Введение
В современной экономике знаний в системе производительных факторов особое место принадлежит человеческому капиталу. Определение данного понятия еще в XX в. дал Теодор Шульц, лауреат Нобелевской премии, констатировав факт, что значимые социальные сферы, такие как образовательная система и здравоохранение, являются основными направлениями развития человеческого капитала, что обеспечивает экономический рост на мезо- (отдельные территории) и макро- (государства) уровнях [1]. В общем виде человеческий капитал можно определить как «совокупность знаний, умений и навыков для удовлетворения многообразных потребностей как непосредственно человека, так и общества в целом». Феномен человеческого капитала в современном мире имеет следующие особенности: он изначально аффилирован с конкретным человеком, накапливается (аккумулируется) на протяжении всей жизни в процессе обучения и саморазвития, не подвергается физическому износу, проявляется в форме способностей, умений и навыков (как рабочих, так и управленческих) [2].
Для понимания сущности человеческого капитала целесообразно представить его в виде декомпозиции отдельных элементов, с каждым из которых можно работать отдельно с целью повышения качества совокупного человеческого капитала и достижения синергетического эффекта. Существуют разные подходы к формированию структуры человеческого капитала: по затратному принципу (на основе направлений инвестирования в развитие), по уровням (индивидуальный, коллективный – в отдельной организации, общественный – региональный или страновой). При этом можно выделить и условия, которые способствуют эффективной реализации человеческого потенциала. Основными из них будут уровень и качество жизни, развитость рынка труда, благополучная демографическая и образовательно-квалификационная политика [3]. Значимую роль играет и комплексное понятие «благосостояние», под которым принято понимать обеспеченность необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами, причем этот фактор можно анализировать как применительно к отдельной личности, обладающей индивидуальным человеческим капиталом, так и к семье в целом как институту, который влияет на уровень реализации человеческого потенциала личности. Традиционная семья – это всегда несколько поколений, где человеческий капитал трудоспособного населения во многом зависит от удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных членов семьи [4].
В условиях быстрых темпов развития научно-технического прогресса, изменения технологий, стремительной цифровизации процессов к сотрудникам предъявляют требования непрерывного личностного и профессионального совершенствования. Как следствие, увеличивается продолжительность обучения человека, возрастает стоимость рабочей силы, усложняются схемы и критерии карьерного роста специалиста. Появление новых профессий, растущая гибкость производства, нестабильность рынка труда создают условия для возможности смены профессиональной деятельности сотрудника, тем самым повышая его востребованность на рынке труда, а для самого человека стремление к саморазвитию становится обоснованно необходимым, но и требует значительного временного ресурса [5].
Методология и результаты исследования
Человеческий капитал на современном этапе стал необходимым фактором развития экономики. Его формирование происходит путем привлечения инвестиций в образовательную сферу, сферу здравоохранения, воспитания, развитие предпринимательства, информационного обеспечения, безопасности, в сферы науки, культуры и искусства. Выделение отдельной личностью дополнительного времени на саморазвитие и профессиональное совершенствование приводит к качественному росту индивидуального человеческого капитала, что возможно только при эффективном удовлетворении социальных потребностей членов ее семьи. И здесь возможно использовать потенциал государства для частичного удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества, что позволит разгрузить трудоспособное население. Используя статистические данные и количественные методы их анализа, а также методы контент-анализа литературных источников по теме, проанализируем влияние социального обеспечения нетрудоспособных членов российской семьи на формирование качества человеческого капитала. Как объекты исследования выделим наиболее значимые в контексте традиционных семейных ценностей группы – малолетние дети и пожилые родственники, которые требуют особого ухода и внимания.
