Введение / Introduction
Литературное образование школьников актуализирует вопросы изучения произведений региональной литературы, в которых учитываются культурно-исторические особенности территории, а также рассматриваются художественные образы в качестве носителей национально-культурных смыслов. Включение произведения П. Сорокина «Долгий путь» в круг чтения обучающихся Республики Коми обосновано исторической биографией Питирима Сорокина, родившегося в Коми крае (с. Турья Княжпогостского района) и прошедшего путь от крестьянско-ремесленнического слоя до ученого-социолога с мировым именем, и содержательными линиями произведения как автобиографического текста, раскрывающего вопросы становления личности.
Обратим внимание, что в Федеральной основной образовательной программе среднего общего образования [1] обозначена задача учебного предмета «Литература», направленная на необходимость формирования устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, включая приобщение к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры. Художественная автобиография П. Сорокина «Долгий путь» [2] как одного из величайших социологов XX столетия вызывает филологический и методический интерес к личности, воплощенной в художественном образе и прошедшей три этнические идентификации: коми – русский – американец, а в настоящее время личность вне наций
Цель нашей статьи – представить методические подходы к анализу произведения П. Сорокина, провести филологический анализ текста, интерпретируя художественную автобиографию П. Сорокина на основе литературоведческих и лингвистических способов понимания текста, показать региональные практики изучения произведения, обеспечивая трансляцию в сознание читателей–школьников процесса освоения и присвоения личностью (коми по национальности) культурной традиции, культурных идеалов и ценностей, представленных в сюжетной линии художественной автобиографии автора.
Обзор литературы / Literature review
Процессы глобализации и информатизации, наблюдаемые в обществе в последние десятилетия, приводят к размыванию границ этносов. При этом возрастающее культурное многообразие определяет острую необходимость осознавать и изучать каждому народу, этносу свою национальную и культурную специфику. Исследователи национальных культур и национального самосознания, антропологи стремятся интерпретировать модели поведения на стыке междисциплинарных походов этнопсихологии, этнопсихолингвистики и этнопсихосемиотики. Как отмечает В. В. Сидорова [3], образ всегда находится в сознании автора как человека – носителя той или иной культуры, а значит, образы сознания не только погружены в культурную ткань конкретной культуры, но и ей сформированы. На наш взгляд, любой художественный образ, рассматриваемый на уроках литературы, имеет культуроспецифические черты, усвоенные автором как носителем культурного кода территории, норм этнического общения.
Художественная автобиография П. Сорокина «Долгий путь» привлекала внимание зарубежных исследователей как отражение этапов становления ученого, исследователи рассматривают интеллектуальную биографию Питирима Сорокина [4], проводится комплексный анализ его социологических теорий и политических взглядов [5].
Обращает на себя внимание рассмотрение Лоуренс Т. Николс [6] эволюции взглядов П. Сорокина от позитивизма к интегрализму, от революционного социализма к доктрине альтруистической любви в романе «Долгий путь». Исследователь отмечает, что маршрут «путешествия» Сорокина – это движение, как круговое, так и линейное. Создав Гарвардский центр по исследованию творческого альтруизма, Сорокин всегда мысленно возвращался в прошлое, сохраняя в своем сознании образ жизни деревенского мира, своей семьи, коми народа.
Литературный текст – это полотно смыслов, для которых характерна многослойность интерпретаций, имплицитность. Признавая позицию П. Рикера [7], что любая интерпретация является работой мышления, постоянно включенной в расшифровку смыслов, в раскрытие уровней значений, анализ текста рассматривается как интерпретация на основе обобщения литературоведческих и лингвистических исследований. Современное литературное образование концентрирует внимание на особенностях функционирования сознания и самосознания личности и процессе формирования картины мира обучающихся.
Использование педагогом филологического анализа художественного текста как эстетического феномена, воплощающего культурный код автора и обладающего ценностью для анализа картины мира в художественном тексте, позволяет формировать читателя-школьника, воспринимающего духовно-эстетический опыт писателя. Н. А. Николина [8], рассматривая филологический анализ, отмечает, что он предполагает взаимодействие литературоведческих и лингвистических подходов, а художественный текст – это эстетический феномен с присущей ценностью, образностью, функциональностью. Необходимость анализа конструкций текста как художественного целого или его части, и в том числе жанра, архитектоники, отражающей замысел и выявляющей важные смыслы; пространственно-временной организации текста и его интертекстуальных связей для понимания идейно-эстетического содержания подчеркнута в трудах многих литературоведов и методистов.
