Введение
Проблема понимания одиночества состоит в его неоднозначности: например, Г. Гегель считал, что одиночество представляет собой потерю двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром [1]. В его диалектике одиночество определяется состоянием, не столько чуждым бытию человека и метафизически не обоснованным, сколько вынужденным и невольным, внутренне ему присущим, рождающимся из своей же противоположности – общности, в которой личности отчуждают друг друга ради частной собственности. Э. Гуссерль представлял состояние вечного одиночества сознанием человека: «Чем же являются для меня другие люди, сам мир? <…> всего лишь сконструированными феноменами, чем-то продуцируемым из меня самого…» [2]
Рассматривать одиночество можно с разных аспектов. Одиночество как чувство трактуется как переживание человеком своей непохожести на других, непонимание и не принятие себя другими. Одиночество как процесс – это постепенная утрата способности воспринимать, усваивать и реализовывать принятые обществом нормы и, как следствие, утрата социального статуса. Одиночество как отношение – утрата личностной ценности в социальном мире, отсутствие интеграции себя в социум при общении с другими индивидами. Одиночество как жизненная позиция – сознательное желание не поддерживать с кем-либо близкие отношения. Состояние одиночества – как потеря внешней гармонии с миром, так и утрата внутренней целостности у человека.
Далее рассмотрим понимание феномена одиночества в рамках отдельных психологических направлений (табл. 1).
Таблица 1
Понимание феномена одиночества в разных психологических направлениях
|
Представитель |
Понимание феномена одиночества |
Психодинамическое |
З. Фрейд |
Объясняет одиночество воспитанием и множественными факторами, тем или иным образом влияющими на человека в детстве и тем самым предопределяющими, будет ли он одиноким в дальнейшем. Одиночество становится следствием (отражением) таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность [3] |
Э. Фромм |
Анализировал феномен одиночества, в контексте современного ему общества описывает и концепции свободы, которая несмотря на свою положительность, может порождать чувство одиночества и изоляции [4] |
|
Ф. Фром- Рейхман |
Считала, что чувство одиночества фрагментирует личность, раскалывает ее на дискретные части, а это, в свою очередь, ведет к агрессивности, насилию, терроризму, анархии [5] |
|
Социологическое |
Д. Рисмен |
Люди, склонные изменять свое поведение, подстраиваясь под общество, обособленные от своего истинного «Я», не способны достичь того уровня межличностного общения, которое ожидают и, как следствие, испытывают одиночество [6] |
К. Ларс |
Рассматривает этот феномен как многогранное и глубокое явление, которое затрагивает не только личные переживания человека, но и его взаимодействие с обществом. Выделял причины одиночества, такие как отсутствие глубоких межличностных связей, социальная изоляция и внутренние конфликты [7] |
|
Когнитивное |
Л. Пепло, Д. Перлман |
Экспериментально доказали связь между глубинным одиночеством и низкой самооценкой. Человек выявляет чувство одиночества не по отдельному признаку, а по совокупности нескольких факторов: это и определенный субъективный набор эмоций, и поведенческий аспект, например разрыв социальных связей или их сокращение при наличии, и осознание недостаточности этих социальных связей [8] |
Интеракционистское |
Р. Вейс |
Указывает, что одиночество испытывают большинство людей на протяжении всей жизни, и делит его на социальный и эмоциональный типы, однако проследить границу между ними довольно трудно, ведь в большинстве случаев они сочетаются или переходят друг в друга [9] |
Экзистенциальное |
К. Роджерс |
Одиночество – противопоставление внутреннего (истинного) «Я» индивида и его социально представленного «Я» [10] |
У. Садлер, Т. Джонсон |
Считают одиночество всеобъемлющим явлением, помогающим человеку распознать свою индивидуальность [11] |
|
К. Ясперс |
Считает одиночество необходимым элементом экзистенции человека, способствующим раскрытию внутреннего мира и становлению личности [12] |
|
Л. И. Старовойтова |
Считает, что одинокий человек сам выбирает быть одиноким, не находя достаточный эмоциональный отклик в обществе, он предпочитает пограничное состояние с надеждой на нахождение сторонников в будущем, нежели полное непринятие обществом на данный момент [13] |
|
Гуманистическое |
А. Маслоу |
Рассматривает одиночество как состояние, присущее человеку, стремящемуся к самопознанию: «…все самоактуализирующиеся люди, вне всякого сомнения, могли бы пребывать в одиночестве без всякого ущерба для себя и без ощущения дискомфорта. Более того, практически все они любят уединение, во всяком случае больше, чем обычные люди» [14] |
Общесистемный подход |
Дж. Фландерс |
Одиночество своего рода индикатор сбоя работы механизма поддержания оптимального уровня социальной связи между индивидом и обществом. Сам человек, получая такие сигналы, должен разрешать эту проблему. Таким образом, показатель отклонения приобретает форму острого негативного душевного переживания [15] |
