Введение / Introduction
Современные подходы к обучению предполагают использование инновационных решений передачи знаний и навыков, которые активно применяются в образовательных учреждениях и организациях по всему миру. С развитием технологий и изменением потребностей обучающихся традиционные методики учебного процесса постепенно уступают место более интерактивным и адаптивным технологиям обучения, которые стремятся к индивидуализации процесса обучения, активному вовлечению студентов, созданию интерактивных учебных материалов и повышению эффективности обучения [1]. Одной из таких технологий является сторителлинг.
В современном бизнесе навык рассказчика ценится не менее сильно, чем профессиональные компетенции. В силу того что руководителям часто приходится отстаивать свою точку зрения, мотивировать команду на профессиональные подвиги, продвигать свои идеи, услуги и продукты, овладеть технологией сторителлинга важно каждому. Однако для того, чтобы эта технология применялась в бизнесе и педагогике, необходимо описать ее структуру и понять ее особенности и преимущества.
Применение технологии сторителлинга подразумевает рассказывание историй, которые могут быть как основанными на реальных событиях, так и вымышленными. Использование данной технологии в высшем образовании позволяет студентам не просто усвоить теоретические знания, но и применить их на практике через анализ ситуаций, научиться принимать решения и развить креативное мышление [2].
Наиболее активно технология сторителлинга применяется при изучении управленческих и экономических дисциплин, в которых с помощью истории или рассказа можно создать ситуации, которые помогут студентам понять сложные бизнес-проблемы, развить навыки командной работы, лидерства и управления конфликтами [3]. Рассказывание историй о реальных бизнес-ситуациях или о вымышленных компаниях позволяет студентам погрузиться в реалии бизнес-мира и применить свои знания для поиска решений. Истории имеют эмоциональную привлекательность для студентов, что позволяет им намного быстрее усвоить и запомнить необходимую информацию. Сторителлинг является эффективным инструментом для подготовки будущих менеджеров к сложностям современного бизнеса и развитию ключевых навыков, необходимых для успешного управления организациями.
Обзор литературы / Literature review
Изучение сторителлинга как явления и метода обучения привлекло внимание многих исследователей и практиков в различных областях, таких как психология, педагогика, драматургия, маркетинг и другие.
Сторителлинг является искусством рассказывания историй, к которому обращались с самых древних времен, благодаря которому сформировалось культурное наследие, появились традиции, мифы, предания. Помимо этого рассказывание историй положительно влияет на социальное взаимодействие в персональной и профессиональной жизни. У. Сторр считает, что с помощью сторителлинга рассказчик может передавать информацию, убеждать, вдохновлять, обучать и развлекать аудиторию [4]. Данная технология коммуникации позволяет рассказчику создать эмоциональную связь с аудиторией и запомниться ей. Первым, кто начал применять термин «сторителлинг» в научном контексте, стал Дэвид Армстронг, руководитель фирмы Armstrong International. Он считал, что рассказывание историй позволяет организовать социальное пространство, в котором сотрудники становятся более лояльными к изменениям и получению новой информации [5]. Применение такой технологии коммуникации с сотрудниками, клиентами и партнерами по бизнесу позволило владельцам крупных компаний овладеть вниманием как к корпоративному, так и к личному бренду.
Одним из главных трудов, посвященных технологии сторителлинга, является книга Роберта Макки «История на миллион долларов», в которой автор, американский сценарист, делится собственным опытом написания и рассказывания историй [6]. Р. Макки считает, что сторителлинг позволяет преобразовать набор случайных фактов в последовательную структуру с причинами и следствиями, превратить их в историю, которая захватит внимание слушателя или зрителя [7]. Несмотря на то что Р. Макки в своих трудах привлекал внимание специалистов в сфере драматургии, его результаты исследований смогли заинтересовать специалистов из других областей, таких как маркетинг, педагогика, разработка игр и т. д.