Интерпретируя текст как высказывание, выдающийся исследователь М. М. Бахтин [9] отмечает его органическую диалогичность – диалог между культурами рассматривается ученым в качестве стержня любого произведения, включенного в цепи культуры прошлого, настоящего и будущего. Важно признать обоснование принципа системного анализа художественного произведения и с идеей его функциональной значимости, выдвинутого М. Храпченко [10]. Анализируя художественное произведение в системном аспекте, ученый доказывает глубинные связи художественного произведения как целого с частями, частностями, деталями текста. Главное свойство произведения состоит в том, что оно способно воздействовать на структуру личности, духовную жизнь общества в целом и имеет тенденцию к расширению поля своего влияния и к увеличению исторического диапазона. Особое значение для филологического анализа имеет психологизм, который является одним из первых научных подходов к исследованию психологии персонажей в русской литературе. По мнению А. Б. Есина [11], он заключается в том, что персонажи анализируются с точки зрения их внутреннего мира, характера и мотиваций. А значит, в центре внимания методистов – идеи психологического анализа человеческих характеров и поведения на уроках литературы.
Следует обратить внимание на методическую позицию М. А. Рыбниковой [12], в которой заявлено о решающей роли воздействующего обучения на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания. И в этом случае система методических взглядов теоретика методики преподавания литературы позволяет зафиксировать дидактическую позицию – занятия по литературе должны быть основаны на глубоком понимании художественного текста и особенностях восприятия обучающихся. Над проблемой восприятия художественного произведения долгое время работала ученый-методист Т. Ф. Курдюмова [13], сформировавшая системный взгляд на развитие читательских умений, связанных с анализом художественного текста. Способность воспринимать и оценивать художественное произведение – это приобретенные обучающимися умения, встроенные в сознание обучающихся в контексте историко-литературного процесса.
В настоящее время значительный интерес вызывают идеи В. Г. Маранцмана [14] о методике преподавания литературы: о труде читателя, о процессах общения ученика с литературным произведением. В. Г. Маранцман своими трудами и идеями определил стратегический путь развития концепции литературного образования, обращенного к широкому культурному полю, диалоговости, ассоциативности. Следуя методической позиции В. Г. Маранцмана, важно, чтобы литературное развитие обучающихся осуществлялось на основе диалога культур, сопряжения культурных ценностей субъектов межэтнического диалога, а юный читатель в процессе литературного становления постепенно обретал этнокультурный и социальный статус, определяя свое отношение к национальным традициям, нравственным ценностям этнического и всечеловеческого характера. Продолжая традиции петербургской методической школы В. Г. Маранцмана, Е. Р. Ядровская [15] формирует новое направление в методической науке – исследования интерпретационной деятельности читателя-школьника и методических условий ее развития. Понимание художественного произведения, самопознания обучающегося в тексте, а также процесс открытия и принятия Другого (в авторе, герое, другом человеке) – это школа становления и развития диалога ученика с художественным произведением. Интерпретация как универсальный инструмент понимания и освоения бытия и текста как части культуры важна для изучения произведений региональной литературы.
Представленный научный обзор демонстрирует методические возможности применения филологического анализа текста педагогом для формирования образовательных результатов обучающихся, связанных с практикой всестороннего анализа художественного текста в историко-культурном, этническом контекстах. Изучение художественной автобиографии Питирима Сорокина как ученого с мировым именем с этническими коми корнями – методическая возможность обратить внимание современного школьника на культурно-историческое наследие родного края, развить устойчивый гражданский интерес к личности, чье имя носит Сыктывкарский государственный университет, чей памятник находится в центре столицы Республики Коми.