В рамках нашего исследования основной теоретической моделью для изучения одиночества является личностно-деятельностный подход Д. А. Леонтьева [16]. В рамках этого подхода феномен одиночества рассматривается как многогранное явление, имеющее как индивидуальные, так и социальные аспекты. Основные аспекты понимания одиночества, по Д. А. Леонтьеву: деятельностный – одиночество можно рассматривать как результат отсутствия или недостатка смысловой деятельности и общения, Д. А. Леонтьев подчеркивает, что человек формируется в процессе деятельности, которая включает взаимодействие с другими, если она отсутствует, то это может приводить к состоянию одиночества; личностные характеристики – одиночество может зависеть от индивидуальных особенностей человека, таких как его личная история, опыт общения и т. д. Д. А. Леонтьев акцентирует внимание на том, что личностные характеристики влияют на качество межличностных отношений и, следовательно, на степень одиночества.
Анализируя исследования одиночества в студенческой среде на момент написания данной статьи, можно отметить их малочисленность. По запросу ключевых слов «студенческое одиночество» существует два исследования:
‒ К. В. Ошлокова и Е. Ю. Кудрявцева акцентируют внимание на том, что одиночество является одной из наиболее распространенных проблем среди студентов. Их исследования показывают, что молодое поколение сталкивается с одиночеством в условиях неустойчивой социокультурной среды, что может приводить к ухудшению общего качества жизни и возникновению психологических проблем, таких как тревожность и агрессия [17].
‒ В. Л. Примаков, Е. Г. Саутина исследуют одиночество как социальный феномен, имеющий особую значимость в жизни студентов. Авторы отмечают, что одиночество затрагивает не только индивидуальный опыт, но и состояние социального окружения, влияющее на личность. В статье рассматриваются три ключевых аспекта одиночества [18].
Современные исследования, изучающие феномен одиночества, в большинстве своем направлены на раскрытие таких его характеристик:
‒ многообразие интерпретаций понятия «одиночество». Статья В. Б. Большова «Молодежное одиночество в социологическом дискурсе» [19] посвящена актуальной проблеме одиночества в современном российском обществе, подчеркивается многообразие интерпретаций понятия «одиночество», что свидетельствует о его сложной природе и различии восприятия этого состояния среди молодежи. В статье представлены результаты качественного исследования, которое исследует восприятие одиночества молодежью. Это исследование отражает не только негативные аспекты одиночества, но и возможные положительные стороны, такие как рефлексия и самопознание. Автор предлагает различать термины «одиночество», «одинокий» и «одинокий стиль жизни», что помогает более точно охарактеризовать разные формы социальной изоляции и их влияние на личность;
‒ изучение исторических и методологических аспектов. Статья «Методологические подходы к изучению одиночества» авторства Е. В. Миндалевой [20] посвящена исследованию феномена одиночества, его историческому развитию и методам анализа. В аннотации подчеркивается, что одиночество обладает как негативными, так и позитивными аспектами, влияющими на формирование личности. Исторический аспект одиночества рассматривается как социальный феномен, который существует с момента появления человека. В статье упоминается, что с развитием социальной природы человечества возникла двойственность – противоречие между естественными потребностями индивида и его социальным существованием. Методологические подходы: описаны различные подходы к изучению одиночества, акцентируется внимание на необходимости многогранного анализа, который учитывает психологические, социокультурные и индивидуальные факторы. Статья предлагает глубокий анализ одиночества как комплексного феномена, подчеркивая важность его различного восприятия в зависимости от контекста. Это создает основу для дальнейших исследований и обсуждений того, как одиночество может быть как негативным, так и ресурсным состоянием для личностного развития;
‒ исследование одиночества в контексте современного общества, акцентируется внимание на влиянии виртуальной реальности (VR). Статья «Виртуальная реальность и одиночество» исследует актуальную проблему одиночества в контексте современного общества, акцентируя внимание на влиянии виртуальной реальности (VR) на психологическое состояние человека. Автор К. А. Бекасов [21] определил следующие причины одиночества в VR: неконтролируемое время в социальных сетях, низкая самооценка и страх отклонения со стороны окружающих, отсутствие коммуникативных навыков, травматические ситуации из прошлого, психологические расстройства. К положительным сторонам виртуального одиночества автор отнес следующие: временное уединение может помочь в восстановлении психического здоровья, обеспечить отдых от реальности, позволить пережить новые эмоции; к отрицательным: длительное пребывание в виртуальном пространстве может привести к изоляции, депрессии и даже суицидальным мыслям;
‒ рассмотрение его различных форм проявлений и причин, обусловливающих его распространение. В статье В. А. Приваловой [22] отмечается важность отличия одиночества от уединения и подчеркивается, что уединение может приносить спокойствие, тогда как одиночество приводит к психологическим страданиям. Приведены три стадии одиночества: первая стадия – осознание одиночества и борьба с ним; вторая стадия – смирение с одиночеством; третья стадия – получение удовольствия от состояния одиночества, что может быть особенно опасно.
