Введение / Introduction
Сегодня вектор образования ориентирован на высокие требования, выдвигаемые к организации подготовки студентов высших учебных заведений. Повсеместная модернизация парадигмы профессионального педагогического образования обусловила поиск новых эффективных путей подготовки специалистов высокого профессионального уровня, самореализующихся личностей, имеющих полноценный опыт работы в команде и проявляющих при этом субъектность.
Современная образовательная ситуация актуализирует необходимость переосмысления и внедрения в образовательный процесс уже показавших ранее свою результативность инновационных технологий, методов и способов обучения. Среди последних особое место педагогической прогрессивной общественностью отводится фасилитативным технологиям, позволяющим опытному педагогу-фасилитатору осуществить плавный переход к принципу компетентности от принципа адаптивности. Способность педагога-фасилитатора качественно и плодотворно выполнять свою работу, его умение правильно использовать потенциал фасилитативных методов и техник («Mental maps/Ментальные карты», «Training in pairs/Работа в парах», «The round table/Круглый стол», «Тake a position/Займи позицию», «Podium discussion/Подиум дискуссия», «World Cafe/Мировое кафе», “Me We Us”) и фасилитативных принципов в значительной мере повышают как уровень образования, так и возможность полноправного вовлечения учащихся в процесс обучения, где на основе субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучаемого расставляются правильные образовательные акценты и выстраиваются необходимые для эффективной учебы отношения. Студенты учатся управлять не только собственным поведением, но и ходом совместной деятельности. Многими прогрессивными педагогами фасилитация признана нетрадиционным, но эффективным методом организации работы студентов, соответствующим всем современным образовательным траекториям.
Обзор литературы / Literature review
В научном пространстве нет единого мнения относительно понимания самого термина «фасилитация». Изначально в научный оборот данный термин как стиль особого управления аудиторией был введен американским психологом К. Роджерсом [1]. В отличие от большинства других способов образовательного взаимодействия фасилитация, основное значение которой – поддерживать, помогать, способствовать, – это междисциплинарное явление, эффективность которого подтверждена в социологии, психологии, политике, юриспруденции, менеджменте, образовании. В связи с этим правомерно заметить, что фасилитация как феномен будет интересна для изучения специалистам разных областей, но в большей мере ее функциональный потенциал раскрывается именно в образовательном пространстве.
Так, психолого-педагогические возможности фасилитации в обучении и профессиональном становлении учащихся высшей школы рассматривали А. В. Глотова и М. А. Зубкова [2]. Философско-педагогический подход к осуществлению фасилитации в высшей школе был представлен в работе М. М. Владимировой, Ф. Г. Мухаметзяновой. Авторы понимают под педагогической фасилитацией экзистенциальную коммуникацию, рассматривают фасилитативное взаимодействие педагога и студента с позиции философии образования [3]. Психологические, педагогические, социологические вопросы фасилитативного межнационального взаимодействия поднимаются в работе В. В. Васиной. В статье рассматривается проблема возможного несоответствия мнений у представителей разных национальностей в процессе фасилитативного взаимодействия, следствием чего, вероятно, может быть появление напряженной атмосферы, неприятия, психосоциального диссонанса. Именно продуманная фасилитация, с точки зрения В. В. Васиной, может своевременно купировать возможный конфликт и помочь прийти к единому правильному решению [4].
Освещение многообразия различных сфер использования фасилитации, а также новый универсальный подход к ее пониманию в образовательном пространстве в условиях современных требований и вызовов нового времени нашли отражение в научном труде Е. В. Ширинкиной [5]. Нельзя не согласиться с автором, считающим, что фасилитация является универсальным, многогранным способом улучшения общения и взаимодействия между людьми, помогающим повысить качество образовательного процесса.
Интерес вызывает исследование Б. Г. Мунарбаевой, ориентированное на изучение фасилитации как эффективного способа диверсификации системы подготовки бакалавров [6]. Автор обозначает фасилитацию как центростремительную силу, интегрирующую творческие возможности обучаемых, разрабатывает особую модель, включающую в себя подробный алгоритм фасилитации обучаемых в вузе по формированию мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию
Социально-психологический и педагогический подходы к рассмотрению феномена фасилитации в контексте изучения вопросов талантливой молодежи в университетах представлены в научной работе Р. Р. Хайрутдинова [7]. Ученый отмечает вектор направления педагогической фасилитации, ориентированный на раскрытие творческого и личностного потенциала студентов вузов. Детальному изучению также подлежит рассмотрение особенностей социально-психологической фасилитации учащихся, а именно способов их поддержки и оказания им необходимой помощи при совместной работе нескольких участников фасилитативного взаимодействия
Отсутствие единого подхода в научном пространстве к пониманию сущности фасилитации, разнообразие точек зрения исследователей в вопросе определения фасилитативного взаимодействия, на наш взгляд, позволяют говорить о дискуссионности этих вопросов и о перспективности дальнейших научных поисков в данном направлении.
В настоящее время наблюдается научный всплеск работ, предметом изучения которых становятся фасилитативные методы и формы работы со студентами высших учебных заведений Российской Федерации. Методы фасилитации разнообразны, универсальны, результативны. Рекомендации по их успешной реализации в учебном процессе представлены в исследовании И. Е. Плотниковой, анализирующей продуктивность и востребованность инновационных методов педагогической фасилитации в практике медицинских высших учебных заведений [8].
Специфику использования фасилитативных методов в процессе обучения учащихся вузов анализировали Л. В. Авдеева, О. А. Шутова [9]. Авторы отмечают, как фасилитация облегчает процесс педагогического сотрудничества со студентами, способствует позитивным изменениям атмосферы внутри группы.
