Full text

Введение / Introduction

 

Рассмотрение вопросов применения методов в воспитательном процессе становится все более актуальным и популярным, в том числе в сельской местности, имеющей определенные трудности, связанные с  отдаленностью от общеобразовательных организаций, недостаточным количеством профессиональных специалистов по работе с детьми с особыми потребностями, недостаточным финансированием и материально-техническим оснащением, увеличением количества обучающихся, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Одно из важнейших значений термина «воспитание» образует раздел педагогики, сформированной в трудах отечественных и зарубежных авторов, указанных ниже.

А. Г. Ерофеева описывает подход К. Д. Ушинского к воспитанию: «…развил и внедрил идею народности обучения и воспитания, доказал неразрывность процессов обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития личности ребенка – и эти аспекты должны стать реальной основой развития современной системы образования» [1].

Как считают М. Ю. Воронцова, Е. Г. Кошевенко, Ю. В. Серянкина, К. Д. Ушинский уделял особое внимание умственному воспитанию, которое невозможно без нравственного воспитания: «…развивает гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Основными средствами воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, являются личный пример учителя, педагогический такт, убеждение, меры взыскания, поощрения и предупреждения» [2].

Педагоги Е. В. Говердовская, С. В. Иванова, Е. В. Мензул, Е. А. Василевская считают, что подход к воспитанию К. Д. Ушинского прямо перекликается с идеями советского педагога А. С. Макаренко: «Личность человека, по А. С. Макаренко, неразрывно связана с коллективом, потенциал развития личности реализуется через коллектив и благодарю коллективу, то есть в своей трудовой и хозяйственной деятельности человек свои цели не индивидуализировал, а формировал их сонаправленно коллективным целям» [3].

Е. В. Семчук утверждает: правильное воспитание П. Ф. Каптерев обосновывает тем, что «человек проявляет и развивает свои индивидуальные свойства лишь в связи с обществом и внешней природой – двумя великими средами, в которых он живет» [4].

Я. А. Коменский в своем труде, основанном на гуманизме, отмечает, что «дружественная и мирная беседа будет содействовать тому, что они (дети. – О. Т.) не будут  дрожать перед учителем, как перед тираном (ибо  боязнь приводит ум в замешательство), но будут любить его, как отца, и обращаться с ним непринужденно» [5]. Он пишет о воспитании, построенном на дружеских отношениях между воспитанниками: «Школьник должен жить в дружбе со всеми сотоварищами и никого не обижать рукой и словом, так чтобы ссоры и несогласие были далеки от нашей школы» [6].

Ж. Ж. Руссо утверждал, что «воспитание выполняет свою роль, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно, то есть ребенка учат природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями» [7].

Д. Локк считает, что «главное в воспитании не в том, чтобы усиленно вооружать ребенка всевозможными знаниями, тренировать его память, а в том, чтобы вырастить из него добропорядочного человека». Под добродетельным человеком он понимает личность, которая умеет разумно вести свои дела, одновременно считаясь с интересами других людей и ни в чем не ограничивая их свободу [8].

Д. Дьюи выступал за практическую направленность воспитания: «Ребёнок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания» [9].

Б. Т. Лихачев определяет воспитание как образующее содержание педагогической деятельности, целенаправленное воздействие и взаимодействие [10].

«Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добровольных душ», – утверждает К. А. Гельвеций [11].

Б. М. Бим-Бад определяет воспитание как «планомерное, целеустремленное и систематическое вспомоществование развитию личности» [12].

Ж. Фрайсин говорит, что воспитание «можно рассматривать как философию взаимодействия и образа жизни, где люди несут ответственность за свои действия и уважают возможности и вклады своих партнеров» [13].

Современные педагоги Н. А. Борисова, И. А. Букина, И. А. Бучилова в учебном пособии «Инклюзивное образование» систему образования в целом определяют как институт государства с особой формой реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, развития педагогической теории и практики обучения и воспитания, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики, с использованием зарубежного опыта иностранных авторов [14].

В. И. Слободчиков дает определение образовательной среды как «системы взаимодействия с детьми. И успех заключается в том, насколько жизнеспособна и развивается эта система» [15].