Резюмируя теоретический анализ по проблеме исследования одиночества в студенческой среде, мы можем отметить его недостаточную психологическую изученность, что и определяет актуальность нашего исследования. На основе выделенной проблемы ставится цель нашего исследования – провести комплексное психологическое исследование одиночества у студентов.
Методология и результаты исследования
Для измерения одиночества классически выделяют два подхода: одномерный (подразумевается единство этого явления, то есть разница между одиночеством двух индивидов подразумевается только в силе переживания) и многомерный (понимание одиночества сводится к чему-то многогранному). Проблемой первого подхода является отождествление всех видов одиночества между собой, что, по сути, приравнивает желание саморазвития (в контексте управляемого одиночества) и глубокое негативное эмоциональное состояние. К тому же при таком исследовании трудно получить стабильные результаты из-за разницы в понимании своего одиночества разными индивидами и нестабильностью этого состояния во временном промежутке. Проблемой же многофакторного подхода к исследованию может стать именно множество факторов, которые и составляют понятие одиночества, ведь их количество будет колебаться от индивида к индивиду или же охватывать, например сразу все типы одиночества, что может запутать исследователя.
В рамках нашего исследования предпринята попытка учета указанной выше проблемы за счет комплексного подхода с использованием следующих методик:
‒ Семантический дифференциал (С. Г. Корчагина). Представляет собой первичную диагностику смыслов, которые студенты вкладывают в слова «одиночество», «изоляция» и «уединение», которые, очевидно, имеют близкие, возможно, пересекающиеся или накладывающиеся друг на друга семантические пространства. Целью методики является получение представления об индивидуальных семантических пространствах понятий «одиночество», «изоляция», «уединение». Методика включает в себя 15 пар полярных утверждений, которые необходимо оценить от –3 до +3. Результатом обработки семантического дифференциала является подсчет факторных весов (оценка, сила, активность).
‒ Диагностический опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина). Методика предназначена для определения уровня глубины и видов переживания одиночества. Методика состоит из 30 вопросов или утверждений с возможностью двух вариантов ответа на них: «да» и «нет». Есть вопросы, подходящие сразу для нескольких типов одиночества, используются как прямые, так и обратные вопросы. Опросник позволяет определить следующие виды одиночества:
1) диффузное – высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о неудовлетворенности собой и своей жизнью. При явной выраженности этого типа одиночества недовольство своей личностью может побуждать человека подражать тем, кто выглядит успешным и довольным жизнью. В состоянии диффузного одиночества индивид стремится к общению с другими, надеясь получить подтверждение своей значимости и места в мире, если же этого не происходит, усиливается тревога и возможна утрата собственного «Я». Наблюдается также интересный парадокс: человеку хочется общаться, но он не может установить настоящую связь, в результате чего он продолжает оставаться одиноким;
2) отчуждающее – высокие баллы по данной шкале указывают на крайнюю степень отчуждения от окружающего мира, что всегда сопровождается острым переживанием чувства одиночества. Ярко выраженное отчуждение приводит к утрате эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, ранее дорогими воспоминаниями и переживаниями, которые становятся чуждыми индивиду, а отношения с ними теряют смысл. В зависимости от личных особенностей это может проявляться в виде высокой тревожности, страха, агрессивности, недоброжелательности, скептицизма и чувства потерянности и др. Важно отметить, что при нарастающем отчуждении собственное «Я» также начинает восприниматься как странное и чуждое. Нельзя утверждать, что человек потерял свое «Я», скорее, он утратил связь этого «Я» с самим собой. Ощущая внутреннюю пустоту, такие люди могут прибегать к употреблению психоактивных веществ, пытаясь ее «заполнить»;
3) диссоциированное – высокие баллы в данном случае могут выражаться в нестабильной самооценке, колеблющейся от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной. Человек, испытывающий диссоциированное одиночество, внутренне как будто разделен не на разные личности, как это бывает при психических расстройствах, а на «хорошего себя» и «плохого себя». При этом «хорошая версия Я» осознается и получает «незаслуженные награды», то есть наделяется идеальными качествами, которые на самом деле либо отсутствуют вовсе, либо лишь в зачаточном состоянии. Следовательно, образ «Хорошего Я» всегда искажен и неадекватен. Для людей, находящихся в состоянии диссоциированного одиночества, искаженной представляется не только собственная идентичность, но и восприятие ими отношения к ним со стороны окружающих. Человек с диссоциированным одиночеством нередко наносит глубокие психологические травмы своим близким, так как особенности этого состояния препятствуют нормальному взаимодействию и пониманию.
