Введение / Introduction
В декабре 2018 года вступил в силу профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [1], и вожатство из хобби перешло в статус профессии. До внесения поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) [2] целью лагерей была организация детского отдыха, а главной задачей вожатого – делать отдых детей нескучным. С вхождением лагерей в систему дополнительного образования изменяется цель их деятельности (в Законе она обозначена как «образовательно–оздоровительная»). Следовательно, вожатый теперь должен не развлекать детей, а заниматься их образованием (воспитанием, развитием и т. д.). Другими словами, деятельность работников лагеря стала носить педагогический характер.
Современные экономические условия, возникшее новое направление в экономике – «индустрия детского отдыха» – диктуют новые требования к профессиональной ориентации, профессиональной готовности и процессу подготовки по профессии «вожатый» [3]. Готовность вожатого к профессиональной деятельности становится одной из центральных категорий подготовки к профессии, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность, выступает связующим звеном между «психическим состоянием» и «психическим процессом».
Обзор литературы / Literature review
Словарь С. И. Ожегова определяет готовность как «согласие что-либо делать» или как «состояние, способность выполнять определенные действия, задания» [4].
В современной психолого-педагогической литературе представлены различные мнения о сущности профессиональной готовности.
Н. Д. Левитов пишет, что готовность выступает результатом подготовки к деятельности определенного рода и расценивается как «пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей…» [5].
В целостном состоянии готовности выделяют три ее различных вида (по М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович) [6]: «…заблаговременная (общая или длительная); временная (на данный момент); ситуативная (настроенность действовать в данной ситуации, с учетом имеющихся условий)…» [7]
С позиции психологии профессиональная готовность понимается как «сложное и динамичное образование, которое в процессе формирования рассматривается как личностное качество или как психическое состояние…» [8].
Анализ понятия «профессиональная готовность» с позиций различных подходов позволяет говорить, что учеными рассматриваются следующие дефиниции: «…активизация всех психических функций и уровень работоспособности перед началом деятельности…» (функциональный подход, Е. П. Ильин, В. А. Алаторцев, Н. Д. Левитов и др.); «…степень развития общих и специальных способностей в процессе обучения…» (процессуальный подход, В. Д. Шадриков) [9]; «…профессиональная зрелость личности, которая проявляется в сферах: потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и когнитивной…» (результативный подход, А. П. Чернявская) [10].
Если обобщить различные научные контексты, готовность к деятельности, в том числе и вожатской, следует понимать, как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, практические умения и навыки, профессиональные знания, общетрудовые навыки и умения, <...> психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности…» [11].
Таким образом, «человек готовый к деятельности, настраивается на определенное поведение, на совершение действий, направленных на достижение цели…» [12].
Каждая деятельность уникальна, поэтому структура профессиональной готовности к конкретной деятельности должна изучаться специально и может быть специфичной не только по содержанию, но и по структуре входящих в нее компонентов. Структура готовности к вожатской деятельности, на наш взгляд, включает совокупность компонентов: мотивационный, физический, специальный (профессиональный: понимание обязанностей, задач, оценки их значимости, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях ситуации и др.), эмоционально-волевой (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление, мобилизация сил, преодоление страхов и др.). Другими словами, в содержание понятия готовности включаются такие составляющие, как потребность, способность и решимость.
Научная психология считает, что «ядром» психологической готовности является мотивационная готовность, так как вне мотива и смысла невозможна ни одна деятельность и проблема психологической готовности может быть полностью сведена к мотивационному компоненту. На роль мотивации в профессиональной готовности указывают Ц. Хань, Х. Инь, говоря о том, что проблема нехватки педагогов кроется именно в мотивации: «Администраторам полезно определить, как привлечь потенциальных педагогов и как удержать их в педагогической деятельности» [13].
Психологическая готовность – это комплексная, интегральная характеристика психологического содержания субъекта, поэтому точно определить ее границы весьма непросто. Психологическая готовность – это «определенный уровень ценностных ориентаций» (В. А. Ядов) [14]; «отношение к деятельности» (В. Н. Мясищев) [15]; «готовность как установка к определенной форме реагирования» (Д. Н. Узнадзе) [16].
Вопросы формирования психологической готовности вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления еще досконально не исследованы.
Эмоционально-волевая готовность вожатого к профессиональной деятельности представляет собой комплексное образование (психическое состояние личности), включающее в себя «способность распознавать и управлять эмоциями, эмоциональную гибкость, устойчивость, высокий уровень эмоционального интеллекта…» [17], «адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера…» [18]; «выражается в самостоятельности в выборе целей и педагогических технологий, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и мотивами в различных педагогических ситуациях…» [19]; получение удовольствия от работы и обучения [20]. Эмоционально-волевая готовность во многом определяет индивидуальный стиль и конкретные проявления активности вожатого.
