Введение / Introduction
В течение жизненного пути люди часто встречаются с различными трудностями, и для того, чтобы резильентно переживать их, становиться сильнее, добиваться цели, уверенно смотреть в будущее, важно уже в школе развивать у учащихся способность к решению негативных жизненных ситуаций. От степени подготовленности ребенка к преодолению трудностей различного рода во многом зависит в том числе успешность выпускника в профессиональной сфере.
На сегодняшний день школьное образование является своеобразной стартовой площадкой для всестороннего развития подрастающего поколения, так как в школах XXI века ведется разнонаправленная работа по взаимодействию с учащимися, развитию (как качественному, так и количественному) у них важных для будущей профессиональной деятельности умений и навыков: научно-исследовательских, творческих, спортивных, военно-патриотическая, профориентационных и т. п.
Учащиеся старшей школы (10–11-е классы) задумываются о будущей профессии, успешный выбор которой, в свою очередь, является значимым фактором достижения финансового достатка, личного и социального благополучия, духовного развития и пр.
Проблемой профориентационной деятельности занимались многие отечественные ученые (В. Д. Шадриков, Н. П. Воронин, Е. А. Климова, Е. М. Павлютенков и др.) и их зарубежные коллеги (Е. Ю. Батуро, В. А. Грицук, А. А. Санец и др.), поскольку считали, что уже, начиная с обучения в школе, у ребенка необходимо воспитывать уважительное отношение к любой профессии, формировать сознание важности ранней профориентации детей: какую профессию выбрать, зачем, что полезного она может принести обществу?
Часто возникают случаи, когда старшеклассники испытывают трудности в определении места обучения будущей профессии (какой ссуз или вуз выбрать?), будущей профессиональной деятельности в целом (к какой работе имеется склонность и способности?). Учителя, организующие профориентационную работу с учащимися, зачастую ограничиваются формальным ознакомлением старшеклассников с профессиями, востребованными в данный период в регионе проживания учащихся, и не уделяют должного внимания уровню мотивации школьников к выбору ими будущей профессии. Однако априори известно, что именно уровень мотивации и степень осознанности такого выбора являются определяющими компонентами успешности выпускников в будущем.
Таким образом, обнаруживается необходимость организации активной профориентационной работы с учащимся старшей школы. Но с учетом недостаточной разработанности эффективных приемов стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии имеют место трудности в организации подобной работы. Как результат – эмоциональный упадок настроения выпускников школ, социальная пассивность будущих абитуриентов и другие негативные аспекты психологической неготовности выпускника к выбору будущей профессии.
Цель статьи – выявление основных наиболее востребованных на сегодня приемов стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профессиональной работы в школе, их систематизация.
Обзор литературы / Literature review
Проведем анализ имеющихся исследований отечественных и зарубежных авторов, работающих над проблемой профориентации старшеклассников.
Ряд наших зарубежных коллег отмечают высокую значимость профориентационной работы со школьниками для социально-экономического развития своей страны. Так, С. Болтивец, С. Геворкян и др. (Армения) подчеркивают, что образование будущих поколений молодых людей должно опираться на многофакторный процесс личностного развития детей (правосознание, духовное развитие, образованность в сфере экономики своего региона и страны, социальная зрелость и др.) [1].
М. Н. Носырова (Таджикистан) также видит успешность профессионального самоопределения школьника в организации профориентации как «научно-практической системы подготовки молодежи к самостоятельному и свободному выбору профессии, основанной на учете индивидуальных особенностей каждого человека и ценной потребности в распределении трудовых ресурсов на благо национальной экономики» [2].
Учет психологического мира учащихся в процессе выбора профессий, как отмечает Е. Ю. Батуро, особенно важен: «Изучение и рассмотрение вопроса выбора профильного направления, а в дальнейшем и профессии требуют большой и грамотной работы педагогов-психологов, педагогов социальных, учителей-предметников, семьи и самого старшеклассника» [3]. Об этом же пишет белорусский психолог А. А. Санец: «Качества личности, которые стоит учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры, – это, в первую очередь, психологические особенности человека» [4].
