Введение / Introduction
Организация образовательного процесса, реализующего компетентностный подход, в частности формирование профессиональных компетенций, связана с решением важных задач государства [1]. Быстро набирающая темп четвертая «образовательная» революция требует пересмотра традиционного образовательного императива [2], а современная геополитическая нестабильность свидетельствует о значимости подготовки военных специалистов, обеспечивающих обороноспособность страны и национальную безопасность. Вести борьбу с внешними угрозами возможно при наличии боеспособной, высокопрофессиональной армии, которая владеет тактическими навыками осуществления военных действий, в том числе максимально приближенных к реальной боевой обстановке.
Одной из профессиональных задач выпускника высшего военного учебного заведения выступает умение своевременно принимать решения и управлять подчиненными в условиях боевых операций, что позволяет минимизировать тяжелые последствия для армии. Для формирования данной компетенции перед вузом стоит важная миссия: во-первых, усовершенствовать систему подготовки военных специалистов, объективно определяющих специфику военного обучения с учетом пройденного опыта военного вооруженного конфликта; во-вторых, использовать инновационные методы и средства обучения, которые позволяли бы выработать взгляды у обучающихся на возможные варианты тактических приемов и вытекающих из них требований к тактической подготовке.
Быстрые процессы технологических преобразований требуют изменений в подходах к организации образовательного процесса [3]. Важным требованием выступает автоматизация и информатизация учебного процесса [4], реализация которого способствует эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию компетенций, отражающих военную специфику.
По результатам научных публикаций [5, 6] отмечается общая черта относительно недостаточно высокого уровня умений и навыков оперативного реагирования на динамические изменения в обстановке, тактике действий противника. В связи с вышеизложенным в настоящее время остро стоит вопрос о создании комплексной системы обучения курсантов военного вуза на основе применения перспективных форм и методов информационных технологий, актуализирующих формирование профессиональных системно значимых оперативно-тактических навыков, которые применимы не только в повседневной профессиональной работе военнослужащих, но и при выполнении реальных боевых задач.
Актуальность обусловлена необходимостью организации усовершенствованного образовательного процесса за счет использования современных информационных средств подготовки курсантов в контексте развития у них способности стратегически мыслить и прогнозировать действия противника. Для этого видится целесообразной разработка научно обоснованной методики формирования оперативно-тактической компетенции курсантов военного вузапосредством применения элементов информатизации, что отражает значимость исследования.
Цель статьи заключается в рассмотрении основных аспектов формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров как составляющей их готовности к профессиональной деятельности, а также разработке путей развития тактических навыков в процессе изучения тактико-специальных дисциплин на основе использования информационных технологий.
Обзор литературы / Literature review
Проблемы формирования оперативно-тактической компетентности обусловлены решением вопросов государственного масштаба. Подготовка военных специалистов требует особого педагогического подхода к формированию профессиональных знаний, умений и навыков.
Материалы исследований последних лет отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что значительное внимание уделяется анализу процесса формирования профессиональных компетенций военнослужащих без усиления внимания к выработке тактической компонентной составляющей как важного фактора становления высококвалифицированного военного специалиста.
В статье Е. П. Васечко, Т.А. Кононовой акцентировано внимание на развитии профессионально важных качеств в процессе подготовки курсантов военного вуза. Особое внимание уделено стрессоустойчивости как необходимому фактору при выполнении служебно-боевых задач. Считаем, что формирование стрессоустойчивости у курсантов позволит повысить уровень их тактической поведенческой регуляции при реализации профессиональных задач, особенно в экстремально опасных боевых условиях [7].
По мнению Т. В. Маркиной, обеспечение высокого качества подготовки военных специалистов достигается путем развития их профессионально важных качеств. В своем исследовании автор приходит к выводу о том, что необходимо разрабатывать комплекс педагогических условий для развития профессиональной надежности курсантов [8]. Мы согласны с выводами ученого и придерживаемся мнения о необходимости внедрения в учебный процесс инновационных методик обучения, в том числе за счет использования современных информационных технологий, позволяющих улучшать знаниевый потенциал.
Е. Н. Семенова в своем исследовании подчеркивает, что сегодня необходим военный специалист, способный неординарно мыслить, видеть несколько вариантов решения профессиональных задач, способный оперативно включаться в информационно-аналитическую деятельность [9]. В настоящее время одним из направлений развития компетенций у курсантов, представленных в исследовании Е. Н. Семеновой, является информатизация процесса обучения. Именно применение компьютерных моделей позволяет достичь тех целей, которых не может обеспечить традиционная форма подготовки военных специалистов.