В качестве региональной практики изучения необходимо использовать различные формы урока и внеурочной деятельности изучения автобиографических произведений (урок-дискуссия, урок-лекция, урок-семинар, урок-проект, литературная конференция, литературно-краеведческая экскурсия), которые закрепились в методической науке на основе принципа «читателецентризма как новой парадигмы в развитии отечественной методики преподавания литературы» [16]. Педагог проектирует изменение роли ученика, становящегося активным читателем текстов, включая в педагогическую деятельность интерактивные способы стимулирования заинтересованности обучающихся, их активность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Автобиографический роман П. Сорокина не раз становился объектом исследования. Так, В. В. Василенко рассматривает «Долгий путь» как историко-психологический источник интеллектуальной биографии ученого-социолога П. Сорокина [17], П. Кротов интерпретирует автобиографический роман как научное исследование, в нем ученый как автор концепции «созидательного альтруизма» совмещает трансформацию своего мировоззрения с личной историей жизненного пути, открывает новые возможности для художественных образов П. Сорокина – ученого и писателя [18]. Исследователи пытаются выделить модусы его мировоззренческой позиции, обратить внимание на становление социологической теории ученого, не уделяя должного внимания поэтике автобиографического романа как художественного произведения. Как отмечает Н. А. Николина, «автобиография рассматривается как своеобразная модель микрокультуры, отражающая основные этапы жизненного пути к себе» [19]. Закономерно отражение смысловой доминанты «долгого жизненного пути» в заглавии текста: сема «пространство» сочетается с семой «время», характеризуя авторскую интенцию, выражающую отношение автора к процессу самоидентификации. Признавая смысловые доминанты литературоведов, историков, нам следует акцентировать методическое внимание на формировании читательской среды школьников, в центре которой – анализ регионального текста.
Таким образом, если рассматривать литературную автобиографию как мир большого диалога культур, эпох, сознаний, то методическая интерпретация произведения П. Сорокина должна быть основана на читательском интересе обучающихся к новому, непознанному, неосознанному. Профессиональная позиция педагога должна основываться на культурологических литературоведческих знаниях о тексте как фундаменте авторского самосознания, а значит, на занятиях, посвященных региональной литературе, необходимо создать атмосферу открытого диалога для обучающихся. Филологический анализ произведения, основанный на современных исследованиях личности П. Сорокина, его научных трудов, позволит педагогу выбрать образовательную стратегию познания обучающимися романа.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Автобиографический текст П. Сорокина является совокупностью художественных смыслов, акцентирующих внимание на процессе открытой идентификации личности как уникальной индивидуальности. В литературоведении автобиография понимается как «литературный прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни» [20]. В современном литературоведении феномен автобиографического жанра рассмотрен в трудах Н. К. Костенчик [21], Ю. М. Лотмана [22] и многих других
П. Сорокин берет право публичного повествования о своей жизни, углубляясь в потоки сознательного и бессознательного анализа жизненного пути. На наш взгляд, использование гендерного контекста в методическом анализе текста во многом вызвано тем фактом, что автобиографические литературные тексты предлагают различные имплицитные модели формирования идентичности субъекта. Подбор материала для автобиографии основан на реальных биографических ситуациях, но «диапазон между понятиями “правдивость” и “жизнь” довольно широк» [23], автор использует необходимые художественные приемы для создания эстетического феномена.
Одним из теоретических вопросов для педагога становится проблема дискурсивных возможностей и специфики репрезентации гендерного/мужского субъекта в художественной автобиографии П. Сорокина [24]. Решающим для современной гендерной теории стал вывод Лакана о том, что гендерные параметры – то есть параметры феминного и маскулинного в структуре субъективности – могут изменяться, варьироваться независимо от биологических характеристик [25]. Гендерные характеристики являются параметрами субъективности, независимыми от биологического пола, что на теоретическом уровне подтверждается анализами мужских и женских типов дискурса, текстов и их основных характеристик, определяющими гендерную маркировку. Если рассматривать гендер как культурно-символический конструкт, то особую значимость с точки зрения расширения способов выражения человеческой субъективности приобретает репрезентация «мужского» или «женского» дискурсов в художественном тексте. Формирующиеся понятия феминности и маскулинности воплощаются в объективно-субъективной системе авторского сознания, жанровой системе, имеющих гендерное измерение. Фундаментальное исследование теории женской субъективности, феминистической концепции нашло отражение в работе И. Жеребкиной [26], а мужской дискурс остается вне интерпретационного поля современного литературоведения. На наш взгляд, гендерная дифференциация автобиографического текста П. Сорокина позволяет читателям-обучающимся найти формы отражения мужского опыта в тексте. Основной подход к филологическому анализу текста П. Сорокина как маскулинного текста необходимо рассматривать на занятиях по литературе в контексте конкретных исторических и социальных феноменов, ярко изображенных в сюжетной линии.
