Full text

Введение / Introduction

 

В процессе освоения курса рисунка основной темой учебной программы является рисунок фигуры человека. Сначала студенты учатся изображать гипсовые обнаженные фигуры, затем следует рисунок обнаженной живой фигуры человека, и только после этого происходит изучение одетой фигуры человека. Решение учебных задач в процессе изучения курса рисунка направлено на развитие умений выполнять рисунок фигуры человека как самого сложного объекта изучения. Этому способствуют задания по выполнению набросков фигуры человека. В частности, важное место занимает умение делать наброски обнаженной фигуры человека. Поэтому в программе курса рисунка параллельно с длительными работами над фигурой имеются задания по выполнению набросков как одетой, так и обнаженной фигуры. В процессе выполнения набросков обнаженной фигуры студенты должны научиться передавать пропорции, анатомическое строение и движение фигуры, достигать художественной выразительности, развить умения использовать различные графические техники. При этом подразумевается, что выполнение набросков принесет значительную пользу обучающимся художественной грамоте. Следует отметить, что при всем значении, которое придается выполнению набросков, на сегодняшний день имеются только советы по тому, как надо выполнять наброски и какими должны быть результаты, но нет разработанной методики или полноценно составленных методических рекомендаций, которые бы направляли деятельность педагога и обучаемых.

Цель статьи – представить результаты исследования по методике выполнения набросков фигуры человека и предложить разработанную серию заданий по выполнению набросков обнаженной фигуры человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.  Провести анализ литературы по теме исследования.

2.  Разработать серию заданий по выполнению набросков со специальными задачами, направленными на овладение разнообразными графическими средствами и развитие навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека.

3.  Проверить эффективность разработанных заданий в процессе проведения педагогического эксперимента.

 

Обзор литературы / Literature review

 

О важности выполнения набросков фигуры человека говорится во многих исследованиях, учебных пособиях и научных статьях. Но при этом можно отметить, что данный вид учебной деятельности не представлен на должном уровне в методическом плане. Конечно, в отечественной научной литературе существуют различные методические пособия, в которых отводится место теме наброска фигуры человека. Это, прежде всего, учебно-методическое пособие, которое в свое время выпустил А. О. Барщ, посвященное наброскам и зарисовкам с натуры [1]. Представляет интерес учебное пособие О. А. Авсисяна, в котором рассматриваются методы выполнения набросков по представлению [2], а также учебное пособие для студентов высших учебных заведений по выполнению набросков и зарисовок обнаженной фигуры человека, подготовленное Ю. В. Новоселовым [3]. В них авторы в основном рассматривают психологическую и эмоциональную составляющую быстрых зарисовок, классификацию набросков. Также теме создания набросков фигуры человека посвящены исследования таких педагогов, как В. С. Кузин, А. Е. Терентьев, А. А. Унковский. Каждый из них отмечает необходимость выполнения набросков при освоении графической грамоты. Так, В. С. Кузин отмечает, что наброски и зарисовки выполняют учебно-познавательную функцию, «когда рисунок служит средством изучения натуры, действительности и накопления профессиональных знаний и умений» [4]. А. Е. Терентьев обращает внимание на то, что «человек, профессионально занимающийся рисунком, должен обладать хорошо развитым цельным видением натуры и изображения», отмечая, что данный навык можно развить в процессе выполнения набросков [5]. В содержание дисциплины «Рисунок» авторы включают различные виды краткосрочных зарисовок. Однако наибольший положительный эффект несут наброски фигуры человека. Именно этот вид «помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способствует изучению живой формы, расширяет кругозор», – пишет А. А. Унковский [6].

Теме рисунка фигуры человека и выполнения набросков посвящены исследования таких авторов, как Д. П. Псурцев, С. П. Рощин и А. И. Фурсов. Так, Д. П. Псурцев раскрывает особенности композиционного мышления студентов в процессе выполнения набросков фигуры человека [7]. С. П. Рощин подробно останавливается на методике длительного выполнения рисунка фигуры человека [8]. А. И. Фурсов в своей работе рассматривает особенности формирования композиционного мышления в процессе преподавания фигуры человека для художников и дизайнеров [9].

