Full text

Введение / Introduction

 

Современная дошкольная образовательная организация (ДОО) за последние годы претерпела значительную цифровую трансформацию, которая коснулась всех участников образовательных отношений. Первые, кто ощутил инновационные перемены, – это педагоги, которые стали более активно использовать цифровые платформы, интерактивные ресурсы в образовательной деятельности дошкольников [1]. Это стало возможным за счет приобретения новых цифровых компетенций, которые ранее не были настолько актуальными для воспитателя детского сада [2].

Второй важный момент – ориентация педагогической системы на удовлетворение потребностей детей и заказчиков образовательных услуг (родителей). Очевидно, что современные дети являются активными пользователями гаджетов, а значит, и виртуальных миров, куда они погружаются через игровое пространство и где в большинстве случаев учатся онлайн-общению и взаимодействию. Поколению визуалов, или «Homo кликающих» детей, недостаточно традиционных образовательных технологий, поэтому целесообразно их интегрировать с инновационными, или цифровыми.

В качестве третьего положения можно выдвинуть следующее: активными участниками образовательного процесса являются педагоги и воспитанники.

Педагогические работники ищут эффективные способы взаимодействия как с детьми, так и с родителями для поддержания коммуникации, сохранения целостности образовательной системы, успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования и достижения детьми целевых ориентиров, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [3]. Однако можно отметить тенденцию отдаления родителей от образовательного и педагогического процесса, их позицию можно определить как пассивные наблюдатели, которые участвуют в жизни детского сада через окно социальных сетей. Поэтому на сегодняшний день одной из важных проблем является вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс и в целом в жизнь детей в условиях дошкольной образовательной организации через инновационные формы взаимодействия.

О важности включенности родителей в образовательную деятельность написано немало научных и методических трудов. Так, авторы статьи «Разговоры, похвала и обучение: как взаимодействие родителей во время выполнения учебного задания связано с ранним обучением детей» Эми Бирд, Сьюзан Мортон и другие [4] в ходе проведенного исследования выявили, что именно участие родителей в речевом развитии в процессе вербальных высказываний, а также в развитии когнитивных, двигательных навыков детей дает положительные результаты, которые были отмечены при переходе от дошкольного образования к школьному.

Исследователи Карла Петерсон, Люк Хюбер и другие в работе «Взаимосвязь между качеством посещений на дому, взаимодействием родителей и детей и результатами детей» [5] выделили тезис, что поддержка высокого качества взаимодействия родителей и детей со стороны педагога является центральным механизмом в системе их здорового развития. Родительские практики и рейтинги вовлеченности, а также характеристики ребенка и семьи рассматривались как предикторы качества их взаимодействия. В связи с этим возникает мысль о повышении профессиональной компетентности педагога в сфере выстраивания эффективной коммуникации между данной категорией участников образовательных отношений.

Интересные наблюдения австралийских исследователей Жасмин Лав, Клер Беннет и других изложены в публикации «Влияют ли районы на то, как взаимодействуют родители и дети? Прямые наблюдения за взаимодействием родителей и детей в рамках крупного австралийского исследования» [6]. В качестве материала исследования выбрана активная реакция родителей и их позитивная взаимность с детьми, которые оценивались в соответствии с SCARP: 7–8 лет (краткое кодирование воспитания, связанного с привязанностью). Результаты проведенного исследования показали, что на характер взаимодействия родителей и детей влияет и социально-экономическая обстановка, которая сложилась в среде их жизнедеятельности.

В работе «Взаимодействие родителей и детей и когнитивно-поведенческая терапия: фокус на тревожных детях» исследователи Даниель Ван Гиссель и Франциска Стенсел отметили факт, что работа специалиста с детьми с тревожным поведением будет эффективна, если к процессу когнитивно-поведенческой терапии подключатся их родители, так как именно их поведение снижает или повышает общий уровень тревожности ребенка [7].

