Full text

Введение / Introduction

 

Изменение внешних условий жизни в любое время заставляет человека задуматься не столько о собственном будущем, сколько о дальнейшей судьбе своих детей. Сложившаяся в мире ситуация вызывает страх за Отечество, за растущее поколение, за себя. Именно сейчас, когда мысль о том, что боль Родины воспринимается как своя и единство с родным народом неоспоримо, и стоит вопрос о сопричастности к судьбе Отчизны. Поэтому преподаватели часто стали говорить о том, что студенты должны понимать: их отношение к родной стране и будущая профессиональная деятельность в России и есть залог ее процветания и, как следствие, их собственного жизненного успеха. Неслучайно исследователи подчеркивают, что патриотизм – это «чувство сопричастности с тем, за что можно гордиться в истории и культуре своей страны, с тем, что несет возможность жить и развиваться любому человеку в этой стране» [1].

В рамках преподавания различных учебных дисциплин педагоги все чаще поднимают вопрос о необходимости патриотического воспитания. Возможно, это связано с достаточным объемом мероприятий по патриотическому воспитанию, которые сегодня проводятся в вузах, где студентам предлагают выбор: участвовать или не участвовать в общественной жизни учебного заведения. Также массовые мероприятия обладают особенностью в меньшей степени влиять на личностно значимые для каждого студента аспекты. Такое влияние возможно в рамках менее масштабных форм работы, например, на учебном занятии в пределах одной студенческой группы. Следовательно, нам необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы молодое поколение понимало назначение и смысл патриотизма. В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность данной работы.

Непростые времена, в которые нам, преподавателям, необходимо говорить со студентами о патриотизме, подтолкнули к пересмотру того материала, с которым приходится работать на занятиях по русскому языку и деловым коммуникациям. Так как данная дисциплина читается в группах разных специальностей, то необходимо было совместить учебный материал, интерес студентов и воспитание патриотизма средствами русского языка. Также стоит отметить, что перед преподавателем вуза стоит более сложная задача: корректировать уже имеющиеся результаты патриотического воспитания. Но все это вполне оправданно, поскольку, как полагают Н. И. Бухтояров, М. Н. Шахова и О. Н. Князева, в рамках воспитательной работы необходимо спланировать, спрогнозировать патриотический характер обучения, который в первую очередь должен отражаться во «включении студента в образовательный процесс и построении им личностных моделей, отражающих перспективы развития духовных задатков и креативного потенциала» [2]. Суммируя всё изложенное выше, можем сказать, что цель данного исследования состояла в том, чтобы подобрать интересный языковой материал патриотического содержания, который можно будет использовать в процессе преподавания речеведческих дисциплин; разработать на его основе задания, направленные на развитие творческого потенциала студентов.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Попытка систематизации концепций патриотизма была осуществлена как отечественными, так и зарубежными исследователями. Среди иностранных самой содержательной является работа М. Сардоч, где представлены различные виды и определения этого понятия [3]. В отечественной науке попытка систематизации определений патриотизма, взятых из официально изданных словарей за последние 100 лет, была сделана в работе Т. Т. Щелиной [4]. В результате сопоставительного анализа автор пришел к выводу о том, что объединяет все определения – чувство любви к Родине, преданность ей и народу своего государства. Также Т. С. Гузенкова [5] утверждает, что исторически сложилось устойчивое представление о том, что патриотизм означает любовь к Отчизне, к родине, привязанность к месту своего проживания.

В дополнение к этому Н. В. Григорьева под патриотизмом понимает «интегративное качество личности, характеризующее высшую степень ее духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории и культуре и готовности к активно-деятельностной самореализации на благо Родины, которая выражается в каждодневном высокопрофессиональном труде, выполнении своего гражданского долга и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества» [6]. Это определение в нашем исследовании будет основным, но, несмотря на это, нельзя не согласиться и с тем, что патриотизм, помимо всего названного, – это еще и любовь к природе родной страны, к ее людям, выражающаяся в бережном и внимательном отношении к окружающим, в заботе о состоянии природы, о сохранении здоровья и достоинства тех, кто рядом с нами, и в итоге – забота о благополучии и процветании страны в целом.

По мнению А. И. Мурзина, патриотизм – это естественное, здоровое чувство общенациональной гордости, стремление к упрочению авторитета своей Родины [7]. В определениях, представленных выше, также подчеркивается обязанность особой заботы о благосостоянии своих соотечественников.