Педагог С. Т. Шацкий описывает среду с точки зрения организации, окружающей и влияющей на ребенка, а также располагающей существенными воспитательными потенциалами и методами их практической реализации [16].

Взаимодействие образовательных организаций с семьей – одно из условий реализации идеи инклюзивного образования. Необходимость участия родителей в воспитании и развитии детей отмечал еще П. Ф. Каптерев, писавший о том, что данные вопросы поднимались в работах Я. А. Коменского, И. Песталоцци и др. [17] Как считает Т. А. Савченко, «идея взаимодействия (единства) семьи и школы в условиях “Материнской школы” перерастает у Я. А. Коменского в идею взаимодействия семьи и школы, поддержки школой семьи учащихся в “школе родного языка” и утверждается как принцип связи семьи и школы в воспитании и социализации учащихся на всех ступенях школьного обучения» [18]. И. Песталоцци говорит о том, что идеал воспитания и обучения – воспитание и обучение в семье, где «мать должна давать ребенку нравственную пищу для его физического развития; глаз матери должен постоянно следить за всеми душевными изменениями, происходящими с ее ребенком» [19].

Современные педагоги и психологи, упомянутые ниже, описывают в своих трудах инклюзивную образовательную среду, развивающуюся параллельно с развитием современного общества, в том числе сельского общества.

Вопросы создания и функционирования инклюзивной среды подробно описаны в психолого-педагогических исследованиях и публикациях последних пяти лет. С. В. Алехина указывает, что «инклюзивная образовательная среда базируется на методологии, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на реализацию различных потребностей в организации совместной, ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), совместного мира жизни детей» [20].

Л. А. Байкова описывает актуальные проблемы педагогической науки и образования: «Перед образовательными организациями встали непростые задачи реализации права детей с ОВЗ на инклюзивное образование в обычной школе. Одной из таких задач стал выбор методов и средств осуществления принципов инклюзивности. Другой задачей стал выбор методов и средств организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом особых образовательных потребностей обучающихся разных возрастных групп. Немаловажной задачей перед образовательными организациями явилось создание специальных компетенций учителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей, работающих в системе инклюзивного образования» [21].

Е. С. Лисеева считает инклюзию одним из принципов гуманизации общественных отношений, в соответствии с которым реализуется право человека, независимо от уровня его физического, умственного развития, расы, этнической, религиозной принадлежности и т. д., включаться в общественные отношения. Необходимость инклюзивного образования обосновывается тем, что в традиционной образовательной системе определенная часть детей не может получить полноценного образования из-за своих особенностей [22].

Н. А. Мёдова описывает инклюзивное образование как «долгосрочную стратегию ребенка, затрагивающую социальную адаптацию ребенка в целом, включая формирование толерантного отношения общества» [23].

Следует согласиться с О. А. Близнюк, Н. П. Сенченковым в том, что указанные подходы к определению образовательной среды предполагают создание территории, в которой всем будут предоставлены равные возможности для получения образования и будут созданы нормативно-правовая база, безбарьерная среда, подобраны соответствующие формы и методы работы и т. д. [24]

Несмотря на ряд моральных и материальных сложностей, связанных с организацией инклюзивной среды в сельской местности, указанные в табл. 2 методы позволяют включить в процесс и обеспечить доступность и качество воспитания всем детям, в том числе тем, которые нуждаются в особой поддержке и помощи.

Т. Хельбрюгге, Я. Даттке на основе опыта И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, А. Шмидта в ходе обсуждения вопросов образования в Германии описали взгляды на создание практики, в которой все дети могли бы учиться вместе: «Интеграция или включение детей-инвалидов в обычный школьный мир в конечном счете означает необходимость адаптации слабого ребенка к миру сильных» [25].

Д. У. Джонсон, Р. Т. Джонсон, С. М. Принти среди факторов, способствующих возникновению взаимодействия в школах, называют «автономию учителей, культуру, предоставляющую учителям право осуществлять лидерские действия, атмосферу подлинного сотрудничества и сотворчества в школе» [26], а также «образовательную политику, поддерживающую обмен информацией, формирование команд и инициативы по расширению границ» [27].