Важные положения изложены в работе «Проблемы использования средств массовой информации родителями и детьми: роль материнской послеродовой депрессии и дисфункциональных взаимоотношений между родителями и детьми у маленьких детей» авторов Хейли Колгрем, Лауры Штокдайн и других [8], а именно: средства массовой информации, к которым по праву можно отнести мессенджеры, социальные сети, мешают повседневному общению детей и родителей, взаимодействие между ними становится дисфункциональным, теряет смысл, а восприятие и видение собственного ребенка ограничивается только картиной из онлайн-мира, которая не всегда полно и четко отражает реальную действительность.

В статье «Исследование эффективности программы обучения родителей на уровне сообщества, направленной на вовлечение семей в улучшение языкового взаимодействия со своими детьми» исследователями выделены ключевые моменты, связанные с речевым развитием ребенка, а именно: языковая среда, созданная в доме, влияет на качество речи, на языковую способность, грамотность детей и на другие аспекты его социального и физического развития [9].

Отечественные исследователи основной акцент делают на построении взаимодействия педагогов с родителями по вопросам организации проектной деятельности (М. К. Иванова, С. И. Кононова [10]); в аспекте физического развития дошкольников – О. Н. Копаничук, О. С. Трофимова [11]; экологического воспитания дошкольников – С. А. Атрощенко, А. Н. Камбураки [12], Л. А. Шигина [13].

Таким образом, можно сделать вывод, что исследования, посвященные изучению взаимодействия ДОО и семьи, носят частный характер, а не составляют единую систему, особенно в аспекте цифровизации социально-экономической сферы, в частности дошкольного образования. Поэтому проблема, обозначенная в нашем исследовании, является одной из актуальных на сегодняшний день, так как именно от взаимодействия всех участников образовательных отношений зависит успех ребенка в будущем. Установление активного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников ДОО позволит ответить следующим вызовам, которые представлены на рис. 1.

 Целью предпринятого исследования стала разработка модели технологии взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях цифровой образовательной среды для решения образовательных и педагогических задач.

 

Рис. 1. Вызовы современного образования

 

Обзор литературы / Literature review

 

Создание цифровой образовательной среды [14] в условиях дошкольной образовательной организации позволило решить многие педагогические задачи:

  1. Выстроить образовательный процесс максимально интересно и полезно для воспитанников на основе технологии геймификации [15] и инновационных форм взаимодействия участников образовательных отношений [16, 17].
  2. Повысить квалификацию педагогических работников в сфере применения цифровых образовательных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста [18].
  3. Обеспечить образовательный процесс материально-техническим оборудованием и программным обеспечением, отвечающим его потребностям (например, инновации детей «Умное зеркало», интерактивная панель «Колибри» и другие).
  4. Внедрить в образовательную деятельность STEAM-технологии, которые позволяют ребенку стать активным участником образовательных отношений, решать задачи инженерно-прикладного уровня, создать и творить на основе арт-принципа [19, 20].
  5. Обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.
  6. Модернизировать систему организации управления дошкольной образовательной организацией за счет матричного подхода [21] для решения проблем командообразования для реализации проекта в рамках региональной инновационной площадки (РИП) по Челябинской области (на примере МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска) [22, 23].

Однако такие инновационные преобразования повлекли за собой утрату взаимосвязи с родителями воспитанников, их деятельность в жизни детского сада свелась к общению в виртуальной среде. Данная проблема обозначена в исследовании автора В. В. Кокоревой [24], которая в качестве форм организации взаимодействия выделила: день открытых дверей, КВН, благотворительные акции, совместные экскурсии, которые за период своего существования приобрели статус традиционных.

Исследователь Ж. И. Ободова в научной публикации «Цифровая образовательная среда как условие успешного взаимодействия субъектов образования» [25] обозначила ее наличие как фактор успеха во взаимоотношении всех участников образовательных отношений, так как помогает выстраивать образовательный процесс в условиях дефицита времени, нестабильности, неопределенности и социальной погруженности в онлайн-реальность.

