Введение / Introduction
Современные требования к молодым специалистам на рынке труда определяются технологическим развитием и цифровой трансформацией. Ключевые профессиональные навыки ориентированы на способность адаптироваться к быстрым изменениям. Во всех сферах деятельности важны мобильность и гибкость, однако чаще всего с этой задачей сталкиваются менеджеры разных уровней, которым необходимо не только самим подстраиваться под изменения, но и эффективно координировать работу своих сотрудников в условиях динамичной среды. Кроме адаптивности и гибкости, как отмечает Г. А. Саймагамбетова, среди современных компетенций менеджеров важны технологическая грамотность, умение управлять командой, стрессоустойчивость и экологическая ответственность [1].
Перечисленные компетенции играют ключевую роль в профессии управленца, так как они позволяют продемонстрировать практические навыки, а не ограничиваться только теоретическими аспектами управления. В процессе подготовки управленческих кадров высшие учебные заведения все активнее применяют разнообразные инструменты и методы, такие как практические занятия, стажировки, деловые игры, квесты и симуляции.
Тем не менее возникающие проблемы требуют решений, адаптированных к современным условиям. А. С. Бугреева подчеркивает, что при формировании компетенций важно использовать электронные информационно-образовательные системы, которые позволяют участникам образовательного процесса обмениваться знанием на протяжении всего обучения. Эти системы обладают множеством преимуществ и могут быть полезны при проведении анализа учебного опыта студентов. Административный персонал вуза и преподаватели могут использовать данные системы при проектировании и прогнозировании ключевых этапов обучения студентов, применяя полученные данные для внедрения наиболее эффективных методов и инструментов. В настоящее время существует множество современных образовательных инструментов, включая разработку образовательного пути, известного как student journey map, который зарекомендовал себя в онлайн- и корпоративном обучении. Поэтому важно рассмотреть значимость данного инструмента в системе высшего образования.
Обзор литературы / Literature review
Компетентностный подход к подготовке высококвалифицированных кадров по‑прежнему занимает значимое место в системе образования как в государственных, так и в корпоративных университетах. Компетентностному подходу уделяли внимание многие отечественные и зарубежные исследователи на протяжении десятилетий. Д. Маклелланд в конце XX века пришел к выводу о том, что высокие интеллектуальные показатели недостаточны для эффективной работы специалиста; по его мнению, необходимо уделять внимание мотивации, которой данный специалист обладает, а также системе ценностей профессионала, которые будут являться основой при развитии компетенций [3]. Э. Ф. Зеер предполагал, что компетентностный подход позволяет ориентироваться на образовательные цели, обусловленные такими векторами, как самоопределение, социализация и развитие индивидуальности [4]. А. С. Родиков указывает на то, что компетентностный подход неразрывно связан с формированием ценностных установок, которые определяют область деятельности будущего специалиста и формируют профессиональные качества [5]. Г. И. Ибрагимов рассматривает профессиональную компетентность как совокупность трех элементов, таких как совершенствующееся знание, адаптирующийся метод и критическое мышление [6]. И. П. Мединцева определяет образовательную компетенцию как комплекс знаний, умений и навыков, подкрепленных практическим учебным опытом, направленных на конкретную сферу применения, используемых с целью повышения эффективности профессиональной деятельности [7]. Как отмечает Р. Х. Джураев, проектирование образовательного процесса при компетентностном подходе направлено на конечный результат, которым является сформированное знание [8].
Компетентностный подход применяется не только в образовании, также такой подход нашел применение в различных бизнес-ситуациях, а именно в сфере управления персоналом. О. Л. Чуланова описывает цель компетентностного подхода в HR‑практике с точки зрения модели компетенций, отвечающей требованиям специалистов и организации, в которой они работают [9]. Модель компетенций включает в себя не только профессиональные навыки, но и личные качества сотрудников. В условиях корпоративного обучения компетентностный подход также применяется довольно широко. Помимо создания моделей компетенций, производится оценка персонала и выявляются слабые и сильные стороны каждого сотрудника, что в дальнейшем используется для проведения обучения, направленного на формирование и развитие необходимых для компании компетенций. Г. Д. Мирошин отмечает, что модель профессиональной компетенции обладает такими характеристиками, как универсальность применения, профессионально-личностная направленность, обобщенность профессиональных качеств [10]. Таким образом, компетентностный подход воплощает в себе цели образовательной деятельности и задачи, с которыми необходимо справляться компаниям на рынке труда.