Н. Акимов с соавторами в своем исследовании отмечают, что использование современных информационных технологий повышает интерес учащихся к изучению предметов, развивает логическое мышление и культуру умственного труда, положительно влияет на мотивацию в учебном процессе [10]. С учетом вышесказанного целесообразно создать цифровую образовательную систему, способствующую расширению знаниевых компетенций. Данный формат обучения способствует формированию умений решать нестандартные задачи в быстро изменяющихся условиях внешней обстановки.
В исследовании А. П. Сметанникова проведен обзор качеств, необходимых для формирования военно-профессионального имиджа будущего офицера. Автор подчеркивает значимость воспитания интеллектуальных качеств у курсантов [11]. Разделяем данную точку зрения и считаем, что формирование оперативно-тактических компетенций является элементом интеллектуального потенциала военного специалиста, реализация которого выражается умением принимать нешаблонные, нестандартные решения при выполнении служебно-боевых задач.
В коллективной монографии “The Strategy of Digital Competence Formation Using a Hybrid Learning Environment Based on Microsoft 365 Services” отмечено, что необходимо структурировать содержание учебных дисциплин, обеспечивать активность студентов при выполнении практических заданий с помощью электронных образовательных инструментов для эффективной организации учебного процесса [12]. Согласны с мнениями авторского коллектива и считаем, что в учебном заведении должна быть создана методическая концепция процесса формирования знаниевых качеств, в том числе и оперативно-тактических, в результате реализации которой будет выстроено содержательное образование, приводящее к качественному развитию компетенций и углублению знаний в пределах профессиональной области военного специалиста.
Исследования зарубежных ученых Д. Петчаме, И. Ириондо, О. Коррес, Д. Паньос-Кастро подтверждают важность применения гибридной образовательной среды, разработанной в рамках цифровых инноваций, в процессе обучения учащихся [13]. Разделяем данную точку зрения и полагаем, что формы проведения практических занятий у обучающихся должны базироваться на применении имитационных электронных моделей, позволяющих глубже прорабатывать учебный вопрос.
Подготовка будущих офицеров к профессиональной деятельности была предметом исследований А. П. Андруника, А. А. Жевжика, С. С. Пиюковой [14], где отмечено, что в настоящее время повышаются требования к обучению военных специалистов. Отдельные аспекты организации формирования профессиональной компетентности и стратегию развития профессиональных качеств исследовали С. А. Селиверстов и А. С. Селиверстов [15]; они подчеркнули, что системный подход выступает основой построения педагогического процесса. Солидарны с данной точкой зрения и считаем, что к построению педагогической модели образовательного процесса нужно подходить системно и структурированно, ее основное предназначение – развитие профессиональных качеств военных специалистов.
В статье автора Р. Ю. Бобровой отмечено, что формирование военно-профессиональных компетенций у обучающихся в вузе осуществляется непрерывно в ходе всего обучения в рамках учебной работы [16]. С этим утверждением нельзя не согласиться, поскольку методический инструментарий подготовки предусматривает актуализацию усвоения материала исходя из требований федерального государственного стандарта нового поколения. Однако считаем, что современные тенденции развития информационного общества существенно меняют традиционные представления о системе высшего военного образования, которая в новейших условиях должна готовить специалистов, способных стратегически мыслить и грамотно управлять войсками в бою; создавать и применять сложнейшие системы тактических шагов; эффективно действовать при выполнении боевых задач, возникающих при осуществлении военных операций.
Становление профессиональной компетентности рассматривается авторами В. С. Елагиной, В. П. Быковым [17] как процесс овладения обучающимися системой научных знаний и умений, профессиональными ценностями и мотивами военной деятельности. Считаем, что основой формирования профессиональных знаний, умений, навыков выступает комплексный подход, согласно которому профессиональная компетенция представляет собой систему, включающую целостную совокупность структурных компонентов [18, с. 141].
Главным критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение необходимой системой знаний, умений и навыков, но и развитие интеллектуального потенциала [19]. Процесс обучения не должен базироваться только на запоминании, его необходимо переориентировать на развитие способностей у обучающихся думать, анализировать, аргументировать и принимать правильные решения [20]. Разделяем данные точки зрения и считаем, что подготовка курсантов – будущих профессиональных офицеров имеет определенные особенности, связанные с необходимостью совершенствования навыков по организации боя, столь важных для своевременного принятия решений на фоне вооруженных конфликтов.
Немаловажным фактором развития оперативно-тактической компетенции является использование информационных технологий обучения, интенсивно расширяющих и существенно меняющих образовательную среду. Средства компьютеризации поднимают на новый уровень подготовку по специальным военным дисциплинам, вместе с тем они выдвигают новые требования к системе обеспечения качества учебного процесса.