Г. Банч, основываясь на личном опыте работы с детьми, имеющими отклонения ментального развития, совместно с обычными детьми, считает, что «хорошее обучение – это хорошее обучение для всех учеников» [28].

Изученные труды педагогов, психологов, социологов, имеющие свои идеи, описанные с разных сторон, окружающих ребенка, своей ценностью легли в основу данного исследования инклюзивной среды.

Разносторонний педагогический и исследовательский опыт теоретиков и практиков, изучающих понятие «инклюзивная среда», применяемый и на территории сельского Неклиновского района, принявшего в 2022 году в пункты временного размещения семьи, проживавшие в напряженной обстановке ведения специальной военной операции и вынужденные покинуть территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей [29], изученный автором данного исследования ранее, привел к мысли о необходимости изучения функционирования инклюзивной среды не только для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, но и для детей, вынужденно покинувших постоянное место жительства и приступивших к обучению в новой сельской школе. Тема публикации «Основные педагогические подходы к организации инклюзивного ландшафта в образовательной среде» раскрывает понятие «инклюзивная образовательная среда» с точки зрения авторов, описывающих эту тему ранее, и подтверждает, что она изучена со стороны создания среды только для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема расширения понятия «инклюзивное образование» с учетом новых задач системы образования направлена на изучение механизмов включения в процесс воспитания и развития новой категории детей, вынужденных покинуть территории ведения специальной военной операции в условиях проживания и взаимодействия органов одной отдельно взятой сельской территории, принявшей данных детей с родителями [30].

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование проведено на основе проанализированных данных, полученных в сельских общеобразовательных организациях Неклиновского района. Эмпирическими методами исследования выступили количественный и качественный методы статистической обработки анонимных анкетных данных и их последующий анализ. Для проведения анкетирования были разработаны последовательные вопросы, анализ которых подробно изложен в тексте исследования, а также в табл. 1 и 2 ниже.

 

Результаты исследования / Research results

 

В общеобразовательных организациях Неклиновского района по состоянию на 1 сентября 2023 года обучался 9031 ребенок, из них:

‒     240 детей с ОВЗ;

‒     174 ребенка-инвалида;

‒     85 учащихся, обучающихся в домашних условиях;

‒     11 в классах коррекции;

‒     7 на семейном обучении (самообразовании);

‒     447 детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции.

Использование методов, указанных в табл. 2, в системе сельского муниципального образования имеет ряд преимуществ:

‒     обеспечение равных возможностей в сельской территории для детей любой категории без ограничений с учетом небольших по комплектации школ и наибольшего охвата знакомых между собой школьников, родителей и педагогов;

‒     создание условий для взаимодействия между детьми разного возраста и разными индивидуальными потребностями, в том числе и вновь прибывшими детьми из новых территорий;

‒     развитие социальных навыков и умений у детей в новых коллективах, в том числе у детей с ОВЗ и детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции;

‒     расширение возможностей для привлечения профессиональных кадров в сельские школы и профессионального роста педагогических кадров.

С учетом поставленных задач в общеобразовательных сельских школах Неклиновского района было проведено анонимное анкетирование. Анкетированию подлежали 129 педагогов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ, детьми с инвалидностью, детьми – вынужденными переселенцами и детьми из семей группы риска. Средний возраст педагогов составил 47 лет. Анкета содержала 25 вопросов, позволяющих выяснить:

‒     опыт работы педагогов;

‒     основные вызовы, встречающиеся в работе педагогов в процессе воспитания;

‒        использование стратегий и методов при поддержке адаптации детей в новой среде;

‒     роль языковых и культурных различий в работе с детьми-переселенцами;

‒     роль и методы поддержки эмоционального благополучия детей в условиях переселения;

‒     роль родителей-переселенцев в процессе взаимодействия и воспитания;

‒     особенности сельской среды и местного сообщества, влияющие на воспитание и развитие детей-переселенцев;

‒     отрицательные моменты сельской среды для воспитательного процесса и т. д.

Анализ заполненных педагогами анкет позволил определить основные вызовы и проблемы в воспитательном процессе, встречающиеся в их работе (см. табл. 1).