Первоначальным капиталом молодого человека, который приходит в детский лагерь, в вожатскую деятельность, должны быть «юношеский задор, энтузиазм, креативность и выносливость…» [21]. Подводя итоги летней оздоровительной кампании 2022 года на сессии Академии ICF, работодатели из детских лагерей разных стран мира (Канада, Венесуэла, Вьетнам, США, Монако, Греция и др.) обращали внимание на такие недостатки профессиональной готовности вожатого, как недостаточно развитые коммуникативные навыки и организаторские умения, толерантность, лидерские качества, связывая их с профессиональной неопытностью, и недостаточную выносливость вожатых (выносливость физических нагрузок и нервно-психическая устойчивость). Так, А. Сидери (владелица и директор летнего детского лагеря Delphicamp, Греция) пишет, что спрос на детские лагеря очень высок, многие из них принимают на отдых «иностранных детей», практикуется обмен вожатыми [22]. В США наблюдается проблема укомплектования детских лагерей кадрами [23], лагеря прилагают усилия, чтобы найти достаточное количество сотрудников и должным образом обучить их [24], в подготовке вожатых планируется пересмотреть стандарты работы, использовать семинары, тренинги и другие обучающие мероприятия [25]. Ж. Брандт и М. Э. Арнольд провели исследование, в котором доказали, что работа вожатым в лагере оказывает долгосрочное положительное влияние на жизнь участников, развивает у них необходимые социальные навыки. Ими отмечены низкие оценки в областях знаний вожатых о развитии ребенка и о том, как справляться с чрезвычайными ситуациями [26]. При подготовке вожатых рекомендуется использовать модель комплексного обучения студентов лидерству, разработанную Д. Рикеттсом
и Р. Д. Раддом [27].
Профессиональный подход к подготовке вожатых наблюдается в ряде зарубежных стран. Так, в США организовано сообщество профессионалов лагерей – Американская ассоциация лагерей (ACA), которая курирует лагерные программы, обеспечивая им высокое качество, формирует общественное мнение о ценности опыта, получаемого ребенком в лагере, привлекает к работе в лагере молодежь, взрослых из всех социальных, культурных и экономических групп [28]. Актуальным пособием для подготовки к работе с детьми является книга Д. Элкинда, в которой автор обращает внимание на трудности взросления ребенка, описывая возраст детей, принимаемых на отдых в детские лагеря [29].
Исследование, проведенное А. С. Назаровой и Д. В. Ивановым, показывает, что из всех специальных (профессиональных) компонентов готовности вожатых к деятельности в детском оздоровительном лагере менее всего сформированными оказались лидерские способности и организаторские умения [30]. Работодатели отмечают, что «вожатым, принимаемым на работу в детские оздоровительные лагеря России, недостает компетентности, организаторской культуры, психологической устойчивости, рефлексии, а также умения работать в кризисных и экстремальных условиях» [31].
Таким образом, проблема готовности молодежи к самореализации в вожатской деятельности актуальна не только в России, но и в зарубежных странах. Задача поиска путей совершенствования подготовки вожатых может быть решена совместными усилиями ученых и практиков по всему миру.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической основой исследования являются положения философского и аксиологического подходов о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; о природе и сущности человеческой деятельности; о человеке как высшей ценности.
База исследования: группы студентов второго курса, изучающие дисциплину «Основы вожатской деятельности». Выборка респондентов: 198 чел., возраст 19–20 лет. Самодиагностика проводилась по итогам изучения курса, использовалась авторская анкета полярного типа (шкала оценивания от 0 до 10 баллов).
Инструкция. Ответьте письменно на вопросы. Укажите позицию, соответствующую вашему мнению, выделив ее среди других.
Вопросы:
1. По 10-балльной шкале оцените личностную траекторию освоения учебной дисциплины «Основы вожатской деятельности» как средства подготовки к работе вожатым в лагере.
После прохождения курса вы:
1 – совсем не подготовлены к работе в лагере.
2 – скорее не подготовлены, чем подготовлены к работе в лагере.
3 – в незначительной степени теоретически подготовлены.
4 – фрагментарно представляете работу в лагере, но не готовы к самореализации в ней.
5 – имеете общепринятое (бытовое) представление о работе в лагере и считаете, что этого достаточно для работы вожатым.
