Введение / Introduction
Современные информационно-технические средства эффективно используются для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России. Актуальным является применение онлайн-курсов, видеоуроков, интерактивных игр и приложений для развития у курсантов духовных и моральных качеств личности. Внедрение в педагогическую практику современных информационно-технических средств также способствует повышению информированности курсантов о вопросах духовности и нравственности. Это помогает им принимать более осознанные решения и становиться более ответственными гражданами.
Такие исследователи, как Т. К. Ростовская, С. Г. Кара-Мурза и А. М. Егорычев, говорят о том, что сегодня на всех уровнях управления российским обществом стала осознаваться необходимость решения «проблемы возрождения духовности и нравственности российского общества как обязательной нормы и условия его дальнейшего развития, что необходимо в рамках отечественной национальной культуры, накопленного исторического опыта русским народом» [1].
Обращает внимание на себя важность формирования духовно-нравственных ценностей у сотрудников полиции, являющихся гарантами внутренней стабильности в государстве. С. В. Цыганков и А. А. Макаренков отмечают, что в современном информационном обществе «внимание к проблематике информационно-психологического воздействия посредством новейших сетевых технологий со стороны военно-политического руководства обусловлено тем, что Интернет все чаще становится инструментом в руках различных агентов влияния, продвигающих информационную повестку радикальных террористических группировок» [2], таких как, например, «правый сектор» или «исламское государство». При этом действия адептов деструктивных взглядов чрезвычайно коварны. Они стремятся распространить свои воззрения среди школьников и затем продвинуть их максимально по кадровой лестнице, чтобы вовлечь в распространение своих идей максимальное количество людей.
Духовно-нравственное воспитание является важным профилактическим инструментом, обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. А. В. Лабинская указывает на то, что развитие духовно-нравственных ценностей «предполагает приобретение и формирование знаний об исторических фактах и явлениях, а также их объективную оценку, развитие умений критически их анализировать, формирование привычки поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам, развитие способности определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами» [3]. Именно поэтому работа обладает практической актуальностью и теоретической значимостью.
Обзор литературы / Literature review
Современное состояние духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции характеризуется динамичным развитием информационно-технических средств, изучением теории и практики воспитания. Примечательно мнение Д. Л. Григоренко и К. В. Курносова: «Важной составляющей стратегической стабильности является информационно-психологическая безопасность общества. Для ее обеспечения необходимо как утверждение в сознании граждан позитивных ценностей, таких как Родина, Отечество, так и нейтрализация негативного информационно-психологического воздействия» [4].
Передовые исследователи пришли к выводу, что для образовательных организаций «важно выработать систему противодействия проникновению в вуз и в сознание обучающихся оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект и интернет-сообществ. Только в этом случае духовно-нравственное воспитание будет способствовать сохранению и воспроизводству традиционной культуры нашего общества, духовных и нравственных отношений между его индивидами» [5]. Это говорит о важном месте духовно-нравственной составляющей в современном информационном поле.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания российских полицейских изучены достаточно подробно. Так, В. Е. Нефедьева провела теоретический анализ нравственного воспитания курсантов [6] и пришла к выводу о том, что в информационном пространстве именно проблемы морали и нравственности обладают значительными педагогическими перспективами. Начальником адъюнктуры Барнаульского юридического института МВД России С. И. Булах изучена проблема негативного воздействия средств массовой информации на нравственное сознание курсантов [7]. Им даны рекомендации по противодействию такому воздействию. Подход В. Н. Рыбакова и
О. Б. Алпатова [8], которые изучали пути организации и повышения процесса нравственного воспитания в вузах МВД России в различных педагогических условиях [9], подтвердил более ранние исследования авторов. В ходе данного исследования нами разделялось и учитывалось следующее утверждение таких исследователей, как Е. И. Кузьмина и С. В. Цыганков: «Возросшие возможности компьютерных и сетевых технологий позволили создавать и оперативно распространять значительные массивы материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ), нацеленных на потребностно-мотивационную сферу, убеждения, ценности и установки населения и личного состава как своих вооруженных сил, так и вероятного противника» [10]. И. Д. Шатохин уточнил понимание нравственно-правовых вопросов обучения [11], а В. В. Власкин – воспитания [12] в образовательных организациях МВД России, что позволило понять место и роль информационных технологий в системе образования.