Принципы работы с фасилитативными методами, условия обеспечения фасилитации, а также подробные этапы ее проведения обозначены в работе Л. В. Адониной [10]. Свой взгляд на фасилитативные методы, их подробное описание, алгоритм их реализации в работе со студентами языкового профиля представила А. А. Аксенова [11].
Современные реалии распространения цифровизации, предполагающей возможность дистанционного обучения учащихся, требуют нового поиска подходящих для этого методов фасилитативного взаимодействия педагога с обучаемыми.
Так, изучением ведущих фасилитативных методов обучения английскому языку студентов высших учебных заведений в формате дистанционного обучения занималась М. Ю. Горнаева [12]. Схожее видение вопроса целесообразности и эффективности использования фасилитативных методов в условиях дистанционного обучения можно наблюдать в научной статье С. В. Чабаненко [13].
Отдельного внимания заслуживают научные исследования о роли педагога-фасилитатора в процессе обучения в высшей школе, требованиях к его профессионализму и личностным качествам. Так, теоретические рекомендации по базовой фасилитации для их дальнейшего применения на практике в деятельности педагога-фасилитатора в вузах были разработаны Г. П. Новиковой [14]. А. Б. Юрьев, И. А. Шибаев, Н. А. Козырев в своем научном исследовании изучали качество профессиональной фасилитации в работе научно-педагогических сотрудников вуза [15].
Н. Н. Савельева, исследуя вопросы фасилитации, акцентировала внимание на необходимости соотношения степени ответственности за эффективность образовательного процесса как самого студента, так и педагога-фасилитатора. Автор справедливо призывает отойти от стандартного педагогического мышления, от сложившихся ранее традиционных форм обучения в высшей школе, настаивает на пересмотре структуры курсов, считает важным дать студентам возможность индивидуально проявить себя. Н. Н. Савельева также отмечает как положительные, так и отрицательные моменты фасилитативного обучения с позиции самого педагога-фасилитатора и с позиции студентов [16].
Также Н. Н. Савельева совместно с соавторами статьи А. В. Орловой, Т. П. Денисовой проводит сравнительно-сопоставительный анализ использования фасилитации в обучении в отечественной практике и за рубежом [17].
С. А. Пономарёва определяет особенности фасилитации и ее типы как вид особого искусства, подчеркивает целесообразность применения фасилитативного инструментария при организации групповой коммуникации студентов на семинарских занятиях. С. А. Пономарёва полагает, что в настоящее время именно фасилитация является ключевой компетенцией современного педагога, который должен иметь ряд соответствующих качеств, необходимых ему для полноценного, а главное, эффективного фасилитативного взаимодействия с группой [18].
Однако вопрос о возможностях использования фасилитативных технологий при организации групповой работы обучаемых остается не до конца изученным. Проведенное исследование позволяет утверждать, что термин «групповая работа» считается синонимичным таким понятиям, как «групповая деятельность», «работа в команде», «командная работа», «совместная работа», «коллективная работа». Данный аспект изучения подходов к определению понятия «групповая работа» остается в фокусе исследовательского внимания и является предметом оживленных научных дискуссий. В целом же под всеми этими словосочетаниями понимается процесс реализации различных техник, стратегий, методов, приемов, способов для организации и управления деятельностью людей, в данном случае студентов высших учебных заведений. Лишь отдельные аспекты данной темы нашли отражение в трудах отечественных исследователей.
Г. В. Макович исследовала образовательный и воспитательный потенциал фасилитационного обучения, влияющий на степень субъектности студентов, взаимодействующих в группе. Автор выступает сторонником идеи заменить директивность и авторитарность педагога высшей школы на гибкость фасилитатора в коммуникации с обучаемыми, внедрение новых коммуникативных технологий, способствующих пониманию студентами процесса обучения как некого совместного действия [19].
В отечественной педагогике изучением возможностей фасилитации в преподавании иностранного языка занималась Р. Р. Валеева. Ее работа посвящена рассмотрению активных методов обучения, которые стимулируют студентов самостоятельно овладевать необходимыми для их профессии умениями и навыками [20].
В подобном ракурсе представлена работа О. Б. Ганпанцуровой, также занимающейся изучением формирования у студентов гибких коммуникативных навыков (коммуникативных, управленческих, личностных) при использовании фасилитативных методов в обучении учащихся высшей школы [21]. Мы разделяем позицию автора о том, что гибкие навыки в XXI веке являются универсальными и обязательными в профессиональном становлении обучаемых, они помогут учащимся самостоятельно, быстро, результативно действовать в рамках своих функциональных полномочий, а также эффективно реализовать свой потенциал в разных профессиональных областях.
О фасилитирующем лидерстве как рычаге повышения успешности коммуникации в процессе принятия группой совместных решений в своем исследовании пишет Е. В. Ширинкина. Автор рекомендует использование ряда эффективных фасилитативных практик для быстрого согласования идей и принятия правильного решения группой [22].
Анализ источников по теме исследования показал, что в научных трудах зарубежных авторов также прослеживается интерес к роли фасилитации при организации работы с группой. Так, Х. Лимэй с соавторами своей статьи дает четкие рекомендации по организации процесса группового обсуждения. Исследователи отмечают характерные черты современного фасилитатора, обозначают его значение в принятии групповых решений другими участниками фасилитативного взаимодействия, детально описывают несколько продуктивных моделей принятия групповых решений, а также множество техник для поддержания группового процесса мышления [23].
Т. Хирсбруннер также посвятила свою научную статью изучению роли фасилитатора. Автор называет педагога-фасилитатора «проводником обучения», отмечает его ведущую позицию в субъект-субъектном сотрудничестве с обучаемыми, приводит конкретные отличия модератора и фасилитатора [24].
