Full text

Введение

 

Логистика занимается прогнозированием, контролем и оптимизацией процесса передачи товаров, информации и услуг от производителя или поставщика до конечного потребителя. Она направлена на решение практических задач и помогает сократить расходы на производство, хранение и транспортировку товаров.

В немецкоязычном мире принято следующее определение логистики, сформулированное Х. Баумгартеном: логистика – это целостное планирование, контроль, координация, реализация и контроль всех внутренних и внешних потоков товаров и информации. Также часто используется определение Э. Г. Плаумана, пришедшее из англоязычных стран. Логистика понимается как наличие нужного товара в нужном количестве, в надлежащем состоянии, в нужном месте, в нужный момент, для нужного клиента и по разумной цене [1].

Нерациональное использование транспортных, финансовых и человеческих ресурсов существенно снижает общую прибыль компании, а благодаря логистике производственный процесс доводится до автоматизма и процент издержек стремится к минимуму. В целях минимизации затрат при выборе оптимального варианта в логистике используются различные приемы анализа, экономико-математические и графические методы, моделирование [2].

Большинство компаний нуждается в транспортировке товаров. Главная задача логистических компаний – найти подходы, которые позволят им адаптироваться к изменениям во внешней среде и выбрать новые стратегические приоритеты для повышения конкурентоспособности. Из-за глобальных изменений в цепочках поставок индивидуальный подход к предоставлению логистических услуг становится важным трендом.

На сегодняшний день основными проблемами в логистической отрасли являются: нарушение цепочек поставок и затруднения в трансграничной транспортировке товаров, приостановка поставок и заключения новых контрактов с организациями в отдельных странах, а также проблемы с оплатой и финансовыми операциями.

Изучение практического опыта развития логистической отрасли и рынка грузоперевозок Германии на современном этапе поможет определить эффективность развития отрасли и возможность применения немецких технологий и принципов в других странах.

 

Методология и результаты исследования

 

В исследовании использованы методы сравнительного анализа, синтеза информации и обобщения данных. Данный комплекс методов позволяет полностью решить исследовательскую цель.

Рынок грузоперевозок и логистики Германии можно классифицировать по отраслям конечных пользователей и по логистическим функциям (см. таблицу).

 

Классификация рынка грузоперевозок и логистики Германии

 

№ п/п

Признак классификации

Наименование объекта

1

По отраслям конечных потребителей

Сельское хозяйство

Рыболовство и лесное хозяйство

Добывающая промышленность

Металлургия

Химическая промышленность

Машиностроение

Электротехническая промышленность

Судостроение

Аэрокосмическая промышленность

Военно-промышленный комплекс

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Уголь, нефть и газ

Электроэнергетика

Ядерная энергетика

Водородная энергетика

Возобновляемая энергетика

Розничная торговля и общепит

Оптовая торговля

Финансы и страхование

Телекоммуникации и СМИ

2

По логистическим функциям

Грузовые перевозки

Экспедирование грузов

Курьерская доставка

Экспресс-доставка и посылка

Складирование и хранение

Упаковка и распределение

Сбыт

В настоящее время в Германии работают 30 логистических центров [3]. В 2023 г. объем рынка грузоперевозок и логистики Германии составил 207,90 млрд долларов США. Прогнозируется, что ежегодно объем рынка в течение периода 2023–2029 гг. будет расти в среднем на 3,93% и к 2029 г. достигнет 262,01 млрд долларов США [4].

Высокое качество немецкой инфраструктуры подтверждается Индексом глобальной конкурентоспособности, рассчитываемым Швейцарским институтом развития менеджмента, и инвестиционными обзорами, осуществляемыми международными организациями, например ЮНКТАД или Ernst & Young. В 2018 г. Германия возглавила рейтинг 160 стран по индексу логистической эффективности, получив 4,2 балла из 5 возможных. За Германией следуют Швеция, Бельгия, Австрия, Япония и Нидерланды. Лидерство Германии обеспечивается за счет развитой сети авто- и железных дорог, обширного авиасообщения, эффективной транспортной, информационной и торговой инфраструктуры [5].

В логистическую инфраструктуру Германии входят морские порты, аэропорты, терминалы, автомагистрали. В ФРГ работает крупнейший в Европе контейнерный терминал порта Бремерхафен, порт Гамбург, занимающий второе место в Европе по контейнерным перевозкам; кроме того, функционируют более 250 внутренних портов. Разветвленная сеть аэропортов Германии включает 22 международные воздушные гавани. По количеству перевозимых грузов аэропорт Франкфурта занимает 1-е место, по перевозке пассажиров – 3-е место в Европе. Обширная сеть автомобильных дорог ФРГ, протяженность которых составляет около 650 тыс. км, имеет один из самых высоких показателей плотности автодорог – 1 817 км/ тыс. км2. Протяженность немецких железных дорог – 37 860 км – позволила бы обогнуть весь земной шар. Сеть высокоскоростных рельсовых магистралей, на которых поезд развивает скорость до 300 км/ч, занимает восьмое место в мире [6, 7].