В связи с этим базовая функция, как отмечают Е. В. Рочняк и Р. А. Баталин, и даже смысл феномена «патриотизм» – это умение сберечь целостность страны, сохранить единство нации [8]. Именно патриотизм, как отмечают исследователи, способен закрепить целостность и единство общества, снизить опасность межнациональных конфликтов внутри государства, способствовать развитию культуры [9].

По данным интернет-опросника YouGov [10], именно сплоченность социальных групп ведет к усилению патриотизма. Такие составляющие патриотизма, как единство народа, преданность государству, подкрепляются выполнением своего гражданского долга. Отсюда следует, что одной из важных составляющих патриотизма является гражданственность, проявляющаяся в гордости за свою страну и готовности всеми силами трудиться на ее благо. Личностным смыслом факта принадлежности к определенному обществу в системе ценностных привилегий является эмоциональная составляющая гордости за свою страну. Гордость за страну – важный признак гражданственности как ценности [11].

 Именно гражданственность связывает патриотизм и государство как политический институт, поскольку, по мнению Т. Т. Щелиной, гражданственность помогает личности активно участвовать в решениях правительства, осознавать себя активным членом общества, а не только жителем конкретного места в конкретной стране [12]. К гражданственности можно отнести способность быть со своей страной в кризисные периоды ее развития ради ее дальнейшего процветания [13]. Этот компонент особенно важен в студенческой среде, поскольку именно в вузе происходит осознание правильности выбранного пути в профессии, понимание того, что ты можешь быть действительно полезен там, где родился и вырос. При недостаточно воспитанном чувстве патриотизма, основанного на любви к России (в любых ее положительных ипостасях: культура, история, искусство, природа, родные места и т. д.) и гражданской ответственности, происходит смена ориентации молодежи на прозападную культуру. В этом смысле гражданская ответственность – ответственность перед Родиной за ее настоящее и будущее – становится одним из значимых проявлений патриотизма. В науке отмечена позиция (К. В. Марков и В. А. Левищев), согласно которой в вузах следует делать акцент именно на формировании гражданской позиции [14].

Зарубежные исследователи также подчеркивают важность воспитания патриотизма, то есть любви и верности общей родине. В работе M. T. Нджелези отмечается, что факторы, связанные с международной ситуацией, социальными, политическими и экономическими условиями, указывают на то, что не все граждане следуют ценностям общества [15], для этого ученый предлагает повысить эффективность воспитания ценностей именно в процессе обучения.

Так, недавние (2020 год) зарубежные исследования по гражданскому воспитанию выявили необходимость дополнения имеющихся учебных планов в вопросе ориентированности на воспитание гражданственности. В одном из таких исследований указано, что содержание гражданского аспекта учебной программы можно было бы значительно улучшено за счет включения содержания, делающего акцент на гражданском образовании [16].

Для нашего исследования также актуально мнение Г. Я. Гревцевой [17], которая подчеркивает, что патриотизм в системе воспитания имеет четко выраженную профессиональную направленность. Появляется понятие «профессиональный патриотизм» и трактуется оно как интегративное качество личности, включающее в себя: социальное чувство (любовь к Отечеству), гражданско-патриотическую позицию, духовно-нравственные ценности, установки и убеждения, социально значимую деятельность патриотической направленности. Также Л. Н. Саенко справедливо утверждает, что «профессиональный патриотизм – это сформированное чувство гордости, любви к выбранному роду деятельности» [18]. В нашем исследовании это является важным фактором, так как мы говорим о патриотизме будущих инженеров, специалистов по информационной безопасности на железнодорожном транспорте и т. д.

Идеи программных документов по патриотическому воспитанию граждан России также нашли отражение и в законе об образовании, где подчеркнута необходимость оптимизации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в РФ [19].

Патриотическому воспитанию молодых граждан России уделено особое внимание и в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р [20].

Также не стоит забывать, что при преподавании речеведческих дисциплин в технических вузах преподаватели стараются разнообразить мир цифр, схем, таблиц яркими языковыми явлениями в нашем случае еще и патриотического содержания. В связи с этим стоит отдельно сказать о лингвокреативности.