В первую очередь рассмотрим возможность экономически активного населения удовлетворить потребности младших членов семьи (детей) в присмотре и уходе с возможностью полноценно погрузиться в рабочий процесс. Система дошкольного образования играет неоспоримо важную роль в системе социальной инфраструктуры. Это первый и важный образовательный этап в жизни ребенка. Именно здесь создается фундамент для основных навыков и знаний, необходимых для успешного обучения в школе и на последующих этапах жизни. Изменения, которые происходят каждый год в мире, политике, экономике, рождают новые тенденции, которые необходимо учитывать при воспитании детей. Основными задачами в дошкольном образовании на сегодняшний момент являются [6]:
- Развитие гибкости мышления, адаптивности, креативности и проблемного мышления у детей, что способствует их успешной социализации и развитию в будущем.
- Сбалансированная интеграция цифровых технологий (умение пользоваться различными гаджетами не только для развлечения, но и в образовательных целях).
- Использование игровых и интерактивных методик обучения.
- Укрепление партнерства между родителями и учителями.
- Повышение уровня инклюзивного образования.
- Индивидуализация, создание условий для саморазвития и самовыражения каждого ребенка.
- Развитие межкультурной компетенции, что позволит повысить уровень толерантности и уважения.
Дошкольные образовательные организации (ДОО), как государственные, так и коммерческие, должны быть ориентированы на потребности современного общества и удовлетворять запросы семей с учетом материальных возможностей, места жительства, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка/детей. Развитие негосударственного сектора дошкольного образования дает определенные преимущества: снижает нагрузку на государственные (муниципальные) детские садики, рождает здоровую конкуренцию на рынке социальных услуг, расширяет возможности родителей на право выбора программ дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных интересов ребенка. Однако родители отдают предпочтение государственным ДОО, несмотря на все сложности с получением путевки, перегруженными группами, неукомплектованностью персоналом и другие проблемы. Этот выбор обусловлен высокой стоимостью дошкольного образования в частном секторе. Но при этом также наблюдаются проблемы, связанные с неприспособленностью помещений, маленькими территориями для прогулок и др. Коммерциализация сферы базового дошкольного образования в России находится на начальном этапе. Сдерживающими факторами являются: высокий уровень требований, ответственности, рисков, большое количество сопроводительных документов, определенный уровень недоверия родителей и т. д. Большинство учеников, получающих дошкольное образование, посещают бюджетные дошкольные организации (98,4% от общей численности в 2022 г., 99,4% на 01.01.2023). Тем не менее уже пять лет в России официально существует новый вид экономической деятельности – социальное предпринимательство, ориентированное на удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения (в том числе и нетрудоспособного) за счет предоставления им возможности пользования услугами по адаптированным под них ценам с целью повышения уровня жизни. Частные детские образовательные учреждения – типичные представители этого системного явления [7].
В 2023 г. агентство BusinesStat провело исследование рынка дошкольного образования, результаты которого демонстрируют сокращение численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений в нашей стране с 2018 по 2022 г. на 7,5%: с 7,58 до 7,01 млн человек [8]. Основной причиной стало снижение рождаемости в России. При этом резкого сокращения рынка не наблюдалось, так как открывались новые группы и создавались дополнительные места для детей, проживающих в регионах, где доступность дошкольного образования была затруднена.
Национальные проекты «Образование» и «Демография» ставят основными целями доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Из федерального бюджета выделено на строительство школ с 2019 г. по 2024 г. 489,5 млрд рублей и 160,3 млрд рублей в 2018–2023 гг. – детских садов. С 2019 по 2022 г. в России введено в эксплуатацию 1850 детских садов на 269,6 тыс. мест. Среди лидеров по строительству детских образовательных учреждений можно выделить республики Калмыкия и Татарстан, Чеченскую Республику, Камчатский край, Белгородскую, Вологодскую, Ленинградскую, Липецкую, Магаданскую, Пензенскую, Саратовскую, Тюменскую области [9].
Но, даже имея возможность отправить ребенка в детский садик, приблизительно 57,4% родителей считают, что дома – лучше [10]. Степень удовлетворенности родителей работой дошкольных образовательных учреждений представлена в таблице.