Крупнейшими логистическими компаниями Германии являются Dachser, DB Schenker, Deutsche Post DHL Group, DSV A/S (De Sammensluttede Vognmænd af Air and Sea) и Kuehne + Nagel, которые занимают 35,45% всего немецкого рынка грузоперевозок и логистики. Указанные компании работают во многих странах и являются мировыми логистическими лидерами. Компания Deutsche Post DHL является ведущим провайдером логистических услуг, Deutsche Bahn – оператором сети железных дорог, Lufthansa Cargo входит в число мировых лидеров на рынке грузовых авиаперевозок. Центром прикладных исследований логистических услуг Fraunhofer IIS подтверждена принадлежность основной доли европейского рынка логистики Германии, что позволяет активно развиваться экономике страны и обеспечивать экономический рост в Европе [8].

Германия осуществляет торговлю с Великобританией, странами Скандинавии и Балтии через морские порты; с Францией и странами Бенилюкса – через систему авто- и железных дорог, внутренних водных путей; со Швейцарией и Австрией – через прямое железнодорожное, автомобильное и водное сообщение. Важнейшим немецким морским портом по грузообороту в 2022 г. был Гамбург с объемом 103,4 млн тонн. За ним со значительным отрывом следуют Бремерхафен (42,8 млн тонн), Вильгельмсхафен (31,8 млн тонн), Росток (21,3 млн тонн) и Любек (16,4 млн тонн).

Следует отметить, что аутсорсинг занимает большую долю – более 48% (в денежном выражении – более 110 миллиардов евро) в логистической деятельности Германии. Среди видов логистики лидируют морские и наземные перевозки, авиалогистика [9].

На немецком рынке грузовых перевозок и логистики трубопроводный транспорт вносит самый быстрорастущий вклад среди всех видов транспорта. По прогнозам, к 2023 г. на трубопроводный транспорт будет приходиться 10,8% (306,9 млрд т-км) общего объема отрасли.

Внутренний рынок является главным сегментом в грузоперевозках и логистике в Германии. В 2022 г. его выручка достигла 12,8 млрд долларов США, что свидетельствует о его значительном росте, одной из причин которого является растущий рынок электронной коммерции.

Среди конечных пользователей оптовая и розничная торговля занимает ведущую позицию на рынке грузоперевозок и логистики в Германии. В 2022 г. этот сегмент внес вклад в ВВП в размере 10,6% и его среднегодовой темп роста составил 3,86%. Однако рост спроса на рынке электронной коммерции привел к огромному повышению спроса на логистику в данной отрасли.

Non-Temperature Controlled является ведущим регулятором температуры на рынке грузоперевозок и логистики в Германии. Сегмент без температурного контроля занимает самую большую долю на рынке из-за значительного вклада в ВВП обрабатывающей промышленности, составляющей 20,7%. Сегмент с регулируемой температурой демонстрирует самые высокие темпы роста благодаря увеличению спроса на фармацевтические продукты, а также замороженные и упакованные продукты, начавшемуся в 2020 г. из-за пандемии COVID-19.

Германия занимает лидирующую позицию на строительном рынке Европы и имеет самый большой строительный фонд на континенте. В 2020 г. число строительных предприятий в Германии значительно увеличилось на 4,7%, достигнув 39,4 тыс., по сравнению с 37,6 тыс. в 2019 г. В целом в 2021 г. доля строительного сектора в ВВП страны составила около 6,1%. Развитию внутреннего строительного рынка способствовала реализация масштабных строительных проектов в различных секторах экономики Германии.

Правительство Германии ежегодно инвестирует средства в развитие инфраструктуры и строительство автомобильных дорог, в том числе скоростных. В 2021 г. строительство автомагистралей достигло 13 192 км, что на 1,51% больше, чем в 2016 г. Указанные действия способствуют развитию рынка грузовых автомобильных перевозок и созданию дополнительных рабочих мест. В 2020 г. общий объем инвестиций в транспортную инфраструктуру Германии составил почти 35,12 млрд долларов США, из которых 86,6% пришлось на строительство и содержание транспортных магистралей. В 2021 г. на строительство железных дорог было потрачено 12,45 млрд долларов США, что больше чем в два раза по сравнению с 2016 г. В 2022 г. инвестиции правительства ФРГ были увеличены, на федеральные трассы было выделено более 13,58 млрд долларов США, на водные пути – 1,92 млрд долларов США [10].