Исходя из опыта научной деятельности Е. Ю. Батуро, можно утверждать, что в процессе выбора будущей профессии у старшеклассников большую роль играет гендерный фактор. Так, девочки склонны к выбору профессий типа «человек – человек» или «человек – природа», мальчики – «человек – техника», «человек – знаковая система».
В отдельных странах мира, например в Бразилии, имеет место расовое неравенство при выборе профиля обучения и профессиональной подготовки. В качестве основных препятствий к выбору желаемой профессии исследователями К. А. Феррейра и С. Нуньес были названы в том числе сексизм, расизм и социальный класс, занимаемый родителями ребенка, а в качестве направлений преодоления данных негативных тенденций называется формирование у учащегося веры в себя, настойчивости, творческих навыков и необходимых компетенций [5].
Киргизские коллеги Н. Х. Мураталиева и Е. А. Мордачева отмечают, что «отсутствие системы психологической службы или ее слабое функционирование усложняет социально-психологическое восприятие и высокую степень мотивированности на выбор профессии» [6], именно поэтому вопрос о наличии психологической службы в школе актуален, это неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы с учащимися всех возрастов. По их мнению, со старшеклассниками необходимо вести разностороннюю работу по исследованию их эмоционального состояния.
Педагогическим работникам, проводящим профориентационную работу с учащимися 10–11-х классов, стоит быть готовым к тому, что они столкнутся с агрессией, недопониманием и прочими проявлениями противоречивости школьников.
Ситуация усугубляется еще и тем, что, к примеру, по результатам собственного анкетирования абитуриентов Л. Л. Ализарчик (Республика Беларусь) было установлено, что учащиеся часто не сами выбирают будущую профессию, а именно родители, и в первую очередь учителя, оказывают влияние на выбор профессии своими детьми [7]. Это может привести к серьезным разочарованиям в будущем.
Об этом же пишут Х. Ахмад, M. Р. Хусин с соавт. На выбор будущей профессии ребенком, по их мнению, часто влияют профессиональные предпочтения их родителей, поскольку многие родители хотели бы видеть своих детей продолжателями профессиональной династии [8].
А. О. Сманбаев (Киргизия) отмечает необходимость выстраивания целостной модели подготовки школьника к выбору компетентной профессии, в которую на обязательных условиях должны войти компоненты: оперативно-технологический (диагностика, прогнозирование, средства, формы и методы реализации профориентации), ценностно значимый (мотив выбора, отношение к труду), оценочно-обобщающий (навыки самооценки и оценки готовности к выбору профессии) [9].
Многие зарубежные коллеги упоминают необходимость проведения со старшеклассниками психологических исследований, помогающих выявить склонность будущих абитуриентов к выбору профессии того или иного типа: дифференциально-диагностический опросник Климова, тест профессионального личностного типа Голланда, Пятифакторный личностный опросник; разнообразные тесты на самооценку, самоопределение, уровень эмоционального состояния и т. п.
К основным мотивам выбора будущей профессии зарубежные коллеги относят, как правило, материальную заинтересованность и престиж профессии, гендерный фактор, психологические особенности индивида; уровень развития собственных умений и навыков. Однако действенных механизмов стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в проанализированных исследованиях зарубежных коллег мы не выявили, в то время как Дж. Равен в свое время утверждал, что мотивация, вообще говоря, к любому делу во многом базируется на личных ценностях [10], следовательно, при стимулировании интереса старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе в первую очередь необходимо исследовать внутренний мир ребенка, его интересы и потребности, понять его картину мира.