Оценка родителями качества услуг в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 3 до 8 лет в 2020/2021 учебном году [10]
(портал сети образовательных учреждений Ярославской области)
Критерии оценки |
Степень удовлетворенности услугами в дошкольных образовательных организациях (по мнению родителей), % |
|||
полностью удовлетворены |
не совсем удовлетворены |
совершенно не удовлетворены |
не определено |
|
Работа дошкольной образовательной организации в целом |
80,7 |
18,1 |
1,2 |
0,0 |
Организация медицинского контроля и медицинской помощи |
85,6 |
12,6 |
1,2 |
0,6 |
Качество питания |
82,5 |
15,7 |
1,7 |
0,0 |
Организация воспитательной работы |
86,9 |
11,6 |
1,6 |
0,0 |
Профессиональная подготовка воспитателей |
88,9 |
10,6 |
0,5 |
0,0 |
Комфортность пребывания в группе (чистота помещений, температура воздуха, гигиенические удобства) |
88,1 |
9,8 |
2,1 |
0,0 |
Условия пребывания для детей с ограниченными возможностями |
57,7 |
21,1 |
11,9 |
9,2 |
Безопасность пребывания в здании и на территории (состояние здания и мест для игр, охрана территории) |
79,3 |
18,1 |
2,4 |
0,2 |
Забота государства о маленьких гражданах России позволяет обеспечить возможность трудоспособным членам семьи, в первую очередь мамам, выделять время не только на выполнение базовых трудовых функций, но и на саморазвитие, повышение уровня образования, профессиональный рост, что способствует повышению качества человеческого капитала территории и страны в целом.
При анализе числа мест в ДОО можно увидеть значительную межрегиональную дифференциацию. Антилидерами (регионами с наибольшим дефицитом мест для дошкольников) являются Чеченская Республика (на 100 мест в ДОО претендуют 147 детей), Тува (143), Адыгея (133), Дагестан и Тюменская область (129). При этом можно выделить 36 регионов, где на 100 мест в детских дошкольных учреждениях приходится 100 или меньше детей. Существуют регионы с незначительным дефицитом (на 100 мест от 101 до 110 детей), где разница может быть успешна покрыта за счет частных учреждений, ориентированных на социальное предпринимательство. По уровню доступности образования для детей до трех лет (в целом по России 99,2% на середину 2023 г.) наиболее проблемными являются следующие регионы: Забайкальский край (92,5%), Республика Крым (90%), Республика Дагестан (67,2%). Также показатели ниже 99% демонстрируют Ингушетия, Якутия, Бурятия, Удмуртия, Чукотский автономный округ, Новосибирская и Астраханская области, Красноярский край [11].
Рейтинг регионов России по уровню качества регионального человеческого капитала пока, к сожалению, не составляется. Наиболее близкий по смысловым характеристикам индекс человеческого развития. Этот показатель является интегральным и используется в основном для межстранового сравнения. Но применение этой методики для регионов России позволило сформировать группу лидеров с наиболее высокими показателями этого индекса. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область. Самые низкие значения приходятся на Республику Тыва, Алтайский край и Ингушетию. Интересно отметить, что регионы-антилидеры по результатам сравнительного анализа индекса человеческого развития и обеспеченности местами в детских учреждениях имеют значительное пересечение. Общий мировой тренд развития индекса человеческого развития после 2020 г. демонстрирует негативное отклонение, что наглядно демонстрирует рис. 1. При этом нарастает межстрановая дифференциация: если страны-лидеры, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, практически восстановили значение показателя после спада 2020–2021 гг., вызванного пандемией коронавируса и сопутствующим ей мировым кризисом, то страны-аутсайдеры находятся только в начале пути восстановления. Российская Федерация занимала в 2023 г. 56-е место в мире по уровню индекса человеческого развития [12].