Вопрос привлечения информационных программ в образовательные процессы высшей профессиональной подготовки находится в фокусе научных исследований, в частности, таких авторов, как О. А. Ушакова, О. К. Шевченко, где исследуются вопросы применения информационных технологий в профессиональном образовании [21]. А. Д. Гнутов изучает вопросы применения компьютерных образовательных технологий в профессиональной подготовке [22], С. П. Кухаренко, О. Л. Дзюбенко, Е. Ю. Румянцев рассматривают особенности дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины [23]. Систематизировав взгляды российских и зарубежных ученых, считаем, что система высшего военного образования должна быть выстроена по требованиям информационного общества и должна способствовать подготовке военного специалиста в обществе глобальной информации, формированию способностей, готовности использовать современные достижения для успешной реализации должностных компетенций как субъекта военно-профессиональной деятельности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Для решения поставленной цели, согласно теме исследования, применялся метод изучения и анализа научно-педагогической литературы для того, чтобы оценить важность и значение профессиональных оперативно-тактических компетенций для курсантов военного вуза. На основе результатов оценки осуществлена систематизация теоретических баз данных и сформировано авторское видение системы педагогической подготовки будущих офицеров в контексте формирования у них тактических компетенций.
В рамках подготовки статьи был реализован эмпирический метод, который проходил в два этапа. На первом этапе осуществлен опрос начальника учебного отдела филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань) с целью изучения и анализа учебных программ подготовки курсантов к оперативно-тактической деятельности и информационно‑методического обеспечения процесса обучения. На втором этапе в контексте обоснования актуальности внедрения предложенного авторами метода имитационного моделирования в процесс тактической подготовки проведен опрос курсантов четвертого курса филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в количестве 58 человек. Им был задан вопрос: «Что, на Ваш взгляд, даст применение имитационного моделирования в процессе обучения?»
Результаты исследования / Research results
Профессиональная деятельность будущего военного офицера станет эффективной только при условии основательной и всесторонней профессиональной подготовки, предусматривающей планомерные, организованные мероприятия, направленные на усвоение военно-профессиональных знаний, овладение умениями и навыками, формирование профессионально важных качеств личности, отвечающих требованиям профессии.
Жесткие условия современности, в том числе на фоне осуществления специальной военной операции, требуют соответствующего изменения содержания и методов обучения, максимального приближения обучения к реалиям современности, где ведущим предметом обучения становится тактико-специальная подготовка.
Профессиональная компетентность будущего военного офицера выражается в их субъективной и объективной готовности к принятию решений, которые будут обеспечивать успешное выполнение задач, особенно в условиях боевой обстановки. Она может рассматриваться как интегрированное свойство личности, показатель качества ее подготовки, характеризуется степенью способности к применению сформированных знаний, умений, навыков, профессиональных, мировоззренческих и общественных качеств.
Повышение значимости тактической подготовки сопряжено с профессиональной деятельностью будущих офицеров. Специальная тактическая подготовка выступает динамическим элементом особых знаний, связанных с приобретением курсантами умений рационально действовать в особых условиях и формированием высокой психологической устойчивости и постоянной готовности слаженно выполнять задачи по назначению в сложной боевой обстановке, которыми необходимо овладеть будущему офицеру.
На занятиях по тактико-специальному обучению учащиеся приобретают навыки по подготовке и проведению мероприятий в области учебно-тактического поля, а именно: тактических действий, тактической разведки, практической работы на различных образцах вооружения, военной техники, технических средствах и т. д.; разрабатывают и оформляют боевые и служебные документы тактического характера; решают тактические и специальные задачи в обстановке, реально приближенной к боевой. Иными словами, основными задачами тактико-специальной подготовки являются формирование стратегического мышления, воспитание высоких моральных и волевых качеств, формирование навыков системного принятия решений при выполнении поставленных задач в любых условиях, в том числе экстремальных, связанных с действиями противника.
Для разработки эффективной содержательно-функциональной модели подготовки курсантов к развитию у них оперативно-тактических компетенций проведена оценка методики обучения по специальным дисциплинам на базе филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань). Основным методом исследования был опрос начальника по учебной работе и анализ дидактического комплекса на кафедре тактики и общевоенных дисциплин. Сначала выяснили, по каким модулям осуществляется обучение в рамках исследуемой темы. Результаты опроса показали, что подготовка осуществляется по двум модулям: «Общая военная подготовка», «Специальная военная подготовка». В рамках данных модулей, в контексте формирования тактических компетенций, изучаются дисциплины «Общая тактика», «Тактика армейской авиации». На сегодняшний день при проведении занятий применяются различные комбинации методов обучения: лекция, обсуждение материала (семинар, дискуссия), упражнения (анализ конкретных ситуаций), практическая работа.