В статье «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи» автор В. И. Ефремова выделяет следующие формы совместной активности:

  1. Информационно-аналитическая работа – почтовый ящик, куда родители могут отправлять свои предложения и пожелания.
  2. Визитные карточки группы, которые информируют родителей о жизни ребенка в детском саду.
  3. Родительское собрание, на котором обсуждаются все насущные проблемы из жизни ДОО, детей, организации праздников и мероприятий.
  4. Тренинги детско-родительских отношений.
  5. Спортивные мероприятия и соревнования [26].

В качестве эффективного средства выстраивания детско-родительских отношений И. В. Денисова и А. Л. Николаева выделили детско-родительский клуб, функциями которого являются:

  1. Оказание педагогической поддержки семей.
  2. Просветительская деятельность, реализуемая с целью передачи родителям воспитанников основ педагогической грамотности.
  3. Обеспечение совместной деятельности и сотрудничества педагогов и родителей [27].

Однако, несмотря на большое разнообразие форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников, остаются нерешенными вопросы, касающиеся непосредственно образовательной деятельности: участие в конкурсах, проектах, фестивалях. Педагог часто оказывается один на один с этой проблемой, без родительской поддержки, особенно в условиях цифровой образовательной среды, когда родители стали пассивными созерцателями жизни детей в детском саду, хотя их активное включение в образовательный процесс способствует его эффективности.

В зарубежной литературе вопрос взаимодействия ДОО и семьи освещен с разных позиций. Так, в работе «Прогнозирование академических навыков в детском саду: взаимодействие между условиями ухода за детьми, материнским образованием и семейной грамотностью» авторы Кейт Кристиан, Фредерик Моррисон и другие отмечают, что уровень освоения детьми культуры речи и функциональной грамотности был значительно высок в тех семьях, где родители обладали семейной грамотностью, полученной по итогам как взаимодействия с детским садом, так и в процессе самообразования [28]. В статье «Влияние программ семейной грамотности на развитие ранней грамотности детей в детских садах» исследователей Фати Имеде и Фатимы Мадади также решается вопрос о семейной грамотности как залоге успешности ребенка [29]. Задачей педагога и дошкольной организации является разработка программы семейной грамотности, которая ориентирована на образование для детей родителями, а именно обучение грамоте, счету, письму, чтению и обогащение словарного запаса.

Таким образом, можно сделать вывод, что российская система дошкольного образования выстроена в системе «знания, умения и навыки от педагога с небольшим включением родителей в образовательный процесс», тогда как в зарубежных странах за грамотность ребенка отвечает прежде всего семья, где он воспитывается, а детский сад помогает родителю эффективно выстроить педагогическую коммуникацию со своим ребенком посредством образовательных программ грамотности (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Система взаимодействия педагогов с родителями в России и за рубежом

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Чтобы определить уровень готовности родителей к взаимодействию с семьями воспитанников, был проведен опрос, созданный на базе гугл-форм, включающий в себя 10 вопросов. В опросе приняли участие 208 родителей, чьи дети посещают муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73» и «Детский сад № 183» города Магнитогорска. ДОО «Детский сад № 73» вошел в число 18 региональных площадок, действующих на территории Челябинской области по направлению «Бережная цифровая образовательная среда для дошкольников», в рамках которого педагоги в ходе реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны использовать цифровые технологии, срок реализации проекта – 2022–2024 годы. Опрос направлен на выявление предпочтений родителей по форме организации совместной деятельности для достижения детьми высоких образовательных результатов. Также был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

 

Результаты исследования / Research results

 

С целью определения наиболее оптимальных форм взаимодействия педагогов и родителей в условиях цифровой образовательной среды был проведен гугл-опрос родителей детей возрастной категории от 5 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Нужно отметить, что основная образовательная программа дошкольного образования осуществляется согласно ФГОС ДО и направлена на всестороннее развитие личности в том числе посредством проектной деятельности. Поэтому первый вопрос был направлен на выявление понимания родителями необходимости проектной деятельности для детей, результаты представлены на рис. 3.