В современных условиях цифровизации особое значение имеет способность госслужащих оперировать фактами. И. В. Ерофеева отмечает, что важно формирование самоощущения полицейских: «Информационное пространство, в силу существования доминирующих информационных потоков, склонно к культивированию образов. Сегодня часто потребляется одномерный продукт эйдосферы: милиционер – агрессивный взяточник (“оборотень в погонах”); русский человек – ленивый алкоголик-философ» [13]. При этом Л. М. Литвина описала принципы духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции [14], которыми авторы руководствовались в ходе проведения исследования. Также авторами разделяется мнение А. Г. Лихоносова, который писал о том, что «у граждан должны быть неотъемлемыми любовь и уважение традиций страны, преданность своей Родине. Одним из показателей данного параметра – это конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Отечества» [15]. Именно через реализацию себя в профессионально значимых делах проявляется подлинный патриотизм.
Проблемы выбора информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей подробно изучались в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя такими исследователями, как А. Л. Славко, А. Н. Воротник, П. Н. Войнов, А. В. Апальков, которые писали о духовно-нравственном воспитании как одной из составляющих процесса профессиональной адаптации курсанта [16], выделив категории оценивания уровня развития духовно-нравственной культуры, что оказало влияние на практическую часть исследования. Другие исследователи из этой образовательной организации, Д. В. Деулин и Н. В. Аникеева, изучили современные ценностные парадигмы у курсантов образовательных организаций МВД России [17], отметив акцентуацию молодежи на материально-центрированных установках. При этом их единомышленник С. А. Чурилов признал, что традиционные российские духовно-нравственные ценности следует понимать в качестве основы формирования личности, устойчивой к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий [18].
В Казанском юридическом институте МВД России В. Г. Старостин и Ф. Ф. Халилуллин как одно из профессионально значимых качеств рассмотрели профессиональную нравственность курсантов образовательных организаций МВД России [19], указав на необходимость применения компетентностного подхода в образовании. Другим исследователем из этого вуза, Л. М. Литвиной, освещена актуальность применения дистанционных образовательных технологий в ходе духовно-нравственного воспитания курсантов-полицейских [20], что важно в условиях цифровизации.
В Санкт-Петербургском университете МВД России В. Н. Витольник, Г. А. Витольник и Е. В. Филипенко исследовали специфику воспитательной работы в образовательных организациях МВД РФ по формированию духовно-нравственных качеств личности, отметив, что «наивысшим проявлением индивидуальной духовной культуры является полнота творческой самоотдачи» [21]. В сфере методики и методологии духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции имеется достаточное количество практических исследований. Такими передовыми исследователями, как
Е. С. Федотова, указывается на перспективы средств трансформационной игры для формирования нравственных ценностей [22], Н. Ф. Медушевской рассмотрен духовно-нравственный потенциал исихастской православной традиции для профессионального воспитания курсантов [23].
Опыт гражданских образовательных организаций авторами исследован на примере трудов А. А. Бояковой, Е. С. Карнауховой, А. Ю. Парамоновой и В. В. Ковалева, которые пишут следующее: «Для предупреждения негативных последствий информационно-психологического воздействия необходимо формирование у граждан своеобразного “иммунитета” к оказываемому зарубежными СМИ и IT- средствам деструктивному информационно-психологическому воздействию» [24]. Обобщение их опыта позволило лучше понять практику противодействия негативному воздействию СМИ через конструктивно ориентированное воспитание. При этом исследователь из Академии социального управления В. А. Мижериков говорит о том, что «патриотизм как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется в их действиях. В обществе патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений» [25], и именно он может способствовать ценностному обновлению личности.
Такими зарубежными исследователями, как С. Д. Хайнцельман, Ф. Мохидин, С. Оиши и Л. А. Кинг, изучены представления респондентов о ценностно-смысловых установках жизни [26], которые отличаются от воззрений отечественных испытуемых. Дж. Ю, напротив, написана работа о том, как христианское духовное самосознание способствует духовному становлению личности [27], что соответствует отечественному пониманию традиционализма. Работа о теории ценностей М. Кайзер [28] обогатила исследование пониманием международного европейского опыта.
Соотнося советскую и российскую педагогическую практику с современным зарубежным опытом, авторы обратились к трудам К. Линт и К. Сунь [29], которые написали работы о влиянии на сознание студентов китайской идеологии в сфере политического образования, отметив в этом процессе особую значимость мобильных телефонов в качестве носителя информации в контексте искусственного интеллекта [30], в которых были подтверждены выводы отечественных исследований.