‒ «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3) (краткая версия 24 пункта) (Д. А. Леонтьев и др.). На основе полученных баллов рассчитываются результаты по трем шкалам: 1) «Общее переживание одиночества» отражает степень актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми. Высокие баллы по шкале связаны с актуальной выраженностью переживания изоляции, нехваткой эмоциональной близости или контактов с людьми и осознанием респондентом себя как одинокого, изолированного человека. Низкие баллы по шкале свидетельствуют о том, что респондент не испытывает болезненного переживания одиночества, связанного с нехваткой близости или общения, и не считает себя одиноким человеком; 2) шкала «Зависимость от общения» отражает неприятие одиночества, неспособность оставаться одному. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о негативном представлении респондента об одиночестве и его склонности искать общение любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями. Низкие баллы по этой шкале, напротив, отражают спокойное, толерантное отношение к переживанию одиночества, ситуациям уединения и одиноким людям; 3) шкала «Позитивное одиночество» измеряет способность человека находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что респондент испытывает положительные эмоции в ситуациях уединения, умеет ценить их и стремится осознанно уделять время наедине с самим собой в собственной жизни. Низкие баллы по этой шкале отражают неспособность респондента находить ресурс в ситуациях уединения и отсутствие положительных эмоций в связи с уединением.
Выборку нашего исследования составили 54 студента Петрозаводского государственного университета, института педагогики и психологии, двух кафедр: «психология» и «теории и методики начального образования», распределение по полу – 31 девушка и 23 юноши.
Результаты методики «Семантический дифференциал» (С. Г. Корчагина) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Диагностика первичных смыслов, которые студенты вкладывают в слова «одиночество», «изоляция» и «уединение»,
«Семантический дифференциал» (С. Г. Корчагина)
Шкалы антонимы |
Одиночество |
Изоляция |
Уединение |
«плохое – хорошее» |
–1,2 |
–1,9 |
2,0 |
«поверхностное – глубокое» |
0,5 |
0,0 |
1,1 |
«тихое – громкое» |
–1,1 |
–1,1 |
–1,3 |
«разрушающее – созидающее» |
–1,1 |
–1,9 |
2,1 |
«маленькое – большое» |
0,1 |
0,2 |
–0,5 |
«спокойное – беспокойное» |
0,1 |
0,7 |
–2,4 |
«холодное – теплое» |
–1,7 |
–1,9 |
1,6 |
«слабое – сильное» |
0,0 |
0,1 |
0,7 |
«пассивное – активное» |
–1,6 |
–1,7 |
0,7 |
«колючее – мягкое» |
–1,2 |
–1,9 |
2,4 |
«тяжелое – легкое» |
–1,8 |
–1,8 |
2,2 |
«однообразное – разнообразное» |
–2,0 |
–2,0 |
1,3 |
«темное – светлое» |
–1,5 |
–2,1 |
1,9 |
«увядающее – расцветающее» |
–1,8 |
–2,0 |
1,2 |
«застывшее – подвижное» |
–1,4 |
–1,8 |
1,0 |
Сумма |
–15,6 |
–19,2 |
13,9 |
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
‒ смысл, которые студенты вкладывают в слово «одиночество», – плохое, средне глубокое, тихое, разрушающее, среднее по размеру, средне-беспокойное, холодное, среднее по силе, пассивное, колючее, тяжелое, однообразное, темное, увядающее, застывшее;
‒ смысл, которые студенты вкладывают в слово «изоляция», – плохое, средне-глубокое, тихое, разрушающее, среднее по размеру, беспокойное, холодное, среднее по силе, пассивное, колючее, тяжелое, однообразное, темное, увядающее, застывшее;
‒ смысл, которые студенты вкладывают в слово «уединение», – хорошее, глубокое, тихое, созидающее, небольшое, спокойное, теплое, сильное, активное, мягкое, легкое, разнообразное, светлое, расцветающее, подвижное.