Рис. 1. Изменение траектории мирового индекса человеческого развития [12]
Так же как аналог регионального качества человеческого капитала можно рассматривать региональный рейтинг РФ по качеству жизни [13], который ежегодно составляет Центр экономических исследований «РИА Рейтинг». В формировании рейтинга учитываются показатели, которые пересекаются с параметрами, определяющими уровень качества регионального человеческого капитала (доходы населения, рынок труда, демография, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры). В 2023 г. первые позиции в рейтинге регионов по качеству жизни предсказуемо заняли Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Далее следуют Краснодарский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ленинградская, Калининградская, Ростовская и Самарская области. Регионы, занимающие самые низкие позиции в этом рейтинге, также достаточно стабильны – это республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Курганская и Архангельская области, Забайкальский край, Еврейская автономная область. И опять высокая степень пересечения с рейтингом по уровню обеспеченности местами в ДОО, что демонстрирует значимость данного фактора для формирования качества жизни и, как следствие, уровня развития регионального человеческого капитала.
Проанализируем степень влияния обеспеченности социальными услугами пожилых членов семьи на возможность качественного выполнения трудовых функций трудоспособным населением. Данные мировой статистики демонстрируют неуклонное старение населения планеты. Начиная с 2018 г. количество людей старше 65 лет (по прогнозам к 2050 г. это 16% населения) превысило число детей до пяти лет. В Европе к 2050 г. прогнозируют 25% населения в возрасте «65+», а демографическая группа «80+» увеличится в 3 раза и достигнет значения 426 млн. Россия, к сожалению, полностью вписывается в европейскую модель [14]. По демографическим данным Росстата, количество женщин старше 60 лет и мужчин старше 65 лет достигнет 27% к 2025 г., что в абсолютных значениях составит 40 млн человек [15].
Пожилым людям требуются уход, большой спектр медицинских услуг, пансионаты, санатории, центры реабилитации, приспособленное к их нуждам жилье. За этими потребностями кроются серьезные проблемы для многих семей в России. Кто будет осуществлять уход за пожилым человеком, который не в состоянии себя обслужить, если остальные родственники работают? Как и где можно нанять помощника для этих целей? С учетом современных неутешительных тенденций растет востребованность в социальных учреждениях и частных помощниках, которые готовы ухаживать за пожилыми нетрудоспособными членами семьи, чтобы дать возможность трудоспособным членам выделять время на саморазвитие и профессиональное становление.
Но заработать на рынке помощи старшему поколению непросто. Не все потенциальные покупатели услуги могут себе это позволить. Данные по маркетинговым исследованиям относительно потребностей данного рынка России и результатов социального предпринимательства отсутствуют.
Национальной чертой россиян являются уважение, забота о пожилых близких родственниках. К тому же в 2023 г. средняя продолжительность жизни вернулась к допандемийному периоду и достигает 73 лет [15] с тенденцией увеличения. Потребность в помощи есть, но признаться в этом и отправить стариков в дом престарелых, другими словами, «отказаться» от них молодое поколение считает постыдным. В данной ситуации надо рассмотреть два аспекта. Во-первых, отношение населения к домам престарелых, во-вторых, их реальное состояние, уровень ухода и медицинскую помощь. Необходимо пересмотреть сущность и возможности данной услуги с учетом сложившихся ценностей. Следовательно, нужно переформатировать отношение и рассматривать его не как отказ от родственника, а заботу о продлении его физической и духовной насыщенной содержательной жизни. Но для этого однозначно надо пересмотреть состояние государственного сектора в данной сфере и поддержать частный социальный бизнес, который предлагает более качественные услуги, но по высокой цене. При формировании мер государственной поддержки целесообразно опираться на лучшие региональные практики [16]. Структура социальной инфраструктуры, ориентированной на помощь пожилым людям, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема государственного и частного оказания помощи пожилым людям
Стоимость услуг в частных домах престарелых варьируется от 30 000 до 120 000 рублей в месяц. В некоторых частных организациях финансирование услуг происходит из двух источников: 75% пенсия и 25% государственные субсидии. С учетом демографических изменений государственная система ухода за пожилыми людьми и инвалидами в России может не справиться с увеличивающимся потоком ни финансово, ни организационно. Следовательно, возлагаются серьезные надежды на частный социальный бизнес. Но с учетом уровня доходов населения и размера средней пенсии рассчитывать на высокие показатели эффективности этого вида бизнеса не приходится. Однако существующий неудовлетворенный спрос на эти услуги растет. Значит, рыночная ситуация будет меняться в ближайшее время.
