Введение / Introduction
В современной системе образования происходит серьезная трансформация, начиная от изменений в законодательстве и заканчивая введением новых локальных актов на уровне университета. Во многих вузах меняются подходы к преподаванию, вводятся новые дисциплины, разрабатываются современные регламенты и методики преподавания. Большинство изменений вызвано развитием цифровых технологий, практически все вузы переходят на электронную образовательную среду, минимизируя оборот бумажных документов. Однако не только переход на цифровой формат является поводом для проведения повсеместных трансформаций в образовании.
Согласно теории поколений, разработанной Н. Хоувом и В. Штраусом, современные студенты являются представителями поколения Z [1]. Особенностями данного поколения считаются тесная связь с технологиями, многозадачность, активная позиция и клиповое мышление. Перечисленные особенности необходимо учитывать при профессиональной подготовке будущих специалистов и выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы современные студенты были вовлечены в учебную деятельность. Большинство особенностей проработаны методологией образования, однако есть сложности у студентов с восприятием информации, причиной которых является клиповое мышление. И. И. Митрофанова определяет клиповое мышление как процесс отражения свойств объектов без учета связей между ними, которые характеризуются разнородной информацией и отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [2].
В соответствии с определением клипового мышления современные студенты сталкиваются с проблемами логического характера и структурирования, в связи с чем им сложно долго удерживать внимание и выстраивать причинно-следственную связь происходящих событий или поступающей информации. В управленческих профессиях данные проблемы могут привести к некомпетентному менеджменту на любом уровне: от низшего звена к высшему. Управление требует повышенного внимания к деталям и логической структуры принятия решения, в связи с чем необходимо формировать данные навыки через современные педагогические технологии. Одной из таких технологий является сторителлинг.
Обзор литературы / Literature review
Люди всегда рассказывали истории друг другу несмотря на то, в какое время жили или какими благами обладали. Наиболее важной задачей сторителлинга всегда являлась передача знаний от одного поколения к другому. Время от времени менялся формат повествования истории. Л. М. Комиссарова указывает на то, что в древности люди рисовали наскальные рисунки, которые мы до сих пор можем увидеть, в более позднее время популярными становились рукописи и книги, затем истории начал транслировать кинематограф [3]. В настоящее время мы наблюдаем такие явления, как блогинг и социальные медиа, пространство которых состоит из коротких и длинных историй. В связи с тем что историй становится больше, качество большинства историй снижается. Поэтому необходимо понимать, какие существуют техники и правила создания интересной, успешной и вовлекающей истории.
Техники сторителлинга подробно раскрываются в драматургии и сценарном мастерстве. С. Чекмаев выделяет универсальные техники написания сценариев, к которым относятся «Одоление монстра», «Из грязи в князи», «Квест», «Комедия», «Трагедия», «Возрождение», «Самопожертвование», «Бунт» [4]. Данные техники активно применяются в драматургии, однако они достаточно сложны и требуют сценарного образования или опыта. В более простой форме сторителлинг применяется в корпоративном управлении, поскольку позволяет доносить до сотрудника и клиента истинную ценность и миссию бренда. Д. Хатченс разработал техники сторителлинга, применимые к менеджменту: «Путь героя», «Фальстарт», «Главное событие», «Похожие идеи», «Круги на воде», «Спарклайн», «Лепестки» [5]. Техники сторителлинга вне зависимости от сферы деятельности заимствуются из драматургии и адаптируются к некоторым особенностям, тогда как приемы сторителлинга развиваются вместе с обществом и технологиями.
В менеджменте сторителлинг является частью корпоративной культуры; так, например, Р. Бренсон, рассказывая свои истории для менеджеров компании Virgin Group, прибегает к банальному атрибуту, который издревле связан с рассказыванием историй, – это огонь [6]. В центре его кабинета располагается камин, вокруг которого расположены комфортные кресла. Все совещания проводятся под треск огня, во время которых Р. Бренсон рассказывает мотивирующие сотрудников истории. Он связывает влияние костра с эволюцией огня и отмечает, что при такой расслабленной атмосфере доносить необходимую информацию гораздо проще.