Анализ литературы говорит о том, что в сфере духовно-нравственного воспитания остаются пробелы, связанные с необходимостью изучения роли и места, а также степени эффективности использования современных информационно-технических средств в педагогическом процессе.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования – оценить значение современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей современных российских полицейских. Исследование проведено методом анкетирования 82 респондентов, педагогов, проходящих службу в образовательных организациях МВД России (Краснодарского университета МВД России, Московского университета МВД России, Санкт-Петербургского университета МВД России и их филиалов), среди которых было 42 мужчины и 40 женщин. Возраст респондентов от 25 до 52 лет, городские жители, граждане, состоящие в браке, и преимущественно кандидаты наук. Испытуемым были заданы вопросы, позволяющие выявить эффективность использования в воспитательном процессе тех или иных информационно-технических средств. Для подтверждения результатов анкетирования использован комплекс дополнительных методик, представленный следующими методами:
1. Интервью. С его помощью были выявлены особенности использования современных информационно-технических средств воспитания в педагогическом процессе.
2. Педагогическая дискуссия. Дала возможность путем обмена мнениями в группе педагогов выявить проблемы использования информационно-технических средств воспитания в образовательном процессе и перспективные пути их решения.
3. Изучение и обобщение передового педагогического опыта в рассматриваемой сфере знания. Позволили оценить эффективность и качество методического сопровождения образовательного процесса, проверить работоспособность алгоритмов, реализуемых в воспитательной деятельности.
Результаты исследования / Research results
Рука об руку с формированием духовно-нравственных ценностей в образовательных организациях происходит процесс развития чувства патриотизма, осуществляемый теми же должностными лицами и нацеленный на те же цели, главной из них является формирование такого полицейского, который мог бы по своим ценностным характеристикам выполнять любые задачи в любом месте и в любое время.
Такая силовая структура, как полиция, стоит на страже общественной безопасности нашей страны и постоянно сталкивается с последствиями информационно-психологического воздействия средств массовой информации в практической службе, например при охране общественного порядка.
Защитник закона должен не просто быть профессионалом, он должен верить в благородную цель своей деятельности, он должен быть предан своей Родине, само свое существование и все свои силы он должен направлять на труд по укреплению могущества Отечества. Особенно это актуально в современный период возрождения нашей страны, период формирования будущего Русского Мира.
Данные анкетирования сотрудников полиции представлены в таблице ниже.
Результаты анкетирования педагогов-полицейских
по оценке эффективности использования в педагогической практике
современных информационно-технических средств воспитания
Вид информационно-технических средств воспитания |
Техническое |
Оценка эффективности |
||
Низкая |
Средняя |
Высокая |
||
Учебные видеоуроки |
Персональный компьютер |
21 |
22 |
57 |
Интерактивные игры |
Ноутбук |
36 |
17 |
47 |
Онлайн-курсы |
Телефон |
11 |
38 |
51 |
Слайдовые презентации |
Проектор |
47 |
33 |
20 |
Аудиотренинг |
Аудиоаппаратура |
34 |
33 |
33 |
Кинодемонстрация |
Телевизор |
35 |
19 |
46 |
Изучение графических схем |
Электронная доска |
54 |
17 |
29 |
Одним из наиболее эффективных способов является использование онлайн-курсов, которые позволяют курсантам изучать различные темы, связанные с духовностью и нравственностью, в удобном для них формате. Кроме того, онлайн-курсы могут предоставлять курсантам доступ к передовому педагогическому опыту в области духовно-нравственного воспитания, которые могут помочь им разобраться в сложных учебных темах и жизненных ситуациях. Эффективным способом формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов также могут быть видеоуроки. Их целесообразно записывать ведущим педагогам, которые смогут объяснить обучаемым сложные темы простым и понятным языком.
Интерактивные игры и приложения следует использовать для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов в случаях, когда они могут развить умения решать проблемы морального выбора, научиться работать в команде и развивать свои социальные навыки. Слайдовые презентации разрабатываются для красочного представления учебного материала с использованием различных аудио-, видео- или графических и текстовых объектов. Аудиотренинг используется для передачи учебной информации, поддержания психологического равновесия, самопрограммирования, выполнения внеаудиторных заданий. Кинодемонстрация может осуществляться в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению (как офлайн, так и онлайн) и другими техническими способами. Изучение графических схем изложения материала позволяет организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, может осуществляться как под руководством педагога, так и самостоятельно в учебной группе.