В зависимости от спектра услуг можно выделить три вида домов для пожилых людей: адаптированное жилье, специализированные комплексы с обслуживанием (с питанием и помощью в быту) и дома престарелых больничного типа с полным медицинским обслуживанием. Эта сфера и ее развитие находятся в фокусе внимания государства. В нашей стране немало проектов, направленных на улучшение качества жизни старшего поколения. Среди них проекты: «Здравствуйте!» – ориентация на пенсионеров, проживающих в условиях сельской местности; «Заслуженный отдых» – создание лагеря для пожилых людей; «Радуйся, живя!» и другие. Их сотни. Все они с разным масштабом, финансированием, возможностями, поддержкой, методами и мероприятиями, но с одной благородной целью. В рамках реализации федеральной целевой программы шесть регионов РФ приняли участие в пилотном проекте «Старшее поколение», целью которого является повышение степени социальной защищенности, значимости и улучшение социального самочувствия граждан. Активное развитие получили новые технологии социального обслуживания – «Персональный помощник», где предусмотрены обучение граждан родственному уходу (правильно организовывать пространство, режим дня, питание, обеспечивать безопасную среду). А организациям, оказывающим социальные услуги, предоставляются субсидии, которые осуществляются с использованием именного сертификата получателя социальных услуг [17].
К сожалению, на данный момент существует очень много пожилых людей, оставшихся без поддержки и внимания по разным причинам. Основные из них: неосведомленность населения, слабая информированность, недоверие и недостаточность административных ресурсов. Тем не менее удовлетворение социальных потребностей пожилых членов семьи позволяет трудоспособному населению высвободить временные ресурсы для развития личностного человеческого капитала, оставаясь в парадигме традиционных семейных ценностей, свойственных нашему народу.
Заключение
Таким образом, эффективная государственная политика на федеральном и региональном уровнях, направленная на решение социальных проблем нетрудоспособных членов семьи, оказывает положительное влияние на качество регионального человеческого капитала, с одной стороны, за счет улучшения качества жизни и повышения уровня образования и здравоохранения, с другой – за счет высвобождения времени трудоспособных членов семьи, которое может быть направлено ими на развитие в профессиональной сфере. Такие факторы, как рост уровня жизни и экономики, качественные изменения рынка труда, улучшение демографической ситуации, сфер образования и здравоохранения, являются одновременно и условиями, обеспечивающими рост качества человеческого капитала, и результатами его эффективной реализации, находящими отражение в динамике роста производительности труда. Человеческий капитал представляет собой один из ключевых ресурсов в социально-экономическом развитии любого региона, особенно в условиях формирующейся экономики знаний. Но стоит отметить, что для поддержания и благополучного развития эта сфера требует постоянных инвестиций на всех уровнях власти, бизнеса, социальных сфер. Требуется формирование на региональном уровне системного решения, объединяющего программы в разных сферах социальной жизни населения – от дошкольного образования до социальной поддержки пожилых нетрудоспособных членов общества, от здравоохранения до обеспечения условий для саморазвития (что предполагает значительные инвестиции в сферы культуры и образования) и профессионального роста, от решения демографических проблем, которые очень остро стоят перед нашей страной, до обеспечения комплексного благополучия отдельного индивида, которое нельзя оценивать без контекста благополучия членов его семьи. Только комплексное системное решение способно обеспечить рост индивидуального человеческого капитала, а значит, и человеческого капитала территории и страны в целом.