6 – вожатскую деятельность представляете лишь теоретически без владения практическими умениями.
7 – получили полное представление о вожатской деятельности, но сомневаетесь, что сумеете реализовать знания на практике.
8 – имеете достаточно знаний и умений, морально подготовлены к работе в лагере.
9 – получили не только знания и умения, но и мотивационный стимул к работе вожатым в лагере.
10 – получили полное представление о вожатской деятельности (овладели теорией и практикой), мотивированы к самореализации в ней.
2. По 10-балльной шкале оцените свою готовность к самореализации в вожатской деятельности, где
0 – отсутствие готовности.
1 – отсутствие интереса к вожатской деятельности.
2 – слабо выраженный интерес к вожатской деятельности.
3 – отсутствие мотивации, стимулов.
4 – неготовность к самореализации в деятельности.
5 – готовность 50/50 (сомнение в готовности к самореализации в вожатской деятельности).
6 – фрагментарная готовность (теоретически готовы, но не хватает моральной, мотивационной, практической готовности).
7 – мотивированы к работе с детьми, но ощущаете недостаточность теоретических знаний, практических умений, способностей.
8 – подготовленность присутствует, но не хватает решимости к самостоятельным действиям.
9 – готовы попробовать себя в новом качестве.
10 – полная готовность к самореализации в вожатской деятельности.
3. В чем проявляется ваша неготовность к работе в лагере? Укажите одну или несколько причин:
1 – неуверенность в себе.
2 – отсутствие опыта трудовых отношений и трудовой деятельности.
3 – недостаточно знаний и умений.
4 – страх перед управлением отрядом детей.
5 – некоммуникабельность.
6 – страх вхождения в новый коллектив.
7 – боязнь брать на себя ответственность за детей.
8 – нежелание выходить из «зоны личного комфорта».
9 – боязнь возникновения и самостоятельного решения сложных ситуаций.
10 – неготовность к принятию разочарований в вожатской деятельности.
11 – состояние здоровья, низкий уровень выносливости физических нагрузок.
12 – осознание непрестижности труда и должностного статуса вожатого.
13 – отрицательные эмоции от нахождения в лагере в детстве.
14 – что-то еще.
4. Завершите предложение, выбрав один-два варианта ответа из предложенных.
В процессе подготовки к работе вожатым для меня является важным:
а) формирование мотивации к вожатской деятельности;
б) развитие необходимых профессиональных и личностных качеств;
в) развитие коммуникативных умений;
г) формирование ориентации на совместную деятельность, желание работать в команде;
д) формирование готовности решать сложные функциональные задачи, проблемы;
е) умение осуществлять деловое сотрудничество [32].
Результаты исследования / Research results
Целью нашего исследования было выявление уровня готовности и причин неготовности молодежи к вожатской деятельности.
Результаты опроса показывают, что 31,3% респондентов получили не только знания, но и мотивационный стимул (интерес, желание) к работе вожатым в лагере (по шкале – 9 баллов), 22,2% получили полное представление о вожатской деятельности (овладели теорией и практикой), мотивированы к самореализации в ней (по шкале – 10 баллов), 21,2% вожатскую деятельность представляют лишь теоретически, без достаточного владения практическими умениями, поэтому сомневаются в успешной самореализации (по шкале – 7 баллов), 20,7% морально подготовлены к работе в лагере (по шкале – 8 баллов). Таким образом, 95,4% студентов положительно оценивают личностную траекторию освоения учебной дисциплины (по шкале от 7 до 10 баллов). Наглядно это представлено в гистограмме (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов по показателю самооценки личностной траектории подготовки
к вожатской деятельности
Свою готовность к самореализации в вожатской деятельности 21,7% студентов оценивают как 50/50 (по шкале – 5 баллов), что трактуется как сомнение в готовности к самореализации, у 21,2% присутствует желание работать с детьми, но активному включению в деятельность мешает недостаточность теоретических знаний и практических умений (по шкале – 7 баллов); у 17,7% подготовленность оценивается положительно, но не хватает решимости к самостоятельным действиям (по шкале – 8 баллов); у 13,1% регистрируется фрагментарная готовность, когда теоретически готов, но не хватает моральной, мотивационной, практической готовности (по шкале – 6 баллов); 9,1% готовы пробовать себя в новом качестве (по шкале – 9 баллов); 8,1% выражают полную готовность к самореализации в вожатской деятельности (по шкале – 10 баллов); 8,6% (по шкале от 0 до 4 баллов) в определенной степени считают себя не подготовленными к вожатству, объясняя это отсутствием или слабо выраженным интересом к вожатской деятельности, отсутствием стимулов, мотивации, неготовностью к самореализации. Таким образом, несмотря на высокую положительную оценку освоения содержания курса «Основы вожатской деятельности», по его окончании лишь 17,2% студентов готовы к активной самореализации в командной работе детско-взрослого сообщества лагеря (по шкале – 9, 10 баллов). Наглядно это представлено в гистограмме (см. рис. 2).