Наибольшее распространение сторителлинг получил в сфере маркетинга. О применении данной технологии в целях продвижения товаров и услуг в своих трудах писали многие авторы. М. Генцарь-Осипова в книге «Продающий сторителлинг» указывает на важность продающей истории, способной вовлечь потребителя в развитие бренда компании [8]. А. Симмонс делает акцент на том, что истории способны убеждать, мотивировать и вдохновлять слушателя или читателя через возникающие эмоции [9]. Д. Миллер утверждает, что маркетинг и реклама должны следовать законам драматургии, благодаря которым клиент становится главным героем, а компания – решением его проблем [10]. Т. Кузнецова считает, что короткие сценарии позволяют достаточно точно донести до потребителя идею бренда, его миссию, принципы [11]. Многие коммерческие компании вводят в политику продвижения персонажей, которые развиваются вместе с потребителем, учатся чему-то новому, достигают поставленных целей. Такой подход позволяет максимально достичь эмоционального включения потребителя, что в дальнейшем приводит к формированию лояльности и регулярным покупкам.
Д. Хатченс в своих трудах указывает на значимость применения технологии сторителлинга в развитии лидерских способностей руководителей [12]. А. Кариа провел исследования публичных выступлений и выявил конкретные техники, которые позволяют рассказчикам завоевывать непрерывное внимание аудитории [13]. К. Галло, американский журналист, считает, что благодаря сторителлингу можно не только проинформировать аудиторию, но также просветить и вдохновить ее [14]. Большинство лидеров обладают высоким уровнем харизмы, что позволяет им расположить к себе аудиторию, которую они информируют. Сторителлинг является отличным дополнением к уже имеющемуся статусу. Для достижения лидерских позиций необходимо пользоваться выявленными правилами техниками сторителлинга. Например, использовать одного героя (персонажа) на протяжении всей истории для того, чтобы показать его развитие, предлагает Д. Маккена [15]. Часто лидеры рассказывают о своем собственном пути, не забывая упоминать о том, что путь был не легким. Рассказ о том, что на пути к цели преодолевались трудности, расположит слушателя гораздо быстрее. Таким приемом в современном мире часто пользуются блогеры для того, чтобы набрать большую аудиторию подписчиков.
С точки зрения педагогики преподаватель также может вовлекать студентов в процесс обучения за счет рассказывания историй, подкрепленных теми знаниями, которые ему необходимо передать студентам. Сторителлинг не является обычной лекцией и позволяет удерживать внимание слушателя за счет постоянного напряжения, ввода проблему в историю, и результатов, полученных при сделанном героем выборе.
Е. В. Харунжева обращает внимание на то, что сторителлинг наделяет образовательный процесс увлекательными оттенками повествования, вовлекая студента и стимулируя эффективный уровень запоминания [16]. Л. И. Кутепова отмечает, что технология сторителлинга в образовательном процессе позволяет управлять чувствами и вниманием студентов, расставлять приоритеты [17]. Ю. С. Яхновская указывает на неизбежность трансформации образовательного процесса с применением технологии сторителлинга, поскольку тенденция перехода к социальным техникам обучения подкреплена запросами глобализации [18].
Для того чтобы образовательный процесс был не только эффективным, но и разнообразным, при подготовке учебных занятий с применением технологии сторителлинга следует придерживаться следующих принципов:
- Принцип аутентичности. Е. Е. Жернов указывает на то, что сторителлинг позволяет информации глубоко проникнуть в подсознание студента [19]. В связи с этим истории должны отражать правдоподобность и реалистичность, чтобы облегчить студентам понимание темы, а также показать применимость к реальной жизни.
- Принцип эмоциональности. С. Гузенков обращает внимание на то, что ни одна история не остается без эмоциональной обратной связи, каждый слушатель реагирует на происходящие в ней события [20]. История вызывает у аудитории эмоции, такие как сопереживание, радость, страх или вдохновение, которые способны усилить эффект запоминания.
- Принцип структурности и композиции. Ж. Е. Ермолаева предлагает использовать основные сюжетные линии сторителлинга, благодаря которым можно создать структуру учебных курсов [21]. Истории должны иметь четкую структуру с введением, развитием сюжета и заключением, чтобы обеспечить логичное и связное изложение материала [22].
- Принцип интерактивности. А. А. Шкунова проводит сравнительный анализ технологии публичного выступления и сторителлинга и приходит к выводу о том, что структурированные истории эффективнее справляются с вовлечением слушателей [23]. История должна побуждать студентов задавать вопросы, выражать свои мысли и делиться выводами.