Информационная сфера жизни современного общества характеризуется значительной временной вовлеченностью людей в потребление, переработку и передачу информации в цифровом формате через такие технические средства, как телефоны, планшеты, компьютеры, телевидение. В меньшей степени людьми XXI века используются радио, факс. Большинство информации подается с помощью видеоконтента, в формате аудио, фото и посредством программ (игровых, компьютерных, специальных профессиональных продуктов). Именно поэтому большинство педагогов считает менее значимыми средствами духовно-нравственного воспитания изучение графических схем и слайдовые презентации. При этом учебные видеоуроки, онлайн-курсы и кинодемонстрация отмечаются как наиболее перспективные направления информационного воздействия.
Для сотрудников полиции необходимо обладать четко сформированными взглядами по отношению ко всем сферам жизни общества, ко всем ключевым понятиям, с которыми они могут столкнуться в своей деятельности. Это требует развития широкого кругозора, формирования высокого интеллекта и психологической устойчивости. В этой сфере перед педагогикой стоит задача в короткий промежуток времени передать обучающемуся (воспитуемому) значительное количество информации, и убедить в ее верности и ценности. В начале осуществления процесса формирования личности полицейского необходимо сформировать нравственный идеал, цель, к которой будет стремиться молодой курсант. Однако образовательной системе нельзя исключать отсутствие «проколов» в воспитании курсантов. Даже после системного, высокоинтенсивного и длительного положительного информационно-психологического воздействия остаются отдельные члены коллектива, имеющие низкий уровень сформированности чувства патриотизма и уровень развития духовно-нравственных ценностей, обусловленные различными причинами. При столкновении в процессе службы (или при личном общении) с лицами, имеющими антипатриотическое мировоззрение или склонными к его развитию, полицейские-курсанты должны аргументированно переубедить собеседника на основании имеющихся у них знаний и достоверных сведений по обсуждаемым вопросам и обоснованной логике рассуждения.
Однако даже хорошо организованного контрпропагандистского воздействия на отдельных людей бывает недостаточно. При невозможности изменить точку зрения собеседника, обусловленную его нежеланием принимать очевидные факты или твердой приверженностью определенным мнениям, стоит отказаться от стремления изменить мировоззрение собеседника, так как желание его защищать ошибочные взгляды приведет лишь к усилению убежденности человека в верности своей позиции. Тогда в дело вступают специально подготовленные сотрудники уполномоченных органов, например ФСБ России.
Любое мировоззрение человека проявляется в деятельности. Патриотическое проявляется в патриотической деятельности. Духовно-нравственные ценности раскрываются и закрепляются в ходе совершения нравственных поступков. При наличии деструктивных взглядов человек может допустить серьезные ошибки, а порой совершить деяния, порочащие честь и достоинство сотрудников полиции: участвовать в незаконных митингах и собраниях в поддержку антигосударственных сил, оказывать финансовую помощь запрещенным общественным организациям, осуществлять пропаганду террористических идей лично и в информационном пространстве, производить экстремистскую информационную продукцию и др.
Заключение / Conclusion
В современных условиях развития информационного общества большая часть воздействия на человека осуществляется через медиапространство. Сегодня в образовательных организациях, обучающих курсантов-полицейских, созданы все условия для формирования необходимых в органах внутренних дел умений использования современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей. На практических занятиях обучающиеся овладевают способами ведения информационной борьбы, осуществляемой на основе традиционных ценностей (правдивой трактовке фактов, верности принципам честности и непредвзятости и пр.), что позволяет надеяться на обеспечение стабильности современного общества, защищенного от негативного информационно-психологического воздействия.
Борьба против врагов нашего Отечества должна осуществляться разнопрофильно и безжалостно, непримиримо и с энтузиазмом. Ее нужно осуществлять как среди сотрудников полиции, так и среди гражданского населения. Поэтому одной из важнейших психолого-педагогических целей воспитания сотрудников полиции является научение их использованию разнообразных информационно-технических средств для защиты от распространения антипатриотических воззрений и взглядов, растлевающих духовно-нравственную сферу личности.
Для искоренения устоявшихся деструктивных и социально опасных взглядов следует использовать потенциал авторитетных мнений, личностно значимых для объекта воздействия людей. Такими могут являться известные общественные деятели, чье мнение важно для человека, его родственники и родители, друзья и товарищи.
Итогами исследования являются актуализация проблемы использования современных информационно-технических средств, описание наиболее перспективных направлений этого процесса, а также результатов анкетирования педагогов-полицейских по оценке эффективности использования в педагогической практике. Сказанное может свидетельствовать о том, что задачи исследования выполнены, а цели достигнуты.