Full text

Введение / Introduction

 

Цифровизация изменила традиции в методике преподавания различных предметов, расширила возможности классических способов, методов и приемов обучения. В 2017 году в РФ утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: применительно к образовательной деятельности в связи с этим предполагается в том числе и использование современных цифровых технологий при обучении литературе [1]. Актуальность использования цифрового обучения на уроках литературы подтверждается достаточным количеством исследовательских работ по данной проблеме. Так, А. Н. Архангельский и А. А. Новикова показывают, что изучение художественного произведения с опорой на навыки сетевой коммуникации позволит привести в баланс такие задачи обучения, как трансляция традиций и вовлечение в современность [2]. В рамках нашего исследования данное положение подтверждает мысль о том, что компьютеризация жизни школьника повлияла на его мировоззрение. Оно стало сетевым. Обучающиеся 20-х годов XXI века отличаются многоканальностью восприятия информации (одномоментный синтез визуального, аудиального, кинестетического видов восприятия), блочной структурой ответов и т. д. Как показывает наша практика преподавания в школе и университете, основным инструментом и источником познания для современных школьников и студентов является Интернет. Базой для хранения, поиска и передачи информации, а также проведения досуга чаще становится компьютер, а задача учителя литературы – использовать положительные стороны цифровизации для создания баланса.

О необходимости учета изменившихся социокультурных условий говорит в своих исследованиях и Е. С. Романичева. В период локдауна учителя литературы активно обращались к цифровым технологиям, позволяющим через различные кластеры, интерпретации и другие средства помочь ученикам проанализировать тексты. Мы согласны с автором в том, что перспектива литературного образования связана «с методическим освоением новых форматов культурной коммуникации, сложившихся в медийной среде» [3].

Несмотря на значительное количество работ по проблеме цифровизации литературного образования, отсутствуют четко прописанные критерии и стандарты цифровой среды при осуществлении литературного образования, не разработаны научные основы литературного образования и т. п., что подчеркивает актуальность нашего исследования.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В рамках исследуемого вопроса рассмотрены труды методистов, педагогов и др. Анализ выявил, что особое внимание обращено на ряд тенденций, развивающихся в рамках сетевизации и цифровизации образования. Обобщим их с позиции методики преподавания литературы и конкретизируем направления исследований современных ученых-методистов.

В. Ф. Чертов исследует живой и виртуальный диалог на уроке литературы [4], раскрывая актуальные направления методических исследований XXI века, а также новую преемственность литературного образования [5], сосредоточенную на синтезе классической методики и цифровизации школы, продиктованной цифровой революцией. В нашей практике рассмотрена продуктивность синтеза данных видов коммуникации на цифровых уроках, сохраняющих методическую преемственность.

Отечественные методические школы говорят о сетевизации литературного образования. В частности, М. В. Зверков исследует сетевые интерпретации учащихся, которые базируются на воображении читателя-школьника, учете разных сфер восприятия обучающегося, визуализации анализируемой на занятии информации [6]. Современный учитель литературы, как считают методисты, должен учитывать склонность школьников к визуальному восприятию и компьютеризации всех сфер его жизни. Использование компьютера на уроке литературы становится таким же необходимым, как и на информатике, так как ребенок XXI века растет с гаджетами. Следовательно, школа тоже должна развиваться вместе с учеником. Эта концепция лежит в основе предложенных в настоящем исследовании идей. Без визуализации, опирающейся на разные сферы восприятия, и сетевых интерпретаций сложно вовлечь обучающегося «цифровой эпохи» в урок литературы и развернуть вектор его внимания к тексту. В связи с этим важным является вопрос понимания цифровых текстов [7], изученных, в частности, М. Ю. Лебедевой. Современный учитель литературы чаще использует цифровые тексты на уроках. Чтобы «не потерять» ученика, следует вовлекать его в суть понимания этого вида текста. Методисты XXI века утверждают, что мы обучаем школьников не только прочитывать цифровую информацию, но и анализировать ее, выделяя смыслы. Учим ребенка работать с текстами разной природы и сопоставлять их.