Общая динамика очевидна, студенты воспринимают феномены «одиночества» и «изоляции» практически синонимично, но последняя имеет более выраженные негативные характеристики. Смысловое поле феномена «уединения» несет более положительный окрас и по интенсивности переживания негативного/позитивного фона является практически противоположностью одиночества.
Подсчет факторных весов (оценка, сила, активность) одиночества, изоляции, уединения представлен в табл. 3.
Таблица 3
Факторные веса: оценка, сила, активность
«Семантического дифференциала» (С. Г. Корчагина)
Факторы |
Одиночество |
Изоляция |
Уединение |
Фактор оценки (Fо) |
–1,3 |
–1,9 |
1,9 |
Фактор силы (Fc) |
–0,6 |
–0,7 |
1,0 |
Фактор активности (Fа) |
–1,2 |
–1,2 |
–0,1 |
Анализируя полученные данные, делаем вывод, что все факторные веса преобладают у феномена уединение, т. е. студенты считают данное понятие более позитивным, мощным и динамичным в сравнении с одиночеством и изоляцией.
В результате обработки диагностического опросника «Одиночество» (С. Г. Корчагина) были получены следующие данные: среднее значение диффузного вида одиночества – 5,6, отчуждающего – 6,8, диссоциированного – 7,1. При сравнении результатов методики с данными, полученными при проведении семантического дифференциала (табл. 4, табл. 5), выявляются значимые отрицательные корреляционные связи (r-Пирсона) при восприятии студентами слова одиночества у диссоциированного вида с оценкой «тихое – громкое» (–0,43*) и «однообразное – разнообразное» (–0,38*). Также при сравнении видов одиночества и восприятия слова изоляции наблюдается положительная корреляционная связь у диффузного вида с оценкой «слабое – сильное» (0,42*), и отрицательная сильная связь между диссоциированным видом и оценкой «тихое – громкое» (–0,60**). При сравнении восприятия студентами слова уединение и видов одиночества статистически значимых связей не было выявлено.
Результаты методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Д. А. Леонтьев и др.) представлены на рис. 1.
Анализируя полученные данные, мы видим, что высокий уровень наблюдается только по шкалам «общее переживание одиночества» (4%) и «зависимость от общения» (7%), низкие результаты наблюдаются в большей степени по шкале «общее переживание одиночества» (48%), но также представлены в небольшом количестве и в шкале «позитивное одиночество» (7%).
Сравнивая между собой виды одиночества, полученные в результате проведения последних двух методик, мы можем наблюдать следующие особенности (табл. 6).
Проводя анализ полученных данных, мы можем видеть, что статически значимые корреляционные связи наблюдаются: отрицательная между отчуждающим видом и зависимостью от общения (–0,44*) и сильная положительная между диссоциированным видом и общим переживанием одиночества (0,49**).