Кроме того, имеются авторы, которые в своих работах заостряют внимание на анализе типичных ошибок студентов в процессе рисования фигуры человека, что важно для объективной оценки рисунка; данной теме посвящена работа К. А. Кравченко [10]. Одна из задач при выполнении набросков – это соблюдение пропорции. Поэтому некоторые авторы в своих исследованиях сосредоточивают внимание на преодолении трудностей в определении пропорций фигуры человека. Например, Н. И. Куприянов издал учебное пособие для студентов художественно-графического факультета, в котором подробно раскрывает пропорции фигуры человека, предлагает методы обучения зарисовкам и наброскам фигуры человека с учетом пропорций [11]. Другие исследователи предлагают решать задачи обучения рисунку фигуры человека через изучение ее анатомии. В. В. Гусева в своих работах рассматривает проблемы преподавания пластической анатомии, обращает внимание на роль визуализации при обучении пластической анатомии студентов-дизайнеров [12, 13]. С. А. Никитенков и А. А. Тарабцев высказывают обеспокоенность проблемой сохранения единства академического рисунка и пластической анатомии в обучении изображению фигуры человека и предлагают опираться на традиции, которые накопила отечественная школа рисунка по данному вопросу [14]. В. В. Пискарев предлагает преподавать пластическую анатомию во взаимосвязи с анализом конструктивных особенностей фигуры человека [15]. А. И. Филимонов и Т. А. Канунникова также подчеркивают значение знаний по пластической анатомии и анатомическому рисунку при подготовке учителей изобразительного искусства и предлагают этот материал для освоения в педагогическом образовании [16]. Все перечисленные авторы утверждают, что знание строения фигуры человека позволяет добиваться реалистического изображения ее формы.

Имеются исследования, близкие к тематике выполнения набросков, с представленными заданиями, суть которых заключается в выполнении различных набросков, начиная от разнообразных ракурсов до тематических постановок, но в них акцент делается на разновидности набросков (Д. Р. Богданова, А. И. Полозова [17]) и на развитии умений создавать художественный образа фигуры человека (А. М. Савинов, Т. А. Сорокина [18]). Также имеются исследования, в которых авторы доказывают, что выполнение набросков может помочь в формировании умений выражать проектные идеи и поэтому оно будет полезно для подготовки дизайнеров (С. И. Егорова, А. М. Савинов [19]).

С темой важности умений выполнять наброски для дизайнеров связаны исследования зарубежных авторов. Так, в США значительная работа по изучению связи креативности и ручного эскизирования проведена Седой Маккиллиган (Ильмаз) в соавторстве с С. Сейфертом и Р. Гонсалесом [20]. Также наброску как средству развития творческих способностей посвятил работу И. Гариб [21]. Субик Кумар Шреста из Университета Канзаса высказывал предположение, что использование набросков, выполненных без помощи компьютерных технологий для дизайна, всегда является преимуществом и значимо, особенно на начальных этапах проектирования [22]. Но эти авторы, отмечая важность умений выполнять наброски, не предлагают способы овладения техникой выполнения наброска, они не занимались методикой обучения изобразительной грамоте. Такие авторы, как Г. Баммес и Е. Барчаи, в большей степени обращали свое внимание на изучение анатомических особенностей фигуры человека, главный акцент они делали на знании анатомии и конструктивных особенностей, преподавание набросков фигуры человека не входило в сферу их научных исследований [23, 24]. Исследователи A. Буковец и Р. Поточник в своих работах обращают внимание на то, что выполнение изображений карандашом является важной составляющей художественной подготовки, которую не следует игнорировать в процессе получения художественного образования, поэтому они предложили нестандартное методическое пособие, где представлены картинки художника [25]. Исследователи показали, что, используя их методику и технику рисунка карандашом, обучающиеся быстрее осваивают различные идеи в изобразительном искусстве. Данная методика может быть применена и в отечественном образовании, но в большей степени ее удобнее использовать для начинающих осваивать основы по рисунку.