Отечественные ученые уделяют проблеме профориентации будущих абитуриентов пристальное внимание. Прежде всего, учителю для осуществления данной работы необходимо помнить, что в основу профориентации старшеклассников положен учет психологических особенностей личности. Так, А. Алибулатова отмечает: «Данный возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, направленностью на будущее, попытками осознать и переосмыслить свое настоящее» [11], следовательно, актуальным будет прорабатывать имеющиеся жизненные проблемы учащегося, что окажет положительное воздействие на развитие чувства веры в себя и свои силы, пополнение механизмов оценивания собственных действий и окружающих. Важно в течение не только внеурочной, но и урочной деятельности выявлять «слабые места» старшеклассников, предлагать работу по их устранению совместно с родителями, психологами и другими специалистами.
По мнению М. В. Олиндер, существует несколько принципов, входящих в базу организации профориентационной работы со старшеклассниками: конкретность, научность, систематичность, обратная связь, комплексность, длительность и непрерывность, оптимальность и эффективность. «Принципы управления профориентационной работой направлены на повышение готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению и формирование у него профессиональной направленности» [12]; с этим невозможно не согласиться, поскольку лишь через четкое определение целей будущего профессионального роста в выбранной сфере работы, использование научных, проверенных источников информации, своевременное исправление ошибок/недопониманий со стороны учащихся и т. п. открывается возможность успешного выбора сначала места обучения (вуз/колледж), а затем места работы.
О. А. Любягина считает, что «проблема профессионального самоопределения учащихся заключается в слабой практической подготовке, неуверенности в профессиональных способностях, неопределенности в профессиональном будущем» [13], это в очередной раз указывает на необходимость переосмысления содержания подобного направления взаимодействия со старшеклассниками.
Вообще, в 10–11-х классах учащиеся подводят своеобразный итог своему школьному периоду образования, взвешивают объем знаний, полученный в течение школьного обучения, оценивают свои «шансы». Урочная деятельность на заключительном этапе обучения приобретает формат закрепления и проверки усвоенной информации. И на данном этапе важно организовать соответствующую профориентационную работу на всех уроках школьного цикла дисциплин (история, физика, технология, русский язык, математика, физкультура и др.).
Для стимулирования интереса старшеклассников к определению будущей карьеры важно, по мнению Д. А. Микаэляна, которое совпадает с мнением наших киргизских коллег, привлекать школьного психолога. Он предлагает при этом «знакомить ребят с эффективными приемами самоопределения, составления первичного профессионального старта, толерантного и оптимистичного отношения к разным видам профессий» [14]. К сожалению, не все старшеклассники готовы к такому виду работы, поскольку психолог для многих является олицетворением имеющихся у ребенка серьезных проблем, поэтому отмечается немалое количество случаев, когда учащийся не проявляет активности в общении с психологом. Выпускники не понимают, что работа с психологической службой в школе необходима для того, чтобы сформировать у них верное понимание о «взвешенном» решении выбора будущей карьеры.
А. К. Кайкаева по итогам проведенного собственного исследования определила, что «в качестве ведущих мотивов внешней по отношению к содержанию профессии направленности содержание их определяется в основном мотивами внутреннего характера: социальными, творческими, престижными» [15]. Поэтому со старшеклассниками будет уместной организация таких встреч, которые бы раскрывали потенциал каждого учащегося, помогали ему выявить сильные стороны своего характера, развить те умения и навыки, которые пригодятся ему для обретения будущего карьерного счастья.
Интересной в этом плане, на наш взгляд, является работа киргизского ученого-психолога А. А. Адыкулова, который предлагает использовать в основе профориентационной работы со старшеклассниками их неосознанные фиксированные установки, детерминанты, имеющие тесную связь с личностными качествами, лидерскими, творческими и прочими способностями. «Являясь огромным потенциально духовным наследием, возрожденным в каждом человеке, содержание бессознательной сферы направляет на лучшее, на что способен человек» [16].