По мнению Т. В. Тюленевой, лингвистическая креативность – это «комплекс способностей к созданию объективно и субъективно новых идеальных продуктов с помощью средств родного и/или иностранного языка, продуцированию устных и письменных высказываний на основе дивергентного мышления, сопряженный со стремлением студентов к творческой речевой деятельности» [21]. В качестве важной составляющей лингвистической креативности выступает вербальная креативность, которая рассматривается в качестве определенной способности говорящего человека порождать новое, то, что прежде не имело места в его опыте и речевой деятельности [22]. Также ученые рассматривают вербальную креативность как компонент структуры языковых и речевых особенностей, определяющих успех речевой деятельности. Креативность, по мнению данного автора, это словесное творческое мышление [23].

Образовательные учреждения ставят перед собой задачу развития коммуникативной компетентности обучающихся как способности к смыслообразовательной деятельности на основе критического отбора, смыслового анализа и эффективного обмена информацией. Способы решения этой задачи должны моделироваться исходя из понимания лингвокреативной сущности человеческого речемышления. Большую дидактическую ценность мы видим в авторских программах развития лингвокреативного мышления и тренингах вербальной креативности [24].

Китайские ученые называют творческое мышление навыком высшего порядка [25], который помогает добиваться успеха не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности, поэтому в Китае творческое мышление представляет собой ключевой показатель оценки образования. В китайскую систему образования включен экзамен на выявление уровня формирования экспериментальных способностей, что подчеркивает важность развития креативных способностей.

По мнению наших исследователей педагогики высшей школы, «креативно ориентированные педагогические технологии в условиях реализации новых ФГОС являются одним из перспективных инновационных инструментариев подготовки специалистов новой формации и творческого саморазвития личности» [26].

Для этого используются креативные техники как совокупность методов, видов деятельности, связанных с актуализацией творческого потенциала студентов, как способ создания условий для их самоизменения, саморазвития, самореализации [27]. Особо подчеркнем тот факт, что лингвокреативность проявляется как в процессе производства речи, так и в процессе ее восприятия; и в том и в другом случае это способность видеть языковой материал по-новому.

Итак, в результате сопоставительного анализа мы пришли к выводу о том, что необходимо воспитывать патриотизм, основными составляющими которого являются чувство любви к Родине, преданность ей, единство со своим народом, ценностное отношение к Отечеству, его культуре и истории, готовность к самореализации на благо Родины за счет высокопрофессионального труда и к самопожертвованию во имя интересов Родины, забота о благополучии и процветании страны в целом. Для того чтобы формировать патриотизм, необходимо повысить эффективность воспитания данной ценности в процессе обучения через любовь к выбранному роду деятельности, а в нашем случае еще и посредством любви к родному языку. Для этого нужно раскрыть всю красоту русского языка, по-новому посмотреть на его безграничные возможности, и сделать это эффективно можно с помощью введения в образовательный процесс заданий, развивающих лингвокреативность студентов.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методами исследования в нашем случае были: теоретический (изучение, анализ и синтез научной литературы в области языкознания, педагогики, воспитания патриотизма, методики преподавания; результатов обучения после проведения эксперимента), эмпирический – наблюдение в ходе педагогического процесса, статистический – метод регистрации.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам рассмотрения патриотизма, языкового творчества, креативной педагогики и методики преподавания.

Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», в нем приняли участие 128 студентов I и II курсов.

 

Результаты исследования / Research results

 

В процессе преподавания в техническом вузе дисциплины «Русский язык и деловые коммуникации» мы столкнулись с необходимостью пересмотра учебно-методического обеспечения с целью включения в него текстов патриотического содержания. Если для нас, преподавателей, которые получали образование в советский период, таковыми были произведения о Великой Отечественной войне М. Фадеева [28], Б. Васильева [29] и других, то у современной молодежи поменялось многое: и школьная программа по литературе, и способы добычи информации, и интересы. Поэтому для достижения обозначенной выше цели необходимо было выбрать из предложенного студентами материала, интересного с их точки зрения, то, на основе чего можно создать систему упражнений по развитию лингвокреативности с целью воспитания патриотизма. Вся работа была разделена на два этапа. Далее рассмотрим каждый из них.

Первый этап исследовательской работы представлял собой поиск материала, интересного с точки зрения студентов, на основе которого и создавалась система упражнений. Они должны были собрать тексты, в которых речь идет о чувстве любви к Родине, гордости за нашу страну, то есть обо всем, что у них ассоциируется с понятием патриотизма. Итак, студентами было собрано 243 неповторяющихся текста (всего около 1300).