Известным рассказчиком в мире бизнеса являлся С. Джобс. Его основной техникой при повествовании было объяснение сложных вещей простыми словами [7]. С. Джобс часто прибегал к технике аналогий для того, чтобы познакомить слушателя с технологичными продуктами. Он известен своими революционными презентациями техники компании Apple, а также своим выступлением с мотивационной речью на выпускном 2005 года в Стэнфордском университете. К историям также прибегает инновационный предприниматель Б. Гейтс, который рекомендует нарушать ожидания слушателей истории и тем самым создавать WOW-эффект [8]. При повествовании историй он регулярно предоставляет аудитории поводы для обсуждения, каждая история должна трогать слушателя, заставлять его соглашаться или не соглашаться со спикером, приводить к дискуссии. Еще одним бизнесменом, использующим в своих выступлениях сторителлинг, является И. Маск. Он также указывает на то, что информацию в историях следует подавать простым языком, без использования профессиональной терминологии [9].
На западе сторителлинг используется еще и в проповедных целях; так, Дж. Остин, американский проповедник, использует в своих историях речевой прием мезодиплозис – повторение одного слова в середине каждого предложения [10]. М. Л. Кинг также использовал речевые приемы повторения слов в конце или начале каждого предложения – анафоры [11]. Такие приемы позволяют оказывать психологическое влияние на слушателей и делают историю структурно сильнее. Патриарх Кирилл в своих речах прибегает к неологизмам, что является большим шагом к взаимному пониманию церкви и светских людей [12]. Такой подход позволяет донести духовно-нравственные паттерны в доступной и понятной форме.
В политике сторителлинг применяется в особенно тяжелое время и может судьбоносно повлиять на целые народы. Так, У. Черчилль во время Второй мировой войны смог сплотить свой народ и мотивировать их на дальнейшую битву, а уже в 1946 году расколол мир на несколько частей другой своей речью [13]. В своих выступлениях он использовал только короткие слова, поскольку считал, что они гораздо убедительнее: чем меньше слов, тем больше влияния. Действующий президент Российской Федерации В. В. Путин также прибегает к рассказыванию истории для мотивации и поднятия народного духа [14]. Выступления В. В. Путина известны использованием фразеологизмов, которые воспринимаются на одном культурном уровне как неоспоримая истина, в соответствии с чем речь президента становится убедительнее.
В образовании сторителлинг используется уже долгое время, многие исследователи рассматривают повествование историй как неотъемлемую часть педагогической деятельности. К. Робинсон, английский ученый-педагог, призывает использовать в познавательном сторителлинге юмор, который основывается на экспертных фактах и способен разнообразить скучную лекцию [15]. Проблему применения сторителлинга в лекционном дискурсе также изучала И. П. Хутых, которая в качестве речевых приемов отметила риторические вопросы и восклицательные конструкции, способные вызвать эмоциональный отклик слушателей [16].
Е. А. Челнокова определяет сторителлинг как коммуникационную технологию, формирующую ключевые навыки межличностного взаимодействия [17]. Автор определяет сторителлинг как интерактивное искусство, благодаря которому развивается воображение, а в качестве приемов называет визуализацию. А. И. Кузовенкова в своих исследованиях обращает внимание на то, что рассказанная история должна иметь хронологический порядок и причинно-следственную связь, благодаря которой можно проследить развитие идеи, личности или ситуации [18].
О важности визуального сопровождения педагогического сторителлинга говорит А. Г. Алексеева, определяя основными приемами использование фото-, видеоматериалов, а также анимации [19]. Через интерпретацию визуального ряда раскрывается не только сама история, но и аудитория, для которой эта история повествуется. Ж. Е. Ермолаева обращает внимание на то, что сторителлинг в образовании имеет подчинительную роль, которая подразумевает подстраивание истории под образовательную программу [20]. Автор отмечает, что в качестве приема можно использовать импровизацию, которая требует не только экспертных знаний предметной области, но и развитого чувства восприятия аудитории слушателей [21]. О. Б. Пяткова указывает на то, что в педагогическом сторителлинге важно соблюдать конгруэнтность, согласованность ценностей и установок рассказчика истории [22]. О. М. Морозова предлагает внедрять такие инструменты сторителлинга, как квесты, которые позволят студентам стать частью рассказываемой истории, выбирать, по их мнению, верное развитие событий [23]. Проживание истории таким образом будет способствовать наилучшему запоминанию материала через перенесенный личный опыт решения учебной задачи.
