Введение / Introduction
Внедрение технологий искусственного интеллекта в различные производственные сферы требует изменений от системы высшего образования в области подготовки квалифицированных кадров, способных выполнять поставленные перед ними задачи. Согласно отчету Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», в котором приняли участие 803 ведущие мировые компании, более 75% из них планируют внедрить технологии искусственного интеллекта в ближайшие пять лет. Искусственный интеллект становится способным решать все более сложные и комплексные задачи, а значит, становится значимым фактором влияния на рынке труда [1]. При этом 73% работодателей в различных регионах мира убеждены, что ИИ станет экономически более эффективной альтернативой специалистам в разных профессиональных сегментах и отраслях [2]. Это, несомненно, повлечет за собой перестройку подготовки выпускников вузов, в том числе и с применением ИИ-технологий при обучении иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей.
Необходимость поиска новых методик в комплексе с сервисами ИИ вызвана также и рядом других объективных причин. Так, в современных геополитических условиях, которые привели к резкому уменьшению контактов с носителями языка и возможностей обучаться в англоязычных странах, наблюдается снижение мотивации студентов-нелингвистов к изучению английского языка, в том числе и к такому аспекту, как говорение. Кроме того, количество контактных часов, отводимых на освоение дисциплины «Иностранный язык» на гуманитарных специальностях, постоянно сокращается, что приводит к снижению эффективности традиционных и ранее хорошо зарекомендовавших себя методик преподавания иностранных языков.
Цель исследования в статье – описание опыта применения методики обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально разработанном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ‑технологий».
Обзор литературы / Literature review
Следует отметить, что в настоящее время в мировой сфере образования применяется большое количество различных ИИ-технологий, способных не только помогать современному преподавателю иностранных языков достигать лучших результатов более эргономично, с меньшими временными затратами, но и формировать презентационную компетенцию и обучать мастерству публичных выступлений с учетом индивидуальных особенностей и потребностей конкретного студента. На начальном этапе данного исследования с целью систематизации доступных в РФ ресурсов ИИ в сфере иноязычного образования был проведен анализ соответствующих платформ, сервисов и приложений, который позволил выделить три основные группы ресурсов: 1) ИИ для учебной аналитики и педагогического проектирования; 2) виртуальные репетиторы или тренажеры; 3) ресурсы ИИ с отдельной функцией (например, машинный перевод или подготовка презентаций). Рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть каждую из данных групп. Поэтому основное внимание уделим в первую очередь ресурсам, помогающим осваивать языки и пользоваться ими на практике. Что касается учебного проектирования, то научный обзор применения ИИ в учебной аналитике подробно представлен Е. А. Друговой, И. И. Журавлевой и другими учеными [3], а также Х. Битэм, Р. Шарп [4]. Кроме того, в нашей стране доступны отдельные англоязычные сервисы для педагогического планирования и конструирования учебных заданий и курсов с помощью большой языковой модели GPT: Mini Course Generator, Course AI, Boom на базе Kwizie и ChatGPT, Fact-ChecktheAI.
Вторая группа ресурсов ИИ для иностранных языков представлена виртуальными тренажерами, способными формировать и развивать отдельные виды речевой деятельности. Так, нижеперечисленные ресурсы помогают обучать письму, выявляя и систематизируя лексические и грамматические ошибки, редактируя формулировки и стиль: Writefull, PackbackDeepDives, Grammarly, Skygrammar, ProWritingAid, WritingMentor. Приложения Quizlet и Andy помогают пополнить словарный запас. Формировать и совершенствовать речевые умения учащегося, в том числе и в диалогической речи в ситуации профессионального общения, можно с помощью тренажера Skillgym, содержащего набор сценариев профессионального общения в реальных коммуникативных ситуациях. Кроме того, преподаватель может управлять онлайн-дискуссией с помощью платформы Packback Questions, фиксируя комментарии для обсуждения и замечания. Навыки устной речи на английском языке с учетом индивидуальных особенностей обучающегося помогают формировать роботы-собеседники Pimsleur, Duolingo, Kuki.AI, а коммуникативные компетенции – нейросети ChatGPT, ChatPDF.AI, Gemini, LlamaReplika, Memrise, TextCortex AI,Tandem, Speechling.
