Full text

Введение

 

Окружающая современного человека действительность приводит к постепенной перестройке всех сфер его жизнедеятельности и ценностных приоритетов. Сказанное справедливо в отношении ценности «здоровье». Изначально понятие «здоровье» связывали преимущественно с соматическим и физиологическим компонентами, в настоящее время в понятие «здоровье» включен психологический компонент [1–3].

Но, несмотря на безусловную значимость здоровья личности для достижений во всех других сферах, можно отметить и различия в иерархическом положении этой ценности у разных людей. Данное положение закономерно приводит к возникновению научного интереса: а есть ли какая-то обусловленность значимости ценности «собственное здоровье» индивидуальными особенностями личности? Поэтому нами была поставлена исследовательская цель: эмпирически проверить, существует ли связь между значимостью для личности ценности «собственное здоровье» и ее индивидуально-типологическими особенностями.

 

Методология и результаты исследования

 

Ранее мы уже рассматривали аспекты исследования, посвященного изучению того, имеется ли связь между индивидуально-типологическими особенностями личности и отношением к ценности «здоровье». Для этого с выборкой респондентов среднего возраста были проведены исследования с использованием следующих психодиагностических методик:

– методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

– индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик.

В результате нами было установлено, что для всех обследованных респондентов среднего возраста ценность «здоровье» имеет значимость. При этом были выделены для более подробного анализа две группы на основании рейтингового положения ценности «здоровье»: респонденты с доминирующим значением ценности «здоровье» и респонденты, в иерархии ценностей которых здоровье является значимой, но не ведущей ценностью. Для удобства продолжим обозначать их как респонденты первой и второй групп.

После реализации и интерпретации результатов методики ИТО нами были выделены преобладающие индивидуально-типологические свойства у респондентов обеих выделенных групп [4].

Согласно теоретическим воззрениям, индивидуально-типологические свойства личности базируются на формально-динамических свойствах, иначе говоря, на особенностях темперамента [5]. Это положение привело к необходимости дополнительного изучения выраженности именно этих свойств у респондентов.

В психологии существует достаточное количество различных типологий темперамента, и само это понятие имеет длительную историю существования, восходящую к Гиппократу [6]. Учитывая, что нами уже были получены данные по показателям экстраверсии/интроверсии, понимаемыми как вектор обращенности психической активности личности, мы взяли в качестве теоретического основания концепцию темперамента, предложенную Г. Айзенком. Исходя из этого, была реализована и предложенная данным автором методика – личностный опросник (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) [7].

Полученные результаты по шкале экстраверсии/интроверсии подтвердили полученные ранее данные в рамках применения и обработки показателей методики ИТО: респонденты первой группы, с ведущим положением ценности «собственное здоровье», более интровертированы, т. е. их психическая активность более направлена на собственную деятельность и поддержание баланса внутреннего мира. Респонденты, признающие ценность здоровья значимой, но не доминирующей (респонденты второй группы), продемонстрировали большую экстравертированность, т. е. они более ориентированы на окружающий, преимущественно социальный, мир.

В концепции Айзенка интроверты характеризуются как лица с ограниченным кругом социального взаимодействия, склонные к анализу и самоанализу, что сказывается на недостаточной адаптированности к окружающей среде. Экстраверты же предстают людьми общительными, импульсивными, переменчивыми, но более адаптированными к окружающей действительности [8]. Данные положения вполне подтверждаются полученными нами эмпирическими показателями шкал методики ИТО. Так, в первой группе лица более сензитивны и тревожны, во второй – более спонтанны, агрессивны и эмотивны.

Вторая шкала методики ЕРI также биполярна и представлена полюсами-антагонистами: эмоциональная стабильность и эмоциональная нестабильность, или нейротизм. Понятие «эмоциональная стабильность» в концепции Айзенка рассматривается одновременно и как психическое свойство, и как психическое состояние и включает в себя достаточно разнородные аспекты, как, например, тревожность, уровень самоуважения и склонность к соматическим заболеваниям. В понимании автора эмоционально стабильный человек отличается слабо выраженной тревожностью, достаточной степенью самоуважения и, как следствие, отсутствием склонности к заболеваниям. Человек с выраженностью нейротизма, наоборот, характеризуется значительной тревожностью, недостатком самоуважения и подверженностью различным психосоматическим заболеваниям. Понимание шкалы как некоторого континуума приводит к тому, что каждый человек занимает на нем определенное место с большей склонностью в ту или иную сторону.

Данные, полученные нами по шкале нейротизм/эмоциональная стабильность методики ЕРI Г. Айзенка, представлены в табл. 1 и на рисунке.

Таблица 1

Показатели шкалы нейротизм/эмоциональная стабильность
методики ЕРI Г. Айзенка, %

 

Показатели нейротизма

Показатели первой группы

Показатели второй группы

Низкий уровень – до 7 баллов

14,3

9

Средний (нормативный) уровень – 9–13 баллов

50

32

Высокий уровень – больше 14 баллов

35,7

59

 

 

 

Показатели шкалы нейротизм/эмоциональная стабильность методики ЕРI Г. Айзенка

 

Как видно из табл. 1 и рисунка, высокого уровня нейротизма не было выявлено ни в одной из групп. Как мы указывали ранее, лиц с пренебрежительным отношением к ценности «здоровье» в нашей выборке также не было обнаружено. Возможно, это обусловлено возрастным диапазоном респондентов, а именно повышением внимания к параметрам здоровья и снижением эмоциональной значимости отдельных аспектов жизнедеятельности, иначе – снижением тревожности как компонента нейротизма.

