Full text

Введение

 

Государственная поддержка сельского хозяйства является объективной необходимостью, цель которой – создание оптимальных условий для эффективного и продуктивного функционирования отрасли. Для этого государство должно активно применять разнообразные механизмы и инструменты поддержки.

Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей разрабатываются органами государственной власти, предоставляются профильными министерствами и организациями поддержки и служат для сохранения и развития производства сельскохозяйственной продукции, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Следует отметить, что санкции западных стран, запрещающие ввозить в нашу страну некоторые виды сельхозпродукции, послужили мощным стимулом для развития российского агросектора и реализации политики импортозамещения.

Несомненно, внедрение грамотной и эффективной государственной политики, ориентированной на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, является гарантией финансовой устойчивости аграрного сектора. Основные положения данной политики изложены в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1]. В этом законодательном акте описаны различные формы поддержки для сельхозпроизводителей, включая льготное кредитование, доступ к консультационным и информационным услугам, программам по совершенствованию элитного семеноводства и племенного животноводства, содействие в обновлении аграрной техники и увеличении объемов продаж продукции наряду с развитием страхования рисков и другими мерами.

В соответствии с указанным законом Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Государственную программу, ориентированную на развитие аграрного сектора и регуляцию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. В рамках программы выделены ключевые направления для прогрессивного развития агропромышленного комплекса (далее – АПК), установлены правила взаимодействия в данной области, сформированы финансовые механизмы и меры поддержки, предусмотрены критерии для оценки их эффективности [2].

Следует отметить также Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, в рамках которой формулируются планы по достижению основных параметров продовольственной безопасности и гарантированию доступности жизненно важных сельскохозяйственных товаров [3].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2249 с 1 января 2024 г. расширен список мер и субъектов поддержки, определен перечень и размеры компенсации затрат сельхозпроизводителей, внесены изменения в систему льготного кредитования, а также расширены программы помощи фермерам [4].

На основании федеральных законодательных актов на уровне регионов разработаны и утверждены свои нормативные документы по поддержке сельхозпроизводителей. Основным законом Свердловской области по регулированию государственной поддержки является Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ [5]. Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее – Министерство АПК) – исполнительный орган государственной власти региона, участвующий в выработке государственной политики в сфере АПК и предоставляющий сельскохозяйственным товаропроизводителям определенные законодательством виды государственной поддержки [6].

Комплекс законодательных актов, реализуемые меры государственной поддержки способствуют устойчивому развитию сельского хозяйства, а также, как отмечают О. И. Ванюшина, О. В. Лозовая, финансовой стабильности АПК и увеличению количества аграриев [7]. Кроме этого проводимые мероприятия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, по мнению Н. В. Кучковской, обеспечивают продовольственную безопасность страны, повышение качества продукции и расширение рынков сбыта [8].

Изучение действующего законодательства в сфере сельского хозяйства, видов и инфраструктуры поддержки, анализ показателей поддержки позволят оценить эффективность мер государственной поддержки и их влияние на развитие АПК Свердловской области.

 

Методология и результаты исследования

 

Теоретической основой и методологической базой исследования послужили нормативные правовые акты в области развития и поддержки АПК, труды российских ученых в сфере государственной поддержки, статистические данные профильных министерств и организаций поддержки. В работе использовались методы анализа, сравнения и обобщения, статистические методы.

Государственная поддержка АПК предусматривает различные виды финансовой, информационной, консультационной и имущественной поддержки. Как отмечают М. Е. Карпицкая, А. А. Чуянова, прямые меры государственной поддержки подразумевают целевое финансирование субъектов АПК и возмещение им части понесенных расходов. К косвенным мерам государственной поддержки относят регулирование цен и тарифов, льготный режим налогообложения, реструктуризацию задолженности [9].

В Российской Федерации реализуются следующие меры поддержки АПК, приведенные на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

  1. Субсидии на развитие как растениеводства, так и животноводства, а также на создание и закупку сельскохозяйственной техники и оборудования.
  2. Грантовые программы «Агропрогресс», «Агростартап» на развитие семейных ферм, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
  3. Компенсация расходов на создание, модернизацию объектов производственной инфраструктуры, транспортировку и сертификацию продукции АПК.
  4. Условия льготного кредитования для производителей сельскохозяйственной продукции.
  5. Льготные тарифы на железнодорожные перевозки сельхозтоваров.
  6. Освобождение от ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование и комплектующие, а также материалы, которые ввозятся в рамках инвестиционных проектов в приоритетных отраслях.
  7. Заключение специальных инвестиционных контрактов для определенных технологий согласно распоряжению Правительства РФ от 28.11.2020 № 3143-р [10].
  8. Льготный лизинг оборудования, техники для аграрного сектора.
  9. Оценка функциональных особенностей и эффективности сельскохозяйственной техники, оборудования.
  10. Создание и развитие агробиотехнопарков.
  11. Поддержка сельскохозяйственного страхования [11].