Таблица 4
Сравнение смыслов, которые студенты вкладывают в слово «одиночество»,
и видами одиночества (r-Пирсона)
Шкалы СД |
Виды одиночества |
||
Диффузное |
Отчуждающее |
Диссоциированное |
|
Плохое – хорошее |
–0,29 |
0,05 |
–0,34 |
Поверхностное – глубокое |
0,23 |
0,04 |
0,26 |
Тихое – громкое |
–0,26 |
–0,13 |
–0,43* |
Разрушающее – созидающее |
0,07 |
0,35 |
0,27 |
Маленькое – большое |
0,03 |
0,03 |
0,09 |
Спокойное – беспокойное |
0,02 |
–0,18 |
–0,18 |
Холодное – теплое |
–0,07 |
–0,03 |
–0,05 |
Слабое – сильное |
0,14 |
0,08 |
0,02 |
Пассивное – активное |
–0,19 |
0,15 |
–0,30 |
Колючее – мягкое |
0,08 |
–0,05 |
–0,03 |
Тяжелое – легкое |
–0,11 |
–0,04 |
–0,20 |
Однообразное – разнообразное |
0,04 |
–1,0 |
–0,38* |
Темное – светлое |
–0,17 |
0,13 |
–0,20 |
Увядающее – расцветающее |
0,06 |
–0,09 |
–0,01 |
Застывшее – подвижное |
–0,35 |
0,27 |
–0,33 |
Таблица 5
Сравнение смыслов, которые студенты вкладывают в слово «изоляция»,
и видами одиночества (r-Пирсона)
Шкалы СД |
Виды одиночества |
||
Диффузное |
Отчуждающее |
Диссоциированное |
|
Плохое – хорошее |
–0,16 |
–0,30 |
–0,26 |
Поверхностное – глубокое |
0,17 |
0,27 |
0,29 |
Тихое – громкое |
–0,15 |
–0,19 |
–0,60** |
Разрушающее – созидающее |
0,08 |
0,09 |
0,13 |
Маленькое – большое |
0,23 |
–0,00 |
0,15 |
Спокойное – беспокойное |
0,14 |
–0,26 |
–0,08 |
Холодное – теплое |
0,14 |
0,11 |
0,08 |
Слабое – сильное |
0,42* |
0,05 |
–0,01 |
Пассивное – активное |
0,16 |
0,05 |
0,03 |
Колючее – мягкое |
–0,30 |
0,25 |
–0,18 |
Тяжелое – легкое |
–0,23 |
–0,15 |
–0,31 |
Однообразное – разнообразное |
0,12 |
–0,11 |
–0,06 |
Темное – светлое |
–0,09 |
0,05 |
–0,12 |
Увядающее – расцветающее |
0,00 |
–0,17 |
–0,07 |
Застывшее – подвижное |
–0,15 |
0,00 |
–0,24 |
Рис. 1. Распределение видов переживания одиночества: «общее переживание одиночества»,
«зависимость от общения», «позитивное одиночество» (Д. А. Леонтьев и др.)
Таблица 6
Сравнение видов одиночества по методикам: диагностический опросник
«Одиночество» (С. Г. Корчагина) и «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3) (Д. А. Леонтьев и др.) (r-Пирсона)
Шкалы СД |
Виды одиночества |
||
Диффузное |
Отчуждающее |
Диссоциированное |
|
Общее переживание одиночества |
0,33 |
0,23 |
0,49** |
Зависимость от общения |
0,09 |
–0,44* |
–0,23 |
Позитивное одиночество |
–0,02 |
0,31 |
0,31 |
Заключение
Резюмируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- Студенты воспринимают феномены «одиночество» и «изоляция» практически синонимично, но последняя имеет более выраженные негативные характеристики. Смысловое поле феномена «уединения» несет более положительный окрас и по интенсивности переживания негативного/позитивного фона является практически противоположностью одиночества.
- Факторные веса семантического дифференциала: оценка и сила преобладают у «уединения», активность – у «одиночества» и «изоляции».
- Средние значения по видам одиночества распределились следующим образом: диффузный – 5,6, отчуждающий – 6,8, диссоциированный – 7,1.
- При восприятии студентами слова «одиночество» выявляется значимая отрицательная корреляционная связь у диссоциированного вида с оценкой «тихое – громкое» (–0,43*) и «однообразное – разнообразное» (–0,38*). При сравнении видов одиночества и восприятия слова «изоляции» наблюдается положительная корреляционная связь у диффузного вида с оценкой «слабое – сильное» (0,42*), и отрицательная сильная связь между диссоциированным видом и оценкой «тихое – громкое» (–0,60**). При сравнении восприятия студентами слова уединение и видов одиночества статистически значимых связей не было выявлено.
- По шкале «общее переживание одиночества» преобладают средний и низкие уровни (48%), по шкалам «зависимость от общения» и «позитивное одиночество» – средний.
- Сравнивая между собой виды одиночества, мы получили следующие значимые корреляционные связи: отрицательная между «отчуждающим» видом и «зависимостью от общения» (–0,44*) и сильная положительная между «диссоциированным» видом и «общим переживанием одиночества» (0,49**).