Тексты разной природы в существующем в XXI веке разнообразии способствуют активации различных ассоциативных и смысловых каналов ученика. Это позволяет привлечь его внимание на занятии. М. А. Аристова утверждает, что информационные технологии служат средством мотивации читательской активности [8], на что также обращают внимание современные методисты, педагоги и психологи. Проанализированные ниже ресурсы и федеральный стандарт это доказывают. Учителя взяли курс на повышение мотивации школьника к обучению посредством использования гаджетов на уроке (в том числе на уроке литературы). Так, например, Е. С. Романичева, анализируя практики мультимедийного чтения, упоминает значимость использования компьютера и других носителей информации на уроке литературы [9]. Они позволяют геймифицировать, разнообразить процесс чтения, сделать его более многогранным, значимым для школьника цифрового поколения. Фактически учитель, используя практики мультимедийного чтения, интегрирует книгу в повседневную жизнь читателя-школьника, возвращая его к тексту с помощью гаджетов и пр.

Важным вопросом в отечественной и зарубежной методике и педагогике является геймификация. Российский ученый М. Н. Павленко, в частности, рассматривает игру как прием художественной интерпретации произведения [10]. Он позволяет посредством привычных для школьника компьютерных и прочих игр модернизировать урок литературы. Так, например, читатели-школьники создают компьютерные квесты по прочитанным произведениям и т. д. Всё это позволяет проанализировать, повторить и виртуально погрузиться в пройденный материал. Д. В. Панченко в своих работах говорит о том, что цифровое искусство в современном мире становится смысловым расширением литературы [11], источником ее идейной многогранности. Это связано с тем, что, подключая разные каналы восприятия читателя-школьника посредством цифровых технологий (просмотра фильмов, прохождения игр по тексту и пр.), мы воздействуем на ассоциативные связи и т. д., позволяющие выстроить сложные смысловые группы пройденных художественных текстов в сознании обучающегося.

В. Ф. Чертов и Е. О. Галицких продолжают исследование развития сотворчества учителя и учащихся на современном уроке [12, 13], что, на наш взгляд, способствует повышению мотивации обучающихся к вовлечению в образовательный процесс. Это подтверждают форумы и блоги, проанализированные в статье. Исследователи считают, что продуктивным процесс обучения будет в случае коллективного творчества учителя и ученика. Современный учитель проходит путь познания вместе со школьником, чтобы выстроить диалог учащегося с текстом. Данный диалог исследуется С. А. Зининым [14], который говорит о преобразовании коммуникации ученика с текстами разной природы. Появилось множество вариантов его реализации, в том числе цифровые.

Особое внимание в контексте исследования нужно обратить на проанализированные Л. И. Коноваловой углубленное изучение литературы в рамках современного медиапространства, модели и стратегии взаимодействия в развитии чтения школьников в современной цифровой среде [15], ценностно-смысловой подход [16]. Следует также рассмотреть проанализированное Е. С. Романичевой расширение границ читательской грамотности в свете цифровых технологий современного литературного образования [17]. Ж. И. Стрижекурова говорит о них как о способе повышения успешности обучающихся, мотивации читателя-школьника [18]. В контексте перечисленного Е. А. Измайлова исследует развитие мотивации педагогов к профессиональной деятельности и проектные технологии как основу современного образования [19]. Всё это способствует повышению мотивации школьников к обучению на модернизированных уроках литературы.

Также важно учесть и проанализировать специфику обучения школьников литературе в условиях обновления ФГОС [20], требующих цифровизации моделей, способов обучения читателей – школьников нового поколения.