На первом месте среди собранного студентами материала оказались хештеги (84), это объясняется тем, что социальные сети студентами просматриваются чаще, чем любые другие информационные источники. Также ими были представлены цитаты известных личностей – 58, связано это с тем, что при изучении темы «Стили речи. Функционально-смысловые типы речи» студентам было предложено подобрать подобные речевые единицы в качестве названия (заголовков) текстов, направленных на воспитание патриотизма. Следующей группой стали фразы из песен – 47, причем это были как современные песни, например Шамана, так и не менее популярные музыкальные произведения, исполняемые О. Газмановым, группой «Любе» (иногда в современной аранжировке). На четвертом месте оказались поэтические строки, самыми частотными из которых были стихотворения К. Симонова, С. Есенина, Р. Рождественского, Э. Асадова – 35. Также немало было таких изречений, как пословицы и поговорки, – 23. Кроме этого были заголовки и слоганы, но их оказалось менее 10, поэтому мы не включили их в наше исследование. Также стоит отметить, что мы ограничились малыми формами, хотя некоторые студенты останавливались на примерах из художественных и публицистических произведений. Итак, в процентном соотношении это выглядело следующим образом:

  1. Хештеги – 84 (35%).
  2. Цитаты известных личностей – 58 (24%).
  3. Фразы из песен – 47 (19%).
  4. Выдержки из стихотворений – 35 (14%).
  5. Пословицы и поговорки – 19 (8%).

Данная подборка языкового материала, выделенная и собранная студентами, помогла нам определить те тексты, которые интересны современной молодежи. Далее представим примеры, обладающие, на наш взгляд, потенциалом в плане воспитания патриотизма и включенные нами в упражнения.

В первую очередь среди хештегов мы выделили ключевые слова, на этом основании разбили их на подгруппы:

1)   хештеги, в которых ключевыми являются слова «патриот» и «патриотизм»: #патриотизм #патриот #наволнепатриотизма #патриотизмзашкаливает #патриотизмвовсём #патриотизмвдуше #патриотизмнашевсё #патриотизмвсемье #патриотизмрулит #патриотизмвдействии #патриотыРоссии #патриотизмроссийскоймолодежи #патриотизмсдетства;

2)   хештеги, в основе которых единство: #вместемысила #вместе #своихнебросаем #знайнаших #единство #мыедины #мысвами;

3)   хештеги, в которых прослеживается поддержка: #горжусь #наши герои #победазанами #стопнацизм #нашаармиявсехсильней #вов #мненестыдно #победабудетзанами #НАДО #народныйфронт #ЛучшаяДержава #ГордимсяНашейАрмией #времяпомогать;

4)        хештеги, в которых ключевыми являются слова: Россия, русский #Россия #русский #Россия #Россиясила #ялюблюроссию #россиизнамя #патриотыроссии #россиявперед #ярусская #ярусский #мырусскиеснамибог #яизроссии #малаяродина #святаярусь.

Среди цитат известных личностей мы остановились на тех, которые, как и хештеги, содержали ключевые единицы и раскрывали понятие патриотизма: «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего» (В. Г. Белинский); «Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу в человечестве и человечеству в народе» (В. С. Соловьев); «Во время тяжелой борьбы, решающей судьбу страны, мы должны глубже чувствовать кровную связь с Родиной» (А. Н. Толстой); «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине» (А. С. Попов); «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой); «Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон); «Любовь к Родине воспитывается с детства» (Л. Успенский).

Среди фраз из песен самыми частотными оказались следующие:

1)   Я русский, и мне повезло.

Я русский, всему миру назло! (Шаман/Я. Дронов. Я русский)

2)   Встанем, пока с нами рядом

Господь и истина с нами (Шаман/Я. Дронов. Встанем).

3)   Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена! (С. Михалков. Гимн России)

4)   Россия, Россия! В этом слове огонь и сила! (О. Газманов. Россия)

5)   И, если опасность державе грозит,

Становится Родина как монолит (О. Газманов. Офицеры).

Из всех предложенных студентами стихотворений мы выделили самые частотные:

1)   К. Симонов. Родина:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

2)   Р. Рождественский. Реквием:

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твое – это наше горе, Родина.

3)   А. Галич. Стихи о России:

И нам её вместе хранить и беречь,

Лелеять родные слова.

А там, где живет наша русская речь,

Там вечно Россия жива!..