- Принцип уникальности. С. Ланкастер в своих публикациях раскрывает секреты хороших историй, генерирования уникальных легенд, основанных на личном опыте [24]. Истории должны иметь уникальные характеристики, отличаться от традиционных лекций, что достигается благодаря введению в историю конкретного персонажа.
- Принцип связи с контекстом. В. И. Токтарова описывает сторителлинг как образовательную технику, способную решать педагогические задачи [25]. Истории следует связывать с материалом курса и целями обучения, чтобы не прерывать образовательный процесс и не отвлекать студентов от изучаемой темы.
- Принцип обратной связи. П. Смит разработал приемы эффективного сторителлинга, в которых указал на важность обратной связи от клиентов и сотрудников, поскольку рассказанная история является формой коммуникации [26]. Технология сторителлинга должна способствовать дискуссии между студентами с целью формирования выводов по пройденной тематике.
- Принцип мультимедийности. В. Ю. Грушевская отмечает важность использования цифровой информации, сопровождающей сторителлинг [27]. С целью достижения наибольшего запоминающегося эффекта сторителлинг может быть подкреплен мультимедийными форматами представления информации.
Перечисленные принципы позволят создать эффективные и увлекательные учебные курсы, основанные на применении технологии сторителлинга, которые улучшат усвоение материала студентов и разовьют ключевые управленческие навыки.
Наряду с отечественными исследователями проблему сторителлинга в образовании изучали также зарубежные авторы. М. Рахим при рассмотрении важности обучения детей пришла к выводу о том, что сторителлинг является неотъемлемой частью обучения детей [28], в своих трудах ученый указывает на важность цифрового сопровождения обучающих историй. К. Родригез также говорит о необходимости интеграции сторителлинга в цифровое пространство, поскольку трансформация образовательного процесса непременно связана с диджитализацией [29]. М. Фернанда Астис призывает преподавателей университетов чувствовать себя непринужденно, используя рассказывание историй в качестве педагогического инструмента в классе [30].
Эти и многие другие авторы провели исследования и написали книги о сторителлинге, его влиянии на человеческое мышление, общение и обучение, что помогло расширить наше понимание этого явления и его применения как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования.
В системе высшего образования в последнее время появляется проблема концентрации внимания на изучении одной темы в течение длительного времени. Удерживать внимание студента больше 15 минут становится проблематичным. Для того чтобы внимание можно было переключить, не отвлекаясь от основной темы изучения, преподаватели прибегают к технологии сторителлинга. Сторителлинг позволяет сделать лекцию более интересной, способной заставить студентов дослушать до выводов. Сложные темы благодаря сторителлингу можно рассказывать простым языком, приводя примеры из личного опыта преподавателя или рассказывая ситуативные истории из бизнес-практики. В рамках некоторых дисциплин можно прибегать к рассказыванию мифов и сказок, из которых извлекается мораль или мудрость. Такие истории запоминаются студентами гораздо проще, а многие из них затем рассказывают эти же истории своим друзьям и знакомым, что закрепляет усвоение учебного материала.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования – определить структуру и особенности использования сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования.
К методам исследования, применяемым в проведенном нами исследовании, можно отнести изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме применения технологии сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании; сравнение результатов применения данной технологии и обобщение полученных выводов.
Результаты исследования / Research results
Структура сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования представлена в таблице.
Структура сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования может быть адаптирована под конкретные цели обучения, особенности аудитории и предметную область. Главное, чтобы история была интересной, содержательной и позволяла студентам активно участвовать в процессе обучения.
