Full text

Введение / Introduction

 

Одной из задач начального общего образования является развитие положительной мотивации младших школьников к учебной деятельности [1]. Так, уровень мотивации, обеспечивающий стремление к познанию нового, занимает значимое место среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2]. Среди сформированных личностных характеристик младшего школьника выделяются в том числе следующие: выражающие познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке [3].

Высокую значимость сформированная учебная мотивация имеет на уроках русского языка. Данный учебный предмет приобретает особое значение в развитии обучающегося именно на ступени начального общего образования. Его изучение способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников, формированию навыков анализа информации и самостоятельной учебной деятельности. Владение русским языком на высоком уровне позволяет успешно и точно выражать свои мысли, чувства и взгляды, способствует социализации и формированию личностных качеств. Изучение русского языка не только обогащает культурное наследие, но и помогает усвоить социокультурные ценности и нормы поведения, формируя внутреннюю позицию личности обучающегося [4]. Однако существующие методы и средства активизации учебной мотивации утрачивают свою актуальность в отношении современных школьников, поэтому существует потребность в поиске новых эффективных методов и средств ее повышения, а также в описании педагогических условий их применения.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Коллектив авторов-разработчиков под руководством Н. Ф. Виноградовой справедливо отмечает, что становление личностных новообразований младшего школьника, в том числе учебной мотивации, – процесс длительный. Среди особенностей организации этого процесса исследователи называют интеграцию урочной и внеурочной деятельности с учетом характера деятельности обучающихся и формы ее организации, свойственных конкретному учебному предмету [5].

Проблема формирования учебной мотивации активно изучалась и продолжает изучаться отечественными и зарубежными исследователями.

Понятие «учебная мотивация», категории мотивов, связанные непосредственно с учебной деятельностью и с положением ребенка в обществе, определены Л. В. Божович [6]. А. К. Маркова разработала классификацию учебных мотивов и описала инструменты, которые влияют на их развитие [7]. Г. И. Щукина представила особенности строения и развития мотивационной сферы личности детей, описала характеристики отдельных ведущих мотивов учения [8]. Б. Ф. Скиннер определил, что учебная мотивация развивается путем подкреплений поведения [9]. О. А. Дюжева в свою очередь охарактеризовала педагогические условия успешного формирования учебной мотивации [10].

Достижения отечественной и зарубежной педагогики и психологии в решении проблемы развития учебной мотивации в целом и младших школьников в частности позволяют сделать выводы, важные для нашего исследования:

-          Совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников, является «учебной мотивацией». К основным типам учебных мотивов Л. И. Божович относит познавательные ‒ они напрямую связаны с содержанием и процессом обучения, происходят непосредственно из учебной деятельности – и социальные ‒ происходят из взаимоотношений обучающегося и окружающей среды, куда входят взаимоотношения с родителями, педагогами, оценки и т. д. [11]

-         Организация педагогического процесса требует учета особенностей разных видов мотивов, но в первую очередь познавательных (овладение новыми знаниями), учебно-познавательных (усвоение способов добывания информации), мотивов самообразования (приобретение знаний для самосовершенствования), выделенных А. К. Марковой [12].

-              Необходимо знать и учитывать виды подкрепления мотивации: позитивное и негативное поощрения, а также позитивное и негативное наказания, выделенные и описанные Б. Ф. Скиннером [13]. Опора должна быть на позитивное эмоциональное подкрепление.

-         Включение детей в активные виды деятельности, а также привлечение их к взаимодействию поддерживают мотивацию [14].

-         Важными условиями, влияющими на развитие учебной мотивации, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности (средства, методы и формы обучения), учет возрастных особенностей обучающихся, применение на уроке приемов стимулирования познавательного интереса, целенаправленное и систематическое соблюдение учителем педагогических условий [15].

-         Положительное влияние на развитие учебной мотивации оказывает применение проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к дискуссии, размышлениям и поискам; игровые технологии; педагогическое мастерство учителя ‒ эрудиция, манеры, жестикуляция, речь, эмоциональность, преподнесение содержания учебного материала интересно; здоровое соперничество среди обучающихся через выполнение заданий, посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; педагогическое стимулирование, т. е. создание положительного эмоционального настроя через доброжелательную атмосферу в коллективе, авансирование успешного результата, высокую оценку детали и поддержку при неудачах [16].