Исследователи М. И. Каргин и В. Ю. Глебов советуют учителям предпринимать определенные шаги для успешного стимулирования интересов старшеклассников к определению будущей карьеры: а) составление списка профессий с учетом интересов учащихся; б) выявление требований к этим профессиям; в) определение значимости этих требований; г) «оценка своего соответствия требованиям каждой из выбранной профессии – соотнесения собственных требований с требованиями профессий» [17].
О. П. Сажина предлагает свой подход к организации профориентационной работы: профильные предметные курсы от преподавателей вузов, занятия на которых были бы организованы в рамках когнитивных технологий обучения [18]. Этого же мнения придерживаются и другие российские исследователи (А. В. Хитрова, Н. Н. Колосова и др.), предлагая в качестве таких профильных курсов в том числе «профильные психолого-педагогические классы» [19]. Однако очевидно, что выбор таких профильных курсов также требует от старшеклассников соответствующего уровня мотивированности.
Исследователи Н. Г. Савкина, И. Н. Маслеха считают, что одной из главных проблем профориентации у старшеклассников является «проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими детьми» [20], ведь в нынешнее время родители привыкли многое делать за своих детей, с мнением ребенка не принято считаться, следовательно, принимать серьезные решения, планировать свою дальнейшую жизнь последний не в состоянии. Это также можно отнести к психологической среде рассматриваемого вопроса. Поэтому профориентационная урочная и внеурочная деятельность учащихся 10–11-х классов должна проходить в интересном для них формате, быть направлена на развитие критического мышления старшеклассников, воспитывать чувство уважения к позициям и мыслям других людей, что, в свою очередь, определяется как важнейший элемент определения будущей карьеры.
Наличие огромнейшего выбора профессий в XXI веке также можно назвать фактором, оказывающим значительное воздействие на выбор той или иной работы в будущем. По мнению Д. А. Мальцевой, «старшекласснику кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое» [21].
Н. В. Тверская и Д. В. Невидимов считают, что сам путь погружения в процесс выбора для старшеклассников особенно важен, следовательно, содержание стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе выходит на первые позиции и требует особого внимания, тщательной разработки. Примером могут служить «профориентационные игры и тренинги, которые можно проводить на базе школы с приглашением специалистов, или сразу на базе предприятий с абсолютной симуляцией трудовой деятельности» [22].
Таким образом, отечественные ученые, говоря о профориентации старшеклассников, в основном имеют в виду изучение и учет психологических особенностей будущих абитуриентов, проведение на основе полученных данных мероприятий программы психологической поддержки старшеклассников, помощь в их самоопределении, самооценке, формирование внутренней мотивации к выбору будущей профессии. Важным является изучение рынка профессий, востребованных в настоящее время, соотнесение своих возможностей с требованиями этих профессий. Это можно сделать в формате профильных элективных курсов или внеклассных занятий.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В ходе исследования нами использовались следующие теоретические методы: анализ понятий «профориентация школьников» и «мотивация к выбору будущей профессии», анализ зарубежной и отечественной методико-педагогической литературы по проблеме профориентации школьников, обобщение собственного опыта организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов к выбору будущей профессии и систематизация приемов стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профессиональной работы в школе.
Анализируя понятие «профориентация школьников», мы пришли к следующим выводам. Под профориентацией школьников в целом ряд ученых понимает деятельность, которая «реализуется с помощью четырех основных компонентов: подача профессиональной информации, оказание профессиональных консультаций, профессиональный подбор и профессиональный отбор» [23]. Следовательно, профориентационная деятельность многофункциональна, ее осуществление напрямую связано с наличием у учителей необходимых способностей, умений и навыков.
В понимании С. Ю. Печерской и Р. С. Фомичева профориентацией является «просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, освоение практических умений и навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятия по психологии» [24], что прямо указывает на невозможность осуществления этого процесса без привлечения педагогов-психологов и прочих специалистов, оказывающих поддержку в изучении психологического мира ребенка.