К третьей группе сервисов ИИ в иноязычном обучении относятся популярные ресурсы машинного перевода: Гугл Переводчик, Яндекс Перводчик, DeeplTranslate и другие; онлайн-ресурс автоматизированного транскрибирования английского текста Lingorado, ресурс по синтезу речи Natural Reader, сервисы по подготовке презентаций на английском языке, способные создавать дизайн слайдов и структуру: Tome, Gamma, MagiсSlides, Prezo, Slidebean, Wepik, сервисы Sora, OpenIA, Colossyan Creator.
В современных исследованиях рассматриваются различные аспекты применения ИИ-технологий в образовательном процессе. В фокусе внимания М. Варшауэра и У. Ценга находятся сгенерированные с помощью искусственного интеллекта тексты и их роль в обучении английскому языку как иностранному [5]. Вьетнамский исследователь П. Нга констатирует неизбежность включения ИИ в процесс обучения в виде использования различных программ для изучения языка на веб-сайтах и в мобильных приложениях, для автоматизации оценки и исправления ошибок при выполнении упражнений учащимися, для написания эссе, для обучения произношению и устной речи с помощью чат-бота [6]. Согласно К. Куддус, использование технологий ИИ повышает не только эффективность преподавания английского языка, но и самостоятельность учащихся [7].
Е. Ю. Есионова обосновывает использование виртуального языкового взаимодействия в информационно-образовательном пространстве в виде виртуальных преподавателей в среде электронного обучения, а также интерактивных агентов (Chatbots) в процессе изучения иностранных языков [8]. Е. В. Воевода и А. И. Шпынова анализируют применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского на примере письменных заданий [9]. П. В. Сысоев и Е. М. Филатов исследуют использование чат-ботов в обучении иностранному языку [10]. И. С. Лукинский, Горшенева И. А. и А. В. Сумина уделяют внимание возможностям ИИ для оптимизации научной деятельности [11]. Н. С. Гаркуша и Ю. С. Городова отмечают роль ИИ в развитии когнитивной активности студентов высшей школы [12]. П. В. Сысоев, Е. М. Филатов рассматривают ИИ также как средство повышения эффективности исследовательской работы студентов [13].
Способность к эффективным публичным выступлениям является одной из востребованных компетенций выпускников гуманитарных направлений подготовки. Презентационная компетенция, по мнению А. И. Дашкиной и О. Н. Злобиной, включает набор знаний, умений, навыков и психологических характеристик, необходимых для проведения публичного выступления. Это подразумевает не только определенный уровень владения языком, тщательную подготовку, компетентность в области своего научного направления и некоторый набор технических навыков, но и личностные свойства, позволяющие докладчику установить контакт с аудиторией. Согласно этому исследованию, компонентами структуры презентационной компетенции являются личностные характеристики докладчика: уверенность в себе, энергичность, целеустремленность, адекватность самооценки, эрудированность, эмпатия и стремление к личностному росту. Авторы предложили критерии оценки сформированности иноязычной презентационной компетенции: владение иностранным языком и предметным содержанием, умение структурировать речь, создавать слайды и подготавливать устный доклад на адекватном уровне [14].
Включение ресурсов ИИ в обучение публичной речи для формирования презентационной компетенции неразрывно связано с развитием критического мышления студентов, которое находится в фокусе многих современных исследований. Хотя большинство людей осознают ценность критического мышления, ему не уделяется особого внимания в учебных программах. Важно поощрять критическое мышление и оригинальность студентов. По мнению Д. Спектор и С. Ма, критическое мышление является одним из четырех ключевых навыков XXI века наряду с общением, сотрудничеством и креативностью. Авторы представляют широкое определение критического мышления, включающее наблюдение, исследование, аргументацию и рефлексию [15].
Важность развития у студентов критического мышления при работе с ИИ‑ресурсами, необходимость тщательной перепроверки информации, особенно цитируемых ссылок, отмечают Л. В. Капустина, Ю. Д. Ермакова, Т. В. Калюжная, указывая на значительное количество фактических ошибок, отсутствие ссылок в результатах от ChatGPT, что представляет реальную проблему для использования в академических целях (исследования, документация). Необходимость критического переосмысления результатов ИИ доказана в работе ученых из МГИМО, которые проанализировали возможности использования студентами чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT для выполнения письменного задания по английскому языку и установили, что ИИ на данный момент не способен качественно выполнять подобные задания, а результат, предложенный ИИ, требует доработки и корректировки полученных ответов. При этом авторы выступают против запрета на применение чат-ботов в учебном процессе, поскольку важным становится обучение студентов использованию возможностей искусственного интеллекта [16].