4)   Д. Кедрин. Думы о России:

Русские не склонятся знамена!

Будем биться так, чтоб видно было:

В мире нет сильнее русской силы!

5)   Э. Асадов. России:

И знаю твердо: правдой зажжена,

Еще предстанет всем моя страна

И гордой, и великой, и могучей!

Среди пословиц и поговорок, выбранных ребятами, мы остановились на тех, в которых прослеживается связь: дом – семья – Родина.

Где выросла сосна, там она и красна; Родина любимая – мать родимая; Жить – Родине служить!; Где родился, там и пригодился; Глупа та птица, которой свое гнездо не мило; Чужой земли не хотим, а своей не отдадим. Лучше дома своего нет на свете ничего; Мой дом – моя крепость; Родина краше солнца, дороже золота.

Собранный студентами материал позволил нам увидеть, насколько вдумчиво и тщательно они отбирали стихи, песни, цитаты, хештеги. Подобная творческая поисковая работа помогла ребятам по-другому взглянуть на известные произведения, но самое главное здесь – самостоятельная работа с текстами патриотического содержания, по ключевым словам которого они в конце эксперимента дали свое определение описываемого нами понятия.

На втором этапе нами была создана система упражнений, в основе которой лежало прежде всего развитие лингвокреативности студентов. Все разработанные упражнения можно разделить: 1) на работу над устным высказыванием; 2) работу с текстом; 3) создание собственного творческого продукта. Представим к каждому разделу примеры упражнений:

  1. Прочитайте высказывания: «Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу в человечестве и человечеству в народе» (В. С. Соловьев); «Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это – ощущение единства с людьми, с которыми живешь в одной стране» (С. С. Бодров); «Верность принципам рождает верность семье, стране, народу» (Д. С. Лихачев); «Во время тяжелой борьбы, решающей судьбу страны, мы должны глубже чувствовать кровную связь с Родиной» (А. Н. Толстой); «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине» (А. С. Попов). Выберите из предложенного материала те высказывания,

а) с авторами которых вы согласны полностью;

б) с авторской позицией которых согласны частично;

в) с авторами которых могли бы поспорить. Ответ аргументируйте.

Данное упражнение помогает студентам создавать монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения, особое внимание обращая на правила и тактику ведения спора, раскрытие основных видов аргументов, на особенности устной публичной речи, на стили поведения в определенной языковой ситуации (манера поведения в конфликтной ситуации, психологические и этические основы языкового процесса). Креативность студентов здесь формируется и проявляется в умении найти то высказывание, с помощью которого можно создать емкое по смыслу выступление, раскрыть тему, подобрать и логично выстроить аргументы, разнообразить речь изобразительно-выразительными средствами и речевыми фигурами, использовать приемы речевого воздействия.

  1. Прочитайте отрывок из текста А. Н. Толстого «Родина». Сформулируйте основную мысль, предложите от трех до пяти заголовков, напишите план (вопросный, цитатный, простой, назывной и др.).

Данное задание формирует умение работать с текстом, выделять главную и второстепенную информацию, создавать разные виды заголовков, разбираться в видах плана и выбирать тот тип, который подходит для текстов разных жанров, функционально-смысловых типов, принадлежащих разным стилям речи.

Далее представлены результаты творческой деятельности студентов.

– Формулировка основной мысли текста (тезисный план):

Кровная связь с Родиной чувствуется глубже во время тяжелых испытаний, решающих судьбу страны. Мы готовы умереть за нее, потому что из глубины веков наши предки верили в желанное будущее и создавали его своими руками для нас. Народ все богатство свое и счастье создавал и носил в мечтах. Поэтому никакая вражья сила не должна пошатнуть ее.

– Создание заголовков (использование самостоятельно собранного материала и написание собственных):

Родина любимая – мать родимая; Жить – Родине служить!; «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский); «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека); «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет» (В. В. Маяковский); И в печали, и в радости будь верен Родине; Страна народом сильна!; Не беречь Родину – не видать и будущего.

– План вопросный:

1)   Как мы чувствуем себя в мирные годы и во время общей беды?

2)   Чем объясняется наша готовность защищать «наше», родное?

3)   Почему русская литература есть достоинство и ум народа?

4)   Как народ русский верил в себя и в свой талант?

– План простой:

1)   Восприятие Родины в мирное время.

2)   Беда, от которой не спастись в одиночку.