Л. А. Горохова рассматривает цифровые технологии как неотъемлемую часть педагогического сторителлинга [24]. Использование цифрового повествования позволяет установить эмоциональную связь рассказчика со слушателями, современное поколение легко воспринимает цифровой контент и способно легко интерпретировать полученную через технологии информацию. Е. В. Харунжева также обращает внимание на то, что в сторителлинге важно применение технологий, поскольку они позволяют студентам осваивать истории самостоятельно и формировать собственное мнение и выводы [25]. В. И. Токтарова указывает на применение трансмедийности – сочетания нескольких форм подачи информации, которые согласованы по целям и сюжету повествования [26]. С. И. Симакова отмечает, что процесс интеграции мультимедийных элементов должен соответствовать задачам обучения, а не проявляться исключительно в разрезе развлекательного контента [27]. Поскольку современное образование невозможно представить без инноваций, в повествовании истории они также применимы и даже приветствуются, поскольку позволяют подстроиться под клиповое мышление сегодняшних студентов.
Западные исследователи обращают внимание на то, что в современном педагогическом сторителлинге преобладает использование цифровых технологий. К. Родригез считает, что важным приемом текстового сторителлинга является визуальный дизайн, который способствует более легкому чтению [28]. Дж. Тсе отмечает влияние цифрового сторителлинга на развитие креативности молодых авторов [29]. Стоит отметить, что развитие креативности и навыка повествования на современном этапе необходимо интегрировать в большинство профессий, не только в творческие виды деятельности, поскольку создание и повествование истории позволяет обрабатывать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственную связь. Р. Юсупова указывает на то, что применение сторителлинга позволяет сформировать навык публичных выступлений, что также является важным на современном этапе [30]. Развивающееся медиапространство привлекает каждого студента и вызывает потребность транслировать свою собственную историю для заинтересованной аудитории, в большей степени это связано с появлением блогинга. М. Фернанда Астис указывает на важность жизненных историй в образовании, поскольку они способны проиллюстрировать серьезные проблемы, такие как несправедливость, сложность социализации, недопонимание, а также сформировать отношение студентов к ним [31].
Сторителлинг плавно проникает во все сферы деятельности, через истории доносится информация до целевой аудитории, передаются ценности, традиции, культура. Именно поэтому важно использовать сторителлинг в образовательной деятельности с точки зрения научения студентов не только практическим и теоретическим навыкам, но и как способ формирования ценностных и моральных установок. Современные студенты не любят нравоучения от старшего поколения, но смысл сторителлинга как раз в том, чтобы по окончании истории студенты сами сделали выводы и закрепили информацию в своей голове.
При формировании навыков и компетенций будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки использование сторителлинга также может оказаться эффективным. Однако существует сложность в подготовке педагогической истории, поскольку она требует временного ресурса и творческого подхода. При обучении менеджеров практически в каждой дисциплине есть темы, при изучении которых можно использовать сторителлинг. Однако, чтобы история получилась увлекательной, необходимо понимать, какие техники и приемы сторителлинга сделают историю максимально интересной и убедительной. Проведенный анализ литературы поможет выявить основные техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования – определить техники и приемы сторителлинга в профессиональном образовании будущих менеджеров. Методами исследования являлись анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании.
Результаты исследования / Research results
Проанализированная литература позволила выявить техники, которые применяются в менеджменте и формируют организационный сторителлинг. При профессиональном обучении будущих менеджеров целесообразно интегрировать именно организационный сторителлинг в структуру лекционного материала. В табл. 1 представлено адаптированное описание выявленных ранее техник сторителлинга под применение в педагогической деятельности (см. табл. 1).