-             Среди условий формирования учебной мотивации в федеральной образовательной программе начального общего образования отмечается выбор методов, технологий, интерактивных форм учебной работы, стимулирующих познавательную мотивацию [17].

Проанализировав исследования, мы выделили характеристику уровней учебной мотивации (см. таблицу).

 

Характеристика уровней учебной мотивации

 

Уровень

Характеристика

Высокий

У обучающегося сформировано положительное отношение к школе; увлечен учебным материалом, внимателен на уроке; у него возникает устойчивый познавательный интерес независимо от внешних требований; ставит и осознает цель деятельности, с интересом выполняет задания дома и в школе; проявляет инициативу выполнять дополнительные задания, участвовать в различных мероприятиях; может адекватно осуществлять самоанализ учебной деятельности, а также самостоятельно указывает на необходимость самосовершенствования и саморазвития

Средний

У обучающегося сформировано положительное представление о школе, предмете; обучающийся с периодичностью проявляет интерес к заданиям, познавательный интерес возникает к способам выполнения нового вида упражнений, но не к системе; нечетко воспроизводит цель урока; выражено преобладание желания выполнять домашние задания, нежели работать в классе; принимает участие в олимпиадах, если ему интересно, а также осуществляет самооценку учебной деятельности, указывая более чем на одну сферу школьной жизни

Низкий

Обучающийся безразлично относится к школе; проявляет малый интерес к учебному материалу; не всегда внимателен на уроке; интерес может возникать к новому материалу, который касается конкретных фактов, но не теории; неверно формулирует цель учебной деятельности, не всегда выполняет задания в школе, редко выполняет домашние задания; не желает выполнять дополнительные задания и участвовать в олимпиадах; с трудом выполняет самоанализ, указывая лишь на одну сферу школьной жизни

Изучение проблемы учебной мотивации как проблемы частнометодической, а именно в рамках изучения предмета «Русский язык» за последние 20 лет, представлено небольшим количеством исследований. Можно назвать диссертации О. В. Канарской «Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку» 1998 года [18], Ю. В. Нефедовой «Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка» 2002 года [19], О. В. Нартовой «Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве» 2011 года [20]. Однако среди представленных работ отсутствуют труды, посвященные созданию практических пособий и средств по развитию учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.

Результаты исследований Н. В. Ивановой, О. В. Колесовой, направленных на развитие учебной мотивации современных младших школьников, подтверждают, что уровень учебной мотивации низкий и существует потребность в создании условий для его повышения [21].

Анализ исследований, посвященных развитию учебной мотивации на уроках русского языка, позволил выделить следующие методы, средства и условия. Так, «языковое портфолио», по мнению Л. В. Вершининой, позволяет повлиять на развитие учебной мотивации через смещение акцента с оценки обучающегося на самоанализ [22]; «метод обучения в сотрудничестве», по мнению Е. Ш. Багандовой, позволяет повлиять на развитие учебной мотивации через взаимодействие обучающихся в малых группах [23]; интерактивные методы обучения, с точки зрения О. К. Кузьминой, позволяют повлиять на развитие учебной мотивации через диалоговый формат работы [24]; информационно-коммуникационные технологии, по мнению О. В. Подороги, дают возможность создавать проблемно-поисковые ситуации, которые способствуют активизации интереса детей, их мыслительных процессов и, как следствие, развитию учебной мотивации в целом [25]. Кроме того, по мнению В. В. Кучиной, цифровые технологии предполагают частую смену видов деятельности в учебной деятельности, что также положительно влияет на учебную мотивацию [26]; применение здоровьесберегающих и игровых технологий снимает эмоциональное напряжение, создает положительный настрой, что, по мнению О. Ю. Выдрика, создает условия для поддержания учебной мотивации детей [27]. Большим потенциалом в повышении учебной мотивации, с точки зрения К. В. Зуевой, обладает проведение предметных недель и олимпиад [28] и создание творческих работ по предмету, как считает Л. Л. Турчанова [29]. Указанные виды работ позволяют углубиться в содержание учебного предмета, увидеть его красоту, а выполнение нестандартных заданий, требующих активной работы ума, поддерживает и развивает познавательный интерес к предмету.