Автобиографический текст П. Сорокина «Долгий путь» позволяет рассмотреть психологическую, историческую, национальную, социальную составляющие мужского поведения, реконструируемые как личная история жизни известного ученого-социолога. Построение автобиографического текста – это соединение сюжетного нарратива и наплывающих личных впечатлений, что создает систему смыслов – а именно фреймов, т. е. типовых ситуаций, важных для каждой личности. Следует обратить внимание, что Т. А. ван Дейк выделяет фрейм общего прагматического контекста, в который входят категории репрезентации общекультурных знаний, социально-групповые конфигурации, и частный как модели социального взаимодействия, т. е. пол, возраст, авторитет, временные позиции [27]. Общий и частный контексты представляют в автобиографическом произведении «Долгий путь» фрейм, регулирующий отношения между внешним сюжетным нарративом, в центре которого – реальные исторические события конца XIX – начала XX века, и этнической автопсихологической рецепцией повествователя. Это определяет важный методический подход: чтение и анализ текста объединяет интеллектуальный и коммуникативный виды деятельности, усиливаются культурологический и психологический подходы. Соединение биографического метода, устанавливающего взаимосвязь между биографией П. Сорокина и особенностями созданной художественной автобиографии с культурно-историческим, нарративным и герменевтическим методами, помогает педагогу усилить читательскую интерпретацию, обратить внимание обучающихся на смыслообразующие элементы, что требует корректировки распространенных форм урока (урок-практикум, урок-лекция) и т. д.), а также сочетания аналитического чтения и творческих пересказов.
Результаты исследования / Research results
Судьба Питирима Сорокина символизирует путь приобретения мирового признания выходцем из простого народа. Автобиографический текст имеет два сюжетных блока, в отличие от художественного разделения на пять частей. Для нас важен первый блок, а именно сюжетный нарратив, раскрывающий процесс идентификации личности и сопровождающийся моделированием мужского сознания героя-рассказчика: «я» – «родина» – «род». Второй блок – сюжетный нарратив, посвященный периоду эмиграции, а на первый план выходит частный контекст социокультурного значения «свой» – «чужой». Центральной темой второго нарратива становится социальная, научная идентичность повествователя.
Предметом методического внимания является первый сюжетный нарратив, а именно первые три части автобиографического романа. Это дневник тридцатипятилетнего мужчины, начинающего профессора, в центре которого – воспоминания о своем происхождении, о малой родине и национальной культуре, о годах странствий, включая выбор профессиональной деятельности и становление мировоззрения, о русских революциях и т. д. В них отражена рефлексия и воспроизведение важных личностно значимых событий для мужской идентичности П. Сорокина в модели «настоящее – значимое для будущего». Семидесятипятилетний профессор социологии Гарвардского университета создал последние две части автобиографического текста, в котором каждый исторический факт является признаком концепта «память». Адресат текста меняется: если первые части сопряжены с внутренним голосом автора, обращенного к своему «Я», то последние две части обращены к его современникам, последователям и потомкам.
Ретроспективная установка первых трех частей романа позволяет педагогу реконструировать автопсихологическую модель мужского сознания в процессе филологического анализа. Авторское внимание сосредоточено на объективных социальных, культурных, этнографических, политических ситуациях реальной действительности, которые сфокусированы через призму авторской рефлексии. Повествователь автобиографического текста отбирает типические ситуации в зависимости от их «значения» для конструирования мужского дискурса. Типические ситуации мужского дискурса автобиографического романа проецируют внешний событийный ряд жизни, символизирующий этапы приобретения повествователем-мужчиной личностно-общественного опыта. К завершению третьей части описываемая жизнь Питирима Сорокина предстает как идея индивидуации [28], т. е. процесс, с помощью которого человек становится тем, кем он является в реальной действительности. Автор завершает главу своей жизни и начинает новую. Психоаналитики отмечают, что процесс индивидуации начинается с детского возраста, когда индивидуальность ребенка еще неотделима от семейного окружения, а может продолжаться всю жизнь, достигая, как правило, особого драматизма к 35 годам жизни («возраст поворота жизни»). Это этап, когда человек должен оставить все то, что принадлежало ему в первой стадии его жизни, при этом «Я» индивида начинает ориентироваться не на внешний мир, а на самость. Региональный контекст изучения романа на уроках может включать следующие важные художественные элементы, связанные с тем, что Питирим Сорокин как герой автобиографического нарратива воспроизводит этапы мужской индивидуализации:
1) описание малой родины, взаимоотношения в семье, с отцом и братьями, воспоминания о матери как этап соприкосновения с родовой памятью (наследственный фактор);
2) время юношеских странствий, поиски своего места в жизни (этап отдаления от родовых корней, попытки обретения внутренней самостоятельности);
3) годы обучения в Санкт-Петербурге, становление мировоззренческой позиции, знакомство с достижениями мировой культуры и научной мысли (этап ориентации на коллективное сознание);
4) начало профессиональной деятельности (этап начальной стадии самости);
5) революционные годы (этап архитипической модели разрушения традиционной идеологической системы);
6) сложившаяся морально-этическая система взаимоотношений с внутренним и внешним миром – «созидательный альтруизм» (этап обретения самости).