Кроме этого одной из мер государственной поддержки является использование единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН). Согласно Налоговому кодексу РФ, ЕСХН – специальный налоговый режим, который могут использовать компании и ИП, производящие (продающие) свою сельхозпродукцию и продукты ее первичной переработки или оказывающие услуги сельхозпроизводителям [12]. Как отмечают Т. С. Анисифоров, Л. М. Батталова, С. В. Крашенинников, преимуществом ЕСХН является низкая налоговая ставка (6%, регионы могут снизить ее до 0%), освобождение от уплаты НДФЛ, налогов на имущество и на прибыль, а также удобная система учета налога [13].

Помимо федеральных мер в регионах действуют свои меры государственной поддержки субъектов АПК. Государственная поддержка в Свердловской области осуществляется на основании Закона Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ [14]. Поддержка проводится в рамках Государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [15], а также на региональном уровне на основании Государственной программы, касающейся основных направлений государственной политики в АПК и потребительском рынке Свердловской области [16]. Финансирование мероприятий поддержки осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ [17] и законов Свердловской области о бюджете на соответствующий финансовый год. Также важными являются Правила, регулирующие предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета [18], и другие нормативные документы.

Основные формы государственной поддержки и порядок их предоставления определяются указанным Законом от 04.02.2008 № 7-ОЗ. Эта поддержка включает в себя субсидии, гранты, государственные гарантии Свердловской области, а также передачу государственного имущества в безвозмездное пользование [19].

Направлениями государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которую осуществляет Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (далее – СОФПП), являются:

  1. Животноводство – субсидии на развитие племенного животноводства, производства рыбной продукции, закуп сырого молока у частных фермеров.
  2. Растениеводство – субсидии на выполнение агротехнических и экологических мероприятий, содействие в развитии отечественного семеноводства, выращивание и продажу зерновых, овощей, картофеля, содержание многолетних насаждений.
  3. Земельные вопросы – субсидии на мелиоративные мероприятия, поддержку в процессе оформления земельных участков в частную собственность.
  4. Поддержка фермеров и сельскохозяйственных потребительских кооперативов – гранты «Агростартап», «Семейная ферма» и «Агротуризм», субсидии и гранты для сельхозкооперативов.
  5. Льготное кредитование – займы и гарантии СОФПП, льготные кредиты для сельскохозяйственных товаропроизводителей, субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам.
  6. Объекты АПК – субсидии на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ, молочных ферм, маркировочного оборудования, внедрения инновационных технологий.
  7. Кадры – субсидии на профессиональное обучение и переподготовку работников АПК, на оплату труда и проживания студентов-практикантов, на улучшение жилищных условий и обзаведение хозяйством молодым специалистам сельского хозяйства.
  8. Страхование – субсидии на часть страховой премии, начисленной по договорам страхования [20].

Государственная поддержка может предоставляться в возмездной и безвозмездной форме. Субсидией является компенсация части затрат, произведенных в текущем (и/или предыдущем) финансовом году. Размеры каждого вида субсидии рассчитывается по формуле и зависят от ряда показателей: объема финансирования из бюджета, ставок, фактических затрат и других составляющих. По мнению Ю. Н. Логиновой, субсидия является основной формой государственной поддержки [21]. Грант представляет собой безвозмездную денежную помощь в определенном программой господдержки размере под реализацию проекта. Расходование средств грантов является целевым. Льготное кредитование подразумевает выдачу уполномоченными банками и организациями поддержки предпринимателей кредитов (займов) субъектам АПК по льготной ставке в рамках программ господдержки.

В целях исполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» СОФПП предлагает свои услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям. Перечень услуг включает в себя предоставление льготных кредитов, а также поручительства по банковским займам и гарантии, обучение и консультации. Консультации по грантам и субсидиям для малых форм хозяйствования оказываются на территории Свердловской области аккредитованными специалистами муниципальных фондов поддержки предпринимательства, созданными при участии СОФПП и администраций муниципальных образований.

По данным СОФПП, в 2023 г. в целях поддержки АПК Свердловской области было оформлено субсидий на сумму 5324 млн рублей, поддержку получили 465 сельскохозяйственных товаропроизводителей [22].

Данные о государственной поддержке фермерских хозяйств и ИП Свердловской области в 2021–2023 гг. представлены в табл. 1 [23].

Таблица 1

Показатели государственной поддержки фермерских хозяйств и ИП

Свердловской области в 2021–2023 гг.