Кроме того, следует отметить, что «профориентация школьников» и «профориентационная работа со школьниками» на самом деле разные понятия, и второе несколько шире: эта работа, проводимая педагогическими работниками, в классическом понимании, фокусирующаяся «на осознанном профессиональном самоопределении школьников в контексте выбора высшего учебного заведения и трудоустройства после его окончания» [25]. «Сущность профориентационной работы состоит в том, чтобы помочь учащемуся сделать первоначально правильный выбор» [26], другими словами, она способствует формированию осознания необходимости выбора места дальнейшего обучения (колледж, техникум, институт, университет, академия и др.) по окончании школы, затем выбор самой профессии.
Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях «заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности» [27], именно поэтому данный вид работы со школьниками стоит в ряду с другими не менее важными, чем этот вид: познавательной, спортивно-оздоровительной, творческой, трудовой и др.
В рамках нашей работы мы посчитали необходимым рассмотреть понятие «мотивация к выбору будущей профессии». Это система факторов, с помощью которых происходит выбор профессии, она формируется под влиянием «мнения родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевого фактора; интеллектуального развития и индивидуальных способностей и, конечно же, интереса к определенному виду деятельности» [28].
Мотивация к выбору будущей профессии, как считает Е. А. Климов, складывается из так называемых «восьми углов»: «позиция старших членов семьи; позиция друзей (сверстников); позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность» [29].
По итогам проведенного нами теоретического анализа имеющихся исследований по проблеме профориентации старшеклассников обозначены общие тенденции к выявлению эффективных приемов стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе: опора на психологические исследования склонности старшеклассников к тому или иному виду профессиональной деятельности, психологическая поддержка ребенка, профессиональные пробы различного характера и уровня, знакомство учащихся со спектром востребованных профессий региона и страны в целом и др.
Ранее нами были определены основные направления совершенствования профессионального самоопределения школьников, от которого во многом зависит характер мотива к выбору будущей профессии: «а) учет необходимости начальной профессиональной ориентации учащихся (предпрофильная подготовка) начиная с 1-го класса обучения в школе; б) системный подход в организации профессионального самоопределения учащегося (учет возрастных особенностей, уровня самооценки, осознанности мотивов выбора, ценностных ориентаций и пр.); в) совершенствование содержания и методики проведения пробных элективных профильных курсов (предметно-ориентированные и профессиональные пробы); г) комплексный подход к осуществлению психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (консолидация сил, целенаправленность, системность, взаимодействие школы с предприятиями, организациями, учреждениями СПО и ВПО)» [30].
Результатом проведенного исследования стала публикация монографии [31], раскрывающей теоретические основы профильной подготовки учащихся как фактора профессионального самоопределения старшеклассников и технологические процедуры проектирования и реализации предметных элективных курсов с учетом имеющегося уровня профессионального самоопределения учащихся. В работе раскрывается сущность понятия «профессиональное самоопределение школьника», дается характеристика технологии индивидуальных образовательных траекторий в рамках профильной подготовки, а также подробно описываются процедурные шаги разработки и реализации профильных элективных курсов, направленных на повышение мотивации учащихся к выбору будущей профессии.
