Введение
В настоящее время интерес к изучению чувства вины как психологического феномена все более увеличивается. В настоящее время нет единого понимания данного феномена, и в рамках нашей статьи будет предпринята попытка комплексного психологического рассмотрения чувства вины у студентов, что и будет являться новизной нашего исследования.
В психологии чувство вины изучалось многими учеными, рассмотрим основные их положения относительного данного феномена.
В своей работе «Открытие “Я”» И. С. Кон рассматривал вопросы формирования и изменения структуры и содержания индивидуального самосознания в истории культуры и в процессе развития личности [1]. Он отмечает, что культурологи рассматривают чувства страха, вины и стыда как формы социального контроля, упоминая оппозицию стыд – вина в исследованиях Р. Бенедикта [2]. Далее И. С. Кон предлагает понимать данную оппозицию «как элемент единой более общей системы, в которой каждой отрицательной санкции (какой является вина) соответствует определенное положительное начало». В данном контексте Кон рассматривает чувство и сознание вины как негативный полюс совести. Соотнося чувство стыда и вины, И. С. Кон отмечает: «В отличие от стыда, побуждающего человека смотреть на себя глазами каких-то “значимых других”, чувство вины является внутренним и субъективным, означая суд человека над самим собой. Виновным может быть только тот, кто осознает себя субъектом деятельности, и только в пределах своей реальной ответственности» [3].
Отечественный психолог Е. П. Ильин в своей книге «Психология совести. Вина, стыд, раскаяние» объясняет вину как переживание чувства недовольства собой, которое возникает при несоответствии моральных требований и невыполнении внутреннего долга. Данное чувство видится автору как эмоциональное выражение совести. Соотнося эти два понятия, он пишет: «Комплекс вины напоминает, что у нас есть совесть, но делает это лишь после того, как мы не воспользовались ее советами» [4].
Анализируя соотношение чувства вины и страха наказания, Е. П. Ильин упоминает западного психолога О. Маэра, который отмечает, что чувство вины «может заставить человека желать наказания» [5]. Но оно не равняется страхом перед наказанием, так как часто само это чувство для человека становится некоторым мучением и своеобразным «наказанием». В то же время, например, преступники, могут испытывать страх перед предстоящим приговором, но совершенно не чувствовать вину за содеянное.
Также Е. П. Ильин приводит четыре вида ситуаций, когда появляется чувство вины:
- При невозможности выполнить, что должен.
- Из-за сожаления о действии и бездействии в прошлом.
- При выполнении должного, но чувстве сожаления в глубине души об этом.
- При намерении сделать что-то, что не должен делать [6].
В своей книге Е. П. Ильин также упоминает исследование вины у мужчин и женщин Е. В. Коротковой [7], в результате которого она пришла к выводу, что данный феномен понимается у представителей полов по-разному: большинство мужчин (39,3%) опираются на объективный компонент поступка, то есть вина для них как категория, которая описывает объективный компонент поступка, например преступление, нарушение, проступок. В свою очередь, большинство женщин (49,1%) видят в этом феномене чувство, опираясь на эмоциональный компонент.
Рассматривая феноменологию чувства вины, Е. П. Ильин описывает её следующим образом: в момент переживания чувства вины человек мысленно связывает прошлое («Что я наделал?»), будущее («В следующий раз так не делать не буду») и рациональный компонент, направленный на решение проблемы настоящего («Как решить эту задачу сейчас»). Также автор указывает, что вину могут сопровождать другие эмоции, например, недоумение и растерянность, тоска, огорчение, униженность, разочарованность, оскорбленность. В то же время слишком выраженная склонность к переживанию чувства вины может стать основой для возникновения депрессии или сверхответственности за происходящее [8]. Еще вина может проявляться в физическом плане как напряжение во всем теле, затрудненное дыхание.
Анализируя подходы других авторов, Ильин формулирует два основных взгляда на роль и функцию вины, один из них позитивный: как стимул к мотивации восстановления справедливости, появления чувства личной ответственности, соблюдения общественных норм, благородное чувство воспитанного человека. Цитируя Д. Майерса, автор приводит в пример его высказывание: «Повинуясь этому чувству, мы исповедуемся, приносим извинения, помогаем другим, лучше чувствуем чужое страдание и стараемся избегать дурных поступков. А это значит, что мы сами становимся более чуткими, а наши отношения с окружающими – более человечными» [9]. Рассматривая положительную «сторону» вины, Ильин, ссылаясь на других авторов, отмечает, что она может снижать тревогу и поможет «избежать серьезных психических расстройств». Позитивная роль вины также отмечается в традициях англо-американских психологов: Р. Баумейстер рассматривает ее как помощь в адаптации человека в обществе и как мотивацию человека на просоциальное поведение (направляя человека «загладить свою вину, возместить нанесенный ущерб, утешить пострадавшую сторону») [10].