Из недавних зарубежных исследований по методике освоения обучающимися художественной грамоты представляют интерес работы следующих авторов. Так, К. Дриусси, доцент в Центре университетского образования при Университете Фукуяма на западе Японии, представляет в своем исследовании рисунки, созданные обучающимися, как инструмент для сбора общей информации и углубленного изучения опыта и мнений обучающихся [26]. Ею было собрано и проанализировано более 1000 рисунков, чтобы использовать этот подход в преподавании. А исследователь Ч. Хакетт в своей работе отвечает на вопрос, как можно обучить неподготовленного студента навыкам, необходимым художникам для выполнения их профессиональной деятельности [27]. Методы, которые автор рекомендует использовать, можно применять и для подготовки по рисунку, это прежде всего интерактивные методы обучения. По близкой тематике провел исследования в области художественного образования К. Андерсон: он изучил влияние, которое совместная профессиональная учебная деятельность оказывает на восприятие преподавателями изобразительного искусства требуемого профессионального развития [28]. Результаты его исследования показали, что рефлексивный диалог, сетевые возможности и культура сотрудничества являются ключевыми факторами, влияющими на результаты профессионального развития учителей изобразительного искусства. Перечисленные исследования затрагивают важные вопросы подготовки по рисунку, а следовательно, влияют на профессиональное художественное становление обучающегося, при этом следует отметить, что напрямую они не связаны с рисунком фигуры человека, но предлагаемые методы могут быть использованы в процессе развития у студентов навыков выполнения набросков фигуры человека.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что наброски фигуры человека имеют важное значение и находятся в центре освоения художественной грамоты по рисунку. Именно наброски и зарисовки повышают навыки обучающихся в работе и над длительными творческими работами, что обусловливает необходимость разработки педагогических технологий освоения процесса выполнения набросков. Однако в методике изучения набросков обнаженной фигуры человека отсутствует педагогическая технология того, как на практике достичь высокого уровня выполнения набросков и какие технические приемы при этом следует использовать.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование базировалось на идее преемственности отечественного художественного образования, сохранении и развитии традиций, комплексном подходе при обучении основам художественной грамоты с учетом вариативных заданий различного уровня, адаптированных к возможностям каждого студента. Объект исследования – процесс обучения студентов академическому рисунку в системе высшего образования. Методами исследования являются анализ научной литературы по преподаванию рисунка и созданию набросков фигуры человека, педагогический эксперимент, анализ набросков студентов. Базой исследования являлся Государственный университет просвещения, факультет изобразительного искусства и народных ремесел. В исследовании приняла участие группа студентов в количестве 76 человек, состоящая из обучающихся I–IV курсов различных направлений подготовки: «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Педагогическое образование». Педагогический эксперимент проходил в течение 2022/2023 учебного года. Экспериментальная работа осуществлялась в процессе сеансов набросков, в рамках самостоятельной работы студентов под руководством педагога. Сеансы набросков проходили по графику: одно занятие в две недели. Продолжительность занятия два часа. Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, был осуществлен срез современного состояния подготовки студентов по рисунку, и в частности по уровню выполнения набросков фигуры человека. На основе полученных данных были разработаны специальные задания по выполнению набросков обнаженной фигуры человека. На формирующем этапе эксперимента проводилась апробация разработанных заданий. В процессе контрольного этапа педагогического эксперимента сопоставлялись результаты, обрабатывались данные для получения статистических показателей.

 

Результаты исследования / Research results

 

Для того чтобы определить роль набросков в освоении рисунка и выявить умения студентов в изображении фигуры человека, был проведен педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. С целью выявления уровня подготовки студентов по выполнению набросков был проведен констатирующий эксперимент. Для анализа работ были составлены критерии оценки набросков, к ним относятся:

1)   соблюдение пропорций фигуры человека;

2)   передача правильного движения;

3)   достижение выразительности наброска;

4)   грамотное использование графических техник;

5)   передача художественного образа.

Для анализа работ баллы по каждому критерию были разделены на три уровня: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.