Проблемным полем зарубежных исследований также является рассмотрение фасилитации как технологии организационного развития, под которой понимаются теоретические и практические концепции, позволяющие планировать развитие и изменения в группах, а также технологии личностного развития, что в целом способствует успешному формированию у обучаемых необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и навыков.
В настоящее время изучением данного вопроса в зарубежной науке занималась М. Келли. В своем исследовании она рассматривает вопрос командообразования при фасилитативном обучении, описывает факторы, необходимые для вовлеченности всех участников команды в процесс развития и генерирования идей [25].
Схожесть мнений в вопросе исследования формируемых в процессе фасилитации умений и навыков, в частности мягких навыков, можно наблюдать в статьях зарубежных ученых Х. Хасидима [26] и А. Фикссена [27]. Исследователи данной проблематики, как и авторы данной статьи, солидарны в том, что гибкие навыки необходимы будущему специалисту, поскольку дают способность занимать разные социальные роли – от руководителя до подчиненного, позволяют быстро выходить из кризиса профессиональной деформации, способствуют верному выстраиванию нужных связей и утверждению своей позиции в социуме. Они позволяют быстро реагировать на изменчивость условий и адаптироваться к новым ситуациям. На наш взгляд, в эпоху глобальных мировых трансформаций всех сфер именно гибкие навыки являются самыми ценными и необходимыми.
Основы социальной фасилитации представлены в зарубежном исследовании С. Синъань [28]. Автор статьи рассматривает факторы, помогающие повысить скорость выполнения индивидуальных задач в присутствии других участников фасилитативного взаимодействия, но без очевидной помощи друг другу, исследует так называемый эффект присутствия аудитории при выполнении поставленных задач.
Человекоцентричный подход при фасилитативном обучении в группе прослеживается в идеях М. Уилкинсона, который фокусирует внимание на таких важных составляющих, как уважительное отношение участников в совместном общении, правильно выбранная стратегия культурного диалога в процессе обсуждения спорных моментов, приоритетность личности каждого на протяжении всего взаимодействия [29].
Общие рекомендации, как стать фасилитатором, представлены в научной работе французского автора Ж.-Ф. Пупара. Автор обозначает функции фасилитатора, необходимые качества, нужные навыки, делает обзор использования фасилитации на практике [30].
Таким образом, обзор отечественных и зарубежных источников по теме исследования позволяет отметить следующее:
– проблема фасилитации в обучении учащихся высшей школы изучается с разных позиций;
– в данном вопросе не наблюдается единых подходов;
– в целом внимание зарубежных авторов сосредоточено на возможностях фасилитации как новой формы деятельности в основном на крупных предприятиях и в медицинской области, в то время как функциональный потенциал фасилитативных технологий в образовательной среде раскрыт лишь небольшим числом авторов. В отечественном научном пространстве данному вопросу однозначно уделяется большее внимание.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой исследования послужили:
- философские, педагогические, психологические теории в области фасилитации;
- принципы обучения (принцип культуросообразности, принцип доступности, принцип связи теории с практикой);
- принципы гуманизма, толерантности и диалогизации.
Результаты исследования / Research results
В ходе научного поиска было установлено, что в образовательном плане выделяют базовую и развивающую (вспомогательную) фасилитацию. Дадим им обобщенную характеристику. В основе обоих видов фасилитации лежит системный подход в обучении, т. е. подход, позволяющий разработать четкую концепцию теории воспитания и обучения, характеризующий ее основные структурные составляющие (цель, содержание, средства, методы, принципы), рассматривающий объект познания как целостную систему. Однако целевые установки базовой и развивающей фасилитации, на наш взгляд, существенно различны. Анализируя особенности базовой фасилитации, можно отметить тот факт, что она в большинстве случаев направлена на улучшение общения между участниками фасилитативного взаимодействия, поиск путей решения проблем, трудных ситуаций, конфликтов внутри группы студентов. Опытный фасилитатор, имея определенные знания о правильном выстраивании процесса фасилитации в обучении, способствует быстрому нахождению группой решения поставленных образовательных задач. Как правило, базовая фасилитация может эффективно использоваться как для отдельного мероприятия, так и для серии встреч. Вопросы, выносимые на рассмотрение группой, однозначны и предполагают конкретный ответ. Следует подчеркнуть, что функциональный потенциал развивающей фасилитации более широк. В рамках такого взаимодействия студенты не только оперативно находят оптимальный и верный ответ на поставленный вопрос, но и приобретают необходимые знания и умения, которые можно применить в дальнейшем уже без помощи педагога-фасилитатора.
Особое место в педагогической практике фасилитатора отводится групповой работе, преимущества которой, на наш взгляд, являются очевидными.
Обобщая разные научные толкования рассматриваемого понятия «групповая работа», за основу в данной статье примем следующее. Это взаимодействие нескольких человек, как правило от 6 до 10, работающих над решением общей задачи, выдвигающих общие цели, совместно принимающих необходимые решения. При организации групповой работы участники сами устанавливают комфортные для рабочего взаимодействия условия, определяют подходящие нормы поведения, самостоятельно выбирают стратегию дальнейшей работы. В данном процессе они имеют возможность обратиться к педагогу-фасилитатору, умелые действия и советы которого помогают студентам группы выбрать оптимально подходящий путь решения проблемы и определить необходимые для этого средства. В целом использование фасилитативных технологий позволяет решить одну из приоритетных задач, стоящих перед системой высшего образования, – значительно повысить продуктивность учебной деятельности учащихся.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение видовой классификации групповой работы учащихся высших учебных заведений. Так, в рамках групповой работы студентов принято выделять два ее основных вида: командную работу и коллаборативную. Назовем основные дифференцирующие признаки командной работы учащихся вузов под руководством педагога-фасилитатора. Так, основными принципами командной групповой работы учащихся вузов являются:
1. Обязательное рациональное распределение работы и обязанностей между всеми студентами, работающими в группе.