Результаты исследования / Research results
Изучение и анализ теоретических и практических работ отечественных и зарубежных коллег по проблемам профориентации школьников, а также наш собственный опыт позволили нам систематизировать основные приемы стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профессиональной работы в школе. Представим их поэтапно в зависимости от основных, выделенных нами выше, направлений совершенствования профессионального самоопределения школьников:
1. Начальный этап предпрофильной подготовки (начальная профессиональная ориентация) школьников
На данном этапе учащиеся знакомятся с миром современных профессий, профессий, востребованных в регионе их проживания или важных для социально-экономического развития страны. Учащиеся начальной и основной ступеней обучения на уроках по обществознанию и технологии, участвуя в деловых или ролевых играх, проходят этап первых в их жизни профессиональных проб. На уроках по другим предметам, входящим в программу школьного образования, разбираются задачи с практико-ориентированным содержанием, демонстрирующим востребованность предметной теории в повседневной практике обычного человека, работника, специалиста. На данном этапе учащиеся активно участвуют в конкурсах на лучшую учебно-исследовательскую работу или лучший практико-ориентированный проект (конференции типа «На пути к открытиям», конкурсы «Шаг в будущее» и т. п.). Кроме того, в план работы классного руководителя в обязательном порядке входят коррекционно-развивающие занятия серии курсов «Познай себя», «Сделай себя сам», «Научи себя учиться», «Утверждай себя» (автор Г. К. Селевко, программа «Самосовершенствование личности»), «Психология» (автор И. В.Дубровина), «Путь в неизведанное» (автор А. И. Савенков), «Умения и навыки конструктивного общения» (автор Е. И. Скоробогатова) и др. Итогом данного этапа станет понимание и осознание значимости труда в жизни людей, сложившееся представление о многообразии профессиональной деятельности взрослых, формирование потребности в самоутверждении и желании проявить себя в какой-то конкретной области знания или науки.
Кратко можно перечислить следующие приемы самоопределения учащихся:
– ранние профессиональные пробы на уроках по предметам «Технология», «Обществознание» и др.;
– решение практико-ориентированных задач на уроках по другим предметам;
– выполнение и защита результатов учебно-научных исследований или проектов на различную тематику в рамках того или иного школьного предмета;
– участие в мероприятиях воспитательного или социального характера, в том числе в рамках внеклассной воспитательной работы классного руководителя.
2. Основной этап профессионального самоопределения учащихся
На этапе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов начинается усиленная работа по формированию их профессионального самоопределения. На первое место выходят такие направления работы классного руководителя, как ознакомление ребят с местами продолжения обучения в рамках среднего профессионального образования (знакомство с направлениями подготовки специалистов в рамках обучения в учреждениях СПО), прохождение программы Г. К. Селевко «Найди себя» для учащихся 9-х классов, который вновь продолжает серию курсов для школьников «Самосовершенствование личности». Интересным может стать курс «Дорога профессионального выбора» (автор А. В. Серякина) и др. Важная роль отводится предпрофильным элективным курсам типа «Твой профессиональный выбор», «Какую профессию выбрать?», на занятиях которых учащиеся могут лучше узнать себя, свои способности, возможности, склонности (опросники, методики, тестирование самооценки, самоопределения, уровня эмоционального состояния и пр.). Не теряют актуальности, а может быть, даже становятся более востребованными предметные конкурсы и олимпиады, на которых учащиеся демонстрируют интеллект, креативность, исследовательские умения, способность к самостоятельной творческой деятельности. Итогом этого этапа должно стать уверенное понимание учащимся направления его дальнейшего жизненного пути: переход на старшую ступень обучения с выбором профиля (если в школе используется разделение классов по профилям подготовки, например, физико-математические классы, социально-гуманитарные классы и пр.) или поступление на обучение в учреждение среднего профессионального образования по выбранному направлению.
Здесь мы перечислим следующие приемы самоопределения учащихся:
– предпрофильные элективные курсы для самопознания и самоориентации;
– продолжение участия в мероприятиях воспитательного или социального характера, в том числе в рамках внеклассной воспитательной работы классного руководителя;
– предметные конкурсы учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, предметные олимпиады, практико-ориентированные проекты;
– участие в мероприятиях социального характера (акции, флешмобы, игры, встречи, трудовые десанты и пр.);
– знакомство с имеющимися учреждениями СПО в регионе и стране.