Нами проанализированы философские основы исследуемой проблемы, базирующиеся на теории о мировоззрении (в частности, XXI века). Рассмотрим также теории ученых-философов для того, чтобы понимать их позиции и интерпретировать в контексте модернизации методики преподавания литературы. Мы изучили труды
А. В. Шуталевой и Н. И. Савцова [21], исследующих философию как мировоззрение. В диахроническом аспекте вопрос формирования мировоззрения человека рассматривал А. Хавин [22], в том числе затрагивая описательную психологию В. Дильтея. Роль информационно-коммуникационных систем в становлении мировоззрения современной молодежи для демонстрации влияния цифровых технологий на формирование мировоззренческой базы человека рассмотрена в работе И. А. Кушнаренко [23], имеющей значение для понимания преобразований философских основ представителей XXI века. В. Дильтей [24] описывал мировоззренческие основы личности, в фундаменте которых лежат потребности. Ученые придерживаются следующей позиции: «Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Оно является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль. Мировоззрение связывает мир и человека в субъективно-объективную систему» [25]. Дополнительно в рамках анализа общекультурного пространства рассмотрена работа О. Ю. Федоренко [26], в которой важная роль отведена сетевой культуре, меняющей взгляды человечества на разные сферы жизни, трансформирующей его восприятие действительности.

Модернизация образования активно исследуется не только отечественными учеными, но и зарубежными. Например, множество трудов, посвященных изложенным в статье вопросам, за последние несколько лет было опубликовано в Германии. Д. Райске [27], Р. Порш и Н. Брэм [28] обращают внимание на мотивационный аспект литературного образования XXI века и его развитие. Авторы исследований 2022–2024 годов, опубликованных в журналах, вошедших в базу данных “Scopus”, рассматривают интересующие нас вопросы. Так, особое внимание в последнее пятилетие обращено на построение учащимися связей между собой и учебной деятельностью в рамках модернизации образовательного процесса. Китайскими учеными ставится вопрос о фундаментализации границ и невозможности школьниками понять, как учеба связана с их повседневной жизнью [29]. Цифровая модернизация образования беспокоит также финских ученых. В частности, вопрос обучения грамоте с помощью искусственного интеллекта и других достижений цифровизации исследовался П. Мертала и Я. Фагерлунд [30]. Эти проблемы беспокоят и отечественную систему образования, пытающуюся модернизировать уроки и интегрировать инновации, используемые человечеством в повседневной жизни, в процесс обучения, показывая школьникам, как учеба связана с реальностью, с которой они ежедневно сталкиваются. Так, например, для повышения интереса школьников к процессу обучения по всему миру активно внедряются электронные книги и другие гаджеты [31], синтезирующие в восприятии учащихся классику и современность.

Проанализировав перечисленные источники, мы пришли к выводу: важно рассмотреть названные общемировые векторы анализа образовательной ситуации в контексте выявленных ниже проблем, находящихся в фокусе внимания отечественной системы образования, коррелирующих с перечисленными во ведении данной статьи вопросами. Проанализированное выше необходимо рассмотреть с точки зрения цифровизации литературного образования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования (анкета составлена нами) – количественный метод – и беседы – качественный метод). Материалом исследования стали научные публикации российских и зарубежных авторов по проблеме модернизации литературного образования в цифровом мире, результаты проведенного эксперимента и другие источники (ФГОС, форумы учителей и родителей и пр.).

Эмпирической базой исследования послужило анкетирование:

1)   выпускников 2020/2021, 2021/2022, 2022/2023 учебных годов, студентов I курса филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (136 респондентов);

2)   победителей и призеров всероссийской олимпиады «Литература – Читатель – Время» для 8–10-х классов 2021/2022 учебного года ГБУ ДО Центра «Интеллект» (16 респондентов);

3)   участников всероссийской «Летней филологической школы – 2022» г. Санкт‑Петербурга (9 респондентов).