Во время проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента группе студентов было предложено сделать наброски обнаженной фигуры человека в нескольких несложных позах. Студенты изобразили фигуру человека в контрапосте и в положении сидя. На зарисовку студентам отводилось около 10 минут, наброски были сделаны графитом или сангиной на листе формата А4. Для того чтобы правильно оценить средний балл, были выведены уровни развития навыков рисования набросков, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Уровни развития навыков рисования набросков

 

Уровни

Баллы

Высокий

12–15

Средний

8–11

Низкий

5–7

 

Проанализировав работы студентов, мы выявили, что средний балл работ составляет 8,7, таким образом, уровень развития навыков рисования набросков обнаженной фигуры человека соответствует среднему уровню. На основе анализа научной литературы, педагогического опыта по данной теме и собственного опыта преподавания рисунка было сформулировано предположение о том, что если ввести в учебный процесс студентов регулярные занятия по выполнению набросков обнаженной фигуры человека с разными специально разработанными задачами, то можно добиться повышения уровня навыков рисования набросков и ускорить процесс освоения набросков в профессиональной подготовке студентов. Для проверки этой гипотезы был осуществлен формирующий эксперимент. На этом этапе были составлены задания, отражающие особенности изображения обнаженной фигуры человека. После этого проходила их апробация в учебном процессе.

Была составлена и проведена в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента серия следующих видов набросков:

1. Наброски обнаженной фигуры человека в контрапосте спереди и в профиль. Данный ракурс находится в статическом положении, динамика выражена опорой на одну ногу. Студенты в течение 7–10 минут делали данные зарисовки на тонированной или белой бумаге (см. рис. 1, 2). В данной позе основополагающие моменты – это верная анатомия фигуры, определение положения корпуса к средней линии, наклон тазового пояса по отношению к плечевому. Для этого обучающиеся мысленно проводят ось из внутренней лодыжки ноги к яремной ямке. Выразительность в основном достигается за счет плавности линий или за счет усиления границы между светом и тенью. Педагог в процессе проведения данных набросков объяснял особенности изображения фигуры с опорой на одну ногу и обращал внимание на их соблюдение.

2. Наброски обнаженной фигуры человека в контрапосте со спины. Здесь обращалось внимание на те пункты, что описаны в первом виде набросков. Однако направление срединой линии в данном случае будет определяться по линии позвоночника (см. рис. 3, 4). Кроме того, студенты могут улучшить свои работы за счет выделения линии в районе подвздошной кости опорной ноги, в этом случае акцент на опорной ноге, распределение веса фигуры становится более явным, поза читается понятнее. Также в данном виде набросков обращалось внимание на то, что не стоит забывать о ямах Венеры в районе крестца, отрисовка данной анатомической особенности помогает лучше передать пластику фигуры и указывает направление тазового пояса.

 

   

Рис. 1. Набросок обнаженной фигуры
в контрапосте спереди

Рис. 2. Набросок обнаженной фигуры
в контрапосте в профиль

 

   

Рис. 3. Набросок обнаженной фигуры в контрапосте
со спины в три четверти с использованием светотени

Рис. 4. Набросок обнаженной фигуры
в контрапосте со спины линией и тоном

 

3. Наброски фигуры человека в динамической позе, например метание копья. На набросок фигуры человека в данной позе отводилось около 15 минут. Студентам важно было увидеть особенности напряжения отдельных мышц, расположение форм в пространстве и уметь передать их в наброске. Особенно это относится к перспективе форм, так как отдельные ее части могут находиться в сильном перспективном сокращении, поэтому можно допустить анатомические ошибки в наброске. В процессе выполнения набросков педагог обращал внимание студентов на вертикальную ось, которая является ориентиром при определении центра тяжести фигуры человека (см. рис. 5, 6).

4. Наброски сидящей фигуры человека в несложном движении. На рисование студентам отводилось около 10 минут. Основная сложность данного расположения фигуры – это правильность передачи пропорций человека. Часто обучающиеся забывают проверить, как соотносятся верхняя и нижняя части туловища, которые сложно быстро сопоставить между собой по размеру. Выразительности набросков можно достичь за счет усиления плавности внешних линий, например линии наклона головы (см. рис. 7, 8). Студенту необходимо было найти ту деталь постановки, что поможет передать особенность ракурса, и делать на ней акцент.