 

№ п/п

Показатель

Период, год

2021

2022

2023

1

Объем предоставленной господдержки, млн руб.

656,85

704,38

929,1

2

Количество получателей господдержки, ед.

288

282

286

 

В рассматриваемом периоде произошло увеличение объема государственной поддержки фермерских хозяйств и ИП на 41,4%, при этом количество получателей поддержки изменилось несущественно.  

В мае 2019 г. при СОФПП был создан Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Свердловской области (далее – Центр компетенций). Главной целью подразделения является содействие в осуществлении регионального проекта «Развитие системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации». Основное направление работы Центра компетенций заключается в предоставлении консультационных и информационных услуг для производителей сельскохозяйственной продукции в формате «одного окна», что облегчает процесс получения грантов и субсидий. В дополнение к этому Центр организует обучающие мероприятия и оказывает помощь в подготовке необходимых документов, включая разработку бизнес-планов, типовых регламентов и договоров. Центр также участвует в поиске партнеров для дальнейшего развития бизнеса и помощи в расширении каналов сбыта продукции, а также в организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В целях оперативного и эффективного решения поставленных задач Центр компетенций работает совместно с АО «Корпорация МСП», Министерством АПК, муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, Россельхозбанком и Сбербанком, Союзом крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, органами местного самоуправления, Уральским государственным аграрным университетом и другими организациями. 

Основные результаты деятельности Центра компетенций за 2019–2023 гг. приведены в табл. 2.

Таблица 2

Основные результаты деятельности Центра компетенций за 2019–2023 гг.

 

№ п/п

 

Показатель

Период, год

2019

2020

2021

2022

2023

1

Количество консультаций по получению господдержки, ед.

86

483

462

453

369

2

Количество семинаров, ед.

17

5

18

13

13

3

Численность участников семинаров, человек

445

165

398

571

600

4

Объем предоставленной фермерам финансовой поддержки, млн руб.

23,6

26,5

x

236

x

5

Количество фермеров, получивших финансовую поддержку, ед.

12

16

31

30

30

6

Количество составленных бизнес-планов для получения господдержки, ед.

6

5

x

x

x

7

Количество разработанных буклетов, брошюр по инструментам господдержки, ед.

8

5

x

x

x

x – данные отсутствуют.

С 2019 по 2023 г. Центр компетенций предоставил широкий спектр консультационных услуг, включая поддержку по финансовым инструментам для субъектов малого и среднего бизнеса, работу с ФГИС «Зерно», а также информацию об условиях льготного кредитования Министерством сельского хозяйства РФ, помощь в получении грантов и субсидий для развития малых форм хозяйствования.

Согласно данным Годового отчета СОФПП в 2019 г., благодаря активному сотрудничеству с Центром компетенций, 36 фермеров смогли получить гранты «Агростартап», «Начинающий фермер» и «Семейная ферма». 254 человека прошли обучение по программе «Бизнес на селе» в 10 муниципальных образованиях. 12 фермеров получили займы на сумму 23,6 млн рублей [24].

В Годовом отчете СОФПП за 2020 г. отмечается, что в 2020 г. 34 фермера тоже получили гранты по тем же программам благодаря услугам Центра компетенций. 16 фермерам были предоставлены займы СОФПП на сумму 26,5 млн рублей [25]. Кроме этого представителями СОФПП было аттестовано 11 территорий Свердловской области, что расширило географию предоставляемых услуг и позволило 86 сельскохозяйственным производителям получить консультации на удаленных территориях. Были заключены соглашения о сотрудничестве с рядом центров компетенций из других регионов, Россельхозбанком и Российским университетом кооперации [26].

В 2021 г., по данным Годового отчета СОФПП, благодаря помощи Центра компетенций 31 фермер смог получить финансовую поддержку Министерства АПК. Было проведено 18 обучающих семинаров, 7 из которых – на удаленных территориях Свердловской области: Богдановиче, Сысерти, Кушве, Нижнем Тагиле, Березовском, Туринской Слободе и Рефтинском ГО. Состоялись специализированные семинары по организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, подготовке пакета документов на грант «Агростартап», маркетингу, брендированию и сертификации продукции. Для информирования фермеров о мерах поддержки и полезных мероприятиях был создан телеграм-канал «Фермеры Свердловской области», на сайте СОФПП – отдельный раздел «Занимаюсь сельским хозяйством» [27].

Согласно сведениям Годового отчета СОФПП в 2022 г. благодаря помощи Центра компетенций в подготовке документов на гранты Министерства АПК 30 сельхозпроизводителей получили финансовую поддержку на сумму 236 млн рублей [28].