Как мы видим из графика, 73,6% родителей из общего числа опрошенных считают эту форму образовательной деятельности необходимой, а 9,6% посчитали ее ненужной.

 

Рис. 3. Необходимость проектной деятельности в ДОО

 

Однако интересна статистика, представленная на рис. 3: из 73,6% опрошенных, которые считают, что проектная деятельность необходима их ребенку, 63% готовы принимать участие в его создании и реализации. Поэтому мы можем сделать вывод, что процент пассивных родителей гораздо выше, чем 9,6%, и приближается к 20%. Именно проектная деятельность предполагает работу всех участников образовательных отношений, в чем и состоит сложность данного вида деятельности. Также увеличилось число тех родителей, кто вообще не желает активных действий, – с 9,6% до 18,3%.

 

Рис. 4. Готовность родителей к участию в проектной деятельности детей

 

О пассивности родителей воспитанников свидетельствует диаграмма, изображенная на рис. 5. В целом заказчики образовательных услуг удовлетворены взаимодействием в социальной сети «ВКонтакте». Так детский сад № 73 на своей странице публикует информацию о мероприятиях, сопровождая их фотографиями, размещает методические материалы, советы по организации режимных моментов и другую. Этого достаточно для 84,13% родителей, только 13,9% опрошенных требуются дополнительные источники взаимодействия. Также можно предположить, что современные родители не хотят переходить в формат традиционного офлайн-общения.

Данные диаграммы, представленной на рис. 6, показывают, что для 39,4% родителей техническое устройство служит средством коммуникации в социальных сетях, но более половины опрошенных применяют гаджеты в образовательных целях.

 

 

Рис. 5. Процент родителей, удовлетворенных взаимодействием в ВК

 

Рис. 6. Целевое использование гаджетов родителями

 

Информативны результаты опроса, представленные на рис. 7. Только половина родителей готовы участвовать в проекте в удаленном доступе, что на 5% меньше от общего числа желающих участвовать в проектной деятельности.

 

 

Рис. 7. Готовность родителей взаимодействовать в удаленном контенте

 

Важным показателем можно считать данные, представленные на диаграмме (рис. 7). Родители готовы повысить свою цифровую грамотность посредством участия в образовательных интенсивах. Поэтому для ДОО одной из приоритетных задач может стать разработка программ по повышению цифровой грамотности родителей на ее площадке.

 

Рис. 7. Востребованность образовательных интенсивов среди родителей

 

О перспективности работы в данном направлении говорят данные, приведенные на рис. 8, который показывает, что 40,9% опрошенных умеют работать на цифровых платформах, а 19,7% не умеют, но готовы получить знания. Сложив результаты опроса, мы получили цифру 59,1% – столько родителей могут быть активными на цифровых площадках и взаимодействовать с педагогическим коллективом в формате онлайн-встреч по мере востребованности диалога и решения проблем.

 

Рис. 8. Готовность родителей к взаимодействию в онлайн-пространстве

 

Таким образом, исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на увлеченность родителей детей гаджетами для развлекательных целей и общения в социальных сетях, большая их половина готова расширить спектр применения цифровых инструментов, в том числе в образовательных целях.
  2. Для повышения уровня цифровой грамотности родителей необходимо со стороны детского сада организовать образовательные интенсивы, которые помогут сформировать представление о том, что такое цифровая образовательная среда, цифровые ресурсы и сервисы, а также научат пользоваться цифровыми продуктами для достижения образовательных целей.
  3. Более половины родителей готовы взаимодействовать в удаленном контенте и решать вопросы, касающиеся жизнедеятельности детского сада, в том числе и участия в проектной деятельности детей.