Одним из важных аспектов, влияющих на воспитание и развитие детей с ОВЗ, детей из семей группы риска и детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции, являются социокультурные факторы, которые существуют в сельской местности.

В сельской местности может наблюдаться недостаток доступных ресурсов, таких как специализированные учебные материалы, высококвалифицированные специалисты, оборудованные классы и лаборатории. Это может затруднять применение методов и создание условий для эффективного обучения детей с особыми потребностями.

В ряде сельских местностей может наблюдаться низкий уровень осведомленности и понимания среди населения важности инклюзивного образования и применения методов. Это может приводить к тому, что некоторые родители могут не поддерживать введение методов в образовательный процесс.

В сельской местности может наблюдаться отсутствие доступной транспортной инфраструктуры, что может затруднять доступность образования для детей, которые нуждаются в специализированной помощи и поддержке.

Таблица 1

Основные вызовы и проблемы, встречающиеся на пути педагогов
при воспитании детей

 

Дети с ОВЗ

Дети – вынужденные

переселенцы

Дети из семей группы риска

Низкая самооценка, слабая мотивация, восприятие учебного материала, перегрузка информацией, проблемы со здоровьем, эмоциональное состояние, быстрая утомляемость, необходимость повышенного внимания со стороны преподавателя, пробелы в знаниях в силу состояния здоровья, выстраивание взаимоотношений в коллективе, перекладывание ответственности на педагога

Низкая самооценка, слабая мотивация, адаптация к новым условиям, снижение мотивации обучения, эмоциональное состояние, агрессия, высокомерие, хамство, пассивное отношение, необходимость повышенного внимания со стороны преподавателя, пробелы в знаниях в силу дистанционного обучения, связанного с ведением боевых действий, выстраивание взаимоотношений в новом коллективе, перекладывание ответственности на педагога

Низкая самооценка, слабая мотивация, вызывающее поведение, низкая родительская активность, эмоциональное состояние, агрессия, высокомерие, хамство, пассивное отношение, необходимость повышенного внимания со стороны преподавателя, пробелы в знаниях в силу отсутствия мотивации и контроля со стороны родителей, выстраивание взаимоотношений в коллективе, перекладывание ответственности на педагога

 

Однако, несмотря на эти сложности, существуют позитивные социокультурные факторы, которые могут способствовать применению методов в сельской местности. Например, в ряде сельских поселений наблюдается тесное взаимодействие между учителями, родителями и общественными организациями, которые работают в области образования. Это позволяет создавать сильные сообщества, которые могут поддерживать инклюзивное образование и применение методов.

Исходя из данных анкетирования, видно, что опыт работы более десяти лет имеют 98 из 129 педагогов, 23 педагога имеют от пяти до десяти лет педагогического стажа, 8 – до пяти лет педагогического стажа. Из 129 педагогов 57 присвоена высшая квалификационная категория, 37 педагогам присвоена первая квалификационная категория, 35 педагогов не имеют квалификационной категории. 98% педагогов указали, что языковых и культурных различий в работе с детьми-переселенцами из территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей не испытывают. 96% детей, по мнению педагогов, чувствуют себя эмоционально благополучно в условиях переселения, с 4% детей дополнительно работают психологи общеобразовательных организаций. Кроме того, психологическая помощь оказывается и родителям этих детей. 84% педагогов указали на положительное влияние сельской среды и взаимоотношения с местным сообществом. Однако 16% педагогов описали отрицательные моменты, вызовы и проблемы, встречающиеся в процессе воспитания детей, которые указаны в табл. 1.

Выяснено, что педагоги имеют схожие трудности и вызовы при работе с указанными категориями детей, указанные в табл. 1. Также схожие методы воспитания применяются педагогами района в работе с детьми (см. табл. 2).