С целью определения корректных результатов образовательной деятельности будущих менеджеров необходимо проанализировать, какие управленческие компетенции востребованы на рынке труда и на каком этапе образовательного процесса данные компетенции формируются. С. В. Титова разделяет компетенции управленческого персонала на специальные и базовые [11]. К специальным относятся те профессиональные навыки, которыми должен обладать каждый менеджер. Базовые характеризуются эмоциональными, интеллектуальными и коммуникативными качествами. Л. Спенсер определял управленческую компетентность как совокупность многих кластеров [12], к которым относятся личная эффективность, креативность, коммуникативность, стремление к результату и др. Дж. Ламри в своих трудах указывает на то, что управленческие компетенции совмещают в себе «жесткие» и «мягкие» навыки, которые дополняют друг друга и позволяют потенциальному профессионалу соответствовать занимаемой должности [13]. Д. Бойл считает, что владение знанием не всегда гарантирует успешное взаимодействие с другими, а соответственно, одного знания недостаточно для получения желаемого результата [14]. Обладая экспертностью, важно уметь применять ее при взаимодействии с другими людьми, в том числе в командной работе.
В связи с тем что цифровые технологии развиваются со стремительной скоростью, требования к управленцам в различных областях также пересматриваются. Однако универсальные компетенции обязательны во всех сферах управления. К универсальным компетенциям менеджеров, по мнению С. Кордашенко, относятся стратегическое мышление, управление изменениями, эмоциональный интеллект, управление удаленными сотрудниками, организация и проведение переговоров и др. [15] В соответствии с ФГОС ВО, категории универсальных компетенций по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» включают в себя проектные навыки, командную работу, управленческую культуру и др. [16] Однако для того, чтобы все компетенции, необходимые будущим менеджерам, были сформированы, высшие учебные заведения применяют такие инструменты, как карты компетенций, или модели компетенций, в которых изложена структура соответствия необходимых компетенций изучаемым дисциплинам.
С. А. Сафонцев рассматривает модель компетенции выпускника как интегральную совокупность ключевых компетенций, позволяющих определить необходимые модели поведения будущего специалиста, которые должны быть освоены в результате изучения учебных дисциплин [17]. По мнению В. В. Цивун, модель компетенций современного менеджера должна включать в себя такие блоки, как целеполагание, стратегическая оценка, конкурентная борьба, разрешение конфликтных ситуаций [18]. Модель компетенций не просто описывает знаниевый результат, но и показывает, как этот результат может быть достигнут, через описание поэтапного формирования той или иной компетентности. Что касается карты компетенций, то данный инструмент направлен на оценку уровня владения различными компетенциями, благодаря которому можно определить сильные и слабые стороны студента. Н. В. Носырева обращает внимание на то, что карта компетенции дает возможность разработать показатели и критерии оценки результата, а также определить формы и методы контроля образовательного процесса [19]. Н. А. Дука также рассматривает карты компетенций как инструмент оценки полученных результатов [20]. Такой подход предполагает, что компетенции разбиваются на компоненты, которые можно оценить количественным и качественным методом, благодаря чему формируется вывод о владении компетентностью в целом. Карта компетенций, в отличие от модели компетенций, не включает в себя рассмотрение методов и технологий обучения, однако она наиболее точно описывает результаты образовательной деятельности. Дэви Цз Кит Нг обращает внимание на то, что при подготовке будущих менеджеров наиболее распространенные проблемы – отсутствие мотивации и сложность цифровой трансформации [21]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что модель и карта компетенций неразрывно сопровождают учебный процесс, дополняя друг друга. Однако ни один из этих инструментов не описывает сценарий формирования профессиональных компетенций, не рассматривает маршрут студента, который формируется не только в стенах высшего учебного заведения, не учитывает его личный опыт. Таким инструментом в современных условиях индивидуализации траектории обучения через цифровую среду может стать SJM, инструмент, активно применяющийся в онлайн-образовании.