В последние годы в образовательный процесс активно вводятся квестовые технологии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, куда входят веб-квесты. Исследования, проведенные Б. Райан и A. Ваттед в Израиле, доказывают, что применение цифровых (информационно-коммуникационных) технологий в образовании оказывает положительное влияние на развитие учебной мотивации, а также способствует значительному улучшению освоения теории [30]. Авторы проверяли эффективность применения игровой платформы Kahoot, которую, по нашему мнению, можно использовать для создания этапов работы в веб-квесте. Было выявлено, что ее применение оказывает значимое воздействие на повышение уровня познавательного интереса, что является неотъемлемой частью учебной мотивации, а также помогает создать динамичную и увлекательную среду обучения.

Результаты исследования К. Ломос, У. Сейнеке и других также подтверждают, что применение образовательных средств, включающих игровую задачу, способствует повышению уровня учебной мотивации младших школьников. Это происходит при соблюдении педагогических условий, а именно за счет поощрений и одобрений детей со стороны учителя [31].

В исследованиях Р. Р. Нурмиевой и Н. О. Першиной под веб-квестом понимается такое средство обучения, которое представляет собой игру, состоящую из нескольких этапов; задания для каждого этапа создаются с помощью онлайн-сервисов; веб-квест размещается в сети Интернет [32]. Л. С. Свидина и В. А. Ятманов представили классификацию веб-квестов по длительности: кратковременные и долговременные, рассчитанные на одно или несколько занятий соответственно; по содержанию: предметные и межпредметные. По нашему мнению, для развития учебной мотивации на уроках русского языка можно использовать разные виды веб-квестов. Это будет зависеть от тех задач, которые ставит учитель [33].

К. В. Митина проанализировала популярные структуры веб-квеста и выделила введение, прохождение этапов, оценивание результатов на каждом этапе, заключение [34]. По нашему мнению, указанная структура соответствует этапам урока русского языка, способствует развитию регулятивных действий младших школьников, а моментальная обратная связь поддерживает интерес.

О. А. Минеева считает, что, с одной стороны, для создания веб-квестов разработаны онлайн-сервисы и платформы, которые оснащены необходимыми инструментами. С другой стороны, педагог может создать каждое задание на отдельных платформах и объединить веб-квест на одном сайте, презентации с помощью системы гиперссылок [35].

Веб-квест объединяется общим сюжетом (легендой), в который вводится герой. Он испытывает трудности в каких-либо областях знания и нуждается в помощи детей для их преодоления. Выполняя задания веб-квеста, ребенок решает учебные задачи, связанные с конкретным предметом, например русским языком или комплексом предметов. При этом решение учебных задач для ребенка становится не тяжелой ношей, которая вызывает отторжение, а наоборот, облеченная в игровую форму учебная задача вызывает интерес. В этом отношении веб-квест позволяет активизировать познавательный интерес ребенка к изучаемой теме.

Если говорить о структуре веб-квеста, то введение содержит описание данного веб-квеста, включает легенду, рассказ или видеообращение, вводится персонаж игры. Цель введения ‒ активизация познавательного интереса через создание проблемной ситуации, решение которой направляет дальнейшие действия обучающихся. На данном этапе дети знакомятся с правилами и условиями прохождения веб-квеста. Отличительной чертой веб-квеста, которую выделяют исследователи, является поиск отгадки (ключа) [36]. Ключ – это условное название средства, которое помогает решить проблему, с которой столкнулся герой. Ключ может быть представлен в виде карты, пословицы, фрагмента текста с указанием номера строки, слова и т. п. Для поиска ключа необходимо пройти испытания, представленные в виде заданий. Успешное прохождение каждого испытания сопровождается получением фрагмента ключа – элемента карты, изображения, слова из фразы, схемы, таблицы и т. д.

Этапы веб-квеста включают выполнение заданий, которые могут быть расположены на различных образовательных платформах. Количество этапов и заданий на каждом из них зависит от образовательных задач, которые ставит учитель перед собой, от возраста обучающихся, уровня сложности самих заданий и от того, на какой период рассчитана работа с веб-квестом. Е. И. Багузина отмечает, что задания в веб-квесте могут быть представлены в различных видах, например, таких как «нахождение пары», «составление классификации», «заполнение пропусков», «составление таблиц соответствий», «составление хронологических линеек» [37]. Выполнение заданий веб-квеста сопровождается получением фрагмента ключа, который мотивирует обучающихся к дальнейшему прохождению этапов веб-квеста. Фрагменты ключа, полученные по прохождении каждого этапа, и будут «оцениванием этапов веб-квеста».