2. Зона ответственности каждого участника групповой работы при фасилитативном взаимодействии строго определена.
3. Конечный успех всей группы студентов по решению поставленной задачи является логичным итогом продуманных действий, взаимовыручки и взаимопомощи каждого входящего в нее.
4. Внутри коллектива наблюдается сплоченность и единство.
5. Мотивационная составляющая в группе студентов очень высокая.
Подчеркнем тот факт, что в профессиональном становлении учащихся вуза мотивационная составляющая является неотъемлемым и крайне важным компонентом обучения. Объясняется это тем, что мотивация побуждает студентов осознанно подходить к процессу обучения, стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному профессиональному росту. Именно мотивация (социальная, познавательная, личностная, мотивы самообразования) способствует повышению научного и творческого потенциала студентов, их заинтересованности в обучении и получении знаний. Мотивация способствует появлению эмоционального отношения к обучению, делающего самопознание интеллектуальной потребностью студентов.
Определяя основную цель командной групповой работы, отметим, что она состоит в том, чтобы научить учащихся вуза совместным навыкам практической деятельности. Командная работа имеет большое значение, поскольку способствует развитию интеллектуальных умений учащихся. В данном случае речь идет об их умении правильно использовать полученную при дискуссионном обсуждении информацию, а также умениях, связанных с мышлением и познанием. К ним целесообразно отнести способность участников фасилитативного взаимодействия в рамках групповой командной работы выстраивать определенные логические формы (определять понятия, приходить в своих суждениях от общего к частному и, наоборот, от ложного к истинному, делать правильные умозаключения), осуществлять простые и сложные мыслительные операции (анализировать, сравнивать, конкретизировать, абстрагироваться от менее важного). Разделяя мнения многих ученых о роли данной работы, мы склоны полагать, что при командной групповой деятельности активно развиваются интеллектуальные умения, умения критического мышления (совместный поиск ответов на вопросы, осмысление информации, оценка перспектив ее использования, ее продуманное применение), коммуникативные умения (правильное донесение до других участников команды своих идей и предложений, понимание и принятие точек зрения и взглядов других студентов, умение принять на себя роль как организатора, так и исполнителя). Особо следует подчеркнуть, что командная групповая работа помогает улучшить ряд важных способностей, необходимых студентам для успешного обучения в вузе. К ним отнесем: мнемические способности студентов, т. е. точность, с которой обучаемые запоминают новую информацию, и скорость, с которой они могут эту информацию воспроизвести в нужной ситуации; имажинитивные способности учащихся, т. е. возможность максимально использовать свое воображение и широко оперировать образами.
Помимо вышеназванных преимуществ командной групповой деятельности, студенты при правильной работе педагога-фасилитатора значительным образом улучшают так называемые гибкие навыки. Под гибкими навыками педагогической общественностью понимается широкий диапазон таких умений, как способность к постоянному обучению/«жажда знаний», умение договариваться с другими участниками командной работы, способность адаптироваться к возможным изменениям в намеченном ходе работы, способность предлагать креативные идеи, критичное восприятие как своих вариантов достижения цели, так и предложений других участников командной групповой работы. Отметим тот факт, что гибкие навыки в определенной классификации (критичность, коммуникативность, креативность и кооперативность) также называются навыками будущего в образовании.
Проведенное исследование позволило полагать, что данная классификация не является единственной и общепризнанной. Наиболее полной считаем следующую классификацию гибких навыков:
1. Эффективное мышление студентов (адаптивность и умение извлекать выгоду из изменившейся ситуации, широкая эрудиция и активная жизненная позиция, стратегическое видение).
2. Управленческие навыки (грамотное управление работой участников группы, делегирование задач от педагога студентам, расчет времени/временные установки, назначение приоритетов/приоритизация, планирование, осуществление контроля).
3. Коммуникативные навыки учащихся и педагога (речевые стратегии, проясняющие вопросы, сопротивление манипулятивным тактикам, отсутствие боязни публичных выступлений).
4. Эмоциональный интеллект (проявление эмпатии, управление своими эмоциями, стремление к лидерству, неконфликтность, стрессоустойчивость, легкость в общении).
Необходимость владения всеми вышеназванными навыками в осуществлении командной групповой работы студентов обосновывается тем, что они помогают быстрее продвигать к реализации, предложенные участниками интересные идеи по решению задач, поставленных перед группой, помогают адекватно и гибко взаимодействовать друг с другом, управлять своим эмоциональным состоянием, проявлять нестандартный подход в решении профессиональных задач, выработать ассертивность, развить общую культуру общения, сформировать собственную карьерную тактику с опорой на личностный потенциал обучаемого.
Значительная роль при организации командной групповой работы отводится личности педагога-фасилитатора. Именно благодаря его усилиям и правильному выстраиванию командного фасилитативного взаимодействия у участников группы формируется осознанное понимание цели и способов для ее достижения. Четкое планирование и знание основных принципов фасилитативной работы существенно влияет на конечный результат. Не менее важным является создание педагогом-фасилитатором особой ситуации, в которой участники командной групповой работы будут осознавать важность совместно выполняемых действий для приобретения опыта командного взаимодействия. Педагог-фасилитатор для максимального раскрытия творческого потенциала каждого участника командной групповой работы должен предлагать вариативные решения проблемы. Это будет способствовать принятию группой нестандартных решений, широте и смелости их мысли, склонности к риску, умелому прогнозированию возможных ходов развития совместной работы, умению выявлять возможные противоречия, видению альтернативы, отказу от инерционности мышления. Инструкции педагога-фасилитатора должны быть четкими, ориентированными на упрощение понимания студентами конечного результата. При этом вся активность группы должна быть разбита на отдельные активности.