SJM, или карта пути студента, представляет собой схематичный маршрут студента на протяжении всего образовательного процесса в рамках одного образовательного продукта. В. А. Егорова рассматривает данный инструмент как сценарий ученического опыта [22]. При разработке SJM учитываются проблемы, с которыми сталкивается студент. Они могут носить технический характер, психологический или когнитивный. Учебные дорожные карты, о которых писал Н. И. Пак, представляющие индивидуальные траектории обучения, являются довольно трудозатратным процессом [23], однако при разработке SJM речь идет о целевой аудитории (группе студентов) со схожими характеристиками: все сложные моменты, на которых спотыкаются студенты, можно усреднить и прописать максимально близкий маршрут для целой группы студентов. О. В. Игумнова описывает дорожные карты освоения дисциплины как набор систематических шагов по принципу «от общего к частному» [24]. Движение от стратегической цели освоения образовательного продукта к конкретным темам и заданиям позволяет изучить опыт студента и обнаружить основные этапы, а также изучить места, в которых студент чувствует себя неуверенно, теряет мотивацию или не справляется с поставленной ему задачей. Л. Аширова считает, что при обучении управленческим дисциплинам такой подход является актуальным, поскольку функции управления являются на первый взгляд размытыми и не предполагают изучения конкретных научных областей, как в случае с инженерными специальностями [25]. В связи с этим будущие менеджеры могут сталкиваться с рядом проблем, касающимися их самоопределения, дальнейшей карьерной траектории, целеполагания.
При проектировании SJM важно проработать основные этапы обучения, которые могут быть представлены модулями, разделами, темами. По мнению Л. В. Захаровой, модульное обучение позволяет студентам развить самостоятельность, а также сделать упор на индивидуальные образовательные задачи [26]. Ю. В. Булгаков считает, что каждый этап обучения в рамках отдельной учебной дисциплины, он же модуль, должен сопровождаться конкретными целями, достижение которых отражается в результате – сформированной компетентности [27]. Также на каждом этапе необходимо прописать действия студента, какие задания он должен выполнять, в каком формате. Изучив конкретные действия, можно влиять на мотивацию студента, увеличивать вовлеченность в образовательный процесс. Н. А. Дука утверждает, что активные методы обучения в рамках образовательной деятельности положительно влияют на уровень вовлеченности студентов [28]. Изучение эмоций студентов также является неотъемлемой частью разработки SJM, поскольку именно эмоции и чувства – важный компонент мотивации и, соответственно, вовлеченности в образовательный процесс. При испытываемых трудностях студенту гораздо сложнее настроиться на продолжение и завершение обучения. В соответствии с этим проработка сложных моментов и упрощение их возможными инструкциями или путем обратной связи позволят избежать тех рисков, из-за которых падает успеваемость в группе.
Современные зарубежные исследователи изучают проблему разработки SJM в условиях высшего образования. Так, например, Н. Аль Субхи выделяет шесть фаз путешествия студента, к которым относит информационную, базовую, консультационную, образовательную, завершающую, рефлексивную [29]. Такой подход рассматривает построение пути студента, начиная с выбора университета и заканчивая трудоустройством. А. Людвичак рассматривает построение SJM как ценность высшего образования, в создании которой участвуют сами студенты, что делает данный инструмент максимально релевантным при образовательном взаимодействии и позволяет адаптировать обучающие процессы [30]. По мнению Э. Янг, SJM представляет собой визуальный маршрут студента, который позволяет анализировать основные этапы образовательного пути студента, а также выявлять тенденции и закономерности [31].
Таким образом, инструмент SJM демонстрирует необходимые действия студента, направленные на усвоение целевых знаний и навыков на каждом этапе обучения, с учетом индивидуальных предпочтений учащегося, в том числе его потенциальной карьерной траектории. При подготовке будущих менеджеров стоит иметь в виду разнообразие карьерных траекторий, которые могут быть учтены данным инструментом. Благодаря применению SJM в высшем образовании можно учесть индивидуальные стремления студентов, спрогнозировав возможные риски и препятствия, с которыми сталкиваются будущие менеджеры.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования – определить этапы разработки SJM как инструмента формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров; разработать SJM по дисциплине «Маркетинг».