Относительно структуры вины Е. П. Ильин приводит ее варианты двух авторов: Д. Ангер предлагает рассматривать вину как двухкомпонентную эмоцию (рис. 1) [11]. Первым компонентом является вербально-оценочная реакция, или раскаяние. В основе лежит негативное отношение к себе, самообвинение. Второй компонент – вегетативно-висцеральная реакция. Это мучительные чувства сожаления и раскаяния, основой которых является признание своей неправоты, сожаление о содеянном.
Рис. 1. Структура вины по Д. Ангеру
Структура И. А. Белик (см. рис. 2) включает следующие составляющие: эмоциональный (переживания дисфорического характера: угнетенность, подавленность, страдание, сожаление и раскаяние), когнитивный (осознание и анализ поступка, осознание несоответствия «реального» и «идеального»), мотивационный (желание исправить или изменить сложившуюся ситуацию или поведение), психосоматический (связанный с неприятными физическими ощущениями) компоненты [12].
Описывая процесс формирования вины, Е. П. Ильин также выделяет два основных подхода: первый – биологический, в котором вина имеет генетическую основу [13]; второй – связанный с формированием у человека нравственных норм поведения (совести), с развитием его как личности. В рамках второго подхода Ильин упоминает сформулированные Д. Осьюбелем предпосылки развития вины:
- принятие общих моральных ценностей;
- их интернализация;
- способность к самокритике [14].
Рис. 2. Структура вины по И. А. Белик
Е. П. Ильин отмечает, что воспитывать чувство вины необходимо, но вопрос только в том, как правильно это делать. Стараясь научить ребенка быть честным и защищать слабых, взрослые часто говорят ему: «Извинись» (например, за то, что назвал тетю толстой), а ребенок не чувствует в происходящем свою неправоту. И с этого начинается внутренний раскол: с одной стороны, родители учат его говорить правду, с другой стороны, извиняться за это. Со временем происходит адаптация к такой двойственности, только у одних вина становится регулятором поведения, а у других может перерасти в комплекс вины, который несет в себе дискомфорт, выраженный в напряженности, страхах и неуверенности в себе. Взрослые должны сделать в воспитании упор на то, чтобы совесть стала главным правилом поведения. И для этого им самим необходимо стать главным примером. Примером может послужить манера поведения, когда взрослые не выполняют обещания, говорят на повышенных тонах, грубо, и для ребенка это становится нормой. Также недопустимо сводить счеты с ребенком («Ты поступаешь так со мной, значит, я могу сделать так же с тобой»), это может привести к искажению развития совести у ребенка.
Сводная таблица типов вины, рассмотренных Е. П. Ильиным, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Типы вины
Автор |
Типы |
О’Коннор и др. |
Иррациональные типы вины: - вина выжившего - вина отдаления - вина всеобщей гиперответственности - вина ненависти к себе |
Д. Вайсс |
Добавил адаптивный тип к классификации О’ Коннора |
Б. Центнер с соавторами |
1. Зрелая 2. Нарцистическая 3. Навязанная нарцистическая 4. Псевдовина |
И. Ялом |
1. Объективная вина 2. Онтологическая вина |
Е. В. Короткова |
1. Бессознательная вина 2. Сознательная вина |
Е. П. Ильин |
Невротический тип, который характеризуется следующими проявлениями: 1. Человек все время хочет быть «хорошим». 2. Всегда переживает, что о нем подумают. 3. Пытается «спасать положение» |
Рассмотрим более подробно классификацию О’Коннора, который выделил четыре типа иррациональной вины [15].
1) Вина выжившего – это патогенная вера в то, что достижение успеха и преследование своих целей может заставить близких страдать, вызывает несчастье других. Для человека с таким типом вины существует представление, что у него ограниченное количество благ и что-то хорошее для него идет за счет других.
2) Вина отдаления – появляется из-за страха навредить кому-то при желании достичь собственной цели. Для людей, испытывающих чувство вины отдаления, отдаление или отличие от близких людей является предательством, причиняющим вред.
3) Вина гиперответственности – основой является альтруизм. Человек верит в то, что он ответственен за счастье и благополучие других, в результате чего он преувеличивает свою заботу о ближних.
4) Вина ненависти к себе – базой является жестокое и невнимательное отношение близких людей. Проявляется в негативной оценке себя, чувстве негодности. Крайняя и малоадаптивная форма вины.
Отдельно Е. П. Ильин рассматривает чувство вины как средство манипуляции, здесь он приводит следующие классификации (табл. 2). К негативным последствиям манипуляции чувством вины Ильин относит: эмоциональное переживание, что может вызвать гнев и даже ненависть к манипулятору; неприятный осадок на душе у манипулятора, который может тяготить человека; разрушение отношений между людьми из-за накопленной обиды на манипуляции и дальнейшего сильного сопротивления; появление вины у манипулятора за свои действия.
Таблица 2
Способы манипуляции чувством вины
Автор |
Классификация |
М. Мицели |
- Агрессивный (обвинение, порицание или укор, нападки на оправдывающегося); - явный (манипулятор ставит человека, совершившего проступок, перед фактом последствий этого поступка); - изощренный (манипулятор может принять вину на себя, отказаться от «возмещения ущерба», при этом демонстрируя притворное великодушие) |
Б. А. Хаманн, Т. П. Бразертон (в рекламе) |
- Реактивный (если необходимо подстегнуть интерес к чему-то одному с целью вытеснения чего-то другого с дальнейшей заменой на новое); - превентивный (спекуляция на человеческом желании избежать неприятностей в будущем); - экзистенциальный (вина-сочувствие, соучастие) |
Е. П. Ильин (разговорная манипуляция в детско-родительских отношениях) |
- Обвинительная («Все, о чем ты думаешь, – это только ты сам»); - вопросительная («Как ты мог так поступить?»); - предостерегающая («Не обещай, если не сможешь выполнить») |
Зарубежные представители, например Зигмунд Фрейд, рассматривали в основном деструктивные, отрицательные последствия переживания чувства вины. На взгляд Фрейда, её возникновению служит неприемлемое эгоцентричное поведение или импульсы, основанные на какой-либо идее, которые вступают в противоречие с моральными требованиями супер-Эго человека и имеют связь с бессознательной враждебностью [16].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон изучали агрессию, где рассматривали вину как один из факторов, влияющих на возникновение или подавление агрессивного поведения. Как писали авторы, если агрессор видит отрицательную эмоциональную реакцию на его поступок, в дальнейшем он снижает уровень агрессии к индивиду [17].
Для К. Изарда вина является базовой эмоцией и играет ведущую роль в развитии человека и общества. Развивается данное чувство в каждом сообществе по-разному, так как в основе лежат этические и моральные принципы культуры, принятой в данном обществе. Сформулированные предписания составляют когнитивную часть совести. Данное чувство стимулирует мыслительные процессы, связанные с пониманием поступка и решением правильного исправления ситуации. В то же время если человек, по отношению к которому был совершен поступок, является нам кем-то близким, то переживание вины будет намного сильнее, если бы это был незнакомый или малознакомый человек, потому что связано с возможностью разрыва отношений. Эмоция вины не зависит от убеждений и степени согласия человека с нормами морали, религии и этики. Они могут восприниматься безотчетно, интуитивно. Вина тесно связана с чувством ответственности. Автор особо выделяет причину вины – проступок, который несет ощущение собственного греха. Вина играет важную роль в развитии личной и социальной ответственности [18].
Дж. Вайсс предполагает, что вина играет адаптивную роль для поддержания отношений между людьми. Она происходит из патогенных убеждений, которые человек получил в детстве из-за родителей, которые сами позорно себя ведут, либо же получая от них оскорбления по поводу своего поведения. Но дальнейшее поддержание этого чувства дает ощущение связи с родителями. Меняя свое поведение, в попытках избавиться от этого чувства, многие пациенты были опечалены, так как связь между ними и родителями словно утрачивалась. Он подразделял вину на три вида: малоадаптивная, иррациональная, патогенная. По причинам возникновения вины психолог выделил пять типов вины: адаптивную вину и четыре типа дезадаптивной вины (выжившего, гиперответственности, отделения и вина ненависти к себе) [19].
Американский психолог И. Ялом рассматривает в своей работе явление экзистенциальной вины. Для данного вида главная особенность заключается в том, что оно обозначает дискомфортное состояние, возникающее с переживанием неправильных действий. При этом человек испытывает тревогу и ощущение, что он плохой. Психолог разделяет понятие на два вида: невротическая вина от воображаемых преступлений и подлинная вина, которая появляется из-за реальных преступлений по отношению к другим людям. Данные понятия сложно различить, но основное отличие: невротическую вину можно проработать, а истинную актуально или символически искупить. Также Ялом высказывал мысль, что быть виновным – значит нести ответственность за преступления не только против окружающих, но и против себя. Именно это побуждает к действию. А значит, связано с возможностями и потенциалом человека [20].
Относительно современных исследований чувства вины можно отметить следующие работы.
В статье Ю. В. Горбатовской была разработана и обоснована эмоционально‑установочная модель вины, а также ее структурно-содержательное наполнение и социальные проявления [21]. Практическим результатом данной работы, как отмечает автор, является преодоление методологических ограничений в исследовании вины.
Исследуя психологические особенности агрессивного поведения у подростков, А. А. Венгер обнаружила, что чувство вины – ведущий способ проявления агрессии в данном возрасте [22].
И. Ф. Нурмухаметова и Э. А. Нурмухаметова изучали переживание чувства вины у лиц, склонных к аутоагрессивному поведению [23]. В основном они рассматривали крайние проявления вины, такие как недостаточно развитая совесть или же чрезмерная склонность к обвинению, которые являются фактором риска, ведущим к «формированию дезадаптации или возможной патологии». Безосновательное, подавляемое или же не соответствующее ситуации чувство вины становится малоадаптивным, иррациональным, разрушающим, патогенным и приводит к хронической усталости, фригидности или, возможно, к самоубийствам, которые в суицидологии в существующей классификации самоубийств являются реакцией по типу «самонаказания».
Т. Е. Яценко, О. Н. Ребковец связывают чувство вины с феноменом ответственности [24]. Ответственность рассматривается как исполнение обязательств, направленное для достижения благополучия социального окружения, то есть в большинстве случаев понятие ответственности трактуется как ответственность перед другими людьми, и именно вина стимулирует ответственность.
А. С. Спиваковская и А. М. Луценко чувством вины объясняют низкую самооценку и суицидальное поведение (или склонность к нему) у людей, которые выросли в алкогольных семьях [25]. Авторы рассматривали вину как состояние осознания после совершения поступков, идущих вразрез с общественными нормами и правилами.
В исследовании Дэвида Кили и Мэтта С. Триби изучалась связь между стыдом и чувством вины и суицидальными мыслями [26]. В результате авторами была обнаружена взаимосвязь влияния взаимодействия вины и стыда на появление суицидальных мыслей.
А. С. Хафенбрак и М. Л. ЛаПальм изучали способы снижения чувства вины с помощью медитации осознанности [27]. В серии из восьми экспериментов авторы продемонстрировали, что осознанность, культивируемая с помощью медитации с фокусированным дыханием, может ослабить состояние вины.
Ребекка Коваррубиас и Исидро Ланда в своем исследовании рассматривали такой малоизученный тип вины, как вина за достижение [29]. Факторный анализ выявил четыре фактора, в том числе чувство вины, связанное с уходом из семьи, наличием дополнительных привилегий, становлением другим и переживанием давления из-за неуспеха. Также авторами было доказано, что чувство вины предсказывало большую вовлеченность в семейные роли и взаимозависимые мотивы для поступления в колледж.
М. Ландерс, Д. Шницер и П. Дурки в своем исследовании сравнивают два подхода, объясняющих феноменологию вины и стыда: атрибутивный и функциональный [29]. В своем исследовании авторы доказывают, что функциональная теория более состоятельна, в ее рамках считается, что вина и стыд являются межличностными эмоциями для минимизации причинения вреда ценным другим (вина) и стоимости репутационного ущерба для себя (стыд).
Подводя итоги теоретической части исследования, можно сказать, что вина – это сложный психологический феномен, имеющий свою собственную структуру и функции, и причина его появления – социализация. Данный феномен рассматривается как сложное и часто противоречивое эмоциональное переживание, которое может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности человека.
Методология и результаты исследования
В исследовании чувства вины приняло участие 32 студента ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», возраст от 19 до 21 года (15 юношей, 17 девушек). В качестве методик были использованы:
- тест эмоций Басса – Дарки (авторы A. Buss, A. Durkee; в модификации Г. В. Резапкиной, 2005). Данная методика была проведена для выявления частоты встречаемости чувства вины среди других чувств, появляющихся в трудных жизненных ситуациях как форма агрессии;
- опросник вины Куглера – Джонса (авторы W. H. Jones, K. E. Kugler; в адаптации И. М. Белик, 2006), предназначен для измерения вины как состояния и как личностной черты, а также приверженности к моральным нормам. Вина для авторов – чувство раздражения и недовольства, возникающее при нарушении личных моральных принципов и социальных норм;
- тест «Измерение неадаптивной вины» (IGQ) (автор L. O’Connor; в адаптации Е. В. Коротковой, 2002), направлен на выявление четырех типов иррациональной вины: вины выжившего, вины отделения, вины гиперответственности и вины ненависти к себе.
Анализируя данные, мы получили следующие результаты: в табл. 3 представлена частота встречаемости чувства вины как формы агрессии относительно других чувств (по методике теста эмоций Басса – Дарки). Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: в трудных жизненных ситуациях студенты чаще всего проявляют раздражительность (31%); на втором месте по проявлению оказалась вина (21); реже всего встречаются студенты, проявляющие физическую агрессию и обидчивость (2%), и никто не проявляет подозрительность в подобных жизненных ситуациях (0%).
Таблица 3
Частота встречаемости чувства вины
Чувство |
Процент |
Подозрительность |
0 |
Обидчивость |
2 |
Физическая агрессия |
2 |
Косвенная агрессия |
8 |
Вербальная агрессия |
17 |
Негативизм |
19 |
Чувство вины |
21 |
Раздражительность |
31 |
Взаимосвязи чувства вины как формы агрессии представлены в табл. 4 (r-Пирсона). Анализируя полученные данные, мы видим, что наибольшее количество связей имеет раздражительность, ей сопутствует обидчивость (0,590**), подозрительность (0,375*) и чувство вины (0,417*), последнее также имеет три статистически значимые связи с вышеуказанными формами агрессии. Положительные корреляционные связи имеет также физическая агрессия с косвенной (0,465**) и вербальной агрессией (0,392*) и подозрительность с косвенной агрессией (0,410*).
Таблица 4
Взаимосвязи чувства вины как формы агрессии
|
ФА |
КА |
Ра |
Не |
Об |
По |
ВА |
ЧВ |
ФА |
|
,465** |
-,096 |
,218 |
,058 |
,257 |
,392* |
-,241 |
КА |
|
|
,244 |
,120 |
,191 |
,410* |
,351* |
-,021 |
Ра |
|
|
|
,101 |
,590** |
,375* |
,118 |
,417* |
Не |
|
|
|
|
,051 |
,024 |
,265 |
,101 |
Об |
|
|
|
|
|
,260 |
,238 |
,424* |
По |
|
|
|
|
|
|
,129 |
,450** |
ВА |
|
|
|
|
|
|
|
-,034 |
** – p < 0,01, * – p < 0,05.
ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, Ра – раздражительность, Не – негативизм, Об – обидчивость, По – подозрительность, ВА – вербальная агрессия, ЧВ – чувство вины.
Результаты психодиагностической методики «Опросник вины» Куглера – Джонса представлены на рис. 3. Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: в наибольшей степени у студентов выражена приверженность к моральным нормам (44%), т. е. готовность переживать вину на основе приверженности моральным ценностям, принципам, нормам; а в наименьшей степени у испытуемых выражена такая форма вины, как вина-состояние (21%), т. е. временное эмоциональное состояние, которое переживается в данный момент за недавно совершенный или совершаемый поступок.
Рис. 3. Вина как состояние, личностная черта и приверженность к моральным нормам
Результаты по методике определяющей виды вины и их выраженность в группе испытуемых (тест «Измерение неадаптивной вины», IGQ) представлены на рис. 4. Анализ данных, отраженных на диаграмме, показывает, что наиболее выраженный вид вины – вина выжившего (84%), а наименее выражены вина отдаления и вина ненависти к себе (3%).
Рис. 4. Виды вины
Отдельно также рассмотрим корреляционный анализ (r-Пирсона) по всем трем проведенным методикам (табл. 5). Анализируя чувство вины по форме (вина-состояние, вина – черта личности и вина – моральные нормы), мы выявили следующие значимые связи: для тех студентов, у которых вина чаще переживается как состояние, характерны следующие формы проявления агрессии: раздражительность (0,371*), обидчивость (0,381*), подозрительность (0,467**) и само чувство вины (0,553**); для студентов, у которых вина уже сформировалась как черта личности, характерны подобные проявления агрессии, но без раздражительности. Для студентов, которые ассоциируют чувство вины с приверженностью моральным нормам, характерна общая отрицательная тенденция в проявлении агрессии, статистически значимые связи выявляются с негативизмом (–0,423*) и вербальной агрессией (–0,376*).
Анализируя чувство вины по видам для студентов, испытывающих вину отдаления, можно сказать: нехарактерна раздражительность как проявление агрессии
(–0,382*), для всеобъемлющей ответственности крайне нехарактерна физическая агрессия (–0,381*), а вот вина ненависти к себе положительно коррелирует практически со всеми формами агрессии: физической (0,372*), косвенной (0,383), обидчивостью (0,393*), подозрительностью (0,451**), чувством вины (0,389*).
Таблица 5
Взаимосвязь чувства вины как агрессии с ее формами и видами
|
ВС |
ВЧ |
МН |
ВВ |
ВО |
ВВО |
ВН |
ФА |
–,109 |
–,087 |
–,126 |
–,042 |
–,245 |
–,381* |
,372* |
КА |
,092 |
,056 |
–,335 |
–,096 |
–,252 |
–,307 |
,383* |
Ра |
,371* |
,212 |
–,300 |
–,159 |
–,382* |
–,327 |
,108 |
Не |
–,085 |
,061 |
–,423* |
,107 |
–,211 |
,062 |
,069 |
Об |
,381* |
,372* |
–,185 |
–,017 |
–,016 |
–,066 |
,393* |
По |
,467** |
,450* |
–,062 |
–,025 |
–,133 |
–,083 |
,451** |
ВА |
–,308 |
–,253 |
–,376* |
–,318 |
–,090 |
–,268 |
,108 |
ЧВ |
,553** |
,568** |
,003 |
,268 |
,080 |
,145 |
,389* |
** – p < 0,01, * – p < 0,05.
Чувство вины как агрессия: ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, Ра – раздражительность, Не – негативизм, Об – обидчивость, По – подозрительность, ВА – вербальная агрессия, ЧВ – чувство вины. Формы вины: ВС – вина-состояние, ВЧ – вина-черта, МН – моральные нормы. Виды вины: ВВ – вина выжившего, ВО – вина отдаления, ВВО – вина всеобъемлющей ответственности, ВН – вина ненависти к себе.
Заключение
По результатам проведенного исследования чувства вины у студентов Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» мы можем сделать следующие выводы:
- вина как форма агрессии занимает второе место как одна из самых выраженных эмоций в трудной жизненной ситуации у студентов (21%). По взаимосвязям форм агрессии лидирует раздражительность, ей сопутствует обидчивость (0,590**), подозрительность (0,375*) и чувство вины (0,417*), последнее также имеет три статистически значимые связи с вышеуказанными формами агрессии. Положительные корреляционные связи имеет также физическая агрессия с косвенной (0,465**) и вербальной агрессией (0,392*) и подозрительность с косвенной агрессией (0,410*);
- по форме проявления вины у студентов на первом месте вина как приверженность моральным нормам (44%), в наименьшей степени представлена вина-состояние (21%);
- по видам вины у студентов лидирует вина выжившего (84%), а наименее выражены вина отдаления и вина ненависти к себе (3%);
- взаимосвязь чувства вины как агрессии с ее формами: для студентов, у которых вина чаще переживается как состояние, характерны раздражительность (0,371*), обидчивость (0,381*), подозрительность (0,467**) и само чувство вины (0,553**); для студентов, у которых вина – черта личности, характерны подобные проявления агрессии, но без раздражительности. Для студентов, которые ассоциируют чувство вины с приверженностью моральным нормам, характерна общая отрицательная тенденция в проявлении агрессии, статистически значимые связи выявляются с негативизмом
(–0,423*) и вербальной агрессией (–0,376*);
- взаимосвязь чувства вины как агрессии с ее видами: для студентов, испытывающих вину отдаления, нехарактерна раздражительность как проявление агрессии (–0,382*), для всеобъемлющей ответственности крайне нехарактерна физическая агрессия (–0,381*), а вот вина ненависти к себе положительно коррелирует практически со всеми формами агрессии: физической (0,372*), косвенной (0,383), обидчивостью (0,393*), подозрительностью (0,451**), чувством вины (0,389*).
Полученные в рамках нашего исследования данные можно использовать для профилактических мер в воспитательной работе учебного процесса: отслеживание типов чувства вины будет давать преподавателям понимание о возможных проявлениях форм агрессии у студентов, а для снижения деструктивных типов (вина как ненависть к себе коррелирует с самыми агрессивными мерами реагирования) возможно составление индивидуальных рекомендаций.