Примеры современных методов, применяемых педагогами в воспитательной системе сельских школ Неклиновского района, включают ряд следующих организационных мероприятий:

‒     проведение специальных занятий для детей с ОВЗ, которые позволяют им развиваться в соответствии со своими способностями;

 

Таблица 2

Методы воспитания

 

Категории

детей

Методы убеждения

Методы упражнений

Методы оценки

и самооценки

Дети с ОВЗ

Беседа, рассказ, рекомендация, личный пример и опыт педагога, личный опыт ребенка, родителей

Наглядные с использованием плакатов, моделей, таблиц, видео и звуковых материалов; словесные в виде лекций, рассказов, инструктажей; практические в виде заданий, тренингов, игр, привлечение в виде помощника, вовлечение в мероприятия

Соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика, педагогическое сопровождение

Дети – вынужденные переселенцы

Беседа, обмен впечатлениями, рассказ реальных историй, воспитание интереса на примере известных личностей, педагогов

Наглядные с использованием моделей, таблиц, видео-и звуковых материалов; словесные в виде лекций, рассказов, инструктажей; практические в виде заданий, тренингов, игр, привлечение в виде помощника, вовлечение в мероприятия

Поощрение, ситуация доверия, замечание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика, педагогическое сопровождение

Дети группы риска

Беседа, рассказ реальных историй, обмен впечатлениями, личный пример педагога, личный опыт ребенка, воспитание интереса к благоприятным условиям

Наглядные с использованием плакатов, моделей, таблиц, видео- и звуковых материалов; словесные в виде лекций, рассказов, инструктажей; практические в виде заданий, тренингов, игр, рассмотрения проблемных ситуаций, привлечение в виде помощника, вовлечение в мероприятия

Соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, контроль, критика и самокритика, педагогическое сопровождение

 

‒     создание условий для взаимодействия детей разного возраста, уровня подготовки, национальности, что способствует развитию социальных навыков и умений;

‒     использование воспитательных игр и мастер-классов, которые позволяют детям семей группы риска развиваться и социализироваться в игровой форме;

‒     использование современных цифровых технологий и онлайн-платформ для воспитания и обучения, что позволяет детям, вынужденно покинувшим территории ведения специальной военной операции, получать знания в дистанционном формате.

Для успешной реализации воспитательного процесса в инклюзивной среде в сельской местности необходимо применять следующие рекомендации:

‒     профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по основам инклюзивного воспитания и образования, методикам и технологиям работы с детьми разных категорий (детьми с ОВЗ, детьми из семей группы риска или детьми, вынужденно покинувшими территории ведения боевых действий);

‒     организация совместных мероприятий и занятий для детей разного возраста и уровня подготовки (педагоги – родители – дети);

‒       создание условий для постоянного открытого взаимодействия родителей и педагогических кадров для решения индивидуальных вопросов обучения и воспитания детей;

‒     использование современных цифровых технологий и онлайн-платформ для обмена опытом между педагогами и родителями;

‒     регулярный мониторинг, анализ и оценка эффективности применения инклюзивных методов и их адаптация в зависимости от потребностей детей.

Ярким примером применения методов в образовательной системе сельского муниципального образования «Неклиновский район» служит опыт проведения ежегодного Межрегионального образовательного форума старшеклассников «Шаг в будущее», которому в 2023 году исполнилось десять лет. На первоначальном этапе участниками форума были старшеклассники 32 школ Неклиновского района. После присоединения Крыма к России системой образования района было заключено соглашение о взаимодействии с Найденовской школой Красногвардейского района Республики Крым. Старшеклассники данной школы являются ежегодными участниками форума. В феврале 2022 года на территории района открылись пункты временного размещения граждан, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции, и более 800 детей стали учениками школ Неклиновского района, а также участниками форума «Шаг в будущее».

Программа проведения форума «Шаг в будущее» включает в себя предварительную подготовку и дальнейшее участие в мероприятии старшеклассников разных категорий, в том числе и детей с ОВЗ, детей из семей группы риска и детей, проживающих в пунктах временного размещения или частном секторе района, прибывших из территорий ведения специальной военной операции.