В названных группах нами были проведены уроки литературы с применением цифровых технологий и беседа, в ходе которой мы выявляли мнение школьников по вопросам модернизации школы XXI века. Были задействованы представители начального, основного и среднего общего образования. Участники – жители разных городов России. Группы респондентов отбирались с целью получения первичного среза и выявления мнения представителей различных возрастных диапазонов по поводу поставленных вопросов, касающихся модернизации образования. Представим содержание составленной нами анкеты:

  1. Каким должен быть урок литературы XXI века?
  2. Как бы вы хотели модернизировать школу?
  3. Как бы вы отреагировали, если бы уроки литературы проводились на специальных цифровых площадках, позволяющих анализировать текст с помощью аудио-, видео- и других материалов?
  4. Каким, на ваш взгляд, должен быть урок литературы XXI века?
  5. Как повысить мотивацию школьников к чтению?
  6. Какой вы видите «новую школу»?

Вопросы сформулированы на основе выявленных потребностей и запросов современной школы. Для составления анкеты изучены вышеописанные исследования, нормативно-правовые акты и мнения учителей и родителей (форумы) с целью определения общей картины времени. Для ответа на вопрос «Как “не потерять” ученика?» мы обратились к самим обучающимся. Обработка результатов проводилась нами. Полученные ответы сортировались по принципу общности содержания и выводились сходные для всех анкет положения.

В исследовании использованы следующие методы статистики:

-     сбор первичной информации (массовое статистическое наблюдение);

-     обработка первичной информации (метод группировок: нормативно-правовые акты, форумы, мнение обучающихся);

-     обобщение и интерпретация информации (анализ информации на основе обобщающих положений).

 

Результаты исследования / Research results

 

Мы поставили вопрос: «Как должен работать современный учитель литературы, чтобы не потерять учащегося в компьютерном пространстве и органично вписать “цифру” в образовательный процесс?» Нами выявлено, на что учителю следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся на уроке. На проанализированных нами форумах учителя обсуждали, как изменился ученик и школа в целом. Выпускники различных регионов России последних трех учебных лет (2020/2021, 2021/2022, 2022/2023 учебные годы), которые приняли участие в настоящем исследовании, ответили на интересующий нас вопрос. Компьютер с точки зрения переключения каналов восприятия способен оптимизировать работу учителя и разнообразить творческий процесс в рамках урока литературы. В процессе анализа форумов учителей и родителей мы выявили «красные флаги», на которые современному учителю следует обратить внимание, и сделали некоторые выводы. Мы рассмотрели как форумы, созданные до пандемии, так и те, что пополнялись мнениями во время локдауна, а также после его снятия. Предметы гуманитарного цикла включают в себя большой творческий блок. Это значит, что эти дисциплины должны обращать особое внимание на потребности современных школьников и изменения, которые с ними происходят, оперативно реагируя на введение новшеств, раскрывающих творческий потенциал школьников, воздействующих на все сферы их восприятия. Отметим особенности современных учащихся и школы в целом. Для начала обратим внимание на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, задающий направление развития учителя и школы:

-     создание специально оборудованных кабинетов, интегрирующих средства обучения и воспитания по нескольким учебным предметам [32];

-     вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся [33];

-     доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования [34];

-     освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций [35];

-     развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире [36];

-     формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни [37];

-     разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование [38];

-     развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями, расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности [39];

-     условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности [40] и т. д.

В 2017 году на платформе образовательной социальной сети Nsportal.ru учителя разных предметов обсуждали, как заинтересовать современного ученика. Они отмечали, что обучающиеся не хотят воспринимать материал, так как ответы на все интересующие их вопросы можно посмотреть в Интернете. Решение проблемы учителя видели в интерактиве, виртуальном эксперименте, групповых формах работы [41].

На фоне развития дискуссий, посвященных вопросам изменения школы и школьников, платформа «ЯУчитель» предложила современным учителям свой ответ на вопросы повышения вовлеченности учеников в урок [42].