На заключительном этапе участники складывают найденные фрагменты в общую карту, схему, изображение, предложение, текст и т. п. и решают проблемную ситуацию, помогают герою. На этом веб-квест считается пройденным.

Кроме указанных компонентов, как отмечают Р. Р. Нурмиева и Н. О. Першина, веб-квест может содержать ссылки на разработанные задания, методические рекомендации для учителей, шаблоны для работы с веб-квестом и пр. [38]

Проведение веб-квеста возможно в компьютерном классе, когда каждый ребенок работает отдельно за своим компьютером [39]. Однако, как справедливо отмечает K. Видони, при использовании веб-квеста в образовательной деятельности наряду с индивидуальной работой обучающихся важно создавать условия для их фронтальной, коллективной и групповой работы [40].

Следует сказать о том, что исследователи П. Х. Роиг, С. Алькасар, K. Джилли отмечают: работа с веб-квестом обеспечивает вовлеченность каждого обучающегося в образовательный процесс, что приводит к высокой активности, заметному познавательному интересу детей на уроке, что в целом повышает их успеваемость и улучшает обучение [41]. Кроме того, мы согласны с мнением Ф. Сэрролл, Р. Фарук о том, что, работая с подобными средствами обучения, дети осознают важность цифровой экосистемы, а также свою значимость в цифровом мире [42].

Таким образом, веб-квест как современное средство обучения позволяет, с одной стороны, активизировать учебную мотивацию младших школьников на уроках русского языка, с другой стороны, имеется недостаток теоретических и практических результатов их применения в образовательном процессе. Остается нераскрытым вопрос организационно-методических условий применения веб-квеста на уроке русского языка.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методы исследования основывались на принципах системного подхода. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) и методы эмпирического исследования. Теоретической базой исследования стал анализ научных публикаций, посвященных вопросам развития учебной мотивации младших школьников. В качестве диагностической работы мы использовали диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой [43] и методику «Лесенка уроков» М. В. Матюхиной (в ред. Н. В. Елфимовой) [44].

Педагогический эксперимент был проведен на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 46» города Кирова. В исследовании приняли участие обучающиеся вторых классов в количестве 56 человек. Оба класса обучались по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века».

 

Результаты исследования / Research results

 

Анализ результатов, полученных по диагностике направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой, показал, что в экспериментальной группе преобладал средний уровень учебной мотивации, а именно 67,9% (19 человек), в то время как в контрольной группе преобладал высокий уровень учебной мотивации – 60,7% (17 человек) (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Уровень сформированности учебной мотивации на уроках русского языка

на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольнойгруппах (%)

 

Результаты диагностики «Лесенка уроков» М. В. Матюхиной свидетельствовали об отрицательном отношении обучающихся к предмету «Русский язык» в обеих группах (рис. 2). На диаграмме видно, что в экспериментальной группе оно было выявлено у 53,6% (15 человек) обучающихся, и в контрольной группе оно было выявлено у 64,3% (18 человек) обучающихся.

 

 

Рис. 2. Уровень отношения обеих групп к предмету русский язык на констатирующем этапе (%)

 

На основе полученных результатов с учетом условий гипотезы (формулировка и содержание заданий веб-квеста носит проблемный, частично-поисковый характер; задания веб-квеста представлены в различных видах; веб-квест применяется на этапах закрепления изученного материала; использованы приемы вовлечения каждого ребенка в процесс прохождения веб-квест: легенда, волшебные палочки Паппурата, поиск фрагментов карты) был разработан и апробирован веб-квест.

Структуру веб-квеста составили введение, этапы, оценивание этапов, оценка достижения обучающихся, заключение, использованные материалы и методические рекомендации. Рассмотрим их подробнее.

Введение было представлено легендой (рис. 3), в которой дети познакомились с главным героем Паппуратом и были погружены в проблемную ситуацию, которая заключалась в оказании помощи Паппурату в поиске потерянного сундука и познании тайны образования слов. Это способствовало пробуждению интереса детей к выполнению заданий.

 

 

 

Рис. 3. Скриншот легенды из веб-квеста

 

Далее – этапы веб-квеста, которые представлены в виде заданий, расположенных на образовательных платформах Wordwall и LearningApps. Веб-квест включает 10 этапов и рассчитан на длительное время. Проводился один раз в неделю.