Рис. 2. Распределение респондентов по показателю самооценки готовности к самореализации
в вожатской деятельности
Проведенное исследование позволило выявить причины неготовности к работе вожатым в лагере. В большей степени она связана с недостаточностью профессиональной подготовки к деятельности, во-вторых, с мотивацией, в-третьих, с личностными детерминантами. Молодежь, прежде всего, не готова брать на себя ответственность за детей (44,9%), испытывает страх перед управлением отрядом детей (33,8%), что представляется как профессиональная непригодность, во-вторых, отсутствие опыта трудовой деятельности и трудовых отношений (42,9%), в-третьих, состояние здоровья, низкий уровень выносливости физических нагрузок (16,7%) – существенные препятствия для включения в работу.
Актуальными компонентами неготовности являются: неуверенность в себе (15,7%), недостаточность знаний, умений, жизненного опыта (14,6%), неготовность к принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях (13,6%), к принятию разочарований в вожатской деятельности (11,6%).
Демотиваторами выступают нежелание выходить из «зоны личного комфорта» (7,1%), осознание непрестижности труда и должностного статуса вожатого (7,1%), страх вхождения в новый коллектив (4,5%).
Отметим, что процесс взросления молодежи за последние 10–20 лет претерпел изменения. Сегодня молодежь в возрасте 19–20 лет по уровню ответственности, самостоятельности, работоспособности, коммуникабельности, скорее, соответствует
14–16-летним подросткам в классическом варианте психологии возраста. Они готовы общаться, играть, развлекать детей, отдыхать вместе с ними, но не решать их проблемы, конфликты, преодолевать кризисы, терпеть капризы и прочее. Незрелость студенческой молодежи, несамостоятельность в профессиональной деятельности, привычка полагаться на то, что кто-то более опытный должен решать проблемы и нести ответственность за принятые решения, – всё это нашло отражение в профстандарте «вожатый», в котором указывается, что все свои трудовые действия вожатый согласовывает с педагогическим работником и выполняет их под его руководством. Но будни вожатской деятельности свидетельствуют о том, что это требование не может неукоснительно исполняться во всех детских лагерях по разным причинам: дефицит работников с педагогическим образованием, несогласованность действий в команде, неэффективное партнерство, лишение вожатого инициативы, дублирование функций при большом объеме работы и т. д.
На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является возрождение педотрядовского движения, позволяющего молодежи взрослеть, и вузовская подготовка по профессии «вожатый» в модуле «Основы вожатской деятельности», обеспечивающая комплексную психолого-педагогическую готовность. Подготовка в «Школе вожатых» соответствует профессиональному стандарту, но в реальной картине лагерной смены показывает свою недостаточность.
Заключение / Conclusion
Таким образом, приходим к следующим выводам:
1) профессиональную готовность следует рассматривать комплексно как психологическую функцию, процесс и результат обучения;
2) готовность к профессиональной деятельности – целостный личностный феномен; это сложная, интегральная характеристика психологического содержания субъекта, поэтому очень сложно точно определить ее границы;
3) готовность к вожатской деятельности многокомпонентна и включает в себя потребность, способность и решимость совершать профессиональные действия;
4) «ядром» психологической готовности является мотивационная готовность – наличие определенного внутреннего состояния, мобилизующего организм к действию (источник активности вожатого);
5) эмоционально-волевая готовность во многом определяет индивидуальный стиль и конкретные проявления активности вожатого;
6) практики во всем мире «болевыми точками» готовности вожатых считают неразвитость коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, низкий уровень переносимости физических нагрузок и недостаточную нервно-психическую устойчивость;
7) проведенное исследование подтвердило предположение о необходимости комплексной готовности вожатого (целостности). Наличие интереса к вожатству (мотивация), достаточность теоретических знаний и практических умений (способность) при недостаточной решительности (эмоционально-волевой компонент) не дают желаемого результата – готовности к самореализации в профессиональной деятельности;
8) при подготовке вожатого необходимо выявлять наиболее слабые и недостаточно развитые структурные компоненты, чтобы целенаправленно воздействовать на них.