П. В. Сысоев, Е. М. Филатов выявили такие преимущества применения ИИ в обучении иностранному языку, как повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка; возможности улучшить иноязычные речевые умения; доступность чат-ботов для развития речевых умений обучающихся независимо от места их расположения; снижение уровня тревожности обучающихся при взаимодействии с машиной. К недостаткам использования чат-ботов авторы относят неготовность обучающихся заменить преподавателя чат-ботом; шаблонность и ограниченный набор фраз, используемых чат-ботом [17]. X. Чжай обращает внимание на такие недостатки ChatGPT, как несовершенный эмоциональный интеллект, препятствующий пониманию эмоционального контекста разговора, а также недостаточную осведомленность о культурном коде того или иного пользователя [18].
Анализ релевантной литературы и педагогического опыта исследователей позволяет говорить о целесообразности комбинирования традиционных педагогических технологий обучения и инструментов ИИ, что позволит при обучении публичным выступлениям и презентациям реализовывать альтернативные модели обучения и осуществить переход от репродуктивных средств обучения к инновационно-рефлексивным. Включение инструментов ИИ в процесс обучения публичной речи и презентациям остро ставит вопрос об этических принципах их использования в образовательном процессе, а также о необходимости соблюдения баланса между академической честностью и достижениями в области ИИ, о недопустимости плагиата и необходимости соблюдения авторского права [19].
Таким образом, несмотря на то что в России за последнее время появилось немало публикаций по использованию ИИ (главным образом, чат-ботов, ресурсов для обучения письму и переводу), вопрос их применения для обучения публичной речи на иностранном языке и формирования презентационной компетенции остается недостаточно изученным. Поэтому специалистами кафедры иностранных языков гуманитарных направлений (КИЯГН) Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) был разработан и апробирован специальный модуль «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий», предназначенный для студентов бакалавриата гуманитарных направлений. Цель обучения в экспериментальном модуле состоит в повышении эффективности формирования презентационной компетенции у студентов-нелингвистов, а также в субъективном оценивании их психологического состояния и мотивации к публичным выступлениям на иностранном языке с использованием технологии ИИ.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В данном исследовании приняли участие 170 (N = 170) студентов гуманитарных направлений ПетрГУ. Из них участниками экспериментальной группы (ЭГ) выступили 85 бакалавров первого курса («История», «Социология», «Туризм»). Контрольную группу (КГ) составили 85 студентов I курса направлений «История» и «Социальная работа», обучавшихся на базе стандартного учебника английского языка для специальных целей по традиционной методике обучения аудированию. Контроль осуществлялся в виде тестов, ответов на вопросы и письменных изложений. Количество контактных часов на изучение иностранного языка в ЭГ и КГ составило в среднем 180 часов (5 зачетных единиц). На начало эксперимента все участники имели сопоставимый уровень владения английским языком, варьирующийся от А2 у большинства студентов до В1 у незначительной группы респондентов (по Общеевропейской шкале), что было определено с помощью стандартного тестирования. В качестве методов исследования применялись общенаучные и специальные методы, такие как наблюдение, формализованный анкетный опрос с вопросами открытого и закрытого типов, сравнительный анализ полученных данных, экспертное оценивание.