Представленные техники отличаются структурой и сюжетной линией. Поскольку преподаватель не является сценаристом или драматургом, необходимо выявить наиболее простые структуры, которые позволят преподавателю воспроизводить истории в аудитории. Наиболее простой техникой является «Путь героя». В истории менеджмента техника «Путь героя» встречается довольно часто. Большинство бизнес-лидеров имеют интересную историю успеха, в которой встречаются как взлеты, так и падения. Поэтому данная техника наиболее доступна для использования при профессиональном обучении будущих менеджеров. Также довольно простой техникой является техника «Лепестки», поскольку в ее структуру входит несколько не связанных между собой коротких историй. Например, при изучении маркетинговых инструментов можно рассказывать, как тот или иной инструмент применялся разными компаниями в разное время.
Таблица 1
Адаптированное описание техник сторителлинга
№ |
Техника |
Описание |
1 |
Путь героя |
Универсальная техника повествования, которая используется во многих сферах деятельности. Такая структура может быть эффективна в педагогическом сторителлинге, поскольку герой может ассоциироваться с каждым из слушателей. Герой, несомненно, должен преодолевать трудности, переживать взлеты и падения, а в конечном итоге получить жизненные и профессиональные уроки. Применение этой техники позволит разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию студентов как к обучению, так и к решению возникающих проблем |
2 |
Фальстарт |
Предполагает повествование истории, в которой неожиданно происходит изменение сюжета в результате ключевого события. Благодаря применению этой техники у студентов развивается навык гибкого мышления, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях. Также эта техника способна создать атмосферу ожидания и интриги, что отражается на активном участии студентов в образовательном процессе |
3 |
Главное событие |
Данная техника подразумевает повествование истории, начиная сразу с ключевого события, моментальное погружение слушателей или читателей в кульминацию. Такая последовательность позволяет захватить внимание студентов, мотивирует их разобраться в причинах произошедшего события и дает возможность порассуждать о том, к чему это может привести |
4 |
Похожие идеи |
Предполагает историю, которая стремится показать сходства совершенно разных идей, людей, событий, пересекающихся в одной точке. Так, например, обучение студентов в одной группе также является историей данной техники, поскольку до университета они все были незнакомы и каждый проживал свою жизнь, но, встретившись все вместе в университете, начали находить сходства друг с другом |
5 |
Круги на воде |
Данная техника предполагает раскрытие главной истории через более короткие истории, которые вытекают из главной темы и являются как бы последствием ключевого события. Все истории связаны между собой главной мыслью и становятся причиной или последствием следующей истории |
6 |
Спарклайн |
В основе данной техники заложен контраст или сравнение ситуаций или личностей, которые развивались параллельно и привели к разному результату в соответствии со сделанным выбором. Такие истории отличаются яркостью и запоминаемостью, а также способствуют пониманию морального выбора в неоднозначных ситуациях |
7 |
Лепестки |
Предполагает последовательность из нескольких коротких не связанных между собой историй, которые базируются на одной главной идее. Каждый лепесток может быть проиллюстрирован с помощью ярких элементов, инфографики, других наглядных материалов. Благодаря тому что такая техника упрощает понимание сложных тем, часто применяются ассоциации, которые усваиваются студентами гораздо легче и быстрее |
Изучив теоретические и практические аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, удалось определить ряд приемов сторителлинга, которые могут быть использованы в педагогической практике, а также позволят дополнить историю и сделать ее максимально увлекательной. В табл. 2 представлено описание приемов сторителлинга относительно педагогической деятельности.