Анализируя содержание и задачи по тактической подготовке и результаты опроса, необходимо признать, что на сегодняшний день формирование специальных навыков у курсантов вызывает трудности. Основным препятствием при проведении практических занятий являются недостатки в содержательной и технологической характеристике учебно-методического обеспечения. Существующие информационные элементы не в полной мере соответствуют современным требованиям к тактической подготовке курсантов военного вуза и, как следствие, формируют шаблонное поведение, затрудняют обучаемым свободу действий в принятии тактических решений, сковывают проявление инициативы и искажают их представление о реальных боевых действиях.
Кроме того, чтобы выявить наличие возможности внедрения инновационных средств обучения курсантов, была оценена информационная база учебного заведения. Был получен ответ на вопрос: «Какие компьютерные технологии используются в процессе изучения тактических дисциплин?» Исследование показало, что компьютерные средства обучения используются в основном для проведения необходимых расчетов, оформления графических схем и графиков. Считаем, что учебно-информационная платформа недостаточно совершенна и требует корректировки, в частности дополнения элементами имитационного моделирования, позволяющими в электронной форме отрабатывать практические темы, связанные со всеми видами тактических действий: обороной, наступлением, маршем, расположением в районе.
Считаем, что с целью повышения эффективности оперативно-тактической компетентности целесообразно создать комплексную систему подготовки, включающую в себя ряд блоков, а именно: целевой, процессуальный, учебно-дидактический, содержательный, технический и результирующий. Учитывая повышенную роль оперативно-тактической подготовки, считаем целесообразным внедрить в процесс обучения эффективные обучающие программы. Авторами разработана структурно-функциональная модель формирования оперативно-тактической компетентности курсантов военного вуза (см. рис. 1).
Моделирование процесса развития оперативно-тактических компетенций у курсантов военного вуза с помощью информационных средств призвано обеспечить устранение выявленных в ходе исследования недостатков в системе подготовки практических навыков. Взаимодействие компонентов предложенной модели направлено на достижение поставленной цели. В общем виде модель педагогического процесса учитывает ориентиры образовательной среды.
Полагаем, что концептуальная структурно-функциональная модель должна содержать ряд блоков: целевой, процессуальный, учебно-дидактический, содержательный, технологический и результирующий, которые интегрированы в общую систему профессиональной подготовки будущих офицеров.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования
оперативно-тактической компетентности курсантов военного вуза
Целевой блок направлен на процесс целеполагания. Процессуальный блок разделен на этапы формирования профессиональных тактических компетенций и связан с выбором информационных средств, позволяющих в полной мере развивать оперативно-тактическое мышление у обучающихся. Обязательным элементом учебной подготовки курсантов военного вуза является образование дидактического комплекса, включающего в себя учебно-методическое обеспечение по тактической подготовке, информационно-образовательные средства и учебные программные продукты.
Наиболее выраженными тенденциями развития современной дидактики выступают информационные средства [24]. Считаем, что одним из наиболее целесообразных технологических средств формирования и развития оперативно-тактических компетенций выступает имитационное моделирование. Под имитационной моделью следует понимать информационную программу, где запрограммированы военные тактические задачи, которые необходимо решить курсантам военного вуза. Данный программный продукт практической работы выражен в усовершенствованном тактическом симуляторе, где заданы основные виды тактических действий, связанные с общей тактикой и тактикой армейской авиации. Кроме того, считаем необходимым при программировании заданий учитывать опыт специальной военной операции, оказывающей существенное влияние на систему тактической подготовки. Применение имитационных моделей позволяет обучающимся с помощью последовательных вычислений и действий осуществлять тактические процессы при условии различных боевых факторов. Визуализация результатов позволяет сделать вывод о правильности принятого тактического решения у будущего офицера. Учебные онлайн-практики не только способствуют эффективному усвоению материала, но и позволяют поддержать учебную мотивацию и обеспечивают позитивную атмосферу учащихся [25].
Отметим, что многообразие применяемого вооружения, способов действий, ситуаций тактической подготовки вынуждает принимать нестандартные, нешаблонные решения, и такие умения обязывают офицера тактически широко мыслить, создавать нечто новое. В данном контексте имитационное моделирование как интерактивный способ обучения курсантов военного вуза имеет значимый и практико-ориентированный характер.