Приведем пример одного из заданий веб-квеста (рис. 4).

Задание упражнения. Распредели пары слов на две группы. Запиши в тетрадь и выдели корни. Расставь таблички в окошки. Проверь себя!

 

 

 

Рис. 4. Скриншот задания в Wordwall из веб-квеста

 

Для поддержания внимания детей к заданиям веб-квеста и для устранения однообразия мы использовали различные виды упражнений: найти пару, классификация, викторина с выбором правильного ответа, заполнить пропуски, таблица соответствий, кто хочет стать миллионером и др.

Задания из веб-квеста были проведены в разных формах: индивидуальной и парной, при этом проверка осуществлялась фронтально. Это способствовало здоровому соперничеству, включению обучающихся в коллективную работу, что также оказывало положительное влияние на развитие учебной мотивации.

Выполнив каждое задание, ребята получали фрагмент ключа-карты. Такой прием способствовал поддержанию интереса детей. Они с нетерпением ждали прохождения следующего этапа веб-квеста. После прохождения всех этапов обучающиеся собрали карту из фрагментов. Карта позволила им найти «потерянный сундук» Папуррата. В сундуке находились памятные значки о прохождении веб-квеста, а также тренажеры по русскому языку. Решение этой проблемной ситуации являлось «оценкой достижения обучающихся».

Дополнительно были разработаны методические рекомендации, шаблоны карты, значков в помощь учителям по организации и проведению веб-квеста.

Уроки русского языка с применением веб-квеста проводились систематически (один раз в неделю) в течение 10 недель на этапе закрепления изученного материала. В ходе работы учитель отметил, что обучающиеся с интересом выполняли задания веб-квеста и высказывали желание выполнять подобные задания дома. Кроме того, повышенную активность на уроке стали проявлять не мотивированные к урокам русского языка обучающиеся экспериментальной группы.

Результаты заключительного этапа (рис. 5) педагогического эксперимента показали, что уровень учебной мотивации в экспериментальной группе вырос на 14,3% (4 человека), в то время как в контрольной группе уровень учебной мотивации понизился на 10,7% (3 человека).

 

 

 

Рис. 5. Уровень сформированности учебной мотивации на уроках русского языка

на контрольном этапе в обеих группах (%)

 

 

 

Рис. 6. Уровень отношения обеих групп к предмету русский язык на контрольном этапе (%)

 

Результаты методики «Лесенка уроков» М. В. Матюхиной свидетельствовали о том, что в экспериментальной группе положительное отношение к русскому языку увеличилось на 17,9% (5 человек), в то время как в контрольной группе отношение к русскому языку осталось неизменным (рис. 6).

Применение веб-квеста на уроке русского языка действительно оказало положительное влияние на развитие учебной мотивации младших школьников. Об этом свидетельствуют и положительные отзывы, полученные от детей.

 

Заключение / Conclusion

 

Результаты исследования подтвердили повышенный интерес младших школьников к применению современных информационно-коммуникационных технологий, что выражалось в активной вовлеченности всех обучающихся в процесс решения учебных задач, представленных в непривычном для уроков формате веб-квеста. Отметили заинтересованность обучающихся в прохождении веб-квестов и во внеурочное время.

Полученные экспериментальные данные дополняют исследования, посвященные проблемам развития учебной мотивации детей. Применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе веб-квеста, в процессе обучения русскому языку, безусловно, способствует активизации познавательного интереса младших школьников, что в целом влияет и на учебную мотивацию. Однако исследование показало, что эффективность их применения повышается, если формулировка и содержание заданий веб-квеста носят проблемный, частично-поисковый характер; задания веб-квеста представлены в различных видах для поддержания интереса; веб-квест применяется на этапах закрепления изученного материала, чтобы дети могли почувствовать ситуацию успеха при опоре на уже имеющиеся знания; использованы приемы вовлечения каждого ребенка в процесс прохождения веб-квеста.

Авторами разработан веб-квест по русскому языку для 2-го класса, он дополнен методическими рекомендациями для учителей.

На основе полученных данных планируются исследования, связанные с дальнейшей разработкой веб-квестов для обучающихся 1–4-х классов, разработкой моделей применения веб-квестов по русскому языку при проведении уроков русского языка в компьютерном классе, фронтально в учебном кабинете и в качестве домашнего задания.