Методы исследования: анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты компетентностного подхода в образовании; синтез и обобщение изученных понятий компетентностного подхода; полуструктурированное интервью со студентами I курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Результаты исследования / Research results
В результате проведенного анализа литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих применение инструментов компетентностного подхода в высшем образовании, был выявлен поэтапный план разработки SJM при формировании компетенций будущих менеджеров, представленный в таблице.
Планразработки SJM
Этап |
Характеристика |
Определение целей и задач |
На данном этапе прописываются конкретные аспекты образовательного процесса, которые необходимо улучшить |
Сбор данных и анализ |
Текущий этап предназначен для проведения интервью, наблюдения за студентами, определения их потребностей и ожиданий в соответствии с установленной ранее целью |
Создание портрета студента |
Данный этап характеризуется выявлением схожих качеств студента и созданием среднестатистического профиля студента, на которого будет направлена создаваемая SJM |
Определение ключевых действий студента |
На данном этапе необходимо спланировать основные действия студента при взаимодействии с учебной программой, прописать все задания, которые будет выполнять студент |
Определение точек взаимодействия |
Предполагается определить все возможные точки контакта, такие как офлайн‑взаимодействия с преподавателем и другими студентами, групповая и проектная работа, онлайн-инструменты взаимодействия |
Анализ эмоций и потребностей |
На данном этапе описываются эмоции, с которыми сталкиваются студенты на протяжении всего образовательного процесса в рамках учебной программы, а также способы повышения мотивации к продолжению и завершению образовательного курса |
Визуализация |
Данный этап характеризуется схематичным представлением карты пути студента с детальным описанием каждого этапа образовательного процесса |
Представленный план разработки SJM позволяет сгенерировать карту пути студента по дисциплине «Маркетинг», которая по учебному плану направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» в Мытищинском филиале МГТУ им. Н. Э. Баумана изучается на I курсе.
Целью разработки SJM является формирование и развитие следующих компетенций:
‒ способность осуществлять анализ маркетинговой среды организации;
‒ способность проводить маркетинговые исследования;
‒ способность разрабатывать комплекс маркетинга.
Проведенное групповое интервью со студентами I курса позволило определить их потребности и ожидания в рамках учебного процесса. Более половины опрошенных студентов отметили, что наиболее активно вовлекаются в учебный процесс, когда выполняют задания в командах. 76% студентов считают необходимым качеством маркетолога креативность. Абсолютно все студенты согласны с утверждением, что усвоение нового материала наиболее эффективно при интерактивном обучении. Во время проведения интервью студенты отмечали, что уже знакомы с маркетинговой деятельностью, и называли свои любимые бренды. Также были выявлены сферы интересов студентов для того, чтобы в дальнейшем преподаватель смог приводить примеры из бизнеса, направленного на эти сферы. Проведенное интервью позволило создать портрет студента, представленный на рис. 1.
Рис. 1. Портрет студента I курса
Выявленный портрет студента позволит подобрать формы и методы обучения в рамках учебной программы. Дисциплину «Маркетинг» можно разделить на семь основных этапов, в рамках которых студенты будут выполнять конкретные действия, направленные на освоение знаний и формирование компетенций (см. рис. 2).
Первым этапом является ознакомление с программой обучения и преподавателем, определение целей обучения, итоговой аттестации. На данном этапе у студентов присутствует интерес к новой области знания и отсутствуют страхи сложных задач, поскольку обучение начинается с изучения общих теоретических положений и концепций маркетинга. Первым заданием является соотнесение конкретных бизнес-примеров с изученными концепциями. Задание не оценивается в рейтинге студентов, поскольку его целью является вовлечение студентов в процесс обсуждения. На данном этапе создается групповой чат в мессенджере для активного взаимодействия группы с преподавателем, для обсуждения выданных заданий и организационных моментов.
Вторым этапом является изучение теоретических аспектов маркетинговой деятельности, основное действие студентов – выполнение домашнего задания в команде с целью подготовки презентации и доклада по теории маркетинга. Также на данном этапе предполагается публичное выступление студентов в аудитории. На данном этапе возможно появление неуверенности в правильности выполнения домашнего задания, в связи с чем преподаватель должен четко описать требования к заданию и ознакомить студентов с критериями оценки.