Анализ рынка грузоперевозок и логистики в Германии за 2020–2022 гг. выявил следующее:

  1. Работа в пандемию COVID-19 в транспортно-складском секторе велась в рамках определенных правительственных ограничений. Вклад в ВВП Германии указанного сектора в 2020 г. упал на 5,71%. С 2021 г. началось восстановление работы сектора. Прирост вклада в ВВП страны в 2021 г. составил 14,27% и достиг величины 4,76%. Наибольшую долю в 40% в транспортно-складском секторе имел наземный транспорт и транспортировка по трубопроводам. При этом минимальный вклад в ВВП в размере 1,6% был в марте 2021 г., максимальный – 6,8% в марте 2022 г.
  2. Транспортно-складской сектор оказывает влияние и поддерживает деятельность других секторов экономики Германии. От транспортных услуг по доставке продукции в значительной степени зависит работа промышленного сектора.
  3. Германия занимает лидирующую позицию в логистической отрасли Европы, опережая Францию и Великобританию. Годовой объем продаж Германии составляет 280 млрд евро, или 298,89 млрд долларов США. На мировом рынке Германия стоит на третьем месте по размеру импорта и экспорта товаров.
  4. Приоритетным направлением инвестирования правительства Германии является строительство железных дорог и развитие транспортной инфраструктуры. Вложения правительства Германии, региональных и местных органов власти, Deutsche Bahn в железнодорожную инфраструктуру в 2022 г. составили около 13,6 млрд евро, или 14,51 млрд долларов США. За счет инвестиций Нижней Саксонии, Гамбурга, Бремена, Мекленбург-Передней Померании и Шлезвиг-Гольштейна совместно с Deutsche Bahn планируется провести модернизацию железнодорожных сетей к 2030 г. [11]

Складская логистика является одним из важнейших направлений отрасли. В складской логистике Германии все шире используются новые технологии управления: Pick-by-Voice (Бери по командам голосом), Pick-by-Light (Бери по световым указателям), Pick-by-Robot (Бери роботом), которые основываются на применении искусственного интеллекта, работе комплекса видеокамер и сенсоров, машинного обучения. Указанные разработки могут быть интересны для применения на внутреннем и на внешнем рынках Германии.

Инновационные возможности используются рядом немецких фирм уже на этапе проектирования предприятий транспортно-складского сектора. Фирма IPO.Plan GmbH предлагает своим клиентам моделирование будущего предприятия с необходимой транспортной сетью. Это помогает клиентам определить оптимальное количество и типы транспортных средств для их производственных и логистических нужд, принимая во внимание такие факторы, как пропускная способность, грузоподъемность и эксплуатационные расходы.

Кроме этого немецкие компании предлагают интересные решения по системам складирования. Фирмой Hörmann Logistik для фирмы Kunnert в Бад Нойштадте был построен автоматический высокостеллажный склад со стеллажной системой канального типа. Эта система отличается возможностью хранения товаров поперечно на различных моделях поддонов и использованием нескольких типов вспомогательных носителей, таких как «подпаллеты». Склад обеспечивает оптимальное использование пространства и удобство при поиске и хранении товаров [12].

Важным направлением развития складской логистики является автоматизация процессов управления. Логистический центр, включающий три блока: автоматический склад для мелких штучных грузов, высокостеллажный склад для грузов на поддонах и буферный склад, связывающий производство и подразделение, отправляющее готовую продукцию, с автоматизацией процессов управления построен фирмой Klink hammer для фирмы Hauff. Вся система управления логистическим центром основана на полной цифровизации процессов с помощью SAP S4Hana. Это позволяет ускорить и автоматизировать процессы управления складскими операциями и повысить эффективность работы.

Применение современной складской техники и оборудования позволяет повысить эффективность хранения товаров. Фирмой LT Förder tech nik GmbH производятся автоматические склады (AKL) различной вместимостью. В складах предлагается использовать краны-штабелеры типа Pega и подъемно-транспортное оборудование из нержавеющей стали, что позволит хранить любые виды товаров, в том числе продукты питания.

Краны-штабелеры типа Sirius и Wega также производит компания Reiser Engineering GmbH & Co KG. Краны комплектуются различными типами грузоподъемных устройств для работы с технологическими поддонами, коробками, ящиками из разных материалов и позволяют безопасно работать на высоте до 25 м.

Перспективным направлением развития складской логистики является модернизация действующих складов. Компания Unitechnik модернизирует стеллажные склады Retrofit путем автоматизации процессов управления и складирования, замены устаревшего оборудования. Указанные действия приводят к повышению эффективности работы склада, сокращению затрат и улучшению условий работы сотрудников. При этом срок эксплуатации складов увеличивается в два раза и доходит до 20–30 лет.