Эти положения позволили нам создать модель технологии взаимодействия педагогов ДОО с родителями в условиях цифровой образовательной среды (рис. 9).

 

Рис. 9. Модель технологии взаимодействия педагогов ДОО с родителями

 

Модель технологии взаимодействия педагогических кадров с родителями воспитанников состоит из следующих компонентов:

  1. Родители, как показал результат опроса, активно используют социальную сеть «ВКонтакте», где в группах сообществ детского сада представлена информация о работе педагогов, участии воспитанников в различных мероприятиях, методических формах взаимодействия участников образовательных отношений.

Для активизации деятельности родителей можно использовать такую форму взаимодействия, как вебинар [30]. В рамках заявленной тематики педагог организует онлайн-встречу, на которой обсуждаются проблемы обучения и воспитания, рассматриваются варианты их решения, обозначаются перспективы дальнейшего сотрудничества и развития. Основными направлениями деятельности в данной цифровой экосистеме являются:

  1. Адаптация и развитие членов коллектива сообщества детского сада (педагогов, родителей, узких специалистов).
  2. Возможность взаимодействия участников образовательных отношений удаленно (что очень важно в современном vuca-мире).
  3. Быстрая информируемость членов сообщества.
  4. Возможность организовывать онлайн-встречи и обсуждать проблемы.

Важной составляющей успешной коммуникации участников образовательных отношений является прикладная совместная деятельность. Как показал опрос, более половины респондентов (104 человека) обозначили, что им необходим образовательный интенсив, на котором они смогли бы научиться пользоваться цифровыми платформами, ресурсами и сервисами, чтобы иметь возможность принимать участие в создании и реализации детских проектов. С этой целью можно проводить воркшоп или мастер-классы для родителей в условиях дошкольной образовательной организации. В 2023 году детский сад № 73 в рамках «Фестиваля науки», организованного совместно с Институтом гуманитарного образования и кафедрой дошкольного и специального образования МГТУ им. Г. И. Носова [31], провел мероприятие Universum «Ярмарка педагогических идей», куда были приглашены и родители воспитанников. Воркшоп-гейм проходил на четырех площадках с демонстрацией использования различных цифровых ресурсов образовательной направленности: «Книга правил безопасности жизнедеятельности» (интерактивная игра на платформе Unity) [32], Scratch‑мастерская [33], где дети создавали проекты в алгоритмической среде и учили родителей, как это делать, студия рисования на платформе Autodraw [34]. Практически все родители справились с заданием, так как искусственный интеллект, на базе которого функционирует программа, помогает творить абсолютно всем арт-объекты; а на последней площадке гости совершили путешествие по родному городу Магнитогорску с помощью интерактивной карты с дополненной реальностью. Интерфейс цифровых продуктов представлен в таблице.

 

Обзор цифровых продуктов

 

       

Книга правил безопасности жизнедеятельности (интерактивная игра на платформе Unity)

Scratch-мастерская

Студия рисования на платформе Autodraw

Интерактивная карта с дополненной реальностью

«Путешествуем по Магнитогорску»

 

Продуктивной формой взаимодействия педагогов и родителей в удаленном контенте может стать интерактивная доска МИРО [35]. Интерактивная онлайн-доска является виртуальным аналогом обычной доски для рисования, но в дополненной реальности. Функциональный состав доски достаточно обширен:

  1. Рисование, добавление и форматирование текста.
  2. На доску можно добавлять изображения из Интернета и создавать целые истории.
  3. Создание диаграмм, таблиц с использованием удобных шаблонов.

Использовать данный цифровой инструмент для создания проектов при активном участии родителей детей наиболее целесообразно и эффективно. Каждый может предложить свой вариант творческого оформления проекта, используя в том числе и сам потенциал доски, организовать приятный досуг совместно с детьми, обсудить с другими родителями план мероприятий, продукт проектной деятельности, участники могут заявить о своей роли в проекте и другое. Педагог как наставник проектов и координатор оказывает консультативную и техническую помощь родителям, сопровождая их на каждом этапе проектной деятельности. Пример оформления представлен на рис. 10.