 

   

Рис. 5. Набросок обнаженной фигуры

в динамической позе мягким материалом

Рис. 6. Набросок обнаженной фигуры

в динамической позе спереди

 

   

Рис. 7. Набросок обнаженной сидящей фигуры
в несложном движении в три четверти

Рис. 8. Набросок обнаженной сидящей фигуры

в несложном движении в профиль

 

5. Наброски сидящей фигуры человека в динамике. Здесь набросок переходит в динамику при повороте плечевого пояса к тазовому поясу. Лучше рисовать модель со спины, потому что при скручивании тела за счет изображения мышц спины и позвоночника можно показать положение фигуры человека более ярко и четко. Главным здесь является нахождение разницы в расположении плечевого и тазового пояса по отношению друг к другу (см. рис. 9, 10).

6. Наброски фигуры человека в лежачем положении. Зарисовки данного вида студенты выполняли в течение 10–12 минут (см. рис. 11, 12). Педагог обращал внимание студентов на особенности положения тела, при котором важно не сделать нижнюю часть фигуры человека длиннее или короче, чем в реальности. Здесь выразительность наброска можно повысить за счет контраста в работе. Например, если фигура хорошо освещена, затемняется фон или, наоборот, тон фона по сравнению с фигурой надо делать светлее.

7. Наброски фигуры человека в лежачем положении в ракурсе. Данный вид набросков отличается тем, что направление всех форм идет в глубину (см. рис. 13, 14). В одной позе к рисующему будет ближе находиться плечевой пояс и голова, а тазовый пояс – сокращаться в перспективе. В другой позе ближе к рисующему располагаются стопы. При рисовании в перспективе студентам важно находиться от модели на достаточном расстоянии, чтобы избежать искажения пропорций. Выразительность набросков достигалась за счет усиления анатомических связок, которые способствуют изображению перспективного сокращения, и выделения линией более близких частей фигуры. Важно научить студентов видеть перспективу форм.

 

   

Рис. 9. Набросок обнаженной сидящей фигуры
в динамике (скручивание тела)

Рис. 10. Набросок обнаженной сидящей фигуры

в динамике (плечевой и тазовый пояс

смещены относительно друг друга)

 

   

Рис. 11. Набросок обнаженной фигуры

в лежачем положении с использованием белил

на темном фоне

Рис. 12. Набросок обнаженной фигуры

 в лежачем положении

 

   

Рис. 13. Набросок обнаженной фигуры

в лежачем положении на спине в ракурсе

Рис. 14. Набросок обнаженной фигуры

в лежачем положении на боку в ракурсе

 

8. Выполнение художественно-образного наброска, когда модели придается тематическая направленность, например, натурщик держит в руках какой-то предмет (дудочку, кувшин, щит и меч, лук со стрелами и т. п.) и принимает соответствующую позу (рис. 15, 16). Студенты под руководством преподавателя организовывали тематическую постановку, предлагали варианты сюжета, например: «Игра на флейте», «Стрельба из лука», «Водоноска» и другие. Здесь, кроме таких задач, как передача правильных пропорций и выразительности, обучающиеся создают графический художественный образ. Студенты старались передать первое впечатление от натуры, улавливали детали, которые могут помочь сформировать художественный образ.

 

   

Рис. 15. Набросок обнаженной

женской фигуры с кувшином

Рис. 16. Набросок обнаженной мужской фигуры

с мечом и щитом

 

После проделанной работы был проведен контрольный эксперимент. В процессе контрольного этапа педагогического эксперимента группа студентов выполнила несколько видов набросков: обнаженная фигура в контрапосте и в положении сидя. Так же как на констатирующем этапе, студентам отводилось на работу 10 минут, наброски выполнялись на листе формата А4, графические материалы были выбраны лично студентами. После анализа работ было выявлено, что средний балл контрольного этапа равен 14,4, что соответствует высокому уровню. Было отмечено, что работы студентов стали более художественно выразительными, они усовершенствовали умение передачи правильных пропорций. Студенты стали опираться на анатомические особенности модели, что улучшило передачу индивидуальности в работах. Наброски стали более свободными и гармоничными, за короткий промежуток времени молодые люди стали учитывать значительное количество важных моментов в работе над набросками. Повысилась выразительность набросков за счет улучшения навыка владения графическими материалами. Общий уровень рисования набросков повысился, что отражает положительную динамику в освоении процесса создания зарисовок обнаженной фигуры человека.

Сравнительные результаты развития навыков рисования набросков представлены в табл. 2.