3. Этап профильной подготовки (обучение по профилю с предметно-ориентированными и профессиональными пробами)
При переходе на старшую ступень обучения учащиеся 10–11-х классов, как правило, обучаются в соответствии с выбранным профилем (гуманитарные классы, физико-математические, химико-биологические и т. п.). Другими словами, старшеклассники уже будто бы выбрали для себя путь саморазвития и самосовершенствования. Однако и на этом этапе профильной подготовки необходимо поддерживать высокий уровень мотивации учащихся к выбору будущей профессии. Особое значение получают внеклассные мероприятия и классные часы профориентационной направленности, экскурсии на предприятия города, тематические семинары и «Встречи с интересным человеком». Живое общение с работником учреждения, ветераном труда, представителем работодателя порой оказывает гораздо более мощное воздействие на мотив выбора будущей профессиональной деятельности, чем десяток воспитательных бесед, проведенных классным руководителем. У юношей и девушек меняются жизненные ориентиры и ценности, идет переоценка собственных возможностей, желаний, приоритетов. Поэтому вновь приобретают значение психологические методики самопознания и самооценки.
Основные приемы работы на данном этапе:
– профильные элективные курсы;
– подготовительные курсы и классы профильной направленности (в том числе на базе ссузов и вузов);
– внеклассные мероприятия и классные часы профориентационной направленности;
– знакомство с предприятиями города и района, встречи с их представителями;
– учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность (в том числе олимпиадное движение) по углубленному изучению профильных предметов.
4. Этап психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников
На этапе выбора списка предметов для сдачи единых государственных экзаменов старшеклассник начинает остро нуждаться в психолого-педагогической поддержке со стороны педагогов и родителей. Неуверенность в себе и в своих силах может существенно навредить будущему выпускнику. Требуется грамотный подход к организации благоприятного психологического климата на заключительном этапе обучения учащегося в общеобразовательной школе. Важно поддержать стремление учащегося к погружению в профиль будущей специальности с целью окончательного выбора, исключающего «метания» и сомнения. Результатом данного этапа должно стать адекватное, сознательное представление о себе в профессии, другими словами – прочная мотивация к выбору будущей профессии (цель всей профориентационной работы в школе).
Приемы:
– профессиональные пробы на базе предприятий и учреждений различной направленности;
– построение индивидуального образовательного маршрута профессионального становления (в период школьного образования и далее);
– участие в различных проектах по профориентации (всероссийские проекты «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ», «Урок цифры» и др. [32]);
– тренинговые занятия со школьным психологом.
Прохождение перечисленных выше этапов – неотъемлемая часть профориентационного самоопределения учащихся общеобразовательных школ, позволяющая своевременно формировать у них необходимые умения и навыки для будущей профессиональной деятельности (какой бы она ни была), что станет значимым механизмом достижения профессиональных успехов молодого поколения.
Заключение / Conclusion
Таким образом, можно утверждать, что целенаправленная и систематическая работа школы по стимулированию мотивации старшеклассников к определению будущей профессии с учетом реализации основных направлений совершенствования профессионального самоопределения школьников с использованием специальных приемов работы возможна лишь в том случае, если учителя и родители совместно будут принимать активное участие в данном процессе. При этом уроки и внеклассные мероприятия профориентационного характера будут проходить в соответствующем формате, а учащиеся регулярно будут отслеживать у себя рост профессионально значимых умений и навыков через самопознание и самоориентацию. И родителям, и учителям стоит помнить, что старшеклассники в силу своего мышления, психологических особенностей в целом достаточно часто опираются на свой прошлый жизненный опыт при выборе дальнейшего жизненного пути, именно поэтому особенно важным является анализ совершенных действий учащегося, пережитых им эмоций и чувств.
Резюмируя, отметим, что приемы стимулирования мотивации старшеклассников к выбору профессиональных предпочтений в рамках профориентационной работы в школе позволят обеспечить более осознанный и уверенный выбор будущей профессии при условии, что применение данных приемов будет поэтапным, комплексным, содержательным, систематичным и целенаправленным, а само содержание профориентационной работы в школе и за ее пределами будет носить непринужденный, позитивный, творческий характер.