада, при котором наибольшую значимость имеет сам человек, то нам необходимо предпринимать для этого активные действия. Не нужно забывать, что не право творит человека, а человек право, и делает он это для своей же собственной пользы. Предназначение закона – регулирование общественной жизни, а значит, и наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей личности в обществе [13].
Если рассматривать организационно-административный уровень управления социальным капиталом, то можно проследить наличие аналогичных потенциальных рисков и угроз, при которых распространение социальной дифракции приобретает характер одного из основных деструктивных факторов социального развития. Яркие проявления данных проблем – неэффективная система бюрократического управления, коррупция, ставшая повсеместным явлением, отсутствие системы обратной связи между властью и населением.
Учитывая то, что все три уровня регулирования процессов социального капитала взаимосвязаны между собой, прослеживается высокая степень их корреляции. Так, неэффективное функционирование ценностно-нормативных механизмов приводит к несовершенству нормативно-правовых норм, направленных на защиту интересов лишь определенных социальных слоев, а это влечет за собой, в свою очередь, неэффективность работы управленческих структур, заботящихся лишь о собственном благе, а не о благосостоянии общества в целом.
Осознание данных проблем для социального развития является первым шагом на пути их элиминирования. Комплекс мер устранения данных отрицательных явлений должен основываться на разработанной системе иерархии уровней управления социальным капиталом. В настоящее время общепринятым является положение, что меры регулирования важнейших социальных процессов должны быть разработаны прежде всего на макроуровне. Но относительно рассматриваемой проблемы данный подход является не вполне эффективным и значительно уступает по качеству системе управления, действующей на всех трех уровнях одновременно (макро-, мезо- и микроуровни):
– На макроуровне меры регулирования должны быть представлены совершенствованием законодательных основ социального развития, регулированием нормативно-правовой системы и ориентацией её на сглаживание социального неравенства, в том числе при помощи механизмов реализации социального капитала.
– Мезоуровень должен быть представлен выстраиванием организационно-административных основ функционирования социальных институтов, направленных на защиту интересов всех слоёв населения, а не только представителей управленческих элит. Механизмы управления на данном уровне должны предусматривать устранение лишних элементов бюрократии, коррупции и злоупотребления должностными полномочиями со стороны руководства.
– Микроуровень представлен разработкой системы мер, способствующих повышению правового и нравственного сознания каждого члена общества, формированию активной гражданской позиции, развитию социальной активности и ответственности. Укрепление данных мер на уровне семьи, школы, системы среднего специального и высшего образования должно быть столь же приоритетной задачей, сколько и сам учебный процесс.
Управление процессами развития и реализации социального капитала, таким образом, должно представлять собой, с одной стороны, процесс регулирования социальных отношений, норм и правил поведения; с другой стороны, организационную систему, деятельность которой направлена на повышение эффективности функционирования социальных институтов.
Существенным недостатком управленческой деятельности в данной области является то, что в настоящее время функционирование федеральных и региональных органов власти не имеет четкой ориентации на реализацию социального капитала, что обусловлено не только низкой оценкой его значимости для социального развития общества, но и отсутствием научного обоснования необходимости его реализации в ближайшей перспективе. С учетом данного обстоятельства можно говорить о необходимости разработки единой программы реализации социального капитала территорий, обладающей чётко поставленной целью, задачами, принципами, функциями и направлениями реализации.
Целью данной программы должно стать продуктивное использование механизмов регулирования процессов накопления и реализации социального капитала территорий.
Задачами, направленными на достижение данной цели, являются:
1. Разработка и систематизация научно-методических основ управления процессами реализации социального капитала.
2. Оценка эффективности реализации социального капитала на федеральном и региональном уровнях, выявление ключевых проблем и противоречий его развития исходя из социально-экономических и культурных особенностей территорий.
3. Выявление конструктивных и деструктивных факторов влияния на процессы реализации и развития социального капитала.
4. Внедрение методов и технологий повышения эффективности функционирования механизмов реализации социального капитала на всех уровнях власти.
5. Распределение между управленческими структурами основных функций, обязанностей и направлений деятельности в данной области.
6. Разработка программы реализации социального капитала территорий, учитывающей специфику развития и базовые характеристики всех административно-территориальных единиц.
Ключевые направления и механизмы реализации поставленных задач
1. Разработка и систематизация научно-методических основ управления процессами реализации социального капитала. Данная задача направлена на корректировку нормативно-правовой базы в области регулирования социального капитала, в том числе таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, Федеральный закон от11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»,Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Целью вводимых корректировок должно стать устранение бюрократических барьеров на пути к реализации гражданских прав и свобод, повышение эффективности деятельности социальных групп в решении важнейших социально-экономических проблем и интенсификация социально ориентированной предпринимательской активности. Важным является введение гражданского и правового воспитания в образовательные стандарты, закрепленные в статье 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ.