Реализация организационно-педагогических условий [26] и дидактического комплекса позволяет сформировать профессиональные тактические компетенции, которые в своей структуре имеют совокупность компонентов: деятельностный, мотивационный, процессный и познавательный, связанных с тактическими навыками, умения, знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных задач будущего офицера. В качестве результирующего блока выступает сформированность оперативно-тактических компетенций курсантов военного вуза.
Профессиональная оперативно-тактическая компетентность будущих офицеров в процессе изучения тактических дисциплин представляется авторами как единство их теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности, профессиональные характеристики которых представлены следующими группами:
1. Совокупность знаний и умений, необходимых для активного овладения новыми знаниями; ориентация на освоение умений и способов деятельности; умение ставить военно-профессиональные задачи; выделение комплекса образовательно-профессиональных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация; комплекс личностных профессионально значимых качеств; объем навыков выполнения профессиональных задач и их конкретизация, а также личностные качества для достижения необходимого результата при выполнении военных задач.
2. Комплексный, обоснованный отбор содержания военно-образовательного процесса; оптимальный выбор образовательно-профессиональных методов, творческих задач и способов их выполнения; комплексная форма познания и осуществления военно-профессиональной деятельности; умение программировать способы военного взаимодействия и построения логической военно-педагогической системы выполнения профессиональных задач.
3. Выполнение военно-профессиональных действий, предвидение и установление взаимосвязи между всеми компонентами поставленных задач и приведение их в действие с учетом всех факторов компетенции будущих специалистов.
4. Анализ и самоанализ результатов решения поставленных задач как итога военной деятельности; проведение учета комплексных профессиональных задач, которые являются фактором успешности их военно-профессиональной деятельности.
Кроме того, также не следует забывать, что одной из основных форм усвоения учебного материала является самостоятельная подготовка будущих офицеров, которая направлена на формирование профессиональной компетентности путем самостоятельного изучения учебного материала, отраженного в нормативных документах, учебниках, интернет-ресурсах и других источниках информации. В случае правильной организации самостоятельной подготовки эффективным может стать применение опережающих заданий, которые направлены на частичное самостоятельное овладение материалом до его изучения по программе, что позволит отойти от стереотипа традиционных лекций, когда курсант фактически осуществляет лишь механическое переписывание информации.
В целях обоснования актуальности внедрения имитационного моделирования в процесс тактической подготовки проведен опрос курсантов четвертого курса филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в количестве 58 человек. Им был задан вопрос: «Что, на Ваш взгляд, даст применение имитационного моделирования в процессе обучения?» Среди основных преимуществ курсанты отметили улучшение качества профессиональных знаний (53%). Вторым по значимости явилось приобретение навыков тактической работы (36%), а третьим – появление интереса к обучению (9%). Кроме того, 2% респондентов затруднились ответить на вопрос.
Рис. 2. Результаты опроса курсантов военного вуза (составлено по результатам анкетирования)
Оценивая результаты опроса, можно сделать вывод, что большинство курсантов желают в дальнейшем изучать материал с помощью применения имитационного моделирования в процессе изучения дисциплин «Общая тактика» и «Тактика армейской авиации». Оценка полученных данных респондентов свидетельствует о том, что курсанты готовы к решению нестандартных задач, что способствует расширению их личного знаниевого профессионального потенциала.
Заключение / Conclusion
Вопрос формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров в процессе изучения общевойсковых тактико-специальных дисциплин не теряет актуальности и требует совершенствования, поскольку характеризует их способность реализовать свой потенциал (тактико-специальные знания, умения и навыки в сфере боевого применения и боевой подготовки) для эффективного выполнения служебно-боевых задач.
Для реализации задач по формированию и развитию тактических компетенций важно осуществлять своевременное изучение опыта ведения боевых действий, которые происходят в настоящее время, анализировать их и вносить коррективы в учебные программы изучения тактических дисциплин для курсантов. При этом важным критерием оценки качества обучения должны стать не только индивидуальные навыки реализации функциональных задач, но и их способность к поддержанию непрерывности взаимодействия с сослуживцами в различных условиях боевой обстановки.
Предложенная авторами структурно-функциональная модель формирования оперативно-тактической компетентности позволит развивать у курсантов стратегическое мышление и тактические способности ориентирования в условиях боевой обстановки. Использование интерактивных информационных средств в образовательной практике [27] в контексте применения метода имитационного моделирования позволит глубже и более детально изучить учебный материал по дисциплинам «Общая тактика» и «Тактика армейской авиации».
Перспективы дальнейших исследований видим в апробации методических основ технологии имитационного моделирования в процессе формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров.