Full text

Введение

 

Организаторские способности востребованы во многих сферах жизнедеятельности человека независимо от его социального статуса, профессии, исполняемых обязанностей и занимаемой должности, поскольку они призваны обеспечить эффективность межличностной коммуникации, результативность выполняемой деятельности, перспективность планирования, самодисциплину и самообразование. Все эти факторы обеспечивают актуальность исследования психологического содержания организаторских способностей, их взаимовлияния с различными психическими свойствами, состояниями и процессами. Организаторские способности, их структуру и особенности формирования изучали многие отечественные ученые. Организаторская деятельность, по мнению В. Н. Мясищева, сложна и требует от человека особых знаний, достаточного уровня интеллектуального развития, определенного набора характерологических качеств [1]. Б. М. Теплов трактует способности как индивидуально-психологические особенности, которые определяют успешность выполнения деятельности и обусловливают легкость и быстроту освоения ее новых приемов и способов [2]. Таким образом, организаторские способности можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения организаторской деятельности и способствующие развитию новых способов и приемов организаторской деятельности.

Основоположник отечественной теории организаторской деятельности и организаторских способностей Л. И. Уманский дифференцирует общие и специфические психологические свойства, необходимые для реализации организаторской деятельности. К таким общим свойствам он относит: направленность личности (определяет содержание организаторской деятельности); подготовленность личности (характеризует необходимые знания, умения и навыки); общие качества (практичность, настойчивость, организованность и пр.). В качестве специфических психологических свойств Л. И. Уманский выделяет: организаторское чутье, эмоционально-волевые качества и склонность к организаторской деятельности [3]. В общей структуре организаторских способностей Н. Б. Галеева описывает два «взаимообусловленных и взаимосвязанных блока»: знание-действенный (знания и умения, обеспечивающие понимание внутренних состояний других людей, построение с ними общения и организацию дела) и личностный (личностные качества, мотивация, ценностные отношения и т. д.) [4]. Непосредственно организаторские способности ученый связывает со способностью к овладению организаторской деятельностью, с умением выстраивать конструктивные межличностные отношения, с возможностью эффективного воздействия на коллектив или личность, с потребностью к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию.

Потребность в саморазвитии, считает Ю. В. Макерова, выражается в готовности человека преобразовывать свою жизнь и деятельность, возникающую, когда он осознает свое текущее состояние и устанавливает зону возможного развития, увеличения своего потенциала, расширения потребностей [5]. Интегративный характер организаторских способностей предполагает наличие критичности, инициативности, настойчивости, требовательности к себе и другим, способности активизировать деятельность людей, а также других коммуникативных качеств, по данным В. А. Гольневой [6].

В работах Г. У. Солдатовой и Е. И. Рассказовой указано, что реализации здорового жизненного стиля, поддержанию адаптивных форм поведения, сохранению оптимального уровня самооценки способствует высокий уровень социальной поддержки. Под социальной поддержкой понимают любые действия, «добровольно и с благими намерениями совершаемые в отношении знакомого человека и приносящие ему отсроченный или немедленный позитивный эффект, оказание ему практической или символической помощи» [7].

Умение прогнозировать различные события, предвидеть собственную реакцию на эти события и т. д. относят к антиципационным способностям. В. Д. Менделевич под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимает «способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением» [8]. Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков выделяют сенсомоторный, представленческий, перцептивный, речемыслительный и субсенсорный уровни антиципации [9]. Данные уровни взаимодействуют друг с другом и проявляются в когнитивной, регуляторной и коммуникативной функциях.

С целью изучения влияния реализации потребности в саморазвитии, особенностей восприятия социальной поддержки и характеристик антиципационной состоятельности на организаторские способности было проведено исследование.

 

Методология и результаты исследования

 

В качестве методов исследования применялись: обзор научной литературы по предмету исследования, анализ современных психологических публикаций, психологическое тестирование, интерпретация результатов, корреляционный анализ и обобщение полученных данных. Психодиагностика проведена при помощи теста «Экспресс-диагностика организаторских способностей», методики «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н. П. Фетискина и др.); «Многомерной шкалы восприятия социальной поддержки» («MSPSS») Г. Зимета (в адаптации Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского), теста «Антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность)» (В. Д. Менделевича). Методы математической статистики: корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Респондентами исследования стали юноши и девушки от 17 до 23 лет, обучающиеся на первом-третьем курсах Кемеровского государственного медицинского университета, всего было протестировано 54 человека.

Методика диагностики организаторских способностей позволяет выявить актуальный уровень владения такими способностями. По результатам проведенного исследования средним уровнем организаторских способностей обладают более половины юношей и девушек, участвовавших в исследовании (54% показали подобный результат), высокий уровень организаторских способностей выявлен у 33% респондентов. Полученные результаты характеризуют умения молодых людей принимать решения в широком спектре ситуаций и нести за эти решения личную ответственность; эффективно работать в коллективе, конструктивно общаться с руководством, коллегами и подчиненными; самостоятельно определять круг задач личностного роста и повышения образования. У 13% молодых людей получен низкий уровень владения организаторскими способностями. Такие результаты фиксируют неспособность контролировать ход выполнения работы и корректировать его в зависимости от конкретной ситуации; неумение юношей и девушек анализировать текущую ситуацию с целью оценки возможности ее изменения. Е. В. Валиуллина отмечает, что «молодые люди не заинтересованы в достижении целей, слабо мотивированы на достижение успеха, при решении актуальных задач и столкновении с трудностями – отказываются от выполнения заданий, теряя интерес к выполнению деятельности» [10].

Особенности реализации потребности в саморазвитии были изучены при помощи одноименной методики Н. П. Фетискина и соавт. Интерпретационного показателя по тесту «саморазвитие на данный момент остановилось» среди респондентов исследования выявлено не было (низкий уровень – 0%). Показатель «отсутствие сложившейся системы саморазвития» выявлен у 22% опрошенных молодых людей – средний уровень параметра характеризует ориентацию юношей и девушек на внешние условия, от которых зависит этот процесс. «В качестве субъективных препятствий становления системы саморазвития личности, – указывает Е. В. Валиуллина, – выделяют: постановку ошибочных жизненных целей, отсутствие выработанных индивидуальных приемов саморазвития, недостаточность личной мотивации, неоптимальный уровень самооценки, доминирующие или конформные способы взаимодействия с окружающими» [11]. Подавляющее большинство респондентов данного исследования имеют высокий уровень параметра и «активную реализацию потребности в саморазвитии» (78% из них). Такие показатели характеризуют людей с деятельной позицией самосовершенствования, целенаправленной и активной работой над собой, над развитием своих способностей и увеличением своих возможностей.

Шкала восприятия социальной поддержки Г. Зимета позволяет оценить особенности восприятия поддержки по трем аспектам: поддержка «семьи», поддержка «друзей» и поддержка со стороны «значимых других». Результаты проведенного исследования показали достаточно высокий общий уровень восприятия социальной поддержки у опрошенных юношей и девушек (10,833±1,82). Наиболее высокие значения по шкале социальной поддержки от «значимых других» (высокий уровень параметра – 94% респондентов). Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский выявили, что социальная поддержка от других людей способствует преодолению стрессовых ситуаций, позволяет взглянуть на такие ситуации под другим углом, повышает личную самооценку, а в «собственную оценочную систему включается оценка значимого другого, что меняет эмоциональный отклик» [12]. По шкале социальная поддержка «друзей» у 89% юношей и девушек выявлен высокий уровень параметра. Социально-психологической особенностью возраста юности и молодости является достаточно развитая сеть приятелей, друзей и знакомых, которая предполагает широкий круг «доноров» социальной поддержки. По шкале социальная поддержка «семьи» 83% опрошенных молодых людей показали высокий уровень параметра, в интерпретации методики – «достаточная социальная поддержка». При таких значениях юноши и девушки воспринимают семью как опору и родители (равно как и сиблинги, бабушки/дедушки, иные родственники) выступают источником эмоциональной, моральной, информационной и/или материальной поддержки с прогнозированием положительной оценки ее эффективности.

Прогностическая компетентность (антиципационная состоятельность) была исследована при помощи одноименной методики В. Д. Менделевича. Методика исследует ее составляющие компоненты: личностно-ситуативную антиципацию, пространственную антиципацию, временную антиципацию и общий (интегративный) уровень антиципационной состоятельности. По результатам проведенного исследования общей антиципационной состоятельностью (277,937±18,72) обладают 84% участников опроса. По данным В. В. Фадеева, «антиципация в деятельности может охватывать различные аспекты развития событий – варианты построения исполнительных действий, вариации изменения условий, варианты оценки вероятных результатов, варианты преобразования моделей условий и общей программы действий» [13]. По шкале личностно-ситуативной составляющей (180,687±10,76) для 65% юношей и девушек характерна антиципационная состоятельность. Шкала фиксирует способность человека прогнозировать возникновение и развитие ситуаций межличностного взаимодействия (в том числе спорные и конфликтные), предвидеть свое поведение, предполагать ответные реакции окружающих. В работе Е. В. Валиуллиной отмечено, что «сформированная психологическая, деятельностная, эмоциональная и социальная адаптивность, оптимальные значения личной антиципации могут существенно помочь найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, выбрать эффективный способ разрешения конфликта» [14]. Шкала пространственной составляющей антиципационной состоятельности (52,187±8,36) отражает «двигательную ловкость», способность планировать, координировать и контролировать свои движения, крупную моторику. Менее чем у половины респондентов (40%) выявлена антиципационная состоятельность пространственной составляющей. Такие значения показывают слабую моторную ловкость, сложность прогнозирования перемещения различных объектов и/или людей в пространстве, низкий уровень собственной координации движений у большинства опрошенных юношей и девушек. Шкала временной составляющей антиципационной состоятельности (44,812±7,46) характеризует способность планирования личного времени, прогнозирования времени наступления определенных событий и т. д. По результатам проведенного исследования 56% молодых людей, участвовавших в опросе, обладают временной антиципационной состоятельностью.

Корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критические значения для N = 54: r±0,27 (при р ≤ 0,05), r±0,35 (при р ≤ 0,01) (результаты представлены в таблице).

 

Корреляционные связи параметров организаторских способностей
и интерпретационных коэффициентов

 

Интерпретационные коэффициенты

Организаторские способности

Реализация потребностей в саморазвитии

0,436**

Восприятие социальной поддержки

0,248

Поддержка семьи

0,222

Поддержка друзей

0,246

Поддержка «значимых других»

0,297*

Общая антиципационная состоятельность

0,157

Личностно-ситуативная составляющая антиципационной состоятельности

0,135

Временная составляющая антиципационной состоятельности

0,351**

Пространственная составляющая антиципационной состоятельности

0,102

 

Примечание. * – корреляция статистически значима при p ≤ 0,05; ** – корреляция статистически значима при p ≤ 0,01.

 

Проведенный анализ показал наличие значимой положительной корреляционной связи между параметрами организаторских способностей и реализацией потребностей в саморазвитии (при p ≤ 0,01). Саморазвитие как целенаправленный сознательно-регулируемый процесс, характеризующийся постановкой целей и задач, наличием высокого уровня волевого усилия, оказывает значимое влияние на организаторские способности, обеспечивая процессы самореализации в организаторской деятельности. В. Г. Маралов выделяет три формы реализации саморазвития: самоактуализацию, самосовершенствование и самоутверждение. Эти формы тесно связаны между собой, но для совершенствования самого себя и личной актуализации индивиду необходимо пройти через процесс самоутверждения – утвердиться в собственных глазах и в глазах других людей [15].

Между параметрами организаторских способностей и восприятием социальной поддержки «значимых других» получена положительная взаимосвязь (при p ≤ 0,05). Помощь значимых других людей позволяет выйти за рамки актуальной ситуации, создает новые возможности разрешения проблемных ситуаций, что способствует повышению уровня личной уверенности, расширению репертуара мотивационного воздействия на других людей, оптимизации эффективности организаторской деятельности. Корреляционный анализ выявил наличие значимой положительной связи между параметрами организаторских способностей и временной составляющей антиципационной состоятельности личности (при p ≤ 0,01). Временная составляющая антиципации обеспечивает процессы планирования деятельности, прогнозирования времени наступления событий, варианты оценки вероятностных результатов, а высокие показатели организаторских способностей оптимизируют такие показатели, способствуют повышению представленческого, речемыслительного и перцептивного уровней антиципационной состоятельности личности.

 

Заключение

 

Категория организаторских способностей включает различные виды деятельности – от руководства группой людей до самоорганизации, от мотивации других людей на достижение успехов до самомотивации к саморазвитию, самоутверждению и самосовершенствованию. Организаторские способности рассматривают как способности к организаторской деятельности, которые призваны обеспечить ее эффективность.

Основу организаторских способностей составляют способности к самоорганизации и самодисциплине, которые реализуются в потребности к саморазвитию. Навыки самоорганизации и аспекты саморазвития имеют общие структурные элементы (самоконтроль, постановка целей и задач, планирование, определение приоритетов, настойчивость, упорство, самостоятельная мотивация, постоянное обучение, приобретение новых навыков и т. д.).

Высокий уровень восприятия социальной поддержки от значимых других людей способствует эффективности реализации организаторских способностей, обеспечивая субъективную уверенность в своих силах, позволяя снизить эмоциональное напряжение и повысить стремление к преодолению сложных ситуаций (заручившись поддержкой или субъективно ощущая такую поддержку).

Необходимым элементом эффективной организаторской деятельности выступает антиципационная состоятельность личности. Для реализации организаторских способностей особое значение имеет временная составляющая антиципации, участие в планировании, прогнозировании и расчете времени выполнения как собственной индивидуальной, так и совместной деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы профессорско-преподавательским составом в образовательном процессе вуза при составлении рабочих программ дисциплин психолого-педагогического блока; в разработке мероприятий внеучебной групповой деятельности; планировании воспитательной, волонтерской, кураторской работы, а также в направлениях студенческой научно-исследовательской деятельности.