2. Оценка эффективности реализации социального капитала на федеральном и региональном уровнях, выявление ключевых проблем и противоречий его развития исходя из социально-экономических и культурных особенностей территорий. Несмотря на то что в зарубежной практике используется множество вариаций измерения социального капитала, базовые критерии его оценки остаются неизменными. К их числу относятся: справедливость общественного устройства, уровень социального неравенства, доверие населения к власти, социальная сплоченность и активность населения. Важно учитывать также и регрессивные показатели, такие как: социальная напряженность, конфликтность, национальная и этническая нетерпимость.
3. Выявление конструктивных и деструктивных факторов влияния на процессы реализации и развития социального капитала. В рамках современных социально-экономических реалий можно выделить глобальные и локальные факторы, препятствующие эффективной реализации социального капитала. К числу глобальных относятся: факторы геополитической нестабильности, механизмы экономического давления, снижение уровня социальной безопасности, толерантности, обесценивание права на самоопределение, приводящее к затяжным конфликтам.
К общероссийским факторам относятся, прежде всего:
− социально-экономические ограничения и психологическое давление со стороны стран Запада. Расторжение социокультурных и экономических отношений. Неприятие и отторжение российской культуры;
− высокий уровень недоверия населения к государственным органам власти и силовым структурам, их коррумпированность, бюрократизация, местничество;
− гражданская индифферентность населения, неготовность принимать участие в деятельности общественных организаций, объединений;
− отсутствие у большинства граждан умений и навыков решать социальные проблемы силами собственной инициативы;
− низкий потенциал предпринимательской активности и правовой грамотности населения [14].
4. Внедрение методов и технологий повышения эффективности функционирования механизмов реализации социального капитала на всех уровнях власти. Реализация данной задачи во многом осложнена тем, что в настоящее время нет единой программы реализации социального капитала на федеральном и региональном уровнях. Причиной данного упущения является недостаточная оценка значимости ресурсов социальных коммуникаций. Тем не менее условия современных реалий говорят об острой необходимости введения мер реализации и приращения социального капитала, способных повысить уровень социальной сплоченности населения, снизить неравенство доступа к социальным и материальным благам, возвысить утраченные обществом социальные ценности. Для реализации заданных направлений целесообразным является введение мер повышения гражданской и социальной ответственности, развитие основ правового и нравственного воспитания, укрепление статуса важнейших социальных институтов, в том числе института семьи.
5. Распределение между управленческими структурами основных функций, обязанностей и направлений деятельности в данной области. Роль ведущего исполнителя в реализации поставленных задач в области реализации социального капитала, безусловно, должна быть отведена правительству Российской Федерации.
Специализированное государственное управление развитием социального капитала должно осуществляться на уровне министерств, федеральных служб и агентств. Данными управленческими структурами выполняются следующие функции, направленные на реализацию социального капитала: борьба с асоциальными явлениями и различными формами девиаций, развитие гражданского и правового сознания населения, формирование основ нравственного воспитания, укрепление системы социальных ценностей, обеспечение социальной защитой малообеспеченных слоев населения, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Аналогичные функции в рамках территориальных субъектов могут выполнять региональные органы власти исходя из социально-экономической, территориальной и культурной специфики регионов.
6. Разработка программы реализации социального капитала территорий, учитывающей специфику развития и базовые характеристики всех административно-территориальных единиц. В целях успешной реализации данной задачи в первую очередь необходимо введение законодательных основ профилактики развития отрицательных форм социального капитала. Содержательной основой их разработки должно стать введение правового воспитания на разных уровнях образования, начиная со средних общеобразовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями [15]. Ключевой задачей, решаемой в рамках данного процесса, должна стать передача молодому поколению знаний в области защиты и охраны прав граждан, информирование о последствиях, к которым может привести несоблюдение законодательных предписаний и правовых норм.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на богатый опыт исследования феномена социального капитала в отечественной и зарубежной науке, существенным недостатком является отсутствие должного внимания к управлению процессами его реализации и развития. Данным упущением, в свою очередь, обусловлены тенденции ослабления позитивного социального капитала и распространения его негативных форм. Наиболее ярко данные проблемы выражены в процессах распада социальных связей, десоциализации, распространения различных форм девиаций. Особую опасность представляют также патологии, которые со временем приобретают характер социальной дифракции, становятся нормой социальных отношений.
В рамках представленного материала сделаны выводы о возможности устранения данных деструктивных явлений при помощи модели управления процессами реализации и развития социального капитала на макро-, мезо- и микроуровнях. Первым наиболее важным шагом для ее разработки должно стать осознание того, что социальный капитал не является стихийно возникающим явлением; как и любой другой социальный феномен, он представляет собой продукт социальных взаимодействий, а значит, может стать объектом управления. Ключевыми этапами реализации управленческой деятельности в данной области являются: оценка состояния, диагностика проблем, выбор методов их решения и создание условий для продуктивного развития социального капитала в социуме. В целом дальнейшее изучение данной темы и проработка поставленных проблем во многом могут повлиять на эффективность управленческой деятельности, направленной на обеспечение социально-экономического благополучия территориальных систем различного уровня.