Для развития коммуникативных практик при реализации командной групповой работы студентов педагог-фасилитатор на высоком уровне должен владеть технологией коммуникативного общения, т. е. обучения на основе общения. Для этого он должен уметь управлять ходом дискуссии, ориентировать группу на правильный выбор интересного и удачного решения задачи, влиять на продуктивность дискуссии с учетом того, что в ней принимают участие студенты с разными индивидуальными особенностями, уметь выйти из зоны комфорта и противостоять возникшим в ходе обсуждения проблемы трудностям, уметь отказаться от привычных, стандартных для такого рода взаимодействия условий, уметь своевременно отреагировать на изменение психологического настроя студентов, уметь предложить студентам разные форматы беседы и подходящий конкретно этой группе стиль общения, уметь поддержать оратора при обмене мнениями при выдвижении полезных для работы идей, уметь мотивировать учащихся на дальнейшее самосовершенствование и положительные личностные изменения. Педагог-фасилитатор должен уметь установить четкие, понятные для всех студентов правила работы и помогать группе придерживаться их на протяжении всего процесса фасилитативного взаимодействия. В ряде случаев, исходя из потребностей студентов, педагог-фасилитатор может менять эти правила. Все вышеперечисленное позволит педагогу-фасилитатору сформировать у обучающихся одну из ключевых компетенций личности – коммуникативную компетенцию, а также поможет совершенствовать способность студентов к речевому взаимодействию и их социальной адаптации.
Отметим, что большинство инновационных технологий в образовательной среде построены на основе общения и предусматривают личностную ориентацию общения. Равноправное речевое партнерство педагога и обучающихся заложено в основу большинства фасилитативных методов и техник.
Знание различных фасилитативных техник, например, таких как Work Out, Future Search, Open Space, Polarization of opinion, Brainstorming, является необходимым навыком фасилитатора при организации качественной командной групповой работы. Рассмотрим данные техники более подробно. Так, успешно применяемая в образовательной среде вуза фасилитативная техника Future Search направлена на создание основы сотрудничества внутри группы, на прогнозирование конечного результата и определение оптимально подходящих путей для его достижения. Техника подходит для групп, состоящих из большого числа студентов, а также для проектной деятельности учащихся вуза. Объем необходимой информации доступен каждому участнику. В рамках дискуссии внимание студентов сфокусировано на сценарии достижения будущего успешного решения проблемы, на активном обсуждении картины будущего. Опираясь на имеющийся опыт из прошлого, студенты исследуют проблематику в настоящем, предлагают различные конструктивные варианты, ищут общие позиции, разрабатывают план действий, согласуют его с педагогом-фасилитатором и в дальнейшем реализуют. К используемому ими инструментарию можно отнести интерактивную доску, современные гаджеты, средства мультимедиа.
Для разработки новых инновационных форм и способов фасилитативного взаимодействия в учебном процессе педагогом-фасилитатором успешно применяется техника Work Out, т. е. выход за привычные, стандартные рамки с четким распределением ролей (фасилитатор, заказчик, исполнитель). После составления плана действий происходит его внедрение в жизнь, т. е. студенты, являющиеся участниками фасилитативного взаимодействия, переходят к стадии активного обсуждения отдельных моментов и определяют шкалу охвата проблем. Далее участники группы выдвигают большое число идей, после чего идет их обоснование, рассмотрение и утверждение. На каждом этапе подводятся промежуточные итоги и делаются выводы о результативности работы и правильности выбранной стратегии.
При необходимости структурирования и упорядочивания мнений, суммировании новых идей эффективным представляется использование техники Brainstorming – метода, в рамках которого педагог-фасилитатор в банк идей принимает абсолютно любые ответы студентов на озвученный им вопрос. При совместном поиске решения задачи в значительной мере повышается уровень мыслительной активности учащихся, активизируются их познавательные способности, стимулируется творческая инициативность, повышается их самостоятельность в познании нового. При этом существенно понижается боязнь ошибок, снимается психологический барьер, повышается уверенность студентов в себе. Участники группы совершенствуют свое умение учиться, которое является одним из основных факторов успешности в их будущей профессиональной деятельности. После тщательного анализа полученных идей происходит устранение малорезультативных, неинтересных, непродуктивных. Отобранные идеи упорядочиваются, сопоставляются, оцениваются. В итоге группе представляются наиболее эффективные варианты из всех собранных ранее. При реализации Brainstorming в группе студентов необходимо помнить о соблюдении ряда обязательных правил: на этапе генерирования идей не должно быть резких критикующих замечаний; необходимо соблюдение нейтральности педагога-фасилитатора в жестах, мимике, взгляде; важно соблюдать приоритетность каждой предлагаемой идеи; следует избегать повторов в высказываниях; должна быть конструктивная форма оценивания идей; обязателен выбор наиболее рациональных идей группы при сохранении остальных вариантов.
При работе педагога-фасилитатора с группой, на наш взгляд, важной и эффективной является фасилитативная техника Polarization of opinion. К ней обращаются в случае, когда настроение участников фасилитативного взаимодействия по отношению к рассматриваемому вопросу крайне отрицательно. В рамках реализации техники Polarization of opinion происходит оптимистический и пессимистический прогноз развития рассматриваемой ситуации, а оценочные суждения студентов изменяются как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. При дискуссии на рассматриваемый студентами вопрос предлагаются разные точки зрения, при этом происходит активное развитие диалогической речи, которая, по мнению психологов, является наиболее простой и естественной формой речи. В процессе обсуждения позиции участников усиливаются, происходит так называемая «концентрация мнений», т. е. слияние нескольких мнений в одно, все студенты включаются в систему групповых представлений и ценностей, в итоге формируются две зеркально противоположные, бескомпромиссные позиции участников группы.