Таблица 2
Приемы педагогического сторителлинга
№ |
Прием |
Описание |
1 |
Упрощение/аналогия |
При составлении истории необходимо выявить наиболее сложные элементы и постараться их преподнести максимально простым языком, не прибегая к технической терминологии. Использование аналогий, доступных для аудитории, позволит студентам уловить суть раскрываемой темы и понять устройство сложных управленческих процессов |
2 |
WOW-эффект/неожиданность |
Необходимо разрушать ожидания слушателей, они не должны в начале истории понимать ее развязку. Элементы неожиданности используются для того, чтобы удержать внимание слушателя, а также для того, чтобы заставлять его возмущаться и не соглашаться с описанным положением дел |
3 |
Мезодиплозис/анафора |
Данные приемы относятся к речевым техникам, которые способны на психологическом уровне запомнить повторяющиеся слова. Неважно, в начале или в конце предложения повторяется одно и то же слово, но чем чаще его упоминают, тем больший смысл оно приобретает и формирует необходимые убеждения. Благодаря подобным речевым оборотам речь становится ярче |
4 |
Обстановка/окружение |
Для того чтобы истории воспринимались студентами, необходимо создать подходящую обстановку. У преподавателей нет возможности разжечь костер в учебной аудитории, однако можно приглушить свет, как при просмотре фильма, удобно рассадить студентов полукругом для того, чтобы иметь возможность устанавливать зрительный контакт с каждым слушателем |
5 |
Фразеологизмы/метафоры |
Использование устойчивых выражений благоприятно сказывается при применении техники сторителлинга, поскольку это бытовой язык, позволяющий сокращать дистанцию между спикером и слушателем. Язык метафор и фразеологизмов знаком каждому с детства, в связи с чем к истории проникаются большим доверием |
6 |
Технологии/яркие элементы |
Историю не следует перегружать большим количеством деталей, однако яркие детали следует отразить с помощью современных технологий, которые позволят визуально сопроводить основную историю |
7 |
Эмоциональность/сравнение |
Для того чтобы история вызывала эмоции, необходимо изучить интересы аудитории, ее основные характеристики. Благодаря этой информации будет легче создать персонажа, наделенного теми же качествами, что и студенты |
8 |
Повторение важных аспектов истории в конце |
Любая учебная литература в конце главы или параграфа представляет краткие тезисы или резюме, которые отражают самые важные аспекты. При повествовании истории также важно в качестве заключения повторять наиболее значимые элементы для наилучшего усвоения результата |
При обучении будущих менеджеров перечисленные приемы сторителлинга также будут иметь успех. Во-первых, поскольку в теории управления распространено использование англоязычных терминов, история все же должна рассказываться простыми словами, желательно с использованием аналогий. Особенно это правило применимо при изучении новой информации или при повторении сложных тем. Во-вторых, в истории должны присутствовать элементы неожиданности, которые не позволят студентам заскучать и заставят их находиться в напряжении и ожидании развязки. Также важным приемом является создание атмосферы, которая будет располагать к прослушиванию историй, этого можно достичь с помощью света или звукового сопровождения. К речевым приемам относятся анафоры, метафоры, фразеологизмы. Такие приемы способны раскрасить историю и сделают ее гораздо убедительнее. Фразеологизмы действительно воспринимаются слушателями как нечто, что не требует доказательств. Наиболее применимым к педагогическому сторителлингу элементом является добавление технологий и дополнительного яркого материала, который позволит наглядно продемонстрировать ключевые аспекты истории. В некоторых историях героем может стать образ студента, что позволит эмоционально окрасить историю, поскольку слушатели будут ассоциировать и сравнивать себя с главным персонажем, это также способствует лучшему запоминанию.
Применение перечисленных техник и приемов сторителлинга позволит преподавателям наглядно демонстрировать теорию и практику управления будущим менеджерам. Поскольку большинство функций менеджмента связано с управлением людьми, важно доносить до студентов моральные ценности и принципы через истории, которые случались в реальной жизни и привели к определенным последствиям. Современный тренд организационного сторителлинга также требует знакомства студентов с данным инструментом взаимодействия. Передавать информацию – основная задача преподавателя, однако при этом необходимо использовать увлекательные инструменты, техники и приемы.
Заключение / Conclusion
Управление и бизнес требуют полноценных, компетентных специалистов, которые смогут решать управленческие задачи в сжатые сроки. Применение метода сторителлинга при обучении будущих менеджеров позволит интегрировать студентов в образовательный процесс через увлекательный контент, который молодое поколение воспринимает как привычную среду обитания. Благодаря применению в образовательном процессе выявленных техник и приемов сторителлинга будущие менеджеры смогут научиться выстраивать причинно-следственную связь и повысят уровень внимания к важным элементам. Однако, несмотря на легкую адаптацию, представленные техники и приемы требуют творческого подхода и креативности. Творческий подход требует дополнительного времени, которого так не хватает современному преподавателю. Данная проблема актуальна на сегодняшний день и является причиной, по которой преподаватели не способны быстро подстраиваться под новые тренды рынка труда и образования.