Достижение цели по формированию презентационной компетенции с использованием технологий ИИ обусловлено комбинированием лежащих в основе разработанного модуля традиционных и новых дидактических принципов. Традиционными принципами обучения иностранному языку учебного модуля «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий» являются принцип сознательности: осознанность действий учащегося, понимание им целей выполнения заданий; принцип активности: активное взаимодействие с виртуальным помощником, ответы на его вопросы и выполнение заданий; принцип наглядности: использование визуальных образов, которые помогают лучше усваивать материал; принцип систематичности и последовательности: регулярность обучения, постепенное освоение новых тем и повторение уже изученного материала; принцип доступности: доступность материала для понимания учащихся [20]. Вместе с тем следует учитывать, что в современной лингводидактике обучения с применением технологий ИИ главную роль играет принцип целесообразности, обеспечивающий соответствие включаемых инструментов ИИ поставленным учебным задачам, а также их адекватность и эффективность с учетом затрат времени и ресурсов [21]. Другими специфическими принципами модуля с применением инструментов ИИ являются: индивидуализация обучения: возможность создавать уникальный обучающий контент для каждого студента, анализируя их индивидуальные потребности, уровень знаний и способности, предлагая дополнительные задания и учитывая скорость усвоения материала, что делает обучение более эффективным, интересным и доступным для каждого учащегося [22]; адаптивность: возможность систематической корректировки учебного процесса в зависимости от успехов и трудностей студента, что эффективно помогает студенту в достижении учебных целей [23]; интерактивность: использование ИИ различных форм обратной связи и взаимодействия с учащимися (онлайн-тесты и опросы, автоматизированные чат-боты), анализ деятельности учащихся и предоставление персонализированных рекомендаций и материалов для изучения на основе результатов этого анализа, виртуальные тренажеры и симуляторы, которые предоставляют учащимся возможность практиковать навыки и получать мгновенную обратную связь от ИИ о своем прогрессе, использование алгоритмов машинного обучения для определения индивидуальных потребностей и способностей учащихся, а также предсказание их будущих успехов в обучении [24]; мотивация и эмоциональная составляющая: создание интересных и захватывающих уроков с помощью элементов игрового подхода [25]; мультимодальность: использование различных способов обработки и обмена информацией, различных форм обучения, направленных на развитие у учащихся подходящих компетенций [26]; включенное оценивание: использование систем оценки качества формирования компетенций, ориентированных на получение наиболее достоверных и объективных сведений о достигнутых студентами результатах обучения [27].
Ниже в табл. 1 представлены компоненты и ресурсы ИИ разработанного учебного модуля.
Формирование презентационной компетенции студентов в процессе обучения в предложенном модуле обеспечивается специальной организацией их деятельности, которая предусматривает несколько этапов: ознакомительный, деятельностный, итоговый, рефлексия.
Таблица 1
Содержание модуля «Обучение публичным речам
в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий»
для студентов гуманитарных специальностей
Компоненты модуля |
Название ресурса |
Функциональные |
Деятельность |
Результат |
Структура презентации, создание слайдов |
Tome |
Составляет структуру презентации и генерирует слайды |
Критически оценивает рекомендации ИИ, редактирует структуру, логику, визуализацию слайдов |
Готовая презентация. Ресурс ИИ указан в списке источников |
MagiсSlides (GPT for Slides) |
Помогает работать с Google-презентациями |
Критически оценивает рекомендации ИИ, редактирует структуру, логику, визуализацию слайдов |
||
Gamma |
Создает слайды с интересной версткой |
Критический анализ. Редактирование
|
||
Wepik |
Генерирует простые презентации без лишних уточнений |
|||
Prezo |
Генерирует текст и красивые иллюстрации |
|||
Slidebean |
Помогает с редизайном презентаций |
Критический анализ. Редактирование |
Обновленная презентация |
|
Написание текста устного выступления |
Чат GPT |
Написание текстов |
Составление запроса для ИИ. Критический анализ предложения ИИ. Проверка ссылок, фактических данных, дополнение и редактирование |
Текст доклада. Ресурс ИИ указан в списке источников |
Онлайн-переводчики |
Перевод текста с русского на английский |
Анализ предложения ИИ. Проверка и редактирование |
Текст доклада |
|
Уменьшение степени иностранного акцента |
Синтезаторы речи |
Отработка произношения и интонации |
Тренировка произношения и интонации |
Подготовленное устное выступление |
Lingorado
|
Автоматизированное транскрибирование английского текста |
|||
ELSA |
Совершенствование произношения |
|||
Sora, OpenIA, ColossyanCreator |
Генерируют видео и озвучивают их с помощью роботов-аватаров |
|||
Апробация презентационной компетенции в конкурентной среде (система конкурсов) |
Применяются любые из вышеперечисленных ресурсов для конкретных задач |
Подготовленное устное выступление |
Во время ознакомительного этапа преподаватель информирует студентов о различиях между культурой презентаций в русскоязычном и англоязычном дискурсах, в структуре англоязычной презентации, различиях между письменной и устной речью. Кроме того, педагог обращает внимание обучающихся на этическую сторону использования ИИ в академической деятельности, делая акцент на необходимости соблюдения баланса между академической честностью и достижениями в области ИИ, на недопустимости плагиата и необходимости соблюдения авторского права, на внесении ресурса ИИ в список источников подготовленной работы. На последующих этапах преподаватель регулярно консультирует студентов по вопросам ответственного использования ИИ. Студенты изучают различные инструменты ИИ, критически анализируют и исследуют их функциональные возможности, выполняют тренировочные учебные задания.