3)   Настоящее и будущее нашей Родины.

4)   Истинный облик русского народа.

5)   Почетное место России в красном углу.

Лингвокреативность при подобного рода упражнениях проявляется в работе с текстом не только в плане восприятия, выделения важной информации, но и в ходе анализа содержания, подбора ярких заголовков и точных смысловых узлов плана, в умении прочувствовать авторскую позицию, найти то, с чем студент согласен, так как в нашем случае солидарность с высказыванием патриотического содержания помогает нам воспитывать человека, любящего свою страну и родной язык.

  1. Проанализируйте предложенные хештеги, выделите, на ваш взгляд, самые удачные; определите, на основе каких языковых явлений (лексических, синтаксических, грамматических) они созданы; отметьте в них различные средства выразительности. Предложите свои хештеги.

#патриотизмвкрови #патриотизмонтакой #мыедины #времяпомогать#мысвами #ялюблюроссию #россиизнамя #патриотыроссии #россиявперед #мырусскиеснамибог #патриотизмвсемье #патриотизмрулит #патриотизмвдействии #патриотизмроссийскоймолодежи #zанаших #zаправду #давайzамир #zапрезидента #Zаармию #Zаотвагу #ZадачуVыполним #своихнебросаем #знайнаших #мыедины #времяпомогать #горжусь #победазанами #нашаармиявсехсильней

Особое внимание стоит уделить созданным студентами хештегам: #предрассудкирушитправда #русскиеVвперед #ZаСВОих #вместемысильнее #вераVправду

При создании творческого продукта студенты в большей мере раскрывают свои творческие языковые способности. Параллельно с этим совершенствуют знания и умения по теме «Нормы современного русского литературного языка», редактируют тексты после анализа их преподавателем, критически подходят к работам своих одногруппников, отмечая положительные моменты и предлагая рекомендации по совершенствованию созданного варианта. Так, студентами были предложены в качестве слоганов и заголовков текстов публицистического стиля (тип речи – рассуждение) следующие варианты: Патриотизм как принцип жизни; Благородное сердце патриота не может быть неверным; Крепко верить – значит победить! Нельзя стать героем, сражаясь против Родины; С верой нет ничего невозможного; Добро – залог мира; Высшая доброта – любовь к людям; Родной край – сердцу рай! Родина – это то, что объединяет людей во время беды; И в печали, и в радости будь верен Родине; Страна народом сильна; Не беречь Родину – не видать будущего!

 

Заключение / Conclusion

 

Анализ студенческих работ показал, что лингвокреативность можно и нужно формировать с помощью материала патриотического содержания. Были пересмотрены тексты, используемые в процессе обучения, 40% из них заменены на патриотические, выбранные студентами. На их основе была создана и апробирована на практических занятиях система упражнений, направленная на развитие языкового творчества студентов технического вуза. Кроме того, был пересмотрен и лекционный материал. Так, при изучении темы «Функциональные стили речи» в качестве примеров художественного текста мы взяли отрывки из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» [30] (плен и допрос у Мюллера, где Андрей Соколов, глядя в глаза врага, признается в том, что не верит в победу немцев) и из повести В. Быкова «Сотников» (отрывки из последних двух глав, в которых главные герои, партизаны, попавшие в плен, стоят перед выбором, и только один из них, служа Отечеству и своему народу, принимает смерть от перешедшего на сторону фашистов Рыбака) [31]; примерами публицистического текста стали цитаты из «Писем о добром и прекрасном» Д. Лихачева [32] и отрывок из произведения А. Н. Толстого «Родина» [33]. Как было отмечено выше, лингвокреативность проявляется в умении по-новому взглянуть на известный языковой материал. Но в нашем случае после погружения в такой языковой материал ребята по-другому смотрят и на сложившуюся в мире ситуацию. Следовательно, цель данной работы, состоящая в том, чтобы подобрать интересный языковой материал, который можно будет использовать в процессе преподавания речеведческих дисциплин, и разработать на его основе задания, направленные на развитие творческого мышления студентов, достигнута. Подтверждением этого также стала итоговая творческая работа, где студенты рассуждали о том, кто является патриотом. По их мнению, это тот человек, который любит свою страну, знает и чтит ее традиции, уважает историю, гордится своим Отечеством, охраняет родную природу, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается, готов отдать жизнь за Отчизну; профессионал, активно действующий в направлении того, чтобы сделать свою Родину процветающей.