Распределим предложенные пользователями платформ и форумов особенности работы учителя по блокам, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать на каждом уроке:

1.  Психолого-эмоциональный блок: создать атмосферу дружбы и доверия; лучший учитель для школьников — это тот, кому они могут довериться, обратиться с любым вопросом, не касающимся темы урока [43]; дать им немного свободы и самостоятельности <…> покажите ученикам, что самостоятельность предполагает ответственность (когда ребенок делает выбор, он отвечает за последствия этого выбора) [44]; у каждого ребенка есть свои увлечения — используйте их [45] (реальную жизнь).

2.  Инструментальный блок: правильно подобранные цифровые инструменты подсказывают разные методики, экономят время, мотивируют детей и позволяют отслеживать результаты; технологии помогают выстроить индивидуальное обучение; с технологиями учитель экономит время на подготовку к урокам и проверку заданий [46]; ваша задача — использовать максимальное количество инструментов.

3.  Функциональный блок: встройте урок-игру; чем креативнее ваше занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен [47]; игровые элементы в уроке снимут напряжение и помогут закрепить новый материал; обучение — самая важная функция любой игры, ведь с самого рождения дети привыкают учиться через игры [48]; максимально вовлечь в работу весь класс позволит проектная деятельность [49].

Эти блоки связаны с результатами, зафиксированными в ФГОС. Отмеченные тенденции нашли свое развитие в дискуссиях, посвященных отдельным выявленным проблемным вопросам, продолжающихся до сих пор. Например, изложенные проблемы и рекомендации обсуждались на I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Филологическое образование XXI века: методики, технологии, практики» в ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена 18–19 мая 2023 года [50]. Так, в 2021 году на форуме учителей «Урок.РФ» изложили основные особенности современной школы и обучающихся XXI века [51]. Обобщая изложенное, ниже мы предлагаем вариант коррекции образовательного процесса. Рекомендуется:

-     использовать музыкальные фрагменты, игровые и соревновательные формы, юмористические фразы и расслабляющие минутки, повышающие мотивацию школьников [52];

-     создавать ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучать новый материал с опорой на старые знания [53];

-     развивать и вызывать у учащихся любознательность [54];

-     учитывать запросы, интересы и устремления детей, применять новые информационные технологии [55];

-     предоставлять ученику частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям) [56];

-     стимулировать интерес и радость познания как основные переживания школьника в процессе обучения;

-     использовать междисциплинарный подход;

-     преобразовать материал в необычную форму [57].

На ресурсе «Современный учительский портал» учителя обсуждали мотивацию школьников поколения «Альфа». Приведем несколько цитат со страниц форума:

-     Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге повышает качество знаний обучающихся [58].

-     Мотивацию учащихся поддерживать можно только используя высокие технологии. Дети поглощены Интернетом. Но там можно найти почву для размышления, дискуссии, и этим заинтересовать учащихся по своему предмету [59].

-     Я работаю учителем начальных классов и понимаю, что замотивировать ученика начальной школы значительно легче, нежели старшеклассника. Мотивация – это кропотливый ежедневный труд. Думаю, нужно начать с себя. Если учитель будет стараться, увлекать, удивлять, то он сможет зажечь и ученика [60].

-     Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно ролевая игра, дает широкие возможности для активизации учебного процесса [61].

-     Научно-технический прогресс не стоит на месте, поэтому заниматься образованием и самообразованием необходимо каждому человеку [62].

Анализ представленных выше источников показал: современный урок должен быть технологичен, интерактивен, направлен на междисциплинарность, нужно активно обращаться к проектным и игровым технологиям. Использование цифровых технологий на уроках позволит создать ряд ассоциативных связей в сознании учащегося, которые зафиксируют изученное. Клиповое мышление школьников направляет учителя к вариативной деятельности. Интервал между видами деятельности с каждым годом сокращается, а использование игр, цифровых технологий и т. д. способствует отвлечению от сторонних гаджетов и пр. Цифровые технологии демонстрируют учащимся нетривиальность подходов современного учителя, что повышает интерес к предмету и профессии в целом, так как ученики видят гибкость системы, а их фантазия в будущем становится источником новых методических идей.