В 2023 г. Центр компетенций оказал 369 консультаций в сфере сельскохозяйственной кооперации, провел 13 обучающих мероприятий, в которых приняло участие 600 человек. Как отмечено в Годовом отчете СОФПП за 2023 г., 30 предпринимателей получили гранты и субсидии благодаря помощи Центра компетенций в подготовке документов [29].

Комплекс государственных мер поддержки субъектов АПК Свердловской области способствовал достижению высоких результатов в производстве сельскохозяйственной продукции. Рейтинг Свердловской области по отдельным направлениям сельского хозяйства среди регионов Российской Федерации и в Уральском федеральном округе (далее – УрФО) в 2023 г. представлен в табл. 3.

По производству картофеля, молока и яиц Свердловская область занимает лидирующие позиции среди субъектов УрФО и входит в ТОП-10 регионов России. Кроме этого продолжается активное развитие отрасли рыбоводства, которая представлена прудовым, индустриальными и пастбищным рыбоводством. В 2023 г. на производство и реализацию рыбной продукции были предоставлены субсидии в размере 30,8 млн рублей. Также происходит активное субсидирование приобретения и модернизации сельскохозяйственной техники. Согласно данным Программы деятельности Центра компетенций, областные субсидии на эти цели в 2023 г. составили 509,2 млн рублей [30].


Таблица 3

Рейтинг Свердловской области по отдельным направлениям
сельского хозяйства в 2023 г.

 

№ п/п

Показатель

Рейтинг, место

РФ

УрФО

1

Производство картофеля

6

1

2

Производство молока

7

1

3

Производство яиц

3

1

4

Производство птицы

19

3

5

Выращивание свиней

17

2

 

Таким образом, профильные министерства и организации поддержки на федеральном и региональном уровнях предлагают полный комплекс мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающий финансовую, информационную, консультационную, налоговую и имущественную поддержки. Благодаря эффективным механизмам поддержки Свердловской области удалось достичь высоких показателей производства сельхозпродукции и занять высокие позиции в рейтинге регионов России, что позволило обеспечить продовольственную независимость региона по части основных видов сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее развитие мер государственной поддержки в Свердловской области должно быть направлено на повышение уровня доступности, расширение географии предоставляемых услуг, внедрение инновационных технологий поддержки и увеличение количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые могут воспользоваться программами поддержки.       

 

Заключение

 

Предпринимаемые меры государственной поддержки через различные федеральные и региональные программы сосредоточены на укреплении финансовой стабильности и конкурентных позиций производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Целью данных мер является обеспечение продовольственной безопасности государства, содействие импортозамещению и снижению воздействия санкционных ограничений. Кроме того, они направлены на увеличение экспортного потенциала агропродукции.

Оказываемые меры поддержки в Свердловской области являются достаточно эффективными. В регионе создана развитая нормативно-правовая база и инфраструктура поддержки. Число сельскохозяйственных товаропроизводителей, кому оказывается консультационная и финансовая помощь, с каждым годом растет.

В целях дальнейшего активного развития АПК Свердловской области СОФПП Центру компетенций рекомендуется проводить следующие мероприятия:

  1. Информировать граждан (на специализированных информационных ресурсах, в социальных сетях) о преимуществах сельскохозяйственной потребительской кооперации и мерах государственной поддержки АПК.
  2. Расширять программы подготовки и переподготовки кадров, консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в онлайн-режиме.
  3. Проводить тренинги для участников сельскохозяйственных потребительских кооперативов с привлечением специалистов из других регионов, чтобы изучить успешные практики кооперации и оценить их эффективность.
  4. Содействовать привлечению владельцев личных подсобных хозяйств к предпринимательской активности, включая регистрацию их в иных формах хозяйствования.
  5. Помогать сельскохозяйственным товаропроизводителям в налаживании каналов сбыта продукции и оформлении договорных отношений с контрагентами.
  6. Оказывать всестороннюю поддержку хозяйствам, желающим развивать агротуризм, в том числе по подготовке документов на получение грантов, разработке проектов, налаживанию взаимодействия с потенциальными партнерами по проекту, разработке туристических маршрутов совместно с турагентствами и операторами Свердловской области.
  7. Расширять взаимодействие с партнерами: лизинговыми компаниями, банками, страховыми организациями, союзами – с целью увеличения возможностей поддержки.
  8. Развивать цифровые платформы поддержки АПК.
  9. Проводить опросы среди участников АПК с целью разработки рекомендаций по улучшению и расширению мер государственной поддержки.
  10. Осуществлять оценку уровня удовлетворенности субъектов АПК услугами СОФПП, Центра компетенций путем анкетирования или опроса.