 

 

 

Рис. 10. Работа над проектом на доске МИРО

 

Таким образом, этапы реализации модели технологии взаимодействия педагогов с родителями представлены следующим образом:

  1. Размещение в социальной сети «ВКонтакте» информации о подготовке детей к конкурсам проектов различной направленности (творческой, исследовательской и др.), демонстрация достижений воспитанников для повышения родительской мотивации.
  2. Непосредственная работа педагога группы с родителями воспитанников по вопросу их включенности в образовательный процесс и совместное творчество. Обсуждение направлений действий можно провести посредством онлайн-вебинара, организованного на цифровой площадке Webinar – российского разработчика.
  3. Дошкольная образовательная организация проводит для родителей образовательный интенсив по направлению деятельности для повышения цифровой грамотности посредством офлайн-участия в воркшопе или мастер-классе.
  4. Организацию проектной деятельности, обозначение цели и задач, плана мероприятий и разработку продукта проектной деятельности провести посредством интерактивной доски МИРО, базовые ресурсы которой доступны всем участникам без заключения дополнительного соглашения. Также функциональные характеристики данного инструмента позволяют хранить аудио- и видеофайлы, фотографии, картинки, которые могут быть полезны для различного рода мероприятий. И самое главное – все материалы можно хранить в одном месте.

Условиями внедрения и реализации разработанной модели можно назвать следующие:

  1. Наличие материально-технической базы для доступа к сети Интернет (компьютеры, ноутбуки).
  2. Доступ посредством сети Интернет к различным цифровым ресурсам и инструментам.
  3. Наличие в штате образовательной организации специалиста в сфере информационно-коммуникационных технологий для обеспечения работы ДОО в условиях ЦОС.
  4. Приобретение права на пользование цифровыми продуктами.
  5. Наличие педагогических кадров с надпрофессиональными, цифровыми компетенциями для реализации инновационного образовательного процесса.
  6. Установление взаимодействия с партнерами, заинтересованными в новых образовательных технологиях.

 

Заключение / Conclusion

 

Современная ситуация развития системы образования предполагает активное взаимодействие участников образовательных отношений, именно от четко выстроенной концепции сотрудничества педагога с родителями зависит успех детей, достижение ими целевых ориентиров, прописанных в ФГОС ДО. Разработанная и предложенная в статье модель как раз и призвана ответить на вызовы сегодняшнего дня. Ее частичная апробация проходила на региональной инновационной площадке МДОУ «Детский сад № 73»; так, в частности, был обследован такой элемент взаимодействия, как социальная сеть «ВКонтакте», которая стала особо популярной среди родителей воспитанников с марта 2023 года, когда все иностранные мессенджеры попали под запрет использования педагогами для общения с родителями на всех уровнях общего образования.

Родители приняли участие в мастер-классе (воркшопе) по использованию технологии геймификации в дошкольном образовании в рамках мероприятия «Ярмарка педагогических идей», следующим этапом работы в этом направлении является освоение Webinar и МИРО, которые позволят решить педагогические и образовательные задачи.

Однако реализация дальнейших мероприятий требует соблюдения следующих условий:

  1. Построение программы взаимодействия педагогов и родителей в условиях цифровой образовательной среды.
  2. Определение четкого плана деятельности дошкольников, участие в конкурсах проектов, творческих мастерских и других видах продуктивной деятельности.
  3. Организация и проведение образовательного интенсива по обучению родителей на платформе МИРО и в экосистеме вебинар.
  4. Эти мероприятия входят в перечень необходимых мероприятий, которые должна реализовать региональная инновационная площадка «Детский сад № 73» в течение 2024 года. Итоги проведенной работы планируется осветить в следующей публикации.