Рис. 2. SJM по дисциплине «Маркетинг»
Третьим этапом является выполнение студентами первой части индивидуального курсового проекта, суть которого – анализ маркетинговой среды организации, выбранной студентами. Часто этот этап сопровождается положительными эмоциями, поскольку студенты сами выбирают компанию для исследования. Помимо теоретического обеспечения, преподаватель консультирует студентов по различным видам анализов: STEEP, SWOT, анализ стейкхолдеров, конкурентов, целевой аудитории и формы позиционирования. Важна поддержка студентов на протяжении выполнения всех выданных заданий.
На четвертом этапе студенты выполняют вторую часть курсового проекта, которая направлена на проведение маркетингового исследования. Задачей преподавателя является предоставление конкретного плана проведения исследования, ознакомление студентов с формами анкетирования, поскольку в большинстве случаев это первый опыт студентов. Осуществляется внутригрупповое взаимодействие, поскольку студенты анкетируют друг друга, обмениваются мнениями по темам исследования. Также студенты должны представить проанализированные результаты проведенного исследования в форме дашборда. Студенты сталкиваются с трудностями при проявлении творческого подхода, однако большинство старается представить информацию в современном деловом стиле.
Пятым этапом является выполнение третей части курсового проекта, в которой анализируется конкретный продукт или услуга выбранной ранее компании, разрабатывается маркетинговый комплекс. Данный этап максимально похож на третий, поскольку продолжаются лекционные и практические занятия, направленные на освоение ранее озвученных компетенций. Студенты чаще всего теряют внутреннюю мотивацию, поэтому требуется регулярное вовлечение студентов в образовательный процесс через интерактивные формы обучения, такие как деловые игры, викторины, кейс-стади и др.
На шестом этапе студентами осуществляется оформление и защита курсового проекта. Часто студенты испытывают трудности на данном этапе, поэтому преподаватель должен объяснить требования к структуре работы и процедуре защиты. Также необходимо описать критерии оценки курсового проекта для того, чтобы студенты объективно понимали возможные ошибки данного этапа.
Седьмым и завершающим этапом является экзамен по дисциплине. При подготовке к экзамену многие студенты испытывают негативные эмоции, в связи с чем стоит ввести балльно-рейтинговую систему оценивания, чтобы у студентов был шанс заработать необходимые баллы на протяжении всего образовательного процесса, а не только в день экзамена. Такой подход позволит равномерно распределить силы студентов и заранее знать, на какой результат можно рассчитывать на экзамене.
Разработанная карта пути студента помогает отследить не только действия студентов, но и их эмоциональное состояние, что позволяет корректировать образовательные методы и задания. SJM можно применять как к исключительно образовательному процессу, так и к внеучебной деятельности. Однако для этого требуется другой уровень взаимодействия, а карта должна быть разработана административными структурными подразделениями высшего учебного заведения, занимающимися жизнедеятельностью и учебным процессом студентов.
Заключение / Conclusion
Использование SJM как инструмента формирования компетенций будущих менеджеров представляет собой стратегически важный шаг в высшем образовании. Данный инструмент позволяет не только визуализировать и анализировать опыт обучения, но и выявлять ключевые моменты, которые способствуют развитию необходимых компетенций.
Выявленный план разработки SJM включает в себя семь этапов, к которым относятся определение целей и задач, сбор и анализ данных, создание портрета студента, определение ключевых действий студента, определение точек взаимодействия, анализ эмоций и потребностей, визуализация. Портрет студента первого курса позволил выявить такие потребности студентов, как изучение новой информации, внедрение социальных сетей в образовательный процесс, адаптация к новой социальной среде и требованиям университета, включение в командную работу, которые учитывались в разработке SJM по дисциплине «Маркетинг».
Анализ различных этапов обучения позволяет определить области, требующие улучшения, и создать индивидуализированные траектории развития для каждого студента. В результате это не только повышает качество образования, но и способствует формированию гибких и компетентных менеджеров. Внедрение SJM в процесс высшего образования станет важным шагом к созданию более эффективной и ориентированной на результат системы обучения, способствующей успешной адаптации выпускников в динамично меняющемся мире бизнеса.