Широко известной и популярной является техника Open Space, которая применяется педагогом-фасилитатор в том случае, когда группа состоит из большого числа студентов и нужно ответить на множество разных частных вопросов. Она основана на четырех важных принципах: все участники группы нужны и важны; произойдет именно то, что и должно было случиться; именно группа определяет подходящее для работы время; процесс фасилитативного взаимодействия студентов закончится сам. Данная техника рассчитана на то, что каждый из студентов максимально проявит ответственность и высокую самоорганизацию, что позволит собрать максимально большое число идей в сжатые сроки. Open Space зарекомендовала себя как тактика, позволяющая проследить позитивные изменения внутри группы учащихся, усилить межличностные отношения, повысить удовлетворенность от совместного взаимодействия.
Как правило, организация большинства фасилитативных техник в командной групповой работе студентов представлена несколькими логичными, последовательными этапами. На первом этапе происходит формулирование основного вопроса. Принимается во внимание, что хочет группа и каким образом это можно достигнуть. Затем студенты обсуждают реальное положение дел, после чего происходит генерация интересных идей. На этапе кластеризации идей происходит их дифференцирование и распределение мнений на отдельные группы, каждой из которой присваивается определенное название. После оценивания идей студентам становится очевидной эффективность и успешность той или иной идеи. План конструктивного решения или дорожная карта исполнения утвержденных группой решений принимаются в конце совместной фасилитативной работы студентов.
Анализируя второй вид групповой работы – коллаборативную групповую работу студентов, отметим, что она также имеет широкий учебно-формирующий потенциал. При таком фасилитативном взаимодействии предполагается активное участие всех студентов в решении задачи, их полноценное вовлечение в образовательный процесс, при этом четкого критерия разделения обязанностей между участниками группового взаимодействия нет. Педагогом-фасилитатором во внимание должен приниматься уже имеющийся у студентов профессиональный опыт и то, что этот опыт у всех различный. Знания студентами добываются в процессе совместного осмысления, обсуждения, проработки новой информации. Вклад участников коллаборативной групповой работы не равнозначный, поскольку их ментальные, психологические, возрастные особенности индивидуальны, а в рамках организации коллаборативной групповой работы этот момент обязательно должен учитываться. В группе одновременно могут находиться студенты разного темперамента, а также такие типы участников коммуникации, как «спорщик», «позитивист», «эрудит», «говорун», «эксперт», «пессимист», «застенчивый», «босс», «расспрашивающий» и др. Одну и ту же информацию студенты могут воспринимать избирательно и интерпретировать по-своему в зависимости от ранее накопленного опыта и компетенции, от личных интересов, эмоционального состояния, психологической стабильности или эмоциональной лабильности.
Опытному педагогу-фасилитатору уже после нескольких встреч с группой становится понятно, какая роль подходит каждому из студентов и в роли какого эксперта он был бы полезен группе. Правильному распределению ролей во многом может способствовать реализация фасилитативного метода “Six Thinking Hats”/«Метод шести шляп мышления». В ряде источников данный метод интерпретируется как метод ролевой игры. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет развить гибкость мышления студентов, рассмотреть один и тот же вопрос в разных аспектах, изучить информацию через призму разного понимания и восприятия. Суть данного метода состоит в структурировании групповой дискуссии и смещении ракурса рассмотрения предлагаемых студентами идей в соответствии с определенным цветовым показателем и закрепленным за ним статусом. Студент, «примеряющий на себя» шляпу того или иного цвета, рассматривает проблему с конкретной точки зрения. Выбравшему черную шляпу необходимо критически оценивать предложенные другими участниками группы взгляды и утверждения. Он обоснованно оценивает их, корректно применяет к рассматриваемому вопросу. Студенту, символически имеющему белую шляпу, необходимо привести множество точно установленных наукой фактов, подтвердить достоверность сказанного, ссылаясь на компетентные источники, представить доказательства и аргументы в пользу выдвигаемых суждений. Его поведение в целом нейтрально. Учащемуся, шляпа которого зеленого цвета, предстоит отказаться от признанных правил и шаблонов, проявить прогрессивный оригинальный подход к решению проблемы, предложить решение задач нестандартным способом. Функция вдохновения в образовательном фасилитативном взаимодействии реализуется обладателем желтой шляпы. Данный студент побуждает группу к творческому подъему, стимулирует и мотивирует остальных, воодушевляет на эффективную работу, инспирирует. Владелец синей шляпы является модератором всего рабочего процесса, следит за комментариями участников группы, исключает вымышленную информацию, систематизирует идеи, поддерживает активность группы. Красная шляпа предполагает, что студент должен мыслить иррационально, обращаться к своей интуиции. Он больше опирается на эмоции, чем на логические цепочки размышлений.
При организации коллаборативной групповой работы студентов такого рода акцент внимания смещается на развитие их социальных и личностных умений, вследствие чего они приобретают такие важные умения и навыки, как навык совместного поиска эффективных путей решения проблемы, умение правильно реализовывать и генерировать новые идеи, воплощать их в образовательном процессе. Педагогу-фасилитатору необходимо отказаться от личностной экспертизы, его поведение должно быть беспристрастным и непредвзятым, а внимание ко всем одинаковым. Для успешности организации коллаборативной групповой работы педагогу-фасилитатору следует избегать форсирования событий или смещения последовательности этапов решения поставленной задачи. Недопустимо давление на студентов или навязчивое навязывание личного мнения. Также необходимо подчеркивать ценность мнения каждого участника группы. Однако педагогу-фасилитатору нужно следить за тем, чтобы участники коллаборативного взаимодействия были сосредоточены на содержании дискуссии и не допускали второстепенных обсуждений и отклонений от темы. В противном случае группа несет временные потери. Для того чтобы этого не допустить, педагог-фасилитатор должен использовать различные фасилитативные стратегии (стратегия «перестановки акцентов», стратегия «умолчания», стратегия «смещения фокуса внимания»).