 

 

 

Таблица 2

Сравнительные результаты уровня навыков рисования набросков

 

Уровни оценки

Количество испытуемых (%)

До проведения эксперимента

После проведения эксперимента

Высокий

0

76

Средний

52

14

Низкий

48

10

 

После проведения педагогического эксперимента и анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень создания набросков обнаженной фигуры человека повысился. Средний балл по всем критериями стал выше, что свидетельствует о положительном эффекте проведенной серии набросков. Студенты стали чувствовать себя свободнее и увереннее при работе с набросками обнаженной фигуры человека, стали использовать различные художественные материалы и выразительные средства, что повлияло на качество и общую выразительность работ. Техническая сторона дела важна при выполнении наброска, от того, как используется материал и его возможности, зависит выразительность рисунка; это отмечает Н. Н. Фомина, называя одним из критериев оценки рисунков техническую качественность работ, «показателем которой является умение владеть избранной техникой в соответствии с ее качественными особенностями (графичность карандаша, текучесть акварели и т. д.)» [29]. Выводы проведенного исследования подтверждаются мнением педагогов; так, М. Ц. Каряева отмечает, что «наброски углубляют знания студентов о человеческой фигуре, в конечном счете служат воспитанию образного и пластического видения» [30].

Полученные в процессе проведенного исследования данные согласуются с мнением ученых о том, что «целенаправленная организация аудиторной и самостоятельной работы по выполнению набросков и зарисовок является важным условием развития творческого потенциала студентов» [31]. Соответствуют выводам исследователей, отмечающих, что «постоянная практика создания краткосрочных графических набросков и живописных этюдов вообще и обнаженной модели в частности позволяет художнику постоянно “сохранять форму”, а значит, быть готовым к реализации любых творческих идей» [32]. Также результаты исследования коррелируются с мнением тех, кто считает, что выполнение набросков является средством для профессионального роста [33].

Результаты проведенной работы демонстрируют, что систематические занятия набросками по специально разработанной схеме заданий с конкретными задачами развивают способность видеть и изображать фигуру человека в пространстве, что является одним из фундаментальных основ изобразительной грамоты.

 

Заключение / Conclusion

 

Проведенное исследование показало, что выполнение серии набросков с различными заранее составленными специальными задачами оказывает положительное влияние на развитие необходимых профессиональных качеств у студентов:

-     наброски фигуры в контрапосте положительно повлияли на правильность передачи пропорций в работе, студенты начали более внимательно относиться к анатомии в наброске и правильно передавать движение с опорой на одну ногу;

-     наброски обнаженной фигуры со спины позволили студентам уверенно ставить фигуру на горизонтальную плоскость. Учет срединной линии фигуры дает студентам возможность делать наброски более гармоничными и выразительными;

-     при создании набросков фигуры в динамической позе студенты изучали анатомию человека в динамике, изобразив фигуру в сложной позе, студенты более уверенно почувствовали себя при выполнении набросков в несложном движении;

-     с каждым изображением сидящей фигуры человека в работах студентов повышался уровень правильности передачи пропорций человека, студенты стали лучше определять главное и второстепенное в работе;

-     выполнение набросков сидящей фигуры человека в динамике положительно повлияло на умение работать над силуэтом и развитие навыка нахождения взаимосвязи плечевого и тазового пояса;

-       наброски фигуры человека в лежачем положении без сложного ракурса развили умение студентов передавать пропорции и определять фигуру человека в пространстве;

-     наброски фигуры человека в лежачем положении в ракурсе были направлены на развитие умения студентов определять перспективу форм и учитывать ее в работе, такая задача развивала у студентов умение видеть перспективу различных частей фигуры человека, что является важным условием грамотного изображения обнаженной фигуры человека;

-     художественно-образный набросок ставил перед студентом задачу передачи графического художественного образа; выполнив данную задачу, студенты научились добавлять в свои работы больше выразительности, в набросках студентов появилась смысловая наполненность изображения.

Таким образом, в процессе проведения исследования гипотеза подтвердилась. Анализ набросков, выполненных студентами, показал, что регулярное выполнение набросков обнаженной фигуры человека с различными задачами позволяет достичь более высоких результатов в освоении художественной грамоты по рисунку.