Наш эксперимент проведен в формате письменного анкетирования и устного опроса. Главные вопросы, поставленные перед контрольными группами: «Каким должен быть урок литературы XXI века? Как бы вы хотели модернизировать школу?»

Эмпирический анализ ответов показал, что школьники ждут от урока литературы интерактивности. Им необходим новый взгляд на анализ программного материала, цифровые подходы. Обучающиеся отмечали:

-     Информацию, представленную в цифровом формате, легче запоминать.

-     Цифровые уроки интереснее. Они помогают многогранно понять произведение. Интерактивный формат восхитительный, обожаю работать подобным образом.

-     Мы лучше запоминаем визуальную информацию, которая показывает, что литература — это не скучно.

-     В процессе игры материал усваивается гораздо лучше. Чем больше интересных и необычных методов, тем выше шансы закрепления материала.

-     Внимание школьников «приковано» к экранам устройств, а цифровые уроки могут завоевать это внимание за счет информативности и визуала.

На вопрос «Как бы вы отреагировали, если бы уроки литературы проводились на специальных цифровых площадках, позволяющих анализировать текст с помощью аудио-, видео- и других материалов?» обучающиеся ответили:

-     Думаю, это облегчит изучение материала.

-     Была бы очень рада упрощению процедуры анализа, а также большей наглядности процесса.

-     Это заинтересовало бы меня.

Ответы на вопрос «Каким, на ваш взгляд, должен быть урок литературы XXI века?» были следующие:

-     Цепляющим внимание.

-     Интерактивным или в виде дискуссии.

-     С простором для творчества, чтобы прочувствовать то или иное произведение.

-     Мультимедийным и с опорой на текст произведений, а не мнение учителя.

-     Урок должен захватывать внимание, подстраиваться под современные реалии, чтобы детям, растущим с новыми технологиями «в обнимку», было интересно вникать в учебный процесс.

-     Самое главное — заинтересовывать детей, проводить уроки в игровой форме, быть «с ними на одной волне», расположить к себе и к предмету, дать возможность читать и то, что им интересно, обмениваясь впечатлениями. Тогда школьная программа будет легче и интереснее.

-     С индивидуальным подходом. Важен «принцип смешивания» старых знаний и новых методик.

О том, как повысить мотивацию школьников к чтению, респонденты высказались так:

-     Радикально, но пересмотреть школьную программу. Многие произведения «велики» школьникам. Чтение не вызывает интерес или удовольствие в младших классах, а «отпугивает». «Приходить к книгам» приходится самостоятельно после, имея в фундаменте «убитую Муму» и «Я тебя породил, я тебя и убью».

-     Нужно проводить интерактивные занятия, включающие в себя игровые/театральные элементы, создавать ситуации, в которых школьнику интересно будет узнать текст.

-     Преподавателю лучше быть «на одной волне» с учениками и преподносить материал так, чтобы дети сами захотели читать больше.

-     Обсуждать с детьми подтекст прочитанного, спрашивать мнение детей.

-     Предлагать каждому ученику индивидуальную программу чтения, исходя из его интересов.

-     Не заставлять их читать, давать ссылки на интересные обзоры литературных произведений на платформе Youtube.

На вопрос «Какой вы видите “новую школу”?» мы получили следующие ответы:

-     Технологичной, творческой, развивающей индивидуальные качества ученика, поддерживающей личность.

-     Профилизация, гуманность, диалог.

-     Способность выражать собственное мнение. Нас в школах до сих пор учат одинаковым формулировкам, потому что «так написано в учебнике». Внедрение различных технологий (для всех учебных предметов). Есть столько возможностей облегчить изучение и восприятие материала с помощью «цифры», но во многих школах до сих пор не пользуются этим.