Важное значение в реализации коллаборативной групповой работы студентов имеет укрепление межгрупповых связей, налаживание внутренних диалогов. Отметим, что между студентами может быть обмен информацией как интеллектуального, так и эмоционального содержания. Все это приведет к правильной эффективной коммуникации внутри группы, где студенты будут видеть в друг друге союзников, а не потенциальных соперников или противников. В случае неправильно установленной в группе коммуникации решения, принятые студентами, могут быть ошибочными, а цель задания не до конца понятной. В группе может установиться атмосфера недоверия, проявление антипатии к кому-либо из участников, антагонизма, что затруднит организацию совместного поиска устранения трудностей и решения образовательных задач.
В некоторых случаях при организации фасилитативного взаимодействия с группой педагог-фасилитатор может наблюдать деструктивное поведение студента или столкнуться с его деструктивной позицией. Положительным моментом групповой работы в этом случае станет возможность с помощью других студентов корректировать и исправлять подобные негативные проявления личности.
Отметим, что форматы, наиболее подходящие для коллаборативной групповой работы студентов, довольно разнообразны. К ним можно отнести групповые проекты, совместные исследования, креативные разработки, студенческие клубы. Современные студенты благодаря коллаборативной среде получили возможность обучаться в глобальном контексте, в целом расширить свои образовательные возможности. Благодаря совместной деятельности они «усиливают» друг друга, а процесс обучения становится более интересным и живым. Полученная в ходе обсуждений информация конвертируется в прочные знания студентов, которые они успешно могут применять в своей дальнейшей практической профессиональной деятельности. При коллаборативном групповом взаимодействии реализуются все основные функции учебной деятельности студентов (образовательная, воспитательная, развивающая), происходит плавный переход от репродуктивного обучения к продуктивному, проблемному обучению, к личностному росту студентов в целом.
Представляется важным отметить тот факт, что педагог-фасилитатор должен иметь полную информацию о студентах, с которыми он осуществляет фасилитативное взаимодействие (личностные характеристики каждого студента, знание социально-психологической специфики группы в целом), что поможет ему организовать совместную работу более продуктивно, а также позволит проследить динамику развития рабочего процесса и правильно обозначить внутригрупповой вектор научного познания. Также информацию о других участниках группы должны иметь все студенты, принимающие участие в коллаборативной групповой деятельности. Результатом учета всех вышеназванных требований организации групповой работы и четкого соблюдения основных принципов фасилитативного взаимодействия станет правильный выбор группой оптимально подходящего для их задания решения.
В рамках выбранной темы представляется рассмотреть положительные моменты использования фасилитативных техник и методов при реализации со студентами высших учебных заведений групповой работы. Взаимоотношения в паре предполагает только общение. Однако при групповом сотрудничестве обучаемых возможно несколько разных моделей взаимодействия, выстроенных как в положительном, так и отрицательном ключе. Парная работа предполагает, что учащийся получает поддержку лишь того, с кем он работает в паре. Иной сценарий развивается у работающих в группе. Поддержка, получаемая от нескольких членов команды, представляется уже более ощутимой. Также вероятно подсознательное сравнение себя с другими участниками. Критерии сравнения могут быть разными: тип поведения, работоспособность, творческий потенциал, осведомленность в решаемом вопросе, индивидуальные особенности, организованность, самомнение, предприимчивость, самостоятельность. Следствием такого разностороннего сравнения становится более объективная самооценка самого себя. Возможен вариант подражания студентов друг другу. В этом случае, работая над решением проблемы и тесно общаясь, студенты формируют положительные модели поведения в группе и совместно ищут подходящие для совместной работы способы мышления. При тесном взаимодействии в группе, на основе равноправного партнерства идет взаимное интеллектуальное обогащение каждого участника, обеспечивается широкий набор альтернатив, принимаются инновационные решения, легче преодолеваются трудности.
Обозначим круг обязанностей и требований к педагогу-фасилитатору, которые он должен соблюдать при организации фасилитативного взаимодействия. Одной из главных обязанностей педагога-фасилитатора является создание правильной рабочей атмосферы в группе, что подразумевает общность интересов, стремление помочь, проявление толерантности, взаимоуважения, осознание причастности к происходящему, сопереживание чувствам участников команды. Обеспечение положительного климата в группе способствует быстрому достижению намеченных целей. Социальное одобрение группой существенным образом стимулирует личные усилия участников команды. То же самое происходит и с осуждением. Коллективное групповое одобрение или порицание группой в несколько раз более действительно, чем осуждение только педагогом-фасилитатором. Задача педагога-фасилитатора – ориентировать группу как можно успешнее корректировать свое настроение.
Для осуществления успешной групповой работы необходимо, чтобы все студенты, принимающие в ней участие, владели необходимыми навыками общения, поскольку правильная коммуникация является одним из важных ключевых жизненных навыков. Представляется важным перечислить основные требования, которые необходимо знать опытному педагогу-фасилитатору для улучшения навыков общения среди студентов группы:
1. Умение педагога-фасилитатора подстраиваться под группу, в которой осуществляется фасилитативное взаимодействие, является важной составляющей процесса фасилитации.
2. Педагогу-фасилитатору нужно правильно владеть речью, не использовать в ней различных «загрязняющих» слов, которые во многом мешают правильному пониманию и отвлекают внимание студентов от сказанного. Отсутствие таких слов, как «э», «ну», «в общем», «ладно», «типа», «реально», позволяет говорящему изъясняться с аудиторией более доступно, понятно, убедительно. Также необходимо избегать возможных семантических затруднений, связанных с пониманием смысла отдельных слов.