Конструируя мужской дискурс текста П. Сорокина, можно выделить две знаковые ситуации, транслирующие социокультурные стереотипы мужского жизнеповедения: род и социально-профессиональный статус героя. В соответствии с каноном мужской автобиографии в тексте П. Сорокина кодифицируются ценности мужского образного мира, позиционирующие идентификацию мужского этнического рода и статус мужской профессии – преподаватель, ученый с мировым именем.
Региональная практика изучения произведения П. Сорокина на уроках и в рамках внеурочной деятельности должна включать использование фрагментов текста о происхождении и раннем детстве героя, в котором доминируют этнографические сведения, освещенные с позиций авторской рефлексии повествователя. «Деревенская биография» представляет жизненный текст, раскрывающий поведенческие стереотипы маскулинности у коми населения второй половины XIX века. Следует отметить, что фигура рассказчика включена в родовой контекст. В прологе к первой главе представлены ранние воспоминания Питирима Сорокина о смерти матери, воспроизводящие чувственные переживания бессознательного факта потери женского материнского начала. Автор ясно представляет себе, впервые осознанно, что произошло, и чувствует, что случилось нечто катастрофическое и непоправимое, он передает свои ощущения: одиночество, подавленность, потерянность. Знаковая сюжетная ситуация – смерть матери – осознается рассказчиком как архитипическая ситуация для мужского сознания, отражающая потерю Матери как архетипа Анимы [29], символизирующую женское феминное начало в мужской психике.
В первой части автобиографического произведения представлено стремление к замещению образа матери образом матери-родины, что отражено в детализированных описаниях красоты родной природы, девственной пармы. Воссоздание величественного образа природы сопряжено с единственным в тексте геопоэтическим описанием место рождения героя. Интегрирующее символичное пространство коми пармы и рек Вычегда, Печора связано с социально-культурной характеристикой народа: происхождение, язык, внешность, территориальное расположение, отношение к религии. Выделение нравственного императива коми – дух независимости, справедливости, уверенности в себе и взаимопомощи – конструирует основы поведения П. Сорокина как представителя коми народа. Они проявляются в последующем жизнеописании героя: странствия, политический арест, взаимоотношения с коллегами, отношение к военной службе.
Проекция рода представлена в образах отца и братьев повествователя. Одной из ретроспективных нормативных моделей выступает образ отца как культовый образ мужчины предшествующего поколения. Маскулизация образ отца, с одной стороны, обозначена через категорию труда как категорию мужской аксиосферы («отец был настоящим мастером своего дела, надежным и честным, удачливым в работе, уважаемым за хороший характер и ум»), с другой стороны, насилия и агрессивности как повседневной мужской поведенческой практики. П. Сорокин упоминает о драке с братом, о суровых отношениях в коми семьях, но подробно останавливается на вспышке агрессии у отца, которая становится внутренним поводом для ухода из родного дома и полного разрыва с отцом: «глубоко обиженные таким из ряда вон выходящим насилием, мы бросили отца на следующий день и начали самостоятельную жизнь ремесленников». Мужское насилие зачастую связывают с формированием у мужчин положительного отношения к насилию как идентификатору мужественности [30], но для П. Сорокина мужская агрессия и насилие, проявляющиеся в любых традиционно мужских сферах – война, революция, находятся вне аксиологического поля его личности. В последующих главах мы наблюдаем решительное отторжение актов насилия в любой форме из процесса мужской идентификации в тексте П. Сорокина. Он не принимает агрессию как форму мужского поведения, санкционированную обществом в качестве функции мужского доминирования, создавая теорию альтруистической любви как образец общественного механизма, противостоящего силам разрушения и зла.