Во время деятельностного этапа студенты готовят индивидуальные презентации в соответствии с нормами англоязычного академического дискурса. По желанию обучающиеся могут пользоваться известными им инструментами ИИ (для составления структуры презентации, подбора визуализации, написания текста доклада и т. д.), учитывая правила их этичного применения в академической деятельности. Основная задача, стоящая перед студентами, заключается в критическом анализе найденного или сгенерированного ИИ материала, его редактировании, дополнении, переосмыслении. Студентам настоятельно рекомендуется использовать синтезаторы речи для тренировки устного публичного выступления.
На итоговом этапе студенты представляют свои доклады в группе или на междисциплинарной конференции, отвечают на вопросы аудитории, задают вопросы другим обучающимся. На этапе рефлексии студенты в письменной форме анализируют результаты своей работы, отвечают на вопросы анкетирования.
Полученные данные не противоречат результатам других исследований об инструментах формирования иноязычной презентационной компетенции студентов [28], развитии критического мышления как части иноязычной презентационной компетенции [29], снижении уровня тревожности обучающихся при обучении с помощью ИИ [30], а также необходимости минимизировать возможные недостатки ИИ в обучении [31].
Результаты исследования / Research results
Данный модуль был апробирован в ходе экспериментального обучения, в котором приняли участие 170 студентов гуманитарных специальностей ПетрГУ. Оценивание динамики формирования иноязычной презентационной компетенции проводилось с помощью экспертной оценки преподавателей, что отражено в табл. 2.
Согласно сведениям табл. 2, речь почти 70% участников эксперимента стала более логичной и структурированной, более образной, с меньшим количеством лексических и грамматических ошибок. Кроме того, у 73% обучающихся улучшилось лексико-грамматическое оформление речи, у 68% отмечена положительная динамика по критерию соблюдения орфоэпических норм и интонационного оформления. По всем оцениваемым критериям отмечено увеличение среднего балла и моды (наиболее частотной оценки) в ЭГ по сравнению с КГ.
С целью изучения влияния обучения в разработанном модуле на уровень тревожности и мотивацию студентов к публичным выступлениям на иностранном языке были проведены входной и заключительный опросы участников исследования. Обучающимся предлагалось оценить по пятибалльной шкале уровень тревожности при подготовке и во время публичных выступлений на иностранном языке, а также степень своей мотивации к выполнению данного вида деятельности (1–2 балла означали низкий уровень, 3 балла – средний, 4–5 баллов – высокий уровень). Результаты ответов представлены в табл. 3.
Таблица 2
Экспертное оценивание иноязычной презентационной компетенции
Индикаторы оценивания |
До обучения |
После обучения |
||||||||
Количество оценок «4» и «5»,% |
Средний балл |
Мода |
Количество оценок «4» и «5»,% |
Средний балл |
Мода |
|||||
ЭГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Речевой компонент: лексико-грамматическое оформление |
46 |
4 |
3,83 |
2 |
2 |
73 |
4,83 |
4 |
5 |
3 |
Речевой компонент: соблюдение орфоэпических норм |
39 |
2,86 |
2,63 |
2 |
2 |
68 |
4,05 |
3,02 |
4 |
3 |
Речевой компонент: интонационное оформление |
41 |
2,88 |
2,9 |
1 |
1 |
72 |
3,95 |
3,17 |
4 |
2 |
Структура презентации в соответствии с нормами англоязычного дискурса |
49 |
3,66 |
3,66 |
1 |
1 |
71 |
4,83 |
4,1 |
4 |
2 |
Логичность изложения |
36 |
3,16 |
3,33 |
2 |
2 |
69 |
4,66 |
3,5 |
4 |
2 |
Связность текста |
31 |
2,25 |
3,41 |
1 |
1 |
65 |
4,35 |
3,95 |
4 |
2 |
Визуализация результатов, представленных в докладе |
44 |
3,83 |
3,76 |
2 |
5 |
74 |
4,64 |
3,85 |
2 |
2 |
Таблица 3
Субъективное оценивание влияния технологий ИИ
на уровень тревожности и мотивации
при обучении публичным выступлениям участников эксперимента
I. Динамика уровня тревожности студентов во время публичных выступлений |
||||
Уровень |
ЭГ |
КГ |
||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 1 |
Тест 2 |
|
До обучения |
После обучения |
До обучения |
После обучения |
|
Высокий |
73,4% |
16% |
77,3% |
70,7% |
Средний |
21,3% |
58,7% |
18,7% |