3. Внимание педагога-фасилитатора к происходящей в группе беседе должно быть пристальным, для чего необходимо устранить ряд отвлекающих факторов (телефон и другие технические устройства). В целом же внимание педагога-фасилитатора представлено совокупностью различных видов внимания (природное внимание, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, произвольное, послепроизвольное, интеллектуальное).
4. Подготовка к предстоящей беседе с группой должна быть заранее продуманной и представленной в интересном для студентов ракурсе (определение среднесрочных и краткосрочных задач беседы, анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана предстоящей беседы, продумывание подходящих для решения поставленных задач стратегий, анализ перспективы работы, прогноз возможного исхода беседы со студентами, сбор информации о собеседниках с целью расположить их к себе, привлечь внимание).
5. Необходима личная заинтересованность и вовлеченность педагога-фасилитатора в процесс обсуждения группой различных вопросов, умение слушать, умение задавать интересные направляющие вопросы, понимание мотивов собеседника.
6. Фасилитатор должен уметь считывать такие невербальные проявления личности, как поза, жесты, выражение лица. Важен анализ и знание таких признаков, которые свидетельствуют о потере интереса к беседе и скуке учащихся. Об этом говорит скучающий, застывший взгляд, бесстрастное поведение, апатичная или закрытая поза, опущенные веки, прикрытие рта рукой, зевание, подпирание головы рукой, односложные ответы, перебирание в руках посторонних предметов или частое поглядывание на часы или в телефон, пассивность в общении.
7. Разнообразие речи выразительными средствами и стилистическими приемами, использование ярких цитат, запоминающихся выражений, известных всем, терминологии позволит сделать беседу более интересной. В данном случае важна тональность речи, ее эмоциональная окраска.
8. Важным требованием для улучшения навыков общения должна стать отработка активного слушания как у студентов группы, так и у самого педагога-фасилитатора (открытые вопросы, уточнение, перефразирование, трекинг, отзеркаливание, обобщение).
Рассмотрим их более подробно. Так, открытые вопросы (каким образом? как? где? почему?) выстраиваются таким образом, что собеседнику приходится давать развернутый ответ. Под уточнением понимаются уточняющие вопросы или вопросы-просьбы, повторение последнего слова. Цель уточнения – получить как можно больше информации, помочь группе увидеть разные точки зрения и подходы к решению задачи. Перефразирование относится к универсальным методам активного слушания и широко распространено в фасилитативных практиках. Перефразирование способствует моделированию ситуации, в которой собеседнику становится понятным, что его слова услышаны правильно. В сравнении с предыдущим методом у данного метода есть существенные отличия. Собеседник не дословно воспроизводит сказанное спикером, а перефразирует его, сохраняя при этом конкретное содержание и смысл. Так, для быстрого восприятия произнесенное выступающим предложение может быть представлено боле простым предложением или, наоборот, возможно проявление не избыточности, а экономичности речи, когда ряд простых предложений заменяется на одно сложное с использованием синонимов, т. е. информация как будто возвращается к собеседнику. Проследить направление мысли всех участников фасилитативного взаимодействия помогает практичный и эффективный метод активного слушания – трекинг. Это своеобразная форма психологического сопровождения, помогающая педагогу-фасилитатору доказать группе учащихся, что разные идеи могут быть альтернативными и верными. Использование трекинга помогает обойти мешающие убеждения, заложенные стереотипы, которые есть у участников группы. Также это хороший метод избежать прокрастинации. С помощью метода отзеркаливания можно создать видимость того, что слушающие крайне заинтересованы тем, о чем говорит выступающий или педагог-фасилитатор. На подсознательном уровне в этом случае формируется определенная симпатия как к говорящему, так и к самому предмету беседы, формируется групповое доверие, появляется возможность снизить критичность собеседников, вызвать расположение и интерес учащихся. У собеседников появляется ощущение принятия и близости. Отзеркаливание часто называют методом отражения, который может быть как осознанным, так и неосознанным. Отзеркаливание может проявляться на физическом, вербальном, звуковом уровнях и помогает направить психологическое состояние студентов в нужное для успешной работы русло. В процессе фасилитативного взаимодействия способы отзеркаливания могут меняться, модифицироваться. Метод обобщения идей или суммирования идей позволяет перечислить и собрать воедино все основные идеи, предложенные в ходе беседы, а также подготовить базу для дальнейшей работы.
Заключение / Conclusion
Суммируя результаты проведенного теоретического исследования, можно отметить, что фасилитация стала эффективным способом результативного образовательного взаимодействия между педагогом и студентами, в том числе и при организации групповой работы. Групповая работа широко распространена в учебном процессе вузов и важна для развития социальной и коммуникативной компетенции как интегративных личностных качеств учащихся. Это эффективный способ взаимодействия, позволяющий максимально активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, развить их потенциальные возможности, стимулировать учащихся к самопознанию, самореализации, способствовать их потребности в самосовершенствовании и приобретении необходимых для профессионального развития умений и навыков. Широкий функциональный потенциал фасилитативных технологий, реализуемых при групповой работе студентов, позволяет осуществить приоритетные задачи, стоящие перед высшей школой: подготовить разносторонних специалистов, успешно социализирующихся, имеющих высокий уровень социальной компетентности, уверенных в собственных силах и способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость социально-педагогической поддержки со стороны педагога-фасилитатора, который посредством знания фасилитативных технологий и их функционального потенциала в образовательном процессе высших учебных заведений может сформировать мотивацию достижений студентов, способствовать повышению их самооценки и личностному росту, поддерживать их психическое здоровье. Перспективу дальнейших исследований может составить изучение ораторского мастерства педагога-фасилитатора, анализ его вербальной и невербальной коммуникации.