Смысловые интенции автобиографического романа «Долгий путь» связаны с типическим для мужского сознания символом пути как преодоления замкнутого пространства, стремлением к покорению пространства, что находит отражение в названии автобиографического произведения. Символ пути-дороги проецируется в топонимический мотив путешествия как один из этапов мужской инициации, а именно выхода за пределы родового пространства. Сюжетная линия текста – это сюжетная линия собственной жизни автора как путешествия-странствия. Обратим внимание на эпизоды: кочевая жизнь с отцом, странничество с братьями, учеба в отдаленных от родных мест учебных заведениях, эмиграция. Странничество культивировалось в мальчике с раннего детства («Мы вели кочевую жизнь с отцом… В годы странствий мы посетили и работали во многих селах и деревнях...»). П. Сорокин называет вторую часть автобиографического романа «Начало жизненных странствий». Странничество автора как категория мужской аксиологии предопределяет выбор жизненной позиции повествователя на уровне автобиографического сюжета.
Таким образом, в автобиографическом романе П. Сорокина в центре сюжетного нарратива выделяются социально значимые этапы жизни автора, раскрывающие самоидентификацию мужчины как процесс становления его социологического мировоззрения, жизненной позиции альтруиста в дисгармоничном внешнем мире конца XIX – начала XX века. Жизненный опыт конструируется в автобиографическом тексте как процесс взаимодействия героя с внешним миром, включая все социальные, культурные, этнографические, экономические, политические события, являющиеся в тексте типическими ситуациями мужского дискурса, что находит отражение в названиях глав.
Внутренний, приватный мир мужского начала сознательно скрыт в романе, он автономен от эмоциональных переживаний, всплесков настроений, мужской телесности. В автобиографической повести прослеживается временная нарративная последовательность событий «большой истории»: история страны – история личности. Мужская «внутренняя» история нивелируется, и в этом контексте упоминание о свадебном обряде интересует его как ученого-социолога больше, чем собственная свадьба, которая становится формальным признаком обретения статуса мужа.
Методический подход к всестороннему анализу романа «Долгий путь» определяет читательскую позицию обучающихся, для которых это роман о мужской судьбе, а основным героем является субъект исторического пространства малая родина – Россия Питирим Сорокин. Автор создает художественную историю своей жизни и конвертирует ее во внешний мир.
Заключение / Conclusion
В данной статье представлены методические подходы к анализу художественной автобиографии «Долгий путь» яркой исторической личности П. Сорокина на основе историко-культурного, этнического контекста с использованием потенциала раскрытия мужского дискурса текста. Автобиографический роман П. Сорокина «Долгий путь» имеет региональный потенциал для изучения произведения на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности, воплощая практику создания активной познавательной читательской среды. Сюжетная линия произведения создает нарратив истории судьбы известного ученого как представителя коми народа, как личности, создавшей художественную автобиографию и воплотившей в ней мужской взгляд на историю рода, личности, поколения, страны. В автобиографическом романе П. Сорокина на первый взгляд действует традиционный хронотоп автобиографии: совмещение временного (настоящего и прошлого) и пространственного («там» и «здесь») плана повествования. Автобиографический жанр способствует раскрытию авторского сознания П. Сорокина как способа раскрытия мужской, этнической социальной идентификации личности.
В региональные практики изучения автобиографического романа входит формирование читательского интереса к произведению на основе использования различных интерактивных форм урочной и внеурочной деятельности. Путем использования методологии читателецентризма в процессе познания художественного произведения П. Сорокина представленный филологический анализ позволяет педагогу ввести социокультурный региональный контекст на уроках в различной форме, в том числе семинарах-дискуссиях по проблемам чтения и содержанию прочитанного, выстроить работу по обмену читательским мнением с использованием исторической проблематики региональной литературы, провести читательскую гостиную, воссоздав сюжетную линию становления героя, представленную в первых трех частях произведения, включив форму литературной экскурсии по памятным для автора местам и публичные презентации-инсценировки отдельных ярких эпизодов из автобиографического произведения П. Сорокина.