Структура сторителлинга как педагогической технологии
Этап |
Характеристика |
Введение |
В начале рассказа преподаватель устанавливает контакт с аудиторией, привлекает ее внимание и создает атмосферу для последующего повествования. Вступление может содержать краткое описание сюжета, образов персонажей и основных конфликтов рассказа |
Развитие сюжета |
В этой части рассказывается о развитии событий, действиях персонажей, их решениях и последствиях. Преподаватель может использовать различные приемы, такие как диалог, описания окружающей обстановки, внутренние монологи персонажей и т. д., чтобы поддержать интерес аудитории |
Кульминация |
Это ключевой момент в рассказе, когда достигается наивысшая точка напряжения или разрешения конфликта. В этот момент учащиеся чаще всего находят ответы на вопросы, которые возникали по ходу рассказа, и начинают понимать основные уроки или выводы |
Заключение |
В конце рассказа преподаватель обобщает основные уроки или выводы, которые можно извлечь из истории. В заключение можно обсудить ключевые моменты, применить полученные знания к реальным жизненным ситуациям или предложить учащимся обсудить тему |
Обсуждение и взаимодействие |
После завершения рассказа преподаватель может провести дискуссию с аудиторией, задавая вопросы, стимулируя взаимодействие между студентами. Это позволяет им лучше понимать материал, выражать свои мысли и взгляды, а также обмениваться опытом |
По направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» изучаются такие дисциплины, как «Менеджмент организации, «Маркетинг», «Управление персоналом», «Деловые коммуникации» и многие другие, подготовка по которым может осуществляться с использованием технологии сторителлинга. Истории про мировые бренды, концепции управления, тактики общения появляются каждый день. Доступное информационное пространство позволяет преподавателю находить и генерировать учебные материалы с применением новых образовательных технологий. Интегрировать актуальную информацию в образовательный процесс через новые формы коммуникации с аудиторией – задача современного преподавателя высшего учебного заведения.
Сторителлинг является эффективной педагогической технологией обучения будущих менеджеров, так как способствует лучшему усвоению материала, развитию креативности, эмпатии, критического мышления и коммуникативных навыков.
К основным особенностям сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования можно отнести:
1. Привлекательность и запоминаемость, поскольку истории захватывают внимание и интерес слушателей, что способствует лучшему запоминанию информации. Благодаря этому студенты могут легче усвоить сложные концепции и принципы менеджмента.
2. Создание эмоциональной связи, что способствует повышению мотивации студентов к изучению предмета.
3. Развитие креативности мышления, поскольку вынуждает студентов визуализировать события и воображать персонажей историй.
4. Участие и взаимодействие вовлекает студентов в процесс обучения и выстраивает внутригрупповые отношения.
5. Применение в реальной жизни примеров из бизнес-практики формирует профессиональный опыт студентов.
В управленческой деятельности важное значение имеет личностная характеристика руководителя, поскольку именно он ведет за собой людей, контролирует, координирует, делегирует, мотивирует. Формирование лидерских качеств через обучение посредством сторителлинга – задача системы высшего образования. Именно поэтому преподавателю важно показывать своим примером то, каким образом можно выстраивать коммуникацию с аудиторией. В бизнес-практиках достаточное количество увлекательных историй, некоторые из них смогли изменить мир. Важно рассказывать эти истории в рамках теоретических занятий и мотивировать студентов на создание собственных историй про личный опыт в рамках практических занятий. Технология обучения кейс-стади имеет ряд схожих характеристик с технологией сторителлинга, однако при использовании сторителлинга вовлечение студентов в образовательный процесс является более эффективным и гораздо сильнее захватывает их внимание.
Таким образом, сторителлинг как педагогическая технология обучения будущих менеджеров способствует не только эффективному усвоению материала, но и развитию ключевых навыков.
Заключение / Conclusion
В заключение стоит отметить, что сторителлинг как педагогическая технология подготовки будущих менеджеров в высших учебных заведениях обладает огромным потенциалом для развития ключевых навыков и качеств, необходимых успешному руководителю. Рассказывание историй позволяет студентам не только погрузиться в увлекательный сюжет, но и извлечь уроки, научиться применять полученные знания на практике, развивать критическое мышление и аналитические способности. Кроме того, использование сторителлинга способствует лучшему запоминанию материала, повышает мотивацию студентов к обучению и обеспечивает более глубокое понимание учебных материалов.
Данная педагогическая технология в системе высшего образования является современным способом развития комплекса профессиональных и личностных качеств будущих менеджеров. Использование сторителлинга в педагогической практике способствует созданию интерактивной и эмоциональной образовательной среды в вузе, в которой студенты могут не только учиться, но и развиваться как личности, готовиться к решению практических задач современного бизнеса.