В рамках форума проходят:

‒     предварительное формирование команд по интересам и направлениям площадок, разработка девизов форума;

‒     торжественный парад участников форума «Шаг в будущее» на центральной площади имени А. П. Береста в районном центре;

‒     торжественное открытие работы Межрегионального образовательного форума старшеклассников «Шаг в будущее» в районном Доме культуры;

‒     торжественная церемония вручения паспортов учащимся Неклиновского района – членам общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»;

‒     интерактивная игра «Выборы» (выборы правительства старшеклассников при Управлении образования Администрации Неклиновского района);

‒     Всероссийская акция по сбору книг «Дети детям»;

‒     работа передвижного музея живой истории «Времена и эпохи»;

‒     передвижная выставка рисунков «Донское казачество»;

‒     акция «Мы за здоровый образ жизни»;

‒     акция по рисованию картин на природе «Красота Божьего мира»;

‒     экологическая акция «Посади дерево – подари планете жизнь»;

‒     акция «Дом без одиночества»;

‒     диалог на равных.

Работа образовательных площадокфорума имеет свои девизы, указанные в табл. 3.

Участие в образовательных площадках не ограничивает детей выбором определенного направления. В ходе работы площадок дети имеют возможность посещения и включения в работу других понравившихся им площадок. Проведение форума имеет свои положительные отзывы, которые ежегодно увеличивают количество желающих принять участие, обрести новых друзей и новые знания, наладить социальные контакты.

По мнению участников форума (по результатам анонимного анкетирования – 650 детей), данное мероприятие является мощной инклюзивной площадкой включенности разных категорий детей в интересную воспитательную и образовательную сферу жизни и правильного взросления.

Таблица 3

Образовательные площадки форума «Шаг в будущее»

 

Название образовательной площадки форума «Шаг в будущее»

Девиз

Первые. Молодежное самоуправление

Действовать

Молодая гвардия

Вдохновлять

Защитник Отечества. Казачество. Юнармия

Служить

Я и право

Мыслить

Добровольчество (в том числе дети с ОВЗ)

Помогать

Социальное проектирование

Творить

Подростковый досуг в социальных сетях

Общаться

Православная культура

Наставлять

СМИ в развитии молодежного движения

Информировать

Будущий учитель – Я

Учиться

Будущий инженер – Я

Открывать

Школа молодого педагога

Учить

Дети из новых территорий, проживающие в Неклиновском районе

Дружить

Навигаторы детства (в том числе дети из семей социального риска)

Воспитывать

Шажок в будущее. IT-профориентационная игра «100 лет тому вперед»

Пробовать

 

Важным фактором успешной инклюзии также является желание местного сообщества, общественных организаций (Юнармия, Движение первых, Общество инвалидов, Совет женщин, Совет отцов Неклиновского района и т. д.) и родителей (по результатам анонимного анкетирования – 947 человек) участвовать в организации инклюзивной воспитательной среды. Они с огромным удовольствием принимают участие в организованных совместных мероприятиях для детей с особыми потребностями и детей, прибывших из вновь присоединенных территорий.

 

Заключение / Conclusion

 

В статье были рассмотрены актуальные вопросы применения методов в воспитательной и образовательной системе сельского муниципального образования «Неклиновский район» для воспитания детей с ОВЗ, детей из семей группы риска и детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции. Представленные примеры методов предпочтительно применять в сельской местности с учетом рекомендаций по их применению.

Указанные методы являются важным инструментом в инклюзивной воспитательной среде для обеспечения ее доступности для всех детей, независимо от их индивидуальных возможностей, потребностей и особенностей развития.

Важно понимать, что реализация инклюзивного воспитания требует совместных усилий со стороны всех участников воспитательного процесса: педагогов, родителей, администрации образовательных учреждений, государственных и муниципальных органов. Именно благодаря усилиям всех участников можно создать условия в инклюзивной среде, в которых любой ребенок сможет реализовать свой потенциал и достичь успеха в обучении, развитии и жизни в социуме.

В заключение следует отметить, что описанные в статье практические методы могут оказать значительное влияние на результат воспитания и образования в муниципальном образовании на селе и обеспечить равные возможности для детей с ОВЗ, детей из семей группы риска и детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции, однако для этого необходима согласованная работа всех участников образовательного процесса, а также наличие специальных знаний и компетенций у педагогов, психологов и других задействованных в данном процессе специалистов.