Применение новых технологий управления процессами комплектования заказов позволяет существенно ускорить процессы. При использовании технологии управления голосовыми командами Pick-by-Voice скорость комплектации заказов на складах увеличивается на 15%, а обучение персонала работе с указанной технологией происходит всего за один день [13].

С развитием розничной онлайн-торговли все больше внимания уделяется совершенствованию складской логистики за счет расширения применения многофункциональных роботов, способных одновременно выполнять отбор, захват и транспортировку товаров. Компания Magazino выпускает транспортные роботы Toru, работающие в автономном режиме и способные подъезжать к нужному стеллажу, находить и захватывать необходимый товар и перемещать его в отдел комплектования заказов. Интересные решения предлагает фирма SSI Schäfer, которая выпускает транспортные системы с тележками, работающими без водителей (FTS), и передвижные стеллажные системы, а также склады SSI Orbiter канального и вертикального типа SSI Logimat [14].

Фирма Jungheinrich производит вилочные электропогрузчики и штабелеры новой линии PowerLine со встроенными литий-ионными батареями, что позволяет уменьшить собственную массу машин, при этом улучшить их маневренность и комфортность использования [15].

 

Заключение

 

Грамотное управление логистическими процессами способствует улучшению экономических показателей компании, оптимизации бизнес-процессов и снижению затрат на хранение и доставку товаров. Логистика контролирует все потоки: материальные, финансовые и информационные – с целью их оптимизации. Она стремится увеличить экономическую эффективность путем прогнозирования спроса, разработки оптимальных маршрутов, выбора наилучших способов доставки готовой продукции, управления закупками и контроля запасов для определения наиболее востребованных товаров. Отлаженный процесс транспортировки сокращает путь товара от склада к полке до 40%, а прибыль увеличивает на 15%.

Германия занимает центральное место в глобальной логистике. Благодаря развитой и эффективно функционирующей системе транспорта и инфраструктуры Германия обеспечивает удобный доступ производителей и продавцов товаров к международным рынкам. Через Германию проходит больше товаров, чем через любую другую европейскую страну: около четверти общеевропейского рынка логистики приходится на нее. Логистическая индустрия, включающая транспортировку, хранение и доставку товаров, играет важную роль в экономике Германии. Она обеспечивает эффективную и надежную поставку товаров по всему миру. Логистическая отрасль занимает третье место по годовому обороту, уступая лишь автомобилестроению и здравоохранению.

Немецкие компании, работающие в сфере логистики, играют важную роль в развитии и поддержке экономики страны. Компании Германии: Dachser, DB Schenker, Deutsche Post DHL Group, DSV A/S (De Sammensluttede Vognmænd af Air and Sea) и Kuehne + Nagel – входят в число глобальных логистических лидеров.

Логистические фирмы предлагают широкий спектр услуг, таких как складирование, доставка и упаковка грузов. Кроме того, они имеют многолетний опыт и знания, которые позволяют им оптимизировать процессы логистики и снижать затраты для своих клиентов. Это особенно важно в современном бизнесе, где конкуренция все более усиливается, а эффективность становится ключевым фактором успеха. Поэтому компаниям следует обратить внимание на возможности оптимизации своей логистики и воспользоваться профессиональными услугами логистических фирм. Это позволит им сэкономить деньги, повысить эффективность и улучшить качество своих услуг.

Применение новых цифровых платформ и систем, автоматизированных складов и видов подъемно-транспортного оборудования, активное использование роботов наглядно показывает достижения и перспективные пути развития логистики как одной из ключевых отраслей современной экономики Германии.

Изучение и анализ опыта логистической деятельности Германии, достижений и инноваций в этой сфере могут быть полезны другим странам мира для развития своих национальных отраслей.

Знания в области управления логистическими процессами имеют важное значение для решения следующих основных задач:

– поддержание согласованности между подразделениями, осуществляющими логистические операции, и подразделениями, ответственными за продвижение товаров;

– успешная организация перевозки грузов;

– профессиональное управление складскими системами;

– повышение автоматизации и механизации процессов.

Следует отметить, что изучение новых технологий и инновационных решений позволяет оценить возможность их применения в логистической сфере и рассчитать их эффективность. Инновационные подходы и методы управления материальными, финансовыми, информационными и сервисными потоками в различных отраслях бизнеса повышают конкурентоспособность компаний и обеспечивают долгосрочную прибыльность.

Дополнительно, для успешной профессиональной подготовки и переобучения специалистов в области грузоперевозок, складирования и логистики, необходимо изучать мировые тенденции в этой сфере, быть в курсе новейших разработок в области складского оборудования и информационных программ.

Также знания в сфере логистики Германии могут быть полезны для проведения дальнейших исследований по оценке развития отдельных направлений и видов логистики в федеральных землях; сравнения региональных особенностей законодательства и осуществления логистической деятельности с общегерманскими показателями.