24% |
Низкий |
5,3% |
25,3% |
4% |
3% |
Средний балл |
2,23 |
3,41 |
2,25 |
2,43 |
Мода |
2 |
4 |
2 |
2 |
II. Динамика мотивации студентов к публичным выступлениям на иностранном языке |
||||
Степень |
ЭГ |
КГ |
||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 1 |
Тест 2 |
|
До обучения |
После обучения |
До обучения |
После обучения |
|
Высокая |
5,3% |
16% |
4% |
5,3% |
Средняя |
21,3% |
58,7% |
18,7% |
24% |
Низкая |
73,4% |
25,3% |
77,3% |
70,7% |
Средний балл |
2,23 |
3,41 |
2,25 |
2,43 |
Мода |
2 |
4 |
2 |
2 |
Согласно данным табл. 3, раздел I, студенты ЭГ отметили значительное снижение тревожности при подготовке к занятиям и во время публичных выступлений: в ЭГ количество студентов с высоким уровнем тревожности снизилось с 73,4 до 16%, в то время как количество участников со средним и низким уровнями возросло с 21,3 до 58,7% и с 5,3 до 25,3% соответственно. Среди обучающихся КГ значимой динамики выявлено не было. Кроме того, в конце обучения на этапе рефлексии в свободной форме большинство студентов ЭГ отметило уменьшение страха говорения перед публикой на английском языке, поскольку они были уверены, что смогли подготовить ответ в соответствии с требуемыми нормами, а также имели возможность для самостоятельной тренировки своего устного выступления с помощью технологий ИИ.
Раздел II табл. 2 демонстрирует усиление мотивации к выполнению заданий и публичным выступлениям на иностранном языке у студентов ЭГ, что можно объяснить успешными выступлениями во время обучения в модуле в результате целенаправленного, специально организованного комплекса условий, позволяющего достичь видимых результатов в деятельности студентов, сопровождающихся позитивными эмоциональными и психологическими переживаниями. Проживание ситуации успеха способствует формированию и презентационной компетентности обучающихся, а также необходимых для ее развития таких личностных качеств, как уверенность в себе, адекватность самооценки, чувство собственного достоинства, осознание собственной компетентности. Следствием ситуации успеха становятся новые, более сильные мотивы деятельности, а также изменение уровней самооценки и самоуважения. Подавляющее большинство участников эксперимента в качестве рефлексии отметило, что после его окончания у них повысилась мотивация не только к публичным выступлениям на иностранном языке, но и к его дальнейшему углубленному изучению и применению в своей профессиональной деятельности.
Заключение / Conclusion
Проведенное исследование выполнено в рамках научно-педагогической дискуссии о проблемах применения ИИ-технологий в обучении иностранным языкам. Разработанная методика обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально созданном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий» доказала свою эффективность при формировании иноязычной презентационной компетенции студентов гуманитарных специальностей. Зафиксирована положительная динамика развития презентационной компетенции участников эксперимента в аспектах логичности, связности и структурированности выступления, а также в ее речевом компоненте (лексико-грамматическое оформление речи, соблюдение орфоэпических норм и интонационного оформления) и в визуализации представленных в докладе результатов. Кроме того, субъективное оценивание участников эксперимента свидетельствует об усилении мотивации студентов ЭГ к выполнению заданий и публичным выступлениям на иностранном языке, что обусловлено созданием комплекса условий, позволяющего достичь видимых результатов в деятельности студентов, сопровождающихся проживанием «ситуации успеха» и позитивными эмоциональными и психологическими переживаниями.
Следует констатировать, что, несмотря на наличие большого массива сервисов, платформ и алгоритмов ИИ, позволяющих более эффективно обучать студентов иностранным языкам с учетом их индивидуальных особенностей, основная часть исследований направлена на обучение письменной речи, в то время как вопросы применения ИИ для обучения публичным выступлениям и презентациям остаются недостаточно изученными. Предлагаемый модуль может быть рекомендован также при организации обучения иностранному языку студентов технических и естественно‑научных направлений.