-     «Новая школа» для меня – баланс между технологиями и традициями.

В свете вышесказанного распределим потребности современных школьников на два блока:

1.  Функциональный (модернизация методики преподавания отдельных предметов, в которой необходимо синтезировать традиции и инновации; мы не отказываемся от классических методов, способов и приемов, наша задача – перенести их в привычное для XXI века пространство).

2.  Психологический (современные школьники – визуалы, воздействовать на их восприятие сейчас возможно преимущественно визуальными средствами, совмещая цифровизацию и классический рисунок в учебнике и т. д. в процессе объяснения материала; необходимо не игнорировать потребности школьников, а обыгрывать их интересы в образовательной среде; мы вновь должны научиться слушать и слышать ученика).

Выявленные нами блоки (функциональный и психологический) определяют векторы развития общего образования. Они коррелируются с положениями, представленными выше. В частности, блоки связаны с исследованиями, опубликованными в журналах базы данных “Scopus” “International Journal of Child-Computer Interaction”, “Education As Change’. Так, например, психологический блок подразумевает связь потребностей и реальной жизни школьников с уроком литературы. Учитель опирается на интересующие учащихся достижения эпохи цифровизации и синтезирует их с классической методикой преподавания литературы для демонстрации читателям-школьникам связи учебы с повседневностью. Мы соотносим представленные блоки с программой цифровой экономики Российской Федерации, подразумевающей повсеместное введение цифровых технологий в различные сферы жизни общества и актуальную в 20-х годах XXI века трансмедийность на уроках литературы. Нами выявлены признаки цифровой среды, указанные выше в научных трудах, ФГОС, форумах учителей и родителей, а также анкетах обучающихся, с целью обобщить и назвать векторы развития, в частности, литературного образования, уточняющие научные основы методики преподавания литературы XXI века, приобретающие новую актуальность. Собранная в настоящей статье, обработанная и обобщенная информация позволяет определить в свете появления новых методов, способов и приемов обучения пути их развития и др.

 

Заключение / Conclusion

 

В XXI веке цифровизацию урока противопоставляют общению с преподавателями, диалогу, анализу текста. Родители и коллеги не осознают, что «цифра» – методический инструмент. Она не отменяет классические способы контроля и работы с обучающимися. Цифровизация образования не тождественна деградации, она позволяет заинтересовать школьника предметом. Ученики, выросшие в цифровом мире, предпочитают его, что также подтверждает наша практика преподавания в школе г. Санкт-Петербурга. Они никогда не вернутся к мелу и доске. Родители опасаются, что цифровизация оттолкнет ребенка от книги. В итоге своими запретами они добиваются обратной реакции: ребенок перестает читать, потому что в его сознании закрепляются негативные ассоциации. Приведем пример: мама насильно заставляла читать книги в библиотеке, запрещала гаджеты, которыми пользовались ровесники, следовательно, в осознанном возрасте, получив свободу выбора, этот ребенок не притронется к книге и останется один на один с цифровым миром, к которому он не готов. В случае положительного результата этот повзрослевший ребенок все равно «выпадет» из быстро меняющегося мира. Он будет много читать, но не сможет применить свои навыки в обществе нового формата. Мы никогда всецело не вернемся к классической школе. Нужно научиться жить с перспективой на будущее, а не следовать за прошлым. Наша задача – интегрировать лучшее классической методики в достижения новой эпохи (эпохи цифровизации).

Чтобы не «потерять» современного ученика, требуется активно использовать игровые технологии, учитывать мнение обучающихся, давать им разумную свободу выбора заданий (вариативность: классические задания и цифровые и пр.). Учитель должен осваивать среду, в которой живет ученик. Школа не должна бояться методических экспериментов и активно взаимодействовать с выпускниками педагогических вузов, что поможет быстрее и результативнее модернизировать классическую методику и приспособить ее к реальности учеников XXI века.