Анализируя полученные показатели, можно отметить, что лица с высокой значимостью ценности «собственное здоровье» в целом более эмоционально стабильны (средний показатель нейротизма по группе 10,4), чем те, для кого данная ценность важна, но не является доминирующей (средний показатель нейротизма по группе 14,6). Данные, полученные в результате применения методики ЕРI Г. Айзенка, вполне согласуются с результатами, полученными по методике ИТО; так, мы уже отмечали, что респондентам второй группы свойственны осуществление необдуманных действий вследствие лабильности нервной системы, которая также проявляется эмоциональной нестабильностью.

Применение статистического критерия U-Манна – Уитни не выявило различий на достоверном уровне значимости в показателях шкалы эмоциональная стабильность/нейротизм у исследуемых групп. Учитывая тот факт, что выделенные группы не являются противоположными на основании положения ценности «здоровье» в их индивидуальных ценностных иерархиях, можно отметить закономерность того, что применение статистических методов не выявляет между ними значимых различий и по другим показателям.

Для того чтобы получить более общее представление о психологическом портрете человека, придающего достаточное значение ценности «собственное здоровье», нами был реализован корреляционный анализ с применением r-критерия Спирмана. Поскольку между выделенными нами группами не было обнаружено статистически достоверных различий, на этапе корреляционного анализа все респонденты были объединены в единую выборку. Выбор критерия корреляции r-Спирмана обусловлен математическим алгоритмом, предполагающим ранжирование сопоставляемых параметров. Так, нами были взяты порядковые номера из списка терминальных ценностей респондентов, с одной стороны, и количественные показатели по шкалам методик ИТО и EPI – с другой.

Из получившейся корреляционной матрицы нас интересовали только связи между ценностью «здоровье» и показателями двух других методик. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа

 

Индивидуально-типологическое

свойство

Коэффициент

корреляции r-Спирмена

Уровень значимости, р

Спонтанность

0,33

ρ ≤ 0,05

Сензитивность

–0,32

ρ ≤ 0,05

Агрессивность

0,35

ρ ≤ 0,05

Тревожность

–0,49

ρ ≤ 0,01

Нейротизм

–0,51

ρ ≤ 0,01

 

Анализируя полученные результаты, можно отметить наличие как прямой, так и обратной связи между отдельными индивидуально-типологическими свойствами и значимостью ценности «собственное здоровье» в группе обследованных респондентов. При этом стоит отметить, что качественная интерпретация полученных показателей исходит из того, что выраженность значимости ценности «здоровье» ставит ее в начало списка рангов. Количественная выраженность показателей шкал также начинается с наименьшей и заканчивается наибольшей. Таким образом, положительная связь между ценностью «здоровье» и шкалами «спонтанность» и «агрессивность» указывает на то, что в структуре личности человека, ценящего здоровье, значение этих параметров невысоко. А вот отрицательная связь между местом ценности «здоровье» в индивидуальной ценностной иерархии и показателями шкал «сензитивность», «тревожность» и «нейротизм» свидетельствует о том, что их количественная выраженность у человека, ценящего собственное здоровье, достаточно велика. Это подтверждает сделанные нами ранее выводы о том, что для лиц, высоко ценящих собственное здоровье, наиболее выраженными индивидуально-типологическими свойствами являются именно сензитивность, тревожность и эмоциональная стабильность. Можно сказать, что такие лица отличаются склонностью к рефлексии как своего собственного состояния, так и взаимоотношений с окружающими, они достаточно эмоциональны и впечатлительны, для них важно поддерживать хорошие отношения с близким социальным кругом, что способствует поддержанию адаптивного поведения и достаточной саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Как уже было сказано ранее, понятие «здоровье» включает в себя не только хорошее функционирование соматического компонента, но и гармонию психической составляющей, которая у современного человека во многом зависит от особенностей взаимодействия с микросоциумом и способности адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти особенности во многом базируются на индивидуально-типологических свойствах личности. И в рамках реализованного исследования нами были определены именно те особенности, которые в наибольшей степени связаны со значимостью для личности ценности «собственное здоровье».

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе реализованного исследования нами были сделаны следующие выводы:

– среди лиц среднего возраста 35–50 лет в нашей эмпирической выборке не обнаружилось тех, кто пренебрегает ценностью «здоровье»;

– для лиц, высоко ценящих собственное здоровье, наиболее выраженными индивидуально-типологическими свойствами оказались сензитивность, тревожность и эмоциональная стабильность;

– для лиц, у которых ценность «собственное здоровье» не является ведущей, более характерны агрессивность, спонтанность и проявления нейротизма;

– результаты корреляционного анализа свидетельствуют в пользу того, что для личности, относящейся к своему здоровью как ценности, значимы все перечисленные ранее индивидуально-типологические свойства, но в разной степени выраженности.

Так, спонтанность в гуманистической концепции А. Маслоу рассматривается как признак самоактуализирующейся личности, что свидетельствует о ее значимости в допустимых пределах. Свойство агрессивности обычно также характеризует личность, стремящуюся к самореализации, и в небольших объемах оно необходимо человеку. Тревожность и сензитивность, совместно понимаемые как особое внимание к собственному состоянию, позволяют не только вовремя заметить ухудшение самочувствия, но и систематически реализовывать профилактические мероприятия, способствующие поддержанию хороших показателей здоровья. Показатели эмоциональной стабильности как уравновешенности позволяют человеку избегать перегрузок, поддерживать уровень хорошей адаптированности и собственного здоровья.

Можно говорить о том, что цель, поставленная в данном исследовании, а именно установить, существует ли связь между значимостью ценности «здоровье» для личности и ее индивидуально-типологическими свойствами, достигнута. В дальнейшем возможно дополнить диагностические показатели посредством применения других методик, а также проверить существование связи между данными параметрами у лиц других возрастных групп.